Никлаус вирт разработал язык программирования. Жизнь и достижения никлауса вирта. Премии и награды

Никлаус Вирт… Это имя в России известно многим. Три с лишним десятилетия назад профессор Вирт создал в далекой Швейцарии язык программирования Паскаль. Казалось бы, одного этого было достаточно, чтобы навечно вписать его имя в летопись компьютерных наук. Но в жизни нередко бывает так, что признание и известность получают далеко не самые лучшие и не самые совершенные творения. Вот и в случае с Паскалем мы видим лишь вершину айсберга, а большая часть творчества Вирта до сих пор для многих остается неизвестной.

Никлаус Вирт родился 15 февраля 1934 г. в небольшом городке Винтертуре, в предместье Цюриха. Родился Никлаус в семье Уолтера и Хедвиг Вирт. Он жил неподалеку от школы, где преподавал его отец. В их доме была хорошая библиотека, где Вирт находил немало интересных книг про железные дороги, турбины и телеграф.

Небольшой городок Винтертур имеет многовековую историю и славится своими машиностроением: там выпускаются локомотивы и дизельные двигатели. С детских лет Вирт увлекался техником, особенно авиамоделированием. Он буквально грезил небом. Но для запуска ракет нужно было получать топливо, и потому он занялся химией. Юный Вирт оборудовал в подвале школы "секретную" лабораторию. Ничто не могло его остановить: однажды сделанная им модель отклонилась от заданной траектории и угодила под ноги директору школы. Однако Вирт все равно продолжал упорно идти к намеченной цели.

Спустя несколько десятилетий Никлаусу Вирту, как и Кену Томпсону, автору UNIX, довелось полетать на МИГе с военного аэродрома в Кубинке, что находится под Москвой. Сбылась его заветная мечта. Лучше всего мотивацию профессионального творчества Вирта раскрыл его коллега по Стэнфордскому университету (США), профессор Дональд Кнут: "Вирт всегда хотел создавать аэропланы, и ему нужен был самый лучший инструментарий. Вот почему он проектировал много компьютерных языков и микрокомпьютеров..."

От строительства моделей Никлаус довольно быстро перешел к разработке их дистанционного управления. Когда ему исполнилось 18 лет, то он с еще двумя цюрихскими авиамоделистами получили из Англии желанную радиоаппаратуру. Это предопределило его дальнейшую судьбу – в 1954 г. Вирт поступил на факультет электроники в цюрихский ETH (Eidgenoessische Technische Hochschule, Швейцарский федеральный технологический институт). После четырех лет обучения Вирт получил степень бакалавра в области электротехники. А затем начинается славное десятилетнее заокеанское научное "турне" будущего "отца Паскаля" и "короля компиляторов" по маршруту Швейцария – Канада – США – Швейцария.

Свое обучение Вирт продолжил в Лавальском университете г. Квебека (Канада), где в 1960 г. получил степень магистра. Затем его пригласили в университет Калифорнии в Беркли (США) – будущую жемчужину Кремниевой долины. Там под руководством профессора Хаски в 1963 г. Никлаус Вирт защитил диссертацию, посвященную развитию Алгола средствами Лиспа (язык Euler). Эта работа в буквальном смысле дала ему путевку в жизнь: Вирта приметили мэтры программирования и пригласили в Комитет IFIP по стандартизации Алгола. Та школа не прошла даром: на всю жизнь Вирт запомнил, что доказывать свою правоту нужно делом, особенно когда тебя не хотят слышать. В разработке языков он навсегда отказался от абстрактно-научного подхода в пользу математически инженерного. По его словам, лучше сначала реализовать язык и лишь потом следует о нем писать.

С 1963 по 1967 гг. Вирт работал доцентом (assistant professor) в Стэнфордском университете и в 1967 г. вернулся в этом звании в университет Цюриха. А в 1968 г. он получил в ETH звание профессора компьютерных наук и начал возводить на родине свой "швейцарский" Стэнфорд. Двадцатилетие с 1969 по 1989 гг. было, пожалуй, самым плодотворным периодом в жизни Вирта (табл. 1). Он продолжал строить свою школу, уделяя немало времени организационной деятельности. C 1982 по 1984 гг. (а потом и с 1988 по 1990 гг.) Вирт возглавлял в ETH факультет компьютерных наук, а с 1990 г. руководил Институтом компьютерных систем (Institute of Computer Systems) при ETH. На пенсию профессор Вирт ушел 1 апреля 1999 г. по достижении 65-летнего возраста.

Три друга-единомышленника: Хоар, Дейкстра и Вирт

Романтические 1960-е годы положили начало дружбе трех патриархов структурного программирования – голландца Эдсгера Дейкстры, англичанина Энтони Хоара и швейцарца Никлауса Вирта. Этих "нобелевских" лауреатов (премия Тьюринга, присуждаемая ассоциацией ACM, вручается раз в жизни и приравнивается в компьютерных науках к Нобелевской) сблизили не столько абстракции компьютерных наук, сколько четкая профессиональная позиция.

Эдсгер Дейкстра (Нидерланды, Эйндховенский технологический университет). Из речи при вручении премии Тьюринга (Бостон, США, 14 августа 1972 г.).

