Конкурсный урок поиск информации в интернете. Конспект урока "поиск информации". Правила составления конспекта


ПЛАН УРОКА

« Заполни пропуски»

Зачем мы изучаем новую тему?

Способы поиска информации в Интернете.

Типы поисковых систем.

Характеристики популярных поисковых систем.

Домашнее задание.


«ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ»

Компьютерная сеть

Электронная почта

Локальные, региональные, глобальные

Локальная

Сетевую карту, сетевого кабеля

Глобальная

Кольцо, звезда, шина

браузеры

Оценивание

10 ответов – 5

8-9 ответов – 4

6-7 ответов – 3


СПОСОБЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В WEB

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  • Указание адреса страницы.
  • Передвижение по гиперссылкам.
  • Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Способ поиска

Указание адреса страницы

Применение

Обращение к поисковой системе


СПОСОБ 1: УКАЗАНИЕ АДРЕСА СТРАНИЦЫ

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Например:



Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Например



СПОСОБ 3: ОБРАЩЕНИЕ К ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).



ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА

Поисковая система - веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.



ПОИСКОВЫЕ КАТАЛОГИ

Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.



ПОИСКОВЫЕ ИНДЕКСЫ

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.



КАК РАБОТАЕТ ПОИСКОВОЙ ИНДЕКС?

Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поиско́вый робот («веб-пау́к») - программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.


  • Учитывай особенности естественного языка.
  • Не допускай орфографических ошибок.
  • Избегай поиска по одному слову.
  • Не пиши большими буквами.
  • Исключи из поиска ненужные слова.
  • Используй возможности расширенного поиска.

Основные поисковые системы

http://www.yandex.ru/ - 54.8267%

http://www.rambler.ru/ - 21.7645%

http://www.google.com/ - 15.6207%

http://www.mail.ru/ - 4.5466%

http://www.aport.ru/ - 1.5788%

HTTP://WWW.YANDEX.RU/

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве.

Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.



HTTP://WWW.RAMBLER.RU/

Rambler Media Group - интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.



HTTP://WWW.GOOGLE.RU/

Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.



Способ поиска

Указание адреса страницы

Точное попадание в цель

Применение

Необходимо знать точный адрес

Очевидность поиска

Обращение к поисковой системе

Когда известен точный адрес

Поиск в пределах одной или нескольких страничек

Всегда есть «положительный» результат

Когда нужен ответ на неточный вопрос

Много посторонней информации, сложность формулировки точного запроса

Практически в любой ситуации


  • Поиск в пределах сходных страничек
  • Результат содержит много посторонней информации
  • Результат есть всегда
  • Самый точный
  • Самый легкий
  • Самый распространенный
  • Самый лучший

Я узнал…

Я научился…

Я буду применять…

Я оцениваю свою работу…

Учитель информатики МОУ «СОШ №47» города Магнитогорска Куприянова Ирина Николаевна

Конспект урока по информатике и ИКТ

Тема: «Поиск информации в Интернете»

Класс: 8 класс
Цель урока : изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы поиска в сети;Задачи:
    изучить поисковые системы; освоить технологии поиска информации в глобальной сети; формировать приёмы логического мышления; развивать интерес к предмету, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы; расширить кругозор.
Дидактические основы урока :Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.Тип урока: объяснение нового материала;Формы учебной работы учащихся : групповая, индивидуальная работа.Оборудование: 9 компьютеров, листы бумаги, маркеры, индивидуальные карточки с вопросами, тетради.План урока:
  1. Орг. момент (1-2 мин.); Объяснение нового материала (20 мин.); Самостоятельная работа (15 мин.); Итог урока (3-5 мин.);
Ход урока:

Этапы урока

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.

Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 2).

А давайте вспомним, что же такое Интернет?

Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Самостоятельно восстановите эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь (2 минуты).

Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 3).

А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.

В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.

Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.

Капитаны команд готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции.

Выступление капитана команды сторонников.

Выступление капитана команды противников.

В выступления капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.

Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть .

А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию (слайды 5-6).

Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.

Для поиска информации используются в основном три основных типа:

    Указание адреса страницы; (слайд 7)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

    Обращение к поисковой системе (слайд 9).

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд 10)

Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайд 11).

Yandex. ru

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года (слайд 12).

Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13).

Google. ru

Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14).

Rambler. ru

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд 15).


Используемая литература:

    Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса - М.: БИНОМ, 2008;

    http://inetpsy.ru/2011/01/statistika-ispolzovaniya-interneta/

Конспект урока по информатике по теме

«Средства поиска информации в Интернете».

Тема урока: «Средства поиска информации в Интернете».

Цель:

Знакомство с приемами поиска информации в сети Интернет через поисковые системы.

Задачи:

Образовательная изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу. развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

В оспитательная воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике, добросовестного отношения к труду, коллективизма и взаимовыручки .

Здоровьесберегающая : соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;

Тип урока:

изучение нового материала.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, проблемный,частично-поисковый.

Оборудование:

    Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер.

    Презентация к уроку

    Карточки с заданиями

Краткий план урока:

    Организационный момент – 2 мин.

    Проблемная ситуация (мозговой штурм) -3 мин

    Приёмы поиска в сети Интернет – 18 мин.

    Физкультминутка — 2 мин.

    Работа по поиску информации в Интернет – 15 мин.

    Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

    Организационный момент.

Один мудрец давал совет:

«Полезно наблюдать,

Все впечатления копить, —

И будешь много знать».

— Какой совет дал мудрец?

— Сегодня на уроке мы будем следовать совету мудреца, работая по теме урока: « Поисковые системы, поиск информации»

Несколько лет назад первостепенной задачей подростка было

выйти на улицу, пообщаться с друзьями. Как знакомо было, где-то под

вечер услышать: «Петя! Ты выйдешь?!» Среднестатистический ученик,

возвращаясь домой после учебного дня, ужинал, выполнял домашнее

задание… Сейчас к этому нехитрому списку добавляется еще один

пункт:

Конец света — нет интернета

Я не могу то и не могу это

Информации ноль – инфодиета

И ни ответа и ни привета…

Конец света — нет интернета…

Я где-то здесь, а ты где-то, где-то…

Ждите ответа, ждите ответа…..

Конец света – нет Интернета!..

включает компьютер для просмотра сайтов из категории

2.Проблемная ситуация (мозговой штурм)

Появление проблемы

Всемирная паутина ежегодно завлекает в свои сети миллионы

новых пользователей. Среднестатистический современный человек

уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Однако

далеко не все могут точно ответить на вопрос, что такое Интернет –

ведь для каждого из нас он играет свою роль.

Произнося сегодня слово «Интернет» большинство из нас не

думает о технической стороне дела – намного более интересным

представляется то, что может дать Интернет человеку. Что такое

Интернет в человеческом сознании на сегодняшний день?

давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.

В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.

Я предлагаю вашему вниманию следующие достоинства и недостатки сети Интернет, которые я выделила.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Вывод (сначала ученики самостоятельно): Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым, несомненно, надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.

Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации.

3. Изучение новой темы

А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 1 слайд4).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд 5-7 ):

    Указание адреса страницы.

    Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд5): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд6) : Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

(Приложение 1, слайд7 Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(Приложение 1, слайд8-9): Что же такое – поисковая система?

Поисковая система- веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа : поисковые каталоги и поисковые индексы.

(Приложение 1, слайд10): Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

(Приложение 1, слайд10): Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.

Теперь поговорим о поисковых индексах. (Приложение 1, слайд10): Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

(Приложение 1, слайд10): Обратите внимание на этот слайд. Здесь мы видим информацию по запросу “Компьютер в деятельности человека”. Найдено 13 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был “Wandex”, уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.

(Приложение 1, слайд12-13): Теперь мы познакомимся с наиболее популярными в русскоязычном Интернете поисковиками.

(Приложение 1, слайд14) Вот информация об Яндексе – одном из самых популярных поисковиков. Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.

