Скачать программу телеграмм на русском языке. Установка клиента Telegram для ПК

Предлагаем вашему вниманию материал нашего эксперта по законодательству в сфере ЖКХ и его практическому применению , посвященный методике получения перерасчет платы за некачественную воду, поступающую в наши квартиры - речь, прежде всего пойдет о недостаточно горячей воде в кранах и разных аспектах возврата части уплаченных за нее денежных средств .

Каждая коммунальная и жилищная услуга должна предоставляться качественно и в соответствии с нормативами, установленными законодательством РФ. Отступление от требований закона в этой части является нарушением качества жилищно-коммунальной услуги .
В этой статье мы подробно расскажем о требованиях к качеству горячего водоснабжения (ГВС), о том, как зафиксировать нарушения и как просить перерасчет за некачественную услугу.
Нередко услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно, особенно часто нарушения качества ГВС происходит в связи с температурным режимом. Данная статья разъяснит, какие требования к горячему водоснабжению установлены законодательством, как выявить и зафиксировать нарушение качества ГВС и как получить перерасчет за некачественную услугу . Алгоритм, описанный в этой статье, применим также к фиксации нарушений качества других ЖКУ.

Чтобы успешно добиться удовлетворения требований о перерасчете за некачественную услугу по горячему водоснабжению необходимо:

  • Выявить нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Зафиксировать определенным, установленным законом способом, нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Обратиться к исполнителю (например, в управляющую компанию) за устранением нарушения качества ЖКУ;
  • Обратиться в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о проведении проверки качества ЖКУ;
  • Обратиться к исполнителю с заявлением о перерасчете платежей за некачественно оказанные ЖКУ;
  • При неудовлетворении требований исполнителя, подготовить иск и обратиться в суд за перерасчетом коммунальных платежей.

То есть, Вы соблюдаете процедуру фиксации и актирования нарушений качества коммунальной услуги, уведомления организации, оказывающей ЖКУ, предъявляете свои требования и только в этом случае имеете шанс на успех по заявлению о перерасчете коммунальных платежей.

1. Как выявить нарушения качества жилищно-коммунальных услуг по горячему водоснабжению?
Основными правовыми актами, устанавливающими нормативы качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на наш взгляд, являются

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее Постановление 354).
  • Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г.
  • Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.

Постановление Главного государственного врача РФ № 20 от 07.04.2009 «Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СаеПин 2.1.4..1974-01.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).

Вот основные показатели качества горячей воды, которые предъявляются законодателем к этой коммунальной услуге.

Требование

Допустимая продолжительность перерыва и допустимые отклонения от качества КУ. Условия и порядок изменения размера платы за нарушение качества
Горячая вода должна поставляться бесперебойно и круглосуточно Перерыв подачи ГВ суммарно не более 8 часов в месяц,
- 4 часа единовременно,
- при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд;
-в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в инженерно-технических сетях обеспечения ГВ- в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 Превышение перерыва предоставления ГВ служит основанием для перерасчета на 0,15 % от оплаты за расчетный период за каждый последующий час непредоставления горячей воды.
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства (СанПиН 2.1.4.2496-09)

П.2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. отклонение от температуры ГВ в точке водоразбора, соответствующей требованиям о техническом регулировании, не допускается в соответствии с Решением ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394.

За каждые 3⁰С отступления от допустимых отклонений температуры ГВ плата снижается на 0,1 процента платы, определенного за расчетный период за каждый час отступления от допустимых отклонений.

За каждый час подачи ГВ, температура которой в точке разбора ниже 40⁰С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за ХВ

Давление в системе ГВС в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа(0,3 кгс/см²) до 0,45МПа(кгс/см²) Отклонение давление в системе ГВС не допускается. За каждый час, когда давление отклонялось от установленного до 25 процентов, размер платы снижается на 0,1% размера платы за расчетный период.

При давлении, отличающего от установленного более, чем на 25 процентов, размер платы снижается на стоимость услуги, начисленной суммарно за каждый день предоставления некачественной КУ(независимо от показаний приборов учета)

2. Как правильно зафиксировать нарушение качества коммунальных услуг?

Прежде чем определить температуру горячей воды в точке водоразбора, необходимо слить горячую воды в течение не более 3 минут.

