Программа кружка обычаи и традиции кубанского казачества. Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «история и культура кубанского казачества» рабочая программа на тему. Приобретение школьниками социальных

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ____.08.2012 года

Председатель педсовета

Н.П.Петрова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

(тип программы: комплексная/тематическая)

кружка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Традиционная культура

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников: 7-10 лет

Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009

2016г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории и культуре кубанского казачества в 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «Традиционная культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения , каждый год обучения состоит из 36 учебных часов , на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используется для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

Уметь/ применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Приводить примеры

Итого часов:

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

Учебно-тематический план 4-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

т орные

Вводное занятие.

Познакомиться с задачами кружка.

Осознавать национальную принадлежность.

Традиционная культура

кубанских казаков.

Знакомиться с фольклором кубанских казаков.

Труд и быт казаков на Кубани.

Называть предметы быта казаков.

Приводить примеры

видов труда по своему району.

Декоративно-прикладное искусство.

Называть виды народного творчества нашей местности.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Итого часов:

III. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

Основные техники работы с материалом;

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

Основные техники работы с материалом;

Последовательность этапов изготовления изделия;

Презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.

4. Предполагаемые результаты реализации программы .

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником социальных

знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/

Формирование

позитивного

отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной

реальности в целом

/2 уровень/

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Традиционная культура кубанского казачества

  • определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;
  • знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника;
  • понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;
  • знать основные памятные сооружения в Крымском районе;
  • выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
  • объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
  • уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • реконструировать основные праздничные обряды;
  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • уметь рассказать о своём казачьем роде.
  • инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;
  • исполнять основы духовной жизни кубанских казаков;
  • выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;
  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

Традиционная культура кубанских казаков.

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

Знание различных фольклорных форм

кубанского казачества;

Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

  • умение исполнять, демонстрировать

различные фольклорные формы кубанского

Казачества;

  • умение реконструировать основные

Праздничные обряды.

Труд и быт казаков на Кубани.

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

  • Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

Декоративно-прикладное искусство.

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

  • Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий;
  • выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.
  • В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.
  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
  • Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.

7. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

А) список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
  10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
  12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
  13. Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
  14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
  15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  16. Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  17. Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  18. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
  19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
  22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
  23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
  24. Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
  26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
  27. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
  28. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
  29. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
  30. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
  31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
  32. Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
  33. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
  34. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
  35. Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
  36. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  37. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
  38. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  39. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.

б) список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

В) технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

г) экранно – тематические пособия

Презентации, диски песен.


Дата публикации: 10.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

1. Пояснительная записка

Данная образовательная программа предназначена как для классов казачьей направленности, так и для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является частью комплексной программы. Предназначенной для классов казачьей направленности, но может рассматриваться и как самостоятельная учебная дисциплина.

История и традиционная культура кубанского казачества включает в себя фольклор (песни, пословицы, поговорки, легенды, сказки, байки и т.д.), многовековые традиции, обряды и ритуалы, праздники и обычаи, самобытный кубанский говор, различные формы повседневного быта, труда и отдыха казаков. Это огромное богатство народа и оно не должно исчезнуть. Сохранив корни, мы вырастим дерево нашей современной культуры. В настоящее время наше общество испытывает духовный кризис, преодолеть который можно лишь, оперевшись на истинные культурные ценности и идеалы. История и культура кубанского казачества и является главной ценностью многовековой истории нашего народа. Она обладает уникальным свойством: связывать все поколения воедино и бережно хранить духовное богатство, накопленное веками, людьми. Главной задачей любой образовательной программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Традиционная культура и фольклор способны решить эту задачу так. Как они выполняют и познавательные, и воспитательные, и коммуникативные функции.

Цель данной программы - развитие духовного менталитета у подрастающего поколения, приобщение к истинным человеческим ценностям, развитие творческих способностей и способности к самопознанию, самовоспитанию.

Задачи, решаемые программой:

    Сформировать у школьников представление о истории и традиционной культуре кубанского казачества как самобытной уникальной и неповторимой культуры кубанского региона Российского государства.

    Познакомить их с православными и народными традициями и обрядами, праздниками и обычаями кубанского казачества.

    Развивать творческое мышление и способности детей.

    Формировать у них интерес к поисково-исследовательской работе.

    Развивать у детей способность к самопознанию, самовоспитанию.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, который включает 34 учебных часов. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Как отмечено выше, данная программа предназначена для классов казачьей направленности, а также для 6 классов основной школы. Этот курс может быть также реализован на факультативных или кружковых занятиях. Возраст начала освоения программы 12-13 лет, количество обучающихся, учитывая практическую направленность образовательной деятельности, не более 25 человек в группе, в классе.

