Вирус мерс и его симптомы. Украинцы под угрозой: смертельный вирус мерс готов к атаке — паноптикон. — Какие симптомы есть у заразившегося человека

September 12th, 2014

Сенсационная находка немецкого археолога в Анатолии позволяет по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. На горном склоне в Юго-Восточной Турции, неподалеку от сирийской границы, экспедиция под руководством Клауса Шмидта откопала великолепный древний храм, которому 12 тысяч лет.

Древнейшее из найденных на сегодняшний момент культовых сооружений Гебекли-Тепе, построенное в эпоху раннего неолита, было открыто еще в середине ХХ века. Тем не менее ученые заинтересовались этим памятником культуры только после того, как в 1990-х годах были найдены массивные каменные стены и покрытые рисунками Т-образные колонны.

Предполагается, что общее число храмов в Гебекли-Тепе должно достигать 20. Каждое из строений, вероятно, знаменовало восхождение Сириуса на небе в разное время.

Впервые звезда Сириус появилась на земном небе около 11 300 тысяч лет назад. По яркости она занимает четвертое место сразу после Луны, Венеры и Юпитера, поэтому наверняка производила неизгладимое впечатление на человека эпохи раннего неолита.

Давайте изучим его подробнее …

Фото 2.

Клаус Шмидт приват-доцент Немецкого археологического института в Берлине, занимается изучением древнейшей истории человечества. Когда в 1994 году Шмидт начал раскопки в Гобекли-Тепе, он был уверен, что эти раскопки станут главным делом его жизни. Археологический комплекс в этой местности можно сравнить со Стоунхенджем в Англии, с той лишь разницей, что развалины в Анатолии на 6 тысяч лет древнее.

Будучи ребенком, Клаус Шмидт не вылезал из пещер в своей родной Германии, надеясь найти там доисторические рисунки. Тридцать лет спустя, уже представляя Немецкий археологический институт, он обнаружил нечто бесконечно более важное – храмовый комплекс, почти в два раза древнее всех аналогичных сооружений на планете.

Фото 3.

«Это место – сверхновая звезда, – говорит Шмидт, стоя под одиноким деревом на продуваемом ветрами холме в 55 км к северу от границы Турции с Сирией. – Уже в первую минуту после его обнаружения я знал, что у меня есть два пути: либо уйти отсюда, не сказав никому ни слова, либо провести остаток жизни здесь, на этих раскопках».

Фото 4.

За его спиной открываются первые изгибы Анатолийского плоскогорья. Впереди на сотни миль до самого Багдада и дальше на юг простирается Месопотамская равнина, похожая на море цвета пыли. Прямо впереди, спрятанные за уступом холма, каменные окружности Гобекли-Тепе. В те времена, когда люди еще не строили себе постоянных жилищ, не умели изготовить простейшую глиняную миску, добывали себе пропитание охотой и собирательством, обитатели Юго-Восточной Анатолии воздвигли своим богам монументальное святилище.

Фото 5.

По сравнению со Стоунхенджем – самым известным доисторическим памятником на территории Великобритании – грандиозностью масштаба они не поражают. Ни одно из раскопанных круглых сооружений (а их на данный момент насчитывается четыре из двадцати) не превышает 30 метров в поперечнике. Что делает эти находки совершенно уникальной, так это вырезанные на них изображения кабанов, лисиц, львов, птиц, змей и скорпионов, а также возраст самих находок. Они были созданы за 9,5 тысяч лет до н.э. Они на 5,5 тыс. лет древнее первых городов Месопотамии и на 7 тыс. лет – Стоунхенджа.

Фото 6.

В Гобекли-Тепе археологи обнаружили на холме гигантский комплекс круглых построек и каменные столбы с высеченными рельефами. В настоящее время раскопана только небольшая часть построек, но, если принять во внимание возраст развалин, сразу становится ясно, что это уникальный археологический памятник.

Фото 7.

