Компрессоры аудиосигнала: от понимания к применению. Аудио компрессия для меломанов

Звуки бывают тихие и громкие. На инструменте можно извлечь звук с разной силой. Вот, например, набросал пианино (сам плеер с аудио закину дальше, за скрин, ибо в превью он не отображается ).

Отчетливо слышно, что какие-то ноты звучат слишком тихо, какие-то наоборот - громко. Это видно и на осциллограмме:



Может быть, отдельно это слушать и можно, с натяжкой. Но в микс оно не «ляжет». Одни ноты будут тонуть в звуке других инструментов, их будет плохо слышно (если вообще не исчезнут), а другие будут выпирать - заглушать остальные партии, либо оттягивать все внимание слушателя на себя.

Ударные чистые

Пара слов о взаимодействии компрессора и эквалайзера
С одной стороны компрессор уменьшает эффект от эквализации.

Например, вы опустили верхнюю середину эквалайзером - ее уровень стал ниже уровня остальных частот. Затем решили положить на получившийся сигнал компрессор. Что произойдет? Низ и нижняя середина сожмутся сильнее, как более высокая часть сигнала, и ее уровень приблизится к убавленой верхней середине. Поэтому в таких случаях эквалайзер нужно ставить после компрессора.

С другой стороны - ненужные частоты (как правило, низкие гармоники) могут спровоцировать некорректную работу компрессора. В этом случае перед ним нужно поставить эквалайзер, чтобы срезать им лишний низ. Кстати, некоторые компрессоры для этого имеют встроенный low-cut фильтр на управляющем сигнале.

Эпилог
Эх… Много еще хотел сказать, но будет уже слишком много)) Заходите в комментарии, а я пока подумаю, о чем напишу в следующей статье.

В этой статье пойдёт речь о компрессии звука как о эффекте и средстве сужения динамического диапазона. Будет на практике показано действие компрессора, лимиттера, гейта и максимайзера.

Введение в компрессию звука
Для чего же нужна компрессия звука? Компрессия звука нужна для повышения разборчивости обрабатываемого сигнала. Компрессия может быть применена как к отдельному не изменяющемуся звуку, так и к партии определённого инструмента или же ко всей композиции. Основные цели использования компрессии звука:

  1. Увеличение общей громкости композиции
  2. Удаление щелчков и резко выделяющихся громких звуков
  3. Придание чёткости и разборчивости звучания

Общая громкость композиции или отдельной партии увеличивается благодаря уменьшению амплитуды наиболее громких частей композиции и последующим увеличением громкости всей композиции, за счёт освободившегося пространства. В результате этого действия более громкие звуки становятся тише, ну а более тихие звуки становятся громче, динамический диапазон композиции сужается. Также с помощью компрессии можно удалять из звука так называемые «пики» — кратковременные всплески амплитуды не несущие в себе ни полезной информации ни эстетичности. Это возможно благодаря специальным настройкам компрессии, — подавления амплитуды звука с определённой силой и скоростью реакции на превышение заданного пользователем уровня звука. Разборчивость и чёткость придаётся ряду инструментов благодаря характерным настройкам компрессии. Так, при обработке бас бочке компрессором с достаточно большим временем реагирования (атаки) она становится более чёткой за счёт подчёркиванием характерного щелчка. Вокал и речь после компрессии становится более разборчивым благодаря искусственому повышению громкости тихих звуков, которые в обратном случае маскируются более громкими звуками (эффект маскировки).

Параметры компрессии звука

Компрессор анализирует уровень звука на входе сравнивая его с задаваемым пользователем значением Threshold (Порог).

Если уровень сигнала ниже значения Threshold — то компрессор продолжает анализировать звук не изменяя его. Если уровень звука превышает значение Threshold — то компрессор начинает своё действие. Так как роль компрессора заключается в сужении динамического диапазона, то логично предположить то что он ограничивает наиболее большие и наиболее маленькие значения амплитуды (уровня сигнала). На первом этапе происходит ограничение наиболее больших значений, которые понижаются с определённой силой, которая называется Ratio (Отношение).

Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после превышения которого компрессор начинает работать.
До обработки компрессором:




Соотношение (ratio) – с которым будет подавляться входящий сигнал, после того как будет превышен порог срабатывания Threshold.
Атака (attack) – время которое проходит пока компрессор достигает выставленного Ratio, т.е. с 1:1 (bypass) до, скажем 4:1. Если Атака стоит на 20 ms, то на 10 ms сигнал уже обрабатывается с Ratio 2:1.
До обработки компрессором:


После обработки компрессором:


Обратите внимание на то что появился характерный пик, показывающий промежуток времени, по истечению которого компрессор начал подавлять сигнал (после подавления уровень звука был повышен).
Отступление (release) – время, которое проходит после того как сигнал упал за порог и компрессор возвращается в исходное положение, до Ratio 1:1.

Типы компрессоров

Компрессоры разделяются на несколько типов, исходя из их предназначения, цели применения. Иногда нужно добавить чёткости и разборчивости обрабатываемому звуку. Иногда нужно просто срезать все значения амплитуды, превышающие определённый уровень (не затронув полезный сигнал). Иногда нужно обработать всю композицию так чтобы с наименьшими потерями качества звука максимально сузить динамический диапазон. Именно в следствие различных целей применения компрессоры и подразделяются на несколько типов, хотя на самом деле всё их отличие заключается лишь в вышерассмотреных параметрах компрессии. Т.е. всякий тип компрессора является ограниченной версией оригинального, стандартного компрессора, иногда с добавлением дополнительных параметров и процессоров звука для более удобной работы. Ниже приведён пример работы обычного компрессора. До обработки:

после обработки:

Благодаря тому что время атаки отличалось от нуля — появились пики амплитуды, отображающие те места, в которых компрессор начинал работать после превышения уровня звука.

Лимиттер

Лимиттер — это компрессор с нулевым значением атаки (времени срабатывания компрессора), большим уровнем компрессии (ratio) и очень коротким промежутком времени действия компрессора. Благодаря таким настройкам — компрессор срезает все короткие выступы амплитуды, подобные тем, которые Вы можете наблюдать в предыдущем примере (после обработки компессором). Лимиттер приминяется для повышения общего уровня звука, ведь после подобной компрессии звука освобождается определённое динамическое пространство, ранее занимаемое «пиками». В конце обработки звука его громкость повышается с помощью параметра out (output).

Гейт

Гейт — это процессор звука, который также начинает подавлять звук после преодоления определённого порога уровня звука, однако его отличие заключается в том, что он начинает работать после того как звук станет не громче а тише определённого пользователем уровня. Это необходимо для удаления шума, посмотрите примеры действия этого процессора. До обработки гейтом:

Обратите внимание на то что на втором изображении отсутствует шум. Гейт подавляет звук до тех пор пока не будет превышен определённый польователем уровень звука. Сложность заключается в том, чтобы правильно выставить значения атаки и отступления — это влияет на обработку полезного сигнала, на сколько он будет видоизменён при удалении шума.

Максимайзер

Максимайзер — это экстремальная компрессия звука, применяемая для максимального сужения динамического диапазона. В результате чего композиция теряет свою динамичность и обретает «громкость». Максимайзерами обычно пользуются на конечном этапе обработки композиции, преимущественно только в электронной и поп. музыке.

Давайте послушаем несколько аудио примеров компрессии звука.
До обработки гейтом:

После обработки гейтом:

До обработки компрессором.


Понятие громкости близко и понятно не только музыканту, но и людям, не связанным с музыкой. Соотношение громкости частей произведения и громкостей одновременно звучащих инструментов мы называем динамическим диапазоном . Один из главных инструментов, который продюсеры и музыканты используют для воздействия на динамический диапазон, - это компрессор .

Несмотря на то, что компрессор работает с известным всех явлением - громкостью - в большинстве случаев его использование происходит стихийно, наугад, без понимания сути происходящего. Можно знать общий принцип работы компрессора и назначение каждой ручки, но это не избавляет от ступора при первом опыте.

Зачем нужен компрессор

Основное назначение компрессора - автоматическое изменение уровня сигнала. Его работа примерно похожа на то, как если бы вы постоянно держали руку на фейдере громкости, то поднимая, то опуская ее. Отличие в том, что компрессор может очень быстро реагировать на изменения, гораздо быстрее и точнее, чем человек.

До этого момента под словом компрессор подразумевался целый класс динамических приборов. На тех же основным принципах, что и обычный компрессор, работают различные инструменты для разных задач: лимитеры , экспандеры , гейты и т.д. Их объединяет работа с громкостями отдельных звуков или микса в целом.

