Филателия Термины, определения и понятия. Что такое филателия

Филателия (франц. philatélie, от греч.(греческий) philéo – люблю и atéleia – освобождение от оплаты, пошлины, сбора; имеются в виду почтовые марки, заменившие денежную плату за пересылку писем), коллекционирование знаков почтовой оплаты – почтовых марок , этикеток, ярлыков, календарных и специальных гашений (штемпелей), штампов и др., а также конвертов и открыток-карточек с этими знаками – напечатанными (т. н. цельных вещей) или наклеенными (т. н. целых вещей). Термин «Ф.» введён в 1864 французским коллекционером Г. Эрпеном. В Ф. предметы коллекционирования изучаются в трёх аспектах: собственно филателистическом (бумага, на которой напечатана марка, водяные знаки на ней, размер, тип и форма перфорации, краски, клей, способы печати и гашения, дефекты и ошибки печати и пр. – всё, что подтверждает подлинность марки, время её выпуска, продолжительность обращения, а также разновидности марок – т. е. отступления в полиграфическом исполнении от основного типа, проекты марок – эссе, пробы печати и цвета, первичные оттиски и др.), историческом (политические и экономические условия появления марки, период, когда она находилась в обращении, причины её изъятия, правила использования, специальные гашения и надпечатки, почтовые маршруты, тарифы, оформление корреспонденции, способы доставки и пр.) и тематическом (теория и практика коллекционирования по определённым темам). Различают коллекции хронологические, тематические и специальных областей Ф. В хронологических коллекциях объекты систематизируются в порядке последовательности их выпуска, подразделяются на: генеральные – собрания всех выпущенных в мире, группе стран, отдельной стране почтовых марок и (или) цельных вещей (разновидности, как правило, отсутствуют); специализированные – не только все выпущенные марки и цельные вещи, но и их разновидности (нередко марки на письмах и в листах, эссе, образцы, т. е. марки, направляемые государственными почтовыми ведомствами в Бюро Всемирного почтового союза, частью с надпечаткой «образец», и др.); исследовательские – специализированные собрания, отражающие результаты исследований в какой-либо области истории знаков почтовой оплаты и др. памятников почтового обращения. Тематические коллекции могут быть собственно тематическими, в основе которых индивидуальный подход коллекционера к избранной теме и подбору материалов; мотивными – подбор материалов, объединённых общностью изображений (сюжетов); документальными – собрания марок, почтовых и др. документов, раскрывающих тему. Среди коллекций специальных областей Ф. – коллекции воздушной почты (самолётной, вертолётной, ракетной, аэростатной, планёрной, катапультной, голубиной и др.), корабельной, ж.-д.(железнодорожный), пневматической, почтовых штемпелей (в т. ч. домарочного периода, специальных, номерных и др.), штемпелей франкировочных машин (отмечающих оплату и дату почтового отправления), марок с фирменными проколами, писем домарочного периода, служебной и полевой почты и др.

Ф. возникла в конце 40-х гг. 19 в. С 60-х гг. стали выпускаться филателистические каталоги (первые – А. Потике, Париж, 1861; Ж. Б. Моэнс, 1862, Брюссель; Скотт, Нью-Йорк, 1867), журналы (первые – «The Monthly Advertiser», Ливерпул, 1862–64; «Le Timbreposte», Брюссель, и «Magazin für Briefmarken-Sammier», Лейпциг, оба с 1863), появились организации филателистов в США (1868), Великобритании и Германии (1869), Франции (1874), затем в др. странах, в том числе в России (1883, Петербург, Москва). С 70-х гг. в ряде стран создаются национальные почтовые музеи, где собираются и хранятся государственные коллекции знаков почтовой оплаты (первые – в Германии, Франции, Болгарии; в России – почтовое отделение Почтово-телеграфного музея в Петербурге в 1884, ныне центральный музей связи им. А. С. Попова, свыше 4 млн. марок, маркированных конвертов, карточек и др.), возникают крупные частные коллекции, организуются филателистические выставки (1870 – Берлин, 1873 – Вена, 1878 – Париж, 1887 – первая международная, Антверпен, 1889 – Нью-Йорк). В конце 19 – начале 20 вв.(века) во многих странах основаны национальные общества филателистов (в 1907 «Российское общество филателистов» в Петербурге и Московское общество собирателей знаков почтовой оплаты); начали издаваться получившие впоследствии мировую известность наряду с каталогом «Scott» каталоги «Stanley Gibbons» (Великобритания, 1879–95), «lvert et Tellier» (Франция, 1897–1913), «Zurnstein» (Швейцария, 1909), «Michel» (Германия, 1910). В 1926 основана Международная федерация Ф. – ФИП (в 1976 объединяла национальные общества из 57 стран), под патронажем которой с 1929 регулярно организуются международные филателистические выставки (к 1976 – свыше 100).