Когда компьютеров еще не было, то программирование не составляло никакой проблемы. Когда у нас появилось несколько маломощных компьютеров, то программирование стало проблемой средней сложности. Теперь же, когда мы располагаем гигантскими компьютерами, то и программирование превращается в гигантскую проблему.

Энтони Хоар (Великобритания, Оксфордский университет). Из речи при вручении премии Тьюринга (Нэшвилл, США, 27 октября 1980 г.).

Почти все в программном обеспечении может быть реализовано, продано и даже использовано, если проявить достаточную настойчивость… Но существует одно качество, которое нельзя купить, – это надежность. Цена надежности – погоня за крайней простотой. Это цена, которую очень богатому труднее всего заплатить.

Никлаус Вирт (Швейцария, Швейцарский Федеральный технологический институт). Из речи при вручении премии Тьюринга (Сан-Франциско, США, октябрь 1984 г.).

Мы живем в сложном мире и стараемся решать сложные по своей сути проблемы, которые зачастую для своего решения требуют сложных устройств. Однако это не значит, что мы не должны найти элегантные решения, убеждающие своей ясностью и эффективностью. Простые элегантные решения более эффективны, но найти их труднее, чем сложные, и для этого требуется больше времени.

Самым известным достижением профессора Вирта считается язык Паскаль (1970). Безусловно, многие об этом языке слышали и знают его. Паскаль сыграл огромную роль в области формирования мировоззрения нескольких поколений программистов. Главное его достоинство в простоте и элегантности: он построен на четких принципах структурного программирования, сформулированных Эдсгером Дейкстрой, на красивой математической базе, заложенной Энтони Хоаром, и на блестящем архитектурном воплощении идей Algol-W, реализованных Никлаусом Виртом. С технологической точки зрения, Паскаль был интересен не только тем, что его компилятор, созданный в ETH, стал одной из первых реализаций языков высокого уровня на самом себе, примерно на два года опередив компилятор Си. В ходе работ над ним в 1973 г. была придумана абстрактная Pascal-машина (P-машина), исполняющая специальный P-код. Чтобы решить проблему переноса компилятора Паскаля на разные платформы, Вирт решил воспользоваться испытанными временем методами интерпретации. Из наиболее известных решений, предшествовавших P-коду, можно назвать реализацию языка Snobol-4 (Р. Грисуолд, 1967), где в качестве кода абстрактной машины использовался язык SIL (System Implementation Language).

Как известно, введение виртуальной (абстрактной) машины Java преподносилось ее разработчиками из Sun Labs едва ли как не фундаментальное открытие в практике языков программирования. Один из учеников Вирта, Михаэль Франц, заметил по этому поводу следующее: "Переносимость Java основана на наличии виртуальной машины, позволяющей легко имитировать большое число архитектур. Идея виртуальной машины была очень популярна уже более двадцати лет назад, хотя впоследствии о ней забыли. Тогда речь шла о Pascal-P – созданной в ETH реализации Паскаля, которая сыграла решающую роль в распространении этого языка. Интересно, что виртуальные машины для Паскаля и Java весьма схожи по архитектурe..."

Идеи P-кода нашли применение не только в платформах Java и NET, не только в других языках и машинах баз данных, но и в реализации аппаратных средств. Например, для непосредственного исполнения P-кода в Western Digital в 1979 г. был разработан специальный набор WD9000 PEngine. В Стэнфордском университете в 1980 г. был создан экспериментальный процессор POMP. Появившаяся в 1978 г. коммерческая реализация Паскаля – UCSD Pascal стала еще более известной, и многие забыли, где же впервые возникли P-код и P-машина. Вот что говорит об этом Вирт: "После того как стало известно о существовании Паскаля, несколько человек попросили нас помочь в его реализации на различных машинах, подчеркивая, что они намерены использовать его для обучения и что быстродействие для них не имеет первостепенного значения. После этого мы решили создать версию компилятора, которая генерировала бы код для машины нашей собственной конструкции. Позднее этот код стал известен как P-код... Pascal- P оказался исключительно удачным языком для распространения среди большого числа пользователей. И если бы у нас хватило мудрости предвидеть масштабы такого развития событий, то мы приложили бы больше усилий и тщательности при разработке и документировании P-кода".

Язык Паскаль многими воспринимался прежде всего как язык для преподавания компьютерных наук. Но сам Вирт не согласен с таким заведомым сужением его потенциала (1984): "Утверждалось, что Паскаль был разработан в качестве языка для обучения. Хотя это утверждение справедливо, но его использование при обучении не являлось единственной целью. На самом деле я не верю в успешность применения во время обучения таких инструментов и методик, которые нельзя использовать при решении каких-то практических задач. По сегодняшним меркам Паскаль обладал явными недостатками при программировании больших систем, но 15 лет назад он представлял собой разумный компромисс между тем, что было желательно, и тем, что было эффективно".