Выявив, что исполнитель не соблюдает указанные нормативы качества услуги по горячему водоснабжению, Вы должны зафиксировать это, причем такая фиксация происходит по строго определенной процедуре, отступление от которой может обернуться отказом в перерасчете платы.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил исполнитель, он обязан в течение суток проинформировать потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества КУ.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил потребитель, он уведомляет аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Заявление потребитель может сделать устно (например, по телефону) или письменно, заявление подлежит обязательной регистрации диспетчерской. Потребитель сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес помещения, в котором обнаружено предоставление некачественной коммунальной услуги, а сотрудник диспетчерской обязан сообщить сведения о лице, принявшем такое сообщение (т.е. ФИО), номер регистрации сообщения и время его регистрации.

Если причины предоставления некачественной услуги известны исполнителю, он сообщает их потребителю незамедлительно, о чем в журнале регистрации сообщений делается соответствующая отметка. Если причина нарушения качества неизвестна сотруднику диспетчерской исполнителя, проводится проверка качества услуги. Проверка назначается не позднее 2 часов с момента сообщения потребителя о нарушении качества КУ, если с жильцом не согласовано иное время.

Самая важная часть процедуры - составление актов о нарушении качества.

Ситуация 1: Исполнитель согласен с потребителем, что есть факт нарушения ГВС. Организует проверку качества услуги, и стороны совместно составляют акт. По окончании проверки составляется АКТ проверки, в котором должны быть указаны:

  • Дата и время проведения проверки,
  • выявленные нарушения параметров качества услуги, например, нарушение температуры(указываем температуру).
  • использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений,
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества КУ

Акт проверки составляется по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, по 1 экземпляру достается потребителю, исполнителю и другим заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Ситуация 2: Как это нередко бывает, представитель исполнителя уклоняется от подписания акта проверки, в этом случае акт подписывается другими участниками проверки и не менее, чем 2 незаинтересованными лицами.
Совет: сделать отметку на акте, что исполнитель уклонился от подписания акта.
Ситуация 3: В ходе проверки стороны спорят о том, имеет ли место нарушение качества коммунальной услуги.
В данном случае есть два пути: либо вызвать представителя Государственной жилищной инспекции для проведения повторной проверки либо провести экспертизу качества коммунальной услуги;
1) Повторная проверка качества КУ с участием приглашенных исполнителем представителей ГЖИ, представителей общественного объединения потребителей. Проверка в таком порядке проходит, если ни одно из заинтересованных в проверке лиц не инициировало проведение экспертизы качества коммунальной услуги. В акте проверки должны быть указаны дата и время повторной проверки. Таким образом, неисполнение Вашей жалобы и нарушение Ваших прав, как потребителя, является основанием для проведения инспекторами ГЖИ внеплановой проверки.
2) Заинтересованным лицом может быть инициировано проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как происходит экспертиза качества? Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать поведение экспертизы качества коммунальной услуги. Отбор образца коммунального ресурса обязан провести или организовать исполнитель.
Что в этом случае обязательно должно быть отражено в акте? Кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость проведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если из возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах проведения экспертизы.
Заключение, содержащее результаты экспертизы исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки и не позднее 3 дней со дня получения экспертного заключения передать его копии всем участникам проверки.

Если проведение экспертизы качества КУ возможно в месте ее предоставления, потребитель, исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта.
В этом случае в акте должны быть отражены: дата и время проведения повторной проверки, кто инициатор проведения экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт и из какой организации. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, однако, если проведенной экспертизой установлено отсутствие факта нарушения качества КУ, потребитель возмещает расходы на ее проведение.

Ситуация 4: Исполнитель не реагирует на заявки, не проводит проверку или его невозможно уведомить о факте нарушения качества КУ в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
Потребитель вправе составить акт проверки качества КУ в отсутствие исполнителя. В этом случае акт подписывают председатель совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя.
Совет 1: письменно, т.е. заказным письмом с уведомлением о вручении либо телеграммой, уведомить исполнителя о проведении проверки качества КУ в определенный день, указав, что имеет место нарушение качества КУ.
Совет 2: В случае ненадлежащей работы диспетчерской, составьте соответствующий акт. Его должны подписать председатель Совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя. После составления этой бумаги все акты о проверках в отсутствие исполнителя будут считаться легитимными.

Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет платы за некачественные ЖКУ, необходимо зафиксировать нарушения качества КУ в соответствии с четкой процедурой.