Этот курс может быть реализован на факультативных или кружковых занятиях в казачьих классах или служить дополнением к курсу «Кубановедение» в школах.

Исторические вехи, пройденные казачеством и уникальный фольклорный материал из истории славянского населения Кубани, казачьи праздники, обычаи и обряды легли в основу этой программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она рассчитана в большей степени на развитие творческих способностей учащихся и включает в себя практические занятия по изучению и освоению фольклорного наследия кубанского казачества.

Задача курса - практическое освоение культурного достояния кубанского казачества. В современном обществе при огромном информационном потоке, в условиях интеграции и глобализации очень важно сохранить молодому поколению свои исторические корни. Это является главной целью данной программы.

Данная программа направлена на реализацию творческого потенциала личности ребенка, повышение мотивации к познанию и творчеству, приобщению к культурным ценностям своей малой родины, обеспечение эмоционального и физического благополучия, а так же на духовное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Программа включает в себя знакомства с основными нравственными ценностями кубанского казачества, такими, как милосердие, взаимопомощь и взаимовыручка, христианская мораль и фольклорное наследие. В программе содержится исторический материал о возникновении казачества на Кубани, его быте, одежде, традиционном этикете, его обычаях и обрядах.

Некоторые темы программы расширены и включают в себя практические занятия по изучению кубанского казачьего фольклора. Так, к примеру, тема «Зимние праздники» включают в себя театрализацию святочного обряда «колядки». Аналогично к теме «Свадебные обряды и обычаи» театрализацию свадебного обряда (сценарные разработки прилагаются).

С целью развития интереса к предмету включены обобщающие занятия в форме урока-игры. Такие как «Казачьи обычаи», «Казачьи забавы», ролевая игра «Масленица».

Результатом проверки развития творческих способностей учащихся и итогом работы данной программы является выступление данного коллектива на школьных тематических мероприятиях и праздниках, участие в конкурсах и фестивалях, посвященных кубанскому казачеству. В ходе освоения данной программы к концу учебного года учащиеся должны знать историю и содержание народных традиций кубанского казачества, сформировать умение к творческому исполнению кубанских казачьих песен и баек, кубанскому говору, казачьих приплясов, а также проявить способности и навыки самообучения декоративно-прикладному искусству Кубани.

Составленная программа может быть рекомендована преподавателям кубановедения и истории казачества в школах, так как способствует воспитанию чувства любви и патриотизма к своей малой родине и формирует у учащихся художественные познания народной культуры кубанского казачества.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час.

Количество часов

Основные виды учебной деятельности (УДД)

Аудиторные

Внеаудиторные

Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани конец Х VIII - начало XIX вв.

Познакомиться с программой, целями и задачами кружка.

Православие на Кубани

Знакомиться с историей и особенностями распространения православия на Кубани.

Духовные ценности кубанского казачества.

Изучать и сохранять духовные ценности кубанского казачества.

Традиционный этикет и одежда кубанских казаков.

Демонстрировать знания этикета и особенностей одежды кубанских казаков.

Отдых, игры и развлечения славян Кубани.

Знать особенности проведения досуга казаками, уметь играть в казачьи игры.

Народная медицина. Календарные праздники, обычаи и обряды казаков.

Понимать и уметь объяснять значение праздников, уметь воспроизводить обряды казаков.

Семейные традиции, обычаи и обряды казаков.

Знать основные обычаи, семейные традиции казаков. Познакомиться с историей своей казачьей семьи.

Жилище казака. Внутреннее убранство дома. Подворье. Народные ремесла.

Изготовить изделие декоративно-прикладного искусства.

Основные этапы, даты и события истории кубанского казачества.

Владеть пониманием основных этапов истории кубанского казачества.

Заключение, обобщение тем, поход в краеведческий музей.

Итого часов

Тема 1. Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани

(конец XVIII начало XIX века).

Формирование народных славянских традиций в Древней Руси. Переселение восточнославянских народов на Кубань. Формирование кубанской казачьей культуры. Практическая работа - викторина.

Тема 2. Православие на Кубани.

Православие как главный стержень традиционной культуры славян Кубани. Девиз Кубанского казачества «За веру, за царя, за Отечество». Появление раскольников и сектантов на Кубани. Храмы и монастыри Кубанской области. Христианская культура в фольклоре кубанских славян. Практическая работа - «Храмы и соборы Кубани».