В СССР первое общество филателистов создано в 1918 в Москве, в 1923 основано Всероссийское общество, в 1924/25 проведена первая Всероссийская филателистическая выставка. В 50-е гг. объединения филателистов возникли во многих городах страны, с учреждением в 1966 Всесоюзного общества они вошли в его состав (см. Филателистов общество ). С 1963 издаётся ежегодник «Советский коллекционер», с 1966 – ежемесячный бюллетень «Филателия СССР». В 1976 выпущен «Каталог почтовых марок СССР. 1918–1974», к которому издаются ежегодные дополнения.

С середины 20 в. Ф. стала наиболее массовой областью любительского коллекционирования, чему способствуют значительно расширившийся почтовый обмен между странами, выпуск почтовыми ведомствами большинства стран коммеморативных (памятных) эмиссий, многокрасочных серий марок, посвященных истории, важнейшим событиям современности, искусству, фауне, флоре, спорту и пр.; отдельных марок, блоков (сувенирный лист с одной или несколькими напечатанными марками и надписью на полях), цельных вещей, предназначенных специально для филателистов; широкая продажа (в т. ч. комиссионная) коллекционных знаков почтовой оплаты, альбомов, кляссеров и др. предметов Ф.; издание каталогов марок; организуемые филателистическими обществами национальные и международные выставки, внутригосударственный и международный обмен, пропаганда Ф. через специализированные журналы и др. периодические издания. Филателистические журналы издаются во многих странах мира, в том числе социалистических: «Филателен Преглед» (НРБ), «Filatéliai Szemie» (ВНР), «Sammier Express» (ГДР), «Filatelia Cubana» (Куба), «Filatelista» (ПНР), «Filatelie» (СРР), «Filatelie» (ЧССР); в капиталистических – «The London Philatelist» и «Philatelic Magazine» (Великобритания), «The American Philatelist» и «Linn"s Weekly Stamp News» (США), «Der Sammler-Dienst» и «Deutsche Zeitung für Briefmarkenkunde» (ФРГ), «Austria-Philatelist» (Австрия), «Schweizer Briefmarken-Zeitung» (Швейцария), «L"Echo de la Timbrologie» и «La Philatélie française» (Франция), «III Coliezionista» (Италия), «Dansk Filatelistisk Tidsskrift» (Дания).

В социалистических странах Ф. наибольшее развитие получила в СССР, ГДР(Германская Демократическая Республика), ПНР(Польская Народная Республика), ЧССР(Чехословацкая Социалистическая Республика) и ВНР(Венгерская Народная Республика), в капиталистических – в ФРГ(Федеративная Республика Германии), Франции, Великобритании, США, Австрии. Уникальными государственными коллекциями почтовых марок располагают Британский музей (Лондон), почтовые музеи в Стокгольме, Париже, Берне; среди известных частных собраний – коллекции английской королевской семьи, Ф. Феррари (Австрия), М. Бурруса (Швейцария), А. Лихтенштейна, А. Хинда и Д. Бокера (США), Х. Канаи (Япония).

В середине 70-х гг. 20 в. национальные организации и др. объединения Ф. имелись в большинстве стран, Ф. занимались 150–200 млн. чел., в том числе 0,5 млн. чел. в СССР, из них свыше 200 тыс. членов Всесоюзного общества филателистов.

Лит.: Стальбаум Б. К., Что надо знать филателисту, М., 1968; Бабинцев С., Филателистическая библиография, М., 1970; Соколов М. П., Ниселевич Л. М., Спутник филателиста, 2 изд., М., 1974; Владинец Н. И., Филателия, М., 1975; Сашенков Е. П., Полярная почта, М., 1975; Басин О. Я., Филателистический словарь, 2 изд., М., 1976; Grallert W., Einführung in die Briefi markenkunde, Lpz., 1957: Williams L. N. and Williams М., Techniques of philately, L., 1969; Hille Н., Moderne Philatelie, B., ; Hamann H., Kleine Briefs markenkunde, B., ; Groer M., Praktyczna filatelystika, Warsz, 1975.