Да, этот язык был далеко не идеальный. В свое время Брайан Керниган, известный популяризатор языка Си, соавтор классического руководства по Си (K&R), написал критическую статью "Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования". Если с ней внимательно ознакомиться, то можно решить, что Никлаус Вирт сделал из нее правильные выводы и в языке Modula-2 (1980) под воздействием статьи устранил многие изъяны канонического Паскаля. Однако следует иметь в виду одно немаловажное обстоятельство. Наделавшая шума работа Кернигана была написана 2 апреля 1981 г., т.е. через два года (!) после реализации группой Вирта в ETH первого компилятора Modula-2 и через год после выпуска аппаратной реализации Modula-2 – персонального компьютера Lilith. В апреле 1993 г. на Конференции ACM по истории языков программирования Вирт в ответ на вопрос одного из своих коллег поставил языку Modula-2 оценку "6 баллов" (наивысшая оценка в школах Швейцарии).

Язык Modula-2 был не только компактной и эффективной альтернативой языку Ada, он намного опережал те реализации идей модульного программирования, которые лишь спустя годы и в гораздо менее продуманном виде нашли свое отражение в Turbo Pascal и Delphi. Знаменитая операционная система OS/400 для IBM AS/400 была реализована на Modula-2. Центр системных исследований корпорации Digital (DEC Systems Research Center) взял этот язык в качестве основы реализации своих внутренних проектов, создав впоследствии язык Modula-3.

Компьютерная индустрия отставала от работ Вирта как минимум на 5–7 лет. В том же 1979 г. (когда появился первый компилятор Modula-2 на компьютере PDP-11 в среде RT-11) намного уступавший Lilith легендарный компьютер Apple II только-только обрел компилятор Apple Pascal, ориентированный на UCSD-реализацию Паскаля. До появления первого скромного Turbo Pascal Андерса Хейльсберга оставалось целых четыре года! Что касается компьютера Lilith, то он стал первым компьютером в Европе, который полноценно использовал возможности лазерной печати. Впоследствии Вирт с грустью говорил о том, что с проектом Lilith швейцарская промышленность упустила свой уникальный шанс.

Подлинной жемчужиной творчества Вирта стал проект Oberon (1988). Созданная почти два десятилетия назад система Oberon (Oberon System, http://www.oberon.ethz.ch/) играет в наши дни приблизительно ту же роль, что в начале 1980-х годов играли проекты Alto и Xerox Star знаменитого центра Xerox PARC, откуда взяли начало современные персональные компьютеры и текстовые редакторы. Для таких корпораций, как Microsoft, IBM и Sun Microsystems, проект Oberon стал источником плодотворных идей, среди которых можно выделить документоориентированный интерфейс, браузеры, промышленные языки разработки ПО (Java и C#), машинно-независимый мобильный код (JVM и.NET CLR), аплеты, компонентное ПО, динамическую компиляцию (JIT, AOC, DAC), смарт-теги, веб-службы и др.

Сейчас это кажется невероятным, но чтобы перекомпилировать операционную систему Oberon и компилятор Oberon, требовалось в общей сложности всего 15 секунд! И это на оборудовании начала 1990-х годов!

Михаэль Франц в феврале 1994 г. защитил в ETH диссертацию, которая называлась "Динамическая кодогенерация – ключ к переносимому программному обеспечению". В ней были четко обозначены проблемы виртуальных машин и предложен крайне простой и довольно необычный подход к достижению переносимости. В диссертации Франца не только подробно разбирался принцип формирования и хранения промежуточного представления, но и делался вывод о том, что для подобного класса языков он остается практически неизменным. Другими словами, для языка Java этот принцип вполне подходил. Кстати, понятие applet тоже фигурировало в работах Франца. Через год после появления Java Михаэль Франц к лету 1996 г. подготовил среду под названием Juice, выполненную в виде подключаемого модуля для браузеров Netscape и Microsoft. Модуль состоял из компактного варианта ОС Oberon и полнофункционального компилятора Oberon, размер которых (в Oberon-формате) в общей сложности составляет всего лишь 100 Кбайт. В марте 1994 г. Михаэль Франц сделал в Sun Labs несколько докладов, и к весне того же года Билл Джой (вице-президент Sun и идеолог проекта создания Java) уже имел на руках всю необходимую информацию, включая и диссертацию Франца. Джой стал одним из первых обладателей лицензии на ETH Oberon. В июне 1994 г. Биллу Джою пришла в голову (а вот как это произошло, история стыдливо умалчивает) идея переориентировать язык Oak Джеймса Гослинга на иные задачи – создание компактной ОС. В пожарном порядке был сверстан проект, который получил название LiveOak. Все это необходимо учитывать при взгляде на нынешние проблемы Java.

Мир промышленного программирования полон избыточной сложности. В результате такие критерии, как простота (наглядность исходных текстов), надежность, компактность программ и эффективность исполняемого кода, теперь заменяются на один главный критерий – скорость реализации идей. А это неизбежно ведет к резкому снижению влияния самого языка и возрастанию роли инструментальной среды, которой подчас вообще все равно, чем оперировать, и прежде всего ее возможностей визуализации. Как точно отмечает Никлаус Вирт, "постоянный недостаток времени – вот, вероятно, первейшая причина, приводящая к появлению громоздкого программного обеспечения". Приоритет времени разработки в общем-то понятен: человеческие ресурсы нынче стоят значительно выше, чем аппаратные. Но не теряем ли мы по дороге то ценное, что вернуть потом будет крайне тяжело?