Древние развалины Невали-Кери, которые с 1992 года находятся на дне водохранилища имени Ататюрка, почти такие же старые, как Гобекли-Тепе, их возраст 10 500 лет. Но столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее. С храмами Гобекли-Тепе может состязаться в возрасте Иерихон, но там нет больших скульптур, нет архитектурных украшений. Все остальные древние археологические памятники относятся к другой эпохе — они возникли примерно на 2 тысячи лет позднее. Люди, создавшие эти округлые памятники и каменные барельефы, весь этот комплекс, даже не имели глиняной посуды и не выращивали злаковых культур. Они жили в поселениях. Но они были охотниками, а не земледельцами.

Фото 8.

Судя по возрасту комплекса Гобекли-Тепе, именно в этой местности охотники и собиратели перешли к оседлому образу жизни. В Гобекли-Тепе прежде всего поражают интеллектуальные способности людей каменного века, их трудолюбие и знание строительного дела. А ведь до сих пор ученые были уверены, что осуществление таких гигантских проектов, как строительство храма, предполагает оседлый образ жизни и высокую степень организации.

«Всегда полагалось, что только сложные общества с иерархической структурой могли построить подобные монументальные сооружения, и что они появились лишь с возникновением землепашества», – говорит профессор антропологии Стэнфордского университета (Stanford University) Ян Ходдер (Ian Hodder), который с 1993 года руководит раскопками в Чаталь-Хойюк – самом известном из поселений эпохи неолита на территории Турции. – Гобекли перевернул все представления. Это сложное сооружение и относится к эпохе до зарождения земледелия. Один только этот факт ставит его в ряд важнейших археологических находок за очень продолжительный период времени».

Фото 9.

Место археологических раскопок в Гобекли-Тепе впервые было обследовано в 1963 году. Однако тогда археологи недооценили его значение, и долгое время там вообще не работали. На холме, в толще которого находится храмовый комплекс, располагалось поле овса. Крестьяне то и дело убирали с полей мешавшие им громоздкие камни, так что верхняя часть храма уничтожена до того, как ее исследовали ученые.

По раскопанным участкам можно сделать вывод, что люди здесь пребывали очень долго. Рядом с круглым зданием святилища найдено несколько зданий меньшего размера, в которых, по-видимому, проходили какие-то ритуальные собрания. Но во всех этих зданиях нет ни малейших признаков человеческого жилья.

Раскопки ведутся вот уже десять лет. В результате пока расчищена лишь небольшая часть, но назначение Гобекли-Тепе для построивших его людей так и остается неясным. Некоторые полагают, что это место было предназначено для проведения ритуалов плодородия, а два высоких камня в центре каждого круга символизируют собой мужчину и женщину.

Фото 10.

Но Шмидт со скепсисом относится к теории плодородия. Он разделяет мнение, что Гобекли-Тепе могло быть «последним расцветом полукочевого общества, которое вот-вот должна была уничтожить идущая на смену эпоха земледелия». Он указывает, что если сегодня это место сохранилось почти в идеальном состоянии, то только потому, что его строители вскоре погребли свое творение под тоннами земли, как будто их богатый дикими животными мир утратил все свое значение.

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».

Фото 11.

Едва ли не самое интересное в Гобекли-Тепе — это его последние дни. Постройки, несомненно, засыпаны, и именно этим объясняется их хорошая сохранность. Все древние культовые здания были просто покинуты, заброшены, но храм на анатолийском холме буквально зарыли в землю. Массивное здание с монолитными гигантскими столбами, покрытыми великолепными рельефами, доверху засыпан камнями и грунтом, так что он буквально исчез под землей.

Фото 12.

Хотя археологи освободили из-под насыпи только часть Гобекли-Тепе, уже сейчас можно оценить необычайно большие размеры святилища. Оно состоит из четырех различных храмов, обнесенных невысокой каменной оградой. Особенно интересны Т-образные монолиты с частично сохранившимися рельефами. Они очень натуралистично изображают птиц, газелей, быков. Рядом с изображением осла и змеи можно различить голову лисы. Там есть даже пауки и объемно выполненный дикий кабан с насупленной тупой мордой.