Слово “Яндекс” (состоящее из буквы “Я” и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение “Я” соответствует английскому “I”) придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

(Приложение 1, слайд15): Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. «Googol (гугол)» – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена «Математика и воображение» (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

(Приложение 1, слайд16): Rambler Media Group - интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.

    Физкультминутка

5. Практическая работа.

Я предлагаю вам продолжить выполнять задание, где вы должны воспользоваться поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице (Приложение 2).

6. Подведение итогов.

Всемирный День безопасного Интернета отмечают 7 февраля по инициативе Еврокомиссии, которая была поддержана европейскими некоммерческими организациями в январе 2004 года. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас. Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна! Приучайтесь не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.

    Домашнее задание.

Интернет – зло или дар прогресса человечеству? Мы, вряд ли,

сможешь дать хоть сколько-нибудь однозначный ответ. Как любой

другой аспект человеческого бытия, и эта сфера – медаль с двумя

сторонами

1.«Написание эссе»

«Интернет. Друг или враг?»

Отвечать на этот непростой вопрос можно бесконечно. И

спорить до хрипоты, кто прав. Конечно, для меня пока Интернет –

друг. Он ведет себя, как друг. Если мне что-то непонятно, он всегда

объяснит. Если у меня возник вопрос, он ответит, причем почти не

задумываясь. Я хочу сходить в кино, театр – пожалуйста, он тут как

тут. Заказать билеты, выбрать кинотеатр или фильм.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся. В подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты.

    Ключевые слова:

    Цель урока:

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

План урока:

  1. Актуализация знаний (5 мин).
  2. Практическая работа (16 мин).
  3. Домашнее задание (1 мин).
  4. Итог урока (4 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

  1. Актуализация знаний.
  1. Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи - где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? - ответы на вопросы - Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).

поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги . Поисковые машины

Каталоги

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска - ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой - оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы - например, в начале предложения.

Простой запрос подразумевает, что слова

Поиск без учёта морфологии

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд - в пределах всего текста.

3) поисковые указатели.

Поисковые каталоги

Поисковые указатели

Рейтинговые системы

Преподаватель

5 . Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по информатике на тему "Поиск информации в Интернете" »

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым Министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігіңің

«Петровка аграрлы-техникалық колледжі» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Петровский аграрно-технический колледж»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Открытый урок по
информатике
на тему: «Поиск информации в Интернете»

Провел преподаватель: Шубин А.А.

Петровка, 2014 г

Разработка урока

План-конспект урока по информатике

Преподаватель Информатики
Петровского аграрно – технического колледжа
Шубин А.А.

      1. Тема: «Поиск информации в Интернете»

    Предмет: информатика и ИКТ

    Группа: 23

Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.

Цель урока:

    формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

    развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроектор.

План урока:

    Организационный момент (1 мин).

    Актуализация знаний (5 мин).

    Изложение нового материала (12 мин).

    Практическая работа (16 мин).

    Домашнее задание (1 мин).

    Итог урока (4 мин).

Ход урока:

    Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.

    Актуализация знаний.

Тогда для повторения домашнего задания и изученного ранее разделимся сейчас на 2 команды. Эти определения пригодятся вам при изучении новой темы сегодня. Даю задание. Сейчас каждая команда будет отвечать на вопросы: один из команды будет задавать вопрос, а в команде напротив должны быстро найти ответ на данный вопрос и громко и чётко прочитать, не перебивая друг друга. Тот, кто прочитал ответ, имеет возможность задать вопрос команде напротив. Студенты задают по 5 вопросов из каждой части (приложение 1).

    Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? – ответы на вопросы – Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).

Давайте начнем с простого: ГДЕ?

Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги . Поисковые машины : (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.

Действие поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернет, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями.

Каталоги : в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.

Конструкция страниц значения не имеет.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней.

Второй вопрос: ЧТО?

Процедура поиска – ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.

Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.

Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?

Простой запрос из одного слова

Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой – оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы – например, в начале предложения.

