Зачем нужны виртуальные методы c. Виртуальные функции, чистые виртуальные функции. Так что же это такое

Как отмечалось ранее, виртуальные функции в комбинации с производными типами позволяют языку С++ поддерживать полиморфизм времени исполнения. Этот полиморфизм ва­жен для объектно-ориентированного программирования, поскольку он позволяет переопреде­лять функции базового класса в классах-потомках с тем, чтобы иметь их версию применительно к данному конкретному классу. Таким образом, базовый класс определяет общий интерфейс, кото­рый имеют все производные от него классы, и вместе с тем полиморфизм позволяет производным классам иметь свои собственные реализации методов. Благодаря этому полиморфизм часто опре­деляют фразой «один интерфейс - множество методов».

Успешное применение полиморфизма связано с пониманием того, что базовые и производные классы образуют иерархию, в которой переход от базового к производному классу отвечает пере­ходу от большей к меньшей общности. Поэтому при корректном использовании базовый класс обес­печивает все элементы, которые производные классы могут непосредственно использовать, плюс набор функций, которые производные классы должны реализовать путем их переопределения.

Наличие общего интерфейса и его множественной реализации является важным постольку, поскольку помогает программистам разрабатывать сложные программы. Например, доступ ко всем объектам, производным некоторого базового класса, осуществляется одинаковым способом, даже если реальные действия этих объектов отличаются при переходе от одного производного класса к другому. Это означает, что необходимо запомнить только один интерфейс, а не не­сколько. Более того, отделение интерфейса от реализации позволяет создавать библиотеки клас­сов, поставляемые независимыми разработчиками. Если эти библиотеки реализованы корректно,
то они обеспечивают общий интерфейс, и их можно использовать для вывода своих собственных специфических классов.

Чтобы понять всю мощь идеи «один интерфейс - множество методов», рассмотрим следую­щую короткую программу. Она создает базовый класс figure. Этот класс используется для хране­ния размеров различных двумерных объектов и для вычисления их площадей. Функция set_dim() является стандартной функцией-членом, поскольку ее действия являются общими для всех произ­водных классов. Однако функция show_area() объявляется как виртуальная функция, поскольку способ вычисления площади каждого объекта является специфическим. Программа использует класс figure для вывода двух специфических классов square и triangle.

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim(double i, double j) {
x = i;
у = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class. \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
int main ()
{


square s;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
return 0;
}

Как можно видеть на основе анализа этой программы, интерфейс классов square и triangle явля­ется одинаковым, хотя оба обеспечивают свои собственные методы для вычисления площади каж­дой из фигур. На основе объявления класса figure можно вывести класс circle, вычисляющий пло­щадь, ограниченную окружностью заданного радиуса. Для этого необходимо создать новый производный класс, в котором реализовано вычисление площади круга. Вся сила виртуальной функции основана на том факте, что можно легко вывести новый класс, разделяющий один и тот же общий интерфейс с другими подобными объектами. В качестве примера здесь показан один из способов реализации:


public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << "has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};

Прежде чем использовать класс circle, посмотрим внимательно на определение функции show_area(). Обратим внимание, что она использует только величину х, которая выражает ради­ус. Как известно, площадь круга вычисляется по формуле π R 2 . Однако функция set_dim(), опре­деленная в классе figure, требует не одного, а двух аргументов. Поскольку класс circle не нужда­ется во второй величине, то как же нам быть в данной ситуации?

Имеются два пути для решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы вызвать set_dim(), используя в качестве второго параметра фиктивный параметр, который не будет ис­пользован. Недостатком такого подхода служит необходимость запомнить этот исключительный случай, что по существу нарушает принцип «один интерфейс - множество методов».

Лучшее решение данной проблемы связано с использованием параметра у в set_dim() со значе­нием по умолчанию. В таком случае при вызове set_dim() для круга необходимо указать только радиус. При вызове set_dim() для треугольника или прямоугольника укажем обе величины. Ниже показана программа, реализующая этот подход:

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim (double i, double j=0) {
x = i;
y = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class .\n";
}
};
class triangle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};
class square: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
class circle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};
int main ()
{
figure *p; /* создание указателя базового типа */
triangle t; /* создание объектов порожденных типов */
square s;
circle с;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &c;
p->set_dim(9. 0) ;
p->show_area ();
return 0;
}

Этот пример также показывает, что при определении базового класса важно проявлять максималь­но возможную гибкость. Не следует налагать на программу какие-то ненужные ограничения.

Чисто виртуальные функции

К механизму виртуальных функций обращаются в тех случаях, когда в базовый класс необходимо поместить функцию, которая должна по-разному выполняться в производных классах. Точнее, по-разному должна выполняться не единственная функция из базового класса, а в каждом производственном классе требуется свой вариант этой функции.

