Атомарный дизайн. Введение в атомный веб-дизайн. Чем отличается атомарный дизайн от UI-китов

Поклонники Apple объективно вымерли. Их больше не существует, хотя совсем недавно они наводили ужас на весь рунет.

Пять-семь лет назад под новостью с заголовком «Представлен Samsung Galaxy» можно было встретить безумцев, которые убеждали, что любой корейский гаджет – полнейшее дно, а уважающий себя человек может пользоваться исключительно айфоном.

Эти демоны налетали в комментарии толпами, поэтому Android-гики еле успевали обороняться. Их постоянно обвиняли в нищебродстве – например, когда Instagram вышел под ОС от Google (2012 год), по сети разлетелась картинка с гопниками, сидящими на корточках в подъезде.

«Первые фотографии в инстаграмах владельцев Android», – подпись к снимку была, мягко говоря, неостроумной, но обладатели айфонов радостно репостили этот скучнейший мем.

Сейчас такого уже нет. Владельцы айфонов успокоились, а у адептов Android появились поводы для гордости.

Но всё не так просто. Ниже – главные причины исчезновения культа Apple в России.

1. Умер Стив Джобс


Сооснователь Apple был гением маркетинга – он мог создать легенду одной презентацией или даже одной фразой. Его выступления пересматривали и цитировали, его биографию учили наизусть, а его любимые песни заслушивали до тех пор, пока от них не начинало тошнить.

Я знаю минимум пятерых людей, которые никогда не интересовались индийской культурой, но все равно прочитали «Автобиографию йога», узнав, что Джобс ритуально листал её раз в год.

«Ничего особенного, читается так себе, но книга хорошая – Стив бы плохого не посоветовал», – так говорили фанатики Джобса, стесняясь признаться, что это сомнительное чтиво почему-то не вдохновило их на гениальные идеи.

Важно понимать: при жизни Стив одновременно стал и гиком, и новатором, и рок-звездой, и выдающимся лидером, и настоящей иконой. Поэтому когда он скончался, фаны Apple сначала поплакали и погрустили, а затем осознали, что лишились ориентира.

Тим Кук – прекрасный менеджер и коммерсант (при Джобсе Apple зарабатывала гораздо меньше), но ему не хватает харизмы и бунтарского прошлого. Он просто ухоженный мужчина, который помогает компании оставаться наверху и периодически выпускать довольно качественные продукты.

Тим – не из тех безумцев, которые меняют мир, и поклонники Apple прекрасно понимают это. Так что фраза «Стив такого бы точно не допустил» исчезнет нескоро: людям, канонизировавшим скончавшегося СЕО, нравится думать, что Джобс всегда бы принимал только верные решения.

Хотя это, конечно, нереально.

2. Подтянулись Android-флагманы


В 2010 году Android-смартфоны были устройствами с дохлыми батареями, нестабильным интерфейсом и замусоренным магазином приложений. Постепенно эти проблемы ушли: сначала решили вопрос с аккумуляторами, затем подтянули внешний вид системы, а после этого промодерировали Google Play (хотя шлака там по-прежнему хватает).

Со временем Android-флагманы приблизились к уровню айфона, а во многих аспектах (от камеры до защищенности корпуса) даже превзошли продукт Apple. Понятно, что у более-менее отполированной iOS до сих пор куча преимуществ, но Android-аппараты тоже имеют свой козырь – они очень быстро дешевеют.

Соответственно, человек может подождать 2-3 месяца после старта продаж и взять Galaxy S8 за 40 тысяч рублей, в то время как iPhone 7 с адекватным объемом памяти будет стоить от 50 тысяч, несмотря на то, что дебютировал раньше.

Android-смартфоны перестали быть стыдными, а покупать их очень выгодно – разумеется, если не думать о перепродаже. Поэтому сейчас человек с новым Galaxy скорее вызывает интерес, а не брезгливость.

«Ого, такой большой экран! Такие тонкие рамки! Можно посмотреть? Блин, круто. Я давно хожу с айфоном, но теперь заценю, что там есть у Samsung», – примерно такую реакцию, как правило, вызывает сегодняшний корейский флагман.

А ведь еще есть LG, Sony, Huawei, HTC и другие А-бренды, которые тоже почти не отстают от Apple.

Разница в комфорте уже не оправдывает разницу в цене – вот и вся формула.

3. Поклонники Xiaomi – главные фанаты


За последние 10 лет смартфон из статусного девайса превратился чуть ли не в бытовой прибор: сейчас немодно светить яблочком на задней крышке, зато принято рассказывать, сколько ты сэкономил, выбрав китайский аппарат.

Стандартная реплика рационального покупателя:

«Взял Xiaomi Redmi за 9 тысяч, там экран больше, чем у iPhone, аккумулятор тоже больше, чем у iPhone, оперативки тоже больше, чем у iPhone, а мегапикселей в камере столько же. Зато в пять раз дешевле, представляешь! Доволен, как слон».

Серьезно, фаны Xiaomi готовы рвать за свой продукт, отстаивая право на дешевые смартфоны. Но самое печальное, что у них действительно есть , а не только те, которые представлены чуть выше.

Вероятно, российский тренд на экономию вызван кризисом, но какая разница, в чем дело, если хвастаться новым Xiaomi теперь круче, чем смущенно доставать из кармана восьмой iPhone?

4. Айфоны стали доступными


Давайте честно: айфоны были сверхпривлекательными, когда стоили на порядок больше средней зарплаты в Петербурге или даже Москве. Но в 2017 году рынок перенасыщен: само слово «айфон» уже не вызывает никакого трепета. Ну, iPhone и iPhone – может, там 5s за 15 тысяч или SE за 20. Или из 2014 года.

