Что парижские курьеры опускали в почтовые ящики. Королевский курьер - письмо. Чем по долгу службы должен заниматься перлюстратор

Жизнь украинского просветителя, философа, поэта и педагога - Григория Саввича Сковороды - вскоре после его смерти обросла легендами. Единственным достоверным источником считается небольшая биография, написанная Н. Коваливским - другом и учеником философа. Биография Григория Сковороды коротко излагает жизненный путь поэта. В ней упущено довольно многое, поэтому некоторые факты из жизни Сковороды остались по сей день сомнительными.

Становление философских взглядов

Будущий просветитель родился в 1722 году на Полтавщине, в селе Чернухах, в небогатой казацкой семье. Первичное образование он получил в сельской школе, а с 12 лет учился в Киево-Могилянской академии. С перерывами Сковорода проучился в академии 19 лет. Ее библиотека стала для него кладезем знаний. В учебе будущий философ всегда был первым, поэтому педагоги его уважали, а другие ученики на него равнялись. За время обучения в академии Григорий досконально выучил латинский, греческий, церковнославянский, польский и немецкий языки. В меньшей степени он знал еще несколько языков. Сковорода Григорий Саввич, кроме иностранных языков, очень любил литературу и философию.

Российский период

В 1741 году Григорий Сковорода, краткая биография которого стала предметом нашего сегодняшнего разговора, отправился в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге он пел в придворной капелле. Кстати говоря, музыка была еще одной страстью Григория. Он на протяжении всей жизни исполнял песни, как свои, так и других авторов, играл на скрипке, флейте, дудке, гуслях и бандуре.

Европейский период

В 1744 году, состоя при дворе императрицы Елизаветы, Сковорода вернулся в Киев, но ненадолго. Со свитой генерал-майора Ф. Вишневского он отправился в Венгрию, где планировалась стройка церкви русского консульства. В ней Григорий получил должность певчего. Вишневский пригласил с собой Сковороду не только потому, что тот прекрасно пел. Немаловажным был также тот факт, что начинающий философ был прекрасным собеседником, хорошим переводчиком и, наконец, земляком Вишневского. В период с 1745 по 1750 год Сковорода с генералом посетили Австрию, Польшу, Словакию, а также Италию. В Италии Григорий обрел массу интересных знакомств и на протяжении трех лет обучался в университете Галле у известного на тот момент физика и философа Х. Вольфа.

Возвращение на родину

Как можно заметить, биография Григория Сковороды изобилует путешествиями. В 1753 году он сменил образ кочующего философа на образ оседлого мудреца, однако ненадолго. Вернувшись в Украину, мужчина устраивается преподавателем поэзии в Переяславском коллегиуме. За основу своего курса он берет собственный учебник, не лишенный новаторских, смелых постулатов. Переяславскому епископу такая методика пришлась не по вкусу, поэтому он потребовал, чтобы Сковорода доносил свою дисциплину до детей в классическом виде. Григорию, конечно же, не понравилось, что епископ, будучи совершенно некомпетентным в искусстве пиитики, поучает его. Философ ответил на оскорбление латинской поговоркой, которая констатирует малограмотность священнослужителей на артистическом поприще. Вопрос об отстранении Сковороды с должности преподавателя поэзии был решен духовным судом.

Работа у помещика

В 1754 году помещик С. Томара пригласил Сковороду стать учителем его сына Василия. Григорий согласился и проработал на этой должности до 1759 года, в результате между ним и учеником возникла настоящая дружба, которая продолжалась всю последующую жизнь философа. Как вспоминал В. Томара, его отец попросил чтобы тот порекомендовал ему образованного наставника с хорошими манерами. Митрополит сразу же указал на Сковороду, ведь последний был умен, знал языки и хорошо «держал себя на публике».

Вторая попытка стать преподавателем

С 1759 до 1764 год Григорий преподавал поэтику в Харьковском коллегиуме, где основная часть преподавателей принадлежала к духовенству. После нескольких лет работы ему сказали, что остаться на этой должности можно лишь при условии принятия монашества. Но поэт твердо сказал, что не хочет «увеличивать число фарисеев». Дело в том, что Григорий Сковорода как философ находил смысл жизни в скромности и всецелом аскетизме. Он «отстранялся от всего ненужного, дабы обрести нужное». Жизнь монахов не соответствовала принципам Григория, поэтому он покинул коллегиум, однако через четыре года все же вернулся. На этот раз его задачей было преподавание «Катехизиса» в отдельных классах, где готовили инженеров, артиллеристов, архитекторов и топографов. Здесь на деятельность философа никак не могли повлиять устои заведения. Сковорода учил молодежь не религиозным догматам, а «поиску в себе человека», и под видом Закона Божьего преподавал курс христианской этики. Буквально через год философ был разоблачен и уволен.

Путешествия по Слабожанщине

Сковорода Григорий Саввич поселился недалеко от Харькова в селе Гужинском, в небольшом домике на территории лесной пасеки. Здесь он написал такие философские произведения, как «Асхан» и «Наркис». Вскоре Григорий переехал в село Гусинку недалеко от Харьковской области. Там он также поселился на лесной пасеке, что находилась на территории имения Розальон-Сошальских.

На протяжении последних 25 лет жизни Сковорода проповедовал свои взгляды среди народа. Философия Григория Сковороды кратко выражается словом «аскетизм», он предпочитал развивать навыки и не возводить в культ вещи. В простой одежде, с самыми необходимыми вещами и книгами в котомке, философ обошел пешком весь Слобожанский край. На отдых он останавливался в деревенских хатках или имениях помещиков - Донец-Захаржевских, Тевяшовых, П. Щербинина, Я. Правицкого, а также у своего ученика Н. Коваливского. Григорий Сковорода, философия которого была необходима людям, останавливался жить там, где были умные собеседники, или же, наоборот, у людей, чей интеллектуальный и образовательный уровень нужно было повысить.

Философ не прекращал частного обучения молодых людей. Иногда он отправлялся в Киев и Москву, чтобы поработать там в библиотеках с целью изучения античной поэзии. Он побывал также в Воронежской, Курской, Орловской и Таганрогской областях. А вот путешествие на Кавказ, в гости к ученику В. Томаре, не состоялось из-за ухудшения здоровья философа.