Простой запрос из множества слов

Яndex позволяет использовать в качестве запроса строку до 250 символов. Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ , т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам. Учитывается морфология всех терминов простого запроса.

Поиск без учёта морфологии

Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной её морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!".

Поиск с оператором И

В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.

Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:

3) поисковые указатели.

Поисковые каталоги : организованы по иерархическому принципу. Заполняются вручную специалистами, обслуживающими данную службу.

Поисковые указатели : использование индексных списков. Индексные списки создаются автоматически.

Рейтинговые системы организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том, что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов.

У вас на столах лежат конверты. Откройте их и обсудите командами в течение 2 минут: какие из сайтов относятся к каждому из видов. Один представитель команды выходит к доске и вывешивает результаты обсуждения. Один человек от команды комментирует выбор. (После того, как 2 команды вывесили все результаты на доске, учитель демонстрирует слайды и комментирует решение учащихся).

Преподаватель : Отлично, сейчас мы с вами изучили виды поисковых систем, и чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания. (На доске демонстрируются условия задания и пример решения такого задания).

5. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.

    Всем ученикам предлагается попробовать найти недостающие слова из отрывков стихотворений. Применение простого поиска. Ученики получают индивидуальную карточку, в которой пропущено слово. Они вносят в поисковую систему текст и находят пропущенное слово. Вписывают в карточку и сдают обратно учителю (приложение 2). Учитель проверяет и выставляет баллы. За время выполнения задания сменяет на доске ответы учащихся.

    Ученикам предлагается сформулировать, какими видами поиска они занимались в первых двух играх. Повторяются определения, вывешенные на доске. Один человек от команды вносит изменения.

    Ученики в парах ищут ответы на перекрёстные темы. Разделив таблицу пополам, ученики находят ответы на поставленные задачи в виде ключевого слова, которое записывают на карточку и сдают учителю (приложение 2). На доске остаётся одно задание-пример, которое объяснял учитель.

    Подводим итог выполнения заданий, оглашая результаты и вспоминая ключевые понятия урока.

6. Подведение итогов урока.

Преподаватель показывает задание А15 из заданий НОК по профильной специальности, учащиеся самостоятельно находят решение и ответ на это задание.

Преподаватель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся. Объясняет домашнее задание. Дома учащиеся продолжат поиск. Учащиеся найдут пропущенные слова, меры измерения величин и напишут творческий ответ о происхождении названия географического объекта (приложение).

Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися были созданы на уроке, учащимся предлагается придумать занимательные вопросы в качестве заданий для поиска своим одногруппникам и попытаться найти ответы на них в Интернете (если позволяют условия).

Преподаватель: Как вы оцениваете свои успехи в игре? Помог ли вам новый материал по теме? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Какие советы вы можете дать своим друзьям на своём опыте?

    Самоанализ урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

Это 2 по счету урок новой главы "Информация и ее свойства". Данная тема является своего рода переходной темой от поиска информации к системам базы данных. Изучение данной темы в дальнейшем способствует лучшему пониманию структуры базы данных и работы над базой данных. Специфика урока, на мой взгляд, заключается в том, что я не просто рассказал данную тему и мы вместе по решали задачи, а в том, что эти задачи были направлены на выработку у учащихся навыков по решению типовых заданий по ЕГЭ.

2. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании урока?

Прежде, всего это активность учащихся. В 93 классе очень активные дети. Они любознательные, им интересно получать новую порцию информации, очень общительные. Поэтому, чтобы им не было скучно, я разработал интересные задания, в том числе и в разных программных средах. При выполнении практических заданий, приходилось строго контролировать ход выполнения заданий, что говорит о их слабой организованности.

3. Какие конкретные дидактические задачи решаете на урока:

· общеобразовательные: дать понятия "Информационного запроса", "Поисковой системы", "Адресного поиска", "Семантического поиска", "Фактографического поиска"; научить учащихся поиску информации в глобальной сети Интернет.

· воспитательные: воспитать познавательной потребности, интереса к информатике; воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

· развивающие: развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации; развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие познавательного интереса у учащихся.

