Путь наставника — Веб-стандарты

Не слушай тех, кто говорит, что без JS верстальщик - не верстальщик. Такие люди уже слишком давно работают, чтобы осознавать насколько сложно быстро изучить js попутно получая свой первый опыт в верстке.
Запомни вообще: мы не можем знать все и сразу. Опыт - это самое важное после стремления и умения учиться и развиваться. Чтобы ты не боялся, что не возьмут в другую компанию: https://habrahabr.ru/post/323188/ Взять к примеру сообщение Тима Дикерса: "Привет, в лид в гугле, и более чем 30 лет программирую. И каждый раз мне надо искать, как узнать длину строки в питоне." А ведь самый первый урок на любом языке начинается с примера, как узнать длину строки))

Теперь поделюсь немного своим опытом. Как начинала я: я уволилась с работы и пошла учиться на курсы в htmlacademy База там дается отличная, правда с первого раза мне сложно было заставить себя учиться, поэтому я прошла бесплатно второй такой же интенсив. Перед НГ защитилась на отлично, можно сказать, и в феврале меня уже пригласили на работу примерно как у тебя (тоже java, совдепия, xml, таблицы). Сидела я там и баги всякие поправляла. Ушла через 5 месяцев. Долго не могла устроиться и из-за отсутствия свободных мест, и из-за собственного же страха и неуверенности. Бралась за фриланс, получала опыт, даже бесплатно работала в стартапе)) Мне важно было как можно больше практиковаться и получать опыт. Благо вообще нравится верстать) Весной следующего после увольнения года мне предложили работать в какой-то новой конторке, нас там было всего трое - дизайнер, программист и верстальщик. Всему обещали научить и чему успели научили) И ведь до сих пор люди считают, что верстальщик в компании должен быть! А некоторые компании совмещают приятное с полезным: верстальщика с программистом-фронтендером. Тем самым экономят рабочие места и зарплаты. Удобно же, да?) И вот такие опытные разрабы и говорят, верстальщик без js - не верстальщик. Фигня все это. Сейчас верстка гораздо сложнее и заковырестее, чем работа контент-менеджера, которая заключается в том, чтобы текст писать и вставлять его куда надо. Когда ты умеешь js - ты уже junior фронтендер. Это мое ИМХО. Ты отвечаешь не только за верстку, но и за фронт. Короче, далее)) В этой маленькой конторке я получила норм опыт и через пол года меня уже переманили в другую, одну из топовых организаций нашего небольшого города (тоже 400к). Зп как я когда-то хотела, проекты интересные, полная свобода действий и самостоятельность, даже уважение!) и я не знаю JS. И флексбоксы только начала пробовать. И проекты в моем портфолио за 2 года можно по пальцам пересчитать. Нужно просто успокоить себя и осознать, что верстка - это совсем не сложно. И js тоже совсем не сложно. И быть неопытным - тоже не проблема. Те организации, которые готовы брать неопытных людей, знают на что идут, они могут выделить свое личное время на твое обучение, на допиливание твоего опыта) Мы с коллегами 2 раза в неделю остаемся после работы и учим js. Нам читают учебник learn.javascript (да да), быстренько так зачитывают, все на пальцах и примерах в браузере тут же показывают, объясняют простым языком и потом ты уже спокойно можешь перечитывать учебник и понимать, что там написано и выполнять задачки под статьями. Периодически, для закрепления материала, нам дают домашку. Точнее давали, мы уже закончили js-лекции. И все равно, нельзя сказать, что мы сейчас прям сядем и плагин свой напишем - ни! Мы теперь можем понять практически любой код, написанный другими людьми. И использовать его. Для написания своего нужен просто опыт, больше практики.

Я думаю, что работая в этой конторке на отстающих технологиях ты просто тратишь время зря. Иди в любую другую, реально. Просто за опытом. И да, в Москве медом не намазано. Там абсолютно так же как и в твоем городке, просто мест больше. Лучше туда наоборот опытным матёрым фронтендером ехать, за деньгами. А опыт в любом месте можно найти.