Репутация философа

В период с 1770 по 1780 год, как говорил Н. Коваливский, и добрая, и дурная слава распространилась о Сковороде по всей Украине. Кто-то его ругал, кто-то хвалил, но и те и другие хотели видеть его. Несмотря на то что философ любил уединение, он не сторонился компаний единомышленников и друзей. До глубокой старости Григорий Саввич любил петь и играть на музыкальных инструментах в кругу товарищей.

В этот период философ создал ряд известных произведений и научил морали не один десяток людей. Стихи по мотивам библейских текстов, которые были написаны в 1753-1785 годах, он объединил в сборник под названием «Сад божественных песен».

Последние дни

Предрекая скорую смерть, философ в 1794 году отправился в село Хотетово Орловской области к своему любимому ученику и другу Н. Коваливскому. Вернувшись, поселился на Харьковщине, в селе Ивановке. Ныне это село называется Сковородиновкой. Именно здесь величайший философ закончил свой жизненный путь. Согласно преданию, Сковорода сам вырыл себе могилу в саду, оделся в чистую одежду, положил собственные рукописи под голову и, накрывшись свитой, навеки заснул. Так и закончилась биография Григория Сковороды. Согласно его завещанию, на надгробии философа сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал».

Произведения

Биография Григория Сковороды (на русском языке ли, на украинском - не столь важно) лишь передает факты о жизни философа, а чтобы узнать все его величие, необходимо познакомиться с его работами. Многочисленные произведения Сковороды делятся на философско-богословские и литературные. Среди первых богословских трактатов отмечают произведения «Наркис» и «Асхан», которые были посвящены самопознанию человека. Свой взгляд на религию, и в частности христианство, философ изложил в курсе лекций «Начальные двери к христианскому благонравию» (1766 г.), который он читал в Харьковском коллегиуме. Лучшими произведениями Сковороды считаются «Алфавит мира» и «Дружественный разговор о душевном спокойствии». Оба они посвящены теме человеческого счастья и написаны в 1775 году.

Среди можно отметить сборник поэм «Басни Харьковские» (1774 г.). Каждая из басен состоит из объяснения ее истинного смысла. Отмечают также басни «Благодарный Еродий» и «Убогий жаворонок». Первая из них посвящена вопросам воспитания, а вторая - душевному спокойствию. Обе басни были написаны в 1787 году. Многие литературные гении остаются в нашей памяти не только благодаря своим произведениям, но и крылатым фразам, преуспел в этом и Григорий Сковорода. Цитаты и эпиграммы философа надолго остались в памяти людей. Кстати говоря, многие из них были написаны латынью. Приведем некоторые из афоризмов:

  • Излишки порождают - скуку, скука же - душевную тоску, а кто болеет этим, того не назовешь здоровым.
  • Не все то яд, что неприятно на вкус.
  • Бери вершину и будешь иметь середину.
  • Безумцу свойственно горевать за утраченным и не радоваться тому, что осталось.
  • О, если бы можно было писать так же много, как и мыслить!
  • У тех, кто душой низкий, лучшее из всего написанного и сказанного становится наиболее плохим.
  • Уподобляйся пальме: чем крепче ее сжимает скала, тем быстрее и прекраснее поднимается она кверху.
  • Нет ничего опаснее коварного врага, но нет ничего ядовитее притворного друга.

Распространение произведений

Шедевры Григория Сковороды расходились по миру в виде рукописей, которые его друзья переписывали и передавали своим знакомым. Сам автор также переписывал и дарил близким людям свои трактаты. Таким образом, его наследие разошлось по Украине, России, Молдове, Венгрии, Польше и Румынии. Рукописи попадали как в крестьянские хатки, так и в богатые имения, а также жилища духовенства и мещан. Некоторые песни философа конца XVIII в. попали в русские песенники, а композиция «Всякому городу нрав и права» исполнялась слепыми кобзарями как народная.

Оценка литературных произведений

Философия Григория Сковороды (кратко мы уже коснулись основных моментов) прослеживалась даже в его литературных произведениях. Многие критики осуждали несовершенную форму сочинений философа, хотя и признавали их содержательность и искренность. Эти произведения сравнивали с драгоценным камнем, который еще не прошел должной обработки, или садом, где наряду с культурными растениями растут дикие кустарники. Автор всегда воспринимал критику с юмором и на подобные оценки отвечал, что он «глиняная черная сковорода, пекущая белые блины».

По мнению других читателей, биография Григория Сковороды напоминала жизненный путь русского ученого М. Ломоносова. Оба они занимались поэзией, были философами и учеными и, что самое главное, вышли из народа. Стоит отметить, что в 1830-х годах сведущие в литературе люди относили Сковороду к классикам украинской литературы наряду с Квиткой-Основьяненком, Гулагом-Артемовским и Котляревским. По мотивам песни «Ой, птичка желтобока» русский писатель В. Капнист написал стихотворение «Чижик».

Григорий Сковорода, философия и поэзия которого много значила для украинских литературных классиков, изображен в некоторых произведения коллег. В повести «Близнецы» Тараса Шевченко он был эпизодической фигурой, однако это не помешало персонажу своими моралистическими и педагогическими идеями повлиять на ход сюжета. Савватий Сокира - один из персонажей произведения - унаследовал от своего отчима, ученика Сковороды, привычку жить в гармонии с природой и зарабатывать своим трудом, читая при этом оригинальные произведения Вергилия и Гомера. А П. Кулиш, также увлеченный жизнью великого философа, посвятил ему произведение под названием «Грицко Сковорода. Старорусская поэма». В 1861 году благодаря отмене крепостничества и послаблению цензуры стало возможным издать произведения Сковороды. Это было знаменательным событием в культурной жизни Украины.

