Windows XP своими руками. Создание дистрибутива Windows для записи iso на флешку. Путеводитель по системам для создания инсталляторов

Рано или поздно каждый пользователь Линукса задумывается над созданием собственного дистрибутива. Некоторые аргументируют это тем, что можно «все настроить под себя». Другие сетуют на то, что среди уже представленных дистрибутивов в Ветке нет идеального. А у них, якобы, есть суперконцептуальные идеи для собственной системы. Зачем я всю эту психологию затеял? Для того, чтобы сразу перекрыть кислород играющимся с Линуксом новичкам, которым делать нечего. Если уж задумались над созданием ОС, думайте до конца. Итак,

Я хочу создать ОС на базе Linux.
Сразу предупреждаю: был бы XVIII век, всех тех, кто для основы своей будущей системы выбирает другой развитый дистрибутив (и, не дай Бог, популярный...) ждала бы виселица. Пост именно про создание системы с нуля, а значит, всякие Slax и Linux Mint мы трогать не будем.

Шаг 1. Выбор носителя
Вариантов немного: либо ваша ОС запускается с LiveCD, либо с жесткого диска, либо с флеш-устройства. Сразу оговорюсь: не скажу в посте ни слова про жесткий диск, потому что гораздо удобнее создавать гибкий дистрибутив из серии «все свое ношу с собой», либо залоченный дистрибутив на оптическом диске. Если вы научитесь создавать LiveCD или LiveUSB систему, с установкой на жесткий диск проблем не будет.

На всякий случай, приготовьте чистую флешку, CD-диск, и установите, наконец, Virtualbox.

Шаг 2. Компиляция ядра
По поводу выхода третьего ядра Linux, этот шаг воодушевляет на дальнейшие разработки… Итак, нам нужны исходники ядра. Каждый пользователь знает, что их можно достать на сайте kernel.org. Ни в коем случае, слышите?, никогда не прикручивайте к своей системе постороннее ядро, скомпилированное не вами!

Поскольку лень моя зашкаливала, я создал папку /linuxkernel и распаковал туда архив с исходниками. Залогинившись под рутом, я сделал следующее:

Cd /linuxkernel
make menuconfig

В принципе, ядро можно конфигурировать тремя способами: make config (диалоговая конфигурация), make menuconfig (псевдографическая конфигурация через ncurses), а также make xconfig (графическая конфигурация). Суть в том, что make config испортит вам настроение надолго, т.к. он задаст все возможные вопросы по всем аспектам всех тем. Проблема с make xconfig встречается не у всех, но вот у меня встречалась и встречается. Если приспичило сделать через X, разбирайтесь сами. Оптимальный вариант - make menuconfig. Эта штука откроет вам псевдографический интерфейс, через который вы сможете настроить ядро на свой лад. Штука требует библиотеки ncurses, которая легко устанавливается.

В принципе, если ваш мозг хоть сколько понимает Линукс, вы разберетесь с конфигурированием. Процесс это интересный, вариантов действительно много, а справка, хоть и на английском языке, но все же радует своей доступностью и простотой.

Однако, направить вас все же придется. Перейдите по адресу File Systems ---> и поставьте необходимые звездочки. Буква M означает, что поддержка того или иного драйвера осуществляется с помощью подключения к ядру внешнего модуля (ненавижу их!). Нам понадобится также поддержка isofs, для чтения дисков. File Systems ---> CD-ROM/DVD Filesystems ---> ISO 9660 CDROM file system support. Можно еще поддержать древнедосовские системы.

Чмошные разработчики Mandriva забыли разрешить File systems ---> DOS/FAT/NT Filesystems ---> NTFS write support, и на одном из их дистрибутивов я мучился с доступом к древневиндовскому разделу.

Посмотрите Processor type and features ---> Processor family, мне порекомендовали выбрать Pentium-MMX.

Еще поройтесь в Device Drivers, полезно. Можете шутки ради понавыбирать там все и скомпилировать ядро весом > 50 Мб.

Далее. Ядро после загрузки себя должно загружать, собственно, систему. Либо из скомпилированных в себе файлов (используются во встраиваемых системах), либо из CPIO архива, сжатого чем-нибудь, либо из Initrd. Здесь вам не DOS, здесь не получится сразу сослаться на какой-нибудь init"овый файл в корневом каталоге диска или флешки. На самом деле получится, не слушайте дядю Анникса! Неправильно это, хоть в Интернете по этому поводу уже нехилая полемика ведется. В своей системе мы будем использовать initrd, т.к. это удобно, и не вызовет нецензурных выражений от сторонних разработчиков, в отличие от CPIO архива.

Ах, да, скомпилируйте ядро командой

Если у вас x86, найдете его по адресу /linuxkernel/arch/x86/boot/bzImage.

Для суровых челябинских программистов можно использовать Кросс-компайлинг…

Создание Ramdisk.

Теперь нам нужен initrd с установленной там простейшей оболочкой. Мы будем использовать busybox, потому что эта няша может все. Способ мы украдем у Роберто де Лео, создателя Movix (я бы даже уважать его начал, если бы не запредельная любовь к Perl):

Dd if=/dev/zero of=/dev/ram0 bs=1k count=5000 - Создаем Ramdisk в оперативной памяти нашего компьютера.
mke2fs -m0 /dev/ram0 5000 - Форматируем Ramdisk в системе Ext2
mkdir /distro - Создаем папку
mount /dev/ram0 /distro - Монтируем в папку /distro

Все, теперь у нас есть Ramdisk, емкостью в 5 Мб. Можно и больше, только не нужно. В отличие от Томаса Матеджисека, я не собираюсь пичкать initrd модулями в Squashfs, сжатыми LZMA. Все, что необходимо, будет скомпилировано вместе с ядром. Да, это не очень логично и правильно, но мороки в сто раз меньше. А специально для тех, кто осуждает такой подход, можно разрешить опцию модульности в ядре: Enable loadable module support.

В нашем Ramdisk"е, смонтированном в /distro, есть такая папка, lost+found. Это потому, что мы отформатировали его в ext2. Ни в коем случае нельзя ее удалять, хоть она здесь вряд ли поможет, образ-то фиксированный. Нам бы busybox сначала поставить…

Установка Busybox
Вот почему у таких классных проектов такие отстойные сайты? Хотя… это уже не суть важно, если исходники скачаны и успешно распакованы в папку /busybox.

Сконфигурировать busybox можно так же:

Cd /busybox
make menuconfig

Если вы еще не поняли, что это, объясню. Busybox заменяет тонны UNIX приложений, хранящихся в папках /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin. Вместо этого, создается только одно приложение: /bin/busybox, а на него создается куча ссылок в указанных выше папках. Установим busybox следующей командой:

Make CONFIG_PREFIX=/distro install

Еще Busybox создаст файлы /sbin/init и зачем-то /linuxrc, чтобы ваша система корректно запустилась. Но не все необходимые папки были созданы. Так что завершаем все руками и создаем:

/distro/etc
/distro/lib
/distro/dev
/distro/mnt
distro/proc
/distro/root
/distro/tmp
/distro/root

Если что забыл - вспомните, т.к. директории эти забыть сложно.