Вот мой "блог"-цель по развитию в профессии, может прибавит тебе чего. Я его чисто как чек-лист для себя составляла.

По поводу адаптива: в бутстрапе тоже используются медиазапросы. И покапавшись в нем, поюзая его, я поняла и осознала, что такое адаптив. Не знаю, что там учить перед его использованием?! Его и создавали как раз для программистов-бэкэндеров, чтобы они не запаривались и не вникали в адаптивную верстку, а просто юзали нужные классы. Так что, начинай использовать бутстрик и норм будет;)

Вот те мини-план от меня:

  • отбросить страхи
  • включить уверенность
  • блочная верстка
  • сетка на float || inline-block
  • попробовать бутстрап
  • html5, css3, семантика (она плотно зашита в html5)
  • попробовать расположить все элементы на странице/блоке позиционированием
  • (так же все это можно попрактиковать на бесплатный курсах html-академии)
  • медиа-запросы
  • устроиться на работу
  • осознать бутстрап (то есть попробовать осознанно сверстать несколько макетов на бутстрапе, с адаптивом, на работе прям и попробуешь, ведь ты же уже знаком с бутстрапом:))
  • флексы - и осознать, что это круче и удобнее бутстрапа в миллион раз
  • Внедрить флексы в рабочий проект, утвердив с ведущими и доказав, что его можно спокойно юзать и что не надо поддерживать ie 9... да даже 10
  • Самое главное: уделять по 1-2 часу в день, чтобы прочитать 0,5-1 главу на learn.javascript и пройти задачки под каждой прочитанной статьей (у меня примерно столько уходило времени).

Кстати да, совсем забыла про svg - это само собой) Выкладывать на гитхаб свои работы прям на ходу разработки - это тема! Проверяющие будут видеть как ты коммитишь и юзаешь гит.

Решили заняться версткой? Класс! Давайте разберемся с чего нужно начинать обучение и как правильного его построить.

Для начала разберем, что такое верстка. Верстка страниц – это процесс стилизации и оформления сайта средствами редакторов и каскадных таблиц стилей.

Согласно стандартам W3C, верста делиться на: блочную(div) и табличную(table, tr, td) . Большинство современных сайтов использует блочную верстку(div). Почему? Все просто. Блочная верстка гибче по отношению к табличной и легче для поисковой машины.
Двигаемся дальше – курс обучения HTMLверстальщика…

Вся ирония заключается в том: "чем больше практики, тем больше знаний! ". Верстальщик не должен забывать учится, и следить за развитием технологий, помимо мониторинга и обучения он так же должен пробовать верстать эти новые технологии.

Начнем с базового курса обучения. Рекомендую курс от “СПЕЦИАЛИСТА” – HTML и CSS, уровень 1 и уровень 2. Для молодого верстальщика вполне достаточно этого как базового курса. В дальнейшем верстаем больше сайтов и получаем больше знаний.

Для работы рекомендую сразу установить себе из браузеров: Chrome, Opera 10, Mozilla 12, IE Tester, Яндекс.Браузер(Как ни странно написан на одном движке с хромом, но отображение в некоторых местах различное).
Так же для быстроты работы мы пользуемся генераторами стилей, чтобы не прописывать в ручную вот сервис - css3gen.com . Удобно, быстро и кроссбраузерно. Так же просмотреть генераторы можно в теме - различные онлайн генераторы.

База есть? Отлично! Идем дальше.. UPlevel.
Тенденция развития веб-технологий не стоит на месте. На сегодняшний день требования для верстальщиков возрастают сами собой. Все это связано с тем, что появилось больше интерфейсов для просмотра Ваших сайтов: планшеты, мобилки, смарт-ТВ и мини интернет холодильники (видел лично в супермаркете). Понятное дело, что каждый интерфейс имеет свое разрешения и свой браузер для просмотра Вашего сайта.