Оценка философских учений

Итак, с литературными произведениями все более или менее понятно, другое дело - философия. По словам современников поэта, наибольший резонанс в среде критиков вызывал Григорий Сковорода как философ. Кратко описать его философские постулаты сложно. Некоторые исследователи считали Григория Саввича мистиком, другие, наоборот, рационалистом. Однако в 1894 году, когда профессор Харьковского университета Д. Багаллей издал все известные философские работы Сковороды, ученые смогли дать однозначную оценку его творчеству.

Чтобы стать счастливым, по мнению Сковороды, нужно хранить радость в сердце и мир в душе, жить в гармонии с природой и не противиться судьбе. Особый акцент он делает на том, что не стоит заниматься делом, к которому не лежит душа, ведь это противоречит «воле Божьей», которая постоянно пребывает в каждом из нас, и проку от подобной деятельности не будет никакого, один лишь вред.

Этические проповеди философа хоть и имели религиозную направленность, включали в себя много «еретических» (с точки зрения привычной религии) суждений. Григорий Саввич признавал познаваемость мира и оставался на позициях В первую очередь он всегда рассматривал проблемы самопознания человека. Моделью идеального общества Сковорода представлял некую «горную республику», в которой царит равенство и счастье. Путь к этой самой республике, по его мнению, лежал через воспитание в себе человека, которое должно быть призванием каждого из нас. Чтобы изменить существующий порядок вещей в обществе, по мнению философа, нужно не бороться против этого порядка, а стремиться к духовной свободе.

В большинстве своих философских трактатов Сковорода явно склоняется к материализму, однако именно дуалистические взгляды натолкнули его на создание теории «трех миров». Первый из них называется «макрокосмосом» и отождествляет природу. Второй - «микрокосмос» - это человек. И третий - «мир символов» - представляет собой нематериальный мир, воплощенный в Библии. Каждый из этих миров имеет материальное и духовное воплощение, причем второе является господствующим. Трактуя Святое Писание, Сковорода искал в нем аллегорическое содержание, не удовлетворяясь буквальным пониманием.

Ученые, исследовавшие философское наследие Григория Саввича, сравнивают его с Сократом. Странствующий философ из Украины олицетворяет интеллектуальное пробуждение общественности в конце XVIII в. О сильном авторитете Сковороды среди украинского населения говорят слова Н. Костомарова в статье «Слово о Сковороде» (1861 г.): «Мало можно отметить столь народных личностей, каким был Григорий Саввич, которых так любил и помнил народ. От Воронежа до Киева в домах висят его портреты. Всякий знает о нем…». Вот таким был для людей Григорий Сковорода. Биография (на русском языке в том числе) дает лишь некоторое представление о личности этого философа. Чтобы узнать о его глубоких взглядах больше, рекомендуется прочесть его труды и литературу, посвященную жизни мыслителя и поэта.

Образ Сковороды воплотили многие деятели культуры из Украины. Художники И. Ижакевич и С. Васильковский посвятили поэту и философу картины «Сковорода в дороге» и «Народ слушает песни Сковороды». В. Зноба и И. Кавалеридзе создали его скульптурные портреты. И. Кавалеридзе, кроме того, написал сценарий и снял картину «Григорий Сковорода» в 1959 году. В честь философа, кроме села на Харьковщине, названы улицы в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве.

Григорий Саввич Сковорода - русский и украинский мыслитель, заслуживший репутацию первого в Российской империи самобытного философа, педагог, поэт, баснописец - появился на свет 3 декабря (22 ноября по ст. ст.) 1722 г. на Полтавщине в селе Чернухи; его отцом был небогатый казак. Отучившись в местной четырехлетке, 12-летний Сковорода становится слушателем Киево-Могилянской академии, где он изучал различные языки, а также риторику, грамматику, музыку, поэзию. Будучи выходцем из бедной семьи, Григорий самостоятельно зарабатывал на жизнь и образование, подрабатывая репетитором в певчем академическом хоре. В 1741 г. Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, занимается пением в придворной капелле. Чтобы избежать духовной карьеры, к которой он не имел склонности, Сковорода симулировал сумасшествие, после чего его отчислили.

Известно, что он ездил за границу, будучи церковником при генерале Ф. Вишневском. Ему довелось побывать в таких странах, как Польша, Австрия, Венгрия, возможно, он был в Германии и Италии. В этих странах он заводил знакомства с учеными, расширял багаж познаний, углублял знание языков. По возвращении на родину Сковорода несколько лет работал в Переяславском коллегиуме учителем поэзии. Новаторство педагогических методик, отказ учить по старинке стоили ему увольнения.

Какое-то время Сковорода, благодаря содействию митрополита Щербитского, работал у помещика Томары домашним учителем, однако не сложившиеся отношения между ними заставили Сковороду уйти, чтобы странствовать по стране. Тем не менее спустя некоторое время Стефан Томара опять пригласил его к себе, и в этот период биографии Сковорода написал несколько десятков стихов, составивших затем сборник «Сад божественных песен», «Прозябшим из зерн Священного писания». Талантливо музицируя на сопелке, Сковорода для каждого стихотворения подбирал мелодию.

На протяжении 1759-1769 гг. Григорий Сковорода - преподаватель в Харьковском коллегиуме. Собственная позиция по ряду богословских и философских вопросов спровоцировала появление недоброжелателей, плетение интриг, в результате чего его выгнали из коллегиума. С этого времени Сковорода становится странствующим философом, путешествующим по просторам страны, обучающим простых людей, преподнося уроки, в том числе собственным поведением. Он помогал крестьянским детям овладеть грамотой, читал людям свои стихи, играл для них. Единственное, что лежало в его дорожной сумке, - это Библия и ломоть хлеба. Этот период странствований одновременно явился самым плодотворным в его творческой биографии. У него были ученики, которые называли его украинским Сократом , харьковским Диогеном .

