Информационные ресурсы современного общества — Гипермаркет знаний. Формы информационных ресурсов

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт – это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5) Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п. Информационный портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www1.ege.edu.ru/content/view/14/35/.

Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

  • По целевому предназначению
    • личные,
    • корпоративные,
    • бизнес,
    • образовательные,
    • политика,
    • учреждения и организации,
    • сервисы и услуги,
    • доски объявлений,
    • культура,
    • чаты,
    • хранилища ПО,
    • спорт,
    • отдых,
    • изображения и фото,
    • развлекательные порталы
  • По способу представления
    • Web-страницы
    • Базы данных
    • Файловые серверы
    • Телеконференции
  • По виду носителя
    • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
    • на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
    • на канале связи (TV, радио)
  • По способу организации хранения и использования
    • документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
    • массив документов
    • фонд документов
    • архив
    • автоматизированные формы
  • По форме собственности
    • общероссийское национальное достояние
    • государственная собственность
    • собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
    • частная (личная, корпоративная) собственность
  • По содержанию
    • Тематическая информация
    • Научные публикации
    • Рекламная информация
    • Справочная информация
    • Новости
    • Вторичная (библиографическая) информация
  • По национально-территориальному признаку.
  • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
    • По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
    • По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Вряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Форма подачи информации определяет структуру информационного ресурса, ее разнообразие зафиксировано в типологии информационных ресурсов.


Типы информационных ресурсов

Коллекция электронных изданий - коллекция произведений с информационно-поисковыми системами (ИПС) сетевая или на носителях, а также сетевые электронные издания (журналы), имеющие печатные аналоги.

Коллекция электронных документов - электронная библиотека, электронный музей, галерея и др.

Хранилище данных - предметно-ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию, неизменяемое собрание данных, ориентированных на процессы принятия управленческих решений.

Специальный массив научных данных - электронная модель объектов, массив экспериментальных данных, и др.

База знаний – диагностическая, экспертная система.

Конструкторско-технологическая документация , создаваемая в рамках CALS-технологий.

ГИС-система и электронные карты - массивы гео-данных.

Мультимедийные системы :

· компьютерные игры, изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);

· видео (кино и видеофильмы, клипы и т.п.);

· аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.); презентации (организаций, информационных и других систем, ролики и т.п.).

Обучающие системы (системы типа электронных экзаменаторов в ГАИ по правилам дорожного движения, другие обучающие и тестирующие системы).

Информационно-поисковые и справочные системы - тематические справочные системы с встроенным информационно-поисковым аппаратом, предназначенные для поиска необходимой информации в рамках тематики в т.ч.:

· научно-технические ИПС - охватывающие различные области знаний;

· консультационные ИПС - обеспечивающие юридическими и другими сведениями по различным жизненным вопросам;

· бытовые ИПС - телефонные справочники, приготовление различных блюд, городские справочные системы (улицы, транспорт), транспортные расписания железной дороги, авиалиний, автобусов и т.п.

Использование информационных ресурсов в повседневной практике чаще всего направлено на подготовку текстовых документов, аналитических таблиц и баз данных. Для этого достаточно овладеть навыками работы с информацией и программным сопровождением, обеспечивающим технологические приемы в области поиска, отбора, обработки и хранения информации. Грамотное использование информационных ресурсов – это сложная, но посильная задача, решение которой по мере развития практики приводит к умению более высокого уровня, заключающегося в управлении информационными ресурсами.


Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. / Под. ред. проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006, с. 25.

Блог - от англ. blog, web log - "сетевой журнал или дневник событий" - web-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги характеризуются недлинными записями временной значимости, отсортированных в обратной хронологии. Блоги открыты, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором (в отзывах или своих блогах). Возможность публикации отзывов посетителями является характерной чертой блогов.

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • - производители информации (producers);
  • - продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • - пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

  • -компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
  • -базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • -профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

  • -текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;
  • -числовые и табличные БД;
  • -БД, содержащие программное обеспечение;
  • -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добы-вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информация может поступать практически из любого места - СМИ, блогов, личного опыта, книг, журналов и газетных статей, мнений экспертов, энциклопедий и даже развлекательных сайтов. Каждый из перечисленных источников можно определить как информационный ресурс.

Это сведения, которые мы пытаемся получить в качестве ответа на наши вопросы. Источник ответа будет разниться в зависимости от того, какой вопрос мы задали. Использование информационных ресурсов сегодня все более и более переносится в интернет, что вполне естественно. Какие используются наиболее часто?

