Виды компьютерных мышей. Трекболы

Впервые увидев это устройство, многие задают вопрос: "Что это?", "Зачем у мышки шарик снаружи?" и т.д. Итак, что же такое трекбол?

Трекбол это как бы "мышка наоборот". Т.е. само устройство, в отличие от мышки, всегда остается неподвижным, а управление перемещением курсора осуществляется вращением шарика, который находится в верхней части трекбола. При этом, вращая шарик пальцами, вы получаете лучший, нежели у мышки, контроль над его вращением и, как следствие, более точное позиционирование курсора. Этому способствует и то, что, в отличие от крохотного мышиного, шарик трекбола, как правило, имеет значительно больший размер и меньший (относительно размера) вес. Трекбол -- достаточно интересное порождение технической мысли, эдакая «мышка вверх ногами». Смысл его понятен -- чем таскать по столу корпус мышки, можно крутить шарик на неподвижном основании. Из основных плюсов сразу можно привести экономию места (нет необходимости в коврике) и возможность работать с трекболом в тех местах, где пользоваться мышкой затруднительно (например, не за столом, а, скажем, в кресле).

Помимо шарика, трекболы имеют, по крайней мере, две кнопки (как и любая двухкнопочная мышь), а вот оснащение их колесиками для прокрутки, дополнительными кнопками и т.п., зависит исключительно от производителя. Таким образом, область применения трекболов - в основном, работа с графическими пакетами, пакетами для автоматизированного проектирования и им подобными. Т.е. такими приложениями, в которых наиболее остро ощущается необходимость плавного перемещения и точного позиционирования курсора.

Трекболы распространены на рынке гораздо меньше, чем обычные мыши, что влечет за собой целый ряд негативных последствий: во-первых, отнюдь не все производители готовы работать на достаточно узком рынке, во-вторых, очень многие магазины не считают необходимым иметь в ассортименте такой тип устройства позиционирования, в-третьих -- из-за меньших масштабов производства цены на трекболы заметно выше, чем на мыши и не столь охотно падают со временем.

Довольно интересная модель Marble Mouse от Logitech

Корпус вызывает определенные ассоциации с морскими скатами (разве что скаты шире и шаров у них на голове не водится)... Трекбол абсолютно симметричен, возможно работать как правой, так и левой рукой. Достаточно крупный шарик расположен по центру. Кнопок четыре. Во-первых, две очень большие по бокам с легким ходом. Во-вторых, на верхних кромках больших кнопок находятся две маленькие. Интерфейс подключения -- проводной, USB.

Пластмасса корпуса имеет очень удачный оттенок, причем не однотонная, а как бы с блестящими пылинками, так что выглядит трекбол очень представительно. Основные кнопки темно-серого цвета, маленькие -- светлее, в целом все компоненты очень удачно сочетаются по цвету. Нижняя поверхность сделана из пластика примерно того же оттенка, что и большие клавиши.

В целом трекбол производит впечатление очень стильного и имиджевого устройства -- такой будет солидно смотреться на столе начальства средней руки.

Принцип действия

Для пояснения принципа действия оптической системы трекболов можно привести две фотографии фрагмента устройства (с шариком и без шарика) и две картинки из рекламного буклета Logitech.

Как видно из рисунка, шарик освещается двумя светодиодами. Световой поток, отражаясь от поверхности шара, попадает на анализатор, позиционирующий курсор. Контроль вращения шарика осуществляется благодаря черным точкам на его поверхности, которые поглощают свет.

Можно отметить, что такая система весьма устойчива к разного рода загрязнениям или механическим повреждениям шарика и окошка оптической системы.

Cамый большой и очевидный плюс -- само устройство не нужно двигать. Во-первых, это удобно, если на столе куча бумаг, книг и пр. -- можно класть трекбол поверх и без проблем работать. Во-вторых, можно работать, если стола нет вообще. Например, можно положить клавиатуру на колени, а трекбол -- на подлокотник кресла, тогда можно вальяжно развалиться и не тянуться руками к столу. А в-третьих, при работе с трекболом рука и кисть находятся в расслабленном состоянии, ими не надо постоянно двигать, как в случае с мышкой.

