1 информационно коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

Цель

Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


Значимость технологии

Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


Актуальность

В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


Функции

Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
  • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
  • стимулировать желание учиться;
  • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


Достоинства методики

Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

Направления компьютерных технологий

В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

  • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
  • для контроля ЗУН учащихся;
  • в качестве тренажера.

Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


Распределение по этапам

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;
  • при закреплении полученных ЗУН;
  • для проведения физминуток;
  • во время контроля и повторения.

Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

Заключение

Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

Средства информационно-коммуникационных технологий -- это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • 1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • 2) электронные энциклопедии и справочники;
  • 3) тренажеры и программы тестирования;
  • 4) образовательные ресурсы интернета;
  • 5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • 6) видео и аудиотехника;
  • 7) научно-исследовательские работы и проекты;
  • 8) интерактивная доска.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в система образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) и программные (электронные учебники,тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  • 1) для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем и программ для работы в режиме online (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru и т.д) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, создание слайдов-презентаций в режиме online);
  • 2) для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel позволяет выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д;
  • 3) для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
  • 4) для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
  • 5) для общения (Internet, электронная почта, Skype, Hangout и т.д);
  • 6) для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, zplayer, программы для просмотра изображений CorelDraw, PhotoShop), программы для создания схем, чертежей и графиков (Visio и др).

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем :

  • -сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • - возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • - возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  • - активизация внимания всего класса;
  • - обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • - осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • - сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся; экономии учебного времени;
  • - формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет - ресурсами может способствовать формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но и даже расизма и ксенофобии.

Учебные Интернет - ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

  • - Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
  • - Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
  • - Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
  • - Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
  • - Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов :

  • 1) hotlist;
  • 2) treasure hunt;
  • 3) subject sampler;
  • 4) multimedia scrapbook;
  • 5) webquest.

Эти термины на русский переводятся с помощью транслитерации. Структура и методическое содержание каждого из этих ИР состоит в следующем:

Хотлист (список по теме) - список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла - следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала, а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Вебквест (интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Наиболее полно возможности учебных Интернет-ресурсов проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.

Новейшие информационно-коммуникативные технологии занимают все большее и большее место в жизни современного человека. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дает возможность избежать субъективной оценки.

Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

Информационно-коммуникативные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.

Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиям реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом, происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео -, графическим материалом.

Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности, информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло применение информационно-коммуникационных технологий как авторских (приобретенных), так и разработанных самим педагогом.

Под выражением информационно-коммуникационные технологии понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото - и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Включение ИКТ в процесс обучения становится необходимым и неизбежным, позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Использование информационно-коммуникационных технологий делает возможным:

  • применять игровые моменты при объяснении нового материала или при контроле знаний учащихся по изученной теме;
  • шире использовать наглядность при объяснении нового материала;
  • сделать урок на более современном уровне;
  • повысить мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
  • составление учащимися компьютерных разработок является элементом исследовательской деятельности.

Сегодня невозможно представить современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий. Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения учебного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
  • как средство обеспечения наглядности (презентации);
  • как средство поиска информации;
  • как средство обработки информации (построение диаграмм, графиков);
  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки);
  • как средство коммуникации.

Стоит отметить, что уроки с использованием компьютера позволили:

  • улучшить качество усвоения материала на 15–20%;
  • сократить время для изучения новой темы на 2–4 урока.
  • автоматизировать вычислительные навыки и грамматические навыки за более короткий срок (в 1,5–2 раза).
  • снизить количество ошибок на 5–10% в контрольных работах учащихся.
  • увеличить скорость выполнения работы (2/3 класса выполняют работу за 15–20 минут), сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  • реализовать индивидуальный подход;
  • усилить самостоятельность школьников;
  • изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
  • объективно оценивать знания учащихся;
  • повысить качество наглядности.

Использование информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Все чаще прикладной характер использования ИКТ отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Владение ими позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка, открывает большие возможности в практической деятельности учителя.

Основные цели информационно-коммуникационных технологий в начальной школе:

  • создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;
  • обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений;
  • отразить в заданиях сведения из окружающей действительности, расширяющие возможности применения формируемых в курсе умений;
  • развивать комбинаторные способности учащихся, внимание, гибкость мыслительных процессов, умение сравнивать, анализировать;
  • формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий;
  • развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедились, что использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует не только обогащению словаря, но и качеству усвоения. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную и увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся.

В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно коммуникационных технологий.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

В своей работе я практически ежедневно использую ИКТ, т.к. одним из очевидных достоинств таких уроков усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы. Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Как учитель начальных классов применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии в разных формах. Это и сопровождение объяснения материала презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. Использую их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернете, использование материалов ИКТ для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. ИКТ используются на всех этапах процесса обучения: для актуализации знаний, при объяснении нового материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, повторении, контроле, для подготовки домашнего задания.

Применение информационно-коммуникационных технологий облегчает и упрощает процесс изучения материала и делают интересным контроль усвоения изученного.