Журнал

Журнал представляет собой сборник статей и изображений на различные популярные темы, а также отображений текущих событий. Как правило, эти статьи написаны журналистами или учеными и ориентированы на среднего взрослого человека. Для чего могут использоваться журналы?

  • чтобы найти информацию или мнения о популярной культуре;
  • чтобы найти последнюю актуальную информацию о текущих событиях;
  • прочитать общие статьи для людей, которые не обязательно являются специалистами по данной теме.

Журналы могут охватывать очень серьезный материал и иметь узкую специализацию. Несмотря на то что доступ к информационному ресурсу такого типа открыт всем, зачастую они представляют интерес лишь для отдельной группы людей. Такой журнал представляет собой сборник статей, написанных, как правило, учеными в академической или профессиональной сфере. Редакция рассматривает статьи, чтобы решить, должны ли они быть приняты. Статьи в журналах могут охватывать очень конкретные темы или узкие области исследований. Такой (что такое узкая сфера деятельности, в объяснении не нуждается) может использоваться:

  • при выполнении научных исследований;
  • чтобы выяснить, что было изучено по той или иной теме;
  • чтобы найти источники, которые указывают на другие соответствующие исследования по данной теме.

База данных

База данных содержит цитаты из статей в журналах и газетах. Они могут также содержать ссылки на подкасты, блоги, видео и другие типы носителей. Некоторые базы данных содержат тезисы или краткие резюме статей, в то время как другие содержат полные тексты. В настоящее время они выглядят как электронные информационные ресурсы и могут использоваться для поиска как общих сведений, так и узкоспециальных.

Газеты

Газета представляет собой сборник статей о текущих событиях, как правило, публикуемых ежедневно. Поскольку они выпускаются по крайней мере по одной в каждом городе, это отличный местный информационный ресурс. Что такое газета как источник сведений? Итак, она помогает:

  • найти актуальную информацию о международных, национальных и местных мероприятиях;
  • найти редакционные статьи, комментарии, экспертные или популярные мнения.

Каталоги

Каталоги представляют собой организованные информационные системы и ресурсы, в которых каждый элемент имеет название и может быть найден по упорядоченному перечню названий. Каталог укажет на местоположение конкретного источника или группы источников по вашей теме. Они могут помочь:

  • выяснить, какими источниками библиотека или сайт владеют по вашей теме (сегодня преобладают электронные библиотеки, следовательно, каталоги в наши дни - это информационные ресурсы интернета);
  • найти, где конкретный элемент находится в библиотеке.

Книги

Книги охватывают практически любую тему и могут быть как научными, так и художественными. Для исследовательских целей, вам, вероятно, будут необходимы книги, которые синтезируют всю информацию по одной теме (для поддержки конкретного аргумента или диссертации). Кроме того, книги - это наиболее распространенные образовательные информационные ресурсы как в сети, так и офлайн. Они необходимы:

  • при поиске большого объема информации на одну тему;
  • для сравнения определенной темы в контексте с другими важными вопросами;
  • поиска исторической информации;
  • поиска различных резюме и результатов исследований.

Энциклопедия

Энциклопедии - это сборники коротких фактических записей, часто написанных разными участниками, которые хорошо разбираются в той или иной теме.

Существует два типа энциклопедий: общие и тематические. Общие справочники предоставляют краткие обзоры по широкому кругу тем. Предметные энциклопедии содержат углубленные элементы фокусировки на одной области исследования. Они используются:

  • при поиске справочной информации по теме;
  • при попытке найти ключевые идеи, важные даты или концепции.

Веб-сайты

Система позволяет получить доступ к большинству типов информации в интернете через браузер. Одной из главных особенностей сети является возможность быстро связаться с другим источником соответствующей информации. Веб-система содержит информацию в других форматах, помимо обычного текста, в том числе в виде звуков, изображений и видео. Таким образом, сайты, как информационные ресурсы интернета, могут иметь самую разную форму и нужны, чтобы:

  • найти актуальную информацию;
  • получить сведения о конкретном объекте;
  • изучить экспертные и популярные мнения на разные темы;
  • заняться хобби и найти личные интересы.

Итак, можно заметить, что информация и информационные ресурсы в наши дни используются наиболее часто именно в сети Интернет. Причиной тому служит развитие Всемирной сети, но так ли это было ранее?

История развития интернет-ресурсов

Концепция информационного ресурса в сети эволюционировала в течение истории веб-поиска, начиная с раннего понятия статических адресуемых документов или файлов. В настоящее время это понятие охватывает конкретный источник, который может быть идентифицирован, имеющий название и адрес в интернете или в какой-либо сетевой системе.