Что касается удобства перемещения по экрану, здесь к трекболу необходимо привыкнуть. Дело в том, что, передвигая мышь, на подсознательном уровне представляешь, где окажется курсор, если двигать мышь с определенной скоростью в определенном направлении. С трекболом все несколько сложнее, т.к. трудно контролировать шарик с той же точностью, поэтому часто, если двигаешь курсор через весь экран, легко можно проскочить нужную точку, к которой потом придется возвращаться.

Трекбол (Trackball) – это устройство ввода информации, которое можно представить в виде перевернутой мыши с шариком большого размера. Принцип действия и способ передачи данных трекбола такой же, как и мыши. Наиболее часто используется оптико–механический принцип регистрации положения шарика. Подключение трекбола, как правило, осуществляется через последовательный порт.

Основные отличия от мыши:

    стабильность положения за счет неподвижного корпуса;

    не нужна площадка для движения, так как позиция курсора рассчитывается по вращению шарика.

Первое устройство подобного типа было разработано компанией Logitech. Миниатюрные трекболы получили сначала широкое распространение в портативных ПК. Встроенные трекболы могут располагаться в самых различных местах корпуса ноутбука, внешние крепятся специальным зажимом, а к интерфейсу подключаются кабелем. Большого распространения в ноутбуках трекболы не получили из–за своего недостатка постепенного загрязнения поверхности шара и направляющих роликов, которые бывает трудно очистить и, следовательно, вернуть трекболу былую точность. Впоследствии их заменили тачпады и трекпойнты.

Тачпад и трекпойнт

Трекпойнт (TrackPoint) – координатное устройство, впервые появившееся в ноутбуках IBM, представляет собой миниатюрный джойстик с шершавой вершиной диаметром 5–8 мм. Трекпойнт расположен на клавиатуре между клавишами и управляется нажатием пальца.

Тачпад (TouchPad) представляет собой чувствительную контактную площадку, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора. В подавляющем большинстве современных ноутбуков применяется именно это указательное устройство, имеющее не самое высокое разрешение, но обладающее самой высокой надежностью из–за отсутствия движущихся частей.

TouchPad поддерживает следующие протоколы: ps/2; rs–232; adb – протокол, используемый компьютерами семейства Apple Macintosh.

В каждом из этих случаев TouchPad поддерживает индустриальный стандарт «mouse» плюс собственные, специфические, расширенные протоколы. Поддержка «mouse» означает, что, подключив к компьютеру TouchPad, вы сразу можете использовать ее как обычную «мышку», без инсталляции ее собственного драйвера. После этого вы инсталлируете драйвер и получаете целый набор дополнительных возможностей.

Дальнейшим развитием TouchPad является TouchWriter – панель TouchPad с повышенной чувствительностью, одинаково хорошо работающая как с пальцем, так и со специальной ручкой и даже с ногтем. Эта панель позволяет вводить данные привычным для человека образом – записывая их ручкой. Кроме того, ее можно использовать для создания графических изображений или для подписывания документов. Для желающих писать китайскими иероглифами, можно порекомендовать установить на компьютер пакет QuickStroke, который позволит вводить иероглифы, непосредственно рисуя их на панели. Причем программа, по мере ввода, предлагает готовые варианты иероглифов.

Оба эти устройства предполагают наличие определенной тренировки для обращения с ними, однако по надежности и малогабаритности остаются вне конкуренции.

Средства диалога для систем виртуальной реальности

В системах виртуальной реальности, в отличие от обычных приложений компьютерной графики, как правило, требуется вывод и ввод трехмерной координатной информации, как для управления положениями синтезируемых объектов, так и для определения координат частей тела оператора и направления его взгляда.

Спейсбол . Одним из первых появилось устройство спейсбол (space ball), представляющее собой конструктивное объединение мышки и небольшого трекбола. Мышка перемещается оператором по столу и обеспечивает ввод двух координат. Ввод третьей координаты обеспечивается вращением шарика трекбола большим пальцем руки.