В большинстве случаев на планшетах и смартфонах ядро браузера WebKit. Естественно задача упрощается, можно проверить отображение на обычном ноутбуке в хроме. Но что делать с разрешением?! На помощь приходят готовые framework, которые упрощают жизнь на 50%. Один из таких полезных HTML framework – это bootstrap . Чтобы разобраться с framework достаточно: базовых знаний + немного практики и примерно недельку времени для новенького.

Если Вы изначально научитесь создавать сайты с отображением под все интерфейсы, низкий Вам поклон! Просто со временем заказчик покупает планшет и понимает, что его сайт выглядит, мягко говоря – . И естественно он обращается за доработками на фриланс. В этом случаи фрилансер(senior) просмотрев код, может ужаснуться и назвать цену, от который сам заказчик ужаснется . Поймите, проще сделать все с нуля, чем переделывать чужое…

Для молодых верстальщиков рекомендую к просмотру тем: кто в чем верстает и какой сайт лучше:

Из чего состоит интернет? Конечно же, из сайтов, без этого в нем нет смысла. Так как же даже новичку стать верстальщиком? Об этом мы сейчас и поговорим.

Прежде чем углубляться в теорию, стоит определиться с целью создания сайта. Вы можете делать это ради удовольствия, а можете получать с помощью своего ресурса доход - выбор за вами. В основном люди так интересуются созданием сайта именно по причине того, что при правильной оптимизации свой ресурс стабильно приносит пассивный доход.

Как правило, есть несколько способов создать желанный сайт. В зависимости от вашего уровня подготовки и оценки своих возможностей вы можете выбрать любой понравившийся способ. Но стоит понимать, что в зависимости от способа создания имеются свои достоинства и недостатки.

Ниже приведены основные способы создания сайтов:

  • Использование специальных конструкторов сайтов;
  • Применение CMS-систем;
  • Самостоятельное написание при помощи языка программирования.

Для первого способа вам не понадобится абсолютно никаких знаний и опыта, все предельно просто. Нужно просто выбрать для себя подходящий ресурс с конструктором и ознакомиться с его функциями.

Среди конструкторов сайтов наиболее популярны:

  • site123
  • SimpleSite

Каждый конструктор может похвастаться своими достоинствами, ознакомиться с ними можно на данных ресурсах.

А как создавать сайт при помощи CMS - систем? Стоит начать с терминологии. Термин CMS означает систему управления контентом. CMS система нужна для того, чтобы максимально просто управлять содержимым вашего ресурса. Для этого способа так же необходимо выбрать подходящий ресурс среди предлагаемых и ознакомиться с ним.

Теперь можно перейти к самому интересному - верстке сайта самостоятельно. Как правило, самый надежный способ создания сайта - написать его самому. Такой сайт будет написан на языке программирования под названием HTML. Этот язык служит непосредственно для верстки.

Как правило, создание сайта при помощи языка программирования состоит из нескольких этапов:

  • создание эскиза сайта при помощи любой программы для фотошопа или рисования
  • написание сайта на HTML
  • внедрение скриптов

Макет сайта создается с целью понимания того, как он будет выглядеть в принципе. Без предварительного видения сайта создавать его довольно сложно.

Написание сайта на языке программирования HTML занимает довольно много времени для новичка, поскольку требует определенных знаний и опыта. Разобраться в данном языке программирования наиболее просто и практично можно на курсе " ". Там вам расскажут все подробности создания сайта на данном языке программирования и не только.

Как правило, HTML используется лишь для внедрения текста и картинок на ваш сайт. Для дальнейшей оптимизации необходимы скрипты. Для этой роли отлично подходит PHP. Благодаря этому языку программирования можно добавить на свой сайт такие вещи, как чат, форум, регистрация и подобные вещи, которые можно встретить на различных сайтах. Освоение дается довольно просто и не занимает много времени, поэтому настоятельно рекомендуется новичкам в создании сайтов.

Создание своего сайта - довольно трудоемкий и требующий времени процесс, особенно для новичка. Но если взглянуть, то в интернете огромное количество сайтов, которые создают непосредственно пользователи. Получается, что создать свой сайт под силу абсолютно каждому! Для этого необходимо понимать базовые вещи и иметь действительно полезные ресурсы информации. Имейте терпение и желание создать свой собственный ресурс, и тогда у вас все обязательно получится!