Н. И. Владинец.

«Сколько раз тебе объяснять – я не сифилитик, я филателист!» Этого мужа из анекдота вполне можно понять: когда тебе приписывают «дурную» болезнь вместо благородного увлечения – ощущение бывает не из приятных… а вот из какого «медвежьего угла» явилась его супруга – понять труднее: ведь что такое филателия – известно в наше время всем!

Впрочем, не все понимают это слово с предельной точностью: многие считают, что филателия – это коллекционирование марок. Это верно, но лишь отчасти, область интересов филателии гораздо шире, в неё входят и почтовые этикетки, и даже почтовые штемпели на конвертах, карточках и открытках – словом, всё, что так или иначе относится к знакам почтовой оплаты. Именно поэтому первоначальное название «тэмброфилия» (от французского слова timbre – марка) было вытеснено словом «филателия», происходящего от греческого слова «телос»: так в Древней Греции называлась пометка на письме, обозначающая, что доставка оплачена отправителем и от получателя никакой платы не требуется. Новый термин потребовался для того, чтобы отграничить истинных коллекционеров и исследователей от т.н. «маркоманов», который собирали марки для того, чтобы применить их не по назначению – например, в качестве… обоев.

Коллекционирование марок родилось сразу же после введения их в оборот в 1840-м году. Поначалу их собирали без всякой системы (мы уже говорили о таких «маркоманах»), но уже в 1855 году парижанин Мансен продал букинисту Э.Лапланту вполне систематизированную коллекцию, в которой были представлены почти все почтовые марки, выпущенные к тому времени. Этого человека с полным правом можно назвать первым настоящим филателистом, основоположником этого явления. Мансен был далеко не одинок в своём увлечении, а где спрос, там и предложение: появились торговцы, занимавшиеся продажей марок не для использования их по прямому назначению, а именно для коллекционирования.

Увлечение ширится, захватывая даже представителей царствующих домов. Филателисты объединяются в общества, появляются даже коллекции марок, принадлежащие государствам – для этого создаются почтовые музеи. Да и самих марок становится всё больше – уже нельзя собрать все, как Мансен. Среди филателистов появляется узкая специализация: многие ограничиваются марками определённой части света или даже одного государства. А государства тем временем научились извлекать выгоду из филателии, выпуская время от времени марки именно для того, чтобы их купили коллекционеры.

Стоит ли уделять такое внимание знакам почтовой оплаты! Определённо стоит! Ведь иной раз они становятся поводом для серьёзных конфликтов. Так, в 1896 г. Венесуэла выпустила марку в честь своего национального героя, одного из руководителей борьбы за независимость генерала Франсиско Миранды. Будь на этой марке портрет упомянутого исторического деятеля – ничего бы, может, и не случилось, но там изобразили карту спорной территории – части Британской Гвианы, на которую претендовала Венесуэла (видимо, имелось в виду, что Миранда сражался бы за эту землю, будь он в живых). В данном случае всё обошлось выражением протеста со стороны Великобритании, а вот подобный конфликт между Парагваем и Боливией, когда каждая из стран изображала на марках спорную территорию, кончился кровопролитной войной… К счастью, дело не доходило до войны, когда в 60-х гг. XX века ФРГ изображало на марках архитектурные памятники, расположенные на территории ГДР, Польши и Советского Союза, но письма с такими марками возвращались отправителям как неоплаченные…

Одна из главных задач в филателии – отличить подлинную марку от поддельной. А подделки бывают разные! Иной раз подделывают марки, которые… никогда не существовали. Так, на рубеже веков немало шуму наделала марка Абхазии с изображением… Билла Клинтона и Моники Левински. Разумеется, к Абхазии она не имела никакого отношения, но марка непризнанного государства «автоматически» превращается в редкость, а тут ещё с такими одиозными персонажами… Но настоящий филателист не купится на подобную фальшивку, он всегда отличит её от подлинного исторического свидетельства, каковыми являются знаки почтовой оплаты.

