Как правильно работать с микшерным пультом. Микшерный пульт: описание, настройка, использование

Работа с цифровым микшерным пультом

Перевод: Кочиева Диана

Высококвалифицированная профессиональная аудиоаппаратура сама по себе не будет являться системой, без навыков в управлении и коммутации всеми элементами цифрового микшерного пульта.

Цифровой микшер похож на процессор эффектов в его концепции и планировке. На каждый входной канал установлен аналого-цифровой преобразователь. А также для каждого цифрового входного порта имеется цифровой приемник «digital interface receiver» (DIR)для распределения сигнала с физического входа на любой канал тракта.

После того, как цифровой сигнал попадает в пульт, пользователь может его направить в любой входной или выходной модультракта. Задача маршрутизации заключается в привычных функциях, таких как AUX посылы и возвраты, посылы матрицы, посыл на выходы. Каналы пульта также могут быть назначены на виртуальные группы для удобства в управлении. Эти группы называются DCA (от англ. «digitally controlled amplifier» –«цифровое управление усилением»), терминологиязаимствована из аналоговой сферы.

Для осуществления большого потока данных и выполнения некоторого количества одновременно решаемых задач, микшерный пульт имеет центральный процессор (от англ.CPU – «Central Processing Unit» – «центральный процессор»), который направляет основную часть работы модулей в микшер. Таким образом возникает концептуальное разделение между управлением данных и потоком аудиосигнала и шин, используемых при сведении в микшере. Предусмотренный объём памяти предполагает хороший запас при обработке данных и хранениенастроек при дальнейшей работе. Сведение происходит путем смешивания сигнала в сигнальном цифровом процессоре– DSP (от англ. «DigitalSignalProcessor» –«цифровой сигнальный процессор»)под управлением ЦП.

DSP предоставляет встроенные эффекты пульта и несколько видов эквалайзеров. Нередко в лучших микшерных пультах можно встретить до восьми виртуальных процессоров эффектов и около двенадцати 31-полосных графических эквалайзеров. Процессор эффектов DSP принимает входной сигнал из модуля маршрутизации или может иметь свой специальный вход и выход. Эти эффекты могут быть использованы любой шиной в тракте, что концептуально напоминает аналоговые пульты. На различных каналах микшера присутствует обычно следующий набор эффектов DSP: ФВЧ, эквалайзер, динамическая обработка, задержкаи т.д.

Есть два вида цифровых консолей: дискретные и монолитные. Монолитные пульты – это в общем то все аналоговые консоли и некоторые цифровые микшерные пульты, как правило не превышающие 32 каналов. Конструкция их такова, что все процессоры обработки, маршрутизации и поверхность с фейдерами и дисплеем находятся в одном аппарате. А к дискретным пультам относятся микшерные системы, подразумевающие аппаратное разделение всех основных функций пульта, состоящие как минимум из двух элементов: Worksurface, или «контролирующаяповерхность» – здесь осуществляются функции управления миксом и индикацией, и «Digital Engine»или «Микс Рэк» – некоего устройства, в котором происходит непосредственно процесс обработки цифровых аудио сигналов.

Внешне «контролирующая поверхность» микшерной системы выглядит как аналоговый микшер: также состоит из ползунков, кнопок, ручек, индикаторов и прочего, плюс ко всемувозможно наличие многофункционального дисплея (МФД) для удобной коррекции уровней сигнала, передачи звука, настройки и назначения эффектов. МФД может бытьсенсорным, представляя из себя обычный планшет. Термин «контролирующая поверхность» довольно уместен, поскольку никакого потока аудиосигнала здесь не происходит. Например, на большинстве аналоговых микшеров аудио на самом деле проходит через канальный фейдер, в то время, как с канала цифрового микшера команды контроллера считываются и отправляются на DSP, который анализирует соответствующий уровень изменения параметра. Данная схема позволяет избежать пропадания аудио в случае сбоя ("зависания") в Worksurface, работающей под управлением операционной системы. При сбое Digital Engine продолжает обрабатывать сигналы в соответствии с виртуальным положением "ручек" и фейдеров на момент возникновения сбоя. И оператор имеет возможность сделать Restart Surface (перезагрузку системы) и продолжить работу.

На типичных микшерах среднего размера панель управления может выглядеть довольно скудно, нежели на таких же аналоговых пультах. В отличие от аналоговых пультов, там не может быть специальных фейдеров на каждый входной канал. Количество ручек и энкодеров для каждой функции ограничено. Но зато каждый энкодер многофункционален. Простым выбором канала, а именно нажатием кнопки Select, все переключатели и кнопки будут связаны с этим каналом.

Для экономии места на пульте, существует специальная концепция разделения физического контроля функций,которая называется Layering (от англ. Layer – слой). Например, фейдеры на КП могут быть сгруппированы в банк из восьми, и таких банков может быть четыре слоя. Эти фейдеры свободно назначаемые, конфигурация может быть следующая: слой 1- стереовходы; слой 2- возврат с эффектов; слой 3- группы DCA; слой 4и т.д. Для того, чтобы не запутаться в порядке всех назначенных функций, на поверхности пульта допускается физически обозначать каждый нужный слой, например, некоторые фирмы предлагают специальные магнитики-иконки, или миниатюрные экраны на каждый канал. Активное использование слоев может стать помехой для оперативного управления.