Мы живем в эпоху торжества безумной технологической гонки и надуманной сложности. Всю свою жизнь Никлаус Вирт посвятил борьбе с этими пагубными явлениями, но его не слышат или не хотят слышать. "Крайнюю степень ума, – писал Блез Паскаль, – обвиняют в безумии точно так же, как полное отсутствие ума. Хороша только посредственность".

P.S. Материал взят из статьи Руслана Богатырева "Никлаус Вирт – патриарх надежного программирования".

Николай Евгеньевич Вирта

Николай Вирта. 1939 год.

Вирта Николай Евгеньевич (1906-1976). Советский писатель, драматург. Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Родился в с. Большая Лазовка близ Тамбова в семье приходского священника. Отца расстреляли как сторонника Антонова.1) После окончания школы Николай был пастухом, писарем в сельсовете. С 1923 г. работал репортером, журналистом, ответственным секретарем в различных областных и краевых газетах и на радио. Во время Великой Отечественной войны - военный корреспондент. Член Союза писателей СССР.

Вирта был награжден орденом Ленина (1939) и стал четырежды лауреатом Сталинской премии: в 1941 г. - за роман «Одиночество», в 1948 г. - за пьесу «Хлеб наш насущный», в 1949 г. - за пьесу «Заговор обреченных», в 1950 г. - за киносценарий «Сталинградская битва».

В творческой биографии Вирты есть совершенно уникальный сюжет, непосредственно связанный с именем Сталина. А. Ваксберг рассказывает: «После стольких лет гонений и травли Сталин вдруг в 1943 г. вспомнил о церкви. Решил привлечь, поддержать. Патриотическая позиция церкви и ее влияние на значительную часть населения в военных условиях могли пригодиться. Для начала было разрешено ограниченным тиражом издать Библию. Организацию и надзор Сталин поручил Молотову. Тот передоверил Вышинскому.

Пустить это дело на самотек было нельзя, отправить Библию в цензуру ни Молотов, ни Вышинский (даже они!) не решились. Трудно сказать, кому из них пришла в голову мысль найти чрезвычайного цензора, для этой (и только для этой) работы подобранного. Облечь его полным доверием. Возложить почетную миссию проштудировать Библию, вылавливая сомнительный текст, наносящий урон советской власти. При особой необходимости отредактировать, сделать купюры. Благо, не привыкать...

Так или иначе, мысль эта пришла, и цензор со специальными полномочиями явился по вызову к академику в его кабинет на Кузнецком мосту.

Это был известный писатель Николай Вирта, совсем недавно еще травимый как „антоновец", а потом вдруг обласканный, отмеченный

Сталинской премией, удостоенный похвальных рецензий: Сталину понравился его роман „Одиночество", как понравились (причуды тирана!) булгаковские „Дни Турбиных" и пастернаковские переводы из грузинских поэтов.

Впоследствии Вирта рассказывал, что предложение стать цензором и редактором Библии повергло его в смятение. Но и отказаться было бы самоубийством. К тому же Вышинский изложил поручение так: „Задание товарища Сталина и личная просьба самого митрополита Сергия", который был тогда местоблюстителем патриаршего престола. Попробуй - откажись...

Вирта взялся за работу. Наконец-то представилась возможность спокойно, не торопясь, прочитать Великую, Книгу. Увы, насладиться мыслью, поэзией, духом было ему не дано: ведь читал он не для души - искал „крамолу" - нежелательные «намеки», аллюзии, ассоциации...

С особым старанием отыскивал портретные черты: вдруг, к примеру, появится где-то человек с усами - не воспримет ли это читатель, наш простой советский читатель, не воспримет ли он „усы" как-то не так? „В современном ключе"...

Митрополит, „по просьбе" которого Вирта взялся за эту работу, узнав, что тот намерен редактировать Библию, пришел в смятение, но деваться было некуда - разве что ждать. По счастью, цензор-редактор крамолы в Библии не нашел, издание разрешил и явился к Вышинскому доложить об исполненном поручении.

Через несколько лет Вирта снова получит Сталинскую премию. Потом подряд - еще и еще. И каждый раз Вышинский исправно поздравит его "с заслуженно высокой наградой". И Молотов - тоже» (Вакс-берг А. Царица доказательств. М., 1992. С. 257-258).

Примечания

1) А.С. Антонов (1855-1922) - руководитель антибольшевистского восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской губерниях (1920-1921), недовольных политикой «военного коммунизма». Восстание было жестоко подавлено частями Красной Армии под командованием М.Н. Тухачевского.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Прозаик и драматург XX века

Вирта Николай Евгеньевич (настоящая фамилия Карельский; псевдоним Артём) - прозаик, драматург.

Родился в семье сельского священника.

С 1911 семья надолго осела в с. Большая Лазовка, которое по ошибке указывается как место рождения Вирта и которое фигурирует в романах Вирта под названием Дворики. В «автобиографической повести» «Как это было и как это есть» (1973) Вирта счел необходимым подчеркнуть: «Никакого особенного религиозного воспитания в доме мы не получали; в церковь могли ходить, а могли и не ходить, посты соблюдать и не соблюдать» (СС. Т.4. С.357). С детских лет Вирта приобщился к крестьянскому труду, работая в поле, в огороде и в саду. Первоначальное образование получил в Большелазовской школе.