В 1794 г., в начале осени, Сковорода прибыл в село Пан-Ивановку на Харьковщине. Жившему там помещику Ковалевскому он отдал свои рукописи. Легенда гласит, что философ знал, в какой день и час умрет. Он сам выкопал себе могилу, а в день смерти, 9 ноября (29 октября по ст. ст.) 1794 г., вымылся, надел чистую одежду. Сочинения Григория Саввича при его жизни не публиковались. Впервые это произошло лишь в 1894 г. к 100-летнему юбилею со дня смерти. Помимо философского наследия («Алфавит мира», «Дружеский разговор о душевном мире» и др.) Сковорода оставил после себя литературные произведения, в частности, притчи, басни, стихотворения. Его философская религиозная мысль стала олицетворением подъема, наблюдавшегося в украинском обществе в конце XVIII в., во многом повлияла на дальнейшую русскую религиозную философию.

Сковорода (Григорий Саввич, 1722 - 94)

Украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии"; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но назначенный преподавать правила благонравия Сковорода вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают Сковороду мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения Сковороды до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений Сковороды, изданного профессором (Харьков, 1894), явилась возможность приступить к их изучению. Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила Сковороду как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII века. Взгляд Сковороды на библию представляет собой нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. Сковорода смотрел на Библию как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древне-классической философии, Сковорода перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной Сковорода вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. Сковорода не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию Сковорода смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии Сковорода находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа "познай самого себя" Сковорода объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению Сковороды, распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значить жить согласно с природой. Для достижения и личного счастья человека и общественного блага Сковорода советовал: не входить в "несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у Сковороды название "несродности". Указать свою сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях Сковорода, между прочим, выступал проповедником идеи национальности. Сковорода старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического; большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов Сковорода находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, Сковорода имел для Украины значение всей своей жизнью: он был человек свободолюбивый, с большой стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, Сковорода умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В Сковороде как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII века. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты Сковороды; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни. Многочисленные сочинения Сковороды делятся, по форме своей, на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты "Наркис, разглагол о том: узнай себе" и "Асхань, или Симфония о познании себя самого"; они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766); это - конспект курса, читаного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения Сковороды: "Израильский змий" (1776), "Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (написан в конце 80-х гг.). "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) - лучшие сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии: в чем заключается счастие человека. Сочинения Сковороды "Борьба архистратига Михаила с сатаной" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их - "легко быть благим". К литературным сочинениям Сковороды принадлежат "Харьковские басни" (1774); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи "Благодарный Еродий" (трактуется о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, Сковорода написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал "Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, Сковороде принадлежат несколько переводов. Первым трудом Сковороды, появившимся в печати, был трактат "Наркис, или Познай себя", напечатанный без имени автора, под заглавием "Библиотека духовная" (Санкт-Петербург, 1798); затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" ("Сионский Вестник", 1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (Москва, 1837), "Беседа двое" (Москва, 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаной" (1839), "Сочинения в стихах и прозе" (Санкт-Петербург, 1861: 5 трактатов Сковороды; стихотворения, переписка и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти Сковороды были изданы под редакцией профессора "Сочинения Г. С. С." (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения Сковороды; по цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок. Литература о Сковороде довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о Сковороде в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журнале "Украинский Вестник", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в "Отечественных Записках", 1823, ч. 16), И.И. Срезневского "Отрывки из записок о старце Сковороде" ("Утренняя Звезда", Харьков, 1833), "Григорий Варсава Сковорода" ("Телескоп", 1835, № 5 - 6); "История философии в России" (ч. 6, 1840); Г.П. Данилевского ("Основа", 1862, № 8, 9); перепеч. в "Украинской Старине", X, 1866, и в "Сочинениях" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография Сковороды). В 1886 г. было напечатано в "Киевской Старине" (IX кн.) "Житие" Сковороды, составленное его ближайшим учеником, с предисловием профессора Н.Ф. Сумцова. снабжено обширной критико-библиографической статьей профессора , где подробно рассмотрена вся литература о Сковороде и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А.Я. Ефименко "Философ из народа" ("Неделя", 1894, № 1); ее же "Личность Сковороды как мыслителя" ( , 1894, № 5); "Философия Сковороды, украинского философа XVIII века" ( , 1894, № 3 - 4); А.С. Лебедев "Сковорода как богослов" ( , 1895, № 2); "Украинский философ Сковорода" ("Киевская Старина", 1895, № 2, 3, 6); ст. Л.Н. Майкова в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1894, № 12).