Все бы хорошо, вот только busybox для работы требует библиотеки, которые нужно скопировать в наш дистрибутив. Очень легко узнать, какие:

Ldd /distro/bin/busybox

Программа покажет нам библиотеки, требуемые для нашей оболочки. Сразу говорю: linux gate создается ядром и скопирован быть не может.

При копировании библиотек можно отсекать отладочную информацию (так Роберто советует):

Objcopy --strip-debug откуда куда

Делаем из Линукса Линукс

Надо создать несколько системных текстовых файлов:

Нам нужен /etc/inittab. Удивлю вас: в начале жизни система даже не знает, что такое Root. У нас даже пользователь безымянный, но вот файл общесистемных низкоуровневых фич (ОНФ) должен присутствовать. Пилотное содержание файла следующее:

::sysinit:/etc/rc.d/rc.S

# Запустить оболочку в консоли.
::respawn:-/bin/sh

# Команды, выполняемые перед выключением и перезагрузкой.
::shutdown:/sbin/swapoff -a >/dev/null 2>&1
::shutdown:/bin/umount -a -r >/dev/null 2>&1

Следующий файл - /etc/fstab. Это таблица, в которой описано, что и куда монтировать при загрузке. Вещь бесполезная! Нам нужно обязательно смонтировать proc, иначе вообще ничего работать не будет, так что в файле пишем:

None /proc proc defaults 0 0

Для mount нужен также файл /etc/mtab. Создайте его и оставьте пустым.

Но mount сделает все необходимое только тогда, когда мы явно его об этом попросим. А просить мы будем в том самом первозагрузочном файле /etc/rc.d/rc.S (rc.d - папка). Вежливо попросим:

/bin/mount -av -t nonfs

Еще нам необходим файл профиля (b)(a)sh, тут вообще раздолье для фантазии. Создаем файл /etc/profile и заполняем следующим:

PATH="$PATH:/bin:/sbin:/usr/bin:/usr/sbin:"
LESS=-MM
TERM=linux
HOME=/root
PS1="> "
PS2="> "
ignoreeof=10
export PATH DISPLAY LESS TERM PS1 PS2 HOME ignoreeof

Понадобится также файл /etc/shell, в котором указано, что есть оболочка:

/bin/sh
/bin/ash
/bin/bash

Вот собственно и все. Можно записывать наш Ramdisk в файл.

Mkdir /os - папка для "готового".
umount /dev/ram0 - размонтируем кусочек оперативной памяти.
dd if=/dev/ram0 of=/os/initrd bs=1k count=5000 - создаем файл.
gzip /os/initrd - сжимаем файл initrd

Создание загрузочной флешки

«Финишная прямая» нашей маленькой разработки. Берем флешку, вставляем, форматируем в vfat (можно и в ext, но не забывайте, что еще не все пользователи Windows застрелились).

На флешке создаем папку boot, в ней папки initrd и kernel.

Из папки /os копируем сжатый Ramdisk в папку boot/initrd на флешке, называем «main.gz». Из папки с исходниками ядра копируем bzImage в папку boot/kernel на флешке, называем «main.lk». Достаем файлы загрузчика Syslinux (в Интернете, либо из другого дистрибутива: тут не принципиально), а именно syslinux.bin, syslinux.boot, syslinux.cfg. Копируем их в корневой каталог нашей флешки. В файле syslinux.cfg пишем что-то подобное:

Default mm
prompt 1
timeout 100
label mm
kernel /boot/kernel/main.lk

label mc
kernel /boot/kernel/main.lk

label cm

append initrd=/boot/initrd/main.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label cc
kernel /boot/kernel/custom.lk
append initrd=/boot/initrd/custom.gz load_ramdisk=1 ramdisk_size=5000 rw root=/dev/ram0
label hd
localboot 0x80

Тем самым мы поддержали кастомные initrd и ядро, которые, эксперимента ради, можно подключить к нашему дистрибутиву.

Узнаем, каким девайсом в системе является наша флешка (можно запустить mount без параметров и посмотреть). Это либо /dev/sdb1, либо /dev/sdc1, либо /dev/sdd1. Стоит отмонтировать флешку перед началом установки.

Устанавливаем syslinux (если пакета в системе нет, apt-get install syslinux):

Syslinux -d путь_к_устройству

В корневом каталоге флешки должен появиться файл ldlinux.sys. Если он есть, значит syslinux.bin, syslinux.boot больше не нужны.

Как настроить BIOS на загрузку из флешки, я вам рассказывать не буду - это легко. Скажу только, что очень удобно создать папку /boot/initrd/init, в которую можно будет смонтировать /boot/initrd/main, для последующей работы с ним. Только не забудьте разжимать и сжимать его gzip"ом.

Ну вот и все.

Как-бы я только что рассказал вам, как создать с нуля систему на Linux. Легко, не правда ли? Далее вы можете редактировать скрипт /sbin/init, ведь у вас еще много работы! Вы должны будете написать скрипт для монтирования флешки, который делает chroot в корневой каталог. В противном случае, вы вынуждены будете работать с ReadOnly разделом, величиной в 5 Мб. Но это уже совсем другая история.

Все что пишется в Visual Basic должно выполняться вне среды разработчика Visual Basic, требут файла Msvbvm.dll. Этот файл содержит все подпрограммы поддержки и существенные элементы управления, которые необходимы Visual Basic, чтобы выполнять все что угодно. Это довольно большой файл (1,3 М). Но, к счастью, не имеет значения, сколько приложений Visual Basic выполняет пользователь в одно и тоже время, все равно в памяти необходима только одна копия этого файла.

Для каждого пользовательского элемента управления в приложении и для того, что является частью вашего элемента управления, необходим файл пользовательского элемента управления. Эти файлы относительно малы- часто менне 30К каждый. В результате то, что оказывается необходимым для инсталляции исполняемых файлов не находится на машине, куда производится инсталляция, то даже простейший исполняемый файл Visual Basic, даже подвергнутый сжатию при помощи мастера установки потребует 2 или более дисков.

Примечание: Разработчику действительно нужно убедиться, что пользователи его проекта или элемента управления не имеют файла Msvbvm50.dll и других файлов поддержки, т.к. многие пользователи Windows 95 и Windows NT уже будут иметь на своих машинах эти файлы. Например, большинство пользоваптелей Internet Explorer уже будут их иметь, и можно предположить, что вскоре Microsoft будет просто инсталлировать этот файл вместе с инсталляцией файлов операционной системы. Это сильно уменьшит дисковое пространство, необходимое джля создания дистрибутивов проектов Visual Basic.

И, наконец, когда выполняет исполняемый файл, который содержит пользовательский элемент управления, .ocx-файл должен находиться в системном каталоге или в одном каталоге с.exe-файлом. Мастер установки автоматически размещает файлы в соотвествующем месте. (Если соотвествующий.ocx файлне может быть найден, то виртуальная машина Visual Basic выведет сообщение об ошибке и завершит выполнение.)