То, что строители храма придавали большое значение миру животных, само по себе не удивительно. Но они изображали диких животных, и это подтверждает предположение, что создатели святилища не были оседлыми земледельцами. Интересно и другое: в окрестностях Гобекли-Тепе представлены всевозможные дикорастущие злаки, которые впоследствии были культивированы как зерновые культуры.

Фото 13.

Возможно, Гобекли-Тепе является тем самым недостающим звеном в цепи — связующим элементом между первобытными кочевыми охотниками-собирателями и оседлыми земледельцами. Производство монолитных каменных столбов с рельефами требует определенных профессиональных навыков — для этого нужны каменотесы. Значит, другие люди снабжали ремесленников-каменотесов всем необходимым для жизни, то есть у них существовало общество, основанное на разделении труда.

Фото 14.

На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

Фото 15.

Конец святилища Гобекли-Тепе пришелся на начало VIII тысячелетия до н.э. В это время в соседней Месопотамии распространилось земледелие. Почва в окрестностях Гобекли-Тепе скудная, возможно, именно по этой причине святилище утратило свое значение. Важнейшие центры образовались значительно южнее, на плодородных равнинах, в долинах рек. По крайней мере, этим можно отчасти объяснить, почему люди покинули храм, где сотни лет их предки поклонялись богам. Они засыпали святилище камнями и навсегда ушли оттуда.

Уроки Гобекли-Тепе побуждают пересмотреть представление о так называемой неолитической революции. До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.

Фото 16.

Загадка Гебекли-Тепе не менее удивительна, чем тайны пирамид, но гораздо древнее. Ученые могут только предположить, что это было ритуальное сооружение, но достоверно неизвестно, что заставило древних людей собраться вместе и возвести такую поистине колоссальную постройку.

Среди исследователей и энтузиастов появляются самые разные предположения: от приземленных до невероятных. Одни считают, что Гебекли-Тепе был не храмом, а лишь местом, где жили люди, другие же выдвигают идеи о вмешательстве инопланетных рас в историю Земли и строительстве этого комплекса инопланетянами. Есть мнения, что Гебекли-Тепе являлся Эдемским садом или прообразом Ноева ковчега.

РОССИЙСКИЙ ИСТОРИК ГЕННАДИЙ КЛИМОВ СЧИТАЕТ , что Гебекли-Тепе и похожие постройки на территории России возвела одна и та же раса. Он подтверждает свою теорию тем фактом, что в IX тысячелетии до н.э. еще не было Черного моря и путь из русских приледниковых степей в эти края был свободен.

Мы привыкли к мысли о том, что сначала появилось сельское хозяйство, а потом - поселения, но Гебекли-Тепе и в этом вопросе глобально меняет наше представление о древних людях. Ученые установили, что для возведения столь монументального строения нужно было собрать одновременно как минимум 500 человек. То есть все эти люди жили вместе.

Фото 17.

Ученые предполагают, что именно строительство этого храма сыграло важную роль в процессе перехода к сельскому хозяйству, а значит и к зарождению цивилизации в привычном для нас представлении. Как только древние люди собрались вместе, стали жить в одной точке, стало сложно прокормить столько работников и паломников. И возможно, именно это подтолкнуло их к одомашниванию диких растений и животных.

Все заключения относительно храмового комплекса Гебекли-Тепе носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5% его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало - к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.

Фото 18.

Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после IX тысячелетия до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек.

На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

Как известно, в список самых прославленных древних достопримечательностей античной культуры входит всего семь чудес. Но мы набрались смелости и включили в него ещё три сооружения, которые по нашему мнению, достойны вашего внимания. Итак.