Вас увлек разнообразный и красочный мир почтовых марок, и вы решили стать филателистом. С первых же шагов вы обнаруживаете, что в филателии существует своя, особая терминология. Некоторые известные вам слова, например блок (приспособление для поднятия тяжестей), здесь имеют совсем иное значение.
Другие слова, например клемм-таш, франкировка, вы встречаете впервые.
Значит, чтобы все понимать, читая филателистические книги, журналы, статьи или работая с каталогом почтовых марок, вам необходимо знать филателистическую терминологию. Этой цели и служит наш краткий филателистический словарик.

БЛОК — так называют 2—4 марки, расположенные рядом на одном листе, разделенные или не разделенные перфорацией и имеющие общее оформление. Кроме того, блок — эго сувенир, выпущенный в связи с каким-либо выдающимся событием. Иногда такой блок имеет оригинальный рисунок, не встречающийся на марках. Но чаще на блоке изображается одна или несколько существующих почтовых марок. Блоки бывают разного размера. Марочное поле у блока большое, и на нем часто делается памятная надпись.

ВОДЯНОЙ ЗНАК — видимое только при определенных условиях (на просвет) изображение эмблемы и различных знаков на бумаге. Применялось как средство для отличия подлинной марки от поддельной.

ГАШЕНИЕ — наложение на марку металлическим штемпелем краски в знак почтового ее использования во избежание случаев вторичного ее применения. Первое время гашение делалось чернилами.

ГУММИРОВКА — нанесение на обратную сторону марки специального клея для приклеивания марки к конверту.

ДУБЛЕТЫ — вторые экземпляры одной и той же марки, уже имеющейся в коллекции. Хранятся отдельно от коллекции как фонд для обмена.

ЗУБЦОВКА — проколы дырочек по краям марки на листе для быстрого отделения одной марки от другой. Зубцовка бывает разного размера и делается специальными машинами. По способу производства проколов различаются три основных вида зубцовок: гребенчатая, линейная, рамочная. Иногда марки выпускаются и без зубцов.

КАРТ-МАКСИМУМ — художественная открытка с наклеенной на нее почтовой маркой точно такого же рисунка и погашенная специальным памятным штемпелем гашения.

КЛЕММ-ТАШ — специальные черные полоски бумаги с приклеенной к ним прозрачной полоской целлофана. Предназначаются для хранения марок, которые вкладываются под целлофан.

КЛЯССЕР — вид альбома для хранения марок. В кляссерах марки закладываются под прозрачные полоски из кальки или целлофана.

НАДПЕЧАТКИ — нанесение на почтовую марку какого-либо текста или новой цены.

НАКЛЕЙКА — небольшой прямоугольник тонкой бумаги с нанесенным на него клеем. Служит для приклеивания марки к альбомам.

ПЕРФОРАЦИЯ — см. зубцовка.

ПОЧТОВЫЙ ШТЕМПЕЛЬ — штамп разнообразной формы с указанием пункта (города) и даты отправления письма с наклеенной на него маркой.

РАЗНОВИДНОСТЬ — отклонение от утвержденного образца марки. Разновидности бывают по оттенку краски, размеру, зубцовке, способу печати, сорту бумаги и т.п.

РАРИТЕТ — редкая, иногда уникальная марка. Такой редкостью считается, например, марка Британской Гвианы 1856 года стоимостью 1 цент, отпечатанная черной краской на бумаге карминового цвета. Пока известен только один экземпляр такой марки.

СПЕЦГАШЕНИЕ — наложение на почтовую марку на конверте или на открытке специального памятного или юбилейного штемпеля гашения. За последнее время такими штемпелями почта отмечает многие важнейшие события.

ТЕТ-БЕШ — две марки, не отделенные друг от друга, причем одна из них по отношению к другой отпечатана на листе с перевернутым рисунком.

