Что такое UX и UI дизайн – особенности и отличия

29.09.2017

User Experience (опыт взаимодействия) или UX - это популярный в настоящее время термин в технологических и дизайнерских индустриях. Так как UX продолжает развиваться и определяться, многие люди все еще не уверены, что означает UX, и как правильно использовать этот термин.

Наверное, вы часто слышите о UX когда речь идет об интерфейсах сайтов или мобильных приложений. Отчасти это правильно, но более глубокий взгляд на UX необходим для полного понимания того, почему опыт взаимодействия настолько важен, и почему так важно о нем знать.

Что такое User Experience (UX)?

UX расшифровывается как “user experience (опыт взаимодействия)”. Опыт взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с продуктом.

Вы сталкиваетесь с UX везде. По идее, все с чем вы контактируете, начиная с программного обеспечения и заканчивая кнопкой включения/выключения и ее формой, является примером элементов, создающих UX. Сумма ваших взаимодействий с продуктом становится опытом, который вы получаете используя этот продукт.

Все объекты вокруг нас имеют опыт взаимодействия – от тач-скрин киосков в метро до элитных кофе-машин, которые позволяют налить себе чашечку кофе для гурманов. Возможность использовать мобильный телефон или любой другой девайс на ходу улучшает UX, также как взаимодействие с автомобилем с помощью тач-скрина и голосовых команд делает управление автомобилем проще и удобнее.

Успех продукта основывается на том, как пользователи его воспримут. Используя продукт, люди обычно оценивают свой опыт взаимодействия следующим образом:

  • Получил ли я пользу от этого продукта?
  • Легко ли его использовать?
  • Приятно ли его использовать?

То, станут ли люди постоянными и верными пользователями продукта напрямую зависит от ответа на эти вопросы.

Элементы UX

Дон Норман (Don Norman), соучредитель Nielsen Norman Group , был первым, кто ввел понятие “user experience” в 90-ые годы, сказав “Опыт взаимодействия охватывает все аспекты взаимодействия пользователя с компанией, ее услугами и продуктами”.

“Я придумал этот термин, потому что считал, что человеческие интерфейсы и юзабилити – слишком узкие понятия. Я хотел захватить все аспекты человеческого опыта взаимодействия с системой, включая индустриальный дизайн, графику, интерфейсы и физическое взаимодействие.”

В этом видео Дон Норман делится своим мнением об истоках термина UX.

Подводя итог, UX – это практически все, что влияет на взаимодействие пользователя с продуктом.

  • Опыт взаимодействия основывается на ощущениях. Он выходит за рамки обычного человек-компьютер взаимодействия (human-computer interaction (HCI)) и уделяет особое внимание человеческой стороне. Люди оценивают взаимодействие как личный момент.
  • UX зависит от контекста, в котором используется продукт. Условия, при которых используется продукт, постоянно меняются. UX предполагает понимание более широкого контекста, в котором работают пользователи, и определение того, какую роль продукт играет в их жизни.
  • Опыт взаимодействия эволюционирует со временем. Опыт взаимодействия с вашим продуктом динамичен. Например, когда новый продукт попадает на рынок, или когда пользователь впервые испытывает продукт, он может быть дезориентирован и иметь смешанные чувства, потому что не знает, чего ему ожидать. Позже, когда пользователи станут знакомы с вашим продуктом и определят его пользу , их опыт взаимодействия будет позитивно расти и вызывать эмоциональную привязанность .

С технической точки зрения UX включает практические, эмпирические, аффективные, значимые и ценные аспекты взаимодействия. Соты Питера Морвилла (Peter Morville) – это инструмент, который поможет вам найти правильный баланс между различными областями эффективного UX.

  • Usable: Продукт должен быть простым и легким в использовании. Он должен быть разработан так, чтобы быть знакомым и понятным.
  • Useful: Продукт должен удовлетворять потребности. Если он этого не делает, что у пользователя нет причин его использовать.
  • Desirable: Визуальная эстетика продукта должна быть привлекательна. Элементы дизайна могут вызывать позитивные эмоции и симпатию.
  • Findable : Если у пользователя возникли проблемы с продуктом, то они должны быть в состоянии быстро найти решение.
  • Accessible : Дизайн продукта должен быть таким, чтобы даже физически неполноценные люди могли иметь такой же опыт как и все остальные.
  • Credible : Компания и ее продукты должны вызывать доверие.

Когда дизайн продукта сочетает в себе эти 6 элементов, тогда он будет ценен для пользователей, а максимизация ценности – основная цель UX.

Что такое UX дизайн?

UX практически всегда сопровождается словом “дизайн”. Люди, работающие в этой области – UX дизайнеры.

Простыми словами, User Experience Design (UXD или UED) – это процесс создания физического или электронного продукта, который полезен, легок в использовании и приятен для взаимодействия. Но на самом деле все значительно сложнее:

01. UX дизайн больше чем юзабилити

Существует заблуждение, что UX дизайн – это то же самое, что и юзабилити. И это заблуждение понятно: юзабилити предполагает, что продукт полезен и легок в использовании.

Юзабилити – это качественный атрибут пользовательского интерфейса, который устанавливает, легок ли продукт в изучении, насколько он эффективен, и так далее.

Да, юзабилити – это один из наиболее важных факторов в эффективном UX, но если UX ограничится только этим элементом, то ваш продукт будет на шаг позади.

02. UX дизайн не является визуальным или UI дизайном

UX дизайн часто ошибочно относят к Визуальному/UI дизайну, потому что для многих людей слово “дизайн” сразу же ассоциируется с цветами и графикой. Но UX дизайн другой.

Пользовательский интерфейс (UI) определяется как средство связи между человеком и системой. С увеличением популярности персональных компьютеров и мобильных девайсов этот термин обычно приравнивают к “графическому пользовательскому интерфейсу (graphical user interface (GUI))” – внешний вид и ощущение, презентация и интерактивность продукта.

