Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах). Как писать скрипты

Скрипт - это программа, создающая определенный «сценарий» или последовательность событий, которые произойдут в ответ на какое-либо действие пользователя или команду сервера. Скрипты позволяют значительно сэкономить время на создание программы, приложения или веб-сайта, однако могут незначительно замедлять их работу.

В этой статье мы расскажем, как писать скрипты на базе одном из самых популярных сейчас языков программирования JQuery, а также напишем о том, как использовать скрипты в ASP. NET.

JQuery

JQuery - самый лаконичный и краткий язык программирования на базе JavaScript, который упрощает работу с HTML-документами: с событиями, анимацией, а также с асинхронным JavaScript и XML. Его принципиально новый подход к веб-программированию, который позволяет значительно сократить время на изготовление сайта, уже полюбился многим программистам и его популярность продолжает расти.

Чтобы начать работать с данным языком программирования, вам необходимо будет вначале скачать библиотеку JQuery с официального сайта. Затем можно приступать к созданию скриптов. Например, создадим скрипт, который будет в браузере отображать фразу "Hello World":

  • jQuery Hello World
  • $(document). ready(function(){
  • $("#msgid"). html("This is Hello World by JQuery");
  • This is Hello World by HTML

При открытии данного скрипта в браузере у вас отобразиться веб-страница с названием самого документа из заголовка jQuery Hello World, в котором будет отображен текст двух прописанных скриптов This is Hello World by JQuery и This is Hello World by HTML. Строчка src="jquery-1. 2. 6. min. js"> используется для подключения самой библиотеки, но будьте внимательны, так как ваша версия файла может отличаться. Чтобы правильно прописать имя файла, зайдите в соответствующий каталог сайта: public_html/javascript/JQuery/имя_файла. js.

ASP. NET

ASP. NET - это технология веб-программирования от компании Microsoft, которая позволяет использовать в своей работе коды, написанные на любом из языков программирования, выполненном на программной платформе. NET Framework от Microsoft.

Руководства, как написать скрипт в ASP. NET, нет и быть не может, т. к. данное приложение использует уже готовые библиотеки скриптов MicrosoftAjax. js и MicrosoftMvcAjax. js или скрипты, написанные на других языках программирования. Чтобы создать ссылку на библиотеку скриптов, необходимо сделать следующее:

  • В обозревателе решений откройте папку Views, а затем Shared.
  • Двойным щелчком откройте Site. Master.
  • В конце Head добавьте следующий фрагмент кода:.
  • Информацию о скриптах на других языках программирования вы найдете в статье .

    Пишем скрипты в Linux (обучение на примерах)

    ———————————————————————————-

    1. Введение

    Что нужно, чтобы писать скрипты
    Владение инструментами командной строки и их необходимыми опциями.
    Базовые знания английского языка уровня начальной школы не помешают.

    Зачем нужны скрипты
    Во-первых, администрирование linux-сервера в той или иной степени сводится к систематическому выполнению одних и тех же команд. Причем не обязательно, чтобы эти команды выполнял человек. Их можно запрограммировать на выполнение машиной.
    Во-вторых, даже просто выполнение обычной задачи, которая (вдруг) составляет 20-1000… однообразных операций ГОРАЗДО проще реализовать в скрипте.

    Что такое скрипт
    Скрипт — набор инструкций, которые должен в определенном порядке и в определенное время выполнить компьютер. Инструкциями могут быть как внутренние команды оболочки (циклы, условия, обработка текстовой информации, работа с переменными окружения и прочее), так и любая программа, выполняемая нами в консоли с необходимыми параметрами.

    Как писать скрипт
    В нашем случае скрипт будет представлять из себя текстовый файл с атрибутами выполнения. Если файл сценария начинается с последовательности #!, которая в мире UNIX называется sha-bang, то это указывает системе какой интерпретатор следует использовать для исполнения сценария. Если это трудно понять, то просто запомните, что все скрипты мы будем начинать писать именно со строчки #!/bin/bash или #!/bin/sh, а далее пойдут команды и комментарии к ним.

    Напутствие
    Я Вам искренне советую писать как можно больше комментариев чуть ли ни к каждой строчке в скрипте. Пройдет время и Вам понадобится изменить или модернизировать написанный когда-то скрипт. Если не помнишь или не понимаешь, что написано в скрипте, то становится сложно его изменять, проще писать с нуля.

