Разработка практических рекомендаций управления политикой коммуникаций на примере ооо "мцкп". ИКТ: это что такое? Технология и основные принципы использования

В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А. подчеркнул, свое: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Какие могут быть проекты на основе ИКТ

  • Дистанционное обучение;
  • Виртуальное общение;
  • Сетевая экономика и образование;
  • Широкие возможности для самообразования;
  • Большое количество легко доступной информации.

Перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить:

  • необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений;
  • создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику;
  • массовое внедрения ИКТ в сферу образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования.

Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали:

  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования;
  • Проект «Информатизация системы образования», главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе общеобразовательных учреждений;
  • Приоритетный национальный проект «Образование», реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет;
  • На основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в 2006 году началась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО), представляющей собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках программы был разработан новый электронный образовательный контент, введен в промышленную эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно скачать уже более 10 тысяч ЭОРов нового поколения.

ЦОР - цифровой образовательный ресурс

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

ЦОР разделены на две группы:

  • информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе - тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.
  • информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками.

Функциональная направленность:

  • иллюстративная функция;
  • исследовательская функция;
  • тренинговая функция;
  • контрольная функция.

ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении. В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания.

Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования"

В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются учебные материалы нового поколения.

Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Компетентностный подход - основа для разработки новых средств обучения.

ИКТехнологии в преподавании английского языка

Second Life
(Вторая жизнь) - мир, который вы создаете сами или ваши ученики, наполняете морями, лесами, городами и селами, реально существующими людьми (и связываетесь с ними по Skype или email) или вымышленными. Там у вас есть дома и библиотеки, видеозалы и рестораны, возможность работать и путешествовать. Заманчиво, не правда ли? Узнайте, как это создать и использовать в обучении английскому.

Skype

С помощью этой программы вы можете разговаривать с миллионами людей по всему миру абсолютно бесплатно! Сначала скачайте последнюю версию Skype , затем установите ее, выбрав в настройках русскую версию. И все, учите английский язык, разговаривая с носителями языка.

Блоги

Блог- сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке или иными словами это сайт в виде журнала, сортированный по датам.

Слово произошло от английского weblog - «веб-журнал».

Блог- это сайты, построенные по принципу хронологических дневников с простыми и удобными средствами администрирования, не требующие специальных знаний и доступные всем.

Wiki

ВикиВики (Wiki) – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. (Уорд Каннингэм – создатель технологии - назвал приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.) В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи представлена каждому из членов сетевого сообщества...

Hot Potatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML . Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

  • JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). Учитель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов.
  • JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведется также автоматический подсчёт очков. Можно «пропускать» определённые слова, а можно, например, каждое пятое.
  • JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
  • JCross – Кроссворд.
  • JMix – Восстановление последовательности.

Новые информационные технологии и

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название дистанционного обучения в отличие от знакомого всем заочного обучения.

Эта проблема особенно актуальна для России, с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать

Интернет-портал Школы дистанционного образования МГУ создан в рамках проекта Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2007 году.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

В конце XX - начале XXI вв. в окружающем нас мире наметились положительные тенденции в распространении информационно- коммуникационных технологий. Бурное развитие информационных технологий, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики. Под государственной информационной политикой имеется в виду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровая информация и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают все виды технологий, используемых для обработки информации. С конца 70-х годов стали отождествляться, прежде всего, с компьютерной технологией обработки информации. ИКТ дают возможность представлять любой вид информации -- чисел, текстов, звука, изображения -- в цифровом формате, пригодном для хранения и обработки на компьютере. Возможность передачи информации с компьютера на компьютер с помощью интернет-технологий обеспечивает доступ любого пользователя к мировому информационному пространству. Информационные технологии используются для крупных систем обработки данных, вычисления на персональном компьютере, науке и образовании, управлении, автоматизированном проектировании и создании систем с искусственным интеллектом. Информационные технологии -- современные технологические системы огромного стратегического значения (политического, оборонного, экономического, социального и культурного).

Многими современными философами признается необходимость расширения сферы применения философских понятий с учетом, признанием, и включением в сферу философского миропонимания воздействия на общество и человека современных компьютерных технологий. Терминами, которые используются в нашей современной жизни и требуют осмысления с позиций философии, являются информатизация, компьютеризация, «виртуальная реальность» и «социальная виртуальная реальность». Необходимо расширение области применения понятий «коммуникации», «сеть», «сетевая организация» на основе вновь возникающих особенностей мирового развития.