Тема 3. Духовные ценности кубанского казачества.

Милосердие один из важных аспектов в системе нравственных ценностей кубанских славян. Круговая порука и взаимопомощь, коллективизм в казачьей общине. Народная педагогика. Христианское воспитание в казачьей семье. Практическая работа - тесты «Воспитание детей в казачьей семье».

Тема 4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества.

Нормы поведения и повседневная жизнь, их связь с христианскими заповедями и моралью. Мужская и женская одежда казаков. Отражение горской культуры и традиций в одежде кубанских славян. Практическая работа 1 - экскурсия в Музей. Практическая работа 2 - конкурс рисунков «Мужская и женская одежда кубанских казаков».

Тема 5. Отдых игры и развлечения славян Кубани.

Детские забавы казачат. Летние и зимние игры детей и подростков. Досуг взрослых. Мужские и женские собрания - посиделки. Станичные байки и балагуры. Народная музыкальная культура. Практическая работа - инсценировка «Станичные байки».

Тема 6. Народная медицина. Календарные праздники, обычаи и обряды.

Связь человека с природой. Многовековой опыт знахарства славян. Природная кладовая Кубани. Практическая работа - сообщение на тему «Природная кладовая Кубани». Зимние праздники: Святки, Рождество Христово, Колядование, Крещение Господне. Весенние праздники: Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Провода, Троица. Летние праздники: Иван Купала, Ильин день, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный). Осенние праздники: Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Покров, Параскева Пятница. Практическая работа 1. - инсценировка святочного обряда.

Практическая работа 2. - ролевая игра «Масленица».

Тема 7. Семейные обряды и обычаи.

Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения. Практическая работа - инсценировка свадебного обряда.

Тема 8. Жилище казака. Внутреннее убранство дома. Подворье. Народные ремесла. Технология строительства дома (хаты). Турлучные или саманные дома. Красный угол. Мебель, предметы интерьера. Гончарное, кузнечное ремесло. Ткачество, вышивка.

Тема 9. Основные этапы, даты и события истории кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое и культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Тема 10. Заключение, обобщение тем, поход в краеведческий музей.

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные

результаты

Приобретение школьниками социальных

знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни (1 уровень)

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (2 уровень)

Приобретение школьниками опыта и самостоятельного социального действия

История и культура кубанского казачества

* Определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;

* Знать историю своей казачьей семьи и историю своего одноклассника;

* Понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;

* Знать основные памятные сооружения в г. Краснодаре и крае, связанные с историей казаков;

* Выполнять элементы народных поделок, присущие основным видам ДПИ кубанского казачества;

* Объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

* уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

* реконструировать основные праздничные обряды;

* выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

* уметь рассказать о своем казачьем роде.

* инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;

*знать и придерживаться основ духовной жизни казаков;

* выполнять изделия и поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;

* выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества»

5. Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.), а также могут включать следующие методики: рассказ, демонстрация, сообщение сведений.

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания - осмысление практического применения системы ценностей.

В основе образования лежит коммуникация, что способствует развитию качеств личности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

а) список литературы для педагога

1. Абдулатипов Р.А. Мой русский народ: кубанские казаки, М.2006 г.

3. Администрация Краснодарского края. Периодическая Кубань. Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Краснодар 2005 г.

4. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев, Краснодар 2003 г.

5. Бардадым В.П. Казачий курень, Краснодар, 1992 г.

6. Бигдай Л.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар 1995г.

7. Бойко И.Н. Частушки, припевки, страдания. Кубанские застольные песни. Фольклорно-творческого центра народов Северного Кавказа «Отрада» Краснодар, 2002 г.

8. Бондарь З. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар 1999 г.

9. Гайворонская И.Ф. Деятели искусств Кубани.Краснодар, 2006 г.

10. Захарченко В.Г Народные песни Кубани. Советская Кубань, 1997

11. Кубанский государственный университет. Сборник научных трудов: Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар 1993г.

12. Лях В.И. Музыкальное искусство Кубани. Краснодар, 2006 г.

13. Материалы научно-практической конференции. Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар 2007 г.

14. Пахалько Н.А. Казачий календарь. Славянск-н/К 2000г.

15. Певнев А.П. Кубанские казаки, Пособие по истории для уч-ся

школ, гимназии, лицеев Краснодарского края. Краснодар, 1995 г.

16. .Петрусенко И Кубань в песне. Советская Кубань. Краснодар, 1999 г.

17. Прасалова Е.Н. В союзе с красотой М.1987 г.

18. Программа дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству кубанского казачества. Краснодар, 2008 г.