СКОВОРОДА Григорий Саввич

(3 декабря 1722 - 9 ноября 1794) – укр. философ, просветитель и поэт. Род. в семье малоземельного казака в с. Чернухи . Учился в Киево-Могилянской академии (1738–41, 1744–50). В 1750–53 в составе посольской миссии был за границей (Венгрия). По возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем. В 1759–64 и 1768 преподавал в Харьковском коллегиуме, откуда был изгнан за прочитанный им курс "христианского добронравия". Последние 25 лет жизни провел в странствиях по Украине в качестве "старчика" (бродячего философа-наставника). Был убежденным бессребренником. Вначале С. выступил как поэт и баснописец – создание осн. филос. трактатов и диалогов относится к 70–80-м гг. При жизни С. его сочинения распространялись в рукописях. Вплоть до конца 19 в. интерес к оригин. личности С. преобладал над интересом к его творениям. Мировоззрение С. формировалось на основе чтения Библии, но под влиянием античной, гл. обр. стоической, философии и нар. укр. свободомыслия, что и определило противоречивость его филос. воззрений. С. стоял на позициях объективного идеализма, близкого к пантеизму. Бог, по С., существует как "внутреннее начало" вещей, "самодвижущаяся причина", закономерность всего сущего. Исходя из признания этой закономерности, С. отрицал букв. понимание библейских чудес как несоответствующее "мудрости", предопределяющей развитие. С. создает концепцию трех миров: макрокосмоса (бесконечного мира, состоящего из множества малых миров), микрокосмоса (человека) и символич. мира (гл. обр. Библии). Эти "три мира", по мнению С., состоят из двух "натур" – видимой и невидимой. Видимая натура – тленная оболочка, тень вечного древа жизни, т.е. духа – невидимой натуры, представляющей собой неизмеримую животворную основу изменчивой материальной природы, к-рая, т.о., тоже вечна и бесконечна и постоянно переходит из одной противоположности в другую: "...Одного места граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда же зачинается цыплионок, когда портится яйцо... Все исполняющее н а ч а л о, и мир сей, находясь тенью его, границ не имеет" (Твори, т. 1, К., 1961, с. 382). Свою филос. систему С. строит с помощью метода, аналогичного сократическому. Каждому положению – тезису, С. противопоставляет антитезис и рассматривает это противопоставление как средство анализа филос. проблем. Т.о., С. формулирует ряд положений, раскрывающих не только полярность явлений, но и единство противоположностей: "мир гибнет и не гибнет", "вечность в тлении", "свет во тьме", "ложь в истине" и т.д. Особое место в философии С. занимает символич. мир – Библия, к-рая выступает как связь между натурой видимой и невидимой, как некое руководство, возводящее к "блаженной натуре" (богу). Под влиянием патристики, особенно Климента Александрийского и Оригена, С. сосредоточивается на раскрытии ее символич. смысла. Признавая познаваемость мира (и видимого и невидимого), С. в традициях рационализма и просветительства восхваляет могущество разума, направленного на познание тайн природы, констатирует успехи наук в изучении окружающего мира. Однако большее значение он придает познанию мира символов (Библии) как средству познания мира невидимого и самопознанию как пути к познанию обеих "натур", соединенных в человеч. "микрокосме". Стремление создать собств. концепцию бытия отступает у С. на второй план перед интересом к антропологии, в к-рой, как и в филос. лирике С, важную роль играет символ "петры" (камня) – духовного средоточия и опоры мятущейся и страстной душевной жизни. Точно так же гносеология смыкается у него с этикой. Истина, по С., полноценна только тогда, когда она содействует добродетели, моральному совершенствованию; познание должно способствовать благоденствию человека. Человеч. счастье, находящееся в центре внимания С., рассматривается им в связи со "сродным трудом", т.е. трудом, соответствующим природным наклонностям человека. Второй принцип, лежащий в основе этич. учения С., – "равное неравенство". С. утверждает, что существует соответствие между истинными потребностями и способами их удовлетворения, стремление же людей к "неприродному" связано с нарушением указанного соответствия и становится источником несчастий. Вслед за Эпикуром С. считает, что "блаженная натура" создала нужное человеку нетрудным, а трудно достижимое ненужным. Т.о., познание человека, исследование его природы и является путем к счастью. Именно в соответствии природе человека С. видит критерий разумности обществ. порядков и моральных норм. И поскольку стремление к разумным обществ. отношениям связано у С. с выявлением природных склонностей, призыв С. "Познай самого себя" получает новое, социально-педагогич. звучание.

Соч.: Сочинения, X., 1894; Собр. соч, т. 1, СПБ, 1912.

Лит.: Данилевский Г. П., Украинская старина, X., 1866, с. 1–96; , Г. С. Сковорода, М., 1912; , Украïнський мандрований фiлософ Г. С, , 1926; Тичина П., Попов П., Трахтенберг О., Г. С. Сковорода, Збiрник доповiдей з нагоди 220-рiччя нарождения. 1722–1942, [Уфа], 1943; Бiлич Т. Α., Свiтогляд Г. С. Сковороди, К., 1957; Попов П. М., Г. Сковорода, К., 1960; Шкуринов П. С., Мировоззрение Г. С. Сковороды, М., 1962; Ρедько М. П., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинсьска Р. Α., Штраймиш Р. I., Г. Сковорода, Бioбiблiографiя, X., 1968.

И. Иваньо.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

СКОВОРОДА Григорий Саввич

Укр. философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях. С. был тесно связан с традициями демократич. укр. культуры, из которой черпал образцы нар. антиклерикальной сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич. отношение не только к феодальной, но и к раннебурж. идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Филос. учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символич». реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн. проблема че-ловеч. существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрит. «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к антич. филос. наследию (прежде всего традиции платонизма). Этич. пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоич. морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле филос. соч. С., где пророч. интонации причудливо уживаются с приёмами сократич. диалога. В истолковании Библии буквалистскому осмыслению ветхозаветных сюжетов С. противопоставляет символич. метод александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и антич. представление о безначальности и бесконечности «тварного мира».

Социальные и педагогич. взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определ. виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отд. личности можно прийти к идеалу совершенного человеч. общества. Т. к. не всякий человек способен к творч. усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогатеяьницу»: задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности». Демократизм стиля, диалогич., «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности соч. и личности странствующего философа.


Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання твopiв, т. 1-2, К., 1973; Соч., т. 1-2, М., 1973.


, Г. С. С., М., 1912; , Украiнсь-кий мандрований фiлософ Г. С., [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй С., К., I960; Редько М. П., Свiтогляд Г. С. С., Львiв, 1967; Табачников И. А., Григорий С., М., 1972; Махновець Л., Григорiй С., К., 1972; Лощиц Ю. М., С., М., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сковорода Григорий Саввич

Сковорода (Григорий Саввич, 1722 – 94) – украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии», в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С. приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению. С. – философморалист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С. перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: «познай самого себя» С. объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С. отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в «несродную стать», не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у С. название «несродности». Указать свою сродность – одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С. старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им – но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) – это природа; малый (микрокосмос) – человек; символический – Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы – Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью: он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни.

Многочисленные сочинения С. делятся, по форме своей, на философскобогословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями С. были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или симфония о познании себя самого»: они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают «Разглагол о древнем мире» и «Беседа двое» (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах – ветхом и новом, о двух началах – тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении: «Начальная дверь ко христианскому благонравию» (1766): это – конспект курса, читанного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения С. : «Израильский змий» (1776), «Жена Лотова» (1780) и «Потоп змиин» (напис. в конце 80-х гг.). «Дружеский разговор о душевном мире» и «Алфавит мира» (1775) – лучшие сочинения С., посвященные вопросу практической философии – в чем заключается счастие человека. Сочинения С. : «Борьба архистратига Михаила с сатаною» (1783) и «Пря бесу с Варсавой» являются мистическими и аллегорическими: основная тема их – «легко быть благим». К литературным сочинениям С. принадлежат «Харьковские басни» (1774 г.); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи: «Благодарный Еродий» (трактуется о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал «Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания»: все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав «Сада» басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.