До объяснения возможностей виртуальных функций отметим, что классы, включающие такие функции, играют особую роль в объектно-ориентированном программировании. Именно поэтому они носят специальное название - полиморфные. .

Виртуальными могут быть не любые функции, а только нестатические компонентные функции какого-либо класса. После того как функция определена как виртуальная, ее повторное определение в производном классе (с тем же самым прототипом) создает в этом классе новую виртуальную функцию, причем спецификатор virtual может не использоваться.

В производном классе нельзя определять функцию с тем же именем и с тем же набором параметров, но с другим типом возвращаемого значения, чем у виртуальной функции базового класса. Это приводит к ошибке на этапе компиляции.

Если в производном классе ввести функцию с тем же именем и типом возвращаемого значения, что и виртуальная функция базового класса, но с другим набором параметров, то эта функция производного класса не будет виртуальной. В этом случае с помощью указателя на базовый класс при любом значении этого указателя выполняется обращение к функции базового класса (несмотря на спецификатор virtual и присутствие в производном классе похожей функции).

Методы(функции)

Виртуальные методы объявляются в базовом классе с ключевым словом virtual, а в производном классе могут быть переопределены. Прототипы виртуальных методов как в базовом, так и в производном классе должны быть одинаковы.

Применение виртуальных методов позволяет реализовывать механизм позднего связывания, при котором определение вызываемого метода происходит на этапе выполнения, а не на этапе компиляции. При этом вызываемый виртуальный метод зависит от типа объекта, для которого он вызывается. При раннем связывании, используемом для не виртуальных методов, определение вызываемого метода происходит на этапе компиляции.

На этапе компиляции строится таблица виртуальных методов, а конкретный адрес проставляется уже на этапе выполнения.

При вызове метода с использованием указателя на класс действуют следующие правила:

  • для виртуального метода вызывается метод, соответствующий типу объекта, на который указывает указатель.
  • для не виртуального метода вызывается метод, соответствующий типу самого указателя.

В следующем примере иллюстрируется вызов виртуальных методов:

Class A // Объявление базового класса{ public: virtual void VirtMetod1(); // Виртуальный метод void Metod2(); // Не виртуальный метод};void A::VirtMetod() { cout << "Вызван A::VirtMetod1\n";} void A::Metod2() { cout << "Вызван A::Metod2\n"; } class B: public A // Объявление производного класса{public: void VirtMetod1(); // Виртуальный метод void Metod2(); // Не виртуальный метод};void B::VirtMetod1() { cout << "B::VirtMetod1\n";}void B::Metod2() { cout << "B::Metod2\n"; }void main() { B aB; // Объект класса B B *pB = &aB; // Указатель на объект класса B A *pA = &aB; // Указатель на объект класса A pA->VirtMetod1(); // Вызов метода VirtMetod класса B pB->VirtMetod1(); // Вызов метода VirtMetod класса B pA->Metod2(); // Вызов метода Metod2 класса A pB->Metod2(); // Вызов метода Metod2 класса B}

Результатом выполнения этой программы будут следующие строки:

Вызван B::VirtMetod1Вызван B::VirtMetod1Вызван A::Metod2Вызван B::Metod2

Чисто виртуальной функцией называется виртуальная функция, указанная с инициализатором

Например:

Virtual void F1(int) =0;

Объявление класса может содержать виртуальный деструктор, используемый для удаления объекта определенного типа. Однако виртуального конструктора в языке С++ не существует. Некоторой альтернативой, позволяющей создавать объекты заданного типа, могут служить виртуальные методы, в которых выполняется вызов конструктора для создания объекта данного класса.

Начну с повторения: вы не должны вызывать виртуальные функции во время работы конструкторов или деструкторов, потому что эти вызовы будут делать не то, что вы думаете, и результатами их работы вы будете недовольны. Если вы – программист на Java или C#, то обратите на это правило особое внимание, потому что это в этом отношении C++ ведет себя иначе.

Предположим, что имеется иерархия классов для моделирования биржевых транзакций, то есть поручений на покупку, на продажу и т. д. Важно, чтобы эти транзакции было легко проверить, поэтому каждый раз, когда создается новый объект транзакции, в протокол аудита должна вноситься соответствующая запись. Следующий подход к решению данной проблемы выглядит разумным:


class Transaction { // базовый класс для всех

public: // транзакций

virtual void logTransaction() const = 0; // выполняет зависящую от типа

// запись в протокол

Transaction::Transaction() // реализация конструктора

{ // базового класса

logTransaction();

class BuyTransaction: public Transaction { // производный класс

// транзакции данного типа

class SellTransaction: public Transaction { // производный класс

virtual void logTransaction() const = 0; // как протоколировать

// транзакции данного типа


Посмотрим, что произойдет при исполнении следующего кода:


BuyTransaction b;


Ясно, что будет вызван конструктор BuyTransaction, но сначала должен быть вызван конструктор Transaction, потому что части объекта, принадлежащие базовому классу, конструируются прежде, чем части, принадлежащие производному классу. В последней строке конструктора Transaction вызывается виртуальная функция logTransaction, тут-то и начинаются сюрпризы. Здесь вызывается та версия logTransaction, которая определена в классе Transaction, а не в BuyTransaction, несмотря на то что тип создаваемого объекта – BuyTransaction. Во время конструирования базового класса не вызываются виртуальные функции, определенные в производном классе. Объект ведет себя так, как будто он принадлежит базовому типу. Короче говоря, во время конструирования базового класса виртуальных функций не существует.

Есть веская причина для столь, казалось бы, неожиданного поведения. Поскольку конструкторы базовых классов вызываются раньше, чем конструкторы производных, то данные-члены производного класса еще не инициализированы во время работы конструктора базового класса. Это может стать причиной неопределенного поведения и близкого знакомства с отладчиком. Обращение к тем частям объекта, которые еще не были инициализированы, опасно, поэтому C++ не дает такой возможности.

Есть даже более фундаментальные причины. Пока над созданием объекта производного класса трудится конструктор базового класса, типом объекта является базовый класс. Не только виртуальные функции считают его таковым, но и все прочие механизмы языка, использующие информацию о типе во время исполнения (например, описанный в правиле 27 оператор dynamic_cast и оператор typeid). В нашем примере, пока работает конструктор Transaction, инициализируя базовую часть объекта BuyTransaction, этот объект относится к типу Transaction. Именно так его воспринимают все части C++, и в этом есть смысл: части объекта, относящиеся к BuyTransaction, еще не инициализированы, поэтому безопаснее считать, что их не существует вовсе. Объект не является объектом производного класса до тех пор, пока не начнется исполнение конструктора последнего.

То же относится и к деструкторам. Как только начинает исполнение деструктор производного класса, предполагается, что данные-члены, принадлежащие этому классу, не определены, поэтому C++ считает, что их больше не существует. При входе в деструктор базового класса наш объект становится объектом базового класса, и все части C++ – виртуальные функции, оператор dynamic_cast и т. п. – воспринимают его именно так.

В приведенном выше примере кода конструктор Transaction напрямую обращается к виртуальной функции, что представляет собой откровенное нарушение принципов, описанных в данном правиле. Это нарушение легко обнаружить, поэтому некоторые компиляторы выдают предупреждение (а другие – нет; дискуссию о предупреждениях см. в правиле 53). Но даже без такого предупреждения ошибка наверняка проявится до времени исполнения, потому что функция logTransaction в классе Transaction объявлена чисто виртуальной. Если только она не была где-то определена (маловероятно, но возможно – см. правило 34), то такая программа не скомпонуется: компоновщик не найдет необходимую реализацию Transaction::logTransaction.

Не всегда так просто обнаружить вызов виртуальной функции во время работы конструктора или деструктора. Если Transaction имеет несколько конструкторов, каждый из которых выполняет одну и ту же работу, то следует проектировать программу так, чтобы избежать дублирования кода, поместив общую часть инициализации, включая вызов logTransaction, в закрытую невиртуальную функцию инициализации, скажем, init:


class Transaction {

{ init(); } // вызов невиртуальной функции

Virtual void logTransaction() const = 0;

logTransaction(); // а это вызов виртуальной

// функции!


Концептуально этот код не отличается от приведенного выше, но он более коварный, потому что обычно будет скомпилирован и скомпонован без предупреждений. В этом случае, поскольку logTransaction – чисто виртуальная функция класса Transaction, в момент ее вызова большинство систем времени исполнения прервут программу (обычно выдав соответствующее сообщение). Однако если logTransaction будет «нормальной» виртуальной функцией, у которой в классе Transaction есть реализация, то эта функция и будет вызвана, и программа радостно продолжит работу, оставляя вас в недоумении, почему при создании объекта производного класса была вызвана неверная версия logTransaction. Единственный способ избежать этой проблемы – убедиться, что ни один из конструкторов и деструкторов не вызывает виртуальных функций при создании или уничтожении объекта, и что все функции, к которым они обращаются, следуют тому же правилу.

Но как вы можете убедиться в том, что вызывается правильная версия log-Transaction при создании любого объекта из иерархии Transaction? Понятно, что вызов виртуальной функции объекта из конструкторов не годится.