Привет, читатель!

В этой статье я расскажу как стать начинающим верстальщиком. Т.е. после выполнения всех рекомендаций в можете претендовать на данную позицию. Статья создана специально для учеников glivera-team, но может помочь всем, кто решил освоить данную специальность.

Учим HTML/CSS

HTML и CSS - это то, что верстальщик пишет каждый день, это языки, которые понимает браузер и рисует ваш сайт. Вы можете выбрать любой источник для изучения(книги, видео, статьи), главное понять основы. Вот несколько полезных ссылок, которые помогут начать:

После прохождения уроков вы должны понимать:

  • что такое html-теги и как они работают
  • блочную модель(border, margin, padding)
  • как работает float, inline-block и flexbox
  • позиционирование(абсолютное, относительное, фиксированное, z-index)

Вы должны уметь:

  • вставить на страницу текст, картинки, ссылки, элементы форм
  • стилизовать элементы страницы(изменение размеров, цветов, теней и т.д)
  • создавать таблицы

Работаем с фотошопом

Дизайнер предоставляет верстальщику макет в формате psd(формат файлов Photoshop). Поэтому верстальщику необходимо уметь с ним работать. Все функции программы не нужны, главное уметь следующее:

  • работа со слоями(скрытие, отображение, просмотр эффектов)
  • замер размеров элементов
  • вырезание картинок(обычных и паттернов)
  • копирование текста из макета в html

Pug

Также для ускорения верстки и поддержки верстальщики используют шаблонизаторы html. Наш выбор - pug. После изучения вы должны понимать:

  • как делать миксины
  • как работает extends
  • циклы и переменные
  • работа с массивами

Верстаете сайт с применением шаблонизатора.

Адаптивность

Теперь вы можете начать верстать адаптивные сайты, которые подстраиваются под ширину окна браузера. Можете взять макет, где различные разрешения указаны дизайнером, а можете сами придумать, как будет перестраиваться сайт. С этого момента все сайты верстайте адаптивно.

И я веб-разработчик.
Многократно я слышал мнение, что верстка - удел начинающих frontend’еров. Хотя фактически это важнейшая часть любого (почти) веб-проекта. Это то, что пользователи видят в первую очередь. На текущий момент качественная вёрстка (особенно проектирование блоков) в крупном проекте требует большого количества различных навыков.


В данной статье представляю схему развития верстальщика


[большая по клику]
Само собой, это не всеобъемлющая и единственно верная схема. Есть ещё целая гора связанных навыков, релевантных технологий и так далее. Градация является субъективной.


Хочу сразу добавить, что конкретных ссылок на учебные материалы в статье не будет. Буду рад дополнениям в комментариях.

Чего мы ожидаем?

В первую очередь необходимо понять, чего мы ожидаем от человека на каждом из уровней. Ваши ожидания могут отличаться.
Junior - знает основные теги, может подправить контент на готовом html сайте, умеет грамотно форматировать текст, без проблем вставит встраиваемый элемент (ролик с ютуба, яндекс карту), ведёт работу через систему контроля версий только для себя (master, 1 контрибьютор). Может сверстать что-то несложное с нуля, и оно даже не поедет (лично у него). В целом не является самостоятельной единицей и требует руководства свыше.
Middle - более-менее автономная единица (либо полностью автономная для малых и средних проектов). Может хорошо сверстать сайт средних размеров, и он будет корректно отображаться во всех актуальных версиях браузеров. Понимает, как работают шаблонизаторы, и может их использовать (при условии предоставления остального кода). Умеет планировать и документировать свою работу и оценивать сроки. Понимает важность поддержания стиля кода. Понимает, зачем есть грид-системы и css фреймворки. Умеет брать всю необходимую информацию из макетов от дизайнера. Может взаимодействовать с небольшой командой, создавать ветки и пулл-реквесты.
Senior - может спроектировать систему блоков для крупного проекта. Знает, как избежать повторов и проблемных мест при использовании его кода другими разработчиками. Умеет декомпозировать сложные задачи и грамотно формулировать задачи. Умеет применять минимум одну методологию разработки (например, БЭМ). Может сделать так, чтобы проект открывался максимально быстро. Хорошо понимает несколько популярных шаблонизаторов. Способен написать сборщики и автоматизировать процесс, с этим связанный. Может проводить код ревью и курировать других верстальщиков.
Рассмотрим теперь чуть конкретнее, что включает в себя каждый из блоков на каждом уровне.