Первым трудом С., появившимся в печати, был трактат «Наркис или познай себя», напечатанный без имени автора, под загд. «Библиотека духовная» (СПб., 1798); затем были напечатаны его «Начальная школа по христианскому добронравию» ("Сион. Вестн. «, 1806, с кратким введением о его жизни), „Дружеский разговор о душевном мире“ (М» 1837), «Беседа двое» (М., 1837), «Убогий жаворонок» (1837), «Харьковские басни» (1837), «Брань архистратига Михаила с сатаною» (1839), «Сочинения в стихах и прозе» (СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти С., были изданы под редакцией проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С. " (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения С. : по цензурным условиям не вошли в это издание «Жена Лотова», «Потоп змиин», а из трактата «Израильский змий» напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журн. «Украинский Вестник», 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в «Отеч. Записках», 1823, ч. 16), И. И. Срезневского, «Отрывки из записок о старце С.» («Утрен. Звезда», Харьк., 1833), А. Хиджеу, «Григорий Варсава С.» («Телескоп», 1835, № 5 – 6); архим. Гавриила, «История философии в России» (ч. 6, 1840); Г. П. Данилевского («Основа», 1862, № 8, 9; перепеч. в «Украинской Старине», X, 1866, и в «Сочинениях» Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В 1886 г. было напечатано в «Киевской Старине» (IX кн.) «Житие» С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, «Философ из народа» («Неделя», 1894, № 1); ее же, «Личность С. как мыслителя» («Вопросы философии и психологии», 1894, № 5); О. Зеленогорский, «Философия С., украинского философа XVIII в.» («Вопросы философии», 1894, № 3 – 4); А. С. Лебедев, «С. как богослов» («Вопросы философии», 1895, № 2); Д. Багалей, «Украинский философ С.» («Киев. Старина», 1895, №, 2, 3, 6); ст. Л. Н. Майкова в «Ж. М. Н. Пр.» (1894, № 12).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Никитин Иван Саввич Никитин (Иван Саввич) – талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии. Отец, в начале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в университет, но дела его расстроились, и H. вынужден

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.) украинский философ, поэт, музыкант, педагог Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда (парафраз П. Л. Капицы).Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Иван Саввич Никитин (1824-1861 гг.) поэт Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Г. С. Сковорода Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) - поэт, просветитель, по мнению В.В. Зеньковского, „первый философ на Руси в точном смысле слова“. Однако Сковорода был более чем мыслитель: жил в соответствии со своими воззрениями, как подлинный учитель жизни.Верно

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

СКОВОРОДА Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант и педагог; с 1770-х гг. вел образ жизни странствующего нищего-философа.* * * Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет. Лучше у

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Григорий Сковорода (1722–1794) философ, поэт, педагог, просветитель Григорий Саввич Сковорода занимает совершенно уникальное место в истории украинской культуры. Он, в полном смысле слова, - учитель жизни, личным примером показавший современникам ее достойный образец. В

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Григорий Сковорода Григорий Сковорода - одна из самых ярких фигур в культурной и литературной жизни Украины за всю ее многовековую историю, предтеча современной философской мысли и основатель украинской философии. Великий народный мыслитель, просветитель и писатель,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Сковорода Григорий Савввич (род. в 1722 г. - ум. в 1794 г.)Выдающийся украинский мыслитель, литератор, педагог. Считается отцом и ярчайшим представителем украинской философии.Человек, которого называют отцом украинской философии, принадлежит всей Украине. Но особенно

Из книги автора

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками.

Из книги автора

СКОВОРОДА, Григорий Саввич (1722–1794), украинский просветитель, философ, поэт 256 Благодарение блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным. «Начальная дверь ко христианскому добронравию», конспект курса, прочитанного молодым дворянам в Харьковском

Озвучте свое мнение!

Григорий Сковорода: философ, раскрывший суть украинской нации в 18 веке

Сковорода Григорий Саввич, родился 3 декабря 1722 года в городке Чернухи на территории Полтавской области, умер в возрасте 71 года 9 ноября 1794 года в селе Ивановка на Харьковщине. Легендарный украинский философ, гуманист-просветитель, баснописец, поэт и педагог.

Философия - суть познания и в истории каждой нации были личности , сформулировавшие как глубинные основы своего народа (актуальные до сих пор), так и заложившие мощный импульс вектору развития философской мысли, а затем и культуры всего государства. Как

  • Лао-Цзы (6-5вв. до н.э.) стал основателем даосизма, открывший "Великий путь" для народов Китая;
  • Эпикур (341-270 вв. до н. э.) раскрыл у жителей Афин "безмятежность духа" и стремление к "радости наслаждений", которые через 2.3 тыс. лет (!) не могут понять аналитики МВФ и Евросоюза;
  • Омар Хайям (1048-1122). Персидский и таджикский поэт и философ в своих известных четверостишиях. (рубаи) поведал мудрость свободы человека и его вольнодумства при тирании, по которым по сей день мир учится "мудрости, коварству и тонкостям нравов Востока";
  • Георг Гегель (1770-1831) в Германии, вывел 3 закона диалектики, положивших основу немецкого рационализма и смут революций, марксизма и 2-х мировых войн, родившихся в родной для него Германии.
  • Украина дала миру Григория Скороводу, вошедшего в список 100 величайших философов мира , наряду с Сократом и Эпикуром, Конфуцием и Лао-Цзы, Коперником и Джордано Бруно, Дени Дидро и Людвигом Фейербахом, чьи наследия изучаются на философских факультетах всех без исключения ВУЗов мира, т.к. благодаря этим людям каждая нация обрела эпитет, определивший на многие столетия ее будущее - воинственность для одних наций, покорность и почитание власти у других народов, скрупулезностью и педантичностью у третьих, свободолюбие и бунтарство у четвертых и т.д.

    Какие глубинные черты характера открыл Григорий Сковорода у украинцев еще в 18 веке и какое наследие нам оставил?

    Подвиг Григория Сковороды.