Аджанта или пещеры Аджанты - буддистский храмово-монастырский комплекс, расположенный близ посёлка с таким же названием, в 100 км к северо-востоку от города Аурангабад, штат Махараштра, Индия. Был обнаружен в 1839 году. Представляет собой утёс в форме подковы, в котором начиная с II века до н. э. по V век н. э. были высечены 30 (по другим данным 29) пещер с колоннами, статуями Будды и всемирно известными настенными росписями, отражающими жизнь Индии той эпохи. Данная живопись, иллюстрирующая буддийские легенды и мифы, является не только произведением искусства, но и ценным историческим источником знаний о тех временах.

Ньюгрейндж


Ньюгрейндж - древнее сооружение из огромных каменных глыб, одна из самых больших и древнейших коридорных гробниц, построенная человеком приблизительно между 3000 г. до н. э. - 2500 г. до н. э. (старше Великой Пирамиды в Гизе и, вероятно, Стоунхенджа). Находится в 40,2 км к северу от города Дублина, примерно в одном километре к северу от реки Бойн, графство Мит, Ирландия. Высота кургана - 13,5 метра, диаметр - 85 метров. Древние люди воздвигли его из 200 000 тонн камня, дерева и земли. Представляет собой большую круглую насыпь внутри, которой находится 19-метровый каменный коридор, ведущий в погребальную камеру. Входит в список самых таинственных достопримечательностей мира .

Деринкую


Деринкую - древний многоуровневый подземный город, находящийся под одноимённым городом в провинции Невшехир, Турция. Он был построен в II-I тысячелетии до н. э. Обнаружен в 1963 году. Подземный город достигает глубины в 60 метров и в древние времена мог приютить до 20 тыс. человек вместе с продовольствием и домашним скотом. Здесь люди на протяжении веков скрывались от набегов кочевников, религиозных преследований и прочих опасностей. Хотя подземный город Деринкую был задуман как временное убежище, его масштабы внушительны. Он включает многочисленные винные погреба, конюшни, подвалы, складские помещения, трапезные, часовни, многочисленный вентиляционные каналы, а также сложную сеть из туннелей и коридоров.

7 чудес древнего мира


Александрийский маяк - маяк, построенный по проекту архитектора Сострата Книдского приблизительно в 279-280 гг. до н. э. на острове Фарос, недалеко от Александрии в Египте, для того чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. По оценкам его свет был виден на расстоянии 51 км (по другим данным, до 83 км). Предполагается, что Александрийский маяк в высоту составлял около 115–120 метров и в те времена являлся самым высоким зданием в мире. В XIV веке он был полностью уничтожен землетрясением, а на его месте по приказу тогдашнего султана Египта Кайтбея (1416/1418–1496) возведена крепость Кайт-Бей, которая сегодня является морским музеем.


Колосс Родосский - бронзовая статуя древнегреческого бога Солнца - Гелиоса построенная между 292 г. до н. э. - 280 г. до н. э. в гавани портового города Родос на одноимённом острове в Эгейском море в Греции. Был возведён по проекту, архитектора Хареса, ученика Лисиппа, в честь победы жителей Родоса над правителем Кипра, Антигоном I Одноглазым, который вместе с сыном и армией численностью 40 000 человек безуспешно осаждали город в 305 году до нашей эры. Высота статуи - около 30 метров. Она стояла на 10-метровом пьедестале и весила, по разным оценкам от 30 до 70 тонн. По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский «прожил» недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после создания он был полностью разрушен землетрясением и переплавлен.


На пятом месте в списке расположился «Мавзолей в Галикарнасе» - усыпальница, построенная между 353 и 350 г. до н. э. в Галикарнасе (современный город Бодрум, Турция) для царя Карии Мавсола и его жёны-сёстры Артемисии III. К строительству и отделки усыпальницы были привлечены известные мастера, среди которых прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Тимофеос и Леохар. Гробница Мавсола представляла собой величественную и необычную по форме постройку, возведённую из кирпича и облицованную изнутри и снаружи белым мрамором. Мавзолей в Галикарнасе высотой в 45 метров простоял приблизительно 19 веков, но в XIII веке рухнул от сильного землетрясения.