На уроках математики, русского языка и окружающего мира в 1-4-х классах при изучении различных разделов я применяю следующие цифровые ресурсы:

1. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - уроки в начальной школе (русский язык, математика и окружающий мир). В данных цифровых образовательных ресурсах меня привлекает хорошо поданный теоретический материал, его профессионализм и логичность подачи; интересные и понятные тестовые задания для проверки усвоения изученного материала.

2. Методическое пособие с электронным приложением, «Мастер-класс для учителей начальных классов (3-4 классы) по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру», Москва Издательство «Планета». Данное пособие представляет собой сборник уроков с мультимедийным приложением к большинству из них в виде презентаций, видеофрагментов, тестов. Приложение содержит также интерактивные игры для учащихся 3-4-х классов, которые помогаю мне организовать фронтальную или индивидуальную проверку знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Во внеурочной деятельности, а также при подготовки к итоговой аттестации в форме тестов (интегрированных тестов) я использую и рекомендую учащимся: контрольно-измерительные материалы (Итоговая аттестация по окончании начальной школы) ООО Издательство «Учитель», Волгоград, 2014г. В данном ресурсе теоретические разделы составлены на основе программы вступительных экзаменов. Каждый раздел дополнен тестовыми заданиями с подробными ответами, предложены тесты для самостоятельной проверки знаний, к которым даны таблицы с правильными ответами.

На уроках окружающего мира и кубановедения применение ИКТ еще более целесообразно:

  • яркие фото животных и растений,
  • динамические модели позволяют лучше понять течение биологических процессов и явлений,
  • проведение викторин и конкурсов,
  • широкое поле для проектной деятельности учащихся.

Во внеурочной деятельности, а также при подготовки к итоговой аттестации в форме тестов я использую и рекомендую учащимся:

  • уроки для начальной школы Кирилла и Мефодия;
  • Большую советскую энциклопедию;
  • Большую Энциклопедию России;

При подготовке к уроку широко использую составленные мною, коллегами, учениками презентации, в которых отражается теоретический материал, различные опыты, проверочные работы, тесты и ответы на них, викторины, кроссворды по всем предметам.

Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усвоить материал как бы незаметно для себя и при этом, что очень важно применять полученные знания в практической деятельности, мобилизуя свои навыки и умения, развивает инициативу и творчество; развивает память и концентрирует внимание.

Особым вниманием пользуются ИКТ, созданные с целью закрепления понятий знаменательных дат «День города», «23 февраля», «8 Марта», «Космос», «ВОв». Учителя ежегодно корректируют их, исходя из возможностей своего класса. Создание презентаций в программе Рower Рoint я использую для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, родительским собраниям.

Например

1. Плакат, или слайд – это аналог обычного плаката. Такой плакат содержит определение, правило или формулы, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты.

2. Плакат – иллюстрация – создаю в основном на основе красочных энциклопедий, которые имеются в школьной библиотеке (например, окружающий мир).

3. Плакат – задание – использую при изучении сложной темы, опираюсь на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками.

4. Презентация – использую в нескольких форматах: слайд-шоу, динамические чертежи, раскрашивающиеся по шагам с помощью кнопок, с дикторским сопровождением. Наличие навигации позволяет проводить показ в виде диалога. (Пример. Презентация с дикторским сопровождением).

5. Видеоролики (анимация) – использую в так называемых «видеоэкскурсиях», например, по теме «Птицы», «Строение человека» и т.д.

6. Иллюстированный учебный модуль – содержит текстовую и графическую части, неразрывно связанные друг с другом.

7. Интерактивный рисунок, в котором информация разворачивается в зависимости от управления пользователя.

8. Тестовые задания – использую для контроля знаний учащихся.

Пользуюсь самостоятельно разработанными мультимедийными презентациями, а также готовыми (мультимедийными уроками, электронными учебниками, интерактивными тренажерами, энциклопедиями и т.д.). Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, аудиофайлы, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы.

Презентация позволяет мне иллюстрировать свой рассказ. Это дает возможность не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.

Презентации эффективно использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении новой темы создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. Данный вид деятельности дает возможность мне проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Контроль знаний учащихся провожу с помощью MimioStudio: оборудование для тестирования качества знаний обучающихся. Тесты для контроля знаний по предметам разрабатываю самостоятельно. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным, а опыт – востребованным.

Однако, использование ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна лишь касаться той части учебного процесса, где это необходимо. Но не стоит безмерно увлекаться ИКТ. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2–4 классов – 15 минут.

В интернете существует абсолютно бесплатная единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, в которой размещены учебно-методические материалы, ориентирующие учителя на внедрение современныx методов обучения, основанных на использовании информационно - коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные
тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные:

  1. http://www.ipk.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.shtml - ЯИРО (начальная школа).
  2. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  3. http://www.cofe.ru/read-ka - детский сказочный журнал «Почитай-ка».
  4. http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
  5. http://www.solnet.ee/skazki - книга сказок.
  6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

Уроки математики превращаются в увлекательное путешествие по страницам известных сказок, в результате которого дети незаметно усваивают азы математики, не чувствуя однообразия и скуки. Так неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает первоклассников самостоятельно добиваться знаний в игре или обращаться за помощью к учителю.

