Какие плюсы есть у компьютера. Плюсы и минусы компьютеризации и роботизации. Плюсы использования гаджетов и ПК

Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой.

Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также в школьные годы Хемингуэй начинает писать спортивные репортажи и желчные заметки о светской жизни.

Во время Первой мировой войны Хемингуэй ушел добровольцем на фронт – из-за плохого зрения ему досталась должность водителя транспорта Красного Креста. Впоследствии он не только управлял санитарной машиной, но и доставлял продукты солдатам – прямо в окопы. Во время одного из таких визитов Хемингуэй спасал от минометного огня раненого итальянского солдата и сам был посечен осколками. Из его ран извлекли 26 кусочков стали. В Америку Эрнест вернулся героем с серебряной медалью «За доблесть» и Военным крестом на груди – обе награды вручил ему король Италии. Впоследствии он признавал, что первая поездка на фронт была юношеской ошибкой. Однако этот поступок во многом показывает характер Хемингуэя: до конца жизни он также стремился быть в центре событий, познать все на собственном опыте, увидеть происходящее своими глазами.

Это устремление бросает писателя в постоянные вояжи и переезды. Пришедшее в 30-е годы литературное признание Хемингуэй отмечает путешествием в Африку – здесь он полностью отдается охоте, убивает нескольких львов, множество антилоп и другой дичи.

Повесть «Старик и море» относится к более позднему периоду творчества писателя, когда позади остались Вторая мировая война и Гражданская война в Испании. Именно это произведение принесло Хемингуэю Пулитцеровскую премию и стало основным мотивом для присуждения ему премии Нобеля.

Старик Сантьяго живет рыбным промыслом. Действие повести относится к периоду, когда он доходит до крайней черты бедности – у рыбака даже нет сети для поимки мелкой рыбешки, которая могла бы стать наживкой при ловле крупной добычи. Однако гордость не дает ему просить взаймы и даже принимать помощь. Он полагается лишь на свои убывающие силы – в повести старик не раз высказывает мысль, что жизнь – это постоянная борьба. И он продолжает бороться, не теряя надежды на улов. Восемьдесят четыре дня подряд старик выходит в море и возвращается ни с чем. Неудачи нисколько не озлобили его – у этого человека своя философия. Море он воспринимает как одушевленную и весьма своенравную стихию. Хемингуэй говорит, что старик «постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа».

Старик живет уединенно, единственным его товарищем является мальчик Манолин. Старик привязан к мальчику, он считает его не только учеником и собеседником, но и настоящим другом. Но, несмотря на то что круг общения старика формально ограничивается мальчиком, его нельзя назвать одиноким: «старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок». Старик чувствует единство со всеми живыми существами, в каком-то смысле обитатели океана для него – тоже люди. Он с нежностью смотрит и на ласточек, и на летучих рыб. В этом плане характерны его мысли о морских свиньях: «Они хорошие… Играют, дурачатся и любят друг друга. Они нам родня, совсем как летучая рыба». По мнению старика, человечество – лишь одна из разновидностей живых существ в природе, в которой все существа разумны.

Огромная меч-рыба, с которой старик сражается посреди океана в своей маленькой рыбацкой лодке, – серьезный и уважаемый противник. Старик относится к ней как к существу, наделенному разумом. Он разговаривает с рыбой и выражает ей свое восхищение: «Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».

Поимка этой огромной рыбы становится для старика выполнением жизненного предназначения. Он говорит себе: «Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился. Где-нибудь рядом с этим косяком тунцов, может быть, плывет моя большая рыба». Когда этот самый важный в его жизни поединок заканчивается потерей добычи, ход мыслей старика почти не меняется: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он. – Но ведь для этого я родился».

