Что такое информационная технология? Использование информационных технологий. Новая информационная технология

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

"...в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущи». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни школы на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным образованием.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Направления использования информационных технологий в работе образовательного учреждения

Информационные технологии в учебном процессе.

Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
    • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
    • удобная система навигации на основе гиперссылок;
    • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
  3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
  4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  5. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
  6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  7. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  8. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):

  1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
  2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
  3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:

  • Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
  • Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.

В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в административно-управленческой деятельности.

Использование информационных технологий в административно-управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, осуществить оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно-методического обеспечения, автоматизировать выполнение основных должностных обязанностей педагогов и методической службы.

Одна из важных задач, неизбежно встающая перед руководителем образовательного учреждения, - это перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию, что, по мнению специалистов в этой области, позволит избавиться от рутинного и отнимающего много времени труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса.

В настоящее время в образовательные учреждения внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в общеобразовательной школе. Созданы информационно-справочные системы, обеспечивающие нормативно-правовую поддержку работников системы образования.

Наиболее перспективным направлением информатизации организационно-методической и управленческой деятельности является использование программных продуктов компаний «1С», «Хронобус», “ФинПромМаркет-XXI”, «Системы-Программы-Сервис», «Кирилл и Мефодий» и др.

  • «АРМ Директор» разработана компанией АВЕРС (ООО). Эта программа предназначена для автоматизации процессов управления образовательным учреждением, планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификацией внутришкольного и кадрового делопроизводства, решения многих других управленческих задач в образовательном учреждении.
  • Внедряется автоматизированная информационно-аналитическая система АВЕРС «Расписание», «Тарификация».
  • Программный продукт «1С:ХроноГраф Школа 2.0» охватывает практически все сферы деятельности руководителя образовательного учреждения. Это комплексное решение, позволяющее администратору получать оперативный доступ к информации в общей базе данных с возможностями всестороннего анализа и подготовки управленческих решений.

Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.

Информационные технологии в воспитательном процессе.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь нашей школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

  1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.
  2. Проектная деятельность.
  3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме Он-лайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.
  4. Выпуск школьной газеты «Глобус», которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.
  5. Организация перемен. Школа поделена на определённые зоны по интересам: актовый зал (караоке-студия), шахматный клуб (Интерактивная доска + электронная обучающая программа по шахматам), библиотека (просмотр научно-популярных и развлекательных фильмов), медиатека (для увлечённых компьютером).
  6. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе школы. Дети стали активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.

Информационные технологии в педагогической и методической деятельности.

Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в деятельности руководителей методической работы. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие.

Информационное обеспечение методической службы школы включает подготовку, обработку и хранение информации, в результате чего формируется база данных, с которой работают все пользователи в той или иной степени: руководители методических объединений, временных творческих коллективов, совета кураторов научного общества учащихся и администрация школы. Созданные в школе информационные блоки удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания опытно-экспериментальной работы.

В течение ряда лет ведется обработка данных различных программ наблюдения и изучения состояния работы с педагогическими кадрами: диагностических карт учителей, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации. Компьютерные программные средства создали условия для проведения мониторинга по различным направлениям: анализ дидактических средств, используемых учителем; характеристика педагогического мастерства; характер внутришкольных коммуникаций. Диагностирование методической работы преследовало цель: используя критерии и показатели, получить информацию о ее влиянии на рост профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов для принятия решений о методической помощи и включения учителей в педагогический поиск. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, мы выявили группы учителей, имеющих затруднения в практической деятельности, творчески работающих, с установленным стилем работы, разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника. Полученную информацию систематизировали в базу данных, разработали электронное портфолио о каждом педагоге.

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.

Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  5. www.kozlenkoa.narod.ru

Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, происходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности (Личностно-ориентированное образование: ведущий вид деятельности – познавательная, деятельность учения). Изменяется понимание «фундаментализации» образования (база для непрерывного образования (в ЗБР); уметь, владея системой знаний о…) Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы


Информатизация образования - это процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования направленный на достижение нового качества Информатизация является одновременно и важнейшим компонентом, и необходимым условием модернизации образования.








1. Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества: развитие мышления, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков исследовательской деятельности, формирование умений принимать решения в сложных ситуациях, формирование информационной культуры.




3. Интенсификация образовательного процесса: выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации), повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ, углубление межпредметных связей.


В содержании и структуре ИКТ компетентности, можно выделить общепедагогическую и предметную составляющие: общепедагогическая составляющая – это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания, предметная составляющая - специфические направления, отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).






Урока при объяснении нового материала наглядной демонстрация процессов (диаграммы, таблицы, моделирование опытов…) представления результатов выполнения индивидуальных и групповых проектов и исследований: сопровождение доклада ученика создание фотоальбома совместного изучения источников и материалов организации самостоятельной работы обучающихся корректировка знаний дополнительные занятия углубленное изучение материала проверки усвоения содержания (создание тестов)


В учебной деятельности: для создания газет об исторической личности, об историческом событии, с погружением в эпоху для создания информационных листков, брошюр, буклетов для представления работ учащихся Во внеурочной деятельности: для создания объявлений, пригласительных билетов, рекламных листовок для ведения календаря важных событий класса, школы для ведения домашнего еженедельника


Дидактические функции мультимедиа: Иллюстрирование сложных физических, биологических явлений, химических реакций Использование оригинальных аудиоматериалов для формирования умений аудирования при изучении иностранных языков Использование различных статичных и динамичных средств визуальной наглядности для изучения различных дисциплин Самостоятельные проектные, творческие виды деятельности с использованием разнообразных мультимедийных средств Создание, форматирование и редактирование графических объектов творческих работ Организация виртуальных лабораторных, практических работ в различных областях знаний Организация виртуальных экскурсий










2. По роли в развитии учащихся: Осознание назначения компьютера; показ современных средств познания; повышение научности; возможность разного представления информации; развитие модельных представлений, приобретение умений самостоятельного моделирования;






Готовность системы образования к использованию ИТ. Техническое качество применяемых ИТ. Педагогическое качество программного продукта. Психолого-валеологическое качество. Профессиональная подготовка учителя. Применение в условиях обычного урока. Комплексный характер использования. Разнообразие форм использования (в сочетании с обоснованностью выбора) Подготовка учащегося к использованию.








4. Компьютерные средства должны использоваться в классе или предметном кабинете в органической связи с другими средствами наглядности, ибо только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных фаз учебного процесса.


5. Использование компьютерных средств не должно носить преобладающий характер, а играть вспомогательную роль, составляя лишь часть урока; 6. Подбор компьютерных средств должен определяться общим планом урока в соответствии с дидактической целевой установкой.




Вредное влияние на здоровье, прежде всего на зрение. Вера учащихся во всемогущество компьютера. Опасность превращения компьютера в инструмент, без которого ребенок становится беспомощным. Опасность самодостаточности при работе с компьютером, отрыва от реальности. Новые психологические проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий.



Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. С Ю В З или СВ Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами: внешний козырек занавес жалюзи Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.


Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Чтобы исключить влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м 1,2 м


Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура ° С, относительная влажность %.


Идеальное решение - не принимать решений, а предоставить право принять его. Для этих целей нужна информация.

Найти нужную информацию и правильно использовать ее является основой любой технологии в любой сфере ее применения.

Социальные и производственные процессы - глобальная среда, где работают информационные системы и технологии. Частные сферы - это государственный сектор и компании различного уровня и направления развития.

Информация и информационные процессы

События и явления, вне зависимости от природы и происхождения, являются источниками данных. Собирание и анализ - информационные процессы. Не каждым событием и явлением возможно управление, но проектировать и использовать процесс доступно, в том числе и машине, под управлением программы.