На уроках обучения грамоте пользуюсь мультимедийными играми из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», «Азбука для малышей». Вместе с анимационными персонажами мои ученики знакомятся с буквами русского алфавита, учатся распознавать и конструировать буквы, составлять слова, предложения, соотносить слово с предметом.

«Уроки тетушки Совы» помогают мне делать уроки яркими, красочными, эмоциональными. Сказочный сюжет в обучающей программе приводит к тому, что дети с нетерпением ждут встречи с тетушкой Совой. Путешествуя по стране Букв, они с радостью приходят на помощь жителям сказочного леса. Мотивация обучения на таких уроках очень высока. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые адаптированы для детского восприятия. При проведении комбинированных уроков и уроков открытия новых знаний использую мультимедийный учебник по всем предметам «Уроки Кирилла и Мефодия», диски серии «Семейный наставник», «Супердетки» и др. Эти мультимедийные пособия помогают наглядно и доходчиво объяснить материал, приготовить собственные презентации, дополняя их вычлененными материалами: видеофрагменты, звуковые файлы, анимации, рисунки, таблицы, графики, диаграммы.

Применяю ИКТ и при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. Использую диски серии «Тренажер» по русскому языку, математике, окружающему миру, «Фраза», «Семейный наставник» и другие программы с тестовыми системами.

Активно использую в работе интернет-ресурсы, которые представляют наибольшую ценность для широкого применения в образовательно-воспитательном процессе. Это такие образовательные интернет-порталы как.

Российский образовательный портал (www.school.edu.ra), журнал «Начальная школа» (www . openworld / schooi ), газета «1 сентября» (www . lseptember . ru ), metodkabinet.eu и др.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет дифференцированно подходить к процессу обучения младших школьников, учитывая при этом их индивидуальные особенности, повышает мотивацию, что способствует формированию положительного отношения к учёбе, творчески работающему учителю дает возможность увеличить и разнообразить объём учебной информации. Урок становится ярким, увлекательным, запоминающимся, повышается престиж учителя в глазах учеников и родителей.

Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Мною проведено исследование отношения детей к использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях.

Опрос проводился по следующим критериям:

  • люблю занятия с показом мультфильмов и презентаций;
  • не люблю занятия с показом мультфильмов и презентаций.

В итоге, занятия с использованием интерактивных средств полюбились учащимся на 100%.

Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и с удовольствием сами выполняют презентации, так Ларькова Полина подготовила для урока окружающего мира, презентацию

Информационно-коммуникационные технологии

в системе образования

Дятлова В.С.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [ I,II]

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

    повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

    применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

    интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

    адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

    обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

    разработка информационных технологий дистанционного обучения;

    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [ 3 ]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

    электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    II.

    III . http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

Использование информационно-коммуникативных технологий

в образовательном процессе

« Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,

Его следовало бы изобрести
специально для целей образования».
Энтони Маллан.

Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.

В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

Повысить мотивацию обучения;

повысить эффективность процесса обучения;

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

совершенствовать методики проведения уроков;

своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

планировать и систематизировать свою работу;

использовать, как средство самообразования;

качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

ИКТ технологии я могу применять на любом этапе урока:

Для обозначения темы урока.

В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Для контроля учащихся.

Часть учеников имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки использовались в качестве инструмента для решения учебных задач.

Использование ИКТ позволяет мне проводить уроки на достаточно высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Появляется возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

В результате увеличивается глубина погружения в материал, повышается мотивация обучения, осуществляется интегрированный подход в обучении и экономия времени на уроке.

ИКТ позволяют мне:

организовать различные формы работы:

групповую,

парную,

индивидуальную;

увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения .

Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению,стимулирует профессиональный рост.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой PowerPoint. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку.

Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:

Интернет:
Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
Дает возможности для профессионального роста;
Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Учащиеся, конечно,уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций,при подготовке к урокам, при работе над проектами, в исследовательской деятельности. За тем они выступают с подготовленными проектами в научно-исследовательской конференции, где им вручаются грамоты победителей и участников.

Информационные технологии я применяю практически на всех учебных занятиях. Я использую на уроках учебные и игровые программы; использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы.Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков.

Использую замечательное пособие «История Росии. XX век. ». Методическое пособие (+ CD-ROM)

Электронные приложения (на CD-диске) позволяют мне воссоздать реальную картину изучаемых явлений в динамике, анимировать и визуализировать процесс познания, стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся. Мультимедийные презентации, анимированные плакаты, игры делают уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными. CD-приложения можно демонстрировать как на экране, так и на интерактивной доске любого типа.

Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Студенты более активно работают на уроке.

Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить практической работе с информацией на ПК. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Итак, анализируя опыт использования ИКТ можно с уверенностью добавить, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения

значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес учащихся к учебе.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера может повлиять на здоровье. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение информационных технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где цифровой образовательный ресурс применить необходимо.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Учащиеся заинтересованы и приобщены к творческому поиску.

В заключение хочу сказать:

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.




Top