Классический компрессор вызывает противоречия самим своим названием. Все знают, что он делает звук громче . Но при этом название происходит от compress, что означает «сжатие», и если спросить у любого звукорежиссера, что делает компрессор, услышите ответ - «давит сигнал». Компрессор уменьшает амплитуду динамических всплесков, делает их тише . Так в чем же все-таки главный смысл компрессора - делать тише или делать громче? Ответ - и то, и другое одновременно.

Рассмотрим на примере записи вокала. Чаще всего в процессе пения звучат разные по громкости слоги или звуки. Если певец не очень хорошо контролирует динамику своего исполнения, то такие перепады создают проблемы звукорежиссеру и негативно отражаются на финальном результате работы. Тихие слоги исчезают в миксе, текст становится плохо различимым, а если настроить громкость по тихому участку, то в других местах голос начинает «торчать».

Здесь на помощь приходит компрессор. Он позволяет подавить громкие всплески, уравнять их с тихими кусками. Теперь можно поднять громкость дорожки, не боясь выпирания некоторых слогов. Таким образом, компрессор одновременно делает звук и тише, и громче . На трех изображениях показаны стадии работы со звуком: исходник с большими пиками (а) , компрессированный сигнал (б) и подъем уровня громкости всего файла (в) .

Особенно важно применять компрессию при записи в цифровую среду, когда мы вынуждены придерживаться максимального уровня в 0 дБ, ведь превышение этого порога приводит к клипам и искажениям. При появлении клипов мы понижаем уровень предусилителя, а значит уменьшаем громкость не только всплесков, но и тихих участков, что приводит к деградации сигнала (об этом в ближайшее время будет опубликован отдельный материал).

Компрессор, помещенный между предусилителем и цифровой системой записи, срабатывает лишь на самых громких всплесках, уменьшая их громкость и обеспечивая ровное звучание дорожки. Благодаря этому мы получаем возможность не уменьшать общую громкость записываемого сигнала и сохраняем качество звука .

К сожалению, многие современные музыканты, не вдаваясь в технические особенности компрессора, применяют его повсюду, считая, что с его помощью можно «вытянуть» любой звук в миксе. Причем нередко компрессоры включаются в тракт в экстремальных режимах. Опытные же звукорежиссеры используют их только тогда, когда есть реальная необходимость.

Компрессор помогает избежать проблем при записи. Чаще всего причиной проблем может быть следующее:

  • Непрофессионализм исполнителя (динамическая неровность).
  • Плохо подобранный тракт (плохие, несогласованные или неподходящие микрофоны, преампы).
  • Недостатки цифровой среды (ограничение до 0 дБ).
  • Некомфортные условия для певца (маленькое душное помещение, плохой мониторинг).
  • Низкая квалификация инженера звукозаписи.

Если исполнитель владеет голосом и умеет петь в микрофон, а инженер звукозаписи отлично знает свое дело и знает, как правильно расставить микрофоны и настроить оборудование, то компрессор может вообще не потребоваться. Но это идеальная ситуация. Поэтому уметь пользоваться компрессорами нужно, но верх мастерства - это уметь ими НЕ пользоваться.

Овладев технологией компрессии, помните: лучший звук - тот, которому компрессор не требуется . Чаще всего последующая компрессия, как и , - это устранение недостатков. Если не допускать появления проблемных мест, то и устранять будет нечего.

Параметры компрессии

Компрессоры бывают с автоматическим и ручным режимом работы. Плюс автоматических компрессоров в том, что вам не нужно вникать в непонятные названия ручек. Но автоматы обычно хорошо подходят только для какой-то определенной задачи, а в иных случаях они проявляют себя не очень хорошо.

Поэтому предпочтительнее овладеть принципами работы с компрессором , чтобы держать все процессы под контролем. Первый шаг - изучение параметров ручного компрессора. Кстати, некоторые приборы могут переключаться между режимами автоматической (Auto) и ручной компрессии (Manual).

Полный перечень параметров компрессии включает:

  • Input Gain (входная чувствительность).
  • Threshold (порог срабатывания).
  • Ratio (коэффициент сжатия).
  • Knee («колено», способ изменения волны при срабатывании).
  • Attack (атака, скорость срабатывания).
  • Release (спад, длительность затухания компрессии).
  • Output Gain (выходная чувствительность).