19. Ратушняк В.Н. Энциклопедия. Кубановедение. Краснодар, 2008 г.

20. Ткаченко П.И. Справочное издание. Кубанский говор. Москва, 1998 г.

21 Ткаченко П.И.. Справочное издание Кубанский говор, Традиция 2008 год.

22. Тхамакова И.Х. Традиционная казачья свадьба. Мир культуры. Нальчик, 1990 г.

23. Чурсина В.И. Народная культура славян Кубани. Краснодар, 2005г

24. Чурсина В.И. Фольклор славян Кубани. Краснодар, 2003г.

б) список литературы для учащихся

1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002 г.

2. Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В.В. Воронин. Краснодар, 2001 г.

4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М., 1991 г.

5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 1993 г.

6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2000 г.

в) технические средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.

г) экранно- тематические пособия

Презентации, диски песен.

Краснодарский край, Мостовский район, посёлок Мостовской,

МБОУ СОШ №29 поселка Мостовского муниципального образования

Мостовский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

Председатель педсовета

С.Г. Матыченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА »

Направление: Духовно-нравственное

Количество часов 34, в неделю- 1 час

Класс 6

Учитель Авакян Карэн Максимович

Программа курса разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Традиционная культура кубанского казачества» 5-9 класс, рекомендованной региональным учебно-методическим объединением протокол № 4 от 25.08.2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по традиционной культуре кубанского казачества для учащихся 6 класса (далее – программа) составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089;требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями) к результатам освоения основной образовательной программы, а также в соответствии с основными направлениями программ, включённых в структуру программы дополнительного образования (внеурочной деятельности).

Цель программы – создание представления о кубанском казачестве, его традиционной культуре как целостной системе жизнеобеспечения народа, приобщение к традиционной культуре, системе ценностей, основам социо-нормативной казачьей культуры, обычаям кубанских казаков, воспитание нравственности кадет, формирование казачьего уклада жизни в корпусе, приобщение к казачьему укладу жизни семей школьников.

Задачи:

- сформировать у школьников представления о кубанском казачестве;

- приобщить школьников к ценностным основам традиционной культуры кубанских казаков;

- прививать духовно-нравственные устои, приобщать к основным традициям и обычаям кубанских казаков;

Формировать у кадет интерес к исследовательской и практической работе, убеждение в необходимости сохранения семейных ценностей.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий характер. Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий, участиях в фестивалях, конкурсах казачьей направленности

    Планируемые результаты освоения учебного курса

В результате реализации данной программы кадеты должны знать/понимать/применять :

    Знать и соблюдать казачьи заповеди, знать и использовать в жизни основы традиционной культуры, бережно относиться к культурно-историческому наследию кубанского казачества;

    Усвоить нормы и правила общественного поведения, психологические установки, знания и навыки, позволяющие казаку как соответствовать традиционной системе, так и успешно действовать в современном обществе;

    Понять и принять основные социальные роли казака, соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем обществе;

    Понимать эстетику культуры и традиций кубанского казачества;

    Выработать казачий менталитет, желание и готовность к труду, несению государственной службы казачества.

6 класс (34 часа):

Раздел 1.Традиционная культура кубанского казачества (4 часа)

Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков. Казачьи заповеди. Казачья доблесть. Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных.

Раздел 2. Казаки, кунаки, соседи.(4 часа)

Казаки и соседи. Народы Кубани. Казаки и соседи. Народы Кавказа.

Раздел 3. Традиции и обычаи казаков.(9 часов)

Честь казачья. Слово казака. Старики в казачьей общине. Родители и дети: взаимоотношения в семье. Поведенческие нормы и этикет казаков. Оружие казака. Казачий конь. Взаимопомощь у казаков.

Раздел 4. Календарный и жизненный круг.(8 часов)

Рождение казака. Таинство крещения казака. Календарные обряды и праздники кубанских казаков.Проводы казака на службу. Встреча казака со службы. Погребение казака.

Раздел 5. Дети в традиционной культуре кубанских казаков.(8 часов)

Дети как ценность казачьей семьи. Фольклор для детей (сказки и легенды). Дети в календарных обрядах. Казачьи игры.

    Тематическое планирование учебного курса

«Традиционная культура кубанского казачества»

Традиционная культура кубанского казачества.

Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков.

Казачьи заповеди.

Казачья доблесть. Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных.

Казаки, кунаки, соседи.

Казаки и соседи. Народы Кубани.

Казаки и соседи. Народы Кавказа.