Несмотря на то, что пользовательский интерфейс является очевидно-важной частью опыта взаимодействия, UX дизайнеры не создают вещи, сравнимые по ощущениям с визуальным интерфейсом дизайнера. UX дизайнеры создают функции, которые стоят за визуальной составляющей: процесс, который делает так, чтобы продукт работал хорошо для людей, которые им пользуются. UX соединяет разрыв между тем как что-то выглядит и как оно работает и чувствуется.

На графике ниже показано, что UX собирает воедино все аспекты дизайна продукта и его использования, а UI в основном ограничивается визуальной частью дизайна.

03. UX дизайн – это люди

UX – это подход к дизайну, который учитывает все аспекты взаимодействия человека с продуктом или услугой. Он крепко связан с пониманием поведения пользователя, его нуждами, целями, мотивацией и контекстом, в котором будет использовать продукт. Конечной целью является такое решение, которое удовлетворит эти области опыта взаимодействия. UX дизайн – это искусство служить и создавать ценность для людей.

Опыт взаимодействия не учитывает каждую ситуацию для каждого пользователя, потому что все люди разные. То, что работает для одного пользователя, может иметь противоположный эффект на другого. UX дизайн – это достижение лучшего и надежного решения для вашей целевой аудитории.

Таким образом, чтобы создать отличный опыт взаимодействия, дизайнеру нужно сопереживать людям, которые будут использовать продукт.

04. UX дизайн имеет разные размеры

От умных часов до широчайших TV-экранов, контент должен хорошо просматриваться на всех устройствах. Но разработка под разные экраны – это не просто изменение размера контента, а куда более сложный процесс: дизайнеру нужно максимизировать опыт взаимодействия для каждого устройства так, чтобы пользователь понял, что приложение действительно разработано под их девайс, вместо того, чтобы просто растягиваться по ширине экрана.

05. UX дизайн – это постоянно продолжающийся процесс

UX дизайн продукта постоянно развивается со временем с появлением новых технологий и получаемых отзывов. Продукт эволюционирует и меняется, и UX должен двигаться попутно с ним.

Роль UX дизайнера крайне сложна. Обязанности UX дизайнера могут отличаться в разных компаниях, но эффективная команда дизайнеров всегда фокусируется на создании опыта взаимодействия через информационную архитектуру, интеракционный дизайн, информационный дизайн и визуальный дизайн.

Чем занимаются UX дизайнеры?

Когда UX дизайнер разрабатывает новый продукт, то первым делом он изучает аудиторию. Целевая аудитория является самой важной и важно знать, какие у нее цели и нужды.

Затем дизайнер пытается удовлетворить эти нужды фокусируясь на следующих областях:

  • Визуальный дизайн . Создание эффективной визуальной иерархии для UI.
  • Информационная архитектура. Удовлетворение целей пользователей путем анализа ключевых задач и поведения пользователей.
  • Интерактивный дизайн. Оптимизация взаимодействия людей и интерфейсами.
  • Юзабилити. Анализ того, как люди используют продукт.
  • Контент стратегия. Согласование контента с общей стратегией продукта.

UX дизайнеры также проводят много времени общаясь друг с другом. Дизайн – это командный спорт, и очень важно эффективно обсуждать решения с командой от начала работы над проектом до его финальной стадии. Способность сопереживать и понимать мотивацию разработчиков, продукт-менеджеров, маркетологов и других дизайнеров крайне важна для UX дизайнера. Их работа покрывает множество областей, и они должны эффективно взаимодействовать со многими отделами, чтобы создать успешный продукт. К примеру, исследование поведения пользователей, подготовленное UX дизайнером, может содержать много полезной информации для команды маркетологов, чтобы они смогли разработать свою контент-стратегию.

Наконец, UX дизайнеры проводят много времени над . Прототипирование – это важенейшая часть рабочего процесса UX дизайнера, во время которой создаются пробные продукты, которые могут быть протестированы перед запуском финального варианты. Прототип может быть чем угодно: от наброска до пиксель-перфект интерактивного интерфейса. Суть прототипа в том, чтобы тестировать продукт и идеи прежде чем создать финальное решение. Прототипы помогают исправлять ошибки юзабилити и открывают области, нуждающиеся в доработке. Создавать быстрые прототипы можно, например, с помощью Adobe XD .

Естественно, UX нацелен не только на удовлетворение нужд пользователей, но и на удовлетворение потребностей бизнеса. Нет смысла создавать продукт, который полюбят пользователи, если это не поможет в достижении целей бизнеса. UX дизайнер должен найти баланс между пользователями и бизнесом, чтобы создать оптимальное решение.

В идеале, главная цель – это объединить цели бизнеса и нужды пользователей с помощью исследований, прототипов, тестирования, и найти то, что удовлетворит обе стороны. Это достигается при следовании принципу, в цетре которого находится пользователь, и учете его нужд на каждой стадии разработки продукта.

Примеры отличного UX дизайна

Джаред Спул (Jared Spool), эксперт в области UX дизайна, сказал: “Хороший дизайн, когда он правильно сделан, невидим. Мы замечаем его, только когда он плох.”

Рассматривая примеры менее эффективного UX дизайна в сравнении с очень эффективным UX, можно вывести три важных правила.

01. Предоставляйте достаточно правильной информации

Давайте взглянем на приборную доску автомобиля. Состояние UX дизайна в большинстве современных автомобилей постоянно подвергается критике из-за отсутствия интуитивности. Производители автомобилей медленно вводят качественный дизайн в свою индустрию.

Плохой UX: Автомобиль сообщает водителю о поломке.

В примере ниже, слева, система говорит пользователю, что есть проблема с машиной, но не приводит никакой дополнительной информации об источнике проблемы или ее решении.