Силой своего упорства старику удается одолеть рыбу. Но впереди его ждет бой с совсем иным противником – подлыми акулами, которых привлекла к его лодке кровь большой рыбы. Исход этой схватки ясен – акул слишком много и ничто не отпугнет их от привязанной к лодке рыбы. Старик это понимает, но сражается до последнего. Потеряв гарпун, он привязывает к веслу нож, атакует акул деревянными обломками – всеми средствами защищает рыбу, которую он убил «для того, чтобы не умереть с голоду и накормить уйму людей». Старик уверен, что «человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Ему удается лишь отсрочить неизбежное. Он обращается к рыбе: «Мне жалко, рыба, что так получилось». Меч-рыба достается акулам – подлым хищникам, которые были не в состоянии тягаться с ней, когда рыба была жива. Старик думает о своем поражении спокойно – он даже не уверен, можно ли это назвать поражением: «А как легко остановиться, когда ты побежден! – подумал он. – Я и не знал, что это так легко… кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море».

Эрнесту Хемингуэю удалось создать уникальную повесть, показывающую силу духа, которая дает человеку возможность выполнить свое предназначение наперекор всем обстоятельствам, одержать блистательную победу при кажущемся поражении. Нужно лишь до конца честно делать дело, для которого человек и создан. «Старик и море», вероятно, сильнейшее произведение великого писателя.

    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Вот и закончились новогодние каникулы. Очень много интересного произошло в этот период. Для начала расскажу о том, как я встретил Новый Год. 30 декабря, мы с папой пошли за елкой. Очень долго выбирали, и наконец, выбрали пушистую сосну не большого роста. Когда пришли домой, папа сразу поставил ее на столик в углу зала. Я принялся украшать елочку светящейся гирляндой, красивыми елочными игрушками и белым струящимся дождиком. К тому моменту когда я закончил наряжать елку и украсил зал со своей комнатой, мама […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
    • Когда-то давно-давно произошла такая история. Жил-был добрый человек. И был у него прекрасный сад. Хозяин любил все растения, относился к ним, как к собственным детям, тщательно ухаживал и заботился о них. Здесь находились и фиалки, и гладиолусы, и тюльпаны, и множество других цветов. Но самой красивой была роза: роскошные нежные лепестки, зеленый гладкий стебель. Днем она распускалась и излучала дивный яркий аромат, а ночью закрывала бутон и отдыхала. Человек знал, что цветок прекрасен, поэтому оградил розу […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» в конце 19 века. В то время на Кавказе не утихали военные действия, постоянно происходили стычки русских с горцами. Рассказ повествует о судьбах двух главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина. Сюжет рассказа достаточно прост: герои попадают в плен к горцам и пытаются совершить побег. Однако Толстой показывает, насколько разным может быть поведение людей в одной ситуации. Жилин – человек действия, это проявляется в каждом его поступке. Став пленником, […]
    • Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников. Лесков обладал редким художественным кругозором, имел свой взгляд на историю России, на путь ее движения, развития. Пытливый исследователь русского национального […]
    • Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый. Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер Жизненная […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Творчество Салтыкова‑Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880‑х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико‑философскую картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с […]
  • Человек и природа (по повести Хемингуэя «Старик и море»)

    И вариант

    Эрнест Хемингуэй в повести «Старик и море» сознательно избегает описаний природы, применяя художественный прием «потока сознания», внутренние монологи старого рыбака, которые придают произведению «эффекта присутствия» читателя.

    Рыбалка наблюдает, как светятся тропические водоросли во впадине глубиной в семьсот морских саженей; как в водовороте, что образуется от столкновения стремительной глубинного течения с обрывами дна, кишит уйма всякой рыбы; как вырывается из воды летучая рыба, которую преследует крупный морской хищник. Он жалеет хрупких морских ласточек, которые залетали далеко в море за пищей и почти никогда ее не имели. Старый рыбак «мысленно называл море lа mar, как говорят на испанском те, кто его любит». Часто море было для человека соперником, иногда морогом. «И старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе, что может подарить великую милость, и лишить ее, а если делает что-то плохое или нерозважне, то лишь потому, что такова уж ее натура». Море для Сантьяго было понятным и родным, он читал его, как книгу: птица-фрегат указывал на скопление рыб, летучая рыба - на стаю стремительной макрели. Рыбак смотрел вниз и через толщу прозрачной поди видел «красноватый дымка планктона и причудливые блики солнечного света», «стайка крошечных рыбок», которые свободно плавали среди длинных щупалец медузы; вспоминал, как когда-то видел черепах, которые закрывали глаза и поедал медуз вместе с ядовитыми щупальцами. Он жалел тех черепах, потому что большинство людей не имели жалости к этим существам. Старик думал: «Ведь и у меня такое же сердце, да и ноги-руки подобные их».