ИКТ относится не только к сфере высокотехнических процессов и биотехники, но и к области лингвистики, экономики, образования, влияя, таким образом, на нашу жизнь в целом.

Проблема информатизации общества часто рассматривается в основном как технологическая. И действительно, ее материальной основой служит повсеместный переход к безбумажной информатике, когда основная масса данных, циркулирующих в обществе, будет храниться и обрабатываться в компьютерных системах и передаваться по автоматизированным каналам спутниковой или телекабельной связи, соединял отдельные компьютеры и автоматизированные рабочие места в информационные сети, обеспечивая обращение к базам данным, находящихся практически в любой точке земного шара.

В основе этого подхода лежит ряд фундаментальных изобретений и открытий: персональные компьютеры, оптические диски на десятки и сотни гигабайт, позволяющие в компактном виде хранить содержимое целых библиотек, оптико-волоконные каналы связи, видеотекстные системы связи, методы представления данных и знаний. Вся эта техника обеспечивает возможность создания в недалеком будущем высокоавтоматизированной информационной среды, позволяющей получить доступ к любому знанию, предоставленному в виде информации. Фактически это означает, что информационная среда дает глобальное решение проблемы доступа к знанию, полученного в любой момент времени в любом месте. Уже из этого следует, что проблема информатизации является не чисто технической, но в значительной степени социокультурной.

Радикально меняется, и дальше будет меняться поток информации. Качественно трансформируется мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в условиях информационной насыщенной среды. Поколение, вырастающее в тесном общении с компьютерами, электронными играми, мобильной связью, отличается по мировоззрению в психологическом, моральном и духовном плане. Речь ведет не только о навыках владения вычислительной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений. Иначе организуется свой внешний мир, развиваются интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но и в ином социально-временном измерении. Но нужно отметить следующее: современные технологии приносят в мир постоянно растущие объемы информации, а многие интеллектуальные достижения от информации практически не зависят. Здесь опять же возникает проблема соотношения информации и знания.

Развитие автоматизированной информационной среды приводит к радикальным изменениям в социально-экономической структуре общества. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, стран, позволяя характеризовать их как «информационные». Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города и страны: производство продукции, транспорт, системы «продавец-покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, средства массовой информации, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, политическая, общественная и культурная жизнь.

Под компьютеризацией понимается процесс информатизации на основе использования современных компьютерных технологий. Понятие «информатизации» несомненно, шире понятия «компьютеризации». Понятие «компьютеризация» является производным от понятия «информатизация».

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее экономически развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к 90 гг. XX в. уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям такой техники XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю - порядка семидесяти. информационный коммуникационный экономический общество

Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т. д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе.

Задача представления информации в компьютерных системах решается в трех уровнях. Первый уровень условно назван техническим. На данном уровне реализуется сложная функциональная архитектура, обеспечивается быстродействие, память и т. д., то есть все то, что обеспечивает работоспособность и способность решать разнообразные сложные задачи. Второй уровень считается программным. На этом уровне обеспечивается создание программ, связующего звена между компьютерными схемами и человеком. Третий уровень получил название концептуального, и, по мнению А. И. Ракитова, с точки зрения философии он наиболее важен. На этом уровне вырабатываются основные теоретические концепции и сценарии, обеспечивается система ценностной ориентации и идеалов, в конечном счете, проявляется стратегическая линия поведения пользователей и программистов, направление их деятельности. В качестве идеологов на данной иерархической ступени выступают разработчики программного обеспечения, основное влияние на развитие представления информации оказывают разработчики операционных систем.

Персональные компьютеры, рабочие станции и различное сетевое оборудование являются главными средствами доступа к информационно- телекоммуникационному сервису. Основное требование, предъявляемое массовым пользователем к средствам доступа - это гибкость и возможность аппаратно-программной модернизации. Именно эти показатели являются главными характеристиками компьютеров, используемых для доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре.