3. В какие сроки исполнитель (например, управляющая организация) обязан отреагировать на Ваше заявление и устранить недостатки в качестве коммунальных услуг?

1. (Общее правило) Жалоба на качество предоставления коммунальных услуг
пп. «к» п.31 Постановления № 354 В течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы исполнитель обязан направить ответ об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
2. Заявление о выяснении причин нарушения качества коммунальной услуги, (например, путем звонка в диспетчерскую)
п.104 Постановления № 354 Исполнитель должен незамедлительно сообщить потребителю о причине нарушения качества КУ, если ему причина известна, о чем в журнале учета заявок делается отметка.
в течение 1 суток исполнитель уведомляет потребителя о причинах предоставления некачественной коммунальной услуги, если ранее причины были неизвестны).
3. Заявление на проведение проверки качества коммунальной услуги (п.108 Постановления № 354) в течение 2 часов исполнитель должен согласовать время проверки качества коммунальной услуги с потребителем с момента получения от потребителя сообщения о нарушении(устно или письменно).

4. За какой срок можно просить перерасчет некачественной жилищно-коммунальной услуги.
Итак, Вы зафиксировали нарушения и для того, чтобы обращаться к исполнителю за перерасчетом платы, необходимо четко определить период такого перерасчета, для этого необходимо определить момент начала нарушения качества услуги и момент возобновления предоставления качественной услуги.
С какого момента считается, что коммунальная услуга предоставляется с отступлением от нормативов?
1. Когда исполнитель обнаружил отступление от качества КУ, которую предоставляет, и самостоятельно отметил в журнале учета фактов нарушений качества коммунальных услуг;
2. Когда потребитель обнаружил и сообщил в аварийно-диспетчерскую службу о нарушении качества КУ, если в ходе проведенной проверки факт будет подтвержден, в том числе по результатам экспертизы.
3. С момента начала нарушения качества КУ, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
4. С момента подтверждения в ходе проверки или в ходе экспертизы нарушение качества коммунальной услуги, если исполнитель не проводит проверку либо не может быть уведомлен в связи с ненадлежащей организацией работы диспетчерской. Совет: в этом случае процедуре составления акта необходимо уделить особое внимание (см.п.2 Ситуация 4) .
В какой момент кончается период некачественного предоставления коммунальной услуги?
1. Исполнитель записал в журнале регистрации дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги потребителям, указанным исполнителем;
2. Когда потребитель позвонил в диспетчерскую службу и сообщил, что предоставление качественной коммунальной услуги возобновлено;
3. После составления акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальных услуг(в акте указываются дата и время).
4. С даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным допустимым средством измерения, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет некачественной коммунальной услуги, которые предоставляются некачественно, необходимо совершить ряд действий, а именно:
выявить и зафиксировать должным образом то, что услуга предоставляется с отклонением от требований закона,
определить период, за который Вы будете просить перерасчет,
посчитать сумму такого перерасчета,
обратиться с требованием к исполнителю, т.е. лицу, которое предоставляет коммунальные услуги.

Какими дополнительными доказательствами можно подтвердить, что услуги оказывались некачественно.
Чтобы подтвердить период перерасчета платы за некачественные ЖКУ, можно и нужно представлять исполнителю дополнительные доказательства того, что услуги предоставляются с нарушением законодательства. В частности, такими доказательствами могут служить не только журнал заявок в диспетчерскую и акты проверок, но и ранее выданные предписания ГЖИ, ведомости учета параметров коммунальных ресурсов и тому подобное.
Собрав все доказательства, необходимо обратиться с требованием об устранении нарушений качества коммунальных услуг, с требованием о перерасчете коммунальных платежей, поскольку по делам этой категории необходимо провести процедуру досудебного урегулирования (претензионный порядок).
Закон о защите прав потребителей предоставляет ряд преимуществ истцу: выбор суда, в котором будет рассмотрен иск, например, можно подать иск по месту жительства (альтернативная подсудность), а не в общем порядке (по месту нахождения ответчика). Потребители освобождены от государственной пошлины по искам до 1 миллиона рублей, а если обращаться за защитой прав в общество по защите прав потребителей(ОЗПП), потребитель освобождается от государственной пошлины безотносительно от суммы иска, а кроме того, не несет расходы на доверенность. ОЗПП имеем право представлять потребителей в суде на основании заявления, составленного в простой письменной форме.