    Ночью он услышал, как возле лодки барахтаются в воде и громко сапають две морские свиньи, «хорошо различал хриплый вздох самца и тоскливые вздохи самки» и подумал о том, что эти славные животные похожи на людей: «играются себе, шалят, любят друг друга». Потом он вспомнил, как когда-то давно поймал самку марлина. И пока она неистово борсалась на крючке, самец был рядом с ней. Он ни на миг не отплывал, а когда люди затащили забитое животное в лодку, самец «высоко выпрыгнул из воды у самого борта, чтобы увидеть, где его подруга, и только тогда ушел в бездну, розпроставши бледно-лиловые крылья грудных плавников и в последний раз показав широкие фиолетовые смуты на спине и боках». То была самая грустная из всех приключений старого рыбака.

    «Хорошо, что нам не приходится охотиться на заре», - думал Сантьяго. «А что если бы человеку каждый день надо было убивать месяц? - подумал старик. - И месяц бежал бы от нее. Или если бы она должна была ежедневно гнаться за солнцем, чтобы убить его? Но мы еще не такие бесталанные», - развлек он. Старый рыбак ловит рыбу, чтобы прожить. Ему не приходит мысль убивать живых существ ради развлечения. Он жалеет даже ту последнюю свою добычу, огромную меч-рыбу, которая так долго мучила его, уважает ее за ловкость, силу и благородство. Одинокий человек один на один с матерью-природой чувствует свою неотделимость от природы, ее непобедимую силу.

    Повесть-притча «Старик и море» - это гимн единства человека и природы, любви ко всему живому.

    II вариант

    Величие человека - в осознании ее ответственности.

    А. де Сент-Экзюпери

    Эрнест Миллер Хемингуэй - крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это была неповторимая, талантливый человек, который мужественно и свободно прожила свою жизнь, не раз подтвердила сказанную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.

    Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, что долго тянула лодку. Когда его нашли, рыба была об"їдена акулами, а рыбалка в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и моральные темы. Одна из них - взаимоотношения человека и природы.

    Старый Сантьяго - бывший рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу с океаном в борьбе за существование. Эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям природа уступает частью своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго чувствует себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними связями. Даже в старости глаза его похожи по цвету на море. «Это были веселые глаза человека, который не сдается», - пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - говорит старый рыбак и доказывает это своим мужеством.

    Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пійманій рыбе он-говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старого тяготит мысль о том, что человек требует пищи в моря, убивает своих собратьев - рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...»

    Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за Человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах ее существования, об отношении к жизни и природы. Человек может многое, она может быть сильнее самой природы. Но она должна понимать свой вечный связь с ней и вечную вину. Пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с Природой, она терпит наше сосуществование и делится своими богатствами.

    Сочинение

    Эрнест Миллер Хемингуэй - крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
    Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них - взаимоотношения человека и природы.
    Старик Сантьяго - бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. «Это были веселые глаза
    человека, который не сдается», - пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - говорит старый рыбак.
    Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев - рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...»
    Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

    Другие сочинения по этому произведению

    Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» - книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны

    Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

    Оборудование:

    Портреты Э. Хемингуэя, В. Астафьева. Иллюстрации к произведениям.

    Эпиграф на доске:

    Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

    Э. Хемингуэй.

    Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.

    И.В. Гете.

    Ход урока.

    I. Вступительное слово учителя.

    Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях американского писателя Э. Хемингуэя и русского писателя В. Астафьева. Наша задача – определить сходство и различие повести “Старик и море” и рассказа “Царь-рыба” путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым в них.