Создание исполняемого файла

Тот, кто перед покупкой своей копии Visual Basic читал какую либо рекламу о нем, возможно, слышал, что Visual Basic 5-первая версия Visual Basic, которая позволяет создавать действительно исполняемые файлы. Кто-то возможно, удивится, что же это значит. Прежде всего, предыдущие версии Visual Basic всегда транслировали код Visual Basic в некий р-код. Это промежуточный язык, который отличается от машинного кода микропроцессора Intel. А затем полученный р-код построчно интерпретировался в машинный код Intel. Но это не эффективно. Например, для циклов явно легче выполнить перобразование в машинный код один раз и не преобразовывать код каждый раз при выполнении тела цикла.


Рисунок 23-1. Диалоговое окно Make Project. .

Только версии Professional и Enterprise имеют возможность создавать действительно исполняемые файлы. Этого можно достичь выбором пунктов File|Make Exe или File|Make осх и последующим нажатием кнопки Options в диалоговой панели Make Project, показанной на рис. 23-1.



Рисунок 23-2. Cтраница Make.

То, что будет видно, показано на рис. 23-2. На этой странице диалоговой панели можно добавить информацию о версии элемента управления и о защите прав. Здесь также устанавливается значок для проекта, который пользователь увидит представления исполняемого файла, и информацию командной строки, если такая предусматривается.

Если есть версия Professional или Enterprise, щелкнем на закладке Compile. Покажется экран, приведенный на рис. 23-3. Пройдемся поочередно по всем опциям в этой важной диалоговой панели.

Compile to P-Code . Позволяет скомпилировать проект в р-код. Хотя он выполняется медленнее, но необходимое дисковое пространство может быть значительно меньшим по сравнению с кодом, скомпилированным в машинный код микропроцессора.

Compile to Native Code. Позволяет скомпилировать проект, используя родной код с оптимизациями того, что выбирается посредством оставшихся кнопок. Они описаны в следующей таблице.

Кнопка Описание
Optimize for Fast Code Максимально увеличивает скоростьвыполнения.
Optimize for small Size Минимизирует размер. Вероятно, этим значительного преимущества перед простым использованием р-кода достигнуто не будет.
No Optimize Компилирует без оптимизации.
Favor Pentium Pro Оптимизирует код таким образом, что он лучше всего работает на процессоре Pentium Pro. Код, сгенерированный с этой опцией, будет работать и с более ранними процессорами, но на процессорах 486 и Pentium (даже если они используют MMX), будет работать медленнее, чем тот код, но сгенерированный без этой опции.
Create symbolic Debug Info Используется, когда надо запустить свой VB-код на отдельном отладчике, такой как один из отладчиков фирмы NuMega или тех, что поставляются с компонентами Microsoft DevStudio.

Примечание: Программа, которая выполняет большое количество циклов, такая, как, например, стандартные тесты, покажет поразительное ускорение - часто даже десятикратное по сравнению с программами на Visual Basic 4. На практике, однако, ускорение, вероятно, будет значительно меньше (часто менее 50 процентов, иногда даже около 20 процентов).

Advanced Optimizations. Нажатие этой кнопки выведет на экран диалоговую панель Advanced Optimizations, показанную справа. Не рекомендуется изменять какие-либо опции в этой панели, установленные по умолчанию - они только для больших знатоков VB.

Мастер установки

Мастер установки - это действительно отличный инструмент, который позволяет создавать дистрибутивы приложений и элементов управления практически без усилий. Это действительно автономная программа, которая называется Application Setup Wizard. Можно запустить ее, к примеру, посредством подменю Visual Basic 5 в меню Start. (Предположим, что используется стандартная установка, тогда программа мастера установки будет называться VB\setupkit\kitfil32\Setupwiz.exe).

Примечание: Перед тем как использовать мастер установки, следует по крайней мере хотя бы раз откомпилировать код, а также сохранить проектный файл.

Когда запускается мастер установки, мы попадаем на начальный экран мастера установки, который выглядит, как рис. 23-4.

Разберемся с пунктами в основной панели. Прежде всего, здесь есть кнопка помощи Help, которая выведет файл справки для мастера. Кнопка выхода Exit в верхнем правом углу панели закрывает мастер установки. Кнопка движения вперед Next перемещает к следующему шагу мастера, а кнопка Back возвращает к предыдущему. Щелкнем на кнопке Next, чтобы перейти к первому реальному экрану мастера.

Project File Text Box. Файлом проекта является имя файла с расширением.vbp. Можно щелкнуть на кнопке Browse, для того чтобы открыть стандартную диалоговую панель, которая позволяет осуществить поиск файла.vbp или.ctl (для элемента управления).

Rebuild the Protect. Файлы, дистрибутивы которых создаются, являются автономно выполняемыми. Если необходимо создать, отдельный продукт заново, надо пометить эту опцию. Мастер будет автоматически создавать новый.ехе-файл, или.осх -если.ехе не найден.

Options. Возможные опции описаны в следующей таблице.

Использование мастера

Для наглядности предположим, что надо создать дистрибутивы двух различных приложении:

  • калькулятора, поставляемого с Visual Basic;
  • элемента управления числового поля ввода NumericTextBox.

Создание дистрибутива для проекта калькулятора



Рисунок 23-3. Страница Compile.

Начнем с простого проекта калькулятора, который можно найти в подкаталоге \samples\PGuide\calc каталога VB. Сначала придется скомпилировать этот проект, так как он не поставляется в исполняемой форме. Итак, загрузим VB и затем скомпилируем проект Calc.vbp. После этого введем имя и путь к файлу Calc.vbp и щелкнем на кнопке Next (которая сейчас доступна). После некоторого промежутка времени, необходимого для обработки файлов, перейдем к экрану шага 3 мастера установки.



Рисунок 23-4. Начальный экран мастера установки.

В этом экране надо сообщить мастеру, где сохранять дистрибутив. Например, выберем гибкие диски. Для этого щелкнем на опции Floppy Disk. Щелкнем по кнопке Next и попадем на экран, где сообщим мастеру о типе используемых дискет.

Щелкнем по кнопке Next. Получающийся экран, используется только для серверов ActiveX - это более сложная тема, которую мы не рассматривали в этой книге. Щелкнем по кнопке Next, чтобы пропустить этот экран.

После небольшой задержки появится экран File Summary. Если выбрать любой из этих файлов и щелкнуть по кнопке File Details, мастер выведет на экран диалоговую панель. Она содержит подробную информацию о выбранном файле. Если щелкнуть на Summary Details в экране File Summary, увидим диалоговую панель с информацией.

Щелкнем по кнопке Next, при нахождении в экране FileSummary и перейдем к экрану Finished.

Если сейчас щелкнуть по кнопке Finished, мастер начнет выводить информационные панели с сообщениями о выполняемых им действиях (сжатие файлов, вычисление файлов, которые необходимо скопировать, и так далее). Когда это будет выполнено, на экране появится информационная панель, похожая на ту, что приведена справа. Она попросит вставить первый (из двух в данном случае) дисков.