Панель управления имеет полный набор элементов для сохранения и вызова настроек, а также копирования и применения параметров для различных каналов, и переноса их на другие устройства, в том числе на аналогичные микшерные пульты. Эта функция называется snapshot (от англ. «моментальный снимок») или «сцены». Это огромное преимущество цифрового пульта. Наличие сцен позволяет быстро переключаться между оригинальным и готовым миксом, использовать постоянные настройки для любого артиста, хотя и никто не исключает возможность совершенствования и внесения требуемых корректировок в финальный микс.


Еще одна полезная функция цифрового микшера, это модульность. Например, обработка DSP может находиться в модуле DSP, раздельно от «контролирующей поверхности». Аппаратные DSP могут быть на карте, которая подключается в специальный слот в модуль DSP. Эта конструкция пульта позволяет очень легко модернизировать или ремонтировать его. Сейчас не редкость, когда внебольшом кабинетеодновременно могут находиться ивходы/выходы, DSP, и ЦП, а управление консолью уже происходит через другой аппарат. Это полезно еще и тем, что когда модуль со входами и выходами разделен от «контролирующей поверхности», то можно его поместить на сцене, не прокладывая громоздкие аналоговые кабели. Всю передачу информации от сценического модуля и до КП на себя возьмет легкий цифровой кабель. Этот кабель нужен для передачи тестового сигнала с «контролирующей поверхности» на сценический модуль. Например, производители пультов Midas, использующиеранеепротоколEthernet, перешли на стандарт AES50, соединяющий КП с отдаленными модулями пульта. Иные и вовсе придумали свой –«Digigram’s EtherSound ES-100» или «Klark Teknik’s HyperMAC». Физически можно использовать недорогой кабель CAT5 с износоустойчивым входом EtherCon, для использования на более низких скоростях. Скорости повыше уже возможны при работе с кабелями CAT5e/CAT6 или оптоволоконный гигабитный кабель Ethernet. Это позволяет сэкономить на стоимости многоканальных громоздких мультикорах (snake).

До недавнего времени цифровые консоли (а) не обладали достаточной легкостью и быстротой в управлении, и (б) не внушали надежности. Вот основные доказательства, что сейчас многое изменилось со времен первых цифровых консолей. Цифровая консоль – это, по сути, специализированный компьютер, и достоинства его использования такие же, как и для другого любого компьютера. Запись всех ваших действий, сохранение внесенных изменений, напоминание о том, что нужно отменить, можно переносить информацию на другой компьютер и многое другое. С чисто звуковой стороны, «цифра» имеет невероятные возможности: полная обработка на каждом входном канале и выходных каналах; фейдеры переназначаемы, использование цифрового кабеля для передачи без помех и т.д. Однако, есть и значительные недостатки. Например, наличие одного «Master Strip» для индивидуального доступа к каналам, можно регулировать только один параметр за раз. Хотя это звучит незначительно, но подумать только, как часто мы совершаем вспомогательный посыл или эквализацию двумя руками. Наверно чаще, чем мы думали. (Примечание: фирма Digico попыталась сократить это ограничение, введением 4 активных дисплеев, таким образом, стал возможен доступ к четырем каналам одновременно, однако перед каждым разом все равно приходится тратить время на выбор интересующих каналов).

Одна из множества интересных функций, которой обладают современные цифровые микшеры - это возможность дистанционного контроля, например, через планшет и беспроводную точку доступа (WAP) . Такой механизм управления очень востребован во время настройки баланса мониторов или порталов, через специально установленное приложение или ПО на планшете, из любой точки зала и сцены.

Многие производители допускают в своих консолях возможность многодорожечной записи шоу. Делают это по-разному: одни используют дополнительные платы, встраиваемые в слоты (Yamaha), другие предусматривают возможность программной интеграции с ProTools, третьи прямой записи при помощи собственных программных средств. Так вот, за рубежом очень популярен виртуальный саунд-чек. Происходит это следующим образом: концерт предварительно записывается в хороших условиях, затем проигрывается в том зале где проходит саунд-чек, исполнители настраиваются под него, корректируют свои недочеты, и дальше успешно выступают на концерте.

Для надежности в цифровых консолях присутствует минимум двукратное резервирование важнейших функций: если проложить два кабеля от сценического бокса и до пульта, можно и по разным протоколам, то при сбое операционной системы, перезагрузке, звук не прерывается, но становится на некоторое время неуправляемым. Очень частое явление наличие двух или даже трех блоков питания. Если один из них выйдет из строя, то система автоматически переключится н оставшиеся надежные источники питания.

В цифровую консоль можно внедрить практически неограниченное количество обработок. Например, в старших моделях Avid Digidesign и Allen&Heath iLive можно добавлять процессорные платы, что кратно увеличивает вычислительную мощность.

Каждая фирма снабжает свои изделия программами-редакторами, при помощи которых можно предварительно сконфигурировать пульт. Новая прошивка консоли, опять же, как правило, не требует новой версии программы-редактора. Но есть производители, создающие для каждой своей модели собственные программы и драйвера, и приходится заботиться о соответствии бесчисленных прошивок "железа" версиям софта. В результате, компьютер пользователя оказывается заваленным программным и драйверным "мусором", что не совсем удобно. На этом фоне гораздо лучше выглядят конкуренты, у которых один редактор на всю линейку производимых консолей.