Статуя Зевса в Олимпии - древнегреческий статуя Зевса, которая находилась в центре одноимённого храма в Олимпии на полуострове Пелопоннес. Была воздвигнута в V веке до нашей эры древнегреческим скульптором и архитектором Фидием. Статуя бога в высоту достигала 12–13 метров и была выполнена из дерева (по одним источникам, из кедра, по другим - из чёрного дерева). На эту деревянную основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости, золота и драгоценных камней. Обстоятельства возможного разрушения статуи неизвестны. Согласно сведениям, византийского историка Георгия Кедрина её перевезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году.


Храм Артемиды Эфесской - греческий храм, находившийся в городе Эфес, Малая Азия (недалеко от современного города Сельчук, Турция). Был посвящён Артемиде - греческой богине охоты. Храм, построенный в середине VI века до н. э, представлял собой прямоугольное здание длиной 105 и шириной 51 метров, состоящий из мрамора и дерева, и обнесённый со всех сторон двойным рядом из 127 колонн, высота которых равнялась 18 метрам. За все своё существование он перестраивался три раза пока 21 июля 356 г. до н. э. не был подожжён Геростратом - жителем Эфеса, мечтавшим прославиться любой ценой.


Висячие сады Семирамиды, более корректное название «Висячие сады Амитис» - единственное из семи чудес света чьё местоположение не было окончательно установлено. Предполагается, что висячие сады были построены в около 575 г. до н. э. в древнем городе Вавилоне (близ современного города Хилла, в Ираке), царём Навуходоносором II, для жены Амитис, которая скучала за лесами своей родины. Представляют собой пирамиду, состоящую из четырёх ярусов-платформ поддерживаемые колоннами высотой до 25 м. На этих ярусах толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев родом из Мидии. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. Однако после того как в 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон, а сам великий полководец умер, город постепенно пришёл в упадок. Сады были заброшены и, в конечном счете, разрушены.


Пирамида Хеопса - крупнейшая среди египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, а также одна из самых известных гробниц в мире . Пирамида расположена на западном берегу Нила в Египте на плато в Гизе, в непосредственной близости со знаменитым «Большим Сфинксом». Львиная доля египтологов считают, что пирамида была построена около 2560 до н. э. и является гробницей египетского фараона IV династии Хуфу (Хеопса). Считается, что она была спроектирована архитектором Хемионом - племянником Хеопса. Первоначально пирамида имела высоту в 146,5 м однако в результате воздействия эрозии, сегодня её высота равняется 138,75 м. Общий вес пирамиды оценивается в около 6,25 млн тонн, площадь в ≈ 85 000 м².

Поделится в соц. сетях

По мнению специалистов сооружения архитектуры появились задолго до нашей эры. Сохранившиеся на нашей планете древние строения удивительны, они поражают воображение. Узнаем, какие здания самые старые в мире.Дошедшие до нас строения древнего мира совершенно не похожи на сооружения современной архитектуры.

Легендарные строения древнего мира

Кто строил древнейшие здания, для какой цели, и по какой технологии, как они устояли до наших дней – все эти вопросы возникают, когда видишь строения древнего мира. Далее подробнее о наиболее интересных строениях того периода.

Храм царицы Хатшепсут (Египет)

Произведением древней архитектуры, в прекрасном состоянии дошедшем до наших дней, является Храм царицы Хатшепсут. Он находится в Египте. Год постройки достоверно неизвестен, предположительно тысяча четыреста семьдесят третий год до н. э. Даже сейчас можно сказать, что зодчий, создавший храм – гениален.

Мамертинская темница (Рим)

Мамертинская темница была воздвигнута в Риме недалеко от Капитолийского холма ещё до н. э. – в пятьсот семьдесят восьмом году. Там содержали преступников, причём, многие из них были невиновны. Именно в этой темнице окончили жизнь святые Пётр и Павел.


