Микрофон как устройство ввода информации. Устройства ввода информации - аппаратное обеспечение компьютера - аппаратные и программные средства икт - каталог статей - учебник по информатике

Персональные компьютеры стали действительно распространены сравнительно недавно. Сегодня ПК или ноутбук воспринимаются как необходимая бытовая техника, а степень осведомленности пользователей об основах их работы пренебрежительно мала.

Проще говоря, многих современных «юзеров» ставят в тупик простейшие вопросы, которые когда-то никакого ажиотажа не вызывали. К примеру, что такое основное устройство ввода информации? Выглядит этот термин страшно, толкований может иметь сразу несколько, а потому нуждается в более подробном разборе и комментариях. Впрочем, для того эта статья и создавалась.

Основные понятия

Известно, что у процессора любого компьютера имеется множество портов для ввода/вывода, через которые «камень» обменивается данными с периферическими устройствами. Впрочем, поправимся: некоторые порты действительно предназначены для обмена информацией с периферией, но многие необходимы для контактов со множеством внутренних «железяк» (видеокарта, оперативная память и т. д.). Последние играют особенно важную роль, так как без них нормальное функционирование машины попросту невозможно. Впрочем, обо всем этом рассказывает школьная информатика. Устройства ввода информации также работают через порты.

Какими они бывают?

Следует знать, что порты делятся по видам. Они бывают параллельными (более известными как LPT1-LPT4), а также последовательными асинхронными (имеющими обозначение COM1-COM3). Нужно отметить, что первая категория уже канула в небытие: данные порты были быстрее, но имели кучу сложностей с эксплуатацией. Кроме того, СОМ-разновидность имеется не только в физической форме (разъема), которой уже практически никто не пользуется, но и в виде «виртуального» порта. Через них, в частности, подключаются USB-модемы, принтеры и тому подобная периферия.

Но основным портом на сегодняшний день является USB. Они очень быстрые (особенно последние спецификации), обеспечивают беспроблемное взаимодействие с огромным количеством устройств.

Для чего мы все это рассказали?

Как все вышесказанное поможет понять, что такое основное устройство ввода информации? Все дело в том, что вы должны приблизительно представлять себе, какими способами это самое устройство обменивается данными с компьютером. Сейчас, когда все «формальности» улажены, самое время приступить к основной теме нашей статьи.

Устройствами для ввода называются те, которые предназначены для «перевода» человеческих языков или жестов в машинный код, который понятен компьютеру. Следовательно, устройствами ввода информации являются:

  • Клавиатуры и подобные устройства ввода.
  • Сканирующая техника.
  • Фотокамеры и видеокамеры (цифровые, разумеется).
  • Микрофоны.
  • Мыши, трекболы.
  • Устройства для сенсорного ввода.

Клавиатуры

Вы знаете самое основное устройство ввода информации? Клавиатура - прибор для ввода текста и чисел, основой которого являются клавиши. Кроме того, она может использоваться для подачи определенных кодированных сигналов (хоткеи). Существуют также устройства, имеющие дополнительные клавиши. Как правило, последние служат для каких-то определенных мультимедийных функций, причем их можно (зачастую) самостоятельно назначать.

Несмотря на все усилия адептов сенсорных экранов, именно клавиатура - основное устройство ввода информации. Она проста, не требует особых навыков в изучении, позволяет сообщать компьютеру информацию на любом существующем человеческом языке. Возможно, что с развитием технологий будет изобретено что-то более удобное и универсальное, но пока до этого далеко. Сегодня именно клавиатуры являются обязательным устройством ввода на любой компьютерной технике.

Если вы перечислите устройства ввода информации, но забудете при этом о клавиатуре, неудовлетворительная оценка будет обеспечена.

Манипуляторы (мыши, тачпады, трекболы)

Данные устройства чаще всего подключаются к последовательному порту компьютера. Для управления компьютером используется курсор, который перемещается по монитору или дисплею синхронно с передвижениями мыши или пальца на тачпаде. Практически все устройства такого рода имеют кнопки, которые используются для фиксации определенной позиции курсора. Эти устройства подразделяются на две категории - относительные и абсолютные.

До недавнего времени практически все манипуляторы поставлялись с собственным набором драйверов, но сегодня этот относится только к игровым мышам, имеющим огромное количество дополнительных клавиш, на которые нередко могут быть «завязаны» самостоятельно написанные пользователем макросы.

Мыши

Несмотря на все вышесказанное (касаемо клавиатур), многие пользователи склоняются к мысли, что основное устройство ввода информации - именно мышь, которая в давние советские времена называлась «колобком». изобрел это замечательное устройство еще в 70-х годах прошлого века, так что «мышки» лишь немногим моложе клавиатур.

Можно с уверенностью утверждать, что в системе ОС Windows без нее вы работать не сможете: пользователь мгновенно увязнет в десятках окон и подменю. С Linux ситуация несколько иная, так как там практически все можно делать из консоли, но с графическими редакторами без мыши вы ничего толкового сделать не сможете. Не так давно была распространена классификация, по которой «грызуны» делились на модели с двумя и тремя клавишами. Сегодня этот способ типизации явно устарел: классические трехкнопочные мыши встречаются разве что в музеях и организациях с очень ограниченным финансированием. Игровые модели могут иметь по 20 (!) кнопок, а на месте третьей клавиши сегодня практически всегда имеется колесико.

Как мы уже и говорили, функциональное назначение кнопок можно менять. Кроме того, сегодня можно найти немало утилит, которые значительно упрощают подобные действия. Принято считать, что основным показателем качества мыши является ее разрешение, которое измеряется в количестве точек на один дюйм (DPI).