Запомните, как правильно произносятся некоторые филателистические термины:
гашЁный (не гАшеный)
дублеты марок (не дубликаты)
каталОг (не катАлог;)
кляссЕр (не клЯссер)
мелованная бумага (не меловая)
филателИя (не филатЕлия)

Разным видам коллекционирования, все возрасты покорны. Все сказанное выше в превосходной степени относится к филателии. Ни одному виду коллекционирования не посвящено такой обширной литературы - журналов, сборников, справочников, каталогов, пособий, книг, что наряду с чрезвычайным разнообразием самих филателистических материалов, их познавательными и художественными достоинствами, относительной доступностью, сделало филателию самым массовым, самым распространенным видом коллекционирования. Коллекционированием и изучением знаков почтовой оплаты (без изучения нет серьезной филателии) занимались и занимаются многие миллионы людей во всем мире: по данным организации ООН, более 100 миллионов человек собирает марки; в России число организованных филателистов, т.е. членов Союз филателистов России (СФР), несколько тысяч; филателистов много в таких странах как Германия, Чехословакия, Венгрия, Польша. Дело в том, что в любой стране количество людей, собирающих марки, в десятки и сотни раз превышает количество филателистов, объединенных в общества и союзы. По оценкам специалистов ранее в СССР собирали марки около 4 миллионов человек, в США на то время есть более конкретные данные: с помощью анкет, опросов, сведений филателистических фирм установлено, что марки собирало 16 миллионов жителей США, из них 65 процентов мужчин и 35 процентов женщин; 16 процентов младше 15 лет, 59 - в возрасте от 15 до 55 лет и 25 — старше 55 лет, В ФРГ собирало марки 6 миллионов человек, причем 1 миллион регулярно получало марки по абонементам.

— это увлечение на всю жизнь. История филателии подтверждает, что собиранием марок увлекались люди всех возрастов и профессий. История помнит К. Маркс охотно поощрял коллекционирование почтовых марок дочерью Элеонорой. В переписке К. Маркса и Ф. Энгельса есть сообщения (в письмах от 21 апреля и 20 мая 1863 г.) об отправке и получении марок, которые Ф. Энгельс посылал для Тусеньки (так в семье называли Элеонору). Среди миллионов людей, занимавшихся или занимающихся и поныне филателией, было много известных имен. Выдающиеся государственные деятели Франклин Рузвельт, Джавахарлал Неру, Иосип Броз Тито были опытнейшими филателистами, собравшими замечательные коллекции. Бывший генеральный секретарь ООН, а далее президент Австрии Курт Вальдхайм на официальной прессконференции в Нью-Йорке заявил, что он и трое его взрослых детей страстные филателисты. Президент Финляндии Мауно Койвисто как-то получил на филателистической выставке высокую награду за тематическую коллекцию "Рабочее движение в Финляндии". Филателисты назовут среди коллег по увлечению имена политических деятелей Георгия Плеханова, Максима Литвинова, Юрия Сгеклова, Людвика Свободы, Урхо Кекконена, писателей и поэтов Антона Чехова, Валерия Брюсова, Александра Блока, Александра Грина, драматурга Виктора Розова, академиков Ивана Павлова, Андрея Туполева, Ивана Бардина, Петра Ребиндера, Ильи Лифшица, Станислава Сгрумялина, командира гордого "Варяга" контр-адмирала Всеволода Руднева, советских адмиралов Николая Амелько и Тимура Гайдар генерала армии Станислава Поплавского, политического обозревателя Спартака Беглова последнего "короля вальсов" венского композитора Роберта Штольца и многие другие.

Но филателистом становятся отнюдь не из тщеславного желания быть причастным к кругу столь замечательных людей. Даже если бы ни один из них марок не собирал, все равно все новые и новые поколения людей всех возрастов и профессий будут отдавать свое свободное время почтовым маркам. Вероятно, объяснение следует искать в природной склонности человека к коллекционированию. Что такое филателия? Филателия - это коллекционирование и изучение всех изданий и знаков, выпущенных, наклеенных или оттиснутых на отправлениях в связи с их приемом, пересылкой и вручением соответствующими почтовыми учреждениями. Уточним, что к почтовым изданиям и знакам филателисты относят почтовые марки, цельные вещи, механические франкатуры и различные почтовые штемпеля (подробнее эти понятия раскрываются в других главах). Следует еще подчеркнуть, что современная филателия, наряду с коллекционированием этих изданий и знаков (часто их называют филателистическими материалами, а в некоторых странах — предметами филателистического интереса), делает особый упор на изучении всех подробностей, связанных с их возникновением, сюжетом, производством и применением.