Октябрьскую революцию будущий писатель воспринимал как освобождение от вековой нужды и отсталости. Вирта рано лишился родителей: они были расстреляны, по некоторым данным, в 1921. В Большой Лазовке началась его трудовая биография: был пастухом, работал писарем в сельском совете и т.п.

В 1921-22 Вирта был учителем по ликвидации неграмотности в 263-м Кунгурском полку 30-й дивизии.

Перебравшись вскоре в Тамбов, Вирта в 1923 начинает репортерскую деятельность в газете «Тамбовская правда», где его наставником был журналист Г.И.Осетров, в числе первых заметивший литературное дарование юноши. Первые рассказы Вирта, построенные на деревенском материале, были напечатаны в литературном приложении к газете «Тамбовская правда». Тогда и появился псевдоним - Вирта (название небольшой северной реки, этим псевдонимом он отдал дань уважения своим далеким предкам).

Вирта позже работал в газетах Костромы, Махачкалы, Саратова; на страницах костромского журнала «Ледокол» появился рассказ Вирта о борьбе с антоновщиной; летом 1928 в молодежной газете «Смена» были напечатаны (за подписью Н.Карельский) главы первого романа Вирта «Тайна заброшенной хижины».

В 1930 Вирта переезжает в Москву, где сотрудничает в газетах «Вечерняя Москва», «Труд» и «Электрозавод»; увлеченно работал в ТРАМе (театре рабочей молодежи), выступая и автором ряда пьес, и актером, и режиссером, и директором. Широкую известность Вирта принес роман «Одиночество» (1935), посвященный событиям, развернувшимся на Тамбовщине в годы Гражданской войны (борьба с антоновщиной).

В 1930-е роман «Одиночество» выдержал 12 изданий. Успех «Одиночества» был предопределен синтезом исторической достоверности и психологической глубины. В главном герое романа - Петре Сторожеве (Вирта хорошо знал человека, ставшего его прототипом) - читатели и критики усматривали некоторое сходство с Григорием Мелеховым из эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон».

В 1941 за роман «Одиночество» писатель был удостоен Сталинской премии 2-й степени. По мотивам романа Вирта написал трагедию «Земля» (1937), которая с успехом шла на сцене МХАТа.

В 1957 Вирта подготовил новую редакцию «Одиночества», где под влиянием времени были несколько изменены социально-психологические акценты и мотивировки. Сюжет романа «Одиночество» послужил основой оперы Т.Н.Хренникова «В бурю» (1939; 2-я ред. 1952).

Второй роман Вирта «Закономерность» (1937), сюжетно связанный с «Одиночеством», оказался менее удачным. Рецензия А.С.Макаренко называлась «Закономерная неудача» (Литературная газета. 1937. №47. 10 авг. С.3). Не понравилась «Закономерность» и М.А.Шолохову (см. об этом: Эйдельман Я. Оправдать доверие многомиллионных масс: Беседа с Михаилом Шолоховым // Литературная газета. 1937. №56. 15 окт. С.1). В романе «Закономерность» повествуется о жизни и делахмолодых людей губернского г.Верхнереченска - выходцев из зажиточных, интеллигентских семей, об их трудном пути в революцию. Здесь получил материализацию тезис И.В.Сталина о том, что по мере строительства социализма классовая борьба в обществе обостряется.

Уже в довоенную пору Вирта заявил о себе как о талантливом драматурге: трагедия «Земля», пьеса «Заговор» (1938), комедия «Клевета, или Безумные дни Антона Ивановича» (1939), пьеса «В старой фактории» (1940) не остались не замеченными читателями и зрителями конца 1930-х.

За свою активную и плодотворную литературную деятельность Вирта был награжден в 1939 орденом Ленина.

В период финской кампании (1939-40) и в годы Великой Отечественной войны Вирта был военным корреспондентом «Правды», «Известий» и «Красной звезды». Писатель побывал на многих фронтах, своими глазами видел оборону Мурманска, осажденный Ленинград и Сталинградскую битву. Кроме статей, очерков, корреспонденции и репортажей, из-под пера Вирта в военные годы выходят и драматургические произведения: «Мой друг полковник»(1942), «Солдатские женки» (1943),«Солдаты Сталинграда» (1944).

Вскоре после войны Вирта пишет сценарий художественно-документального фильма «Сталинградская битва» (1947), за который получил в 1950 Сталинскую премию 1-й степени. И на литературном сценарии, и на снятом в 1949 на его основе 2-серийном фильме сказалось влияние культа личности Сталина, о чем, однако, критики заговорили лишь после 1953. Из сценария «Сталинградская битва» писатель сделал пьесу (драматическую хронику) «Великие дни» (1947), шедшую в некоторых театрах.