Эффективный UX: Сообщает пользователю о проблеме и предоставляет всю нужную информацию.

В примере выше, справа, приборная панель рассказывает о неисправности на языке, который понятен всем пользователям без дополнительных разъяснений.

02. Избегайте визуального беспорядка

Индустрия новостей – это идеальный пример сферы, которая прошла через цифровую трансормацию за прошедшие несколько лет. Многие новостные компании оставили печать и перешли на онлайн платформы, и стремятся к тому, чтобы посетители проводили как можно больше времени на их вебсайтах. Конфликтующая визуальная иерархия и переизбыток рекламы – две самые частые проблемы новостных сайтов. Эти проблемы раздражают и замедляют пользователей.

Многие новостные сайты стремятся максимизировать свои доходы при первой возможности. Добавление большого количества рекламы – естественная реакция, но в большинстве случаев реклама ухудшает UX. В примере ниже старая версия CNN сайта. На ней с трудом можно найти новостной контент из-за изобилия рекламы.

Эффективный UX: Фокусируется на том, что важно пользователю

Фокусируясь на самом важном для читателя контенте, новостные организации переносят опыт онлайн чтения в самый центр. Такой подход хорош для читабельности, потому что внимание читателя ограничено. Пример ниже демонтрирует чистую визуальную иерархию, где самый важный контент имеет наибольший визуальный вес, а отвлекающие элементы минимизированы.

03. Делайте путешествие пользователя максимально гладким

Различные препятствия не дают пользователям достичь своих целей. Это вредит конверсии и раздражает потенциальных клиентов до такой степени, что они готовы покинуть сайт. Один из ярчайщих примеров таким препятствий – логические стены – страницы, которые просят пользователя войти или зарегистрироваться. Давайте посмотрим на процесс подтверждения в онлайн магазине.

Плохой UX: Принуждение к регистрации без предложения выгоды

E-commerce сайты часто используют логические стены. Необходимость регистрации имеет высокую стоимость интеракции, потому что заставляют пользователя тратить свое время на создание нового аккаунта и запоминание информации. Более 85% посетителей покидают страницу из-за вынужденной регистрации. Даже Amazon это делает. Он заставляет регистрироваться пользователей прежде чем купить выбранные товары, поэтому огромное количество посетителей покидает сайт.

Эффективный UX: Дать гостевой доступ

Процесс регистрации может быть упрощен с помощью гостевого доступа. Для e-commerce сайтов нормально спрашивать информацию об оплате, но не заставлять пользователей регистрироваться.

Когда пользователь легко и гладко оформил покупку, то он в качестве благодарности за отличный опыт взаимодействия может создать аккаунт (особенно если данные, которые они ввели ранее, перенесутся в форму создания аккаунта).

04. Устраните неопределенность пользователя

Давайте взглянем на форму для онлайн покупки. Оплачивать что-то онлайн с карточки легко, да ведь? И да, и нет. Да, потому что многие пользователи имеют такой опыт, и нет, потому что нет и двух одинаковых форм.

Плохой UX: Не помогает пользователю

В идеальном мире пользователь легко вводит всю необходимую информацию в форму и совершает платеж. В реальном мире это обычно не так. Посмотрите на пример.

У пользователя наверняка возникнут следующие вопросы:

  • Какие карточки можно использовать? Можно ли заплатить с American Express?
  • Что за “Name”? Имя на карте или ваше полное имя?
  • В каком формате должна быть дата? MM/YY или MM/YYYY?
  • Что за “Security code?
  • Что будет если я нажму “Next”? Это завершающий шаг оплаты или я смогу проверить введенные данные?

Эффективный UX: Визуализируйте все необходимое

Иногда простое усовершенствование UX в процессе ввода данных может заработать вам миллионы долларов.

Существует множество способов устранить неопределенности через дизайн. Ниже вы видите модифицированную версию формы из предыдущего примера. Теперь у каждой формы ввода есть информативный заголовок и визуальные подсказки для видов поддерживаемых карт.

Ниже еще один отличный пример. Форма визуализирует результаты операций пользователя и становится понятно, какие данные необходимы.

Почему стоит позаботиться о UX?

Опыт взаимодействия играет важнейшую роль в формировании вашей бозы покупателей и пользователей. Люди воспринимают продукты эмоционально, и негативные эмоции, к сожалению, запоминаются лучше положительных.

Когда опыт взаимодействия с вашим продуктом оставляет плохое впечатление, то пользователь уйдет делать свои дела в другое место. Таким образом, плохой UX превращается в слабую основу вашего бизнеса. В то же время, наиболее эффективный UX вызывает интерес пользователя, а самое главное - его привязанность.

Хороший UX для хорошего бизнеса

В случае с бизнесом, UX – важнейший критерий выживания. Современный пользователь ожидает многого от вашего бренда, что означает, что ваш продукт должен предоставлять хороший опыт взаимодействия. UX дизайн – это основная инвестиция. Forrester Research сообщает , что каждый инвестированный в UX доллар в среднем приносит 100$ прибыли и окупаемость инвестиций в 9,900 процентов .

Спрос на рынке труда

UX дизайнеры очень востребованы. Согласно CNN Money , UX дизайн – одна из топ 50 вакансий в Соединенных Штатах. Средняя заработная плата UX дизайнера в США составляет 70000$ в год на начальных уровнях и 100000$ в год для опытных дизайнеров.

Тенденции найма в UX дизайне

Согласно Adobe survey большинство компаний нанимают UX дизайнеров для работы с веб и мобильными приложениями. Ожидается, что в течение 5 лет мобильная индустрия станет самой востребованной. В то время как desktop-to-mobile (кроссплатформенный дизайн) останется важным, практически половина компаний в следующе 3-5 лет планирует нанимать UX дизайнеров, кто сможет работать с виртуальной реальностью (VR).