Редакция портала о недвижимости и всех аспектах комфортной жизни в них сайт напоминает, что все материалы, вышедшие из-под пера А. Колесниковой, одного из наших постоянных авторов, можно прочитать по .

В законодательстве подробно описан порядок перерасчета платы за коммунальные услуги, который осуществляет исполнитель для потребителя. Мы рассматривали его ранее на страницах журнала (N 8, 2014). Каким образом УК (ТСЖ) может подтвердить свое право на аналогичное снижение размера платы за коммунальные ресурсы со стороны РСО? Закон не содержит конкретики по этому вопросу, что объясняет большое количество судебных разбирательств. Каким образом доказать ненадлежащее качество коммунальных ресурсов в том или ином случае? Как снижается стоимость коммунального ресурса? Ответ ищем в арбитражной практике. Заранее предупредим, что в статье рассмотрены случаи, когда МКД оснащены ОПУ.

Положения договора ресурсоснабжения

Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент может отказаться от оплаты данной энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Поскольку в рассматриваемой ситуации энергия (коммунальные ресурсы) приобретается не для перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом п. 4 ст. 426 ГК РФ к правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг. Этот же постулат следует из содержания Правил заключения договоров ресурсоснабжения <1>. В частности, в данном документе (пп. “в” п. 17, п. 20) отмечено, что показатели качества поставляемого коммунального ресурса считаются существенным условием договора, причем нужно учитывать, что объем и качество коммунального ресурса должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.

——————————–

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

К примеру, в законодательстве нет требований к качеству коммунального ресурса в точке поставки (на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), однако есть требования к качеству коммунальной услуги в жилом помещении. Очевидно, что в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. Обратим особое внимание, что для обоснования требований о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс недостаточно данных, свидетельствующих о нарушении качества коммунальных услуг в жилых помещениях, ведь причина может находиться во внутридомовых инженерных сетях. Значит, важно устанавливать качество ресурса на границе эксплуатационной ответственности. Причем не менее важно определить такую границу. В Правилах заключения договоров ресурсоснабжения об этом также сказано (пп. “в” п. 18).

Еще одно условие договора, которое должно быть согласовано (оно не названо в числе существенных), – это порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. “б” п. 18, п. 23 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Здесь нужно учитывать обязательность выявления причин снижения качества ресурса и порядок выявления этих причин, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг. Заметим, что в силу п. 108 названных Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы после получения сообщения потребителя обязан немедленно сообщить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Судебная практика показывает, что акты, составленные в отсутствие представителя РСО при условии неуведомления РСО, не принимаются в качестве доказательства ненадлежащего качества коммунального ресурса.

Наконец, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса нужно учитывать, что в случае поставки ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. “д” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Таким образом, к качеству коммунального ресурса предъявляются требования из Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, размер платы изменяется в порядке, определенном этим же документом. Основной вопрос заключается в том, каким образом исполнитель должен подтвердить право на изменение размера платы за коммунальный ресурс. Предлагаем рассмотреть конкретные случаи из судебной практики применительно к коммунальным ресурсам, по которым возникает наибольшее количество споров, – горячей воде и тепловой энергии на отопление.

Горячая вода

Самое распространенное нарушение – это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 <2>) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время – не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).

——————————–

<2> СанПиН 2.1.4.2496-09 “Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.

За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В договорах ресурсоснабжения обычно предусматривается порядок составления акта подачи ресурса ненадлежащего качества (аналогичен порядку составления соответствующего акта из Правил предоставления коммунальных услуг). Однако такой акт не является единственным доказательством по делу о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс. В домах, оснащенных ОПУ, для снижения размера платы за коммунальный ресурс достаточно данных приборов учета, которые фиксируют не только объем теплоносителя, но и его качественную характеристику и к исправности которых у сторон отсутствуют подтвержденные документами претензии. Это логически следует из положений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым исполнитель может сам обнаружить отклонение качества коммунальной услуги, должен зарегистрировать этот факт в специальном журнале, оповестить потребителей и в дальнейшем зафиксировать момент возобновления предоставления услуги надлежащего качества (п. 104).