Пирамида Джоссера в Сакаре

В две тысячи шестьсот пятидесятом году до н. э. в Египте архитектором Имхотепом была построена пирамида Джоссера. Как известно, это самая старая пирамида в Египте и одно из самых древних сооружений мира. Её высота – шестьдесят два метра.


Большой Зимбабве

В Южной Африке старейшим и одновременно самым большим сооружением считается Большой Зимбабве. Это строение появилось в одиннадцатом веке, его население составляло не менее восемнадцати тысяч человек. Учёным неизвестно, по какой причине в пятнадцатом веке Большой Зимбабве оказался заброшенным.

Высота древних руин достигает одиннадцати метров. Все сооружения возведены методом сухой кладки – гранитные плиты уложены рядами. Это удивительно, так как стандартным материалом Африки того периода являлось дерево и глина.


Поселение Скара-Брей

Десять домов, построенных на территории современной Шотландии в две тысячи пятисотом году до н. э. – самые старые сооружения в Европе. Это поселение названо Скара-Брей. Оно находится на островах. Все дома прекрасно сохранились, благодаря чему учёные выяснили, как жили древние люди. Как утверждают исследователи, жилища были неплохо обустроены – в них было водоснабжение, отопление, крытые переходы.


Самые старые здания в России

В России много старых зданий, которые были свидетелями множества исторических событий, пережили ряд эпох, но смогли сохраниться до наших дней. Большинство этих зданий – церкви и монастыри.

Спасо-Преображенский собор (Переяславль-Залесский)

В тысяча сто пятьдесят втором году Юрием Долгоруким была заложена церковь в городе Переяславль-Залесский. Спустя пять лет строительство завершил князь Андрей Боголюбский. Этот белокаменный храм стоит в центре города, являясь его украшением уже более восьмисот лет.


Спасо-Преображенский монастырь (Псков)

В середине двенадцатого века в Пскове в месте, где сливаются река Мирожка и река Великая, был построен мужской монастырь. Он получил название Свято-Преображенского Мирожского монастыря. В соборе всегда много паломников. Их привлекает сохранившаяся там уникальная фресковая стенопись, относящаяся к домонгольской эпохе.


Успенский Княгинин монастырь

В самом начале тринадцатого века во Владимире был возведен монастырь. Его основатель – князь Всеволод Большое Гнездо. Своё название Княгинин монастырь получил за то, что на его строительстве настояла супруга князя Мария Шварновна. Княгини монастырь несколько раз перестраивался, пережил разорение, годы нашествия монголо-татар, но выстоял.


Церковь Бориса и Глеба (село Кидекша)

Рядом с город Суздаль в селе Кидекша находится старинная церковь, охраняемая ЮНЕСКО. Год её строительства – тысяча сто пятьдесят второй. Памятник белокаменного зодчества построен Юрием Долгоруким. Сейчас церковь – часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Самое старое сохранившееся здание в мире

Старейшее строение в мире находится в Бугонском некрополе, который обнаружили во Франции на берегу реки Бугон в первой половине девятнадцатого века. Обширные раскопки проводились там в конце шестидесятых годов прошлого века.

Некрополь составляют пять мегалитических погребальных курганов, относящихся к эпохе неолита. В результате раскопок выяснилось, что самое старое сооружение этого комплекса было построено в четыре тысячи восьмисотом году до н. э.


А самый старый город в России это Дербент. На сайте сайт есть подробная и их истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

иногда, прогуливаясь по старым улицам, осматривая старинные церкви и палаты XVII века мы задаёмся вопросом: «А какой дом самый старый в Москве? Ну то есть абсолютно самый старый?» Ответить на этот вопрос не так то и просто, ведь многие древние дома веками перестраивались, да и установить точное время постройки даже реставраторам не всегда легко. Но, тем не менее попытаемся систематизировать подборку самых старых зданий Москвы по разным параметрам.