Есть разные варианты решения этой проблемы. Один из них – сделать функцию logTransaction невиртуальной в классе Transaction, затем потребовать, чтобы конструкторы производного класса передавали необходимую для записи в протокол информацию конструктору Transaction. Эта функция затем могла бы безопасно вызвать невиртуальную logTransaction. Примерно так:


class Transaction {

explicit Transaction(const std::string& loginfo);

void logTransaction(const std::string& loginfo) const; // теперь –

// невиртуальная

// функция

Transaction::Transaction(const std::string& loginfo)

logTransaction(loginfo); // теперь –

// невиртуальный

class BuyTransaction: public Transaction {

BuyTransaction(parameters )

: Transaction(createLogString(parameters )) // передать информацию

{...} // для записи в протокол

... // конструктору базового

static std::string createLogString(parameters );


Другими словами, если вы не можете вызывать виртуальные функции из конструктора базового класса, то можете компенсировать это передачей необходимой информации конструктору базового класса из конструктора производного.

В этом примере обратите внимание на применение закрытой статической функции createLogString в BuyTransaction. Использование вспомогательной функции для создания значения, передаваемого конструктору базового класса, часто удобнее (и лучше читается), чем отслеживание длинного списка инициализации членов для передачи базовому классу того, что ему нужно. Сделав эту функцию статической, мы избегаем опасности нечаянно сослаться на неинициализированные данные-члены класса BuyTransaction. Это важно, поскольку тот факт, что эти данные-члены еще не определены, и является основной причиной, почему нельзя вызывать виртуальные функции из конструкторов и деструкторов.

Виртуальные функции - специальный вид функций-членов класса. Виртуальная функция отличается об обычной функции тем, что для обычной функции связывание вызова функции с ее определением осуществляется на этапе компиляции. Для виртуальных функций это происходит во время выполнения программы.

Для объявления виртуальной функции используется ключевое слово virtual . Функция-член класса может быть объявлена как виртуальная, если

  • класс, содержащий виртуальную функцию, базовый в иерархии порождения;
  • реализация функции зависит от класса и будет различной в каждом порожденном классе.

Это функция, которая определяется в базовом классе, а любой порожденный класс может ее переопределить. Виртуальная функция вызывается только через указатель или ссылку на базовый класс.

Определение того, какой экземпляр виртуальной функции вызывается по выражению вызова функции, зависит от класса объекта, адресуемого указателем или ссылкой, и осуществляется во время выполнения программы. Этот механизм называется динамическим (поздним) связыванием или разрешением типов во время выполнения .

Указатель на базовый класс может указывать либо на объект базового класса, либо на объект порожденного класса. Выбор функции-члена зависит от того, на объект какого класса при выполнении программы указывает указатель, но не от типа указателя. При отсутствии члена порожденного класса по умолчанию используется виртуальная функция базового класса.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

#include
using namespace std;
class X
{
protected :
int i;
public :
void seti(int c) { i = c; }
virtual void print() { cout << endl << "class X: " << i; }
};
class Y: public X // наследование
{
public :
void print() { cout << endl << "class Y: " << i; } // переопределение базовой функции
};
int main()
{
X x;
X *px = &x; // Указатель на базовый класс
Y y;
x.seti(10);
y.seti(15);
px->print(); // класс X: 10
px = &y;
px->print(); // класс Y: 15
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения

В каждом случае выполняется различная версия функции print() . Выбор динамически зависит от объекта, на который ссылается указатель.

Если в строке 9 (см. код выше) убрать ключевое слово virtual , то результат выполнения будет уже другим, т.к. связывание функций будет происходить на этапе компиляции:

В терминологии ООП «объект посылает сообщение print и выбирает свою собственную версию соответствующего метода». Виртуальной может быть только нестатическая функция-член класса. Для порожденного класса функция автоматически становится виртуальной, поэтому ключевое слово virtual можно опустить.

Пример : выбор виртуальной функции

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

#include
using namespace std;
class figure
{
protected :
double x, y;
public :
figure(double a = 0, double b = 0) { x = a; y = b; }
virtual double area() { return (0); } // по умолчанию
};
class rectangle: public figure
{
public :
rectangle(double a = 0, double b = 0) : figure(a, b) {};
double area() { return (x*y); }
};
class circle: public figure
{
public :
circle(double a = 0) : figure(a, 0) {};
double area() { return (3.1415*x*x); }
};
int main()
{
figure *f;
rectangle rect(3, 4);
circle cir(2);
double total = 0;
f = ▭
f = ○
total = f->area();
cout << total << endl;
total += f->area();
cout << total << endl;
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения


Чистая виртуальная функция

Базовый класс иерархии типа обычно содержит ряд виртуальных функций, которые обеспечивают динамическую типизацию. Часто в самом базовом классе сами виртуальные функции фиктивны и имеют пустое тело. Определенное значение им придается лишь в порожденных классах. Такие функции называются чистыми виртуальными функциями .

Чистая виртуальная функция - это метод класса, тело которого не определено.

В базовом классе такая функция записывается следующим образом.




Top