Заключение

UX необзодим для успеха вашего продукта или бизнеса. Делайте упор на UX во время всего процесса разработки. Делайте так, чтобы пользователь нуждался в вашем дизайне. Суть UX в том, чтобы обеспечить наилучший опыт. Получайте отзывы от своих покупателей, чтобы убедиться, что вы на верном пути и никогда не прекращайте свое путешествие к правильному UX.

Разработка пользовательских интерфейсов при грамотном подходе строится таким образом, чтобы создать его максимально привлекательным и удобным для оптимизации его взаимодействия с пользователем.

Перед разработчиками веб-интерфейсов в любом проекте ставится задача создания именно дружественного по отношению к пользователю интерфейса. Однако это не всегда такая простая задача, как может показаться на первый взгляд, и порой требует не малого опыта проектирования. Главные требования здесь - удобство, практичность и интуитивная понятность. Именно в этот момент вступают в игру такие понятия как UX и UI дизайн, которые зачастую путаются. Рассмотрим каждое из них по отдельности и определим их ключевые моменты.

UX дизайн (UX design )

User Experience Design в переводе означает «опыт взаимодействия» и включает в себя различные UX -компоненты: информационную архитектуру, проектирование взаимодействия, графический дизайн и контент.

В целом, UX дизайн подразумевает комплексный подход к взаимодействию пользователя с интерфейсом, будь-то веб-сайт , мобильное приложение или любая другая программа. Человек, который занимается этой работой - UX -дизайнер (в последнее время все чаще можно услышать названия UX -архитектора, UX -инженера или стратега, так как слово «дизайн» в данном контексте скорее нарицательное, чем то, что мы на самом деле привыкли понимать под значением этого слова) - при разработке интерфейса должен по возможности максимально учесть все мелочи, начиная от среды пользователя и типа электронного устройства и заканчивая способами ввода и отображения информации.

Простой пример: допустим, вы вложили внушительную сумму денег, чтобы продвинуть ваш ресурс на первые строчки поисковых систем, однако его удобство оставляет желать лучшего. В таком случае внушительное количество пользователей просто уйдет с сайта и эффект от этого будет минимальным. Именно поэтому необходимо проводить постоянный анализ действий посетителей ресурса, совершенствовать свой сайт и следить за современными тенденциями.

Основные вопросы, решаемые UX дизайном:

  • Постановка целей и задач - чего в итоге нам необходимо достичь?
  • Подбор подходящих UX инструментов для реализации целей
  • Разработка продукта, максимально удобного и легкого в восприятии целевой аудиторией
  • Анализ конечного результата - соответствует ли продукт ожиданиям заказчика и насколько высок уровень удовлетворенности пользователей.

Именно грамотная продуманность всех деталей на этих этапах позволит создать армию поклонников вашего продукта. Ярким примером здесь является компания Apple , которая пошла по такому пути и завоевала сердца тысяч и миллионов.

UI дизайн (UI design)

User Interface Design или пользовательский интерфейс - это более узкое понятие, включающее в себя определенный набор графически оформленных технических элементов (кнопки, чекбоксы, селекторы и другие поля). Его задача - помочь пользователю организовать взаимодействие с программой/сайтом. На сегодняшний момент существуют некоторые правила UI дизайна :

  1. Организованность элементов интерфейса. Это означает, что они должны быть логически структурированы и взаимосвязаны.
  2. Группировка элементов интерфейса. Подразумевает объединение в группы логически связанных элементов (меню, формы).
  3. Выравнивание элементов интерфейса . Сложно представить, что плохо выровненный интерфейс может быть для кого-то удобным!
  4. Единый стиль элементов интерфейса. Стилевое оформление играет не последнюю роль, ведь именно оно сохраняется в памяти пользователя.
  5. Наличие свободного пространства. Это позволяет разграничивать информационные блоки, сосредотачивая внимание на чем-то одном.

Разработанный по все правилам пользовательский интерфейс значительно повышает эффективность ресурса и дает ему конкурентные преимущества.

Информационная архитектура (ИА)

Отдельно хотелось бы сказать пару слов об Information Architecture (IA ) . Ее деятельность сфокусирована на организации данных, то есть насколько информация является структурированной с точки зрения пользователя, а не технических или системных правил. Она определяет размещение элементов на странице, связь самих страниц. Компетенция ИА - это скорее меню и навигация и их грамотное внедрение.

Подводя итог, хотелось бы заметить, что в разных источниках под UX дизайном понимаются разные вещи, но в целом все они подразумевают описанную в статье работу над продуктом. А что для вас означает UX ?

UI, UX: Профессия дизайнер интерфейсов. Руководство по ИТ-индустрии

Плюс: Описания дизайнерских должностей в Apple, Facebook, Google и других гигантах мира информационных технологий.

Дизайн - достаточно широкий и расплывчатый термин. Когда человек говорит: “Я дизайнер”, не сразу понятно, чем он занимается изо дня в день. Собирательный термин “дизайнер” включает в себя множество разных обязанностей.

Должности, связанные с дизайном, существуют в разных отраслях: например, в области промышленного дизайна (автомобили, мебель), печати (журналы, другие публикации) и технологий (сайты, мобильные приложения). В последнее время, в связи с появлением на рынке множества ИТ компаний, ориентированных на разработку интерфейсов, возникло много новых дизайнерских должностей. Такие должности, как UX или UI дизайнер, зачастую незнакомы и непонятны людям - и даже самим дизайнерам, если они пришли из других областей дизайна.

У дизайнерской проблемы нет единого решения.

Давайте попробуем понять, что означает каждая из дизайнерских должностей в контексте информационных технологий.

UX-дизайнер

UX-дизайнеры думают в первую очередь о том, какие ощущения вызывает продукт . У дизайнерской проблемы нет единого решения. UX дизайнер исследует множество разных подходов к решению конкретной проблемы пользователя.