Иначе говоря, перерасчет возможен на основании почасовых параметров горячей воды (см. Постановления АС ЦО от 17.11.2014 по делу N А14-5331/2013, от 12.09.2014 по делу N А35-4488/2013). Так, в Постановлении от 24.11.2014 по делу N А32-3147/2013 арбитры АС СКО удовлетворили иск ТСЖ к РСО о проведении перерасчета платы за некачественную горячую воду, руководствуясь следующими доказательствами:

– данные приборов учета о почасовых параметрах горячей воды позволили проверить расчет ТСЖ;

– многочисленные жалобы и обращения ТСЖ к РСО о ненадлежащем качестве коммунальных услуг, уведомления о проведении проверки качества подтвердили, что РСО была извещена о выявленных отклонениях качества, но проигнорировала сообщения, поэтому не может ссылаться на то, что без ее участия составлялись акты проверки и снимались показания ОПУ. Тем более что количество энергии по данным о почасовых параметрах горячей воды соответствовало сведениям о количестве энергии по суточным показаниям, на основе которых РСО начисляла задолженность ТСЖ за спорный период.

Обратим внимание, что дополнительным доказательством права исполнителя коммунальных услуг на снижение платы за коммунальный ресурс являются сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги, произведенном для потребителей. Они упоминаются во всех судебных разбирательствах без исключения.

Если УК (ТСЖ) не представит доказательства проведения перерасчета платы для потребителей, а также показания ОПУ, а будет основывать свои требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс только на актах, которые суд не примет в качестве доказательств, естественно, суд откажет в снижении платы. Именно так произошло в деле, рассмотренном АС СЗО в Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012: акты фиксации отсутствия горячего водоснабжения составлены в одностороннем порядке без участия представителя РСО, надлежащих доказательств его вызова УК не представила.

Нужно подчеркнуть, что плата должна быть снижена не только за дни, когда температура горячей воды была ниже 40 °C, но и за время, когда температура колебалась от 40 до 60 °C (Постановление АС ЗСО от 22.12.2014 по делу N А45-18619/2013).

Кстати, если УК была привлечена к административной ответственности за ненадлежащее качество воды и в этом была вина РСО (установлено, что горячая вода не отвечала требованиям СанПиН еще на вводе в дом), УК может взыскать убыток в виде суммы уплаченного административного штрафа с РСО (Постановления ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013, ФАС ДВО от 29.04.2013 N Ф03-1558/2013).

Когда речь идет об отключениях подачи горячей воды на вводе в дом, показания ОПУ также пригодятся. Если при наличии ОПУ они не представлены, как и не переданы в суд данные об отключениях, которые должны фиксироваться аварийно-диспетчерской службой исполнителя коммунальных услуг, суд отдаст предпочтение расчету РСО. Именно так произошло в случае, рассмотренном в Постановлении ФАС УО от 27.12.2013 по делу N А71-3517/2013: УК определяла продолжительность перерывов в подаче горячей воды на основании телефонограмм РСО, а РСО (и этот вариант поддержал суд) – на основании заявок сотрудников ЦТП, отображающих фактическое время отключения и включения горячего водоснабжения, поскольку отключение и включение производятся непосредственно на ЦТП, фиксируется их работниками и сообщается в аварийно-диспетчерскую службу УК, которая заносит полученные данные об отключении в накопительные ведомости. Напомним, что согласно п. 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период (она равна восьми часам за месяц), в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы.

Если же состав и свойства горячей воды не соответствуют требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Очевидно, что подтвердить такое нарушение можно только на основании результатов исследования проб воды. Так, в Постановлении от 16.12.2014 по делу N А60-1538/2014 судьи АС УО взыскали с РСО в пользу УК неосновательное обогащение в сумме почти 39 млн руб. за поставку в течение семи месяцев горячей воды, не отвечающей требованиям санитарных норм. Суд не убедили доводы РСО о своей невиновности по причине того, что теплоноситель был некачественным еще на этапе его приобретения у третьего лица. Это обстоятельство не освобождает РСО от исполнения своих обязанностей по поставке абоненту энергоресурсов надлежащего качества.