Классификация мышей

  • Механические устройства, предназначенные для ввода информации. Сегодня практически не встречаются. Отличительным признаком такой мыши является обрезиненный шарик, расположенный в нижней части мышки. Пользователи постарше прекрасно помнят, что для нормального позиционирования курсора приходилось часто протирать его спиртом. Кроме того, если в доме были кошки или собаки, механизм нередко заклинивал от попавших в него волос.
  • Оптико-механические разновидности. В принципе, в конструкции имеется все тот же самый шарик, но его движение отслеживается при помощи контролирующих светодиодов.
  • Перемещение курсора контролируется только за счет и светодиодов. Свет, который они излучают, выполняет функции все того же шарика.
  • Беспроводные мыши. Сигнал на компьютер передается не по проводу, а через ИК-порт или «Голубой зуб».

Тачпад

Тачпад произошел от трекбола. Последний представлял собой «мышь наоборот», когда управление курсором осуществлялось одним только шариком. Тачпад построен на несколько ином принципе, когда курсор перемещается вслед за движением пальцев по сенсорной поверхности.

Здесь снова следует сделать отступление и вновь упомянуть о трекболах: в отличие от механических мышей, такие устройства до сих пор используются в некоторых разновидностях компьютерной техники, так как обеспечивают идеальное позиционирование курсора.

В отличие от мышей, тачпады в большинстве случаев достаточно примитивны: оснащение их дополнительными клавишами (а не только «правой» и «левой» кнопкой), а также полосой прокрутки - исключительно на совести производителя. Еще недавно тачпады не слишком любили люди, чья профессия связана с набором текстов и подобной работой, так как количество ложных срабатываний (от легких прикосновений кистей рук) было непозволительно большим. Современные модели от этого недостатка практически полностью избавлены.

Сканирующая техника

Сканеры нужны для перевода в цифровой формат изображений, фотографий, текстов и чертежей. Они незаменимы в архивах и библиотеках, где нередко приходится выполнять огромное количество работы, связанной с оцифровкой. Проще говоря, такими устройствами выполняется ввод графической информации.

Сканирующая техника бывает ручной (такой аппарат сильно напоминает считывающие сканеры в супермаркетах), рулонными и планшетными. Порой попадаются проекционные модели. Опять-таки, в вышеупомянутых архивных заведениях не так уж и редко можно увидеть слайдовые сканеры, предназначенные для оцифровки диафильмов. Как и мыши, эта техника оценивается по количеству пикселей на дюйм, только в этом случае характеристики DPI имеют решающее значение: сканер с плохими показателями даже качественный текст на абсолютно белой бумаге вполне может превратить в нечитаемую «кашу».

Цифровые фото и видеокамеры

Как ни странно, но к устройствам ввода информации относятся также цифровые камеры. Впрочем, ничего необычного в этом нет: такие фотоаппараты и видеокамеры переводят изображение и видео в «цифру», которая так мила компьютерным процессорам. В отличие от сканирования, такой подход не оставляет места погрешностям и помехам, позволяя сразу же начать обрабатывать высококачественные материалы в графических редакторах.

Как правило, для подключения самой камеры к компьютеру требуется целый пакет драйверов, которые производитель поставляет в комплекте с устройством. Впрочем, такие сложности нужны не так часто: достаточно извлечь карту памяти и считать информацию с нее напрямую.

Микрофоны

Микрофоном называется устройство информации, преобразующее в электрические (или цифровые) импульсы, которые может понять компьютер. Сфера использования невероятно широка: их используют не только в театральном деле и телевидении, но и в науке. Особенно чувствительные микрофоны могут зафиксировать даже звук растущей травы, так что ученые пользуются ими весьма активно.

Как мы уже говорили, принцип действия заключается в преобразовании акустических колебаний. Так как на этом пути подстерегает много препятствий в виде многочисленных помех и неточностей в кодировании, качественный микрофон должен отвечать целому ряду обязательных требований:

  • Собственный уровень электрических шумов микрофона не должен перебивать записываемый акустический сигнал. Особенно это касается чувствительных научных моделей.
  • Получаемая запись должна содержать минимальное количество искажений.
  • Вся акустическая информация должна передаваться практически без искажений, что практически исключается использование беспроводных каналов связи (возможны помехи) в особенно сложной аппаратуре подобного класса.

Разновидностей микрофонов существует множество, но сегодня чаще всего можно встретить полупроводниковые и электростатические модели. Такое устройство ввода звуковой информации позволяет обеспечить максимально качественное звучание.

Сенсорные устройства

В последние годы эта технология развернулась «на полную». Смартфоны с сенсорным управлением есть едва ли не у каждого второго первоклассника, так что объяснять все преимущества и недостатки этой техники не имеет особенно смысла. А потому сосредоточимся на описании устройств, которые активно используются на сегодняшний день.

Дигитайзер

Итак, к устройствам ввода информации относятся дигитайзеры. Это устройство предназначено для ввода графической информации, а потому особенное признание получило в среде профессиональных дизайнеров и художников. Как правило, эти устройства выполняются в форм-факторе прекрасно известных всем планшетов. А потому их часто называют графическими планшетами.

Их постоянно применяют в компьютерной графике, анимации и разработках трехмерных моделей. Сразу отметим, что как раз-таки в случае построения сложных геометрических моделей дигитайзер - далеко не лучшее решение. Зато для художников он в большинстве случаев незаменим. А какие устройства ввода информации такого типа еще можно встретить в профессиональной среде?

Сенсорные дисплеи

Сенсорные экраны, как мы уже и говорили выше, сегодня крайне распространены. В толще такого дисплея находится множество датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают месторасположение пальца. Контроллер обрабатывает получаемую информацию и отсылает ее процессору для окончательной обработки.