Компьютер является во многом уникальным изобретением, т. к. если все предшествующие приборы и механизмы позволяли заменить или усилить работу рук или ног человека, то компьютер существенно облегчает, а, по мнению Ю. В. Шишкова и отчасти заменяет работу мозга. Начиная с 1980 г. вычислительные мощности удваиваются каждые 18 месяцев, и, как можно предвидеть, подобная тенденция продолжится до 2010 г., когда будут достигнуты физические пределы кремниевой миниатюризации, но даже это не станет завершением данной линии развития, поскольку появляются другие материалы и разработки. Практически это означает, что через 10 лет вычислительная мощность сегодняшнего персонального компьютера будет сосредоточена в мобильном телефоне и наручных часах. К 2020 г. компьютер станет в десять раз более мощным, чем сегодня и будет способен эффективно обрабатывать трехмерные изображения, а также распознавать голос.

Важный результат развития компьютерной техники - не только характеристики быстродействия компьютеров (для 2002 г. граница этого показателя дрейфует в сторону скорости вычисления - 10 арифметических операций в секунду), а перевод в цифровую форму гигантских массивов аналоговой информации, накопленных ранее человечеством. Общий объем информации, переведенной за последние полвека в цифру, оценивается в 10терабайт (1 терабайт - это 10 байт; для сравнения: информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки, содержавшей 532800 свитков (книг), составляла, примерно, 10 бит; 1 байт = 8 бит). Другими словами, возможна цифровая копия реального мира достаточно высокой степени точности. И если чисто технологические аспекты подобного тотального перевода информации в цифровую форму более или менее очевидны для специалистов, то его социальные и психологические последствия менее изучены.

Рассмотрим лишь некоторые примеры профессионального использования ИКТ.

Технологии подготовки документов. Любая деловая сфера связана с подготовкой различной документации: отчетной, научной, справочной, сопроводительной, финансовой и т. д. Сегодня подготовка документа любой сложности немыслима без применения компьютера.

Для подготовки текстовых документов используются текстовые процессоры, которые прошли путь развития от простейших редакторов, не дающих возможность даже форматировать текст до текстовых процессоров, позволяющих создавать документы, включающие в себя не только текст, но и таблицы, рисунки. Информационные технологии, связанные с созданием текстовых документов, широко используются в полиграфической промышленности. Там получили распространение издательские системы (например, Раgе Маkеr), позволяющие создавать макеты печатных изданий (газет, журналов, книг).

Большую роль в автоматизации подготовки финансовых документов сыграли электронные таблицы. Первая электронная таблица под названием VisiCalc (Visible Calculator -- «видимый калькулятор»), созданная Дэниелом Бриклином, появилась в 1979 году. Фактически в 80-х годах прошлого столетия электронные таблицы были лидирующей категорией программного обеспечения. И сейчас они широко применяются.

В настоящее время в финансовой сфере все больше используются бухгалтерские системы (1С-бухгалтерия и др.). Их широкое применение объясняется тем, что с помощью такой системы можно не только произвести финансовые расчеты, но и получить бумажные и электронные копии таких документов, как финансовый отчет, расчет заработной платы и пр. Электронные копии могут быть отправлены с помощью сетевых технологий в проверяющую организацию, например в налоговую инспекцию.

Для подготовки научных документов, содержащих математические расчеты, используются математические пакеты программ (МаthCAD, Марlе и пр.). Современные математические пакеты позволяют создавать документы, совмещающие текст с математическими расчетами и чертежами. С помощью такого документа можно получить результаты расчетов для разных исходных данных, изменяя их непосредственно в тексте документа. Большинство математических систем, используемых сегодня, было создано еще в середине 80-х годов прошлого столетия, т. е. вместе с появлением персональных компьютеров. Новые версии этих систем включают в себя новые возможности, например использование сетевых технологий: организацию доступа к ресурсам сети Интернет во время работы в среде математического пакета.

ИКТ в управлении предприятием. Эффективность работы компании (производственной, торговой, финансовой и пр.) зависит от того, как организованы хранение, сбор, обмен, обработка и защита информации. Для решения этих проблем уже более двадцати лет назад стали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ).

В настоящее время в этой области произошли большие перемены. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия. Он решает задачи прогнозирования деятельности компании на основе финансово-бухгалтерских расчетов, реагирования на непредвиденные ситуации, т. е. оказывает помощь в принятии управленческих решений.