А сейчас пользователи могут инсталлировать приложение, просто помещая первый диск дистрибутива в дисковод и запуская из Windows программу Setup.exe, содержащуюся на нем.

Программа инсталляции, созданная мастером установки, соответствует всем стандартам Windows. Пользователи могут изменить каталог установки; они могут наблюдать за ходом выполнения процесса инсталляции по диаграмме; и им также будет сообщаться, когда вставлять очередной диск. (К тому же, посредством функции AddRemove в Windows95/Windows NT возможна деинсталляция приложения.) Создание дистрибутива элемента управления

Создание дистрибутива элемента управления в мастере установки для использования на отдельной системе по существу аналогично созданию дистрибутива приложения. Так что в этом разделе сосредоточимся на использовании мастера для создания файла установки Internet Download Setup таким образом, чтобы элемент управления мог быть использован в Internet Explorer.

Запустим мастер. Необходимо заметить, что мы хотим создать дистрибутив элемента управления таким образом, чтобы он мог быть загружен из Internet или в интрасеть. После принятия решения сделать Interenet-установку щелкнем по кнопке Next и перейдем к следующему экрану.

Щелкнем по кнопке Next. Появится следующий экран. Microsoft предоставляет опцию, которая позволяет пользователю загружать только определенные стандартные файлы, как, например, огромный файл виртуальной машины Visual Basic, необходимый для элемента управления, прямо с сайта Microsoft при первом использовании элемента управления в Internet Explorer. Это действительно очень полезная опция, так как если пользователи уже имеют какие-либо из необходимых файлов на своей машине, то Internet Explorer достаточно разумен для того, чтобы не загружать их заново.

В основном это все. Оставшиеся экраны мастера подобны тем, что мы уже обсуждали.

Причин, побуждающих создать собственный дистрибутив операционной системы Windows 10, может быть много, и они не являются темой этой статьи. Важно то, что потребность в собственном варианте дистрибутива есть, а мы расскажем, как его создать, пользуясь только Windows ADK (Комплект средств для развертывания Windows) и командной строкой, иными словами, обойдемся без стороннего софта, используя только встроенные в ОС средства.

Итак, настроенный дистрибутив может понадобиться, например, в том случае, если у вас планируется увеличение количества компьютеров. Вы решили обзавестись еще одной машиной, в дополнение к ноутбуку решили заказать сборку компьютера более производительного, но набор софта на нем будет примерно такой же, что и на лэптопе.

Можно, конечно, установить ОС на новую машину, а потом инсталлировать и настраивать оставшееся ПО. Можно поступить по-другому: ту конфигурацию Windows 10, в комплекте со всем установленными программами, которая работает на одном из компьютеров, превратить в дистрибутив. Останется только проинсталлировать систему на новую машину, и весь нужный софт установится автоматически. Останется только установить драйвера под то «железо», которое будет в новом компьютере.

Для работы понадобятся два компьютера, в крайнем случае, для экспериментов можно обойтись и одним, но установить виртуальную машину. Предположим, что на одном из них проинсталлирована Windows 10 и весь необходимый софт.

Подготовка

Понадобится дистрибутив ОС, который можно скачать на сайте Microsoft.

Создаем загрузочную флешку, используя этот дистрибутив, и запускаем встроенную в систему утилиту «sysprep». Задача этой утилиты – подготовка образа системы, в который входят все настройки и установленные программы, к переносу на другой компьютер.

Командную строку надо запустить и ввести команду:

C:\Windows\System32\Sysprep\Sysprep.exe

В открывшемся окне все параметры выставляются так, как показано на скриншоте:

Немного объясним, что означают некоторые пункты:

  • Перевод системы в режим OOBE – при следующем запуске система перейдет в режим переноса ОС.
  • Подготовка к использованию – будет удалена лишняя информация, не предназначенная к копированию, например, данные об активации и т. п., при этом все установленные программы, утилиты должны быть включены в копирование.

Утилита «sysprep» будет работать несколько минут, продолжительность зависит от объема данных, которые будут переноситься на новый компьютер.

После завершения компьютер выключится.

Создание образа в формате ESD

Теперь надо подключить внешний диск, вставить подготовленную ранее загрузочную флешку, и загрузиться с нее. Когда появится окно установки Windows 10, надо нажать комбинацию клавиш «Shift+10».

  1. «Diskpart» (утилита, позволяющая работать с разделами жесткого диска),
  2. «lisvol» (просмотр разделов дисков, так, Windows 10 установлена в раздел C:, а подключенный USB-диск получил букву I:),
  3. «еxit» (выходим из утилиты. Мы узнали данные о разделах).

Теперь надо запустить процесс сохранения диска C:, где находится установленная ОС Windows 10, в файл-образ в формате ESD на подключенный USB-диск. Команда выглядит так:

Dism /Capture-Image /ImageFile:I:\install.esd /CaptureDir:C:\ /Name:Windows

Поясним команду:

  • Install.esd – имя создаваемого файла с образом системы,
  • I: — диск, на котором будет создаваться этот файл В нашем случае это переносной диск I:),
  • C:\ — диск, на котором установлена исходная ОС Windows 10.

Можно еще указать степень сжатия получаемого файла. В данной строке этот параметр не указан и будет использоваться значение «по умолчанию» — fast. Если нужен иной режим работы, то можно использовать другое значение. Следует помнить, что чем сильнее сжатие, тем больше времени надо на работу.

По завершении работы на съемном диске появится готовый файл с образом.

Теперь можно выключить тот компьютер, на котором была установлена ОС Windows 10, и который использовался для создания образа. Остальная работа будет производиться на втором компьютере.

Дополнительное сжатие файла-образа

Данный раздел не обязателен к выполнению. Полученный на прошлом этапе файл «Install.esd» можно сжать еще больше, уменьшив его размер. Проверяем наличие файла на съемном диске.

Вводим команду:

DISM /Export-Image /SourceImageFile:I:\install.esd /SourceIndex:1 /DestinationImageFile:I:\install2.esd /Compress:recovery

Это командой мы создаем второй файл с именем «Install2.esd», который должен отличаться от исходного только размером. При этом используем новый тип сжатия — Compress:recovery.

После завершения операции на диске будут 2 файла, отличающиеся размером. Теперь можно удалить исходный файл с образом («Install.esd»), а новый переименовать из «Install2.esd» в «Install.esd».

В результате опять остается только один файл с прежним именем «Install.esd», но уменьшенного размера.

Редактирование ISO-образа Windows 10

Теперь настало время заняться созданием нужного нам варианта образа ОС. Для этого берем скачанный ранее с сайта Microsoft дистрибутив и копируем его содержимое в папку, которую создаем на переносном диске, где уже находится наш файл. Назовем папку «10».



После того как копирование закончится, в подпапке «sources» можно увидеть файл с таким же именем, как и созданный нами при создании образа ОС файл исходного компьютера. Наша задача – заменить этот файл своим. Для этого копируем наш файл «Install.esd».