Преимущества сенсорных экранов

Теоретически можно обойтись без мышки и клавиатуры. Но если по отношению к мышам это действительно так, то долговременное использование сенсорной клавиатуры способно заставить взмолиться о пощаде любые пальцы. Куда важнее то, что к тем же планшетам без проблем привыкают даже пожилые люди, для которых использование мыши было сродни изощренной пытке.

В некоторых отраслях промышленности и в медицине такие экраны порой являются единственно верным выбором, так как они могут работать в агрессивной среде (легко защитить от влаги и прочих факторов, поместив в чехол). Кроме того, сегодня создано немало особенно прочных разновидностей (для терминалов и банкоматов), которые могут работать в общественных местах. А как называется устройство ввода информации, которое нередко используется в комплекте с графическими планшетами?

Световое перо

Еще одна разновидность манипуляторов. С первого взгляда похоже на обычный карандаш или шариковую ручку, проводом соединенную с компьютером. Для регулировки параметров на пере имеется несколько кнопок, функционал которых позволяет гибко «подогнать» инструмент к конкретной ситуации. В наконечнике пера имеется фотоэлемент, который выполняет ту же самую функцию, что и его «коллеги» в обычной оптической мышке. В настоящее время подобная техника встречается только как элемент дигитайзеров. Разумеется, что наибольшее распространение световые перья получили в среде профессиональных художников и дизайнеров.

Эти устройства позволяют создать практически достоверную имитацию использования обычного карандаша, что для многих специалистов крайне важно.

Вывод

Проще говоря, любые устройства ввода текстовой информации, графики или звука - не только незаменимые помощники любого пользователя, но и средства, которые позволяют нам продуктивно работать с компьютером. Не имея той же клавиатуры, вы вряд ли сможете сделать что-то стоящее, не затратив при этом неоправданно много трудовых ресурсов.

В настоящее время довольно активно ведутся работы, направленные на создание новых средств для ввода. Некоторые устройства получаются сравнительно удачными, а другие отправляются ждать своего часа. Как бы там ни было, процесс этот не останавливается, а потому возможно, что уже наши внуки будут вспоминать некоторые из перечисленных в статье приборов как жуткий анахронизм.

Устройства ввода Современные компьютеры могу обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Для ввода в компьютер звуковой информации применяются микрофоны; сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов; числовая и текстовая информация также может быть введена в память компьютера с помощью сканера. Но для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо знать клавиатуру – важнейшее устройство ввода в память компьютера.

Клавиатура

Клавиатура - компьютерное устройство ввода, которое служит для набора текстов и управления компьютером с помощью клавиш, находящихся на клавиатуре.
Принцип работы
Клавиши клавиатуры подключены к матрице контактов. Каждой клавише или комбинации клавиш присвоен свой номер (код). Внутри клавиатуры находится отдельный микропроцессор. Каждое нажатие на клавишу замыкает контакт. При этом в соответствии с матрицей контактов микропроцессор генерирует код нажатой клавиши. Этот код запоминается в специальной области (буфере микропроцессора) и становится доступным для обработки программными средствами.

Виды клавиатур


Одни клавиатуры при нажатии на клавишу издают механический щелчок, другие - молчат.

Программная поддержка
Работа любого аппаратного средства требует программного управления. Для устройств ввода (устройств вывода) управляющие программы называются ДРАЙВЕРАМИ.
Практически все выпускаемые сейчас периферийные устройства соответствуют стандарту Plug and Play (подключи и работай), позволяющему автоматически настроить устройство входе диалога с компьютером в процессе начальной загрузки.
Драйвер клавиатуры, как правило, поставляется вместе с операционной системой. Эта программа позволяет пользователю выбрать алфавит, осуществить раскладку клавиш.

Курсор - специальный значок на экране дисплея (чёрточка, стрелка, подсвеченный прямоугольник, крестик и пр.), который отмечает место, где появится символ, введённый с клавиатуры, или обозначение команды (программы, документа), которую надо выполнить.

Группы клавиш
Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

1. алфавитно-цифровые клавиши;
2. функциональные клавиши;
3. управляющие клавиши;
4. клавиши управления курсором;
5. цифровые клавиши.


В центре расположены алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы («!», «:», «*» и т.д.), буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы. В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – «Пробел». «Пробел» используется для отделения слов и выражений друг от друга.
Русские клавиатуры двуязычные, поэтому на их клавишах нарисованы символы как русского, так и английского алфавитов. В режиме русского языка набираются тексты на русском языке, английского - на английском.

Алфавитно-цифровая клавиатура - основная часть клавиатуры с алфавитно-цифровыми клавишами, на которых нарисованы символы, вместе со всеми тесно прилегающими управляющими клавишами.
Алфавитно-цифровые клавиши (клавиши пишущей машинки занимают центральную часть клаиатуры. На левой стороне клавиш нарисованы символы, которые набираются в режиме английского языка. На правой - символы режима русского языка.

Функциональные клавиши F1 – F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определенных действий (функций). Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором , на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и вправо. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши PageUp и PageDown позволяют «листать» документ вверх и вниз, а клавиши Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

Очень часто используются управляющие (служебные) клавиши . Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.
Клавиша Enter (иногда изображается со стрелкой) завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.
Клавиша Esc расположена в верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.
Клавиши Shift, Ctrl, Alt корректируют действия других клавиш.

Цифровые клавиши – при включенном индикаторе Num Lock удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенными, как на калькуляторе. Если индикатор Num Lock выключен, то работает режим управления курсором.

Клавиатура – это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками пр. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

Сканер

Сканер - устройство для ввода графической информации в компьютер.