По окончании войны Вирта часто обращается к сельской теме, которая была близка ему с самого начала его творческой биографии. Пьеса «Хлеб наш насущный» (1947) посвящена жизни колхозной деревни, в основе ее конфликта - борьба передовых колхозников против расхитителей общественной собственности, борьба двух типов сознания. За эту пьесу в 1948 Вирта был удостоен Сталинской премии 2-й степени.

В 1951 Вирта издает большой роман «Вечерний звон», работу над которым он начал еще в 1939 и продолжал урывками в годы войны. Роман повествует о жизни крестьян д.Дворики в конце XIX - начале XX в., о начале революционной борьбы на Тамбовщине. «Вечерний звон» предвосхищает события, которые были изображены Вирта в романе «Одиночество». Здесь читатель вновь встречается с семьей Сторожевых. Романом «Вечерний звон», характеризующимся широким охватом событий и людских судеб, открывается трилогия, запечатлевшая историю семьи Луки Лукича Сторожева и его потомков («Одиночество», «Закономерность»). На «Вечерний звон» писатель смотрел как на начало задуманного им цикла из 6 романов, воссоздающих народную жизнь на протяжении длительного исторического периода - от конца XIX в. до современности. Известно также, что Вирта мечтал написать 2-ю часть романа «Одиночество».

Не расставался Вирта и с драматургией: в первые послевоенные годы им написаны пьесы «Заговор обреченных» («В одной стране») (1948; сталинская премия 1-й степени в 1949), «Три года спустя» (1952) - продолжение «Заговора обреченных», литературный сценарий «Тихий угол» (1952), комедия «Гибель Помпеева» (1953, новая литературная редакция) и др.

Проза и драматургия В. 1930-х - начала 1950-х отвечали идейным и эстетическим требованиям сталинской эпохи, с ее культом личности Сталина и «теорией бесконфликтности». Выступления Вирта по вопросам литературы и искусства также свидетельствуют о том, что он был едва ли не добровольным пленником и заложником своего сложного времени. После смерти Сталина положение Вирта, обладателя четырех Сталинских премий, резко изменилось к худшему.

В 1954 Вирта был исключен из СП СССР за то, что, как утверждалось, на своей подмосковной даче вел привилегированный образ жизни. Однако у В. хватило сил для того, чтобы устоять на ногах.

В 1956 он, судя по всему, был восстановлен в Союзе Писателей. После XX съезда КПСС начался новый этап в творчестве Вирта, не прекращавшего работать даже в самые тяжелые для него дни.

В романе «Крутые Горы» (1956) Вирта стремился отразить те перемены, которые произошли в жизни колхозного крестьянства после XX съезда КПСС. Примечательно, что свои «картины сельской жизни» Вирта писал после длительного пребывания в с.Горелое. Многие действующие лица произведения срисованы с натуры. На материале романа «Крутые Горы» Вирта создал пьесу «Дали-дальние, неоглядные...» (1957).

В 1960 Вирта опубликовал роман «Степь да степь кругом...» (др. название «Возвращенная земля»), который посвящен освоению целинных земель Казахстана. Романом «Быстробегущие дни» (1964) писатель откликнулся на острые споры, развернувшиеся по поводу проекта канала Иртыш-Караганда.

В конце 1950-х - начале 1960-х Вирта не раз напоминал о себе как о плодовитом драматурге: в этот период им были написаны такие пьесы, как «Летом небо высокое», «Три камня веры» (обе - 1959), «Желанная» (1961), «Кружатся, кружатся ветры.» (1963), «Секреты фирмы "Клеменс и сын"» (1964) и др. Судьба обширного и разнопланового драматургического наследия В. оказалась сложной: значительная часть драматургических произведений Вирта так и осталась невостребованной.

С конца 1950-х Вирта довольно часто обращался к жанру повести: «Наша Берта» (1959), «Жизнеописание Остапа Чуба, составленное с его слов и со слов его достопочтенной супруги и опубликованное для всеобщего сведения, а также в назидание потомству» (1960), «Призрак покидает Зеленый холм» (1964), «Тех лет глубокие следы» (1970), «Кольцо Луизы» (1971), «Ваши радиограммы подтверждены боями... (По следам одного подвига)», «Побег», «Скала» (все - 1973) и др.

Известен Вирта и как талантливый рассказчик. Небольшие сборники его рассказов выходили начиная со второй половины 1930-х. Некоторые из рассказов и «маленьких повестей» Вирта сохраняют свою художественную ценность и по настоящее время: «На проезжей дороге», «Старый Андриян», «Вечерние тени» (все - 1947), «Обходчик» (1969), «Воодушевленный Егор» (1974) и др. Вирта писал также юмористические рассказы и рассказы и повести для детей. Перу Вирта принадлежат многочисленные очерки и статьи, а также ряд киносценариев.

В течение многих лет Вирта работал над романом-хроникой «Черная ночь», две книги которого были опубликованы после смерти писателя, в начале 1990-х (Кн.1. Молодая гвардия. 1990. № 6,7; Кн.2. Там же. 1991. №7-9). Своеобразными ступенями к этому большому хроникальному произведению стали очерк «Как был взят в плен Паулюс» (1943) и повесть «Катастрофа» (1962), в которой «на фоне действительных событий прослеживались зигзаги души и пути человека (фельдмаршала Паулюса.- П. 5.), слишком поздно понявшего гибельность и преступность дела, которому он верой и правдой служил до часа пленения» (СС. Т.4. С.10). Роман-хроника «Черная ночь» рассказывает о Гитлере, нацизме и движении общеевропейского Сопротивления. Он остался незавершенным. Судя по опубликованным частям, это крупное произведение Вирта обещало быть основательным и значительным.