В общем и целом задача UX-дизайнера - убедиться, что продукт плавно и логично переходит от одного шага к другому. Один из способов сделать это - понаблюдать за поведением пользователя в ходе очного теста. Выявляя вербальные и невербальные “заминки”, дизайнер снова и снова совершенствует пользовательский опыт, добиваясь идеала. Пример проекта: разработка превосходного онбординг-процесса для нового пользователя.

“Определять модели взаимодействия, потоки задач пользователей и UI-спецификации. Доносить до всех заинтересованных лиц сценарии, пользовательский опыт на всех этапах, модели взаимодействия и дизайн каждого экрана. Совместно с креативным директором и визуальными дизайнерами работать над привнесением визуальной идентификации бренда в каждую функцию Twitter. Разрабатывать и поддерживать вайрфреймы, макеты и спецификации по мере необходимости.”

Пример экранов приложения, созданных UX-дизайнером. Создано: Neway Lau, Kitchenware Pro Wireframe Kit на Dribbble.

Над чем работает: Вайрфреймы экранов, карты истории (storyboard), карта сайта

Чем пользуется: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks, InVision

“Каждый раз при завершении регистрации нужно отправлять пользователя на страницу “Спасибо”.

UI-дизайнер (дизайнер интерфейсов)

В отличие от UX-дизайнеров, ориентированных на ощущения от продукта, UI-дизайнеры отвечают за то, как продукт представлен пользователю . Они отвечают за проектирование экранов и страниц, с которыми взаимодействует пользователь, и должны убедиться, что интерфейс визуально передает тот путь взаимодействия, который запланировал UX-дизайнер. К примеру, при разработке панели управления аналитикой, UI-дизайнер может вынести наиболее важный контент в верхний блок или решить, что использовать для более интуитивной регулировки графика: слайдер или переключатель.

UI-дизайнеры также обычно отвечают за создание согласованного гида по стилю и следят за тем, чтобы во всем продукте использовался единый дизайнерский язык. В сферу ответственности UI-дизайнера также входят поддержание согласованности визуальных элементов и определение их поведения (к примеру, какой элемент появляется при ошибке).

“Создавать и применять визуальный язык Airbnb.com. Разрабатывать и развивать гиды по стилю в контексте всего сайта”.

Граница между UI и UX-дизайнером достаточно размыта и компании зачастую принимают решение объединить эти роли.

UI-дизайнер определяет общий лейаут и внешний вид приложения. Создано: Ionut Zamfir, Metro Style Interface 4 на Dribbble.

Чем пользуется: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks

Визуальный дизайнер (графический дизайнер)

Визуальные дизайнеры корпят над незначительными деталями, которых остальные не замечают.

Визуальный дизайнер - это тот, кто копается в пикселях . Спросите любого человека (не-дизайнера), чем занимается дизайнер - и скорее всего он подумает именно о графическом дизайнере. Визуальному дизайнеру не важно, как экраны связаны между собой или как пользователь взаимодействует с продуктом. Он сконцентрирован на создании красивых иконок, кнопок и визуальных элементов, а также на подборе подходящих шрифтов. Визуальные дизайнеры корпят над незначительными деталями, которых остальные не замечают. Они часто работают в режиме 4–8-кратного зума в Photoshop.

“Создавать качественный дизайн визуальных элементов (иконкок, графиков, маркетинговых материалов) - от концепции до исполнения - под различные разрешения экрана (десктоп, веб, мобильные устройства). Создавать и совершенствовать элементы отражающие стиль бренда, применять на практике единый язык дизайна, вдыхать в продукт красоту и жизнь”.

Зачастую, если в компании нет должности визуального дизайнера, задача полировки элементов до последнего пикселя ложится на плечи UI-дизайнера.

Визуальный дизайнер, опираясь на гид по стилю, выверяет каждый пиксель элемента, чтобы добиться идеального результата. Создано: Seevi kargwal, iOS 7 Guide Freebie PSD на Dribbble

Чем пользуется: Photoshop, Sketch

Как общается в дикой природе: “Кернинг нарушен, а кнопка должна быть на пиксель левее”

Дизайнер взаимодействия (моушн-дизайнер)

Помните ту легкую подпрыгивающую анимацию, которая появляется, когда обновляешь список писем в почтовом приложении на iPhone? Это работа моушн-дизайнера. В отличие от визуальных дизайнеров, которые имеют дело со статичными элементами, моушн-дизайнеры создают анимации внутри приложения. В сфере их компетенции все, что делает интерфейс, когда к нему прикасается пользователь. К примеру, они решают как должно вплывать меню, когда использовать эффект перехода и как должна появляться кнопка. Когда анимации выполнены правильно, они становятся неотъемлемой частью интерфейса и дают визуальные подсказки по использованию продукта.

“Необходимые качества и навыки: профессионализм в графическом дизайне, моушн-графике, цифровом искусстве, чувствительность к шрифтами и цветам, общие представления о материалах/текстурах и практическое понимание анимации. Знание iOS, OS X, Photoshop и Illustrator, а также общее представление о Director (или эквивалентном инструменте), Quartz Composer (или эквивалентном инструменте), компьютерном 3D-моделировании и моушн-графике”.

Чем пользуется: AfterEffects, Core Composer, Flash, Origami

Как общается в дикой природе: “Меню должно плавно появляться слева со скоростью 800мс”

UX-исследователь (Исследователь пользователей)

UX-исследователь - мастер потребностей пользователя.

UX-исследователь - мастер потребностей пользователя. Цель исследователя в том, чтобы ответить на 2 вопроса: “Кто наши пользователи?” и “Чего они хотят?”. Обычно это подразумевает опросы пользователей, исследование данных рынка и сбор информации. Дизайн - итеративный процесс. Исследователи принимают участие в этом процессе, проводя A/B-тесты для выявления той версии дизайна, которая максимально отвечает потребностям пользователя. UX-исследователи обычно базируются в крупных компаниях, где они могут получить доступ к большим объемам данных, которые позволяют делать статистически значимые выводы.