    Какие скрипты могут нам понадобиться:

      устанавливающий правила файервола при загрузке системы.
      выполняющий backup настроек и данных.
      добавляющий почтовые ящики в почтовый сервер (точнее в базу mysql)
      запускающий в определенное время (лучше каждую ночь) программу, которая сканирует логи прокси-сервера и выдает удобный web-отчет по количеству скачанного трафика.
      отправляющий нам на почту информацию о том, что кто-то получил доступ к нашему серверу по ssh, время подключения и адрес клиента.

    О методике написания скриптов
    Создаем текстовый файл, редактируем его, устанавливаем права на выполнение, запускаем, смотрим ошибки, исправляем, запускаем, смотрим ошибки…
    Когда все вылизано и работает правильно, ставим его в автозагрузку либо в планировщик на определенное время.

    ———————————————————————————-

    2. Обучение написанию сценариев на внутреннем языке BASH
    оригинал: https://www.linuxconfig.org/Bash_scripting_Tutorial

    Это руководство предполагает отсутствие предварительных знаний о методике написания сценариев (далее скриптов) с помощью внутреннего языка Bash. С помощью данного руководства вы обнаружите в скором времени, что написание скриптов очень простая задача. Давайте начнем наше обучение с простого сценария, выполняющего вывод строки «Hello World!» (в перев. с англ. — Всем привет!)

    1. Сценарий «Всем привет»
    Вот ваш первый пример bash-скрипта:

    #!/bin/bash
    echo «Hello World»

    Переходим в директорию, содержащую наш файл hello_world.sh и делаем его исполняемым:

    Код: Выделить всё $ chmod +x hello_world.sh

    Запускаем скрипт на выполнение

    Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh

    2. Простой архивирующий bash-скрипт

    #!/bin/bash
    tar -czf myhome_directory.tar.gz /home/user

    Код: Выделить всё $ ./backup.sh

    $ du -sh myhome_directory.tar.gz
    41M myhome_directory.tar.gz

    3. Работа с переменными
    В данном примере мы объявляем простую переменную и выводим её на экран с помощью команды echo

    #!/bin/bash
    STRING=»HELLO WORLD!!!»
    echo $STRING

    Код: Выделить всё $ ./hello_world.sh
    HELLO WORLD!!!

    Наш архивирующий скрипт с переменными:

    #!/bin/bash
    OF=myhome_directory_$(date +%Y%m%d).tar.gz
    IF=/home/user
    tar -czf $OF $IF

    Код: Выделить всё $ ./backup.sh
    tar: Removing leading "\" from member names
    $ du -sh *tar.gz
    41M myhome_directory_20100123.tar.gz

    3.1 Глобальные и локальные переменные

    #!/bin/bash
    # Объявляем глобальную переменную
    # Такая переменная может использоваться в любом месте этого скрипта
    VAR=»global variable»
    function bash {
    # Объявляем локальную переменную
    # Такая переменная действительна только для функции, в которой её объявили
    local VAR=»local variable»
    echo $VAR
    }
    echo $VAR
    bash
    # Обратите внимание, что глобальная переменная не изменилась
    echo $VAR

    Код: Выделить всё $ ./variables.sh
    global variable
    local variable
    global variable

    4. Передаем аргументы в скрипт

    #!/bin/bash
    # Используйте предопределенные переменные для доступа к аргументам
    # Выводим аргументы на экран
    echo $1 $2 $3 ‘ -> echo $1 $2 $3’

    #Мы так же можем получить доступ к аргументам через специальный массив args=(«$@»)
    # Выводим аргументы на экран
    echo ${args} ${args} ${args} ‘ -> args=(«$@»); echo ${args} ${args} ${args}’

    # Используйте переменную $@ для вывода всех аргументов сразу
    echo $@ ‘ -> echo $@’

    Используйте переменную $# для вывода количества переданный в скрипт аргументов
    echo Number of arguments passed: $# ‘ -> echo Number of arguments passed: $#’

    Код: Выделить всё $ ./arguments.sh Bash Scripting Tutorial
    Bash Scripting Tutorial -> echo $1 $2 $3
    Bash Scripting Tutorial -> args=("$@"); echo ${args} ${args} ${args}
    Bash Scripting Tutorial -> echo $@
    Number of arguments passed: 3 -> echo Number of arguments passed: $#