На некоторых компрессорах могут отсутствовать ручки для управления какими-то из этих параметров.

Input Gain

Input Gain - входная чувствительность, регулирует уровень входящего сигнала. Если этот параметр не регулируется, то уровень на входе можно корректировать, изменяя выходную громкость предыдущего устройства в цепи.

Threshold

Threshold - порог срабатывания. Компрессия срабатывает только тогда, когда сигнал становится достаточно громким (достигает заданного порога). Как только сигнал опускается ниже Threshold - она прекращается.

Первые два параметра напрямую связаны друг с другом. Понижая уровень входящего сигнала, мы изменяем его соотношение с порогом срабатывания. В результате порога достигает меньшее количество всплесков. Аналогичного эффекта можно добиться, повысив Threshold.

Громкость отсчитывается вниз от 0 дБ, поэтому ручка Threshold имеет отрицательные значения, то есть порог -30дБ обеспечит компрессию для большего количество участков волны, чем -27 дБ. При значении -30 дБ компрессор будет срабатывать чаще, потому что в его рабочий диапазон будет попадать больше .

На практике в большинстве случаев значение Threshold варьируется между -15 и -30 дБ.

Ratio

Ratio - коэффициент сжатия. Чем он выше, тем сильнее компрессор давит сигнал, превышающий порог срабатывания. Этот параметр выражается дробью и показывает, в какой пропорции происходит сжатие. Например, при Ratio 2:1 компрессор сожмет в два раза часть сигнала, превышающую порог.

Пример . Установим коэффициент сжатия на 2:1, а порог срабатывания на -20 дБ. Если при таких настройках входящий сигнал будет -18 дБ (на 2 дБ громче порога срабатывания), то превышение составит 2 дБ, и компрессор его понизит вдвое. Громкость на выходе будет -19 дБ (-20 + 2:2). Если на вход поступит сигнал на уровне -14 дБ (превышение на 6 дБ), компрессор уменьшит его на 3 дБ до уровня -17 дБ (-20 + 6:2).

При Ratio 3:1 те же лишние 6 дБ сожмутся не вдвое, а втрое, и входной уровень -14 дБ превратится в -18 дБ (-20 + 6:3).

Разберитесь с Ratio внимательно. Он показывает соотношения сигналов относительно Threshold. Не нужно думать, что при значении коэффициента 2:1 входящий сигнал в -20 дБ превратится в -40 дБ! Для лучшего понимания на рисунке приведен график, на котором видно, как изменяется сигнал при разных значениях Ratio.

При Ratio 1:1, компрессии не будет, сигнал просто пройдет сквозь компрессор.

Обычные значения степени сжатия при работе с компрессором - примерно от 2:1 до 5:1. При этом 2:1 - это слабая компрессия, которую можно и не заметить, а 5:1 - это уже довольно сильное сжатие, не всегда музыкальное. Чтобы не ошибиться - для начала используйте умеренные значения между 3:1 и 4:1, они с меньшей вероятностью навредят исходному сигналу.

Knee

Knee - это так называемое «колено» компрессии, показывающее, насколько резко или плавно будет изменяться график волны в процессе компрессирования.

К примеру, уже упоминавшиеся клипы в цифровой среде можно условно назвать очень резкой компрессией с максимально жестким «коленом» и степенью сжатия, равной бесконечности (компрессия с такой степенью сжатия называется лимитированием ). Любое превышение нуля децибел даст гладкий плоский клип.

Регулируя параметр Knee, мы можем менять плавность перехода в графике волны в момент срабатывания компрессора. Жесткая компрессия (Hard Knee) прорисовывается с явным резким перегибом графика, а при мягкой компрессии (Soft Knee) переход будет плавным, закругленным.

Не все компрессоры позволяют изменять значение Knee. Для большинства железных устройств колено является индивидуальной конструктивной особенностью.

Attack

Attack - атака, один из элементов любых огибающих. Это скорость срабатывания компрессора, то есть время, за которое компрессия достигнет заданной степени сжатия. Чем меньше время атаки, тем быстрее произойдет подавление громкого всплеска .

Важно понять, что прибавляя атаку (время), вы ее замедляете. Некоторые компрессоры, впрочем, устроены по обратному принципу. Регулятор атаки показывает не время, а отношение к времени: чем больше атака, тем быстрее действие. За подробностями лучше обратиться к инструкции выбранной модели.