В богатом архиве писателя, который находится у его вдовы, хранится еще немало неопубликованных рукописей.

Жизнь и творчество Вирта многими нитями связаны с тамбовской землей. Свою «автобиографическую повесть» «Как это было и как это есть» писатель не случайно завершил словами признания в любви к Тамбову.

Основные произведения Вирта переведены на многие иностранные языки.

Л.В.Бекедин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 390-393.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

"Роман-газета", 1939 г., №№ 7 (171) - 9 (173). Вирта Н. . Закономерность. Роман.

СС: в 4 т. / сост. Т.А.Вирты; вступ. статья И.Л.Гринберга. М., 1980-82.;

Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья И.Л.Гринберга. М., 1973;

Пьесы. М., 1950;

Ответы на анкету «Как мы пишем» // Вопросы литературы. 1962. №7. С.164-167;

Литература:

Кин В.П. Талантливая книга // Новый мир. 1936. №7. С.234-238;

Николай Евгеньевич Вирта / сост. В.М.Акимов // Русские советские писатели. Прозаики. Л., 1959. Т.1. Библиографический указатель. С. 346-374;

Емельянов Б. Парадоксы Николая Вирты // Театр. 1962. №5. С.66-70;

Захаркин А. О романе Н.Вирты «Закономерность» // Вирта Н.Е. Закономерность. М., 1972. С.436-440;

Вирта Н.Е. 70 лет со дня рождения // Календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области на 1976 год. Тамбов, 1975. С.24-26;

Николай Вирта: К 70-летию со дня рождения: сб. Тамбов, 1976;

Гринберг И.Л. Труд и вдохновение. М., 1983. С.248-261;

Караваев В. Последний роман Николая Вирты // Молодая гвардия. 1990. №6. С.67-69.

Поступил на факультет электроники Швейцарского федерального технологического института (ETH) в Цюрихе , где за четыре года получил степень бакалавра по электротехнике. Продолжил обучение в Лавальском университете (Квебек , Канада), в 1960 году получил степень магистра . Затем был приглашён в университет Калифорнии в Беркли (США), где в 1963 году , под руководством профессора Хаски, защитил диссертацию, темой которой стал язык программирования Эйлер (Euler) - расширение Алгола средствами языка Лисп .

Диссертация Вирта была замечена сообществом разработчиков языков программирования, и в том же 1963 году он был приглашён в Комитет по стандартизации Алгола IFIP (Международной федерации информатики), который разрабатывал новый стандарт языка Алгол, впоследствии ставший Алголом-68 . Вместе с Чарльзом Хоаром Вирт отстаивал в комитете линию на разработку умеренно модифицированной версии Алгола, свободной от недостатков исходного языка и дополненной минимумом действительно необходимых средств. Вирт и Хоар представили комитету язык Algol-W (W - от Wirth), представлявший собой именно такую переработку Алгола, но поддержки не встретили. По завершении работы комитета в 1968 году Вирт вошёл в число тех, кто критиковал Алгол-68, говоря о его недостаточной надёжности и чрезвычайной избыточности. Параллельно, с по годы Вирт работал ассистентом в Стэнфордском университете , США . Вместе с Джимом Уэльсом разработал и реализовал язык PL/360, предназначеннвый для программирования на платформе IBM/360 - алголоподобный язык, в который был введён ряд системно-зависимых возможностей, связанных с архитектурой IBM/360.

Премии и награды

  • IEEE Emanuel Piore Award (1983)
  • ACM Turing Award (Премия Тьюринга) (1984)
  • ACM Award for Outstanding Contributions to Computer Science Education (1987, 1989)
  • IEEE Computer Pioneer (1988)
  • Prix Max Petitpierre (1989)
  • IBM Europe Science and Technology Prize (1989)
  • Marcel Benoit Prize (1990)
  • Orden Pour le Merite (1996)
  • Leonardo da Vinci Medal (1999)
  • ACM Outstanding Research Award in Software Engineering (1999).

Достижения

Вирт разработал или участвовал в разработке языков программирования: Euler, Algol-W, PL/360, Pascal, Modula, Modula-2, Oberon, Oberon-2, Component Pascal. Наиболее известная его разработка, безусловно - язык программирования Паскаль, оказавший огромное влияние на несколько поколений программистов и ставший базой для создания большого числа языков программирования. Ещё одна фундаментальная работа, участником которой стал Вирт - разработка технологии структурного программирования , ставшая в программировании, безусловно, самой сильной формализацией как минимум 1970-х - 1980-х годов. Эта технология разработана, обоснована и внедрена в жизнь всего тремя выдающимися людьми - Виртом, Дейкстрой и Хоаром.