Как правило, АСУ работают на базе локальной сети предприятия, что обеспечивает оперативность и гибкость в принятии решений. С развитием глобальных сетей появилась коммуникационная технология Intranet, которую называют корпоративной паутиной. Intranet обеспечивает информационное взаимодействие между отдельными сотрудниками и подразделениями компании, а также ее отдаленными внешними партнерами. Intranet помогает поддерживать оперативную связь центрального офиса с коммерческими представительствами компании, которые обычно располагаются далеко друг от друга.

ИКТ в проектной деятельности. Информатизация произвела на свет еще одну важную технологию -- системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов, чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные. Чертежные САПРы универсальны и позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования (АutoСаd). Специализированная САПР, например на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах. Инженер-проектировщик создает чертежи, производит технико-экономические расчеты с использованием таких систем. При этом повышается производительность труда конструктора, качество чертежей и расчетных работ.

Геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны). Например, муниципальная ГИС содержит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, связистов, медицинских служб, милиции, пожарной службы и пр. Вся эта разнородная информация привязана к карте города. Использование ГИС помогает соответствующим службам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации: стихийные бедствия, экологические катастрофы, технологические аварии и пр.

ИКТ в образовании. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учителя хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т. д.), входящих в состав электронного учебника.

Обучение -- это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний -- учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся на любой ступени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета. В частности, специализированных порталов учебной информации.

Еще одна проблема системы образования связана с неравными возможностями получения качественного образования из-за географической отдаленности от образовательных центров. Например, для жителя Якутии проблематично получить диплом престижного московского вуза. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения -- дистанционное образование, реализация которого стала возможна благодаря развитию компьютерных сетей.

Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования, при которой весь информационный обмен происходил в письменном виде через почтовую связь. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучаемые могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -- совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это совокупность методов и программно - технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно - аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии - это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы - тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.

*картинная и картинно-динамическая наглядность - это картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино. Функция - познакомить с фактами, предметами, явлениями через их отображение.

*Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

*смешанная наглядность - учебный, звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действия.

*Учебные кинофильмы и кинофрагменты - они служат для систематизации и обобщения знаний. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работы учащихся.

*Учебные диафильмы - это статичное изображения на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы. Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения.

*Учебные диапозитивы - это фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающаяся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они служат материалом для проверки знаний учащихся и для проведения устных и письменных сочинений.

*Грамзаписи используются записи отрывков, пластики с музыкальных произведений. Под специальные записи можно проводить утреннюю гимнастику.

*Телевидение - это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.

В настоящее время наша страна начала пользоваться техническими средствами обучения. Г.М. Коджаспирова понимает технические средства как устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышение эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.

Перечислим основные классификации технических средств обучения, выделенные Коджаспировой:

По функциональному назначению;

По принципу устройства и работы;

По роду обучения;

По логике работы;

По характеру воздействия на органы чувств;

По характеру предъявления информации.

По функциональному назначению технические средства обучения подразделяет на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.), контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура на тренажере), обучения и самообучения (телевизор и учебная программа), вспомогательные (электронная доска, электромагнитофоны) и комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы). По принципу устройства и работы технические средства обучения бывают механические (макет часов), электромеханические (швейная машинка), оптические (телескопы), звукотехнические (проигрыватель), электронные (мультимедийный телевизор) и комбинированные (магнитофон). По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального (презентация), группового (телевизор), поточного. По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи); и с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники).