    «Мир ловил меня, но не поймал» , - говорил то ли в шутку, то ли всерьез Григорий Саввич Скоровода то ли о себе, то ли о всей украинской нации в целом. Рассматривая личность Сковороды, целесообразно более детально обратить внимание на несколько основополагающих граней его гигантского таланта, раскрывающего всю ту же суть... украинской нации вообще. Для своих современников и благодарных потомков Григорий Саввич запомнится как:

    1. Философ, учение которого о любви, свободе и жизни сохраняет актуальность через много веков после смерти автора. Сковороду называют проповедником философии любви и свободы. Разработанная философом концепция житейской мудрости поражает даже людей в 21 веке, которых удивить чем-либо нелегко.

    Для объяснения современникам, чем примечателен Григорий Сковорода, уместно использовать сравнение с человеком-хиппи, который волею судьбы родился в украинском городке первой половины 18 века. Родившегося в семье малоземельного казака Григория Саввича сравнивают с известными мыслителями древности, называют украинским Сократом.

    Сковорода является единственным европейским философом, который доказывал верность собственного видения мира всей своей жизнью. Мыслитель говорил, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, задачей каждого из нас является поиск единственно верного пути, особенной миссии на земле. Сковорода учил, что самое необходимое обычно дается человеку легко и без лишних трудов. Если же желаемое не дается – значит и добиваться обладания им не следует, поскольку действия людей наперекор судьбе влекут за собой всемирный хаос.

    Современные ученые ставят Сковороду в один ряд с такими знаковыми мыслителями античности, как Анахарсис, Платон, Сократ и Аристотель. Основателями античной философии, как известно, являются греки. Но за почти 2 тысячи лет, прошедших со времени завершения эпохи античности, Греция не дала миру ни одного мыслителя, которого можно сравнить с Григорием Сковородой.

    Собственные мысли, как и Платон, Сковорода излагал в формате диалогов. Этот стилистический прием дает возможность мыслителю разграничивать человеческую сущность, деля ее на видимую и невидимую составляющую. Созерцание человеком самого себя со стороны для философа является путем к более глубокому познанию сути.

    Концепция мировоззрения Сковороды рассматривала философию, как способ познания человеком самого себя, поиска своей миссии. Божью искру в каждом из живущих на земле философ описывал, как некое подобие посудины. У каждого человека в начале его пути есть посудина индивидуального объема, которую Всевышний наполняет талантом для последующего его использования человеком. Момент осознания человеком собственного предназначения Сковорода называл реализацией Божьего замысла.

    Главной целью философии Сковорода называл поиск счастья, гармонии, жизненного баланса. Григорий Саввич является первым и единственным в мире странствующим философом, который сочетал жизнь с учением, постоянным усовершенствованием самого себя. Всей своей жизнью он довел, что счастье человека не зависит от места и времени, плоти или крови, не содержится в высокой должности, власти или богатстве.

    2. Патриот и борец за украинскую независимость - вторая основополагающая черта и философского наследия Сковороды и украинской нации в целом. Аналогичный подход использовал мыслитель к себе – в возможность служения собственному народу он просто не верил. Вместо этого, одной из своих целей определял развитие в людях священной любви к Отчизне.

    Сковорода очень тяжело перенес уничтожение имперскими властями Запорожской Сечи. С мягкостью, свойственной мыслителям, он отстаивал идею формирования украинской государственности. Возрождение украинской нации после удара, нанесенного царским режимом, философ видел через акцент на особенностях ментальности – верховенстве морального закона, высокой духовности, чистоте человеческих сердец, душевном покое. Также в числе отличительных характеристик представителей украинской нации Сковорода называл способность к самопожертвованию, спокойствие, ум и стремление к справедливости.

    Негативно относился мыслитель к господству большого государства над меньшими. Как истинный свободолюбец, Сковорода отвергал предложения царского дворца о переезде и дальнейшей безбедной жизни. По причине губительности идей, провозглашаемых философом, для режима он представлял собой немалую опасность. В стремлении изолировать Сковороду, избежать распространения его идей, императрица Екатерина II приглашала философа в Петербург, на что получила довольно дерзкий ответ о том, что Родины поэт не бросит.

    Творчество и идеи Сковороды оказали влияние на культурное наследие Украины и всего мира. Искусствоведы констатируют наличие отголоска концепций, разработанных Сковородой, в произведениях , и ряда других украинских талантов. В мировом масштабе по причине актуальности идей через много лет философа сравнивают с Буддой, Зороастром и даже Иисусом;

    3. Педагог-новатор, постоянно пытающийся выйти за рамки общепризнанных канонов и методы преподавания которого царскому режиму не пришлись по душе. На протяжении определенных периодов своей жизни Сковорода работал учителем. Для детей некоторых зажиточных помещиков он был надомным педагогом, преподавал и в учебных заведениях. Педагогический талант Сковороды был настолько блестящим, что он разработал собственную методику обучения богословью.

    Вместо распространенной в то время зубрежки философ-богослов стремился, чтобы его ученики освоили в первую очередь умение мыслить, анализировать, делать собственные выводы. Подобное новаторство не приходилось по нраву властям того времени, нередко карьера учителя заканчивалась бесславно. Однако успехи учеников педагога-просветителя можно рассматривать, как объективный показатель качества его преподавания.

    Новатором в педагогической отрасли Сковорода был и в вопросе оценивания знаний и обучаемости учеников. Успешные спудеи оценивались им показателями «весьма остр», учеников, схватывающих все на лету, педагог называл «зверок вострой». Если речь шла о студентах отстающих – отметками могли стать формулировки «туп», «весьма туп», «сущий бестолковщина». Известно, что разработанная Сковородой градация предусматривала 12 показателей, поэтому его можно смело называть основателем двенадцатибальной системы в оценивании знаний учащихся.

    Известен также случай, когда Сковорода работал домашним учителем у сына Стефана Томары, дворянина, чье имение размещалось возле Переяслава. Сына дворянина учитель обучал языкам, которых сам знал великое множество, и словесным наукам. У педагога и ученика сложились дружеские, доверительные отношения. Однажды за неверное рассуждение Сковорода пожурил мальчика словами «Ах ты, свиная голова!».