Информационный ресурс - что такое понятие означало в начале развития Сети?

В начале развития спецификации сайтов (1990-1994 годы) такого определения еще не существовало. Сайты загружались в Сети в виде более или менее статических адресуемых объектов, в основном в форме файлов и документов, связанных с использованием единых локационных средств (URL). Веб-ресурс неявно определяется как нечто такое, что может быть идентифицировано. Идентификация при этом выполнялась двумя способами: присвоением названий и адресов, причем последнее было в зависимости только от протокола. На тот момент появление объекта в URI, URL и URN еще не воспринималось как информационный ресурс в современном виде.

С развитием интернет-технологий к концу 1990 годов информационным ресурсом в сети стали называть все, что имеет идентичность. В это понятие включали изображение, услугу (например, прогноз погоды онлайн), а также систему других источников. Таким образом, ресурс может оставаться постоянным, даже если его содержание изменяется с течением времени, при условии что концептуальное отображение не изменяется в процессе.

Формат RDF

Будучи впервые выпущенным в 1999 году, RDF был предназначен для описания ресурсов, другими словами, средством, объединяющим метаданные ресурсов стандартным способом. Описание RDF-ресурса представляет собой набор троек (субъект, предикат, объект), где субъект представляет ресурс, который должен быть описан, т. е. предикат - тип собственности, имеющей отношение к этому ресурсу, и объект - это группа данных или тематика ресурса.

Сам предикат рассматривается как ресурс и идентифицируется URI. Следовательно, такие свойства, как «название» и «автор», представлены в RDF в качестве ресурсов, которые могут быть использованы рекурсивным образом (как субъект других троек). Основываясь на этом принципе, такие RDF-словари, как RDFS, OWL и SKOS, будут накапливать определения абстрактных ресурсов - их классы, свойства, концепции и т. д., которые были определены в URI.

RDF также указывает на определение анонимных ресурсов или пустых узлов, которые не являются отображаемыми в URI.

Использование HTTP URI

URL-адреса, в частности HTTP URI, часто используются для идентификации абстрактных информационных ресурсов. Поскольку такие идентификаторы URI связаны с встал вопрос о том, какой вид идентификации следует получить для таких ресурсов через данный протокол с помощью веб-браузера и может ли синтаксис самого URI помочь дифференцировать «абстрактные» и «информационные» ресурсы? Спецификации URI не дают никакого ответа на этот вопрос. Было высказано предположение о том, что HTTP URI отвечает за идентификацию ресурса в первоначальном смысле - например, файл, документ или любой вид так называемого информационного ресурса должен иметь ключевое слово в своем наименовании.

Как формируется информация для источников?

Образовательные информационные ресурсы (и многие другие тоже) функционируют на сведениях внешних либо внутренних.

Внешняя информация - это данные, которые были получены за пределами какого-либо объекта и носят общий, глобальный характер. Такая информация зачастую может быть неполной и противоречивой. В качестве примера можно привести сведения о состоянии рынка, о конкуренции в разных сферах бизнеса, о различных техниках продаж и так далее.

Внешнюю информацию можно получить из таких источников, как:

  • Средства массовой информации - журналы на определенную газеты и тому подобное.
  • Специализированная информация на определенную тему - к примеру, экономические сведения о курсах валют и состоянии валютного рынка на сайте Центробанка.
  • Специфическая информация - сегодня для ее получения используют поисковые системы интернета либо различные каталоги.
  • Информация от госорганов - законодательство и тому подобное.

Внутренняя информация - это данные, формируемые внутри какой-либо организации или объекта. К таковой можно отнести, например, сведения о наличии средств и ресурсов в какой-либо организации. Еще одним примером таковых данных могут послужить разного рода внутренние статистики и подсчеты.

В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т.д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Сегодня овладение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория.

Введение термина "информационный ресурс" вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия "информационные ресурсы":

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо.

В современном мире объем информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из нее ту, которая более всего отвечает существующему запросу. Различают пертинентную (подробней >>) и релевантную (подробней >>) информацию. В конце ХХ века возникает понятие "информационные ресурсы".

Сегодня понятие "информационные ресурсы" достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях. В данном пособии мы расскажем о наиболее полных из них, содержащих информацию по профилю Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом (подробней >>), а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Пример: http://yandex.ru, http://rambler.ru , http://aport.ru) и т.п.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг (получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов - совокупности данных, сформированную производителем для распространения в вещественной или невещественной форме) в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

По существующей классификации, информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.




Top