    5. Выполнение в скрипте команд оболочки

    #!/bin/bash
    # используйте обратные кавычки » ` ` » для выполнения команды оболочки
    echo `uname -o`
    # теперь попробуем без кавычек
    echo uname -o

    Код: Выделить всё $ uname -o
    GNU/Linux
    $ ./bash_backtricks.sh
    GNU/Linux
    uname -o

    Как видим, во втором случае вывелась сама команда, а не результат её выполнения

    6. Читаем пользовательский ввод (интерактивность)

    #!/bin/bash
    echo -e «Hi, please type the word: \c »
    read word
    echo «The word you entered is: $word»
    echo -e «Can you please enter two words? »
    read word1 word2
    echo «Here is your input: \»$word1\» \»$word2\»»
    echo -e «How do you feel about bash scripting? »
    # read command now stores a reply into the default build-in variable $REPLY
    read
    echo «You said $REPLY, I’m glad to hear that! »
    echo -e «What are your favorite colours ? »
    # -a makes read command to read into an array
    read -a colours
    echo «My favorite colours are also ${colours}, ${colours} and ${colours}:-)»

    Код: Выделить всё $ ./read.sh
    Hi, please type the word: something
    The word you entered is: something
    Can you please enter two words?
    Debian Linux
    Here is your input: "Debian" "Linux"
    How do you feel about bash scripting?
    good
    You said good, I"m glad to hear that!
    What are your favorite colours ?
    blue green black
    My favorite colours are also blue, green and black:-)

    7. Использование ловушки

    #!/bin/bash
    # объявляем ловушку
    trap bashtrap INT
    # очищаем экран
    clear;
    # функция ловушки выполняется, когда пользователь нажимает CTRL-C:
    # На экран будет выводиться => Executing bash trap subrutine !
    # но скрипт будет продолжать выполняться
    bashtrap()
    {
    echo «CTRL+C Detected !…executing bash trap !»
    }
    # скрипт будет считать до 10
    for a in `seq 1 10`; do
    echo «$a/10 to Exit.»
    sleep 1;
    done
    echo «Exit Bash Trap Example!!!»

    Код: Выделить всё $ ./trap.sh
    1/10
    2/10
    3/10
    4/10
    5/10
    6/10

    7/10
    8/10
    9/10
    CTRL+C Detected !...executing bash trap !
    10/10
    Exit Bash Trap Example!!!

    Как видим, сочетание клавишь Ctrl-C не остановило выполнение скрипта.

    8. Массивы
    8.1 Объявляем простой массив

    #!/bin/bash
    # Объявляем простой массив с 4 элементами
    ARRAY=(‘Debian Linux’ ‘Redhat Linux’ Ubuntu Linux)
    # Получаем количество элементов в массиве
    ELEMENTS=${#ARRAY[@]}

    # выводим в цикле каждый элемент массива
    for ((i=0;i

    ...

    ...

    Здесь использован типовой вариант, при котором сценарий вставляется внутрь тега заголовка , хотя он может находиться влюбом месте HTML-кода. Иногда даже требуется, чтобы скрипт был загружен после загрузки некоторых элементов страницы.

    Атрибут LANGUAGE тега может принимать аргументы JavaScript, JScript, VBScript и VBS. Если атрибут не указан, то подразумевается JavaScript.

    Символы < ! - и //--> образуют тег комментария. Рекомендуется их использовать на тот случай, когда браузер пользователя не сможет интерпретировать сценарий. Например, браузеры Netscape не воспринимают скрипты на VBScript. Обратите внимание, что тег комментария в данном случае отличается от обычного тега комментария < ! >, используемого вне сценария для того, чтобы вставить поясняющие тексты, не отображаемые на экране.

    Сценарий совсем необязательно размещать в том же HTML- документе, где он может понадобиться. Его можно разместить в отдельном обычном текстовом файле, но с расширением js, а в HTML-документе написать такую инструкцию:

    Например:

    Для определенности в тег не помешает вставить атрибут LANGUAGE= " JScript".