Затем вставляем его в папку «sources» дистрибутива Windows 10.

Необходимо заменить оригинальный файл нашим.

Создание ISO-образа

Осталось сделать немного. Из папки, в которую скопировали содержимое оригинального дистрибутива Windows 10, и где произвели замену одного файла своим, опять создать ISO-образ. Для этого воспользуемся Windows ADK (Комплектом средств для развертывания Windows). Обычно он устанавливается вместе с ОС. Если же его нет, то можно скачать с сайта Microsoft и установить.

Запускаем среду средств развёртывания и работы с образами.

В открывшемся окне вводим команду:

Oscdimg /u2 /m /bootdata:2#p0,e,bI:\10\boot\Etfsboot.com#pef,e,bI:\10\efi\microsoft\boot\Efisys.bin I:\10 I:\Windows.iso

Поясним команду:

    • u2 — файловая система UDF,
    • m – образ не имеет ограничений по размеру,
    • b загрузочный сектор записать etfsboot.com , путь к файлу etfsboot.com при указании b(boot) пишется без пробела: bI:\10\boot\etfsboot.com,
    • I:\10 –указываем папку, в которой находятся файлы для создания образа,
    • I:\Windows.iso – указываем, что итоговый файл образа должен иметь имя Windows.iso и располагаться на диске I:.

После завершения операции на диске появится файл-образ дистрибутива Windows.iso.

Создаем загрузочный носитель

Дистрибутив создан, теперь нужно записать его на носитель, с которого будет производиться инсталляция системы на другой компьютер. Можно использовать флешку. Как создавать загрузочную флешку, можно найти в интернете. Это не сложно. Если вы справились с созданием собственного дистрибутива, не прибегая к посторонней помощи, не беспокоя друзей, знакомых или системного администратора на вашей работе, не обращались в ремонт ноутбуков у метро Отрадное , где, например, живете или работаете, то уж с этой задачей справитесь.

В результате получим носитель, с которого можно установить систему с интегрированным набором необходимого софта, причем инсталлировать можно на любой компьютер как с биосом UEFI, так и с обычным.

Установка ОС Windows 10

Если вы уже инсталлировали эту версию ОС, то знакомы с процедурой. Отличий при использовании самостоятельного созданного дистрибутива нет. В крайнем случае, процесс установки продлится чуть дольше.

После завершения вы получится компьютер, на котором уже установлено все необходимое ПО. Единственное, что останется сделать, это установить драйвера устройств данного компьютера.

Такая сборка удобна, если надо перенести систему на другой компьютер. Если требуется установить ОС на несколько компьютеров, то данный дистрибутив можно использовать в качестве базовой конфигурации с интегрированным комплектом необходимого ПО.

Если Вы решили заняться распространением своих программ, то без установочного дистрибутива не обойтись. В настоящее время практически все программы имеют инсталлятор, обычно он называется Setup.exe. В этой статье мы рассмотрим на примере, как собрать инсталлятор для приложения Access и разберем некоторые особенности, которые необходимо при этом знать.

Как уже говорилось ранее, Access не позволяет сделать исполняемый файл, способный работать без Access. Но в то же время, Microsoft предлагает для решения проблемы воспользоваться пакетом Microsoft Office Developer , в состав которого входит и лицензия на распространение программы Microsoft Access runtime . Остановлюсь на этом подробнее.

Программа Microsoft Access runtime - это версия Access, которая позволяет пользователям выполнять, но не модифицировать приложение Access. Устанавливать Microsoft Access runtime вместо полной версии есть смысл только в том случае, когда нужна лицензионная чистота, а у клиента, у которого исполняется Ваша база, нет лицензии на Access. В этом случае придется покупать ODE (Оffice Developer Edition). Тогда вместе с его покупкой Вы получаете некоторые дополнительные инструменты и самое главное ПРАВО устанавливать клиентам вместе с разработанной вами базой еще и Run-time версии Аccess. В этом случае к клиенту не будет притензий по поводу незаконного использования Аccess. Иначе каждому клиенту необходимо купить лицензию MS AАccess.

В пакет ODE входит "создатель дистрибутивов" который включает в диистибутив Вашу MDB и Run-time версию. Все библиотеки необходимые для создания Run-time уже есть в полной версии Аccess (даже без ODE). Но тут есть одно НО (это для тех, кого беспокоит лицензионная "читота"):

Если Вы его не купите официально, то у клиентов все равно не будет права использовать даже Run-time версию.

Может возникнуть такая мысль: А что, если узнать какие файлы нужны Access для работы и включить их в установочный дистрибутив? Можно, но это не решает проблемы с лицензией. К тому же придется создавать достаточно сложную программу установки с проверкой имеющихся компонентов и установкой/регистрацией отсутсвующих. Причем в последнем случае можно при неумелых действиях даже разрушить систему.

Вообще, если рассматривать реальные ситуации с продажей приложений на Access, то лишь немногие разработчики (речь идет о России) действительно покупают лицензионные пакеты. Как правило это те, для кого "при определенном уровне развития бизнеса вопрос покупать - не покупать теряет свою актуальность" - или говоря проще, кто может себе позволить купить лицензионный пакет за 600$ - 1000$. Интересно потом выслушивать их чертыхания на форумах по поводу работы таких программ. Насколько я понял там те же самые "косяки", что и в пиратских версиях. Поэтому призывать Вас использовать только бесплатные или пиратские версии Office для Ваших программ я не буду, но и рекомендовать пользоваться лицензионным тоже не стал бы (см. выше).

Интересно, что полную версию Access можно запустить в runtime - режиме, задав в командной строке ключ /runtime. Например, создайте на рабочем столе ярлык, кликнете по нему правой кнопкой мыши, в появившемся диалоговом окне в поле объект напишите примерно так: (это для Office 2000 - XP, а для 2003 нужно будет исправить вместо Office10 - Office11)

"C:\Program Files\Microsoft Office\Office10\MSACCESS.EXE" "D: \Базы\Моя База.mdb"/runtime

а в поле «Рабочая папка»:

Теперь запустим приложение через этот ярлык. Откроется окно проекта Access, но ярлыка Access, а так же стандартных панелей инструментов уже там не будет. Это и есть runtime - режим.

Для начинающих разработчиков распространение приложений Access через пакет Microsoft Office Developer вряд ли приемлемо. Ведь он стоит денег, и не малых. Мы рассмотрим другой способ, при помощи бесплатного инсталлятора Inno Setup . Есть конечно и другие как платные, например InstallShield , так и бесплатные инсталляторы. Различаются они по удобству работы, размеру создаваемого дитсрибутива.

Inno Setup - свободно распространяемый инсталлятор для программ Windows. Английские версии появились ещё в 1997, теперь Inno Setup переводится на несколько языков, а инсталляторы может создавать более чем на 20 языках. Inno Setup превосходит многие коммерческие инсталляторы по возможностям, стабильности и размеру создаваемых файлов.