Считается самым древним храмом Москвы, хоть сохранился и не полностью. И, соответственно, самым старым зданием Москвы, ибо каменных гражданских зданий тогда почти не строили, по-крайней мере до нашего времени ничего с начала XV века не дошло. А старейшие фортификационные сооружения – это кремлевская стена, уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году. В 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. И, ХХ век храм встретил вот в таком виде: В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959-1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. По сравнению старой фотографии с видом после реконструкции можно судить, что осталось от подлинного храма XV века:

В завершение стоит сказать, что сам Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в конце XIII века. Но, таких древних построек там не сохранилось.

Самое древнее гражданское здание Москвы – грановитая палата в кремле. Годы постройки: 1487 - 1491.

Построена в 1487 - 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку». Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы). Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты. Средняя палата с 1517 года называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 году Столовая изба и Средняя Золотая палата были разобраны. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Современная нам живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 году в соответствии с описью Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. При строительстве в 1838-1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом. Грановитая Палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Самое древнее гражданское здание за пределами кремля – Английский двор в Зарядье. Годы постройки: конец XV – начало XVI века.

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На свое содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра меда. Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией. По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании - конфисковано. После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И.А. Милославский. После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита. В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII-XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и др.). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. Так перестроенный и надстроенный Английский двор выглядел до реставрации 1960-х годов:

В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено, реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968-1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970-1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века. По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.

Самое древнее гражданское здание за пределами Земляного города – путевой дворец Василия III. Годы постройки: конец XVI века.

Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного) обнаружен на Старой Басманной улице (дом 15). Находка стала настоящим научным открытием, ведь ранее считалось, что это красивая легенда, и от прежнего дворца ничего не осталось. Скромный на вид особнячок оказался двойным памятником. Как выяснилось при реставрации, здание послужило основой для возведения Голицынской усадьбы. Сейчас сверху размещается дом Голицынской усадьбы XVIII века. Внутри - путевой дворец, как предполагают историки, отца Ивана Грозного Василия III. Белокаменную кладку конца XVI века обнаружили, когда началась реставрация более поздней - Голицынской части. Планировка дворца сохранилась практически полностью. Историки выяснили, что построили эту своего рода царскую гостиницу на особом месте. Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году, которая, по преданию, спасла Русь от нашествия Тамерлана. К сожалению, исторические памятники пострадали от нашествия непрофессиональных реставраторов. Над обликом дома на Старой Басманной сначала потрудилось время, а потом штукатуры и маляры из ближнего зарубежья. Так здание выглядело до недавней неудачной реставрации:

Внутрь здания попасть невозможно: новые арендаторы царевых палат предпочитают держать двери на замке. Пока бесценные белокаменные своды запечатали гипсокартоном. Реставраторы не теряют оптимизма: владельцы меняются, а здание остается. Есть надежда, что в будущем появится возможность провести еще какие-то работы.

Самое древнее из ныне жилых зданий – палаты Голицыных. Годы постройки – вторая половина XVII века.

Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII - начала XVIII вв составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Во флигелях обнаружены сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид. Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками:

Конкурентом этому зданию до недавнего времени являлись надстроенные палаты Гурьевых, стоявшие в соседнем Потаповском переулке. Тоже жилой дом, но в связи с пожаром 2009 года он был выселен.

Самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Годы постройки: XVI – вторая половина XVII вв.

Высота этого здания действительно впечатляет – мы видим пятиэтажный дом XVI-XVII веков! Четыре этажа, и ещё высокий чердак, который по сути является пятым этажом. Согласно сохранившимся документам, это здание предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцевой стене здания, в свое время богато украшенной, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписанным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальную помещения второго и третьего этажей (своды второго сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени. Конкурентом этому зданию является теремной дворец в Кремле, который по сути тоже 5-этажный, но там всё не так явно, верхние этажи построены в XVII веке на более ранних палатах, и объём его получился ступенчатым, не таким вертикальным, как солодежня.




Top