Для манипулирования объектами в трехмерном пространстве часто используется техника виртуальной сферы. Управляемый объект окружается (воображаемой) сферой. Для перемещения сферы используется мышь, а вращение сферы и заключенного в нее объекта обеспечивается вращением шарика трекбола.

Head Mounted Display. В системах виртуальной реальности используются устройства вывода в виде монтируемых на голове дисплеев (Head Mounted Display – HMD) с бинокулярным всенаправленным монитором (Binocular Omni–Orientation Monitor – BOOM) со средствами отслеживания положения головы (head tracking) и даже отслеживанием положения глаза (eye tracking). Это требуется для создания эффекта «погружения» со стереоскопическим изображением и оперативным изменением сцены при поворотах головы и/или глаз.

Используемые в HMD жидкокристаллические дисплеи обычно невысокого разрешения (до 417×277 пикселов). Сравните это с 1280×1024 и 1600×1200 для настольных систем или с разрешением монитором для телевидения высокой четкости (ТВВЧ) – 1920×1035 и 1920×1135. Поэтому ведутся интенсивные исследования по созданию средств отображения для систем виртуальной реальности, обладающих высоким разрешением при приемлемых значениях электромагнитных наводок. Одна из таких систем, использующих миниатюрные монохромные прецизионные электронные трубки и жидкокристаллические затворы, обеспечивает разрешение до 2000×2000. Интересное решение заключается в формировании изображения лазером непосредственно на сетчатке, но эти предложения пока далеки от коммерческой реализации.

Отслеживание положения головы обеспечивается либо механическими рычажными системами, либо комплектом инфракрасных или электромагнитных датчиков.

Power Glove, Date Glove, Date Suit. Непосредственный ввод геометрической информации о положении частей тела с поддержкой тактильной и даже силовой обратной связи обеспечивается перчатками и костюмами данных.

Дешевая перчатка данных – Power Glove, используемая для игр, обеспечивает только четыре уровня данных.

В более усовершенствованной перчатке данных Date Glove фирмы VPL (см. рис.) для определения углов сгибания пальцев используются оптические волокна. Для обеспечения тактильной обратной связи используются пневматические активаторы.

Рис. Перчатка данных фирмы VPL

Были эксперименты обеспечения тактильной обратной связи за счет вибрации пьезокристаллов.

Более точный ввод координатной информации обеспечивают системы с использованием механического рычажного экзоскелета руки (Exos Dexterous Handmaster) и датчиками углов сгибания пальцев на основе эффекта Холла. Системы с экзоскелетом позволяют обеспечить и силовую обратную связь.

Более простой прибор, использующий силовую обратную связь, был разработан фирмой Digital и представляет собой рукоятку, подобную рукоятке газа в мотоцикле, которая может менять свое сопротивление скручиванию.

Проблема в обеспечении тактильной и силовой обратной связи состоит в том, что пользователь реагирует на воздействия и вносит изменения быстрее, чем система сможет среагировать. Для хорошего ощущения объекта система тактильной обратной связи должна обеспечивать скорость порядка 100–300 Гц, что почти на порядок выше обычной скорости перезаписи визуальной информации.

Пиджак данных (Date Suit) по принципам работы подобен перчатке данных и отличается только количеством датчиков.

Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но… каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

С трекболами у компьютерщиков отношения как-то не сложились, в отличие от мышей. Грызуны завоевали абсолютно господствующее положение, размножаясь и видоизменяясь с невиданной скоростью, под стать своим животным собратьям. Трекболы же заняли крайне малую обособленную нишу, оставаясь прерогативой редких чудаков и фанатов. А ведь принцип работы у них один и тот же: трекбол, по сути, представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь, только у мыши передвигают весь корпус, а у трекбола на неподвижном корпусе крутят шарик. Но не судьба, несмотря на улучшенную эргономичность.