“Плотно работать с продуктовыми командами для определения целей исследования. Проводить исследования дизайна, направленные как на поведение пользователей, так и на их отношение к вещам. Проводить исследования с использованием широкого спектра количественных методов, а также набора качественных методов - таких, как опросы.”
- Описание должности UX-исследователя в Facebook

Роль UX-исследователей временами выполняют UX-дизайнеры.

Над чем работает: архетипы пользователей (персоны), результаты A/B тестов, исследования и интервью пользователей

Чем пользуется: микрофон, бумага, документация

Как общается в дикой природе: “Исходя из результатов исследования, типичный пользователь…”

Фронтенд-разработчик (UI-разработчик)

Фронтенд-разработчики отвечают за функциональную реализацию интерфейса продукта. Обычно UI-дизайнер вручает фронтенд-разработчику статичный макет, а тот преобразует его в рабочий интерактивный интерфейс. Фронтенд-разработчики еще отвечают за кодинг визуальных взаимодействий, которые придумывает моушн-дизайнер.

Чем пользуется: CSS, HTML, JavaScript

Как общается в дикой природе: “Я пользуюсь 12-колоночной сеткой под 960px”

Продуктовый дизайнер

Продуктовый дизайнер - это всеобъемлющий термин, описывающий дизайнера, который в целом задействован в создании продукта: как на визуальном уровне, так и на уровне ощущений.

У роли продуктового дизайнера нет четкого определения, и она может меняться от компании к компании. Продуктовый дизайнер может иногда писать фронтенд-код, проводить исследования пользователей, проектировать интерфейсы или создавать визуальные элементы. С самого начала и до конца, продуктовый дизайнер помогает определить исходную проблему и обозначить этапы работы над ней, а затем он проектирует, тестирует и перебирает разные решения. Некоторые компании, которые хотят добиться совместной работы дизайнеров всех направленностей, рассматривают продуктового дизайнера как вдохновителя всей команды дизайна на совместную работу над пользовательским опытом, исследованиями и визуальными элементами.

Некоторые компании используют термин “UX-дизайнер” или просто “дизайнер” как универсальный. Лучший способ понять, как компания распределяет обязанности между дизайнерами - это прочитать описание должностей.

“Владеть всеми типами дизайна: дизайн взаимодействий, визуальный дизайн, продуктовый дизайн, прототипирование. Создавать идеальные до последнего пикселя макеты и писать код для новых функций продукта для веб и мобильных устройств.”

“Ищу дизайнера”

Это самая распространенная фраза, которую я слышу от стартаперов. На самом деле, они ищут того, кто сможет делать все вышеперечисленное сразу. Им нужен тот, кто сможет рисовать красивые иконки, создавать и A/B-тестировать лендинги, логически структурировать элементы интерфейса на экране и, возможно, заниматься фронтенд-разработкой. Поскольку термин “дизайнер” такой универсальный, небольшие компании, вместо того, чтобы выставить конкретные требования, больше разговаривают о своем поиске “дизайнера”.

Границы между разными дизайнерскими ролями достаточно размытые. У некоторых UX-дизайнеров есть опыт проектирования взаимодействий, а UI-дизайнеры обычно умеют работать с пикселями. Лучший способ найти правильного человека - это описать все функции, которые он должен будет выполнять в процессе создания вашего продукта. Так вы сможете выбрать должность, максимально отвечающую вашим требованиям.

Работа с пользовательским взаимодействием помогает вывести продукт или бизнес на новый уровень, потому что UX-дизайнер продумывает логику работы продукта и помогает клиентам достигать своих целей.

Чтобы начать обучение UX-дизайну, необходимо понять, как строится работа над любым цифровым проектом и за что именно отвечает такой дизайнер при разработке.

Кто такой UX-дизайнер, чем он занимается

UX-дизайнер - это проектировщик, который делает цифровые продукты понятными и логичными. Он изучает опыт взаимодействия пользователя с продуктом - сайтом, приложением, программой. Цель работы UX-дизайнера - помочь пользователю достичь своей цели. Для этого проект разделяют на этапы и прорабатывают каждый из них.

Сначала дизайнеры анализируют аудиторию продукта, исследуют ее цели и страхи. Затем проводят интервью с реальными людьми, наблюдают за сайтами и приложениями конкурентов. После этого создают прототипы, показывают их пользователям и передают файлы разработчикам.

Если подробно рассмотреть каждый из этих этапов, то легко понять, с чего начать обучение UX-дизайну.

Кто может стать UX-дизайнером

Часто в UX приходят веб-дизайнеры, которые решили углубиться в область пользовательского взаимодействия. Они уже работали с пользователями, знают основные принципы и умеют визуализировать информацию.

Однако быть веб-дизайнером для работы в UX необязательно. Все процессы в этой сфере в первую очередь строятся на логике, умении мыслить критически, общении с людьми и способности к анализу.

Один из дизайнеров Google, Фиона Йонг, рассказала , что в ее команде - лишь несколько специалистов с образованием дизайнера. Остальные раньше работали в смежных областях или в других отраслях. Кто-то занимался когнитивными науками, а кто-то психобиологией.

Поэтому хорошими проектировщиками могут стать и архитекторы, и инженеры, и программисты. Главное - разобраться в основах интерактивного дизайна и понять, как строится логика работы в UX. Это можно сделать самостоятельно или на специальных UI/UX-дизайн курсах.

С чего начать

Начать обучение UX-дизайну можно с курсов, книг и статей. Главное - составить правильный план обучения, сформулировать цели и двигаться от общего к частному.