Функция сканера - получение электронной копии документа, созданного на бумаге.

Принцип работы
Лампа освещает сканируемый текст, отражённые лучи попадают на фотоэлемент, состоящий из множества светочувствительных ячеек. Каждая из них под действием света приобретает электрический заряд. Аналого-цифровой преобразователь ставит в соответствие каждой ячейке числовое значение, и эти данные передаются в компьютер.

Виды сканеров

Сканеры бывают ручные, портативно-страничные, планшетно-офисные, сетевые (скоростные), широкоформатные; они могут быть чёрно-белые (до 64 оттенков серого) и цветные (256 - 16 млн. цветов).
Ручные сканеры внешне напоминают «мышь» большого размера, которую пользователь двигает по сканируемому изображению. Однако ручное перемещение устройства по бумаге, небольшой размер охватываемой области сканирования не обеспечивают достаточной скорости и требуют тщательной состыковки отдельных участков изображения.
К настольным сканерам относятся планшетные, роликовые (портативно-страничные), барабанные и проекционные сканеры.
Основной отличительный признак планшетного сканера - сканирующая головка перемещается относительно неподвижной бумаги. Они просты и удобны в эксплуатации, позволяют сканировать изображения как с отдельных листов, так и с книг, журналов.
У портативно-страничных сканеров бумага перемещается относительно сканирующей головки. Они довольно компактны, но отсканировать с их помощью рисунок из книги вряд ли получится. Этот тип сканеров используется для ввода страниц документов форматом от визитной карточки до А4, система автоматической подачи бумаги обеспечивает равномерное сканирование по всей ширине листа.


разрешающая способность (оптическое разрешение), то есть количество распознаваемых точек (пикселей) на дюйм (измеряется в ppi - pixels per inch);
скорость сканирования - показатель быстродействия, который равен времени, затрачиваемому на обработку одной строки изображения;
размеры сканируемого листа (область сканирования);
разрядность битового представления - определяет максимальное число цветов или оттенков серого, которые может воспринимать сканер.

Манипулятор мышь

Манипулятор «мышь» - координатное устройство, предназначенное для управления курсором (указателем) мыши и ввода управляющей информации.

С появлением графических оболочек мышь стала необходимой для эффективной работы на компьютере.

Принцип работы
Мышь - небольшая коробочка с кнопками. В ней - шарик, катающийся по поверхности стола. К шарику прижаты два взаимно перпендикулярных ролика, которые он вращает. Датчики поворота ролика передают сигналы в компьютер. «Хвост» из проводов, по которым идут сигналы, дал устройству имя «мышь». Курсор мыши управляется перемещением мыши по столу. Управляющая информация вводится нажатием на кнопки мыши.

Виды манипуляторов типа «мышь»
Мыши бывают одно-, двух-, трёхкнопочные. Они могут соединяться с компьютером проводом или при помощи радиопередатчиков (беспроводные). Существуют оптические мыши без шарика, оснащённые фотоэлементами, и оптомеханические мыши. Разновидностью мыши можно считать трэкбол (trackball), который можно сравнить с мышью, которая лежит на спине шарообразным брюшком вверх.

Основные пользовательские характеристики:

количество нажатий кнопки до её отказа;
реакция на движение руки или баллистический эффект;
разрешающий шаг (разрешение);
дизайн и удобство в работе (эргономичность).

Разрешение измеряется в dpi (dot per inch - количество точек на дюйм). Если мышь имеет разрешение 900 dpi и её передвинули на 1 дюйм (2,53 см) вправо, то привод мыши получает через микроконтроллер информацию о смещении на 900 единиц вправо. Нормальное разрешение мыши - от 200 до 900 dpi.
Баллистическим эффектом называется зависимость точности позиционирования мыши от скорости её перемещения.

Программная поддержка
Драйвер мыши поставляется вместе с устройством. Современные операционные системы содержат драйверы для большинства манипуляторов этого типа и автоматически при включении компьютера подбирают наиболее подходящий из них.

Джойстик

Джойстик- (англ. Joystick = Joy + Stick) - устройство управления в компьютерных играх.
Представляет собой рычаг на подставке, который можно отклонять в двух плоскостях. На рычаге могут быть разного рода гашетки и переключатели. Также словом «джойстик» в обиходе называют рычажок управления, например, в мобильном телефоне.
В русском языке ручку управления промышленными механизмами и транспортными средствами (самолётом и т. д.) джойстиком не называют никогда (в отличие от английского joystick).

Световое перо

Световое перо - (англ. light pen, также - стило, англ. stylus) - один из инструментов ввода графических данных в компьютер, разновидность манипуляторов.

Внешне имеет вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере имеется одна или несколько кнопок, которые могут нажиматься рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера заключается в прикосновениях или проведении линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечнике пера устанавливается фотоэлемент, который регистрирует изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасается перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляет позицию, «указываемую» пером на экране и может, в зависимости от необходимости, интерпретировать её тем или иным образом, обычно как указание на отображаемый на экране объект или как команду рисования. Кнопки используются аналогично кнопкам манипулятора типа «Мышь» - для выполнения дополнительных операций и включения дополнительных режимов.

Световое перо было распространено во время распространения графических карт стандарта EGA, которые обычно имели разъем для подключения светового пера. Световое перо невозможно использовать с обычными ЖК-мониторами.

Дигитайзер

Дигитайзер (со световым пером) или графический планшет (от англ. digitizer) - это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.

Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера.

