Как написать песню так, чтобы она стала хитом? Как писать музыку

Анастасия Сергеева

Как написать песню так, чтобы она стала хитом?

Поиски универсального способа, как написать песню идеально, вряд ли к чему-то приведут; посмотрите даже на авторов признанных музыкальных шедевров — это все разные люди с отличающимся жизненным опытом, чувствами и мировоззрением, что играет важную роль в создании музыки. Но определенные технические приемы написания песен все же существуют. Какие именно — читайте далее.

С чего начать: текст или музыка?

Первый подход подразумевает написание текста, а затем накладывание на него музыки. Некоторым этот способ кажется непростым, ведь не каждое стихотворение можно красиво положить на музыку. Кому-то, наоборот, нравится этот способ больше, так как в готовом тексте потом легче музыкально подчеркнуть какие-то ключевые моменты.

При втором подходе на первый план выходит создание музыки, в то время как вместо текста автор может использовать бессмысленный набор слов с целью временно заполнить вокальную партию и правильно аранжировать песню. Именно таким образом Пол Маккартни написал всем известную песню «Yesterday»: мелодия пришла к нему во сне, поэтому он решил ее поскорее написать, наспех придумав текст под названием «Scrambled eggs» («Яичница-болтунья»).

Нет смысла ограничивать себя только одним из этих подходов — пробуйте оба, чтобы понять, какой вам удобнее. Единственное, что, начав с текста, вам нужно будет сразу подумать над темой композиции, а начав с музыки, написать под нее текст соответственно настроению композиции — грустный или веселый.

О чем писать

Подумайте, какая тема могла бы быть действительно интересна слушателям? Иногда люди слушают даже не самые удачные в музыкальном и вокальном плане песни просто потому, что им близок сам смысл, который она в себе несет.

Если вы решили написать песню в жанре электронной или поп-музыки, не пишите о слишком сложных вещах, которые будет трудно понять. Для таких направлений, как правило, наиболее характерны темы любви и развлечений.

В стиле кантри и блюз часто пишут тексты с элементами самобичевания и жалоб на жизнь. В хип-хоп текстах обычно встречаются показательное тщеславие, бытовая, сексуальная, а также социально-политическая тематика. Довольно разнообразны в этом плане стили рок-музыки — здесь встречаются самые разнообразные темы, от любви до социальной сатиры.

Придумайте название

Название песни — слово или строка, которая почти всегда встречается в самой песне, чаще всего в припеве, заставляя слушателя хорошенько ее запомнить. Хорошее название должно как бы суммировать всю песню целиком, выражая ее главную мысль.

Хороший заголовок не должен быть длинным — от одного слова до пяти. Наиболее характерно это для жанра поп-музыки, где названия по определению должны быть лаконичными и запоминающимися, чего длинное название в большинстве случаев гарантировать не может. Зато во многих стилях рок-музыки это вполне приемлемо: длинные заголовки песен стали фишкой таких групп, как, например, The Smiths и Fall Out Boy.

Кому-то проще сразу придумать название, а затем написать под него текст, а кто-то сначала пишет всю лирику целиком, и уже потом думает над заголовком — выбирайте, как вам удобнее.

Структура песни

Самый распространенный принцип построения песен — куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев.

Но есть еще варианты: куплет-припев-куплет-припев-припев; куплет-куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев; куплет-куплет-бридж-куплет; куплет-припев-куплет-припев-куплет-припев-припев — именно из этих нескольких элементов состоят практически все успешные песни.

В куплетах, как правило, раскрывается тема композиции, ее сюжет, который в итоге подведет слушателя к названию; мелодия каждого куплета одинаковая, а текст разный.

Припев — самая яркая и динамичная часть в песне. Он отличается от куплетов и мелодически, и гармонически. Неудачный припев может испортить всю песню.

Часто перед припевом идет так называемый предварительный припев (Pre-chorus), который иногда называют переходным мостиком или развитием. Его функция заключается в том, чтобы подготавливать слушателя к самому припеву.

Вставка, которая соединяет две части в песне, например, второй куплет с припевом и третий припев, называется бридж (Bridge). Он используется как пауза перед финальной частью трека и мелодически отличается от куплетов. Он не всегда содержит в себе текст и может исполняться в виде инструментального проигрыша.

Какую структуру выберет автор, зависит от его личных предпочтений, от темы, которую он стремится раскрыть, от настроения, которое хочет передать. Обратите внимание на структуру популярных и своих любимых композиций, возможно, это поможет определиться с вашей песней.