    Великий немецкий поэт и мыслитель XIX века Иоганн Вольфганг Гёте утверждал: “Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них”, а американский писатель XX века Эрнест Хемингуэй писал: “Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Как же решаются проблемы взаимоотношений человека и природы в этих произведениях?

    II
    . Работа по содержанию произведений.

    1. Вспомните краткое содержание повести “Старик и море”.

    Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.

    2. Краткое содержание рассказа “Царь – рыба”.

    Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу – осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

    3. Учитель:

    К моменту создания Виктором Астафьевым рассказа “Царь-рыба” уже мировую известность получила повесть Хемингуэя “Старик и море”, написанная в 1952 году и принесшая автору Нобелевскую премию. Сюжеты этих произведений несколько схожи. Зачем же Астафьеву нужно было создавать такое произведение спустя 24 года после Хемингуэя? Какие проблемы решаются в них?

    В них поднимаются разные проблемы. Если в “Старике и море” основная проблема - победа и поражение человека, то в рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.

    Да, хотя и в обоих произведениях описывается поединок человека с рыбой, они отличаются во многом. Вот эти отличия мы с вами должны найти.

    III.
    Сравнительная характеристика героев.

    Что вы можете сказать о героях этих произведений? - Ответы учащихся по примерному плану:

    Как относится герой к своей жертве?

    Игнатьич

    Уважение к рыбе:

    -“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”.

    Заботится: “Худо тебе, рыба?”

    “Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…”

    - “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!”

    - “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.”

    - “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”

    Старик – частица этого мира природы.

    - “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.”

    - “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.”

    Опасная работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”.

    Называет рыбу Царь – рыбой.

    - “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.

    Уговаривает рыбу скорее умереть:

    “Ну что тебе! Все равно околеешь”.

    Отвращение к рыбе:

    “Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

    Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”

    Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.

    - “Иди, рыба, иди!”

    Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком.

    IV. Обсуждение идейного содержания.

    Хемингуэй:

    Астафьев:

    “Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика…” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик”

    Автору больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.

    Что можно сказать об идее произведений?

    - “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.

    Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.

    - “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя.

    Протест против хищничества.

    Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.

    Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

    V.Учитель:

    Государство серьезно заботится о сохранении уникальных природных богатств: на карте заповедников России можно увидеть и созданный в Туруханском районе заповедник на Енисее. Вот об этих местах писал Астафьев, болея душой за природу. Но все же человек не останавливается в своем желании покушения на природу. Например, и на территории нашего Государственного природного комплексного заказника “Кичкетан”, несмотря на жесткие меры, еще продолжают действовать браконьеры. (Краткое сообщение ученицы по цифровым данным, полученным в администрации заказника)

    Что вы можете сказать об этих людях?

    Хотя и они, наверное, неплохие люди, как и Игнатьич, но все же это – браконьеры. За сотни километров они приезжают сюда ради рыбы, и часто бывают наказаны самой природой.

    Проблемы, поднятые в произведениях Астафьева, актуальны и сейчас. Астафьев напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы – ее часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы.

    VI.
    Минуты творчества.

    А как вы относитесь к этим образам? Подведем итоги своим размышлениям при помощи создания маленьких пятистиший – синквейнов.

    Учащиеся имеют опыт создания синквейнов. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Синквейн создается по определенным правилам.

    1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
    2. Во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.
    3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
    4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
    5. Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Рифма не требуется.

    Например, у учащихся получились такие пятистишия:

    Рыба,
    Красивая и сильная,
    Попалась, утащила, уморила,
    Держалась достойно до конца,
    Умница!

    Старик,
    Смиренный и гордый,
    Любуется, борется, теряет.
    Твое человеческое достоинство торжествует,
    Победитель!

    Игнатьич,
    Умный и жадный,
    Ловит, истребляет, раскаивается.
    Природа не терпит алчности,
    Браконьер.

    Природа,
    Красивая, чистая,
    Дыши, радуйся, живи.
    Я восхищаюсь твоей добротой,
    Родная! (и другие).