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные (картины), аудиосредства (проектор) и аудиовизуальные (телевизор) технические средства обучения. По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные (картины), звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые (видеозапись). Широкое распространение получают в школах обучающие персональные компьютеры, которые могут быть использованы в обучении любым предметам. Эти программы адаптированы к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Персональные обучающие компьютеры снабжены часами и могут работать в режиме репетитора и экзаменатора, самостоятельно устанавливать и анализировать ошибки и предлагать тренировочные упражнения для отработки навыков. Однако, многие компьютеры смонтированы на электронно-лучевых трубках, отрицательно влияющих на зрение, поэтому школьникам не рекомендуется работать с ними более одного урока в день. Перед использованием технических средств обучения учащихся необходимо научить пользоваться ими. Средства обучения выступают в функции предмета усвоения. При первоначальном ознакомлении учащихся часто обращают большое внимание на изучение дисплея, другой техники. Чтобы поднять эффективность первого занятия, по мнению Баженовой, необходимо специально учить учащихся работать с новыми средствами, готовить их восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Одним из ярких компонентов среды, в которой растет современный ребенок, является так называемым информационные технологии. Это слово употребляется как аналог термина СМИ - средство массовой коммуникации (компьютерные системы, телевидение, радио печать и т. п.). И как бы ни был мал ребенок, все эти средства почти ежедневно присутствуют в его жизни, оказывают большое внимание на формирование его представлений о мире, развивают его нравственно и эстетически. Наши исследования в этой области свидетельствует о том, что изучения современных медиа детьми способно не только сформировать у них представления о функционировании и роли средств массовой коммуникации в нашей жизни, но, прежде всего, дают уникальное средство развития самого ребенка. В процессе работы с медиатекстом (фильмом, телепередачей) активизируются многие навыки и умения, полученные детьми на занятиях другими видами искусства, развиваются эмоциональная отзывчивость, внимание, умение анализировать, правильно выражать свои эмоции через слово. Все это дает нам право сделать вывод том, что медиообразование учащихся позволяют не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать медиакультуру учащихся. Также Баженова в своей статье выделяет то, что человек, вступая в компьютеризированный мир должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен преодолевать психический барьер болезни компьютера. Для решения этой задачи возникает необходимость раннего знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Используемые программы должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом. Компьютер не только затронет все сферы личностного развития ребенка, когда у него будет заложена программа, соответствующая методам и приемам каждого конкретного педагога. Следовательно, учитель сам должен принимать участие в разработке необходимых ему программных средств. По словам Павловой, одним из важных условий повышения качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно-технических средств обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Вместе с тем, информационно-технические средства обучения (ИТСО) позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества. Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности - кино. Учебное кино и видеофильмы служат систематизации и обобщению знаний, освещают отдельные вопросы темы, содержат фактический материал для формирования представлений. Учебное кино - видеофильмы не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию. Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру и т. п.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучения учащихся.

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наша образовательные учреждения и в течении второй половины XIX, получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества существенно влияет на ускорение развития науки. Новые информационно-технические средства обучения (НИТО) в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.

Понятие информация является основополагающим в этом процессе. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического процесса. Понятие информация используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни.

Новые информационно-технические средства, исходя из принципов, сформулированных Б.Е. Патоном, В.И. Гриценко и Б.И. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых в системе организационного управления образованием и в системе обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы и отображения информационного продукта с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той сред, в которой они развиваются. [Цит. с 13,110с.]

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2)компьютерные средства телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4)мультимедийные программные продукты.

Различают компьютерное и электронное обучение. По определению Коджаспировой, компьютерное обучение - это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение - это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть ученика начальной школы самостоятельным и инициативным, стремится к формированию у него привычек, разносторонних потребностей, наклонностей. Когда начинаешь разговор о возможности использования в этой связи новых информационных технологий (НИТ), проще говоря, компьютерной техники.

По словам Молоковой, использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

В информационных технологиях видят возможное средство, которое позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках «Окружающего мира». Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную цели образования с учетом условий обучения и специфики предметной области, позволяет наполнить содержательную и оценочно - контролирующую сторону процесса обучения.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К примеру, демонстрация динамики развития такого объекта природы, как лягушка (наблюдение отдельных, скрытых моментов).

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развевающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов учащихся, углубление их интереса к изучению «Окружающего мира».

Существуют различные формы организации обучения при использовании информационных технологий.

Классно-урочная система, с ориентировкой на руководство учителем процесса получения новых знаний, остается и сегодня главной задачей организации обучения.

Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения.

В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения. Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задание в едином темпе. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр. Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения класс рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. В начальной школе руководителем часто выступает учитель. Он «ведет» диалог, задает вопросы, ставит задачи, помогает найти путь их решения, берет на себя функцию контроля и оценки.

Именно такая форма организации уместна при работе с демонстрационным материалом. Учитель выводит демонстрационный материал на общий экран или на экраны компьютера и ведет беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение ролей между учащимися. Вклад каждого ученика в решение поставленной задачи и составляет общий результат совместной деятельности. Данная форма может применяться при работе с сюжетными играми.

Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15-20 минут. Количество упражнений устанавливает учитель в зависимости от цели урока, уровня подготовки ученика, его умения работать на компьютере. Учитель может подготовить фрагмент урока. Назначение этого фрагмента может быть различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним предшествует работе с учебником и другими печатными средствами. Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления материала после работы с печатными средствами обучения. В этом случае он выполняет функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать умение использовать их в различных ситуациях, как репродуктивного, так и творческого характера.

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.

При организации индивидуальной формы обучения учитель должен подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика, его психологических особенностей и темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности работать в «зоне ближнего развития», то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности.

Поверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей учебного процесса. При использовании информационных технологий результаты выполнения учениками текстовых и тренировочных упражнений предоставляются в удобном для последующего анализа виде, что позволяет говорить о совершенствовании технологии учета успеваемости и качестве образования.

Исходя из конкретных успехов или неуспехов учащегося, учитель разрабатывает план дальнейшего предъявления школьнику системы заданий. Таким образом, четкое определение результатов обучения позволяет прогнозировать направление продвижения каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

Контроль и оценка в начальной школе рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся. Иногда отрицательной стороной деятельности учителя является его эгоцентричностью, которая проявляется в необъективности оценки не результата, процесса деятельности, в подведении итогов контроля на основе «среднего балла», поэтому перенос оценочной функции с учителя на компьютер может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах и оптимизма.

Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов. Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы гуманизации индивидуализации обучения.

В настоящее время разработано электронное учебное пособие «Природа. Человек. Общество», которое можно использовать в практике обучения при разной оснащенности компьютерной техникой. Наиболее оптимальным является проведение занятий по естествознанию в кабинете информатики, то есть в аудитории, где расположены индивидуальные рабочие места учащимся у компьютеров, аналогичное рабочее место есть и у учителя. В этом случае существует возможность максимально использовать ресурсы электронного учебного пособия при организации различных форм обучения. При таких условиях, занятия с использованием компьютера проходят раз в неделю с половиной состава в классе в течении 15 минут, остальное время урока проходит без применения компьютера. Деление на подгруппы может учитывать уровень овладения компьютерными навыками, например, в одну группу объединяются учащиеся с высоким уровнем компьютерных навыков. Им может быть предоставлена работа с заданиями высокой сложности. В другую группу объединяются ученики со средним или низким уровнем овладения компьютера. Им предлагаются задания, которые соответствуют их компьютерным навыкам.

Таким образом, организовать деятельность учащихся, можно используя различные формы работы.

1

В статье рассматриваются теоретико-практические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Проведен анализ теоретико-методологических подходов к внедрению информационно-коммуникационных технологий, на основании которого были решены экспертные и конструктивные задачи. В экспертной задаче описаны исходные предпосылки использования новых информационно-коммуникационных технологий. Решая конструкционную задачу, была предложена описательная модель. В описательной модели представлен процесс обучения с использованием технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены принципы ее функционирования, тенденции развития мирового образовательного процесса, типы программ, используемых в образовательном процессе. Сформулированы задачи, вытекающие из требований информационного обучения. Описана модель применения современных технических средств обучения, в которой установлены прямая (преподаватель-студент) и обратная (студент-преподаватель) связи. Показаны достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий.

дистанционный процесс обучения

средства обучения

информационно-коммуникационные технологии

1. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 – Москва. – 2007. - 48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/Zenkina.doc (дата обращения: 15.04.13).

2. Пархоменко Е.И. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам: канд. пед. наук // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.

3. Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев // Высшее образование в России. – 2008. - № 10. – С. 43–49.

5. Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2009. – 169 с.

Сегодня процессы перемен в системе образова-ния связаны с внедрением новых образова-тельных технологий. Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения - дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Оснащение образовательной системы информационно-коммуникационными технологиями - одна из задач модернизации системы российского образования. Система образования встраивается в сетевой мир, приближается к растущим нуждам экономического развития страны. Процессы создания единого экономического пространства европейских стран усилили процессы глобализации и модернизации системы образования в России; тому свидетельство - Болонский процесс, развитие которого обрело определенную силу и в российском образовательном пространстве.

Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образования. Поэтому для достижения качества образования необходимо внедрение новых форм обучения в основной, средней и высшей школах. В этой связи особую актуальность приобретает дистанционное обучение и его технологии.

Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии - это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии - это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения и предполагает одновременное использование:

  • средств наглядности проблемного содержания,
  • средств программированного обучения и контроля.