Дело в том, что во время управления мышью работают мышцы руки, предплечья, плеча и груди – ведь двигаем мы мышь всей рукою. А за трекболом нагружены только мышцы пальцев руки, которая спокойно лежит запястьем на столе. Например, производитель трекболов ITAC Systems утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью, в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее в тестах, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели. Таким образом, возникновение «туннельного синдрома» при использовании трекбола практически исключено. Причем, очевидно, использование его из эргономических соображений при работе с текстами бессмысленно, так как здесь основную часть времени руки заняты клавиатурой и редкие отвлечения к мыши их не перегружают. А вот при работе с графикой и в играх, многочасовое напряженное манипулирование мышкой приводит к болям в запястье и руке в целом.

Но даже это, очевидное и сильное преимущество перед мышами, не помогло трекболам завоевать хоть сколько-нибудь заметную популярность. Возможно, множество мелких недостатков перевесили огромный существенный плюс.

Подключение устройства к USB-порту, как вы понимаете, никаких проблем не вызвало. Гаджет работал без специальных драйверов, довольствуясь стандартными системными. Но и функции выполнял минимально: движение курсором и действия правой и левой кнопок стандартной мыши. Для скачивания новейшей версии фирменного драйвера я зашел на сайт компании-производителя и обомлел: пограмма SetPoint, являющаяся фактически драйвером устройства, весила 65,5 Мб (!), причем на сайте застенчиво указано: «примерно 50 Мб». Это что же такое находится внутри? Какие суперфункции выполнит чудесный трекбол? Может белье постирает и сварит кофе? А ну, если что покруче?! Ведь, скажем, 11-я, пусть не последняя, версия полнофункционального векторного графического редактора Corel Draw занимает каких-то 52 Мб, а полноценная издательская система Scribus так вообще всего 20.

Скачали драйвер, установили, перегрузились. Все предсказуемо – в автозагрузке оказалась программа настойки кнопок трекбола SetPoint, в оперативной памяти – она же на 13 Мб и еще один процесс на 5 Мб из папки KHAL2. Немало для настройки «мышки». При более внимательном прочесывании системных папок все стало окончательно ясно. Компания Logitech поставила на компьютер несчастного пользователя ВСЕ драйвера для ВСЕХ устройств, которые она выпускает, вплоть до веб-камер и микрофонов. Вот откуда 65 Мб, а вовсе не от полета технической мысли и сверхфункциональности трекбола!

Но вернемся к возможностям настройки. В первой закладке программы можно настроить задачи для кнопок трекбола: вариант для больших кнопок всего один – поменять их функции местами, а вот для маленьких репертуар значительно шире (см. скриншот). Пункт «Другое» открывает еще больше вариантов, включая открытие кнопки «Пуск», свертывание окон и пр. Интересно, что настройка скорости прокрутки для функции “Universal Scroll”, при прокрутке интернет-страницы в Опере ничего не дала: скорость абсолютно не изменялась при любых значениях.

На следующей закладке можно отрегулировать скорость перемещения и другие параметры курсора. Имеется чекбокс включения функции “Smart Move”. Кстати, попытка неопытного пользователя выяснить, что это за хитрость с помощью кнопки «Справка» вызовет немалые трудности. Нет, справочная система хороша – она полностью на русском языке, подробна и осмысленна. Но она опять же предназначена для всех манипуляторов, точнее, мышей сразу и содержит множество отсутствующих у данного девайса функций. Придется потратить время, чтобы разобраться, что относится к вашему устройству, а что нет.

Третья закладка выборочно отключает установленные параметры трекбола при распознавании игры, а последняя четвертая помогает настроить «вертикаль» перемещения шара.

Второй раздел фирменной утилиты под названием «Инструменты» неожиданно оказывается просто областью ссылок на сайт Logitech.

Вот теперь «морской зверек» совсем готов к работе, рука так и просится занять свое место на его гладкой спинке, мозг страстно желает получить ответ на главный вопрос: удастся ли провести курсор из точки А в точку В кратчайшим путем и с меньшими усилиями. Приступим.