Процесс работы над продуктом состоит из нескольких этапов. На каждом из них UX-дизайнер занимается разными вещами. Чтобы понять, какие знания необходимы для работы, нужно рассмотреть каждый из этапов подробно:

  • исследование,
  • анализ данных,
  • проектирование,
  • дизайн,
  • анализ метрик.

Исследование

UX-дизайнер делает так, чтобы будущий сайт или приложение выполняли полезное действие - продавали, рекламировали, помогали пользователям.

Но сложно создать хороший проект, если не разобраться в задаче. Поэтому сначала дизайнер собирает данные о будущем продукте. Исследует конкурентов, планирует функции, думает над логикой работы.

Хороший метод исследования - это разговор с реальными пользователями. При создании сервиса для покупки билетов лучше сходить на вокзал и провести интервью с пассажирами. Узнать, будет ли им легче приобретать билеты через интернет, удобно ли оплачивать с карты, как они хотят выбирать места в вагоне.

На этапе исследования UX-дизайнер должен активно разговаривать с потенциальными пользователями и спрашивать, что им нужно.

Анализ данных

Когда задачи продукта ясны, дизайнер продумывает логику взаимодействия.

Из целевой аудитории выбирают наиболее ярких представителей и рассказывают про них. Стараются представить, что важно для этого человека в продукте. Какие задачи он будет решать, каким способом. Этот этап, создание персон, помогает дизайнеру представить конкретных людей и работать для них.

Удовлетворить требования всей целевой аудитории не получится, но можно поработать над желаниями самых ярких представителей. Тогда возрастает шанс, что остальным также будет комфортно пользоваться продуктом.

Для каждой из персон дизайнер создает сценарии использования. Здесь важно представить, как конкретный человек мог бы взаимодействовать с продуктом. Какая функциональность необходима, а от чего можно отказаться на первом этапе.

Создание сценариев помогает продумать структуру приложения или сайта, а также базовые элементы.

Проектирование

На этом этапе визуализируют все собранные данные. Строят структуру приложения, располагают элементы для каждого экрана.

Проектирование - это не создание готового дизайна. Это быстрые наброски, которые показывают пользователям. Проводят тестирование и узнают, решит ли продукт в таком виде задачу.

Макеты на этом этапе могут быть абсолютно разными - низко детализированными и черно-белыми или яркими и интерактивными. Кто-то работает с бумагой и ручкой, кто-то использует специальные программы. Некоторые дизайнеры сразу работают в графических редакторах.

Этап проектирования помогает значительно сэкономить время. Быстрее показать набросок пользователю и спросить его мнение, чем рисовать и программировать продукт с нуля и затем устранять недочеты.

Дизайн

Созданием окончательного варианта занимается UI-дизайнер. Но часто рисовать окончательный вариант приходится самостоятельно. Поэтому полезно получить основные навыки и научиться UI-дизайну.

На этапе из прототипов и вайрфреймов создают визуализацию, работают с цветом, композицией и типографикой, оформляют контент.

Для этого подходят графические редакторы, в которых работают дизайнеры:

  • Adobe Photoshop,
  • Adobe XD,
  • Sketch,
  • Figma.

Задача для UX-дизайнера - следить за юзабилити отдельных элементов и страниц в целом. Наблюдать, чтобы при добавлении визуальных эффектов, не потерялся основной смысл продукта.

Анализ метрик

После публикации первой рабочей версии продукта UX-дизайнер следит за реальным поведением пользователей. Для этого используют системы аналитики и различные метрики.

Работают над продуктом - проводят юзабилити- и A/B-тесты. Улучшают пользовательский опыт, добавляют новые возможности.

Как учиться UX-дизайну

UX-дизайн состоит из разных направлений и дисциплин. Это и визуальный дизайн, и работа с пользователями, и тестирование результатов. Некоторые специалисты по UX работают в одном направлении, некоторые - во всех.

Чтобы научиться UX-дизайну, нужно представлять весь путь разработки продукта и улучшать навыки, необходимые для каждого этапа.».

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
  • При изучении теории не забывайте о практических навыках. Создайте макет сайта или придумайте мобильное приложение. Разделите проект на части и тщательно поработайте над каждой: проведите исследование и анализ, затем займитесь проектированием и дизайном. Только практика помогает дизайнеру стать хорошим специалистом.

    Дизайн — довольно широкий и расплывчатый термин. Когда кто-то говорит: «Я дизайнер», не сразу понятно, чем он занимается изо дня в день. Есть целый ряд различных отраслей, входящих в это понятие.

    Должностные обязанности, связанные с дизайном, существуют в различных областях начиная от промышленного дизайна (авто, мебель), печати (журналы и прочие издания), и заканчивая веб-дизайном (веб-сайты, мобильные приложения). С недавним притоком высокотехнологических компаний, ориентированных на создание интерфейсов для экранов, в дизайне появилось много новой работы. Должность UX или UI дизайнера может быть непонятна не только непосвященным, но даже и самим дизайнерам, которые приходят из других отраслей.

    «У этого вопроса нет единственного правильного ответа.»

    Давайте попытаемся разобраться что на самом деле это означает в ИТ-индустрии.

    UX дизайнер

    UX дизайнеры в первую очередь озабочены тем, как продукт взаимодействует с пользователем . У этого вопроса нет единственного правильного ответа. UX дизайнеры исследуют различные подходы к решению конкретной проблемы пользователя. Основная задача UX дизайнера заключается в том, чтобы убедиться, что продукт логически перетекает от одного шага к другому. Один из способов, которым UX дизайнер может это выяснить — провести пользовательские тесты лично и сделать выводы из своих ощущений. Выявляя вербальные и невербальные преткновения, он корректирует и итерирует, создавая тем самым «лучшее» восприятие для пользователя. В качестве примера — создание потрясающего онбординга для нового пользователя.