    VII. Выставление работ, обсуждение. Оценка работы учащихся на уроке.

    «Старик и море», опубликованная писателем в 1952 году, - это не просто история о том, как рыбаку Сантьяго посчастливилось поймать большую рыбу, но он не смог довезти ее до берега, поскольку акулы съели его добычу. Это очень многоплановое произведение, рассматривать которое можно и как рассказ о невероятной выносливости человека и силе его воли, и как философскую притчу о борьбе старого рыбака со своей судьбой. Немало здесь сказано и о старости, и об одиночестве, которое она неизбежно несет с собой, а также о дружбе и о любви.­

    Поскольку большая часть действия повести происходит в море, а ее главным героем является старый опытный рыбак, то все эти темы в произведении рассматриваются сквозь призму взаимоотношений человека и природы. И характер этих отношений также сложен и многогранен, как и сама книга.

    Название «Старик и море» уже предполагает, что речь в повести пойдет о том, что происходит с человеком, когда он находится в полной власти этой стихии. Как он взаимодействует с ней, и насколько она принимает его?

    Сантьяго провел в море большую часть своей жизни. Еще в молодости он служил юнгой на паруснике и путешествовал на судне в Африку, а теперь он почти каждый день ловит рыбу у берегов Кубы.­

    Сам облик старика уже говорит о роде его занятий. На руках Сантьяго имеются глубокие шрамы от тугой бечевы, на которую он в свои счастливые времена ловил самую большую рыбу. Щеки и шею мужчины покрывают характерные коричневые пятна, которые могли образоваться только от длительного пребывания на солнце у воды. Даже глаза рыбака наполнены каким-то веселым блеском и своим цветом «похожи на море».

    Море давно уже стало домом для Сантьяго. Он любит его и не боится уплывать на своей лодке далеко от берега, потому что знает, что всегда сможет найти дорогу назад.­

    Сантьяго владеет той ценной информацией, которая может помочь ему выжить в окружении одной только воды. Он с легкость предсказывает, как будет вести себя море в ближайшее время и знает, что охотиться следует там, где кружат птицы, выискивающие рыбу. Он хорошо знаком с повадками морских обитателей, потому что каждый день, каждый час своей жизни с интересом наблюдает за ними.

    Сантьяго искренне любит всех этих морских рыб, черепах и птиц. Не по душе ему только ядовитые физалии, которых он с удовольствием давит «мозолистой подошвой» своей ноги, когда тех штормом выносит на берег.

    Находясь в своем путешествии, старик чувствует полное единство с природой. В море он никогда не бывает одинок, поскольку здесь для него всегда найдутся интересные собеседники. Он, словно с людьми, разговаривает с чайками, рыбой-мечом, макрелью и акулами.­

    К хрупким морским ласточкам старик испытывает особенную жалость, потому что они «вечно летают в поисках пищи и почти никогда ее не находят». Рыба-меч своим величием, стойкостью и выносливостью вызывает у него настоящее восхищение. Даже огромные морские черепахи не пугают мужчину, поскольку он осознает некую общность с ними: «Но ведь и у меня такое же сердце, а мои ноги и руки так похожи на их лапы».

    Охотясь на рыбу и убивая ее, Сантьяго каждый раз испытывает чувство вины. Мужчина осознает греховность своего поступка, но в то же время понимает: он «родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».

    Сантьяго ест и продает мясо морских обитателей лишь для того, чтобы не умереть от голода. Белые черепашьи яйца помогают ему восстановить силы, а жир из печени акулы защищает от простуды. Старик никогда не берет от природы больше, чем ему требуется для жизни, и тем самым не нарушает главный закон, который действует во всем животном мире.

    Даже убивая рыбу, он не перестает любить ее и делает это с великим уважением к этим уникальным созданиям природы. «Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить», - размышляет Сантьяго. Эта мысль, конечно, пугает его, но, возможно, для рыбака в ней есть определенная доля правды.



    
    Top