· компетентностные: развитие умения у учеников грамотно и вежливо общаться с учителем.

Главными задачами, на мой взгляд, были общеобразовательными, так как на первом месте стоят знания, а потом уже воспитательные и развивающие цели.

4. Почему выбранная структура урока подходит для решения этих задач?

Структура урока, мне кажется, выбрана удачно. В начале урока была актуализация знаний, затем изложение новой темы, и в заключительная часть урока были решены задачи, которые способствовали закреплению ранее изученного на этом уроке учебного материала. Домашнее задание было подобрано специальным образом, чтобы ученики дома еще поработали над данной темой, а именно потренировались находить ту или иную информацию в интернете. Тем самым ученики в полной мере усвоили учебный материал.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему?

В началу урока перед учениками была четко поставлены цель и задачи урока. Главный акцент делает на обучение учащихся искать разную информацию в Интернете различными способами. Также акцент делается на отработку навыков решения типовых задач по данной теме в ЕГЭ.

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия основного материала?

Для раскрытия основного учебного материала использовался объяснительно-иллюстративный метод с помощью презентации "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint, использовался метод проблемного изложения материала при решении практических заданий. Также использовался фронтальный опрос, на этапе актуализации знаний. Что позволило выяснить уровень знаний по данной теме, так как поиск информации в Интернете не является новой темой, в том плане, что каждый ученик уже владеет некоторыми базовыми способами поиска информации в Интернете.

7. Какое сочетание организационных форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?

В начале урока использовалась фронтальная работа, методом опроса учащихся. Данная форма была выбрана с целью узнать начальный уровень знаний по новой теме и актуализацию ранее изученного учебного материала. Затем была выбрана форма выполнения практических задач со всем классом.

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков, формирования (развития) УУД, компетенций?

На протяжении выполнения практических заданий осуществлялся контроль учеников, как работающий у доски, так и работающих на местах. Благодаря хорошо подобранным задачам у учеников развивалось мышление, способность анализировать информацию.

9. Как использовался на занятии инструментарий кабинета информатики?

На протяжении, практического всего, урока активно использовалась компьютерная техника, такая как персональный компьютер, проектор. Этап объяснения нового материала сопровождался презентацией "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint. Затем на этапе закрепления учебного материала, была осуществлена работа учащихся у доски. По времени это заняло от начала урока до конца.

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока?

Прежде всего, это разновидность учебной деятельности учащихся, а именно сначала была актуализация знаний, которая осуществлялась методом фронтального опроса. Затем, на этапе усвоения новых знаний учащиеся прослушали и зафиксировали себе в тетради конспект урока. Далее, было выполнение практических заданий, ученики, кто выходил к доске решать задачу, а кто сидя на своем рабочем месте, решал задания.

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера и в чем конкретно проявилась культура Вашего общения с классом?

На мой взгляд, на уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера благодаря моей доброжелательности к учащимся и моей внимательностью к ним. Культура общения проявлялась в грамотной речи и умению слушать учащихся. Мне кажется у меня получилось найти подход к ученикам, и тем самым наладить дисциплинированность в классе.

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

Рациональное использование времени было обеспечено за счет хорошо проработанного хода урока по плану, его методическим и дидактическим содержанием. Избыточности информации, на мой взгляд, не было, все было в меру хорошо проработано.

13. Какие непредвиденные ситуации Вы можете прогнозировать?

К сожалению, на этом уроке действительно произошла непредвиденная ситуация: ученикам необходимо было по очереди фотографироваться на выпускной альбом. Но я не растерялся и нашел выход из данного положения: сначала по очереди (мальчики, девочки) усвоили новые знания, а затем все вмести решали практические задания. В результате, конечно, пришлось некоторые менее важные аспекты в изложении нового материала опустить и дать им на самостоятельное изучение, с последующей проверкой.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные дидактические задачи?

Все что было запланировано на урок было выполнено. И даже непредвиденные ситуации не смогли помешать твердому усвоению учащимися учебного материала.




Top