Основные характеристики:

  • программа может сравнивать информацию о версии файла
  • перемещать используемые файлы
  • регистрировать DLL/OCX/FNT/TLB и типовые библиотеки
  • инсталировать шрифты
  • проверяет, активны ли определенные программы
  • создание ярлыков быстрого доступа (например, через старт-меню или на рабочем столе)
  • осуществление записи в ini-файлы
  • встроенная машина для написания скриптов на языке Pascal
  • поддерживает многоязыковую инсталяцию
  • инсталяция и деинсталяция по умолчанию
  • весь код доступен (Borland Delphi 2.0-5.0)
  • защита пароля для setup
  • в случае отмены во время исполнения, все действия будут приведены в исходное состояние
  • поддерживает все 32-х битные версии Windows (95, 98, 2000, 2003, XP, Me, NT 4.0)
  • создает создание одного файла exe, что значительно облегчает процесс инсталяции Вашей программы
  • стандартный интерфейс Windows 2000/XP
  • ориентирован на пользователя (например, полный, минимальный, пользовательский вариант)
  • все инструменты для деинсталяции
  • инсталирование файлов: встроенная поддержка "deflate", bzip2, 7-zip LZMA файлы сжатия

Так же начиная с версии 2.0.6 Inno Setup включает в себя полную поддержку для MBCS. В более ранние версии последнее свойство не входит. А вот Web-инсталяцию не поддерживает.

Особенность создания инсталлятора в Inno Setup - это то, что инсталляторы создаются при помощи скриптов - простых текстовых файлов ASCII, напоминающих.INI файлы. Скрипты редактировать легче, чем, например, работать с интерфейсом Installshield. Скрипты имеют расширение ".iss" (inno setup script). В нём указываются все параметры инсталлятора, и при установке, программа ассоциирует себя с этими файлами. Скрипт разделен на секции, имена которых пишутся в квадратных скобках . Внутри секций существуют ключевые слова и указания, которые компилятор может читать и выполнять.

Комментарии начинаются с точки с запятой в начале строки и могут быть помещены в любое место скрипта. Коментарии блоком не возможны, как впрочем и вынесение коментария в середину строки. Последнее допускается компилятором, но впоследтвие, при выполнение, ведет к ошибке.

; -- Sample1.iss --
; Demonstrates copying 3 files and creating an icon.

Порядок секций не имеет значения. Все они (за исключением ) являются произвольными. Ключевому слову значение присваивается при помощи знака равенства (=).

Указания состоят из одного или нескольких параметров и их опций, а также флагов flags . Параметр же в свою очередь состоит из имени, за которым следует двоеточие : и значения. Параметры, опции и флаги отделяются друг от друга точкой с запятой ;

Рассмотрим в кратце основные секции:

Секция

Значение

сoдержит указания по поведению инсталяционной рутины, а также, как это должно выглядеть. Ключевые слова AppName, AppVerName и DefaultDirName являются обязательными. Все остальные - по необходимости
Здесь содержатся файлы для setup
ярлыки (иконки)
Соотношение компонентов к типу инсталяционной рутины
разрешает создать новые пустые папки
делает записи в INI- файлы
первое действое при инсталяции, cистаксис соответствует секции
разрешает специфические изменения в тексте
делает запись в регист
выполняет другие программы после того как данные успешно были исталированы, но еще до того как будет закрыто диалоговое окно
разрешает дополнитекльные действия в setup
устанавливает тип setup-а
последняя операция при деинсталяции. Таким образом папки и/или файлы будут удалены
первая операция при деинсталяции. Систаксис соответствует секции
содержит информацию о языке. как правило, не используется

Inno Setup работает внутри скрипта с различными предопределеными константами, которые, как правило, содержат пути (path). Способ написания: {имя} . Некоторые константы, такие как {app} и {group} могут/должны быть предопределены пользователем. Тот, кто сам желает определить константы, должен обратиться к припроцессеру Алекса Якимова (Alex Yackimoff).

Вот основные константы Inno Setup:

константа

пример

{win} путь в директорию/папку Windows C:\Windows
{sys} путь в системную папку Windows, в частности папку System32 C:\Windows\System или C:\Windows\System32
{app} путь к собственной аппликации (программе)
{pf} путь к программной папке C:\Programme
{cf} путь к общим данным C:\Programme\Gemeinsame Dateien
{dao} cоответствует{cf}\Microsoft Shared\DAO C:\Programme\Gemeinsame Dateien\Microsoft Shared\DAO
{src} путь к папке инсталявионной рутины, в момент выполнения setup R:\
{group} группа программ для стартового меню

Итак, рассмотрим задачи, которые нужно решить (определим только минимальные). Наш инсталлятор должен сделать следующее:

Распаковать файлы в нужные места
Создать папку в каталоге программы (папка «Коп» - для хранения резервных копий базы)
Создать меню запуска приложения в Пуск - Все программы, а так же иконку на рабочем столе

Это необходимый минимум. Но, разумеется, это далеко не все возможности Inno Setup. Ведь не зря его используют многие разработчики. Но в данной статье я ограничусь только этим, желающие глубже изучить возможности программы могут обратиться к справочной системе. В Интернет есть множество ссылок как на программу, так и на переводы справки. Например, Inno Setup 5.1.6. и справку к нему Вы можете скачать здесь… Английский сайт программы http://www.innosetup.com

Для начала попробуйте поэкспериментировать, создавая инсталлятор при помощи мастера, а затем изучая структуру полученного скрипта. В принципе, я думаю нет нужды подробно описывать, что где нажимать. Inno Setup настолько прост в освоении, что без проблем изучается, что называется «методом научного тыка». Вот например скрипт инсталятора, который делает определенные ранее задачи (все файлы дистрибутива находятся в каталоге D:\Setup.)


AppName=Моя программа
AppVerName=Моя программа. Версия 1.0.
AppPublisher=MyProgram, Inc.
AppPublisherURL=http://MyMySoft.ru/
AppSupportURL=http://MyMySoft.ru/
AppUpdatesURL=http://MyMySoft.ru/
DefaultDirName={pf}\MyProgram
DisableDirPage=no
DefaultGroupName=Моя программа
DisableProgramGroupPage=yes
LicenseFile=D:\Setup\license.txt
InfoAfterFile=D:\Setup\readme.txt
AlwaysCreateUninstallIcon=yes


Name: "desktopicon"; Description: "Создать ярлык на &Рабочем столе"; GroupDescription: "Дополнительные ярлыки:"


Source: "D:\Setup\Сервер.mdb"; DestDir: "{app}"; DestName: "Сервер.mdb";
Source: "D:\Setup\license.txt"; DestDir: "{app}";
Source: "D:\Setup\readme.txt"; DestDir: "{app}";
Source: "D:\Setup\Log.JPG"; DestDir: "{app}";
Source: "D:\Setup\Log.ico"; DestDir: "{app}";
Source: "D:\Setup\База.mdb"; DestDir: "{app}";


Filename: "{app}\MyProg.url"; Section: "InternetShortcut"; Key: "URL"; String: "http://MyMySoft.ru/"


Name: "{app}\Коп"


Name: "{group}\Моя программа"; Filename: "{app}\База.mdb" ;WorkingDir: "{app}";IconFilename:{app}\Log.ico
Name: "{group}\Сайт программы"; Filename: "{app}\MyProg.url"
Name: "{userdesktop}\Моя программа"; Filename: "{app}\База.mdb" ;WorkingDir: "{app}"; IconFilename:{app}\Log.ico;Tasks: desktopicon

Пример, как это все работает, Вы можете скачать ниже.