Создание музыки

Чтобы написать музыку к песне, понадобится научиться играть на одном из музыкальных инструментов, например, на пианино или гитаре — самых распространенных инструментах, которые используются для первичного создания мелодии.

После того, как вы придумали мелодию, нужно заняться ее аранжировкой. Аранжировка — это аккомпанемент к основному мелодическому ряду. Именно аранжировка делает песню многогранной, объемной и широко звучащей.

Впрочем, осваивать игру на музыкальном инструменте не обязательно, если весь процесс создания аранжировки вы хотите доверить профессиональному музыканту. При наличии развитого музыкального слуха вам будет достаточно лишь сочинить главные мелодии композиции и записать их на диктофон аранжировщику, который и будет потом иметь дело с этим материалом.

Если же вы хотите самостоятельно контролировать аранжировку, вы должны как минимум понимать, что такое мелодия, гармония, ритм, секция баса, обладать некоторыми знаниями о жанрах и стилях музыки, знать их ритмические и фактурные формулы.

Аранжировка песни начинается с определения музыкального стиля. Возможно, впоследствии вы добавите в нее элементы других стилей, что вполне закономерно, так как в своем чистом виде музыкальные направления теперь встречаются не так часто, но сейчас ваша цель — определиться с основным вектором движения.

Для разных стилей музыки характерно и использование разных инструментов, к примеру, для рок-музыки это звучание электрогитар и ударных, для кантри — акустическая гитара, скрипка и банджо, а электронную музыку сейчас вообще можно полностью написать с помощью специальных программ на компьютере.

При выборе музыкальных партий для вашей песни стоит учитывать и особенности будущего вокала, чтобы обилие разных инструментов не заглушало его.

  • Чтобы написать хорошую песню, вам надо научиться писать стихи . Стихотворный размер, способы рифмовки — все это используется и здесь, только с тем отличием, что текст надо будет потом совместить с музыкой. Поэтому многие авторы предпочитают писать сначала музыку, а уже затем подгонять под нее слова.
  • В каждом куплете должна раскрываться новая информация — для повторения существует припев. Куплет и припев должны четко друг от друга отличаться.
  • Эффективный текст — логически связанный и последовательный, а успешная песня не длится долго. Слушатель должен без труда понимать, о чем идет речь в песне, и у вас есть не более 4-х минут, чтобы это сделать.

  • Всегда держите при себе диктофон — никто не знает, когда вам в голову придет удачная мелодия, которую нужно будет срочно записать. Не забудьте и про блокнот — записывайте туда все идеи, которые приходят вам в голову в течение дня, а потом анализируйте и отсеивайте ненужное.
  • Мелодия песни должна быть простой, с запоминающимся битом, чтобы человек мог ее легко напеть. Возьмите себе на заметку такие популярные песни как «Wannabe» группы Spice Girls, «Beat it» Майкла Джексона, «Pretty Woman» Роя Орбисона — согласно исследованиям, их мотив запоминается слушателям быстрее, чем за три секунды.
  • Если у вас есть такая возможность, отдайте написанную песню на суд не родным и друзьям, а профессиональным музыкантам, которые работают в том же стиле, в каком и написан трек.

Помните: если вы не делаете кавер-версию, а пишете собственную песню — плагиат недопустим. Конечно, некоторые мелодии получаются похожими друг на друга случайно, да и нот в мире, как говорится, только семь, но умышленное заимствование идей становится очевидным всегда.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Бывало ли так, что вы слышали где-то хорошую песню и думали: «Как здорово было бы ее сыграть!». И действительно, зная основы нотной записи, можно открыть для себя бесконечные музыкальные возможности. Как выучить ноты - узнайте в нашей статье.

Добро пожаловать на проект FL Studio PRO, рад представить тебе очень полезное видео, про написание мелодии для стиля Progressive House из нашего БЕСПЛАТНОГО видео курса "Как писать Progressive House музыку", который ты можешь получить совершенно бесплатно прямо сейчас

Как написать красивую мелодию в FL Studio для Progressive House

Кто не начинает проект с кика, тот, как правило, задумывает сразу мелодию. Потому что не кому уже не секрет, и даже самому начинающему в этом ремесле, что идея композиции закладывается в 90% случая (особенно в прогрессив хаус\ Progressive House жанре) в мелодии.

Самый часто задаваемый мне вопрос это «как написать мелодию». «С чего начать написание мелодии?», «каким методом это делается проще и лучше всего?»
Конкретных ответов на такие вопросы кончено же нет, потому что это очень художественный процесс и дело здесь в знании гармонии + каком-никаком опыте написания мелодий и прогрессий аккордов. Так как это хоть и не мелодия, но связано с ней очень глобально.