  • научные;
  • инженерные;
  • производственные.

Технология - это ресурсы:

  • материальные;
  • технические;
  • энергетические;
  • интеллектуальные.

В совокупности: результат применения технологии - решение, изделие, продукт или услуга. По определению ЮНЕСКО: что такое информационная технология - это методы эффективной организации труда, обработка и хранение данных, вычислительная техника и решение социальных, экономических, культурных проблем. Считается, что такие технологии - это сложно, затратно и наукоемко.

По сути, машина - это не обязательно компьютер. Обычный конвейер или станок тоже управляет реальным процессом. Конвейеры, станки и инструменты веками делали свою работу. Но это частный и жесткий вариант алгоритма, направленный на производство конкретного изделия или выполнение конкретных операций. Компьютерная техника и средства связи значительно расширяют возможности для реализации динамичных процессов.

Основной этап развития позади, и сегодня информационные системы и технологии имеют надежные компьютеры, мобильные девайсы, устройства, линии и каналы связи. Сфера информационных технологий «устремилась» в облака, и значительная ее часть совершенствует сложившиеся процессы.

Инфраструктура компании и средства ее обеспечения

Компьютерное оборудование и программное обеспечение - результат и развитие информационных технологий конкретного содержания. На уровне компании они сами по себе не являются технологиями более высокого уровня, но они обеспечивают среду их реализации. Мало какая компания не использует MS Word, MS Excel, графический пакет или 1C. Разработчики программ применяют различные платформы программирования.

Это части целого. В реализации каждой такой части существуют свои собственные инструменты. Они глобальны для их создателей. Для пользователей, даже когда они сами являются разработчиками, это «станки», «оборудование» и развитие информационных технологий конкретной ориентации и применения.

Создание и функционирование компании - это общая канва процесса, которая обуславливает организаторскую, учетную, производственную и социальную составляющую. Можно уточнять эти позиции и формулировать, что такое информационная технология в каждом конкретном случае.

В конечном итоге, образуется функциональная картина компании и определяется спектр процессов по ее сопровождению и совершенствованию.

Базы данных и знания

Развитие информационных технологий тесно связано с базами данных, как хранилищами структурированных данных. Системы управления базами данных - также результат развития технологий и кирпичик в построении более сложных информационных систем.

Некоторые базы данных считаются эвристическими, содержащими правила и знания, но скорее - это просто данные более высокого уровня неопределенности в принятии решений, чем реальные экспертные или интеллектуальные системы.

В некоторых случаях такие разработки избавляют от ручного труда. Например, при создании систем технического и сервисного обслуживания или колл-центров. Здесь программы закрывают большую часть вопросов клиента и выводят его на оператора только, когда не могут найти адекватного решения.

В большинстве случаев использование информационных технологий подразумевает:

  • развитие баз данных - это компьютер;
  • развитие знаний - это человек.

Компьютеры прекрасно справляются с четко формализованными данными, обеспечивают их надежное хранение и точную выборку. Человек совершенствует свои знания и обеспечивает сопровождение процессов сбора, анализа и формализации данных.

Взаимодействие процессов

Традиционно сложилось два существенных направления развития, где аппаратные ресурсы, информационные технологии и связь разделяются, но тесно взаимосвязаны по конечному результату.

Прикладная составляющая - это пользователь, системная составляющая - разработчик. В большинстве случаев пользователь не только работник компании, часто он является разработчиком на уровне инфраструктуры компании.

Например, специалист по безопасности не пишет код, не участвует в разработке программ, но его роль в формировании картины функционирования компании очень существенна, а результат его работы очевиден и необходим.

Специалист системного направления разрабатывает программы, обеспечивает выборку информации из баз данных, ее обработку и визуализацию. В результате инфраструктура компании дополняется новой функциональностью или совершенствованием существующей.

Специалисты по разработке инструментов: языки программирования, серверные приложения, различные API (набор функциональности) являются своего рода буфером между компьютерными возможностями и системным программированием.