Junior

HTML - знание основных тегов, аттрибутов. Понимание, как его писать в принципе.
Типографика - умение отформатировать текст. Текст - основа практически любого проекта. Вставка неразрывных пробелов где надо, выделение жирным, курсивом, abbr и так далее. Можно использовать типограф или схожий сервис, но уметь понимать результат.
Семантика - понимание, что для определённых задач есть определённые теги. Уметь выбрать нужный тег.
Медиа - какие виды медиа можно встраивать в страницу.
Iframe - встраивание сторонних виджетов (видео, аудио, карты и т.п.).
Аудио, Видео - можно отложить изучение, т.к. частично решаются с помощью iframe. Понимать, какие форматы умеет воспроизводить браузер, как оформить плеер и так далее.
Картинки - какие графические форматы и в каком виде воспринимает браузер. Плюсы и минусы использование тех или иных форматов.
Растр - jpg, png, gif. Понимать различие форматов и уметь применять что и где надо.
SVG - можно отложить изучение, т.к. применяется реже, чем хотелось бы. Понимать плюсы, минусы, ограничения и т.п.
Шрифты - можно отложить изучение. На самом деле довольно сложная тема, и в общем случае я бы советовал начинающим использовать системные шрифты. Уметь подгрузить шрифты, оптимизировать отображение, минимизировать лаг отрисовки с кастомными шрифтами.
Табличная вёрстка - опционально. Для желающих верстать качественные email-рассылки в будущем.
CSS 1 - шрифты, цвета, выравнивание, размеры.
CSS 2.1 - управление поведением блоков, позиционирование, полноценное оформление.
Селекторы - простые селекторы на тег, класс, вложенный элемент. Простые псевдоселекторы типа:hover.
Именование - как называть классы, чтобы не было мучительно больно.
Блочная вёрстка - разбить картинку на осознанные блоки, воплотить блоки в HTML, оформить с CSS.
Браузеры - можно отложить изучение. Какие браузеры существуют, в чём их различие.
Инструменты разработчика - можно отложить изучение. Использовать инструменты браузеров, чтобы разбираться в проблемах отображения.
Текстовые редакторы - какие текстовые редакторы для разработчиков есть и зачем. SublimeText и Notepad++ приведены для примера, как хорошо мне знакомые. Уметь настраивать в них базовые вещи, такие как отступы, перенос строки и так далее.
Системы контроля версий - я лично считаю умение их использовать хотя бы индивидуально, лично для себя, очень важным. Понимать, для чего эти системы созданы и какие бывают.
Git - понимать в общих чертах задачу и принципы самой популярной системы контроля версий.
Github / bitbucket - уметь использовать одну из популярных площадок для git.
Checkout / commit / push / pull - базовые операции для личного использования.
Stash - для временного сохранения ненужных в данный момент данных.
10 работ - сделать минимум 10 работ в различном дизайне. Можно тестовых, это не важно. Важно, чтобы полноценных в рамках текущих знаний.