Большая часть микшеров с iPad управлением, могут одновременно работать с несколькими планшетами. И есть такая опция «блокировки» одного устройства во время работы второго, чтобы не «сбивать» его настройки. Число приложений для iPhone и iPod Touch растет с каждым годом. Большинство таких программ бесплатно скачиваются с AppStore и их можно пощупать в демо режиме (без привязки к микшеру). Одной из проблем удаленных систем управления является большое число беспроводных точек в одном помещении, что создает опасность помех во время концерта. И во избежание этого, придется затратить немного больше времени, чтобы выбрать неперегруженный WiFi канал, и позволить консоли распознать качественно ID сети.

Микшер — сердце любой звуковой системы. Невозможно представить себе какое-либо «звуковое» мероприятие, где не использовался бы микшер.

Микшерный пульт. Общие сведения.

Микшерный пульт смешивает сигналы нескольких источников звука и передаёт их на выход как единое целое, в нужных пропорциях. Можно провести аналогии с бытовым кухонным миксером, который смешивает масло, сахар, какао, муку и яйца в однородную массу, чтобы затем выпечь из неё торт.

Существуют различные типы микшеров:

  • Концертные (в том числе мониторные);
  • Студийные (для записи);

Для концертной практики, а также для работы на применяются, в основном, различные концертные микшерные пульты. Именно их разновидности я буду рассматривать в этой статье. Вы можете спросить: «А что, диджеи со своими микшерами на корпоративах не работают?» Отвечу: ещё как работают. Но к тематике моего сайта диджеи, также как и их пульты, имеют весьма косвенное отношение. Поэтому читать о них желательно на диджейских тематических сайтах. А мы с Вами переходим к концертным микшерам.

Устройство микшерного пульта.


Увидев впервые вблизи большой концертный микшерный пульт, можно испугаться и подумать, что ТАКОЕ Вам не освоить никогда. Не всё так страшно. На самом деле, любой микшер состоит из секций входов и выходов. Входная часть — это практически ничем не отличающиеся друг от друга вертикальные линейки, которые называются каналами. Разобравшись с устройством одного канала, можно будет сказать, что Вы почти разобрались с тем, как устроен весь пульт.

Входной канал микшерного пульта.


К входному каналу пульта подключаются микрофоны или линейные источники. Как следствие, входной моноканал содержит микрофонный вход XLR и линейный вход Jack 6,35 мм . В некоторых пультах также предусмотрено наличие Jack- входа Insert (разрыв) для подключения компрессора или эквалайзера только для этого канала.


Бывает, в Insert подключают какой-нибудь инструмент вместо того, чтобы воткнуть его кабель в линейный вход. И удивляются, что инструмент не звучит. Неудивительно: на некоторых пультах линейный вход и Insert находятся рядом, и перепутать их несложно.


На некоторых пультах имеются также разрывы для подгрупп и разрывы для главных выходов. Их наличие весьма облегчает жизнь: в одну подгруппу можно «завести» пять вокалистов (как в ) и обработать их через групповой Insert одним компрессором. Это вместо того, чтобы к каждому разрыву подключать отдельный компрессор. А к разрывам для главных выходов можно подключить внешний эквалайзер. Что тоже очень очень удобно.


Стереоканал отличается от моноканала наличием второго линейного входа Jack 6,35 мм , а также отсутствием разрывов Insert и микрофонных входов XLR.

Некоторые модели микшеров оборудованы кнопками включения обрезных фильтров, исключающих частотный диапазон сигнала ниже 75 Гц.

Далее идёт ручка регулятора предварительного усиления по каналу. Затем — секция эквалайзера. В зависимости от модели пульта, эквалайзер может быть двухполосным (НЧ-ВЧ), трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) или трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) с полупараметрической серединой. В последнем случае отдельным регулятором можно выбрать определённую частоту из среднечастотного диапазона и ручкой усиления-ослабления её регулировать.

Ещё ниже следует секция регуляторов Aux . Данная секция позволяет организовать вывод звука на мониторный усилитель вне зависимости от уровня громкости канала, подаваемого на основные выходы (пре-фейдерный Aux ). Или подключить процессор эффектов для всех каналов Aux (пост-фейдерный Aux ) и на каждом канале установить требуемый уровень обработки.

Выходная секция.

Состоит из фейдеров главных выходов (Main Mix ), фейдеров подгрупп (позволяют управлять несколькими сигналами, объединёнными в одну подгруппу), регуляторов выхода Aux . Многие пульты имеют такие дополнительные функции, как общий выходной эквалайзер, моно-выход на сабвуфер, встроенный процессор эффектов и другие.

Отдельно отмечу прямые выходы моноканалов Direct Outs , которые имеются на некоторых пультах. Эти прямые выходы просто необходимы для многоканальной записи, например, на .


Если таких выходов нет, то для записи можно использовать канальные разрывы. Только моноджеки следует вставлять в гнезда разрывов не полностью, а только до первого щелчка. Для того, чтобы не прерывать сигнал канала. Если вставить джек в гнездо разрыва полностью, то записать звук с канала будет можно, а вот услышать его на основных выходах пульта не получится. Я на этом обжигался.


Наиболее подробную информацию о той или другой модели микшерного пульта можно прочитать в инструкции по эксплуатации этого микшера. Сейчас найти в интернете такие инструкции на русском языке очень просто. В 2002-2006 годах после покупки различных музыкальных приборов я переводил инструкции самостоятельно, поскольку они были только в бумажном виде и на английском.

Виды концертных пультов.

Аналоговые пульты.