Традиции и обычаи казаков

Честь казачья. Слово казака.

Старики в казачьей общине.

Родители и дети: взаимоотношения в семье.

Поведенческие нормы и этикет казаков.

Оружие казака.

Казачий конь.

Взаимопомощь у казаков.

Календарный и жизненный круг

Рождение казака.

Таинство крещения казака.

Календарные обряды и праздники кубанских казаков

Проводы казака на службу. Встреча казака со службы.

Погребение казака.

Дети в традиционной культуре кубанских казаков

Дети как ценность казачьей семьи.

Фольклор для детей (сказки и легенды)

Дети в календарных обрядах.

Казачьи игры.

Итоговые занятия.

2

Итого часов:

34

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по МР

МО учителей историко- филологического

Фунтикова А.А.

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № …

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета протокол №1

от __________ года

Председатель педсовета

_____________

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

Наименование: «Кубань родная – край казачий »

Срок реализации программы: 4 года (1-4 класс)

Возраст обучающихся: 6,5 - 11 лет

Количество часов: 135

Учитель (составитель): ___________________________

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.)

Обращение к старому, возрождение старого,
сохранение его - это не отказ от нового,
это новое понимание старого, своих корней,
это ощущение себя в истории.
Академик Д. С. Лихачев.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Введение.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не

только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей родины - большой и маленькой.

История родного края, казачьего края, как и история нашего государства, необходима каждому из нас.

В конце ХVIII века на Кубань переселились наши предки, бывшие запорожские казаки. Росли и развивались кубанские станицы со своим бытом, культурой, поверьями и обрядами.

Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание традиционных культурных ценностей должно идти с рождения. Так я вышла на проблему «Развитие творческого начала в человеке, в его первичной социализации, в овладении опытом общения с окружающими его людьми, природой, искусством, развития человека в человеке на материале традиционной культуры кубанского казачества»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей.

В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Поэтому в целях сохранения и возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно - этнической общности, в 2017-2018 учебном году на базе 1-го класса был организован кружок гражданско - патриотического воспитания «Кубань родная – край казачий»

Данный кружок поможет ученикам, получить все необходимые знания по истории и культуре родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению истории казачества, быта, традиций, обрядов, промыслов и ремесел казаков.

Объектом программы стали содержательные, технологические, иллюстративные и технические средства по теме «Казачество России».

Цель и задачи программы.

Цель:

Воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; Возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России;

Способствование социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации Программы.

Программа «Кубань родная – край казачий» рассчитана на 4 года. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов муниципального образовательного учреждения и родителей учащихся.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Форма реализации Программы.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принцип, положенный в основу массовых мероприятий.

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы.

I этап: проектный.

Цель : подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Кубань родная – край казачий».

Задачи :

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

3. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

4. Проводить мониторинг реализации программы.

5. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ №58 сотрудничает с казачеством, библиотеками. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
  • символика Российской Федерации, Кубанского казачества;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан.

Количественные параметры:

  • включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, совместным делам);
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической, казачьей тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.

В результате реализации Программы ожидается:

1. В классе, как в образовательной системе :

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере : развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой : осознание ответственности за судьбу страны, края, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной : способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
  • в духовно-нравственной сфере : осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.

2. Учебно - тематическое планирование.

1 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Практические

учебные занятия

Экскурсии

Комплектование.

Вводная часть.

Земля Кубанская

Растительный мир

Животный мир

Родной город

Люди нашей станицы

Итого

2 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

Организационное занятие

Путешествие по родному краю

Флора и фауна Кубани

Имена и фамилии кубанцев

История Кубани

История Варениковской

Достопримечательности ст. Варениковской

Кубани славные сыны

Твои земляки- герои

Поэты и писатели Кубани

Поэты и писатели Варениковской

Всего часов

3 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

Организационное занятие

Быт казака.

Кубанская семья

Казачий фольклор

Творчество выдающихся земляков.

Казачьи обряды и праздники

Работа по исследовательским проектом

Всего часов

4 год обучения

Наименование

разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество

часов

Теоретические учебные занятия

Практические

учебные занятия

Выездные

(индивид. учебные занятия)

Организационное занятие

Быт казака.

Кубанская семья.

Казачий фольклор.

Творчество выдающихся земляков .

Казачьи обряды и праздники.

Работа по исследовательским проектам

Всего часов

1 год обучения.

  1. Комплектование. Вводная беседа. (1 ч.)

Подготовка помещения. Инструктаж по технике безопасности.

Задачи и содержание работы краеведческого кружка.