    Привязка сценариев к элементам страницы
    Внутри тега размещается собственно программа сценария. Эта программа может делать все, что угодно ее автору. Однако обычно она содержит описания функций, которые должны вызываться при возникновении таких событий, как щелчок кнопкой мыши, нажатие клавиши на клавиатуре, загрузка страницы и др. Такие функции называются обработчиками событий . Чтобы вызов функций сценария произошел при возникновении того или иного события, нужно сделать привязку события и соответствующей ему функции к элементу страницы.

    Связь между событием и функцией осуществляется в формате:

    событие =" функция"

    Например, если мы хотим связать событие «щелчок кнопкой мыши» с определенной нами функцией MyfuncQ, то должны использовать запись вида:

    onclick="Myfunc ()"

    Если вызов этой функции должен произойти при загрузке страницы в браузер, то следует записать:

    onload=IMyfunc ()I

    Мы рассмотрели связь типа «событие-функция». Однако одно и то же событие может восприниматься различными элементами страницы. Например, на щелчок кнопкой мыши могут отреагировать и кнопка, и картинка, и заголовок. Чтобы образовать связь «событие-функция-элемент», следует вставить запись типа событие="функция" в тег элемента страницы подобно вставке атрибута. Например, если мы хотим, чтобы функция Myfunc() вызывалась при щелчке на тексте, находящемся внутри тега , то надо написать:

    Некоторый текст

    Связь между событием и функцией может быть записана в большинстве тегов, например в , , , и др.

    Возможен и другой, нестандартный способ связи «событие-функция-элемент». Он заключается в том, что в теге элемента страницы указывается атрибут ID (идентификатор, выполняющий роль имени NAME этого элемента, предназначенный для доступа к нему из программы). Затем в сценарии определяется функция, имя которой формируется по правилу:

    идентификатор_элемента.событие()

    Например, если мы хотим, чтобы при щелчке мышью на тексте, заключенном внутри тега , выполнялась некоторая функция, то мы должны написать примерно следующее:

    ....
    Некоторый текст
    ....

    ....
    function My.onclick()
    ....

    ....

    Обратите внимание на связь между значением атрибута ID в теге элемента страницы и именем функции, определенной внутри тега сценария : значение ID и название события указываются в имени функции. В JScript эти составляющие имени пишутся через точку, а в VBScript - через символ подчеркивания. Приведенный выше фрагмент на языке VBScript выглядит так:

    ....
    Некоторый текст
    ....

    ....
    Sub My_onclick()
    ....

    Подробно связи событий с функциями, определенными в сценарии, а также привязка этих связей к элементам страницы рассмотрены ниже на конкретных примерах. А сейчас дадим общие рекомендации по созданию обработчиков событий.

    Обработчики событий

    Обработчики событий следует оформлять в виде функций или процедур. В JScript используются только функции, а в VBScript - в основном, процедуры. Функция от процедуры отличается только тем, что возвращает некоторое значение. Следует различать описание (определение) функции и ее вызов.

    Описание функции в JScript имеет вид:

    function имя_функции (список_параметров)
    {
    ... // код (тело) функции
    };

    Ключевое слово function сообщает интерпретатору (браузеру), что далее идет описание функции. Список параметров, если он есть, представляет собой последовательность идентификаторов, разделенных запятыми. Идентификаторы - просто символьные обозначения параметров, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. Код (тело) функции выделяется фигурными скобками. Выражения в коде, если их несколько, разделяются точкой с запятой. Комментарии начинаются двойным слэшем //. Если требуется явно указать, что именно должна возвратить функция в качестве результата, используется команда

    return возвращаемый_результат

    Если команда return не указана, то возвращается значение последнего вычисленного выражения. Следующий пример дает описание функции для вычисления площади прямоугольника:

    function S_rectangle (a,b)
    {
    S=a*b;
    return S
    };

    Для вычисления значения функции используется вызов:

    имя_функции (список_значений_параметров)

    Например, для вычисления площади прямоугольника со сторонами 5 и 20 следует записать выражение:

    S = S_rectangle(5,20)

    Здесь значение, возвращаемое функцией S_rectangle, присваивается переменной S. В вызове функций вместо конкретных значений можно подставлять переменные, функции и выражения. Вот пример:

    х = 5;
    S = S_rectangle(x,4+16)

    Поскольку функция возвращает значение, ее вызов может участвовать в выражениях. Например, для вычисления площади прямоугольного треугольника с катетами а и b можно записать следующий код:

    а = 5;
    b = 20;
    S_tr = 0.5*S_rectangle(a,b)