    Неоднозначную фразу услышал кто-то из слуг, тут же об этом узнали родители ученика. За недостойное обращение педагог лишился места работы и пропитания. Позже дворянин уговорил Сковороду продолжить занятия с сыном. Со временем ученик сделал международную карьеру, он даже был русским послом при дворе турецкого султана.

    В 1805 году в Харькове основано университет, первый ВУЗ нового времени в Украине, второй по престижности после Киево-Могилянской академии. Средства, необходимые для начала работы учебного заведения собрали помещики региона после инициативы Василия Каразина. Они собрали 618 тысяч рублей, сумму на то время просто фантастически большую. Затем оказалось, что большинство помещиков-меценатов были учениками Сковороды.

    4. Терпимость к любой религии присутствовала и у Григория Сковороды и то же самое мы видем у украинской нации по сей день, предлагая средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суевѣрія»..

    Многогранная личность, которой, несомненно, был Григория Саввич, просто не могла не встретить на своем пути занимательные ситуации. Из некоторых моментов биографии знаменитого украинца можно точнее понять, каким удивительным человеком был Сковорода:

  • родителей потерял в 9 лет, после чего был взят на воспитание монахами;
  • по причине разъездов европейскими странами и непродолжительной карьеры придворного хориста, на курс обучения в Киево-Могилянской академии потратил 19 лет. В европейских странах он обучался, в том числе и искусству писать музыку;
  • все свободное от обучения время проводил в библиотеке. В компании книг молодому человеку никогда не было скучно. Он знал огромное количество языков – как древних, так и современных;
  • часто философ говорил, что единственное, чего в жизни стоит бояться, – это скука. И тут же добавлял, что лучше держаться подальше от «разрумяненных обезьян из раскрашенного гроба, именуемого светом»;
  • знаменитую фразу «Мир ловил меня, но не поймал», которую философ велел разместить на своем надгробии, специалисты трактуют по-разному. Одной из гипотез является оценка слова «мир» именно как обозначение светского общества. Известно, что Сковороде предлагали и высокие должности при императорском дворе, где об украинском мудреце знали хорошо, и обеспеченную жизнь духовного сановника.
  • На все поступающие заманчивые предложения мыслитель отвечал, что время свое не продает. Крылатой фразой стало изречение Сковороды «Только тогда человек осознает ценность времени, когда оно безвозвратно потеряно»;

  • одним из псевдонимов Сковороды является «Григорий Варсава» (сын покоя);
  • согласно одному из мнений, именно Григорию Саввичу принадлежит фраза «Даст Бог день – даст Бог пищу». Странствовал он Украиной с небольшим багажом. При себе путешественник имел 2-3 предмета одежды, посох, свирель и Библию, едой впрок никогда не запасался;
  • при жизни книги философа не издавались. Мудрость мыслителя сохранилась для потомков в виде нескольких рукописей, которые переписывались друзьями Сковороды;
  • любовь к свободе стала причиной того, что философ за всю жизнь так и не связал себя узами брака. Романтическое чувство у Сковороды было, но перспектива оседлой, размеренной жизни оказалась для него слишком страшной участью. Из храма, где происходило его венчание, философ сбежал, сделав выбор в пользу свободы;
  • человек одаренный, удивительно умный и талантливый, при желании он мог взять от жизни все. Однако все земные блага он отдал судьбе, попросив взамен только одну, но самую значительную ценность – свободу;
  • способ жизни философа также весьма примечателен. Ел он всего 1 раз в сутки – только после захода солнца и исключительно растительную пищу. На сон Сковорода выделял не более 4 часов своего драгоценного времени ежесуточно;
  • распространенной является легенда о последних часах жизни великого философа. В последние дни свои он гостил у помещика Андрея Ковалевского в селе Ивановка (сейчас – Сковородиновка). С приближением последнего часа он очертил прямоугольник под липой в саду и начал копать. Изумленному садовнику объяснил, что готовит для себя последнее прибежище.
  • По завершении работы 72-летний философ вернулся в комнату, зажег огарок свечи и уснул. Наутро хозяева обнаружили, что копал себе могилу под развесистой липой Сковорода не просто так, поскольку во сне Григорий Саввич умер. Сейчас уже невозможно установить, правдива эта история или просто придумана ради красивой легенды, историки данных не подтверждают;

  • на протяжении длительного времени не была даже известной дата рождения Сковороды. Только в одном из писем философа к его ученику и другу Михаилу Ковалинскому содержится рассказ о праздновании дня рождения. Письмо является единственным свидетельством даты рождения украинского гения;
  • после смерти мудреца минуло более 220 лет. Идеи Сковороды сохраняют актуальность, что дает основания современникам говорить о мыслителе, как о пророке.
  • Биография Григория Сковороды.

  • 1738 год – поступает в Киево-Могилянскую академию;
  • 1742-1744 – солирует в придворном хоре царицы Елизаветы;
  • 1750-1753 – поездка Европой, после возвращения в Украину начинает писать стихи и научные труды;
  • 1755 год – поездка в Москву, где Сковорода проживал в Троице-Сергиевской лавре, и возвращение обратно в Украину;
  • 1757 год – написание первых поэтических произведений, вошедших в сборник «Сад божественных песен»;
  • 1759-1960 годы – преподаватель пиитики в духовном коллегиуме Харькова, откуда ушел после ссоры с архимандритом Гервасием;
  • в 1961 году Сковорода возвращается к преподаванию в коллегиуме, где работает вплоть до начала периода странствования, (1769 год);
  • с 1969 года и до самой смерти философ странствует, преимущественно любимой Слобожанщиной. В процессе путешествия родной землей он набирается знаний, пишет философские труды, которые посвящает друзьям и близким.
  • Увековечивание памяти Григория Сковороды.

    Именем философа по Украине названо не только огромное количество улиц, но и целые населенные пункты. Образ выдающегося мыслителя кроме многочисленных монументов можно встретить даже на купюре номиналом в 500 гривен.



    
    Top