Надо признаться, у меня нет опыта близкого знакомства с трекболами. Не то что бы я их совсем не знал, но это было скорее так, шапочное знакомство. На этом фоне привычные попытки сдвинуть девайс наподобие мыши продолжались не более нескольких минут, еще полчаса-час рука устраивалась на выпуклой поверхности устройства, а запястье выбирало оптимальное место неподвижной опоры на столе, наконец, 2-3 часа пальцы принаравливались к кнопкам и управлению шаром. Так что неоптимистичные заявления о том, что на привыкание к трекболу после пользования мышкой нужно несколько дней или неделя, не так уж и верна. Понятно, до совершенства еще далеко, но работать можно абсолютно свободно уже через несколько часов.

Кстати, в сети ходит мнение, что движение мыши интуитивно понятно человеку, а вот движение шара трекбола нет, его трудно предсказать. Чепуха! Уровень понимание направления движения ровно тот же, ни больше, ни меньше.

Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты. Вот примеры выделения участка изображения инструментом «Лассо» с помощью трекбола (1)и мыши (2).

Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

Поскольку достоинства, похоже, кончились, поговорим о недостатках. Первая и главная проблема Logitech Trackman – кнопки. Если левая основная кнопка расположена под большим пальцем, то правая точнехонько под его основанием и серединой. И чем же предполагается на нее жать? Основанием пальца неудобно, и точность такого нажатие низка. Согнув же палец, невольно приподнимаешь всю ладонь над поверхностью девайса и держишь ее на весу. Это неэргономично, рука устает и повышается вероятность случайного нажатия на клавиши.

Вообще, ход кнопок настолько легок, что случайных нажатий никак не избежать. Причину такого неудобного расположения кнопок можно предположить: поскольку устройство предназначено и для правшей и для левшей одновременно, оно должно быть симметрично. Возможно, ради этого пришлось пожертвовать удобством.

О дополнительных же кнопках вообще разговор особый. Они крайне малы и почти не выступают над соседней большой кнопкой. И если левой еще можно пользоваться с грехом пополам, то правая «блуждает» где-то под основаниями среднего и безымянного пальцев. Единственный выход для этой модели, видимо, в том, чтобы перепрограммировать левую дополнительную кнопку на функцию скроллинга - все же это часто востребованное действие.

Кстати, прокрутка не во всех программах работает корректно. Если в MS Office все отлично работает и настраивается, то в разных браузерах скорость прокрутки не зависит от программы SetPoint (или зависит, но обратным образом) и движение происходит рывками. В программе GIMP скроллинг вообще отказался работать, хотя колесо мыши прекрасно выполняло это действие.

Еще одна проблема характерна уже для всех трекболов: быстрое загрязнение шарика от соприкосновения с пальцами. И, хотя оптическая система регистрации положения шара меньше страдает от грязи, чем механическая, все же шар не висит в воздухе и грязь будет скапливаться на внутренних опорах.

Подведем итоги. Ответ на главный вопрос вполне позитивен. Покатав шарик на домашнем трекболе, мы сможем провести линию из точки А в точку В; это будет не сверхлегко, но не сложнее, чем с использованием мыши обыкновенной. А дальше – множество тонкостей.

Общий же вывод остался прежним, соответствующим положению трекболов на окраине компьютерного мира: девайс для любителей и по особым показаниям. Скажем, может подойти для заядлого игрока в компьютерные игры. Или для некоторых специалистов в области графики, кому нет необходимости приобретать планшет. Наконец, для тех, у кого возникают неприятные ощущения в суставах и мышцах руки от долгой работы с мышью.

Обсудить Trackman Marble на форуме

Развлечения, которым предаются люди, разнообразны по форме, но зачастую совпадают по сути. Взять, например, гольф – игру «сильных мира сего». Её цель – провести мяч кратчайшей дорогой из точки А в точку Б. Не правда ли, чем-то она похожа на простейшие задачки для дошкольников: «покажи мышке дорогу к сыру», «найди путь из лабиринта» и подобные? Есть и более практичный, современный вариант задачи – отрисовать сложный контур или просто переместить курсор в нужное положение на экране. Продолжим ассоциативную цепочку и сравним игру в гольф с управлением трекболом, тем более, что цель остается той же – провести «мяч» с минимальными усилиями по нужной траектории. Объект нашего сегодняшнего исследования – трекбол компании Logitech. Как же им играть на компьютерном поле?

Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но... каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты.

Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

По материалам ferra.ru

Как и в гольфе, сначала познакомимся, так сказать, с мячами и клюшками, т.е. с самим устройством поближе. Коробка трекбола обычна для устройств такого рода, вполне удобна и функциональна. В комплекте мы получили сам девайс, компакт-диск с программным обеспечением Logitech® для Mac и Windows и краткое руководство по эксплуатации. Собственно, больше ничего и не нужно.

Похож наш испытуемый, как многие считают, на морского зверька – не то ската, не то диковинную рыбу. Действительно, в нем есть что-то от жителя глубин: обтекаемая гибкая форма, серебристо-зеленая окраска, клавиши-«плавники». Вот только крупный вишневый шар в голове выглядит немного странно, но… каких только существ не рождает глубокое синее море. К дизайну претензий нет – красиво и гармонично.

Трекбол выполнен из хорошей прочной пластмассы, на нижней стороне - тонкие резиновые накладки, которые не дадут ему сдвинуться с места при работе. Устройство симметрично и может с одинаковой легкостью использоваться левшами и правшами. Шар трекбола, как уже было сказано, вишневого цвета в крапинку, система отслеживания движения полностью оптическая. Компания утверждает, что фирменная оптическая технология плавного отслеживания Marble (те самые крапинки) позволяет более точно считывать положение шара и не допускать сбоев при его загрязнении.

На боках «зверька» 4 функциональные кнопки: две большие, выполняющие стандартные функции мыши, и две дополнительные маленькие – левая выполняет переход на предыдущую страницу в интернет-браузере, правая включает механизм универсального скроллинга. Отдельного колесика для скроллинга у трекбола нет.

С трекболами у компьютерщиков отношения как-то не сложились, в отличие от мышей. Грызуны завоевали абсолютно господствующее положение, размножаясь и видоизменяясь с невиданной скоростью, под стать своим животным собратьям. Трекболы же заняли крайне малую обособленную нишу, оставаясь прерогативой редких чудаков и фанатов. А ведь принцип работы у них один и тот же: трекбол, по сути, представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь, только у мыши передвигают весь корпус, а у трекбола на неподвижном корпусе крутят шарик. Но не судьба, несмотря на улучшенную эргономичность.

Дело в том, что во время управления мышью работают мышцы руки, предплечья, плеча и груди – ведь двигаем мы мышь всей рукою. А за трекболом нагружены только мышцы пальцев руки, которая спокойно лежит запястьем на столе. Например, производитель трекболов ITAC Systems утверждает, что после 4-часовой активной работы с мышью, в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее в тестах, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели. Таким образом, возникновение «туннельного синдрома» при использовании трекбола практически исключено. Причем, очевидно, использование его из эргономических соображений при работе с текстами бессмысленно, так как здесь основную часть времени руки заняты клавиатурой и редкие отвлечения к мыши их не перегружают. А вот при работе с графикой и в играх, многочасовое напряженное манипулирование мышкой приводит к болям в запястье и руке в целом.

Но даже это, очевидное и сильное преимущество перед мышами, не помогло трекболам завоевать хоть сколько-нибудь заметную популярность. Возможно, множество мелких недостатков перевесили огромный существенный плюс.

Подключение устройства к USB-порту, как вы понимаете, никаких проблем не вызвало. Гаджет работал без специальных драйверов, довольствуясь стандартными системными. Но и функции выполнял минимально: движение курсором и действия правой и левой кнопок стандартной мыши. Для скачивания новейшей версии фирменного драйвера я зашел на сайт компании-производителя и обомлел: пограмма SetPoint, являющаяся фактически драйвером устройства, весила 65,5 Мб (!), причем на сайте застенчиво указано: «примерно 50 Мб». Это что же такое находится внутри? Какие суперфункции выполнит чудесный трекбол? Может белье постирает и сварит кофе? А ну, если что покруче?! Ведь, скажем, 11-я, пусть не последняя, версия полнофункционального векторного графического редактора Corel Draw занимает каких-то 52 Мб, а полноценная издательская система Scribus так вообще всего 20.