Основной вид микшеров, с которыми работают ведущие и исполнители на концертах и праздниках. Самый маленький — с одним моноканалом и двумя стереоканалами Самые большие, уходящие за горизонт, могут содержать 64 канала. Разновидностью аналоговых пультов могут быть микшеры со встроенными усилителями, или, как их ещё называют, .

Об особенностях маленьких пультов, а также об активных пультах и рекомендуемых брендах можно прочитать в статье ).

Цифровые пульты.

Удовольствие, скажем так, недешёвое. К тому же, прежде чем их эксплуатировать, придётся разбираться с их принципом работы гораздо дольше, чем у аналоговых микшеров. Достоинством цифровых пультов является возможность сохранения настроек в различных пользовательских пресетах. А также наличие в них всех видов обработки (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов), что избавляет от необходимости покупки внешних приборов и геморроя с их коммутацией.

Мне однажды довелось столкнуться с цифровым пультом в одном заведении, где мы работали, подключая выходы нашего пульта в его входы. Ответственный за пульт диджей в тот день отсутствовал, в весьма ограниченное время пришлось до всего доходить самостоятельно. В итоге, левый канал у нас звучал раза в два громче, чем правый — пришлось устранять этот недостаток регулированием выходных фейдеров нашего пульта. В отношении того цифрового пульта у меня остались только негативные воспоминания. Возможно, я заблуждаюсь…

Недавно барабанщик Игорь Ковалев, мой друг и коллега по кавер-группе «Арт Сити Бэнд», приобрел цифровой пульт SoundCraft Ui12 . Небольшой ящичек с входными каналами:

  • XLR – 4 штуки;
  • комбинированные XLR-джек – 4 штуки;
  • стереопара «тюльпан»;
  • USB-вход — это еще дополнительные 2 канала,

а также основные стереовыходы Main Mix (параллельная пара XLR-джек) и два выхода Aux на XLR.


На этом микшере всего две ручки громкости для основных выходов. Управление пультом осуществляется дистанционно, с планшета или мобильного телефона.



Основное удобство такого пульта в том, что не нужно везти с собой внешние приборы обработки (ревербератор, компрессор, эквалайзер) – все это есть в цифровом пульте. Коммутация упрощается в разы, так же, как и время на подключение оборудования. Но есть и ряд недостатков, о которых следует сказать.

Во-первых, таким пультом управлять сложнее, чем аналоговым. Это относится в первую очередь к тем музыкантам, которые сами рулят звуком, без дополнительного звукорежиссера. То есть ко мне и Игорю. Органы управления аналогового пульта – вот они, перед нами. А в цифровом пульте типа SoundCraft Ui12 нужно на планшете войти сначала в одну директорию, потом в другую… Дольше и менее удобно.

Игорь рассказывал еще, что у него произошел такой вот казус. Пульт-база с антенной находился у него в застекленном помещении. Игорь с планшетом был в зале. Когда он отошел от базы метров на 30, органы управления на планшете перестали реагировать – сигнал был потерян. Хорошо, что звук не исчез. Просто нельзя было его отрегулировать.

Когда он подошел с планшетом к базе, то ситуация с управлением не изменилась. Пришлось перезагружать планшет.

Варианты практического применения микшеров на концертах или праздниках.


Для относительно большого музыкального коллектива и пульт должен быть большой. Каждому исполнителю должно хватить персонального канала микшерного пульта под инструмент или микрофон. В случае использования барабанной установки, озвучиваемой несколькими микрофонами, желательно иметь секцию подгрупп на пульте. А также для с несколькими вокалистами.

Для ВИА «Алекс Бэнд», в котором мы работаем вдвоём, большой пульт не требуется. Мой микшер Mackie 1402VLZ-PRO содержит 6 моноканалов и 4 стереоканала, нам этого вполне хватает. Замечу, что раньше я работал с аналоговыми пультами Alto и . Меня они вполне устраивали. До тех пор, пока у меня не появился Mackie…


А вот самый ужасный микшерный пульт, с которым я сталкивался — это даже не наша древняя «Электроника» с пятиштырьковыми входами, на которой мы работали до 2002 года. Как ни странно, есть пульты гораздо страшнее. Это микшер Phonic , точную модель не назову. Phonic , что показан на этой фотографии, спроектирован гораздо логичнее того, о котором я сейчас пишу.


И дело даже не в хреновом звуке (хотя и он имеет место). Я бы с удовольствием оторвал руки конструктору, который спроектировал такую нелогичную архитектуру пульта. Пока с ним разберешься — фаллос сломать можно!!!

Но мы отвлеклись. Вернемся к применению микшеров в концертно-корпоративной практике. В случае работы на чужой аппаратуре мы всё равно берём свой . Далеко не каждый владелец аппаратуры предоставит Вам 5-6 каналов пульта (нам требуется именно столько). Поэтому мы подключаем микрофоны и инструменты в свой пульт, и в этом нам понадобится только один стереоканал чужого микшера. Если даже свободных стереоканалов нет, на чужом пульте мы можем использовать:

  • два моновхода, разнеся их по панораме (один — на левый канал, другой — на правый);
  • стереовход 2-Track-In (RCA-тюльпан) ;
  • дополнительный стереовход Aux Return;
  • в крайнем случае, можно использовать один моновход, на который мы подадим моносигнал, суммированный с двух стереоканалов, при помощи специального кабеля.

Как видите, вариантов достаточно для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Но их бы не было, если бы мы не брали с собой пульт.