  1. Земля кубанская. (4 ч.)

Положение на карте. Границы. Реки, озера и моря края. Города и станицы.

Практическое занятие : зарисовка.

  1. Растительный мир. (5 ч.)

Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.

Практическое занятие : зарисовка, игра «Отгадай растение».

Экскурсия в рощу.

  1. Животный мир. (5ч.)

Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическое занятие : Викторина о животных.

Экскурсия.

  1. Родной город. (9 ч.)

От станицы к городу. Родная школа. Знаменитые выпускники школы. Библиотеки. Музеи. Предприятия.

Практические занятия: Твой город прошлого (зарисовка), игра-праздник, посвященная родному городу.

Экскурсии в библиотеку, городской музей.

  1. Люди нашего города. (9 ч.)

Профессии родителей. Знаменитые жители Варениковской.. Герои – земляки.

Практические занятия: Конкурс сочинений «Моя семья», «Кем я стану», утренник «Все профессии важны».

Экскурсии в городской музей, на консервный завод, на хлебозавод.

2 год обучения.

  1. Путешествие по родному краю. (3 ч.)

Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые.

Практическое занятие : зарисовка.

  1. Флора и фауна Кубани. (4 ч.)

Степи. Лесостепи. Горы.

Практическое занятие : изготовление макета одной из природных зон.

  1. Имена и фамилии кубанцев. (2 ч.)

Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев.

Практическое занятие : конкурс сочинений «Что значит мое имя».

  1. История Кубани. (4 ч.)

Земля кубанская. Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена.

Практическое занятие : Изготовление модели одежды казака и казачки.

  1. История Варениковской. (2 ч.)

Станица Варениковская. Улицы Варениковской.

Экскурсия по улице Красной.

  1. Достопримечательности ст. Варениковской. (7 ч.)

Символы Варениковской. Памятники. Культурные центры. Транспорт.

Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».

  1. Кубани славные сыны (2 ч.)

В.О.В. на Кубани. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.

  1. Твои земляки- герои (3 ч.)

Варениковская в годы В.О.В. Их именами названы улицы. Их именами названы школы.

Практическое занятие : Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

Посещение памятников героям.

  1. Поэты и писатели Кубани (2 ч.)

В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.

  1. Поэты и писатели Варениковской (2 ч.)

Хохлов С.Н, Плотниченко Г.М.

Практическое занятие : Составление стихов о Варениковской.

3 год обучения.

  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Быт казака. (6ч.)

Жилище казаков. Знакомство с хатой казака. Жизнь и труд казаков. Знакомство с орудиями труда казаков. Казачий костюм (создание костюма для куклы). Народные промыслы и ремесла. Гончарное ремесло казака. Конь у казака.

  1. Кубанская семья. (6ч.)

Возникновение имен и фамилий на Кубани. Быт кубанской семьи. Посуда в кубанской семье. Казак и родители. Отношение к старшим. Рождение казака. Праздник матери – казачки. Этикет у казаков.

  1. Казачий фольклор. (9 ч.)

Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы и поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Игрушки наших дедушек и бабушек. Легенды и были черноморья.

  1. Творчество выдающихся земляков. (4 ч.)

Знакомство с творчеством Захарченко и Кубанского Казачьего хора. Знакомство с творчеством казачьего хора ст. Варениковской.

Обряды и праздники на Кубани. Пасхальные яйца, обрядовый хлеб. Рождественские колядки, щедровки. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи Кубани. Народные приметы.

  1. Работа по исследовательским проектам (2 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

  1. год обучения.
  1. Организационное занятие. (1 ч.)

Задачи и содержание работы кружка. Организация занятий.

  1. Быт казака. (8ч.)

Жилище казаков. Обряды при строительстве. Внутреннее убранство хаты. Из истории мужской и женской одежды станичников. Кубанская кухня. Кузнечное дело на Кубани. Этикет у казаков. Оружие казака.

  1. Кубанская семья. (5ч.)

Жизнь и труд казаков. Казак – воин, защитник земли русской. Возникновение имен и фамилий на Кубани. Казак и родители. Отношение к старшим. Честь казака. Рождение казака. Мать – казачка. Родильный обряд. Обряд имянаречения.

  1. Казачий фольклор. (9ч.)

Кубанская речь. Кубанские диалекты. Казачьи пословицы, поговорки, считалки. Загадки. Колыбельные песни казаков. Кубанские сказки. Игры кубанских казаков. Легенды и были черноморья. Создание войскового хора.

  1. Творчество выдающихся земляков. (3 ч.)