Основные пользовательские характеристики:

Рабочая площадь - рабочая площадь обычно приравнивается к одному из стандартных бумажных форматов (А7-А0). Стоимость приблизительно пропорциональна площади планшета. На больших планшетах работать удобнее.
Разрешение - разрешением планшета называется шаг считывания информации. Разрешение измеряется числом точек на дюйм (англ. dots per inch, dpi). Типичные значения разрешения для современных планшетов составляет несколько тысяч dpi.
Число степеней свободы - количество степеней свободы описывает число квазинепрерывных характеристик взаимного положения планшета и пера. Минимальное число степеней свободы - 2 (X и Y положения проекции чувствительного центра пера), дополнительные степени свободы могут включать давление, наклон пера относительно плоскости планшета.

Тачпад

Тачпад (англ. touchpad - сенсорная площадка), сенсорная панель - указательное устройство ввода, применяемое, чаще всего, в ноутбуках.

Принцип работы.

Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью.
Поскольку работа устройства основана на измерении ёмкости, тачпад не будет работать, если водить по нему каким-либо непроводящим предметом, например, основанием карандаша. В случае использования проводящих предметов тачпад будет работать только при достаточной площади соприкосновения. (Попробуйте касаться тачпада пальцем лишь чуть-чуть). Влажные пальцы затрудняют работу тачпада.

Трекпойнт

Трекпойнт (TrackPoint) - координатное устройство, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной 5-8 мм, расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Сенсорный экран



Сенсорный экран- предназначен для управления устройствами с помощью простого прикосновения к экрану.

Сенсорные экраны зарекомендовали себя как наиболее удобный способ взаимодействия человека с машиной. Применение сенсорных экранов имеет ряд преимуществ, недоступных при использовании любых других устройств ввода: повышенную надёжность, устойчивость к жёстким внешним воздействиям (включая вандализм), интуитивно понятный интерфейс.
Сенсорные экраны используются в платежных терминалах, информационных киосках, оборудовании для автоматизации торговли, карманных компьютерах, операторских панелях в промышленности.

Принцип работы.

Сенсорный экран представляет собой стеклянную конструкцию, размещаемую на поверхности дисплея, отображающего систему навигации. Выбор необходимой функции системы происходит при прикосновении к соответствующему изображению на экране. Контроллер сенсорного экрана обрабатывает координаты точки прикосновения и передает их в компьютер. Специальное программное обеспечение запускает выбранную функцию.

Назначение: ввод алфавитно-цифровых символов, управление курсором.

Курсор - специальный значок на экране дисплея (чёрточка, стрелка, подсвеченный прямоугольник, крестик и пр.), который отмечает место, где появится символ, введённый с клавиатуры, или обозначение команды (программы, документа), которую надо выполнить.

Принцип работы. Клавиши клавиатуры подключены к матрице контактов. Каждой клавише или комбинации клавиш присвоен свой номер (код). Внутри клавиатуры находится отдельный микропроцессор. Каждое нажатие на клавишу замыкает контакт. При этом в соответствии с матрицей контактов микропроцессор генерирует код нажатой клавиши. Этот код запоминается в специальной области (буфере микропроцессора) и становится доступным для обработки программными средствами.

Клавиатуры бывают механические, полумеханические и мембранные. Одни клавиатуры при нажатии на клавишу издают механический щелчок, другие - молчат.

    количество нажатий каждой клавиши до ее отказа,

Манипулятор мышь

Назначение: управление курсором (указателем) мыши, ввод управляющей информации.

С появлением графических оболочек мышь стала необходимой для эффективной работы на компьютере.

Принцип работы. Мышь - небольшая коробочка с кнопками. В ней - шарик, катающийся по поверхности стола. К шарику прижаты два взаимно перпендикулярных ролика, которые он вращает. Датчики поворота ролика передают сигналы в компьютер. «Хвост» из проводов, по которым идут сигналы, дал устройству имя «мышь». Курсор мыши управляется перемещением мыши по столу. Управляющая информация вводится нажатием на кнопки мыши.

Мыши бывают одно-, двух-, трёхкнопочные. Они могут соединяться с компьютером проводом или при помощи радиопередатчиков (беспроводные). Существуют оптические мыши без шарика, оснащённые фотоэлементами, и оптомеханические мыши. Разновидностью мыши можно считать трэкбол (trackball), который можно сравнить с мышью, которая лежит на спине шарообразным брюшком вверх.

Основные пользовательские характеристики:

    количество нажатий кнопки до её отказа;

    реакция на движение руки или баллистический эффект;

    разрешающий шаг (разрешение);

    дизайн и удобство в работе (эргономичность).

Разрешение измеряется в dpi (dot per inch - количество точек на дюйм). Если мышь имеет разрешение 900 dpi и её передвинули на 1 дюйм (2,53 см) вправо, то привод мыши получает через микроконтроллер информацию о смещении на 900 единиц вправо. Нормальное разрешение мыши - от 200 до 900 dpi.

Баллистическим эффектом называется зависимость точности позиционирования мыши от скорости её перемещения.

Программная поддержка. Драйвер мыши поставляется вместе с устройством. Современные операционные системы содержат драйверы для большинства манипуляторов этого типа и автоматически при включении компьютера подбирают наиболее подходящий из них.

Тачпад (англ. touchpad - сенсорная площадка), сенсорная панель

Указательное устройство ввода, применяемое, чаще всего, в ноутбуках.

Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем», перемещением пальца по поверхности устройства. Тачпады имеют различные размеры, но обычно их площадь не превосходит 50 см².

Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью.

Поскольку работа устройства основана на измерении ёмкости, тачпад не будет работать, если водить по нему каким-либо непроводящим предметом, например, основанием карандаша. В случае использования проводящих предметов тачпад будет работать только при достаточной площади соприкосновения. (Попробуйте касаться тачпада пальцем лишь чуть-чуть). Влажные пальцы затрудняют работу тачпада.