Сочетание уровней информационных процессов

Уровень инструментов, системного программирования и прикладной разработки тесно связаны, хотя кардинально различаются. На каждом уровне существует спектр совершенно разных профессий, но они не пересекаются не только с профессиями другого уровня, но и между собой.

Например, специалист по документообороту в компании не компетентен в вопросах планирования производства продукции. Формально нет особой разницы, какую информацию собирать и анализировать, но в каждом случае своя компетенция, свои приоритеты и стиль работы. Лучше, когда опытный экономист работает над планированием производства, а опытный управленец занимается социальной составляющей и решением кадровых задач.

Программист приложений для сервера может и должен иметь представление о работе на стороне клиента, то есть о работе на языке браузера, но лучше, когда он будет полноценно работать на сервере, а обеспечением диалога с клиентом будет заниматься соответствующий специалист.

Программист, который работает на уровне операционной системы и его компетенция: защита информационных технологий от несанкционированного копирования делает техническую часть, которую использует специалист по юридической защите интересов компании. Связь есть, и она тесная, но сферы участия в информационной технологии в контексте вопросов ее защиты разные.

Интерфейсная составляющая

Системы управления базами данных не видимы, не слышимы, но роль их существенна. Разработчик формулирует запросы на выборку данных, их изменение, удаление, выполнение резервного копирования.

Для визуализации данных необходим интерфейс. В большинстве случаев считается оптимальным использование инструментов интернет-программирования в сочетании языка браузера и серверного языка в применении технологии AJAX.

Проектирование интерфейса также является технологией. В зависимости от области применения и решаемой задачи она может выступать как самостоятельная составляющая в общем процессе оптимизации функционирования предприятия или являться частью конкретного информационного процесса.

Интерфейс работника службы безопасности, которому поручено администрирование пользователей - это локальная задача, которая может проектироваться самостоятельно. Но проектирование организационно-управленческого функционала обязательно должно быть выполнено по общей интерфейсной схеме, который предоставит менеджерам компании одинаковый формат представления данных и функционал для управления в соответствии с компетенцией каждого.

Использование информационных технологий

Применимость изделия определяется его назначением и сложившейся функциональностью:

  • по продукту;
  • по направлению;
  • по задаче;
  • по области применения.

Сегодня что такое информационная технология? Это привычный инструмент, ожидание привычного функционала, то есть требование конкретного набора возможностей.

Очень показательные продукты - MS Word или MS Excel. Надо отдать должное разработчикам, за многие годы развития технологий их создания, с каждой новой версией эти программные продукты совершенствовались. Они всегда отражали решения, которые достигали технологии, используемые для их изготовления.

Семейство браузеров, вне зависимости от изготовителя и используемого движка выполняет вполне ожидаемый функционал. Все разработчики инструментов доступа в интернет применяют собственные идеи, хотя принципиально у них всех одна общая технология (основная составляющая) и результаты всегда эквивалентны - это стандарт гипертекста с некоторыми отличиями, непринципиальными по сути.

Фактически, что такое информационная технология? Это выявленная функциональность области ее применения в развитии. Это динамика, а используемые инструменты статичны по возможностям реализации динамики - основание непрерывного совершенствования достигнутых решений.

Живые и «умные» сайты

Технологии, подобные AJAX (активная страница), становятся основой в разработке веб-ресурсов, которые стали привычными и естественными формами визуализации и выражения функциональности.

Если не рассматривать файловые системы, базы данных и другие реализации информационных процессов, скрытых от конечного пользователя, то внешнее отображение технологии - это веб-ресурс.

Аппаратное обеспечение представлено различными устройствами, существует множество браузеров, и каждый веб-ресурс должен адекватно отображаться всегда и везде. Это существенное требование.

Важно также и то, что веб-ресурс должен трансформироваться соответственно изменению области применения без участия разработчика. Это очень трудно реализуемое требование, поскольку при всех современных достижениях, реализовать динамику изменения очень трудно.