Тепловая энергия

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах – не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

В свою очередь, арбитры ФАС ЗСО (см. Постановление от 27.02.2014 по делу N А46-1262/2013) поддержали позицию ТСЖ, обоснованную следующим образом. Во-первых, показания ОПУ свидетельствуют об отклонении температуры теплоносителя от температурного графика, что доказывает невозможность обеспечения надлежащей температуры воздуха в жилых помещениях. Во-вторых, при зафиксированных параметрах теплоносителя температура воздуха в двух жилых помещениях дома была равна 17 °C. Эти обстоятельства позволили арбитрам признать законным снижение размера платы за коммунальный ресурс, поставленный в дом в расчетном месяце, на 0,15% за каждый час. При этом не обсуждался сам факт проведения товариществом перерасчета для потребителей. Также суд отклонил довод РСО о том, что перерасчет производить не нужно, поскольку она предъявляла ТСЖ счета исходя из фактического (пониженного) объема тепловой энергии, зафиксированного ОПУ. Объем прав и обязанностей исполнителя по договору ресурсоснабжения не может быть больше или меньше объема прав и обязанностей граждан по отношению к исполнителю коммунальных услуг. То есть плата за коммунальный ресурс, рассчитанная согласно показаниям ОПУ, должна быть уменьшена в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.

В противовес позиции арбитров Уральского округа арбитры Центрального и Северо-Западного округов посчитали, что снижение размера платы за коммунальный ресурс невозможно без доказанного снижения температуры воздуха в жилых помещениях дома. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 12.08.2014 по делу N А14-18222/2012 подтверждено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть замерена прибором, а не выведена расчетным способом (математическим преобразованием формулы расчета объема тепловой энергии по нагрузке с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха). Доказательств отклонения фактической температуры теплоносителя от температурного графика оказалось недостаточно. Согласно результатам проведенной по делу экспертизы несоответствие среднечасового значения температуры теплоносителя температурному графику не является прямым доказательством мгновенного снижения (повышения) температуры воздуха в жилых помещениях. Поэтому суд отказал УК в удовлетворении требований.

В Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012 судьи АС СЗО также не приняли акты снижения качества услуги по отоплению в качестве доказательств, поскольку в них не были указаны номера квартир, в которых производили замеры температуры воздуха. Помимо этого, не было подтверждения, что УК вызывала представителей РСО для участия в проверке. Важно, что УК не доказала, что произвела перерасчет платы за отопление для населения за спорный период. Все это позволило говорить о незаконности требований УК о снижении размера платы за тепловую энергию.

Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что исполнителю коммунальных услуг далеко не всегда удается обосновать снижение стоимости тепловой энергии. Чтобы требования к РСО были обоснованными, нужно соблюдать определенный алгоритм, зафиксированный в договоре. Если он не прописан в контракте, следует действовать примерно так. Во-первых, нужно осуществить замеры температуры воздуха в помещениях дома, обязательно пригласив представителей РСО, оформить проверку качества услуги актами, в них же указать параметры теплоносителя на вводе в дом. Во-вторых, необходимо пересчитать плату за отопление для потребителей. В-третьих, должен быть утвержденный РСО температурный график для конкретной категории МКД, а также нужно хранить показания ОПУ тепловой энергии. В-четвертых, будет нелишним своевременно при выявлении отклонений температуры теплоносителя предъявлять претензии РСО.

Показатели качества коммунальных ресурсов на вводе в дом должны соответствовать показателям качества коммунальных услуг в жилых помещениях. И порядок снижения платы за коммунальный ресурс должен соответствовать порядку снижения платы за коммунальные услуги. Так, температура горячей воды на вводе в дом должна быть не ниже 60 °C, а температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику. Перерасчет по горячей воде производится так же, как и перерасчет для потребителей: за каждые 3 °C отклонения за каждый час плата за месяц снижается на 0,1%. По отоплению сложнее: зависимость температуры воздуха в помещении (ее отклонения от нормы предопределяют размер снижения платы) от отклонений температуры теплоносителя на вводе в дом от показателей температурного графика нелинейная. Поэтому на практике чаще всего исполнители требуют от РСО взыскания убытков (неосновательного обогащения) в сумме, равной сумме перерасчетов, фактически произведенных для потребителей.

Жители одного из домов уже несколько месяцев борются с управляющей компанией из-за некачественной услуги. В некоторых квартирах, из кранов, вместо горячей, течет чуть теплая вода: «С ноября месяца температура горячей воды не соответствует норме (20°, даже и двадцати не бывает иногда). И поэтому мы страдаем, не помыться, не посуду не вымыть. В домоуправление заявок сколько давали, в домоуправление сама ездила, заявление писала. Приходили, замеряли воду. И ничего. Все без изменения».