Средства наглядности проблемного содержания - это установление прямой обучающей связи преподаватель-студент (рис. 1). Средства программированного обучения и контроля - установление обратной контрольной связи студент-преподаватель (рис. 2).

Рис. 1. Средства наглядности проблемного содержания.

Рис. 2. Средства программированного обучения и контроля

При внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают следующие проблемы:

    Организация учебного процесса с применением компьютера;

    С помощью каких средств и каким образом осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

    Какие информационные и коммуникационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Для преобразования учебного курса на информационно-коммуникационную технологию в среде дистанционного обучения преподаватель должен иметь представление о предметной области, уметь систематизировать знания, грамотно использовать методики преподавания, быть хорошо информированным о возможностях информационно-коммуникационных технологий, знать компьютерные средства, с помощью которых может быть достигнут тот или иной дидактический прием. Кроме того, преподаватель должен иметь представление о тех технических и программных средствах, которые он будет использовать для создания учебно-методического комплекса (УМК), и с помощью каких технических и программных средств будет осуществлять сопровождение учебного процесса в целом.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий отвечает наиболее важным тенденциям развития мирового образовательного процесса. Для удовлетворения образовательных потребностей от преподавателя требуются не только знания и умения применять современные педагогические технологии, но и владение прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо овладевать современными информационно-коммуникационными технологиями не только студентам, но и преподавателям.

Преподаватель осуществляет учебный процесс с помощью материалов, которые принято называть средствами обучения. К средствам обучения относятся технические, коммуникационные, информационные средства обучения, дидактический материал и др. В связи с повсеместным внедрением широкополосного Интернета средства обучения существенно изменились. Современный процесс обучения немыслим без таких технических средств, как: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; учебные аудио-, видеоматериалы, виртуальные лабораторные и практические работы и многое другое.

В условиях лавинообразного информационного потока, хлынувшего на человека, необходимо максимально задействовать все каналы восприятия студентов. Для этого следует уделять больше внимания зрительной составляющей теоретического и практического курса, а слуховая составляющая (голос лектора) имеет вторичное значение.

Электронные учебные пособия способствуют максимально детально и подробно представлять изучаемый материал, разбивая его на небольшие блоки, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а также совмещать указанное деление на небольшие блоки со структурированием. Помимо этого, электронные учебные пособия позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам - это анимация отдельных элементов, использование аудио- и видеоэлементов.

При комплексном применении и использовании информационно-коммуникационных технологий в среде дистанционного образования важным аспектом является использование информационных и коммуникационных средств для разработки учебно-методических материалов и комплексов по всем темам курса. Созданные таким образом учебно-методические материалы и комплексы позволяют помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи учебной информации.

Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

Так, например, при разработке модели электронных учебных материалов необходимо учитывать:

1) учебное пособие должно задавать ритм прохождения материала и иметь специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала;

2) динамика предъявления текста задается преподавателем (это происходит либо заранее при разработке учебного материала, либо в процессе демонстрации);

В настоящее время в обучении используется несколько типов компьютерных программ:

    Тестовые программы;

    Обучающие программы;

    Контрольно-обучающие программы;

    Мультимедийные учебники;

    Мультимедийные энциклопедии.

Использование компьютерных программ позволяет создавать интерактивные средства обучения с высокой степенью наглядности, например использование звукового маркера для обозначения основополагающих учебных вопросов. Это способствует усилению эмоционального фона образования, расширению потенциала по индивидуализации образования, обеспечению широкой зоны контактов со студентами, предоставляет широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов. Практика показывает, что применение таких средств обучения способствует повышению мотивации студентов.

Мы сформулировали некоторые задачи, которые следуют из требования информатизации обучения.

1. Студент должен овладеть комплексом знаний, навыков и умений, выработать такие личностные качества, которые обеспечат успешное выполнение профессиональных задач и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация является решающим фактором эффективности труда.

2. Повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения и широкого внедрения в учебный процесс электронных обучающих средств и технологий.

Обучение с помощью технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, позволяет визуализировать учебный материал, повысить интерактивность обучения, предоставить доступ к новым источникам знания и провести оперативный контроль усвоения материала студентом.

Возникает новая ситуация, когда студент сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из базы электронных учебных видеоматериалов, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Сегодня современное образование уже невозможно представить без таких информационных технологий, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.