Для точности приведем и определение из Генерального регламента оценки конкурсных экспонатов на выставках Международной федерации филателии: "Филателистическим материалом считается материал, который в целях пересылки почтой или другими почтовыми средствами сообщения выпущен в обращение, предназначался для выпуска в обращение или произведен для подготовки к выпуску в обращение, использовался или признавался государственными или частными почтовыми учреждениями или другими должным образом назначенными или уполномоченными органами как имеющий силу для оплаты почтовых услуг”.

Не будем ввязываться в спор о том, является филателия наукой или нет. Ограничимся бесспорным утверждением, что филателия — это полезное интеллектуальное занятие, сочетающее приятный отдых с расширением культурного кругозора. Беспредельное многообразие сюжетов почтовых марок, конвертов, карточек и их художественного воплощения, органическая связь филателии с интеллектуальным, эмоциональным, нравственным, волевым и эстетическим миром современного человека придают ей энциклопедически образовательный характер, способствуют благотворному влиянию на умы и сердца людей, особенно молодых. Вероятно, потому и назвали филателисты из Германии Г. Хаманн и Ф. Матке свою книгу "Филателия — больше чем хобби". Академик Павлов считал, что филателия раскрывает перед человеком мир, помогает узнавать его, воспитывает опрятность, терпение, любовь к порядку, вдумчивость и стремление к совершенству. Космонавт Владимир Джанибеков не только собирал марки, но и является автором нескольких советских марок. Он пишет: "Филателия стала общепризнанным средством воспитания, способствующим формированию зрелого идейного мировоззрения, расширения кругозора, приобщенйя сотен тысяч людей к прекрасному миру почтовой миниатюры".

Во многом близка искусству. Не только потому, что в марках с большой полнотой отражена история искусства всех времен и народов, что филателия воспитывает эстетические вкусы, но и потому, создание современной филателистической, особенно тематической, коллекции тоже своего рода искусство. В ней самореализуются творческие возможности филателиста. Хорошая тематическая коллекция нередко напоминает остропублицистический документальный фильм, повествующий своеобразным языком о важных проблемах современности. Создавая коллекцию, филателист выступает как автор-сценарист, редактор, режиссер и художник к нередко поднимается до высот подлинного искусства.

Хорошая коллекция, по существу, является своеобразной энциклопедией, где представлены общественно-политические явления и события в жизни народов, памятники материальной культуры, история науки, искусства и то прекрасное, что люди почему-то называют скучным словом "окружающая среда". Филателия в нашей стране, и в других странах служит делу мира. Марка на письме, как песня, проникает во все уголки земли, не зная границ, шлагбаумов и таможен. Даже исчезнувший памятник или затерявшееся во времени событие сохраняется, если они запечатлены на марках. Можно ли у вас дома увидеть, например, плакаты, изданные к четвертой, пятой, десятой годовщинам Великого Октября? Вряд ли. Их увидишь даже не в каждом музее. Но сотни тысяч филателистов имеют такие миниатюрные плакаты в своих альбомах. Многие ли из вас знают портреты писателя В.В. Капниста или поэта В.И. Майкова? Вам покажут их даже начинающие филателисты. В 1926 г, один студент, понимая, как марка сохраняет память о людях и событиях, сказал: "Если когда-нибудь работники научных лабораторий и их открытия будут изображаться на марках, я хотел бы быть среди них". Его портреты на марках нашей и многих зарубежных стран хранятся у миллионов филателистов всего мира. Студента звали Сергей Королев.

Эти краткие заметки о сущности филателии закончим словами поэта Николая Рыленкова: "Всякое собирательство воспитывает волю к непрекращающимся поискам, но не всякое так раздвигает горизонты, так обогащает в познании мира, так укрепляет дружеские связи между людьми различных стран, как филателия (В ней, как небо в капле росы, отражается вся жизнь современного человечества с его историческими связями и новыми устремлениями. Филателия запечатляет самый дух времени и обязывает увлекшегося ею "быть с веком наравне".

Школьная реформа ставит перед работниками просвещения ответственную задачу — поднять качество образования, учебно-воспитательной работы в школах и внешкольных учреждениях на уровень современного этапа социально-экономического развития страны, требований научно-технической революции. В выполнении этой задачи свою, пусть весьма скромную, роль, наряду с другими, более важными и действенными средствами воспитания подрастающего поколения, играет и юношеская филателия. Коллекционирования марок среди школьников помогает не только расширять и углублять их знания, прививать интерес к изучению природы, истории, общества, культуры, науки и искусства, но и открывает перед педагогами новые своеобразные возможности в формировании у детей и юношества лучших черт человека.