В случае работы расширенным составом, с живыми барабанами, для их озвучивания мы используем дополнительный пульт (4 моно — 2 стерео). Он является субмикшером, и его выходы коммутируются со стереовходом основного пульта. Этакое замещение функции подгрупп на большом пульте.

Вот и всё, что я хотел рассказать Вам о микшерах. Успехов!

________________________________

Микшерный пульт (или микшерная консоль) - это прибор, предназначенный для микширования звука, т.е. объединения нескольких источников звука в единую стерео-дорожку. Источники звука, конечно же, могут быть самыми разными - это могут быть микрофоны, музыкальные инструменты, модули эффектов, или даже компьютер и MP3 плеер!

Микшер позволяет управлять уровнем громкости поступающих на него звуковых сигналов, позиционировать их в пространстве, эквализировать и обрабатывать их для создания общей, хорошо звучащей звуковой картины, которую мы зовем миксом.

Правильно отстроив громкость и панораму каждого из инструментов, а также используя точную эквализацию или эффекты, вы можете превратить вашу музыку в настоящее произведение искусства!

Качество микшера

При выборе микшера, вы получаете то, за что платите.

Качественные электронные компоненты и надежная и прочная конструкция, конечно, стоят денег. Экономить здесь не стоит - ведь в консолях имеется большое количество движущихся механических частей, постоянно подвергаемых нагрузкам.

Кроме того, недорогие микшеры больше шумят и хуже защищены от внешних наводок.

Каналы микшера

Канал микшера - это путь, по которому следует звуковой сигнал, от входа к выходу. Каналы большинства микшеров можно разделить на следующие блоки:

Микрофонный вход (mic) - выполнен в виде балансного xlr-разъёма, который предназначен для подачи на него сигнала с микрофона, либо с выхода кабинета гитарного или бас-гитарного усилителя на сцене.

Линейный вход (line) - выполнен в виде разъема trs ¼ дюйма, который так же предназначен для подачи на него сигналов с микрофона, либо (что чаще) - с музыкальных инструментов (синтезаторов, dj-оборудования и др).

Предусилитель (gain) - усиливает слабые сигналы, поступающие с микрофона или других источников. Уровни входных сигналов могут сильно варьироваться - и предусилитель служит нам для выравнивания сигналов до необходимого уровня. Чем дешевле этот компонент микшера, тем больше постороннего шума он будет привносить в окончательный сигнал.

Если вы записываете внешние приборы, такие как синтезаторы, выходной сигнал которых и так достаточно мощный, то можно не обращать на предусилители внимания. Но если вы записываете вокал или, например, акустическую гитару, то качество предусилителя будет играть решающее значение. Кстати, прямое подключение к микшерной консоли таких инструментов, как электро- и бас гитары, крайне нежелательно - для корректного подключения этих инструментов к микшеру используют di-боксы, либо снимают звук микрофоном с динамика гитарного усилителя.

Фантомное питание (+48V) - большинство консолей имеют функцию фантомного питания +48 вольт, необходимую для работы некоторых конденсаторных микрофонов. Эта функция чаще всего активируется с помощью отдельной кнопки.

Разрыв канала (channel insert) - разрыв дает возможность передачи сигнала с канала на внешнее устройство и возврата обратно. Применяется для подключения внешних устройств, которые будут обрабатывать сигнал только на выбранном канале. Такими устройствами могут быть компрессоры, внешние эквалайзеры, эксайтеры, педали эффектов и т.д. Кроме того, инсертные разъемы часто используются для поканального подключения микшерных пультов к многоканальным интерфейсам. На продвинутых моделях микшерных консолей разрывы есть не только на отдельных каналах, но и на групповых и мастер шинах.

Эквалайзер канала (eq) - предназначен для настройки амплитудно-частотной характеристики звука. С помощью регуляторов этого блока, вы можете изменять окраску звучания входящего аудиосигнала - например, подправить тембр голоса вокалиста, срезать нежелательные низкие частоты фоноргаммы, удалить помехи из сигнала музыкального инструмента на сцене или устранить эффект фидбека микрофона.

Самые простые эквалайзеры, как правило, двухполосные - с их помощью вы можете регулировать уровень высоких и низких частот входного сигнала. В более продвинутых вариантах консолей встречаются трехполосные и четырехполосные эквалайзеры с возможностью изменения частот, на которых требуется корректировка. Такой вид эквалайзеров называется параметрическим.

Модуль динамической обработки сигнала - после эквалайзера, сигнал поступает на блок динамической обработки. Блок динамической обработки имеется только в самых дорогих студийных моделях аналоговых микшеров, в пультах средней и нижней ценовых категорий он отсутствует.

Регулятор панорамы (pan) - позволяет вам расположить сигнал в стерео поле - от крайнего левого до крайнего правого положения.

Кнопки маршрутизации сигнала - кнопка mute отключает звук на выбранном канале, позволяя услышать все остальное, что происходит в миксе. Кнопка solo, наоборот, отключает звучание других каналов, позволяя услышать только сигнал выбранного канала. Кнопка sub позволяет направить сигнал на необходимую подгруппу – шину (bus). Вы можете встретить от 2-х до 8-ми таких шин, в зависимости от количества каналов микшера. Естественно, на небольших микшерах подгруппы отсутствуют, так как при наличии малого количества каналов в подгруппах нет необходимости. Кнопка main l-r направляет сигнал в мастер секцию.