    Впрочем, мы могли бы определить специальную функцию, вычисляющую площадь прямоугольного треугольника по его катетам:

    function S_tr(a,b)
    {
    return 0.5*S rectangle(a,b)

    Переменные

    При разработке программ, как правило, используются переменные, служащие для хранения исходных данных, а также промежуточных и конечных результатов вычислений. Переменная создается в том месте программы, где впервые появилось выражение, в котором ей было присвоено значение. Если переменная создана в теле функции, то она будет доступна только внутри этой функции. Рассмотрим пример:


    // Вычисление площади прямоугольного треугольника с помощью
    // функции для площади прямоугольника
    а = 5;
    b = 20;
    S_tr = 0.5*S_rectangle (a,b) // Вычисление площади
    // прямоугольного треугольника.
    function S_rectangle (a,b) // Описание функции
    // вычисления площади прямоугольника.
    {
    S=a*b;
    return S
    }

    Здесь все переменные доступны внутри функции S_rectangle () , но переменная S недоступна вне ее. Чтобы сделать переменную S доступной в любом месте скрипта, нужно просто создать ее вне функции. Например, можно записать выражение S = 0; в том месте скрипта, где определены переменные а и Ь.

    Многие начинающие веб-программисты знакомятся с языком посредством книг. Книга бесспорно очень важна и нужна, но в ней приводятся примеры (для начинающих), которые по своей сути не являются правильными с точки зрения устойчивости и переносимости скрипта. Под устойчивостью понимается возможность возникновения ошибок различного вида, под переносимостью – тоже самое, но при переносе скрипта с домашней локальной машины на сервер хостнг-провайдера.

    Ниже я бы хотел сразу показать начинающим веб-разработчикам как надо учиться сразу писать скрипты, чтобы затем не испытывать лишних проблем и не «ловить» непонятно откуда вылезающие ошибки.

    Сразу скажу, что я сам с этим столкнулся, так что все это прошло через мои мучения….

    Рассматривать я буду следующие моменты:


    2. Где зарыта «@»?
    3. register_globals = Off и никак иначе.
    4. Основные аспекты синтаксиса. Литерал ор нот литерал…

    1. Настройка PHP для локальной машины и на сервере.

    Почему я именно с этой главы начинаю. Дело в том, что многие на локальной машине сразу отключают показ всех ошибок. Это – НЕ правильно. Вместо того чтобы тупо смотреть в монитор и искать, где, как окажется, не хватает точки с запятой, можно по ошибке, выдаваемой PHP сразу понять, в чем дело.

    Но сначала хочу сделать небольшое лирическое отступление по части того, как настраивать PHP, как Apache modul или fast-CGI.
    Самый оптимальный вариант – настраивать, как модуль веб-сервера. Для этого в конфигурационном файле httpd.conf веб-сервера Apache пишем следующие строчки:

    LoadModule php4_module D:/bin/php/sapi/php4apache2.dll AddType application/x-httpd-php .php .phtml .php4 .php

    Отличие от FastCGI – следующие. Первое. При FastCGI php.ini будет подгружаться в память веб-сервера приблизительно каждый второй раз при запуске скрипта, при установке, как модуля Apache загрузка конфигурации PHP будет осуществляться только при загрузке или рестарте веб-севрера, само собой быстродействие и нагрузка на сервер будет меньше. Помимо этого, при установке как fastCGI недоступны определенные функции. Начинающему программисту они не понадобятся., но при разработке крупного Интернет-приложения вы можете столкнуться с проблемами. А проблемы лучше предотвращать.

    Теперь перейдем к конфигурации самого PHP. В конфигурационном файле php.ini в обязательном порядке устанавливаем следующие директивы с ниже написанными значениями:

    error_reporting = E_ALL display_errors = On display_startup_errors = On

    Писать или не писать ошибки в лог файлы – это уже на ваше усмотрение.
    На сервере в хостиг-компании, обязательно, выключайте все эти директивы в целях безопасности, дабы потенциальный злоумышленник не мог узнать пути, где лежат ваши скрипты. Но по хорошему, когда вы уже публикуете свой скрипт в глобальной сети, он не должен выдавать никаких ошибок.
    Помимо этого

    short_open_tag = Off Для того, чтобы нельзя было использовать

    
    Top