Middle

CSS 3 - градации, тени, сглаживание, фильтры, трансформации.
Продвинутые селекторы - элементы, следующие за опделённым (+), определённый по счёту (nth-child), shadow-dom, before/after и так далее.
Анимации - опционально. transition и animation. Плавные переходы, анимации. Понимать ограничения и минусы.
Сетки - зачем существуют, как выстраивать, какие есть готовые решения. Для примера можно посмотреть Flexbox grid или любой другой, который найдёте.
Фреймворки (CSS) - зачем нужны, как применять. Желательно научиться хорошо использовать минимум один. Очень пригождается для прототипирования. Значительно повышает качество проекта при отсутствии бюджета на дизайн (не уникально, но юзабельно).
CSS препроцессоры - можно отложить изучение. Оптимизация работы, более красивый и читабельный код. Переменные, миксины и т.п. Поработать с одним или несколькими популярными препроцессорами типа SASS, LESS, Stylus.
Media queries - можно отложить изучение. Отображение нужных стилей в зависимости от условий (устройство, размер экрана, плотность пикселей, версия для печати и т.п.).
Стиль кода - понять, для чего есть соглашения по стилям, изучить и начать применять любой (рекомендую от AirBNB).
DRY / KISS / SOLID - можно отложить изучение. Понять важные принципы разработки, ощутимо упрощающие дальнейшее сопровождение проекта.
OOCSS - опционально. Понять, что есть объектно-ориентированный css и для чего он. В том или ином виде используется во многих проектах (хоть и без понимания, что это он). В идеале, научиться проектировать. Может отлично зайти для крупных проектов.
Документация - понять, что и как документировать. Документировать. Можно отложить, но в будущем обязательно изучить разметку markdown.
Планирование - научиться оценивать сроки по картинке и определять последовательность работ.
Декомпозиция - можно отложить изучение. Научиться разбивать задачу на подзадачи. Это сложнее, чем кажется:-)
Постановка задач - можно отложить изучение. Научиться чётко описывать задачи текстом так, чтобы другие разработчики, в том числе с меньшей квалификацией, достаточно однозначно понимали, что необходимо сделать для их выполнения.
Flexbox - понимание модели, умение применять полноценно.
Вёрстка писем - опционально. В целом навык не лишний. Понимать особенности почтовых систем, сохранить хороший внешний вид и не упасть в спам (если это не спам).
Полифилы - разобраться, как использовать самые актуальные возможности разработки, сохраняя обратную совместимость. Понять минусы и плюсы от такого подхода.
Кроссплатформенная вёрстка - понимать, что нужно делать, чтобы проект хорошо выглядел не только под Windows, Linux и Mac, но и под SmartTV или PS.
Кроссбраузерная вёрстка - понимать разницу рендера браузеров и заставлять их показывать одинаково. Сайт CanIUse очень помогает в этом.
Мобильная вёрстка - можно отложить изучение. Понимать, какие ограничения несут в себе мобильные платформы. Использовать лимитированное пространство грамотно.
Оптимизация - можно отложить изучение. Разобраться в «цене» тех или иных приёмов. Понять, из каких фаз состоит отображение сайта пользователю. - можно отложить изучение. Оптимизации, связанные с размером, кешем, сжатием, объединением ресурсов и т.п.
Отрисовка - можно отложить изучение. Оптимизации, связанные со скоростью рендера после загрузки.
SEO - можно отложить изучение. Хотя бы базовое понимание работы поисковых систем. Умение «помочь» поисковой системе разобраться, куда смотреть и что важно.
Шаблонизаторы - разобраться, каким образом можно переиспользовать код, группировать элементы и компоновать страницы. Очень желательно изучить как серверный рендеринг, так и клиентский. Сюда же входят шаблоны на «чистом» языке (типа простых PHP вставок). Работа «до» (dataflow) шаблонизатора нас не интересует.
PHP - можно отложить изучение. Разобраться в базовом синтаксисе и уметь внести мелкие правки, связанные с оформлением страницы.
CMS - можно отложить изучение. Узнать, какие CMS существуют и для чего они были созданы. Научиться писать шаблоны хотя бы для одной (рекомендую Wordpress).
Javascript - можно отложить изучение. Изучить базовый синтаксис, понять, как вешать простейшие обработчики и проводить простую работу с DOM.
jQuery - можно отложить изучение. Научиться экономить кучу времени для решения довольно типовых задач с использованием плагинов для самой популярной js библиотеки (после vanilla.js, конечно).
NodeJS - можно отложить изучение. Разобраться, как запустить простейший сервер, раздавать статику и рендерить на стороне сервера. Можно использовать Express или любой другой фреймворк.
Сборка - опционально. Научиться собирать проект из кучи CSS / HTML файлов в то, что нужно. Рекомендую ознакомиться хотя бы с grunt и gulp, как представителями «разных» лагерей.
IDE - опционально. Изучить, зачем нужны IDE и как их использовать. Перейти на использование какого-либо IDE для экономии времени. Важно: изучение IDE сравнимо с полноценным изучением языка программирования, и вкладывание большого количества времени в это может не оправдаться. Лично я пользуюсь текстовыми редакторами (и только для ооочень крупных проектов включаю IDE).
Branching - научиться управлять ветками в git.
Merge - научиться сливать ветки с разрешением конфликтов.
Fetch / Rebase - разобраться, зачем они, когда их применять, и начать применять по необходимости.
Графические редакторы - разобраться, какие бывают, для чего. Чем векторные отличаются от растровых. Важно понимать редактор хотя бы на уровне «чтения» макета от дизайнера. Выбрать правильный шрифт, размер, цвет и т.п. Чтобы не на глаз, а точно. Рекомендую поработать минимум с 1 растровым (Photoshop) и 1 векторным (Figma).
50 работ - к концу этапа у вас порядка 50 различных работ, демонстрирующих навыки из изученных областей.