Трекбол (англ. trackball)

Указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

В настоящее время трекболы достаточно редко применяются в домашних и офисных компьютерах, однако нашли применение в промышленных и военных компьютерах, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и наличии вибрации. Так, трекболы используются в кабинах управления ракетного комплекса С-300.

Джойстик (англ. Joystick = Joy + Stick)

Устройство ввода информации в электронное устройство, манипулятор, часть интерфейса пользователя. Служит для изменения позиции элемента интерфейса (в частности курсора), также для перебора элементов списков. Является одним из стандартных средств ввода для компьютеров и многих мобильных телефонов. Широкое применение получил в компьютерных играх. Представляет собой рычаг на основании, который можно перемещать в одном, двух, трёх плоскостях. На рычаге обычно располагаются кнопки и переключатели различного назначения.

По количеству степеней свободы и, соответственно, плоскостей, в которых возможно изменение положения контролируемого объекта, джойстики подразделяются на:

    одномерные (управление перемещением объекта либо вверх-вниз, либо влево-вправо)

    двухмерные (управление объектом в двух плоскостях)

    трёхмерные (управление объектом во всех трёх плоскостях)

Графический планшет (или дигитайзер)

Это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера. Также может прилагаться специальная мышь.Графические планшеты применяются как для создания изображений на компьютере способом, максимально приближённым к тому, как создаются изображения на бумаге, так и для обычной работы с интерфейсами, не требующими относительного ввода (хотя ввод относительных перемещений с помощью планшета и возможен, он зачастую неудобен).

Кроме того, их удобно использовать для переноса (отрисовки) уже готовых изображений в компьютер.

Сканер

Устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием.

Назначение. Сканер - устройство для перевода графической информации в цифровую. Функция сканера - получение электронной копии документа, созданного на бумаге.

Ввод данных в компьютер - это одна из самых утомительных и подверженных ошибкам операций, сканеры облегчают эту работу.

Принцип работы. Лампа освещает сканируемый текст, отражённые лучи попадают на фотоэлемент, состоящий из множества светочувствительных ячеек. Каждая из них под действием света приобретает электрический заряд. Аналого-цифровой преобразователь ставит в соответствие каждой ячейке числовое значение, и эти данные передаются в компьютер.

Сканеры бывают ручные, портативно-страничные, планшетно-офисные, сетевые (скоростные), широкоформатные; они могут быть чёрно-белые (до 64 оттенков серого) и цветные (256 – 16 млн. цветов).

Ручные сканеры внешне напоминают «мышь» большого размера, которую пользователь двигает по сканируемому изображению. Однако ручное перемещение устройства по бумаге, небольшой размер охватываемой области сканирования не обеспечивают достаточной скорости и требуют тщательной состыковки отдельных участков изображения. ручной сканер

К настольным сканерам относятся планшетные, роликовые (портативно-страничные), барабанные и проекционные сканеры.

Основной отличительный признак планшетного сканера - сканирующая головка перемещается относительно неподвижной бумаги. Они просты и удобны в эксплуатации, позволяют сканировать изображения как с отдельных листов, так и с книг, журналов.

У портативно-страничных сканеров бумага перемещается относительно сканирующей головки. Они довольно компактны, но отсканировать с их помощью рисунок из книги вряд ли получится. Этот тип сканеров используется для ввода страниц документов форматом от визитной карточки до А4, система автоматической подачи бумаги обеспечивает равномерное сканирование по всей ширине листа.

Основные пользовательские характеристики:

    разрешающая способность (оптическое разрешение), то есть количество распознаваемых точек (пикселей) на дюйм (измеряется в dpi - dots per inch). Обычно составляет 600-1200 dpi;

    скорость сканирования - показатель быстродействия, который равен времени, затрачиваемому на обработку одной строки изображения;

    размеры сканируемого листа (область сканирования);

    разрядность битового представления - определяет максимальное число цветов или оттенков серого, которые может воспринимать сканер.

Веб-камера

Цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети интернет (в программах типа Instant Messenger или в любом другом видеоприложении).

Помимо очевидного применения в видеоконференцсвязи, вебкамеры быстро обрели популярность в качестве средства, позволяющего одним пользователям Интернета созерцать мир через камеры, подключённые к Интернету другими пользователями.

Существуют камеры, транслирующие через Интернет изображения птичьих гнёзд, городских улиц, частных жилищ, сельской местности, офисов, городских панорам, извергающихся вулканов, канатных дорог, пекарен и т. п. На сегодняшний день веб-камеры есть даже в космосе (например, на Международной космической станции).

Цифровой фотоаппарат

Устройство, являющееся разновидностью фотоаппарата, в котором светочувствительным материалом является матрица или несколько матриц, состоящая из отдельных пикселей, сигнал с которых представляется, обрабатывается и хранится в самом аппарате в цифровом виде.

Цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов:

    Компактные («мыльница» традиционных размеров). Характеризуются малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции.

    Сверхкомпактные, миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана.

    Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления.

    Псевдозеркальные - внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены видоискателем-глазком. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример - Konica Minolta серия моделей Z).