Скачали драйвер, установили, перегрузились. Все предсказуемо – в автозагрузке оказалась программа настойки кнопок трекбола SetPoint, в оперативной памяти – она же на 13 Мб и еще один процесс на 5 Мб из папки KHAL2. Немало для настройки «мышки». При более внимательном прочесывании системных папок все стало окончательно ясно. Компания Logitech поставила на компьютер несчастного пользователя ВСЕ драйвера для ВСЕХ устройств, которые она выпускает, вплоть до веб-камер и микрофонов. Вот откуда 65 Мб, а вовсе не от полета технической мысли и сверхфункциональности трекбола!

Но вернемся к возможностям настройки. В первой закладке программы можно настроить задачи для кнопок трекбола: вариант для больших кнопок всего один – поменять их функции местами, а вот для маленьких репертуар значительно шире (см. скриншот). Пункт «Другое» открывает еще больше вариантов, включая открытие кнопки «Пуск», свертывание окон и пр. Интересно, что настройка скорости прокрутки для функции “Universal Scroll”, при прокрутке интернет-страницы в Опере ничего не дала: скорость абсолютно не изменялась при любых значениях.

На следующей закладке можно отрегулировать скорость перемещения и другие параметры курсора. Имеется чекбокс включения функции “Smart Move”. Кстати, попытка неопытного пользователя выяснить, что это за хитрость с помощью кнопки «Справка» вызовет немалые трудности. Нет, справочная система хороша – она полностью на русском языке, подробна и осмысленна. Но она опять же предназначена для всех манипуляторов, точнее, мышей сразу и содержит множество отсутствующих у данного девайса функций. Придется потратить время, чтобы разобраться, что относится к вашему устройству, а что нет.

Третья закладка выборочно отключает установленные параметры трекбола при распознавании игры, а последняя четвертая помогает настроить «вертикаль» перемещения шара.

Второй раздел фирменной утилиты под названием «Инструменты» неожиданно оказывается просто областью ссылок на сайт Logitech.

Вот теперь «морской зверек» совсем готов к работе, рука так и просится занять свое место на его гладкой спинке, мозг страстно желает получить ответ на главный вопрос: удастся ли провести курсор из точки А в точку В кратчайшим путем и с меньшими усилиями. Приступим.

Надо признаться, у меня нет опыта близкого знакомства с трекболами. Не то что бы я их совсем не знал, но это было скорее так, шапочное знакомство. На этом фоне привычные попытки сдвинуть девайс наподобие мыши продолжались не более нескольких минут, еще полчаса-час рука устраивалась на выпуклой поверхности устройства, а запястье выбирало оптимальное место неподвижной опоры на столе, наконец, 2-3 часа пальцы принаравливались к кнопкам и управлению шаром. Так что неоптимистичные заявления о том, что на привыкание к трекболу после пользования мышкой нужно несколько дней или неделя, не так уж и верна. Понятно, до совершенства еще далеко, но работать можно абсолютно свободно уже через несколько часов.

Кстати, в сети ходит мнение, что движение мыши интуитивно понятно человеку, а вот движение шара трекбола нет, его трудно предсказать. Чепуха! Уровень понимание направления движения ровно тот же, ни больше, ни меньше.