Формы нравственного воспитания детских коллективов очень разнообразны, Например, в 60-х годах КЮФ Киевского Дворца пионеров принял "Кодекс чести юного филателиста", получивший затем широкое распространение. Изучение Кодекса включено в Программу занятий кружков юных филателистов. Кодекс состоял из десяти кратких статей-заповедей:

1. Будь патриотом. Старайся и в филателии выразить свою любовь к Советской Родине. Помогай филателистическими средствами работе коллектива своей школы, Будь активным членом КЮФ. Старайся, чтобы он работал лучше, поддерживай и защищай его честь, не запятнай ее,
2. Будь честен во всем, в том числе и в филателии. Не ищи в ней выгоды, не ловчи, не жадничай, не веда обмена ради обмена. Выменивай честно то, что нужно тебе для коллекции. Не скупись, если знаешь, что твоя марка из двойников очень нужна для коллекции твоему товарищу, подари ему ее. И подумать не смей сбыть кому-нибудь бракованную или "больную” марку! Поспеши сам заявить о ее недостатках, иначе навсегда потеряешь уважение товарищей,
3. Отстаивай чистоту филателии. Борись с ”жучками" менялами и спекулянтами, обманывающими ребят. Противоборствуй проникновению буржуазных торгашеских взглядов, чуадых духу советской филателии,
4. Держи слово. Филателисты народ обязательный. Что пообещал — выполни. Не можешь не обещай. Получил письмо — не позднее чем через неделю ответь. Не хочешь переписываться — сообщи об этом корреспонденту полностью с ним рассчитайся и передай адрес товарищу, Переписывайся со своими сверстниками. Не изображай себя взрослым в своих письмах. Не спеши начинать заграничный обмен он тебе не разрешен, да ты и не сумеешь его вести. Успеешь когда станешь взрослым.
5. Не ленись. Филателия требует разносторонних знаний и серьезной творческой работы. Упорно добывай эти знания, настойчиво работай, чтобы суметь сказать и свое слово в филателии.
6. Не прячь знаний. Помни и выполняй наш девиз: ”Узнал новое — поделись с товарищем, научился сам - научи товарища”. Стремись оформить свою коллекцию и представить на суд товарищей. Но экспонировать на крупных выставках не спеши.
7. Не зазнавайся. Сколько бы ты не знал и умел, сколько бы медалей не получил, помни, что знаешь очень мало, что другие знают и умеют больше. Прислушивайся к мнениям и критике более опытных товарищей, Будь само-критичен, избегай скороспелых решений, Семь раз забракуй каждый лист своего экспоната, улучшай и совершен-ствуй его, никогда не считай полностью законченным.
8. Помогай младшим, а тебе помогут старшие. В коллективизме и товарищеской взаимопомощи — сила советской филателии.
9. Не мечись, не шарахайся из стороны в сторону. Спешка филателии противопоказана. Серьезно подумай и выбери на многие годы направление и объем коллекционирования, определи свою тему и систематически над ней работай.
10. Будь аккуратен. Филателиста узнают не только по любознательности (без нее нет филателиста), но и по аккуратности. И не только в коллекции, но и на рабочем месте, в одежде, прическе”.

Филателия - это область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты, к которым относят почтовые марки, этикетки, ярлыки, штемпели и штампы (календарные и специальные гашения), почтовые конверты, карточки, открытки с этими знаками (напечатанные или наклеенные). Область изучения филателии - история почтовой связи.

Термин "филателия" происходит от греческого "φίλος", "φιλέω" - друг, люблю и "τέλος" - сбор, пошлина. В далёком прошлом в Греции на отправляемых письмах ставили отметку - телос, которая означала, что письмо оплачено отправителем и получателю ничего не нужно. Данную отметку можно назвать предшественницей современной почтовой марки, заменившей денежную плату пересылки письма.