    Полузеркалка - жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности объектив менять. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу. (примеры - Olympus E-10, E-20)

Устройство ввода звуковой информации

Микрофо́н (от микро- и phōnē - звук) - электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока. Подключается к микрофонному входу на звукой плате. Звуковая плата преобразует электрический сигнал с микрофона в цифровой дискретный сигнал.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ БИЗНЕСА

Курсовая работа

по дисциплине

«Информатика»

УСТРОЙСТВА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ

Выполнил

ст.гр. К-09:

Проверил

к.т.н., доцент: П.А.Федяев

Братск 2010

Введение……………………………………………………………………….…3

1 Устройства ввода информации……………………………………….….5

1.1 Клавиатура………………………………………………………………5

1.2 Манипуляторы…………………………………………………………..6

1.2.1 Мышь…………………………………………………………………..6

1.2.2 Трекбол……………………………………………………………...…8

1.2.3 Джойстик…………………………………………………………...….9

1.2.4 Тачпад……………………………………………………………….....9

1.2.5 Трекпоинт………………………………………………………….…12

1.3 Сканер………………………………………………………………….14

1.4 Дигитайзер……………………………………………………………...15

2 Операционная система WINDOWS……………………………………..17

2.1 Просмотр файлов…………………………………………………….…17

2.1.1 Средства автоматизации ввода и редактирования…………………18

2.2 Табличный процессор EXCEL…………………………………………18

2.2.1 Ввод названия таблицы и заголовков………………………………..18

3 Структурная схема ПК………………………………………………....…20

3.1 Внутренние устройства ПК………………………………………….…20

3.2 Внешние устройства ПК………………………………………………..26

4 Описание действий………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложения……………………………………………………………………....38

Введение

Выпуск компьютеров IBM PC был начат в 1981 году, и они быстро за -
воевали огромную популярность у пользователей. IBM PC и совместимые с
ними компьютеры составляют теперь большую часть парка профессиональных ПЭВМ в мире.

Персональный компьютер включает в себя следующие устройства:

Процессор, выполняющий управление компьютером, вычисления и т.д.;

Клавиатуру, позволяющую вводить символьную информацию в компьютер;

Монитор (или дисплей) для изображения текстовой и графической информации;
- накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи информации на гибкие магнитные диски (дискеты);
- накопитель на жестком магнитном диске, предназначенном для чтения и записи информации на несъемный жесткий магнитный диск (винчестер).
Кроме того к компьютеру могут подключаться принтер - для вывод на пе-
чать текстовой и графической информации; мышь - устройство, облегчаю-
щее ввод информации в компьютер, и другие манипулирующие устройства.
К устройствам ввода информации относятся следующие устройства: клавиатура, сканер (skanner), графический планшет (digitizer), средство речевого ввода, мышь, шар, джойстик (joystic), световое перо (light pen) и
т.д.

Целью курсовой работы является изучение конструкции и принципов работы устройств ввода информации, печатающих устройств персональных компьютеров и ознакомление с их основными характеристиками и программным обеспечением.

Задачи курсовой работы:

· разобраться, что представляют собой устройства ввода информации;

· познакомиться с некоторыми функциями WINDOWS, WORDи EXCEL.

Цели и задачи определили структуру курсовой работы. Она состоит из шести разделов, десяти подразделов, введения, заключения, приложения и списка использованной литературы.

1 Устройства ввода информации

1.1 Клавиатура

Клавиатура является основным устройством ввода информации в компьютер. В техническом аспекте компьютерная клавиатура представляет совокупность механических датчиков, воспринимающих давление на клавиши и замыкающих тем или иным образом определенную электрическую цепь. В настоящее время распространены два типа клавиатур:

С механическими переключателями;

С мембранными переключателями.

В первом случае датчик представляет традиционный механизм с контактами с драгоценного металла, а во втором - тонкие посеребренные листки пластика, между которыми с небольшим воздушным зазором находится, например, проводящая жидкость. Неудивительно, что менее дорогие клавиатуры с мембранными переключателями получили большее распространение. Но и их клавиши рассчитаны на несколько миллионов нажатий.

Внутри корпуса клавиатуры, помимо датчиков клавиш, расположены электронные схемы дешифрации. Контроллер клавиатуры, с помощью которого организуется взаимодействие клавиатуры с другими узлами компьютера, расположен непосредственно на системной плате (за исключением старых моделей компьютеров XT и AT 286, у которых контроллер выполнялся в виде отдельной микросхемы). Основной принцип работы клавиатуры с контроллером заключается в сканировании переключателей клавиш. Замыканию и размыканию любого из этих переключателей (т.е. нажатию или отпусканию любой из 101 или 104 клавиш) соответствует уникальный цифровой код - скан-код размером один байт.

Привлекательность той или иной клавиатуры в основном зависит от расположения клавиш, тактильных ощущений и усилия при нажатии клавиши. Независимо от используемой технологии сила, требуемая для нажатия клавиши, составляет около 200…500 Н, а рабочий ход - около 4 мм.

Наиболее распространенным расположением клавиш (раскладкой клавиатуры) является QWERTY (ЙЦУКЕН). Есть около 60 клавиш с буквами, цифрами, знаками пунктуации и другими символами, и еще около 40 клавиш, предназначенных для управления компьютером и исполнения программ. Продублированы клавиши управления курсором, а также клавиши Ctrl, Alt, - (Win). Функциональные клавиши F1…F12 вынесены в верхний ряд.

Рисунок 1 – Клавиатура

1.2 Манипуляторы

1.2.1 Мышь

Вторым, но не менее важным инструментом управления компьютером и ввода информации, несомненно, является кнопочный манипулятор «мышь». Желание исключить непроизводительное частое повторное нажатие некоторых клавиш, особенно при управлении в среде многих программ, возникло у разработчиков аппаратного обеспечения сразу после начала массового распространения персональных компьютеров. Прообраз «мыши» был разработан американцем Д.Энгельбартом еще в 60 –е годы XX века. Однако свое реальное воплощение (в существенно упрощенном виде) манипулятор получил лишь в 1980‑е гг. в персональных компьютерах Xerox, Apple, позже IBM.