Регулятор уровня громкости канала - эти регуляторы используются для микширования звуков, т.е. регулировки громкости инструментов микса. Канальный регулятор громкости может быть выполнен как в виде фэйдера, так и форме поворотного регулятора.

Крайнее левое положение данного регулятора (или крайнее нижнее, в случае если это фейдер), обычно отмечено знаком «бесконечности» – это означают полное отсутствие выходного сигнала.

Более жирно отмечен уровень в 0dbvu - при расположении регулятора громкости канала на этой метке входящий (обработанный предусилителем) и выходящий сигналы, будут равными по уровню. Когда вы ставите фэйдер ниже данной отметки - вы уменьшаете громкость сигнала, когда ставите выше данной отметки - усиливаете его.

Стерео-каналы аналоговых консолей зачастую устроены несколько проще - например, в них могут отсутствовать микрофонные входы, или использоваться более простые эквалайзеры. Все остальные элементы часто повторяют устройство моно-каналов.

Шины (bus) – это секции микшера, где встречаются и суммируются звуковые сигналы. На каждой шине есть регулятор уровня сигнала, который управляет громкостью данной группой каналов. Групповые шины позволяют сгруппировать несколько входных каналов и управлять ими с помощью всего одного фэйдера, сохранив при этом отношение уровней каждого из каналов в этой группе. Также, вы можете посылать выходной сигнал с каждой из шин на отдельные входы внешнего устройства многоканальной записи или обрабатывать группы сигналов внешним устройством (например, компрессором или эквалайзером).



Отличие аналоговых микшеров от цифровых.

Не подумайте, что «аналоговый» означает «старый», или что такие микшеры не так хороши, как цифровые. Наоборот - многие профессионалы ценят аналоговые микшерные пульты за простоту устройства и чистое, аналоговое звучание без применения ЦАП-АЦП. Все фэйдеры, поворотные регуляторы и кнопки аналоговых микшеров находятся на виду и сразу же изменяют звучание микса. Здесь нет сложных меню, абстрактных назначаемых кнопок и пр.

Аналоговый микшер средней ценовой категории (если за ним следить и своевременно проводить ремонт движущихся частей) может прослужить вам очень долго - это вызвано тем, что технология производства аналоговых микшеров за последние десятилетия практически не изменилась. Цифровые консоли морально устаревают гораздо быстрее, из-за динамичного развития цифровых технологий. Ремонтопригодность аналоговых пультов так же гораздо выше - например, их легче ремонтировать самостоятельно, так как устройство таких пультов гораздо проще.

На что обратить внимание при выборе пульта.

Количество каналов - это самый главный параметр, определяющий, сколько внешних устройств вы сможете подключить к микшеру. Большее количество каналов позволяет подключать к микшеру больше различных устройств.

Встроенные эквалайзеры каналов - наличие эквалайзера на каждом канале очень упрощает работу с пультом. Без эквалайзера сложно обойтись, особенно на живых выступлениях или на реп. точках, когда вы ограничены только эффектами обработки, встроенными в микшер.

Индикаторы уровня сигналов - если уровни сигнала отсутствуют, вы можете случайно перегрузить каналы пульта, что резко увеличит количество помех и нежелательных искажений сигнала. Кроме того, перегрузка звука может повредить оборудование концертной площадки, такое как усилители мощности или акустические системы, за ремонт которых придется платить из собственного кошелька.

Выбирая микшер, в первую очередь необходимо понимать, для каких целей вы будете его использовать.

Использование пульта на реп. точке или для небольших выступлений.

Если вам нужен пульт для репетиций, то стоит обратить внимание на модели, которые имеют до 16–ти каналов. На группу из 5-ти человек в среднем может потребоваться до 10 каналов микшера, плюс, всегда лучше иметь несколько свободных каналов в запасе.

Так же, необходимо понимать, как именно каждый из участников будет слышать выходной сигнал с микшера - с помощью наушников или мониторных акустических систем.



12-ти - канальный микшер в фирменном, компактном дизайне от mackie с 4-мя фирменными микрофонными предусилителями onyx. Данный пульт имеет ультра-широкий диапазон работы предусилителей (до 60db), 12 линейных входов, 4 разъёма insert, 3-полосный эквалайзер на каждом канале (80hz, 2.5khz, 12khz), ВЧ-фильтры на микрофонных каналах, 2 aux посыла на каждом канале, 2 стерео-возврата для подключения эффектов и других источников, дополнительную стерео-шину и функцию фантомного питания. Общий динамический диапазон пульта - 128.5 db. Мастер-шина Мackie 1202 vlz 4 оснащена 12-сегментным светодиодным индикатором, а герметичные круговые регуляторы защитят пульт от пыли и загрязнений. Кроме того, все микшеры Mackie выгодно отличает от конкурентов наличие фирменного прочного металлического корпуса. В комплекте с данным пультом поставляется универсальный блок питания для работы с любыми типами напряжения.


16-канальный микшерный пульт от компании Yamaha предлагает 10 микрофонных входов с предусилителями «d-pre»/16 линейных входов (8 моно + 4 стерео), 4 групповые шины и 4 шины aux (вкл. fx), канальные компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на каждом из моновходов, и функцию фантомного питания. Основной аудиовыход данного пульта выполнен на симметричных выходах xlr.

Встроенный универсальный блок питания позволяет использовать устройство в любых регионах мира. Набор для монтажа пульта в рековую стойку поставляется в комплекте.

Микшеры с встроенным аудиоинтерфейсом.