Может возникнуть вопрос - а зачем нужна атака, почему бы не компрессировать сигнал сразу? В умелых руках компрессор - это не только прибор для уменьшения динамического диапазона записи, это музыкальный инструмент. Грамотно используя его возможности, можно получить интересные результаты. Иногда для придания хлесткости некоторым звукам необходимо сжать только их основное тело, оставив первые мгновения звучания нетронутыми. Увеличение времени срабатывания компрессора замедляет его действие, и он «пропускает» атаку сигнала в ее изначальном виде. Звук становится резче, приобретает «щелчок». Это полезно для придания «ватной» перкуссии звонкости. Иногда с помощью такого приема удается существенно улучшить звучание бочки или малого барабана.

Не переборщите с атакой. Пропуская слишком много сигнала мимо компрессии, вы можете сделать ее бесполезной, даже вредной. Громкие всплески будут пролезать в микс, не позволяя прибавлять уровень сигнала.

Слушайте результат, следите за индикацией компрессора и пульта и иногда нажимайте Bypass для сравнения с исходным звуком.

Release

Release - спад компрессии. Компрессор должен определенным образом начать и закончить свое воздействие, и завершение действие называется спадом. Чем больше время спада, тем дольше удерживается компрессия после возвращения сигнала на уровень ниже Threshold.

Будьте внимательны, при слишком большом значении спада компрессор может не успеть вернуться в исходное состояние до наступления следующего «всплеска». Особенно осторожным нужно быть при компрессии бочки (см. рисунок): слишком короткий релиз может дать щелчки в звуке.

Output Gain

Output Gain - выходная чувствительность, обычно она обозначается просто Gain. Если порог срабатывания и степень сжатия настроены правильно, то у вас появился запас громкости. Добавляйте выходную чувствительность до нужного уровня, не допуская перегруза и появления клипов.

Подключение динамической обработки

В ней вы сможете найти информацию не только по подключению железных процессоров к физическим входам и выходам системы записи или микшерной консоли, но и по правильной маршрутизации сигнала в цифровой среде внутри DAW.

Сравнивая сигналы без компрессора и с компрессором, вы услышите, что компрессированный сигнал заметно громче, несмотря на то, что на индикаторах уровня пики находятся на тех же значениях. Это и есть основная задача компрессии - при сохранении тех же значений пиков на индикаторах сделать сигнал громче. Она сокращает разницу между самыми тихими и самыми громкими моментами звучания, то есть уменьшает динамический диапазон.

Не забывайте, что динамический диапазон дает звуку дыхание. Ищите баланс, не усердствуйте с компрессией. Чрезмерная компрессия, как и клипы, может привести к деградации сигнала, потере музыкальности, искажениям. Сдавленный звук не только создаст сложности , но и подсознательно будет негативно восприниматься слушателями.

Учитывайте при работе с компрессором характер обрабатываемого инструмента. Живые инструменты (рояль, бас-гитара, гитара и даже бочка) при слабом взятии музыкантом ноты не просто звучат тише, они меняют тембр . Выравнивая их по громкости, вы рискуете получить неоднородное звучание партии. Тогда от компрессора будет больше вреда, чем пользы. Если музыкант специально извлекает звуки с разной динамикой, звукоинженер не имеет права портить замысел компрессией. Если нет возможности записать различные по динамике куски раздельно, лучше быть максимально осторожным с настройками. Но если разница в звукоизвлечении является следствием низкой квалификации музыканта, то, конечно, придется выбирать меньшее из зол и «утюжить» партию компрессором, несмотря на тембральные перепады.

Не забывайте про режим Bypass, чтобы сравнить сигналы с компрессией и без нее. Внимательно слушайте, действительно ли компрессия дает положительный эффект? И вообще, есть ли от нее эффект? Иногда после длительного кручения ручек звук не только не прибавляет в громкости, но и наоборот - становится тише! Это означает, что вы что-то напутали в настройках. Компрессор можно и нужно применять только тогда, когда от него есть очевидная польза .

Если ваша профессиональная деятельность или хобби связаны со звуком, то не забывайте заглядывать в этот блог, здесь вы найдете немало полезных статей на эти темы. Через некоторое время я опубликую еще пару материалов, посвященных работе с компрессорами и другими приборами динамической обработки. Чтобы не пропустить их появление - подпишитесь на обновления , это совершенно бесплатно.