Комментаторы не раз отмечали, что идеи Вирта зачастую опережали развитие компьютерной индустрии на годы, иногда - на десятилетия. Разработанная в начале 1970-х система Pascal-P, предполагающая компиляцию программ на Паскале в универсальный «пи-код» и реализацию на любой платформе интерпретатора пи-кода (одна из известных её реализаций - UCSD-Pascal Университета Сан-Диего), которая позволяла с минимальными затратами переносить Паскаль-системы на новые аппаратные платформы, более чем на два десятилетия опередила идеи интерпретатора промежуточного кода, реализованные в системах, поддерживающих исполнение программ на языке.NET. Идея совмещения системы программирования со сборщиком мусора, освобождающим программиста от необходимости отслеживать время жизни объектов, динамически размещённых в памяти, была реализована в 1988 году в языке и операционной системе Оберон. Обе эти идеи были использованы (и широко разрекламированы как абсолютно новое слово в технологии и небывалое достижение!) американскими разработчиками тех же Java и.NET во второй половине 1990-х годов.

Научные принципы

Возможно, одним из наиболее точных выражений принципов, которых придерживается Вирт в разработке всех своих проектов, является фраза Эйнштейна, вынесенная в эпиграф к «Сообщению о языке Оберон»: «Делай просто, насколько возможно, но не проще этого». Во всех его работах прослеживается изначальная ориентированность на реализацию наиболее эффективного решения конкретной инженерной задачи на базе гарантированно работающего, математически обоснованного инструментария. Вирт твёрдо стоит на том, что программирование должно быть нормальной инженерной дисциплиной, гарантирующей достаточный уровень надёжности своих разработок. Достижение же надёжности возможно, по Вирту, только одним способом: максимально возможным упрощением и самих систем, и инструментов, которые используются для их создания. В соответствии с этим принципом языки и системы программирования, разрабатываемые Виртом, всегда были образцом «разумной достаточности», даже своего рода аскетичности - в них предусматривалось только то, без чего нельзя обойтись.

Даже расширение существующих языков и систем всегда сопровождалось упрощением. По подсчётам, опубликованным в статье Сергея Свердлова «Арифметика синтаксиса» , «линия Вирта», как он её назвал - линейка языков, включающая Паскаль, Модулу-2, Оберон и Оберон2 - это единственный пример «генетической линии» языков-потомков Алгола-60, в которой сложность языка, определённая как количество лексем в его описании, стабильно снижалась и в настоящее время оказывается ниже, чем у общего «прародителя» - Алгола-60. Все языки «линии Вирта» проще Алгола-60, и каждый следующий язык в этой линии проще предыдущего. В то же время Ада более чем вдвое сложнее своего предшественника - Паскаля, C++ приблизительно в 1,7 раза сложнее Си, а в линейке Паскаль - Турбо Паскаль разных версий - Object Pascal сложность экспоненциально растёт от версии к версии.

Вирт часто критикует «американский подход» к разработке средств программирования, в котором маркетинговые соображения превалируют над требованиями математической стройности и гарантированной надёжности, и каждое новое модное поветрие сопровождается некритичным внесением в языки программирования новых синтаксических элементов. Это приводит к неправильной оценке роли некоторых идей и, в конечном итоге, к неправильной расстановке приоритетов в разработке ПО. В частности, говоря об ООП , Вирт неоднократно отмечал, что оно является достаточно тривиальным расширением того же структурного подхода, сдобренным новой терминологией, и вряд ли может претендовать на звание «революционной методологии программирования». Известно ехидное замечание Вирта по поводу привычки американцев к антропоцентризму в терминологии: «Они называют расширение типа „наследованием“, но, вообще-то, наследство обычно переходит к потомку только тогда, когда предок умирает».

Ещё один принцип, которым всегда руководствовался Вирт, можно сформулировать так: «Инструмент должен соответствовать задаче. Если инструмент не соответствует задаче, нужно придумать новый, который бы ей соответствовал, а не пытаться приспособить уже имеющийся». Он не приветствует разработку «языков, универсальных вообще». Каждая разработанная Виртом система имела чётко сформулированное назначение, область применения, и он всегда без колебаний исключал из разработки всё, что не было нужно для данного конкретного назначения.

Книги

Изданы на русском языке:

  • Систематическое программирование. Введение. М.: Мир, 1977;
  • Паскаль. Руководство для пользователя и описание языка. М.: Финансы и статистика, 1982 (в соавторстве с К. Иенсен);
  • Алгоритмы + структуры данных = программы. М.: Мир, 1985;
  • Программирование на языке Модула-2. М.: Мир, 1987;
  • Алгоритмы и структуры данных. М.:Мир, 1989. ISBN 5-03-001045-9 (версия книги на языке Модула-2)
  • Алгоритмы и структуры данных. СПб.: Невский диалект. 2001.

Книга Вирта «Алгоритмы + структуры данных = программы» издавалась на русском языке несколько раз в разных вариантах и считается первым из трёх классических учебников по структурному программированию .

В настоящее время вся классическая трилогия Вирта переведена его учениками на язык Оберон и доступна для скачивания из Сети в виде

Примечания

Ссылки

  • Перевод статьи Н.Вирта «Хорошие идеи: взгляд из Зазеркалья»



Top