Многие мировые разработчики консолей предлагают различные модели домашних мини-микшеров с небольшим количеством каналов. Некоторые из этих моделей дополнительно оснащены аудиоинтерфейсом, который позволяет производить запись сигналов микшера посредством простого подключения к компьютеру.

Микшеры, оснащенные аудиоинтерфейсом, являются полностью аналоговыми, однако имеют встроенный цифровой firewire или usb интерфейс, который может отправлять сигнал на компьютер, так и принимать его обратно.

Такие микшеры могут быть незаменимы в разных ситуациях например:

    Вы хотите записать свою идею, чтобы не забыть ее впоследствии

    Вы собираетесь записываться в профессиональной студии. В этой ситуации, с помощью usb-микшера вы можете заранее записать демо, чтобы лучше спланировать студийное время и понять, над чем стоит поработать.

    Вам хочется одновременно петь в микрофон и играть на вашем инструменте

    Вы занимаетесь созданием аудио и видео контента для интернет ресурсов, например, записываете подкасты и аудиокниги, или переводите мультсериалы.

Возможности аудиоинтерфейсов подобных микшерных консолей могут варьироваться, однако, чаще всего вы сможете записывать только мастер-сигнал, а иногда - еще и получать стерео-сигнал с компьюетра. Все исключения обойдутся вам значительно дороже.

Кстати, если вы владелец PC, учтите - вы не сможете использовать подобный микшер одновременно с внешним аудиоинтерфейсом. Поэтому, при выборе микшера, вам стоит задать себе вопрос - насколько обосновано использование подобного устройтсва? Будет ли такой микшер звучать лучше, чем ваш аудиоинтерфейс? Владельцы компьютеров MAC, благодаря возможности этой системы создавать агрегатные аудиоустройтсва, к счастью, лишены этой проблемы.

В целом, стоить отметить, что данный вид микшеров будет хорошим решением, в случае ограниченного бюджета или необходимости приобретения устройства типа «все в одном»


Yamaha mg12xu – это 12-ти - канальный микшерный пульт c 6 микрофонными или 12 линейными входами (4 моно + 4 стерео), 2 групповыми шинами group и 2 aux-шинами. В пульте используются микрофонные предусилители d-pre с инвертированной схемой дарлингтона, компрессоры с одним регулятором, аттенюаторы (pad) на моновходах, фантомное питание +48 вольт и и универсальный блок питания для использования устройства в любых регионах мира. Кроме того, Yamaha mg12xu оснащен процессором эффектов spx с 24 программами и встроенным 2-канальным USB-интерфейсом на 24 бит/192 кгц. Кстати, данный микшер также имеет возможности управления с iPad (начиная со 2-го поколения). В комплекте с пультом поставляется программа для звукозаписи Cubase ai.


Эти микшеры представляют собой идеальное средство быстрого и простого создания музыкального контента для сайтов потокового вещания типа youtube live и ustream, проведения онлайн-уроков в реальном времени либо автономного создания видео- или аудиоподкастов. Адаптивный вход hi-z позволяет подключать широкий спектр таких инструментов, как гитары, бас-гитары и синтезаторы. Оснащенные микрофонными предусилителями студийного качества d-pre, данные микшеры способны максимально точно передавать детали вокальных и инструментальных партий.

Помимо прочего, данные микшеры оснащены встроенным usb-аудиоинтерфейсом на 24 бит /192 кгц с поддержкой ASIO-драйверов, который позволяет использовать пульты в качестве внешней звуковой карты для PC, Mac, iPhone и iPad.


Allen&Heath Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8

Компания Allen&Heath дополнила линейку микшеров Zed тремя моделями – Zed-6, Zed-6fx и Zedi-8. Каждая из этих новинок выполнена в компактном корпусе и имеет шесть входных каналов, при этом модель zed-6fx оборудована встроенным процессором эффектов, а zedi-8 может похвастать 2-канальным звуковым интерфейсом для шины usb.

Многоканальная запись с использованием инсертных выходов

Для записи сигнала отдельных дорожек микшера с помощью многоканального аудиоинтерфейса вы можете воспользоваться инсертными (insert) выходами микшера. Для этого, каждый из них должен быть подключен специальным кабелем к соответствующему входу звуковой карты. Звуковой интерфейс в свою очередь должен обладать достаточным количеством входов и выходов.


Во время записи, сигналы каждой из дорожек будут поступать с инсертных выходов микшера на отдельные входы звуковой карты, что в итоге позволит вам получить запись каждого из выбранных каналов в виде отдельных цифровых дорожек в DAW.

Для мониторинга и внешнего микширования, сигналы с выходов звукового интерфейса поступают обратно в микшер через входы инсертных разьемов.

При подключении пульта к аудиоинтерфейсу в данном случае имеется отдельный нюанс. Дело в том, что чаще всего, инсертный разъем состоит из комбинированых небалансных входа и выхода. Поэтому, для подключения вам понадобится специальный кабель, который с одной стороны имеет trs (стерео) - джек 6,3 мм, а с другой 2 моно -джека 6,3 мм (так называемые «штаны»). Trs-джек подключается в инсертный разъем канала пульта, а 2 других на вход (in) и выход (out) вашего звукового звукового интерфейса.