Наш эмпирический опыт показывает, что разнообразие образовательной среды способствует повышению эффективности процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого студента, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в процессе жизни и обучения. Выделив две основные идеи: необходимость разнообразия среды обучения; требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам учащихся, - становится понятно, что и первая, и вторая идеи могут эффективно решаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Следует помнить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование имеет свои недостатки (таблица 1), решение которых требует особого подхода, позволяющего минимизировать психологические и физиологические факторы.

Несмотря на недостатки, описанные в таблице, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем. Кроме того, компьютерные средства обучения являются инструментами, помогающими студентам не только формировать собственные представления, но и преобразовывать их. Образовательные среды на базе компьютерных средств обучения инициируют деятельность, в которой студенты сами конструируют свои знания, а не воспринимают мир таким, каким его интерпретируют для них учебник и учитель.

Для развития этих направлений используются современные информационные технологии, с помощью которых создаются информационно-образовательные среды, на базе которых осуществляется дистанционный процесс обучения и управления образованием в целом. Информационно-образовательная среда, созданная на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе на основе обучающих систем, обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами:

    Возможность организовать учебный процесс на основе индивидуально ориентированного подхода;

    Можно реализовать как уровневую (базовый, профессиональный, углубленный уровни освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию;

Таблица 1. Достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий

Достоинства

Недостатки

1. Использование компьютеров в целях интенсификации образовательного процесса

Ухудшение здоровья обучающихся (ухудшение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз и др.)

2. Решение проблемы занятость детей и молодежи (компьютерные игры, Интернет)

Интернет-зависимость, имеющая последствия в виде ухудшения здоровья и нарушения психики

3. Возможность коммуникаций со сверстниками и с жителями всей планеты (сайты «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др.)

Возможность оказаться в неблагополучной интернет - среде (опасные блоги, сайты знакомств и др.)

4. Неограниченные коммуникации по Интернету

Проблема социальной инфантильности в родном социуме, неадаптивность к жизни, социальная незрелость

5. Более демократичные, открытые, «чистые» формы и технологии обучения и контроля знаний (тестирование, интернет-обучение и др.)

Односторонность контроля и ограниченные возможности выявления личностных качеств и уровня знания в процессе обучения

6. Необходимость широкого внедрения технологий дистанционного обучения

Недостаточность нормативно-правовой базы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение опирается на следующие нормативно-правовые акты, многие из которых на сегодняшний день устарели.

1. Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».

2. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 № 985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий» (устарело).

3. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08. 2005 № 6862).

Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Студент перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором учебного процесса.

Таким образом, дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы - от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что видеоучебники принесут пользу там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, однако с их помощью трудно развивать умения и навыки, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционным материалом.

Рецензенты:

Помелов В.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Яменко О.П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9791 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационные коммуникационные технологии – это технологии, связанные с телекоммуникацией, т.е. «общением на расстоянии» посредством всемирной сети Интернет, направленные на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации.

Информационно-коммуникативные технологии условно можно разделить на две группы.

Рис. Группы ИКТ.

К первой группе относятся электронные учебники и словари; текстовые, графические редакторы, программы-тесты, презентации и т.д. Данное программное обеспечение (ПО) не связывает пользователей, а предполагает исключительно индивидуальную работу.

Ко второй группе следует относить собственно коммуникативные технологии. Они основаны на принципе обмена информацией, их цель - совместная работа пользователей, организация компьютерно-опосредованной коммуникации. Подобный вид коммуникации осуществляется через всемирную сеть Интернет посредством электронной почты, телеконференций, форумов, блогов и чатов.

В основе коммуникационных технологий лежит обмен информацией. Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону − с помощью электрических сигналов. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.

Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал передачи информации и получателя информации.

Если производится двусторонний обмен информацией, то отправитель и получатель информации могут меняться ролями.

Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.

Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с, Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы измерения используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.

Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации:

1 байт/с = 8 бит/с;

1 Кбит/с = 1024 бит/с;

1 Мбит/с = 1024 Кбит/с;

1 Гбит/с = 1024 Мбит/с;

Основные составляющие коммуникационных технологий:

· локальные компьютерные сети;

· глобальная компьютерная сеть Интернет;

· протокол передачи данных TCP/IP;

· электронная почта;

· телеконференции;

· электронная доска.




Top