Ну а если вы не желаете ждать и хотите получить комплексную и подробную информацию об аранжировке, сведении, студийной звукозаписи и создании музыки - возможно, вас заинтересует моя книга «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести по этой ссылке с доставкой по РФ и по всему миру. В частности, эта статья - переработка отрывка книги, а в самой книге вы также найдете практические рекомендации по настройкам компрессоров для различных ситуаций и творческих задач.

Остались вопросы или есть что добавить? Пишите комментарии под этой статьей, по возможности я стараюсь отвечать максимально развернуто и быстро.


Иллюстрации: А. Рублевский
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Проблемы с фазой " src="http://danalex.ru/wp-content/uploads/main_470x210-150x150.jpg" width="150" height="150" style="padding: 0px; margin: 0px; border: 0pt none;">

Многие начинающие музыканты в том числе и гитаристы, которые лишь недавно начали увлекаться , довольствуются некоторым базовым музыкальным оборудованием и программным обеспечением, и чаще всего даже не знают для чего нужен компрессор в музыке и что это вообще такое.

Для них наиболее важно не то, как будет звучать их запись в конечном итоге, а то, как качественно и красиво они смогут сыграть на своем любимом музыкальном инструменте. А такой подход к записи изначально в корне не верный и чреват в пустую потраченным временем.

С развитием мастерства у музыкантов возникает желание сделать звук своей записи более качественным, интересным и приятным на слух. Часть этой сложной задачи сможет решить компрессия звука. К счастью, на сегодняшний день существует множество простых путей достижения этой цели, так как дорогостоящее для начинающих артистов музыкальное оборудование может с легкостью заменить компьютерная программа.

Что такое компрессор?

Компрессор – прибор динамической обработки звука. Существует множество видов компрессоров с различными функциями, но основная суть их работы заключается в том, что они анализируют входной сигнал и в зависимости от настроек ослабляют или усиливать его на определенную величину.

Это нужно для того, чтобы выровнять громкость звучания композиции или выделения отдельных партий миксе. Например, при записи вокала может возникнуть ситуация, когда вокалист поет с перепадами в динамике голоса, так что слова теряются в общем звучании. Чтобы этого избежать, применяют компрессию и «вытаскивают» пропадающие участки на нужный уровень.

Принцип работы компрессора

Компрессор может быть отрегулирован по нескольким параметрам. Самые основные – величина компрессии и «точка перегиба»: в первом случае контролируется степень заглушения или усиления сигнала на выходе, а во втором случае – устанавливается уровень сигнала, после которого он не подвергается компрессии.

Также важным фактором динамической обработки является время атаки и время восстановления. Время атаки – величина, указывающая на скорость реагирования компрессора на превышение уровня входного сигнала, а время восстановления показывает на те же параметры, но с точностью наоборот. Время атаки и время восстановления особенно важно выставить на нужный уровень при записи ударных, иначе во время удара бас-бочки будут заглушены все верхние частоты и тихие звуки.

Такую задачу можно решить увеличением времени атаки – так компрессор «пропустит» момент удара бас-бочки и не заглушит высокий диапазон. Альтернативой для решения этой проблемы возможно применение устройств с другим алгоритмом компрессии. Они работают не по принципу точки перегиба, а изменяют все сигналы, но в зависимости от их уровня – чем слабее сигнал, тем меньше он подвержен изменению.

Такие компрессоры дают на выходе более мягкий и приятный звук, к тому же они просты в управлении, так как у них есть только один контролируемый параметр – уровень компрессии. Из-за того, что компрессор не в состоянии отличить шум от полезного сигнала, он может увеличивать громкость помех во время пауз в записи. Для предотвращения такой проблемы применяются экспандеры или простые гейты. Они заглушают шумы в моменты, когда происходят паузы в партии.

Компрессор в музыке

Компрессоры имеют достаточно сложную конструкцию в зависимости от количества параметров, которые они регулируют. В недорогих компрессорах часто используется автоматическая регулировка времени атаки и восстановления, что, несомненно, облегчает жизнь начинающих музыкантов и дает возможность полностью погрузиться в музыку.