Первое и очевидное преимущество трекбола – минимум занимаемого места - не требует каких-либо доказательств. Из первого логично вытекает второе преимущество – «коврик» трекбола никогда не кончается. Работая на больших экранах, часто приходится переносить мышь обратно, когда она уезжает слишком далеко вперед или упирается в край стола. У трекбола стол никогда не кончается, правда, иногда «кончаются» пальцы. Это бывает, когда нужно вести длинную аккуратную линию: пальцы упираются в край лунки для шара и приходится перебирать ими, что сбивает курсор в стороны из-за легкости и подвижности шара. И вот тут, на мой взгляд, сталкиваются преимущества с недостатками обоих видов манипуляторов. Мышь более громоздка и ею трудно провести точную линию в заданном направлении. Но именно из-за этого линия получается более плавной. Шар трекбола более легок и подвижен, и может направляться пальцами с большей точностью. И именно это очевидное достоинство, особенно при переборе пальцами, создает резкие рывки, делая линию более неровной. Хотя тренировка, по-видимому, может существенно улучшить результаты. Вот примеры выделения участка изображения инструментом «Лассо» с помощью трекбола (1)и мыши (2).

Третье преимущество трекбола перед мышью – полное пренебрежение характером поверхности. Компьютерные грызуны, конечно, постоянно совершенствуются, но по стеклу и прозрачному пластику все равно нормально не работают. Трекболу, естественно, нет никакой разницы, на чем его устанавливать.

Еще один плюс особенно важен в играх – скорость передвижения курсора, быстрое перемещение на большие расстояния. Мышь требует много свободной площади, значительных движений руки и постоянных переносов. В трекболе можно просто крутануть шар, и он перемещается в противоположный угол экрана. Опытные игроманы утверждают, что скорость реакции при использовании удобного (!) трекбола значительно возрастает, хотя и это на любителя.

Поскольку достоинства, похоже, кончились, поговорим о недостатках. Первая и главная проблема Logitech Trackman – кнопки. Если левая основная кнопка расположена под большим пальцем, то правая точнехонько под его основанием и серединой. И чем же предполагается на нее жать? Основанием пальца неудобно, и точность такого нажатие низка. Согнув же палец, невольно приподнимаешь всю ладонь над поверхностью девайса и держишь ее на весу. Это неэргономично, рука устает и повышается вероятность случайного нажатия на клавиши.

Вообще, ход кнопок настолько легок, что случайных нажатий никак не избежать. Причину такого неудобного расположения кнопок можно предположить: поскольку устройство предназначено и для правшей и для левшей одновременно, оно должно быть симметрично. Возможно, ради этого пришлось пожертвовать удобством.

О дополнительных же кнопках вообще разговор особый. Они крайне малы и почти не выступают над соседней большой кнопкой. И если левой еще можно пользоваться с грехом пополам, то правая «блуждает» где-то под основаниями среднего и безымянного пальцев. Единственный выход для этой модели, видимо, в том, чтобы перепрограммировать левую дополнительную кнопку на функцию скроллинга - все же это часто востребованное действие.

Кстати, прокрутка не во всех программах работает корректно. Если в MS Office все отлично работает и настраивается, то в разных браузерах скорость прокрутки не зависит от программы SetPoint (или зависит, но обратным образом) и движение происходит рывками. В программе GIMP скроллинг вообще отказался работать, хотя колесо мыши прекрасно выполняло это действие.

Еще одна проблема характерна уже для всех трекболов: быстрое загрязнение шарика от соприкосновения с пальцами. И, хотя оптическая система регистрации положения шара меньше страдает от грязи, чем механическая, все же шар не висит в воздухе и грязь будет скапливаться на внутренних опорах.

Подведем итоги. Ответ на главный вопрос вполне позитивен. Покатав шарик на домашнем трекболе, мы сможем провести линию из точки А в точку В; это будет не сверхлегко, но не сложнее, чем с использованием мыши обыкновенной. А дальше – множество тонкостей.

Общий же вывод остался прежним, соответствующим положению трекболов на окраине компьютерного мира: девайс для любителей и по особым показаниям. Скажем, может подойти для заядлого игрока в компьютерные игры. Или для некоторых специалистов в области графики, кому нет необходимости приобретать планшет. Наконец, для тех, у кого возникают неприятные ощущения в суставах и мышцах руки от долгой работы с мышью.

Обсудить Trackman Marble на форуме




Top