Behringer ub2222fx-pro - это 12-ти канальный микшер с 8-ю моно-каналами (каждый из которых оснащен микрофонными предусилителями) и 4-мя стерео каналами. Пульт оснащен канальными разрывами (insert), которые присутствуют на каждом из 8 моно-каналов, что, в сочетании с многоканальным аудиоитерфейсом, позволит вам записывать до 8 раздельных аудиодорожек одновременно! Особенностью модели является наличие встроенного 24-битного цифрового эффект-процессора с 99 великолепными пресетами virtualizer®, такими, как реверб, делэй, хорус, компрессор, ламповый дисторшн, vinylizer, а также генератор тестового тона 1 кгц.

Моноканалы микшера оснащены отдельными обрезными нч фильтрами и 3-полосными эквалайзерами с полупараметрической серединой. Каждый из каналов микшера имеет отдельные светодиодные индикаторы пиков, кнопки mute, solo, pfl и кнопки назначения на основной микс или подгруппы. Также здесь имеется и 3 aux-посыла: 1 посыл с переключателем pre/post для мониторинга или внешних эффектов, 1 префейдерный для мониторинга и 1 постфейдерный посыл, направляемый на внутренний эффект-процессор или внешние устройства.

Также пульт имеет раздельные выходы на мониторы и наушники с назначаемыми источниками аудио сигналов, дополнительный tape-вход с маршрутизацией, функцию фантомного питания +48в, износостойкие 60-мм логарифмические фэйдеры и герметичные потенциометры alps®.

Встроенный импульсный блок питания, автоматически подстраивающийся под напряжение сети (100 - 240 в-) обеспечивающий бесшумное неокрашенное звуковоспроизведение и минимальное потребление энергии, а высокопрочная стальная конструкция гарантирует долгую и безупречную работу даже в самых жёстких условиях эксплуатации. В комплекте прилагается набор для инсталляции в рэковую стойку.

Статья в процессе написания! Будет дополняться

Являясь активным пользователем нескольких форумов, посвященных музыке и звуковому оборудованию, часто встречаю вопросы новичков о микшерах. Как пользоваться микшером? как настроить эквалайзер на канале? куда подключать ноутбук, а куда микрофон? Чтобы облегчить жизнь начинающих диджеев и музыкантов, пишу данную статью.

Итак, микшер / микшерный пульт - это устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов из разных источников. Если говорить проще, то в микшер можно подключить микрофоны, плееры, музыкальные инструменты, а затем вывести суммированный звуковой сигнал на акустическую систему. Помимо этого с помощью микшера можно отрегулировать тембр, направить сигнал на дополнительные выходы, обработать сигнал процессором эффектов. Но обо всем по порядку.

Входные каналы. Разные микшеры имеют различное количество каналов в зависимости от назначения. Входные каналы бывают двух типов: моно и стерео. В моно-каналы обычно включаются микрофоны, живые инструменты; в стерео - CD/MD-проигрыватели, ноутбуки, плееры.

Чувствительность входа - Gain - Сигнал, приходящий в микшерную консоль, например от микрофона очень слабый. Для того, чтобы нормально и адекватно можно было работать с ним существует предусилитель (преамп). Регулятор гейн как раз определяет силу этого усиления. Есть общее правило настройки гейна - нажимаем кнопку PFL, таким образом на общем индикаторе мы можем увидеть уровень входного сигнала, и крутим ручку гейна до тех пор, пока не начнет мигать желтым... и чуть-чуть убираем (чтобы индикатор всегда находился в "зеленой зоне").

Обрезной фильтр - High Pass filter - HPF - Служит только для того, чтобы обрезать "низ". Необходимость такая возникает прежде всего при использовании вокальных микрофонов. Низкая составляющая в этом случае практически не играет никакой роли, а иногда даже мешает или портит звук. На пультах в основном стоит предустановленный нерегулируемый фильтр 80 или 100 Гц.

Секция эквалайзера - EQ - Дает возможность менять тембр звука. Прежде всего используется как инструмент настройки звучания подключенных в микшер источников. На большинстве небольших пультов секция EQ состоит из трех регуляторов - HI (высокие частоты), MID (средние частоты), LOW (низкие частоты). В более сереьезных аппаратах стоит полупараметрический эквалайзер, в котором одним регулятором вы можете выбрать нужную для корректировки частоту, а другим - уменьшать или увеличивать ее.

Посылы - Aux - Нужно для того, чтобы иметь возможность послать сигнал на дополнительный выход. Можно подать этот сигнал на процессор эффектов (внешний/внутренний), чтобы добавить ревер или дилэй. Можно подать отобранный сигнал на мониторы. При этом на мониторной акустике можно создать собственный микс, подавая разное "количество звука" в aux с разных каналов.

Панорама/баланс - pan/bal - Регулятор, который меняет панораму/баланс подключенного источника. Если говорить проще, то с помощью него можно направлять лево/право.

Заглушение - mute - Кнопка, которая заглушает канал. Бывают ситуауции, когда положение фейдера менять нельзя, а канал надо "закрыть" (полностью убрать громкость). Обычно мутируются все каналы на пульте и "открываются" только нужные в данный момент.

Фейдер - Регулятор уровня сигнала, который подается на главные выходы. В небольших пультах фейдеры обычно ставят длиной 60мм, в более серьезных микшерах - 100 мм. Размер имеет значение! со 100 мм фейдером легче "ловить" незначительные изменения в громкости сигнала. Особенно это актуально для театров, где не надо громко, а нужно в меру. Звукорежиссеру приходиться очень внимательно следить за уровнем сигнала фоновой музыки, чтобы она не перебивала голоса актеров.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора




Top