В норме температура горячей воды в жилых домах должна быть не менее 60-70 градусов. Но даже после длительного слива, сегодня горячая вода в квартире прогрелась лишь до 38 градусов. Совет дома в очередной раз решает составить акт о предоставлении некачественной услуги и требовать от управляющей компании принятия срочных мер и перерасчета.

К этой проблеме мы возвращаемся очень часто, т. е. мы не успеваем ее решить, как она снова появляется. Вроде бы откликается управляющая компания на наше актирование, заявление, либо заявки в диспетчерскую службу. Тем не менее, работы они проводят, и проблемы снова возникают буквально через два-три дня.

Сейчас мы будем добиваться перерасчета по данной квартире, в которой сегодня составляли акты. По существующим нормам, жильцы не обязаны оплачивать некачественные услуги ЖКХ.

Долго нет горячей воды, холодно в квартире, не выполняется уборка в подъезде, не вывозится мусор: если знать куда обращаться и как действовать в данных ситуациях, можно получить перерасчет.

Специалисты службы жилищного просвещения разработали алгоритм действий собственника, в случае оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Давайте разберем с вами предоставление ненадлежащего качества как коммунальной услуги, так и жилищной услуги. Начнем с коммунальной услуги. Что потребитель должен сделать?

Первое — это позвонить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, которая исполнителем заявлена в договоре управления.

Сообщение о такой проблеме может быть сделано в письменной форме или устно (в т. ч. и по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе.

Они обязаны вести журнал регистрации вот этих обращений. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта проверки качества этой коммунальной услуги, не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении. По результатам проверки, составляется акт, который подписывается потребителем или его представителем и исполнителем.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, любой участник вправе инициировать проведение экспертизы.

Если исполнитель не проводит проверку в установленный срок, а также если человек просто не может дозвониться до диспетчерской службы и сообщить о нарушениях, потребитель вправе составить акт проверки качества коммунальных услуг в отсутствие представителя коммунальной организации.

Бывают такие ситуации, что исполнитель и потребитель не пришли к единому решению относительно качества, скажем, по отоплению. Пришли. Потребитель говорит: «Холодно, я мерзну!», ходит в валенках, в ушанке. А исполнитель приходит и говорит: «Да нет, все хорошо, у тебя 21 градус, все нормально», это твои ощущения дискомфортные.

Тогда определяется новая дата и время оценки качества, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей.

И по результатам повторной оценки, составляется акт. В акте о предоставлении коммунальных услуг указывается нарушение параметров качества, время, дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Этот акт является основанием для проведения перерасчета размера платы за данную коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств. Такая у нас тоже возможность есть.

Причем интересно то, что после составления акта предоставления услуг (мы сейчас говорим про коммунальные услуги), потребитель вправе обратиться с письменным заявлением об изменении размера оплаты к ответственному лицу даже в течение шести месяцев.

Если, все-таки, исполнитель отказывается возмещать и как-то реагировать, тогда у нас остается право обращения в суд.

У нас составлена таблица, где как раз алгоритм весь прописан.

То есть три ситуации:

  • Факт подтверждается исполнителем;
  • Спор;
  • Не подтверждается факт.

Что касается некачественного предоставления жилищных услуг. Алгоритм действий по актированию такой же, как и с коммунальными услугами, но есть небольшие нюансы.

У нас принят общим собранием собственников перечень (минимальный перечень услуг), который мы и можем требовать исполнения по договору управления с исполнителя.

Если собственник подозревает, что его права по получению жилищных услуг нарушены, то первоначально ему следует обратиться опять же в управляющую организацию с целью составления акта.

Пришли к вам, стали смотреть. Факт подтверждается, составляем акт. Управляющая говорит: «Ой, да у нас уборщица болела, поэтому мы не могли сделать». Тогда обговаривается дата, до которой должен быть выполнен этот объем работ. И на этом разошлись, подписали акт.

Но если представитель управляющей организации не захотел подписывать акт (он вышел, он назвался, но не подписывает), тогда в присутствии двух потребителей-соседей как свидетелей пишем, что представитель управляющей организации отказывается от подписания акта. Это тоже будет основанием не считать акт недействительным.

Если по истечении данного срока исполнитель все-таки не выполнил свое обязательство, тогда составляется повторно акт. Также уведомляется исполнитель.




Top