Но, у меня есть очень много советов для начинающих музмейкеров , которые максимально помогут в написании мелодии для Progressive House композиции.

Самое первое для написания мелодии нужно придерживаться определенного лада во всем спектре нот, лад и задает нашим нотам смысл, настроение и все получаемые в результате прослушивания мелодии эмоции. Как правило, в большинстве композиций жанра Progressive House это минорный лад ( Minor ).

В ладу все дело в отступах от первой ноты, которую ты выберешь. Формула отступов минорного лада это тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. В результате чего мы вернулись на ту же ноту, но октавой выше. Кстати нота которую ты выберешь, является тоникой, в результате этой ноты (например Фа F) и лада, который ты выбрал (минор), получается тональность - в этом случае Фа минор.

Тональности теперь и нужно придерживаться и не выходить за рамки вот этих действующих нот. Я бы даже советовал нарисовать «сетку », чтобы не заблудиться потом в ненужных и нужных нотах при написании мелодии и поддерживающих партий на других инструментах, делается это с помощью призрачных нот.

Тоника будет играть у нас очень большую роль в написании композиции; представим, что это наш дом, в который мы хотим возвращаться снова и снова, что бы дать слушателю то, что он хочет, но именно желание вернуться в тонику у слушателя происходит в результате отхождения от нее по тем ступеням, что мы определили.

Так и появляется любовь к мелодии, и ее наслаждение - это нужно знать всем начинающим как музыкантам, особенно это важно в электронной музыке.

Итак, мелодию можно начать от куда угодно, здесь нет правил, по традиции музыки в мелодии используются более быстрые штрихи чем, например, в бас линии, но это только традиции, которым мы можем следовать, а можем и не следовать, но лучше, конечно же, придерживаться тех рамок, что проверены слушателями и временем.

Поэтому более подвижные и быстрые в задействовании штрихи в мелодии…

И вот самые два главные и просто как два основополагающих момента в написании мелодии - нужно учитывать акцентируемые доли и не акцентируемые - или же слабые или сильные доли в мелодии.

И второй момент у мелодии часто есть основной принцип или прием, по которому она написана. Из всего множества самый действующий это вопрос-ответ вызов-ответ » связан очень сильно с первым основополагающим моментом в мелодии, как ты помнишь это чередование слабо и сильно акцентируемых долей.

На самом деле теоретически это очень трудно описать и, возможно, сейчас ты мало чего понял в целом. Поэтому еще раз то же самое, но с практикой - как я и говорил, здесь будет больше практики, чем действий.

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде . Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать , это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Как написать мелодию для трека? Главную мелодию, которая будет раскрывать идею трека или же второстепенную, которая может иметь место в проигрыше (танцевальная часть).

Написание гармоничных мелодий (да и самой гармонии) – это процесс творческий, в котором вы можете выразить себя. Написание мелодии – это первый этап создания танцевального трека. Так, как же написать красивую мелодию ?

Для того, чтобы научиться писать красивые мелодии необходимо:

1. Знание основ теории музыки и гармонии

2. Постоянный анализ качественных коммерческих работ

3. Практика, практика и ещё раз практика…

Давайте разберемся, что такое .

Мелодия может состоять из нот или аккордов. Аккордовый лид звучит более насыщенно, нежели однонотный.

Как написать мелодию

Для написания мелодий я использую следующую последовательность действий:

1. Выбираю любой подходящий протяжный звук из пресетов синтезатора для создания пэдов

2. Прописываю партию пэдов, которая состоит из аккордов. При этом первый , обычно, является тоническим (строится от тоники – самого устойчивого главного тона трека)

3. Выбираю примерно подходящий бас из пресетов и прописываю для него однонотную партию для поддержки пэдов. При этом партия баса соответствует нотам взятым из аккордов партии пэда

4. Выбираю пресет для партии лида (основной мелодии)

5. Прописываю партию лида, обращая внимание на гармонию, и трека. Внимательно слушайте, присутствует ли гармония между различными партиями. Она должна ощущаться на слух.

Послушаем все вместе.

Естественно, это не конечный результат. Тембры инструментов будут изменяться и дорабатываться.

Писать саму мелодию лида можно ориентируясь первоначально на проекта. Затем стоит составить ритмический рисунок, изменяя и их расположение, не изменяя тональность. То есть, составить, так сказать, мелодию на одной ноте (тонике). И в конечном итоге, изменить тональность нот в соответствии со своим видением.

Как видим, для того чтобы написать мелодию для танцевального трека необходимы знания музыкальной теории и немного практики.

Удачи в творчестве!




Top