Знакомство с творчеством Захарченко и «Кубанского Казачьего хора». Знакомство с творчеством Пономаренко.

  1. Казачьи обряды и праздники. (6ч.)

Обряды и праздники на Кубани. Обряд «Проводы на службу». Пасха на Кубани. Великий пост. Рождество на Кубани. Масленица на Кубани. Традиции и обычаи на Кубани. Народные приметы.

  1. Работа по исследовательским проектам (2 ч.)

Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

5. Формы и виды контроля

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

  1. Методические рекомендации.

При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы краеведения.

Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.

Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца», куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.

При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

  1. Бондарь В.В. «Войсковой град Екатеринодар» К., 2000.
  2. Громов В.П., отец Сергий, Ю.Н. Загудаев и др. «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», К., 2005.
  3. Маслова А.В. «Кубанская старина», К.,2009.
  4. Еременко Е.Н., Покладова Е.В., Соболь А.Г. «Основы православной культуры» (издательство «Мир Кубани».
  5. Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009.
  6. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
  7. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 4 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
  8. Платонов И. «Кубань Православная - Первозванная.» Тамань-Краснодар, 2000.
  9. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».
  10. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М., 2006.
  12. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения» К., 2003-2004.

2. Печатные пособия

  1. Печатные пособия
  2. Демонстрационный материал (лото, предметные картинки)

3. Технические средства обучения

  1. Классная доска
  2. Экспозиционный экран
  3. Ноутбук
  4. Мультимедийный проектор

4. Экранно-звуковые пособия

5. Игры и игрушки

6. Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  1. Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий и т.п.

Программа разработана на основе региональной образовательной «Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству кубанского казачества» (Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2009), автор-составитель Бондарь Н. И. и др. Образовательная программа дополнительного образования детей допущена департаментом образования и науки Краснодарского края.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающим людям осознавать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой цели в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Данная общеобразовательная программа разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшие составляющие – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда, и декоративно-прикладное творчество.

Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.

Цели данной программы – создание представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа, определение необходимых условий для практического освоения подлинно народной традиции и народного декоративно-прикладного искусства, для формирования качества личности, свойственных носителю традиционного сознания Кубанского казачества и освоения системы его ценностей.

Задачи, решаемые данной программой:

  • сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  • составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  • раскрыть истоки народного искусства, показать осмысление народной традиции и её роль в жизни человека и общества;
  • помочь детям усвоить специфику художественной системы народного искусства;
  • научить их практическому опыту освоения народного декоративно-прикладного и фольклорного искусства;
  • развивать интерес учащихся к научно- исследовательской деятельности;
  • научить их выполнению различных видов изделий народного декоративно-прикладного искусства и применение их в быту;
  • привить учащимся любовь к родному краю, народному искусству.
  • развивать творческие способности детей.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

Особенностью данной программы является то, что осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-творческий проект, занятие-праздник, занятие-концерт. Особенно приветствуются выездные занятия на концерты творческих коллективов, выставки и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем. Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
Аудиторные Внеаудиторные
I год обучения
Вводное занятие. 1 1
1 4
Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье. Образы колыбельных песен. 1 1
Потешки: образный строй. Роль потешек в процессе воспитания ребёнка. 2 1 1
Практическая работа . Разучивание колыбельных песен. 1 1
2 Работа с природными материалами 10 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Плетение из природных материалов. Экскурсия в районный музей. 2 2
Техника безопасности; основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски» 2 2
Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Проведение викторины. 3 2 1
Закрепление приема плетения «полоски» (лента). Творческая работа. Выставка работ учащихся. 3 2 1
3 Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка 6 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Вводное занятие. Знакомство с изделиями народных мастеров. Экскурсия в музей. 2 2
Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». 2 2
Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик» 2 2
4 Дети и фольклор 10 Познавательная, досуговая, проектная, трудовая деятельность, коллективное творчество
Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. 3 1 2
Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. 2 2
Песня и припевка как часть игры. 1 1
Игровые и хороводные песни. 1 1
Практическая работа. Игровая викторина 2 2
Сущность жанра сказки. Практическая работа . Чтение сказок кубанских казаков. 1 1
Итоговые занятия. 2
Праздник игрового фольклора. 1
Ярмарка-выставка поделок обучающихся. Оформление портфолио. 1
Итого 33 14 19

Вводное занятие. Кубанское казачество и его культура. (1час).

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры».

Раздел 1. Дети в традиционной культуре казаков. (4часа)

Понятие «казачья семья». Первые этапы жизни ребёнка в казачьей семье, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки.