    «Определять модели взаимодействия, поток задач пользователя и специфику интерфейса. Разрабатывать сценарии, end-to-end взаимодействия, модели взаимодействия, разработка графического интерфейса пользователя. Работа с нашим креативным директором и графическим дизайнером, чтобы оъединить визуальную сторону Twitter с его функциональными особенностями. Разрабатывать и поддерживать, вайрфреймы, мокапы и спецификации по мере необходимости».

    Пример экрана приложения, разработанного UX дизайнером
    Источник: Kitchenware Pro Kit Wireframe от Neway Lau на Dribbble.

    Задача: Вайрфреймы экранов, раскадровки, план сайта

    Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks, InVision

    Вы скорее всего слышали от него: « Страницу „Спасибо“ пользователь должен увидеть после окончания регистрации».

    UI дизайнер

    В отличие от UX дизайнеров, которые обеспокоены общим восприятием продукта, дизайнерам пользовательского интерфейса важно то, как продукт выглядит . Они отвечают за проектирование каждого экрана или страницы, с которой взаимодействует пользователь и обеспечивают визуальную часть пользовательского интерфейса, которую разработал UX дизайнер. Например, UI дизайнер, создавая аналитическую панель, может вывести наверх более важную информацию, или решает, слайдер или панель управления является наиболее интуитивно понятной для добавления в график. UI дизайнер еще обычно отвечает за создание полного руководства по оформлению, что обеспечивает целостный язык дизайна, охватывающий весь продукт. Поддержание согласованности визуальных элементов и определение того, в каком направлении следует работать. Например, как отображать ошибки или предупреждения, входят в сферу компетенций UI дизайнера.

    «Концепция и реализация визуального языка Airbnb.com. Создание расширенного стайлгайда.»

    Границы между UI и UX дизайнером довольно размыты, и очень часто компании предпочитают объединять эти роли.

    UI дизайнер определяет общее восприятие и внешний вид приложения.
    Источник: Metro Style Interface 4 работа Ionut Zamfir на Dribbble.

    Инструменты: Photoshop, Sketch, Illustrator, Fireworks

    «Поля „войти“ и „зарегистрироваться“ нужно переместить в правый верхний угол».

    Графический дизайнер

    «Графические дизайнеры корпят над мелкими деталями, на которые другие не обращают внимания».

    Графический дизайнер это тот, кто занимается графикой — скорее всего ответит вам не-дизайнер, если вы спросите у него, чем занимается дизайнер. Графических дизайнеров не волнует то, как экраны ссылаются друг на друга, ни как кто-то взаимодействует с продуктом. Вместо этого их внимание сосредоточено на разработке красивых иконок, средств управления и визуальных элементов и создание подходящего оформления. Графические дизайнеры прорабатывают мелкие детали, которые другие не видят, и часто работают в Photoshop с 4-х кратным и 8-ми кратным увеличением.

    «Производить высококачественные визуальные проекты: от концепции до исполнения, в том числе для рабочего стола, Интернета и мобильных устройств с различным разрешением (иконки, графика, и маркетинговые материалы). Создание и итерация ресурсов, которые отражают бренд, делать продукт красивым и вдыхать в него жизнь».

    UI дизайнерам тоже часто приходится заниматься не только своей работой, но и делать пиксель-пёрфект верстку. Некоторые компании предпочитают не иметь отдельного человека на роль графического дизайнера.

    Графический дизайнер проектирует, направляет и регулирует каждый пиксель, чтобы обеспечить идеальный конечный результат.
    Источник: IOS 7 Guide Freebie PSD от Seevi kargwal на Dribbble.

    Инструменты: Photoshop, Sketch

    Вы скорее всего слышали от него: «Уменьшить кернинг и перенести кнопку на 1 пиксель влево!»

    Моушн дизайнер

    Помните еле заметное движение, когда вы тянете экран, чтобы обновить почту на вашем iPhone? Это работа моушн дизайнера. В отличие от графических дизайнеров, которые, как правило, имеют дело со статическими объектами, моушн дизайнеры создают анимацию внутри приложения. Они имеют дело с тем, что интерфейс делает после того, как пользователь дотрагивается до него . Например, они решают, как меню должно скользить, какие эффекты использовать для переходов, и как кнопка будет нажиматься. Когда все сделано хорошо, движение становится неотъемлемой частью интерфейса, предоставляя визуальные подсказки о том, как пользоваться продуктом.

    «Требуется знание графического дизайна, моушн дизайна, диджитал арт, чувство цвета и типографики, общая осведомленность материалов/текстур и практическое понимание анимации. Знание прошивок iOS, OS X, Photoshop и Illustrator, а также знакомство с Director (или эквивалент), Quartz Composer (или эквивалент), 3D компьютерное моделирование, моушн графика».


    Инструменты: AfterEffects, Core Composer, Flash, Origami

    Вы скорее всего слышали от него: «Меню должно всплывать слева через 800 мс.»

    UX исследователь

    UX исследователь знает все о потребностях пользователей.

    UX исследователь знает все о потребностях пользователей. Цель исследователя — ответить на два главных вопроса: «Кто наши пользователи?» и «Чего наши пользователи хотят?». Как правило, это подразумевает под собой опрос пользователей, исследование рынка, и анализ данных. Дизайн это процесс постоянного итерирования. Исследователи могут помочь в этом процессе с помощью проведения тестов типа A/B, чтобы выяснить, какой вариант дизайна лучше удовлетворяет потребности пользователей. UX исследователи, как правило, главная опора крупных компаний, где доступ к большому количеству данных открывает им широкие возможности для статистически значимых выводов.

    «Работа в тесном контакте с группами разработчиков для определения тем исследований. Дизайн исследования, относящиеся как к действиям пользователей, так и к их восприятию. Проведение исследований с использованием и применением разнообразных методов, таких, как опросы.»



    
    Top