Тем не менее, технологии уверенно идут в направлении развития идей адекватного отражения динамики изменения информации в каждой конкретной реализации.

Новая информационная технология

Новые информационные технологии (НИТ)- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основу новой ИТ составляют: распределенная компьютерная техника, дружественное программное обеспечение, развитие коммуникаций. Пользователю-непрограммисту предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ посредством работы в диалоговом режиме. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертных систем, поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов

Понятие “новая ИТ” можно рассматривать с практической и теоретической точек зрения. С практической точки зрения – это совокупность автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации, описаний этих процессов, привязанных к конкретной предметной области. С теоретической точки зрения новая ИТ представляет собой научно-техническую дисциплину, в рамках которой исследуются проблемы разработки и применения автоматизированных процессов циркуляции и переработки информации.

В основу концепции НИТположены три основных принципа:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Для новой ИТ характерны:

· Структурированность стандартов цифрового обмена данными;

· Широкое использование хранения данных в цифровом виде;

· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Существуют два способа внедрения НИТ:

При первом способе внедрения НИТ приспосабливается к организационной структуре, происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Происходит распределение функций между техническими работниками (операторами) и специалистами (администраторами), слияние функции сбора и обработки информации с функцией принятия решений.

Второй способ внедрения НИТ предусматривает рационализацию организационной структуры: организационная структура модернизируется таким образом, чтобы ИТ дала наибольший эффект. Основной стратегией является максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономически нецелесообразных. Продуктивность организационной структуры возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность эффективности каждого управленческого уровня решаемых задач.

Таким образом, первый способ внедрения НИТ ориентирован на существующую структуру учреждения (степень риска от внедрения НИТ сводится к минимуму, так как организационная структура не меняется); второйна будущую структуру.

Как область научно-технического прогресса, охватывающая в основном многочисленные применения компьютерной и телекоммуникационной технологии практически во всех сферах организационного управления, НИТ быстро развивается. Ее революционное значение заключается в кардинальной перестройке и ускорении процесса создания новой техники и реализации новых технологий. Ярким примером этому является использование системы автоматизации проектирования (САПР) и автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), применение которых позволяет ускорить процесс трансформации новых научных знаний в конкретную технологию.

Составные части НИТ и наиболее основные области ее действия представлены на рис. 1

Рис. 1. Составные части и области применения НИТ

НИТ объединяет новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, обработки управленческой информации на основе ПЭВМ и специализированных АРМ, а также выработки управленческих решений на основе средств искусственного интеллекта.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

· Сети (совершенствуются как сами каналы связи, так и устройства, отвечающие за управление потоками данных)

· Терминалы (терминалы выступают в качестве точек доступа граждан к информационному пространству.)

· Услуги (это в основном предоставление доступа к Интернет; к удаленно хранимой информации; всевозможные сервисы - покупка билетов, товаров; услуги по хранению и обработке информации- облачные технологиии пр.)

Таким образом, чрезвычайно важной и актуальной становится задача разработки стратегии развития НИТ и ее взаимодействия с производством, управлением, наукой, другими сферами общественной практики.

НИТ – это совокупность очень многих форм, методов, навыков применения всего многообразия вычислительной техники и средств связи в области сбора, обработки, хранения и передачи информации. В НИТ используются достижения системотехники, теории вычислительных систем, технологий программирования, эргономики, дизайна и других прикладных наук информационно-технического профиля.

Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется сегодня в следующем:

1. ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса;

2. в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет;

Положительный эффект от внедрения НИТ достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря.

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на наш взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников ВУЗа в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в ВУЗе должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Однако на современном этапе у преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными системами учета, планирования, управления производством. Что для этого делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс ВУЗа связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной сложности формализации процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали не педагоги, а "технари" - специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.




Top