  • Обратиться в "Интерфейс" за дополнительной информацией/по вопросу приобретения продуктов

Файлы для загрузки

Компания Clickteam выпускает простые и дружелюбные продукты для разработчиков: например, Clickteam Fusion, The Games Factory, Multimedia Fusion. В этом же ряду находится программа Install Creator. Основное преимущество продукта - быстрое создание дистрибутива при помощи пошагового мастера.

Разделы настроек расположены в такой строгой последовательности в виде вкладок. Вначале указываются данные (Files), текстовое содержание диалогов (Wizard Text), формат окна (Window), дополнительные настройки (Options), настройки деинсталлятора (Uninstaller), размер дистрибутива (Build). После нажатия на Build запускается компиляция инсталлятора, остается лишь указать место его расположения.

Инсталлятор занимает 65 КБ, с учетом деинсталлятора это 105 КБ. Вдобавок к этому, в Install Creator применяется один из двух алгоритмов компрессии (zipper/ differentiator), оптимальный вариант определяется автоматически. При необходимости, данные можно поместить в пакет отдельно от инсталлятора.

Функциональность Clickteam Install Creator унифицирована, отсутствуют некоторые важные опции. Так, мультиязычность не поддерживается, русский язык в перечне локализаций и вовсе отсутствует. Интеграция со сторонними решениями не предусмотрена, поэтому работа с большими проектами (подразумевающими множество связей в системе) будет неудобной. Программа не позволяет создавать обновления, патчи. Впрочем, в последнем случае, можно использовать - разработку Clickteam.

В незарегистрированной версии Install Creator присутствует реклама. Профессиональная версия, помимо снятия этого лимита, позволяет включать в дистрибутив несколько редакций, устанавливать лицензионное ограничение для пользователя инсталлятора.

Резюме . Возможности Install Creator будут востребованы при работе с несложными проектами. Получаемые инсталляторы содержат базовый набор пользовательских опций, среди которых нет выбора языков или профиля установки. Определенно, это максимально простое решение среди всех упомянутых в обзоре инсталляционных комплексов.

Actual Installer

Actual Installer - программа для создания достаточно сложных установщиков Windows Installer без использования сценариев. В базовый набор возможностей входят мультиязычность, эффективная компрессия, детальная настройка интерфейса, командная строка и прочие функции, перечисляемые ниже.

Использование пошагового мастера не предполагается, но доступно окно параметров для нового проекта. Определив базовые сведения продукта, можно перейти в главное окно программы. Опции расположены в 5 секциях - «Общее», «Установка», «Диалоги», «Система» и «Реестр».

В разделе General (Общее) указывается информация о проекте, здесь же настраивается внешний вид мастера установки. В процессе установщик может проверять системные требования (такие как версия ОС, привилегии пользователя) и зависимости (Microsoft .NET Framework, Internet Explorer, Adobe Reader, Java, SQL Server и прочие). При отсутствии указанных компонентов, инсталлятор потребует от пользователя скачать и установить их.

В Installation («Установка») - расположение файлов и папок, расположение исполнимого файла, настройки процессов установки, обновления и деинсталляции. Оба процесса могут осуществляться в тихом режиме, не требуя вмешательства пользователя. В довесок к установщику, может использоваться (Actual Updater).

Dialogs («Диалоги») предоставляют доступ к «начинке» разделов, включая текст лицензионного соглашения, readme файла, в том числе в формате RTF. Здесь же - выбор языков локализации, причем русский язык числится в списке. Ненужные разделы установщика легко отключить.

System («Система») - настройка системных изменений, вносимых при инсталляции: ярлыки, ключи реестра, переменные и пользовательские команды.

Register («Реестр») - установка файловых ассоциаций, переменных окружения, библиотек.

После выставления нужных опций достаточно нажать на кнопку Build Project - инсталлятор готов к запуску. В случае, если при создании инсталлятора была пропущена важная опция, при компиляции Actual Installer даст об этом знать и укажет на ошибку.

Резюме . Actual Installer включает в себя практически все стандартные параметры и опции проекта. Это «промежуточный» вариант между очень простыми (вроде Clickteam Install Creator) и более тяжеловесными решениями, о которых также пойдет речь.

CreateInstall

CreateInstall - инструментарий для создания установщиков. В его основу заложено две особенности - контроль над процессом установки и неограниченная расширяемость. Обе возможности реализованы благодаря , применяемому для написания сценариев.

Интерфейс CreateInstall разбит на 3 вкладки - «Проект», «Скрипт установки» и «Скрипт деинсталляции». Первый раздел позволяет задать общие настройки инсталлятора: информация о продукте, поддерживаемые языки, пути, внешний вид. Дополнительно, инсталлятор можно защитить цифровой подписью и установить пароль.

«Проект» - не равноценная замена двух последующих разделов, т. е. для создания дистрибутива нужно тщательно настроить скрипты установки и деинсталляции. Соответствующие параметры отображаются в виде групп, можно отобразить их единым списком.

Дополнением для CreateInstall служит утилита Quick CreateInstall. Она значительно упрощает создание инсталлятора, предоставляя только базовые настройки проекта. Из Quick CreateInstall в дальнейшем проект можно импортировать в CreateInstall.

Код проекта не предназначен для самостоятельного редактирования, переноса в IDE-среду, экспорта. Хотя язык Gentee имеет отличный потенциал: как минимум, это переменные и функции, условные выражения и синтаксис, базирующийся на C, C++ и Java.

Существует 3 редакции программы - полная, light (простая) и бесплатная. Список различий между ними опубликован . По большей части, отсутствующие функции бесплатной редакции программы видны при навигации по группам настроек скриптов.

Интерфейс и справка доступны на русском языке.

Резюме . CreateInstall - функциональная и доступная для понимания среда. Инструментарий CreateInstall не так уж и беден и позволяет обходиться собственными средствами. Но к недостаткам все же следует отнести замкнутость программы «в себе», подразумевая функции импорта и экспорта.

Advanced Installer

Advanced Installer основывается на технологии Windows Inslaller, позволяя создавать msi-, exe- и других видов дистрибутивов. Этому способствует продуманный интерфейс и работа с проектами. В Advanced Installer можно обнаружить немало возможностей, которых нет в других подобных комплексах, о чем ниже.

Примечательно, прежде всего, разнообразие проектов: сюда входят инсталляторы, Java-установщики, обновления, дополнения, модули слияния и другие. В разделе меню Installer собраны команды импорта проектов из Visual Studio, RAD Studio, Real Studio, Visual Basic. Здесь раскрывается потенциал Advanced Installer во взаимодействии с IDE-средами.