Рисунок 2 – Манипулятор «мышь»

Мышь - это устройство, предназначенное для обеспечения удобства работы с современным программным обеспечением. Суть управления программами зачастую сводится на совмещении курсора «мыши» на экране с соответствующими командными кнопками на экране и нажатию одной из двух кнопок (чаще достаточно даже одной) «мыши». Понятно, что движения корпуса «мыши» соответствуют движениям курсора «мыши» на экране, что создает иллюзию «продолжения руки на экране» и обеспечивает простому управления и легкость освоения компьютера.

Мышь представляет собой электронно-механическое устройство, с помощью которого осуществляется дистанционное управление курсором на экране монитора. Внутри мыши помещен обрезиненный шарик. При движении мыши по гладкой поверхности шарик вращается. Его вращение передается двум валикам, оси которых перпендикулярны между собой. На валиках установлены диски с прорезами. С одной стороны от диска стоит небольшой источник света (светодиод), а с другой стороны - приемник света (фототранзистор). При вращении дисков луч света, идущий от светодиода к фототранзистору, прерывается, в результате чего на фототранзисторе возникают импульсы (сигналы). Эти сигналы по проводам передаются в компьютер, где и обрабатываются.

Компьютерная мышь продолжает развиваться: появились оптические (не имеющие шарика, соответственно - не загрязняющиеся) и беспроводные мыши (через инфракрасные порты дистанционного управления), водонепроницаемые мыши и многие другие интересные разработки.

1.2.2 Трекбол

Трекбол (англ. trackball ) - указательное устройство ввода информации об относительном перемещении для компьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку, и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом, не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи - при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).

Рисунок 3 – Трекбол

1.2.3 Джойстик

Устройство ввода информации, которое представляет собой манипулятор, посредством которого можно задавать экранные координаты графического объекта; также может выполнять функции клавиатуры. Джойстик представляет собой ручку, наклоном которой, можно задавать направление в двумерной плоскости. На ручке, а также в платформе, на которой она крепится, обычно располагаются кнопки и переключатели различного назначения. Помимо координатных осей X и Y, возможно также изменение координаты Z, за счет вращения рукояти вокруг оси, наличия второй ручки, дополнительного колёсика и т. п.

Широкое применение джойстик получил в компьютерных играх, но также может использоваться в других целях. По аналогии с этим устройством, джойстиком шутливо называют ручку управления промышленными механизмами и транспортными средствами (самолётом и т. д.).

Информации широко применяются для самых разнообразных областей в работе с компьютером. Есть устройства общего применения, которые используются практически всеми пользователями ПК, а есть и специально разработанные для той или иной функции. Главным и основным компьютерным устройством ввода является клавиатура, а после нее по списку идет мышь.

Клавиатура

Клавиатуры представляют собой устройства ввода информации в компьютер посредством ручного набора. Все современные клавиатуры различаются своим конструктивным исполнением, эргономичностью, назначением и количеством клавиш. Клавиатуры могут по-разному подключаться к ПК, например к разъемам типа PS/2 или USB, а также посредством беспроводных технологий. Конструктивное исполнение зависит от фирмы-изготовителя, которая учитывает особенности той или иной операционной системы, под которую разрабатывается клавиатура. Например, клавиатура для пользователей операционной системы Windows.

Компьютерная мышь

Компьютерные мышки - это так называемые координатные устройства ввода информации. С помощью такого устройства пользователь ПК управляет экранным курсором, который передается на монитор импульсами мыши, что облегчает работу с операционной системой. Мышь, как правило, имеет две кнопки, левая из которых выбирает пункт меню или значок, а правая вызывает контекстное меню. Современные мыши могут быть дополнены колесом прокрутки, с помощью которого удобно листать страницы документов или сайтов, а также открывать ссылки в новых вкладках (если нажать на колесо). Помимо колеса прокрутки, мышь может быть оснащена дополнительными кнопками и иметь эргономичную форму для удобства работы. Компьютерные мыши по своему исполнению могут быть оптическими или механическими. Механические мыши, как правило, уже устарели, и на смену им пришли мышки с оптическими импульсами или лазером, что повышает точность ведения курсора на экране и не требует специального коврика для работы.

В ноутбуках и планшетах используют сенсорную панель для ввода информации, которая реагирует на движения и нажатия пальцев, что заменяет работу мышью. Любители компьютерных игр используют также джойстик, который является специальным игровым манипулятором.

Микрофон

Микрофоны - это электроакустические устройства ввода информации, преобразующие звуки в электрические сигналы. Микрофон подключается к звуковой карте компьютера с помощью электрического кабеля. Звуковая карта принимает сигнал с микрофона, преобразует его в цифровую форму из аналоговой и после этого сохраняет в виде аудиофайла, расширение которого определяет программа для обработки аудиоинформации (например, расширение WMA).

Устройства ввода графической информации

Для ввода графической информации в ПК используются различные устройства, созданные для того или иного типа информации. Сканеры, видеокамеры и цифровые фотоаппараты передают в компьютер сложные графические изображения, видеофайлы или фотографии. Также с помощью сканера можно распознать текст с книги или бумажного документа, чтобы преобразовать его в числовой или текстовый файл. Веб-камеры используются для передачи видеоинформации по Интернету или создания небольших видеофайлов.

Устройства для передачи в ПК графической информации рукописным способом

Для того чтобы передать на компьютер сложную графическую информацию ручным способом, используют графический планшет, который представляет собой специальную доску-основание и указатель-перо, имеющий форму шариковой ручки. Использование графических планшетов облегчает работу в специализированных графических программах, например в "Corel Draw" или "Adobe Photoshop".




Top