Раздел 2. Традиционные ремёсла казаков. Работа с природными материалами. (10часов).

Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы. Знакомство с изделиями народных умельцев. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные свойства материала: пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность. Плетение из природных материалов. Основные приемы плетения из соломки; плетение «полоски». Виды плетения; прямое плетение «рогожка». Закрепление приема плетения «полоски» (лента).

Раздел 3. Традиционные ремёсла казаков. Художественная вышивка. (6часов).

Знакомство с народной вышивкой Кубани и России. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке. Знакомство с изделиями народных мастеров. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение простейших видов швов «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный». Выполнение изделия (салфетка) в технике швов «вперед иголку», обработка края мережкой «снопик».

Раздел 4. Дети и фольклор (10часов)

Игра в традиционной культуре кубанских казаков. Виды игр. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки. Песня и припевка как часть игры. Игровые и хороводные песни. Сущность жанра сказки. Сказки кубанских казаков.

Итоговые занятия. (2 часа).

Праздник игрового фольклора. Ярмарка-выставка поделок обучающихся.

Предполагаемые результаты реализации программы:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать :

— виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнаментов, применяемых в вышивке;

— особенности технических приемов вышивки, используемых мастером;

правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

— цветовую гамму в вышивке Кубанского казачества;

— природные материалы, используемые в плетении;

— основные свойства и способ подготовки материала-соломки;

— приём плетения «полоска» из соломки;

— колыбельные песни и их характеристики;

— игру в традиционной культуре кубанских казаков;

— считалки, дразнилки, игровые припевки;

— сказки кубанских казаков, их особенности.

Уметь:

— выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;

выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;

— выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента;

— подготовить материал-соломку к плетению;

— выполнить приём плетения соломкой «полоска»;

— исполнять колыбельные песни и потешки;

— играть в игры кубанских казаков;

— исполнять дразнилки, считалки, заклички;

— исполнять хороводные песни;

— подготовить традиционную постановку по сказкам кубанских казаков.

Личностные: у учащихся будут сформированы:

— основа художественно – творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества.

Метапредметные: обучающийся научится:

— планировать свои действия

— адекватно воспринимать оценку учителя

— различать способ и результат действия

— принимать и сохранять учебно – творческую задачу

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебно – творческой задачи

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

— проводить сравнение объектов

— проводить наблюдения и эксперементы

— развивать воображение

— расширить знания, познакомиться с новыми технологиями

— создавать практичные изделия

— совершенствовать навыки трудовой деятельности

— сформировать навыки работы с информацией

Формы и виды контроля

Вид контроля — вводный, текущий, итоговый.

Форма контрол я — практическая работа, собеседование, опрос, выставка, концерт, конкурс, выставка-ярмарка, анкетирование, отчетные мероприятия в конце года о проделанной работе; соревнования юных казачат; пополнение портфолио.

Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Богатая культура российского казачества, в том числе казаче­ства кубанского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно­-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изу­чение истории и культуры казачества является важной состав­ляющей воспитания и образования молодежи Кубани: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформиро­вать достойное современное общество.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, активно уча­ствовать в возрождении и обновлении прогрессивных культур­ных традиций казаков Кубани.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 2000.

2. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1-2.

3. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.

4. Бондарь Н. И. Воины и хлебеоробы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) //Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

5. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.

6. Бондарь Н. И. Святой угол // Народное творчество. 1998. №2.

7. Варавва И. Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966.

8. Волкострел Т. М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты) // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар, 2002.

9. Воронин В. В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Краснодар, 2005, Вып. 2.

10. Заградская С. Свадьба кубанский казаков // Играем свадьбу. М., 1987.

11. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1997, Т. 1-2.

12. Захарченко В. Г. Поёт Кубанский казачий хор. Краснодар, 2002, Вып.1.

13. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В. В. Воронин. Краснодар, 2001.

14. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар 1995.

15. Мир детства и традиционная культура. М., 1996.

17. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост. Л. Б. Мартыненко. Краснодар, 1993.

18. Фетисова А. Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар, 1999.

19. Фролов Б. Е. оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

20. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 1993.

21. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992.

Д
2 Печатные пособия
Портрет Екатерины Великой.

Портреты знаменитых казаков.

Д
3 Технические средства обучения
Классная доска.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Д
4 Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи.

Видеофильмы.

Д
5 Игры и игрушки
Атрибуты кубанских костюмов.

Куклы-казаки.

Д
6 Оборудование класса
Ученические столы 2-местные с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

К



Top