Для каждого из выбранных типов проекта предусмотрен детальный мастер настройки. Есть общие шаблоны - Simple, Enterprise, Architect или Professional. Большая часть проектов доступна только для определенных типов лицензии, общедоступные проекты обозначены как None в графе License Required.

Как уже сказано, при создании проекта можно воспользоваться пошаговым мастером, где, в частности, доступен выбор способа распространения пакета, языков локализации, настройка пользовательского интерфейса, ввод текста лицензии и другие опции. Advanced Installer позволяет выбрать вариант распространения программы - оставить данные без компрессии, разделить на CAB-архивы, сохранить в MSI и др., добавить цифровую подпись, потребовать ввод серийного номера и т. д.

Главное окно Advanced Installer (редактор проекта), в простом режиме отображения (Simple), содержит несколько секций:

  • Product Information (Информация о продукте) - ввод сведений о продукте, параметры установки.
  • Requirements (Требования) - указание аппаратных и системных требований, зависимостей ПО. Также имеется возможность создания пользовательских условий.
  • Resources (Ресурсы) - редактор ресурсов (файлов и ключей реестра).
  • Deployment (Развертывание) - выбор типа распространения продукта. Это может быть MSI, EXE или веб-инсталлятор. Для MSI, EXE ресурсы можно поместить отдельно от инсталлятора.
  • System Changes - переменные среды.

При выборе ресурсов могут использоваться файлы, ключи реестра, переменные окружения, конфигурационные ini, драйверы, базы данных и переводы. С помощью модулей объединения можно добавить и другие ресурсы, такие как сервисы, разрешения, ассоциации и др.

Для выполнения более сложных задач позволяется использовать пользовательские действия, EXE, DLL или скрипты, написанные на C, C++, VBS или JS. Для создания сценариев предусмотрен удобный редактор.

Однако следует отметить, что в режиме Simple доступна лишь малая часть разделов. Работая с Advanced Installer в ознакомительном режиме, есть смысл зайти в настройки и переключиться в другой режим работы с проектом. После этих действий становятся доступны новые подразделы редактора.

Резюме . Благодаря различным редакциям продукта (включая бесплатную), возможностям импорта, множеству шаблонов и схем, редактору проектов - Advanced Installer будет интересен широкой аудитории.

BitRock InstallBuilder

InstallBuilder - кроссплатформенная среда для создания инсталляторов. В перечень поддерживаемых систем входят: Windows ME - Windows 8, Mac OS X, FreeBSD, OpenBSD, Solaris (Intel & Sparc), AIX, HP-UX, IRIX, Linux (Intel x86/x64, Itanium, s390 & PPC). Инсталляторы доступны как для настольного, так и сетевого ПО. В первой части путеводителя уже рассматривался продукт IzPack, но для InstallBuilder характерна поддержка языков написания, включая не только Java, но и PHP, Perl, Python, Ruby, C/C++ и.NET/Mono.

Интерфейс программы доступен на русском языке. Для работы с проектом используется очень простая графическая оболочка. Присутствуют следующие секции с настройками:

  • Product Details («Информация о продукте») - информация о проекте.
  • Files («Файлы») - проводниковый интерфейс для добавления файлов
  • Advanced («Расширенные настройки») - наиболее интересный раздел, где, пожалуй, и раскрывается вся мощь BitRock Installer. Для работы с проектами используется формат XML (см. обзор WiX в первой части), возможна совместная работа, ручная настройка проектов с поддержкой сценариев. Встроенные действия позволяют автоматизировать процессы установки и объединять задачи, делая их доступными в несколько кликов. Таким образом можно проверять зависимости, добавлять переменные окружения, изменять реестр и файловую систему и прочее. Для редактирования сценариев используется встроенный, очень простой, XML-редактор.
  • Customization («Настройка») - настройка пользовательского интерфейса инсталлятора, переменных окружения, пост-установочных действий, платформ, разрешений и компрессии. Для сжатия применяется ZIP/LZMA-компрессия. Можно создать тихий установщик, работающий в текстовом режиме.
  • Packaging («Упаковка») - для отслеживания ошибок имеется встроенный дебаггер. При построении легко создать кроссплатформенный инсталлятор. На выходе он использует «родную» среду ОС (это относится к графическим системам Windows, KDE и Gnome).

Резюме . BitRock InstallBuilder рекомендуется, прежде всего, для создания кроссплатформенных продуктов. Сценарий, основанный на XML-спецификациях, удобен в обращении, проект легко импортировать и экспортировать для редактирования во внешней среде. Таким образом, на основе данного XML-сценария можно быстро генерировать инсталляторы для всех требуемых платформ.

InstallMate

InstallMate представляет собой инструментарий для создания дистрибутивов на основе Windows Installer. Основные особенности: интуитивная графическая среда, широкий выбор элементов установки, проверка зависимостей, детальная настройка внешнего вида инсталлятора, поддержка компонентов, локализаций и расширений. Дистрибутивы, созданные с помощью InstallMate, отличаются компактностью и скоростью работы.

Мастер создания нового проекта позволяет выбрать существующий шаблон и указать начальные параметры - языки локализации (один или несколько), имя продукта.

Можно импортировать созданный проект или воспользоваться редактором InstallMate. Кстати говоря возможности импорта не впечатлили: поддерживаются продукты компании Tarma и проекты Visual Basic.

Главное окно программы содержит разделы с параметрами, разделенные, условно, на три секции:

  • Общие настройки: детальная информация о проекте, программные зависимости, системные требования, компоненты, а также опции инсталлятора. В боковой панели Package можно также указать тип инсталлятора, компрессии, ссылку на скачивание (в случае с веб-инсталлятором), пароль на установку. В один инсталлятор можно добавить несколько пакетов.
  • Компоненты: включение в дистрибутив элементов и связей: это файлы и папки, ключи реестра, ini-конфиги, переменные среды, файловые ассоциации, COM-классы, сервисы.
  • Опции инсталлятора: с помощью редактора можно отредактировать текст диалогов. Предусмотрена гибкая настройка локализаций, InstallMate поддерживает 19 языков по умолчанию. Можно создать один дистрибутив с несколькими локализациями либо несколько проектов с одним языком. В этом же разделе доступны пользовательские действия, а также переменные - включая 250 . Расширить функциональность пакета можно с помощью расширений и DLL-библиотек.

Как было отмечено, при создании инсталлятора можно использовать шаблоны. Помимо шаблонов проектов, возможно создание пакетов на основе компонентов, определяя группы элементов. Из других опций стоит отметить скрытую и тихую установку и деинсталляцию, два типа сжатия (Deflate или LZMA).

Полный список функций представлен .

Резюме . Профессиональная среда для создания инсталляторов с действительно удобным интерфейсом и быстродоступным инструментарием: можно оперативно переключиться с одного языка локализации на другой при создании дистрибутива, протестировать проект. Не хватает функционального пошагового мастера настройки, возможностей импорта. Сильная сторона - наличие всех стандартных функций, работа с переменными и действиями.




Top