Первоначально страсть к знакам почтовой оплаты называли "тэмброфилией" или "тэмбрологией" (от французского "timbre" - почтовая марка). Но когда через некоторое время выяснилось, что "коллекционеры почтовых марок" не столько изучают их, сколько накапливают, причём для совершенно других целей, как, например, оклейка комнат, то это новое увлечение назвали "маркоманией". Непосредственно термин "филателия" был введён французским коллекционером Жоржем Эрпеном в 1864 г., который в статье во французском ежемесячном журнале "Коллекционер почтовых марок" рассуждал, что получивший широкое распространение термин "маркомания" не отражает самой сущности и взамен ему предложил новое определение - "филателия", под которым подразумевал любовь к изучению всего того, что относится к знакам почтовой оплаты - марок, конвертов, штемпелей и т.п.

Как область коллекционирования филателия возникла в начале 1840-х годов, когда появились первые почтовые марки.

Почтовая марка - это знак оплаты почтовых услуг, а именно - пересылки и доставки корреспонденции. Марки выпускаются в обращение почтовыми администрациями (в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции). Государство, выпускающее марки, должно быть членом Всемирного почтового союза (или представлено в нём через другое государство).

Впервые почтовые марки появились в Англии в 1840 году. За первых двадцать лет их обращения в мире насчитывалось всего чуть более 900 различных марок, а вначале 1970-х годов количество почтовых марок уже превысило 250 тысяч.

Марка почтовая основная - марка, которая включена в какой-либо филателистический каталог под своим собственным (самостоятельным) номером. Наряду с основными марками существуют разновидности марок (связанные с отклонениями в графическом исполнении, зубцовке, бумаге, водяных знаках и т.п.), отмечаемые дополнительными римскими цифрами.

Марка почтовая чистая - марка, которая не была в использовании, имеет хороший внешний вид, с нетронутым клеем. Чистые почтовые марки имеют чёткие и полные изображения, поэтому пользуются наибольшим спросом у филателистов.

Марка почтовая гашёная - марка, бывшая в почтовом употреблении и погашенная почтовым штемпелем или иным способом. Гашёные почтовые марки обычно дешевле чистых, их легче хранить. Гашёные марки пользуются малым спросом у основной массы филателистов. Однако почтовое гашение придает некоторую дополнительную филателистическую ценность и многие специализированные и исследовательские коллекции состоят только из гашёных почтовых марок, ведь именно гашение удостоверяет факт нахождения почтовой марки в обращении, придавая таким образом историческую достоверность.

Марка почтовая классическая - знак почтовой оплаты, вышедший в обращение с 1840 г. до 1875 г. Период времени до 1840 года считается домарочным.

В наши дни существует около 500 экземпляров редких почтовых марок (в том числе уникум, раритет). Лишь 1 % редких марок имели почтовые функции, т.е. не являются разновидностями.

Почтовая марка уникум - марка (разновидность), которая имеется в единственном экземпляре. Примером уникума является почтовая марка Британской Гвианы № 9 1856 года, напечатанная примитивным способом, - это самая дорогая почтовая марка в мире.

Раритетная почтовая марка - достаточно редкая марка (разновидность), которая имеется в малом количестве экземпляров. Примерами раритета служат почтовые марки острова Маврикия № 1 и № 2 1847 года. В настоящее время в мире насчитывается лишь 14 и 12 экземпляров этих марок соответственно.

Серия почтовых марок - несколько марок, объединённых по какому-либо признаку (поводу или времени выпуска, оформлением и т.п.).

Идентичные серии почтовых марок - серии с общей темой и оформлением, издающиеся в разных странах по одному и тому же поводу. Так например, в 1956 году в честь "Дня Севера" почтовые марки с одинаковыми рисунками летящих лебедей были напечатаны в следующих государствах: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция.

Перманентные серии почтовых марок - серии, издающиеся на протяжении нескоторого периода времени. К примеру серия почтовых марок СССР "Писатели нашей Родины", впервые была напечатана в 1956 году, а выпуск продолжался в 1957 г. и 1959 г.

Сборные серии почтовых марок - серии, объединяющие марки различной популярной тематики. Примером является серия почтовых марок Венгрии № 2038-2041 (1964 года), включающая марки с тематикой флоры, фауны, спорта, космоса.

Тираж почтовой марки - количество выпущенных в обращение экземпляров марки. Например, в СССР средний тираж нестандартной марки составлял 4,5 млн., а почтового блока - 1 млн.




Top