Еще более легкий способ – использовать программы-компрессоры, которые очень часто встроены в секвенсоры и аудиоредакторы и имеют множество разнообразных пресетов и эмуляций. Сейчас компрессоры используются повсеместно, будь то концерт или , и каждый использует его по своим музыкальным предпочтениям.

Основы.

Сжатие (англ.). Применительно к звуковому эффекту: Compressor это устройство, предназначеное для сжатия динамического диапазона. Конструктивно это усилитель с автоматической регулировкой уровня. Выражаясь простым языком, этот эффект уменьшает разницу между тихими и громкими звуками. Кроме того, при определённых настройках параметров Attack и Release, компрессия придаёт инструментам некоторую “перкуссивность”, давая звуку больше атаки и, как бы противоречиво это ни звучало - динамики. Именно благодаря применению компрессии при сведении, современные записи звучат так мощно и гладко.

Основные параметры:

Threshold - порог включения компрессии. Сигнал ниже этого порога не подвергается обработке.

Ratio - соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack - время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release - время восстановления чувствительности эффекта.

Gain - регулятор уровня выходного сигнала.

Шкала индикатора GR (Gain Reduction) показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Практика.

В качестве материала я взял несколько шумовых импульсов - для бОльшей наглядности:

Теперь, применим эффект с “базовыми” параметрами Ratio 5:1, Attack 40 mS, Release 300 mS, Threshold -30 dB:

Здесь я пометил, какая настройка за что отвечает. Обратите внимание на действие параметра Release: релиз в 300 миллисекунд не позволяет восстановить чувствительность, так как расстояние между первыми тремя импульсами меньше этого значения, в результате чего атака второго и третьего сэмплов слегка ослаблена. Компрессор успевает восстановиться только во время большой паузы, перед последним звуком. Чтобы добиться одинаковой амплитуды на атаке всех сэмплов, достаточно уменьшить время восстановления (при прочих равных параметрах):

Параметром Attack мы задаём ширину импульса на атаке сигнала, что позволяет получить разный характер звука: высокочастотный щелчок при малых значениях (5-50мс) или низкий “пинок” при значениях 60-70мс и более:

Значение 0мс не выделяет атаку, сжатие происходит мгновенно (Компрессор работает в режиме Limiter* ):

Параметр Threshold -30dB я выбрал для лучшей визуализации. Сигнал обработаный таким образом, сильно ослаблен - фактически только атака и остаётся. С меньшим параметром Threshold мы получим меньшее ослабление сигнала и менее выраженую компрессию (это особенно заметно на последнем, затухающем сэмпле):

Реальная практика.

Теперь, когда известно как на звук влияют определённые настройки, можно применить эффект к реальному музыкальному материалу. Хоть я и использую компрессор практически на каждом треке, бездумно применять его везде я бы не советовал. Здесь не существует определённых правил, всё зависит от конкретной партии и ожидаемого результата. Например, если вы имеете дорожку рабочего барабана (Snare) или бочки (Kick), “набитую” одним сэмплом, особого смысла в компрессии нет, поскольку сэмплы уже имеют одинаковую динамику. С другой стороны, если вы хотите придать этим партиям более “пробивное” звучание, имеет смысл применить компрессию с параметром Attack 10-40 mS, быстрым Release и ослаблением (Gain Reduction) порядка 6-10dB. Это придаст звуку “ту самую” перкуссионность.

Аналогично с Distortion электрогитарами и некоторыми синтезаторными звуками - эти инструменты, как правило, уже имеют ровную динамику, но я не исключаю, например, использование лимитера для ограничения пиков или компрессора со стандартными установками, чтобы подчеркнуть атаку… Повторюсь, всё зависит от исходного материала и конечной цели.

В заключении - некоторые мои “стандартные” настройки для различных инструментов. Эти установки могут стать отправной точкой в поиске нужного звучания:

Бочка : Ratio 10:1, Attack 10-100 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Рабочий барабан : Ratio 5:1, Attack 10-40 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Хай-Хэт : Ratio 10:1, Attack 20 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Надголовные микрофоны (Overhead) : Ratio 5:1, Attack 2-5 mS, Release 1-50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Мастер трек (шина) : лимитер. Ratio 10:1, Attack 0 mS, Release 10-50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-10 dB.

Перкуссия, Loops : Ratio 10:1, Attack 10-20 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-5 dB.




Top