Senior

Хоть на схеме и кажется маленькой эта группа, но фактически она самая большая. Т.к. к этому моменту необходимо изучить всё то, что откладывалось.
Адаптивная / Отзывчивая вёрстка - разобраться в высшей ступени и скомбинировать все полученные до этого знания. Проект должен выглядеть хорошо везде и на всём (в рамках разумного).
Постепенная деградация / Прогрессивное улучшение - понять, что это и зачем. Использовать.
Gitflow - уметь объяснить другим разработчикам, как создавать ветки, куда их вливать, как, уметь провести код ревью (вёрстки, само собой, не кода).
БЭМ - опционально. Разобраться в методологии, позволяющей создавать безлимитно крупные проекты так, чтобы при минимальной синхронизации различные команды могли использовать блоки друг друга. Есть и другие методологии, дающие не худший результат. К этому моменту о них вы так или иначе будете знать и сможете, при желании, изучить.
100 работ - иметь суммарно сотню работ, демонстрирующих различные полученные навыки. На самом деле, это всё условно. Можно иметь одну работу (состоящую из различных частей) в портфолио, которая уже покажет, что вам ничего не страшно.

Заключение

Фактически многие из этих тем небольшие. Однако держать кучу различных факторов в голове очень сложно. За 15 лет я общался менее чем с десятью верстальщиками (да и вообще программистами), которых отнёс бы к категории Senior (верстальщиков, программистов хороших было сильно больше).
Навскидку – на полноценное изучение и практику только вёрстки с нуля вполне можно затратить год (и более, если уходить в проектирование компонентов).


Надеюсь, тем, кто находится в начале пути, схема подскажет, куда можно ещё двигаться, и что не обязательно сразу (а можно и вообще не двигать в него) бежать в программирование.


Также планирую создать полноценный бесплатный курс с подробным рассмотрением каждой из тем-прямоугольников со схемы. Буду рад предложением, отзывам, пожеланиям и так далее.
Курс, вероятно, будет в формате видеоуроков с полным текстовым и графическим дублированием. Если дело пойдёт, приложу в будущем ссылки в комментарии.



upd
Много сообщений о том, что верстальщик без знания фреймворка не нужен. В основном это пишут разработчики в крупных проектах. И, для них, это вполне так. Но есть ещё много студий делающих лендинги, различные шаблоны для вордпресов и других CMS. Это вполне себе хороший рынок и возможность зарабатывать. Есть довольно много совершенно небольших проектов, с гораздо меньшими требованиями, которые верстальщик способен закрыть на отлично.

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта



Комментарии (131):




Top