При желании iPhone может позволить себе даже человек из деревни, который живет натуральным хозяйством. Элитарность убита – iPhone больше не роскошь, а его фанаты (если не учитывать совсем отмороженных) больше не чувствуют себя особенными.

5. Apple оборзела


Сейчас выскажу три личные претензии.

Во-первых, я вижу, что моя всё еще любимая компания не успевает за трендами. Она не задает их, а догоняет. Так было и с часами, и с умной колонкой, и с беспроводной зарядкой, и с безрамочностью. Это бесит: топить за отстающего производителя совсем не хочется.

Во-вторых, Apple сделала ставку на iPhone, но подзабила на MacBook Air, iPad mini, всю серию iPod, Mac mini, Mac Pro и другие достойные гаджеты. Такой расклад меня тоже не очень устраивает.

И третья претензия – конские цены на аксессуары. Тут есть два красноречивых примера.

Первый – если вы потеряете колпачок от стилуса Apple Pencil, вам предложат…та-да-да-дам! – купить новый Pencil за 8-10 тысяч рублей. Ну как такое может быть? Это же просто подлость восьмидесятого уровня и неловкая попытка нажиться на лояльном пользователе.

Второй пример – зарядка для iPad Pro. Чтобы подпитывать его в нормальном темпе, нужно потратить 5 тысяч на блок питания и 1,5-3,5 тысячи рублей на кабель. Итого – от 6,5 до 8,5 тысяч за обычную зарядку (!!!). Тоже абсолютный бред.

Вывод очень простой: Тим Кук мастерски качает деньги, но магия стремительно исчезает.

И рано или поздно, если политика компании не изменится, Apple окончательно посереет.

Хотите такой iPhone 11?

В начале 2019 года в Сеть утекли изображения с тройной камерой. Дизайн смартфона поклонникам Apple и они заочно назвали такой iPhone «провальным». На фоне этой критики дизайнеры из компании Halide создали концепт в стиле вышедших прошлой осенью планшетов и уже легендарного iPhone 5. От представленного смартфона фанаты Apple оказались в полном восторге.

Дизайнеры предположили, что Apple действительно может выпустить подобный смартфон в будущем. В планшетах iPad Pro 2018 компания отказалась от изогнутых краев в пользу цельного индустриального дизайна с прямыми гранями. Новые iPad Pro оказались похожими на iPhone 4 и iPhone 5, за счет чего в плане внешнего вида были высоко оценены потребителями.

Аналогичный дизайнерский ход Apple может применить и в случае с новыми iPhone, посчитали дизайнеры. Это позволит компании и заметно освежить внешний вид iPhone, и держать дизайн своих основных устройств в едином ключе. Кроме этого, выпустив iPhone 11 в стиле iPhone 5, у компании непременно получится сыграть на чувствах тех поклонников, которые называют дизайн «пятерки» лучшим за всю историю. А таких, согласно , проведенному в прошлом году, немало.

Созданный концепт iPhone 11 в стиле iPhone 5 сильно понравился поклонникам Apple. В опросе на ресурсе 9to5Mac сразу 76% пользователей заявили, что дизайн смартфона великолепный. При этом только 10% опрошенных предпочитают текущий внешний вид iPhone концептуальному дизайну.

Ранее мы , которые Apple выпустит в 2019 году.

Если кратко: Atomic Design с использованием Sketch – это будущее разработки продуктового дизайна.

Следуйте за мной

Брэд Фрост, потрясающая личность из видеоролика, является одним из основателей системы, о которой пойдет речь в этой статье. Atomic Design был разработан в ответ на этот цифровой, адаптивный мир, в котором мы все живем и работаем.

Мы создаем руководства по стилям, руководства по элементам, мудборды и прочие инструменты с целью упростить понимание и будущее применение наших дизайнов. Точно также разработчики используют вещи вроде Bootstrap, Foundation, Bourbon и прочие похожие инструменты, чтобы ускорить процесс кодинга. Когда мы работаем в команде, с помощью таких вещей жизнь заметно облегчается. И вот именно для этого существует Atomic Design.

Atomic design больше пригоден для дизайна большой картины в целом, чем создания какой-то отдельной сущности или страницы. Этот инструмент отлично подойдет для дизайна ядра системы.

Atomic design подразумевает создание системы отдельных фрагментов, которые могут использоваться для создания элементов и шаблонов, которые можно использовать повторно множество раз.

Атомы

Атомы – это абсолютный фундамент нашей системы. Атомы включают палитры цветов, шрифты, индивидуальные элементы (например, заголовки, абзацы, кнопки и т.д.) и прочие вещи, которые соединяются с другими атомами для создания молекулы.

Молекулы

Молекулы – это кусочки системы, которые мы строим из атомов. И хотя молекулы требуют атомы, они больше похожи на блоки лего-конструктора, из которого складываются более сложные вещи.

Молекулы включают такие элементы, как поля формы с надписью или таблица с заголовками и колонками данных.

Организмы

С организмов мы уже получаем более-менее целостный вид интерфейса. Комбинируя молекулы, мы можем создавать более сложные, но повторяемые, кусочки нашего продукта.

Пример организма – главная навигация на страничке, которая включает лого, ссылки навигации и поле поиска или кнопку регистрации.

Шаблоны

Шаблоны – это по сути наши каркасные модели или макеты. Комбинируя множество организмов, мы действительно начинаем видеть целостную картину того, что мы создаем.

Если высокоточный, детальный результат не требует, с этой точки мы можем уже начать реализовывать нашу систему в коде.

Страницы

Страницы – это уже более детализированная версия шаблонов. Дизайн на картинке выше уже расценивается как страничка. Здесь уже даже новичок в дизайне может понять, что за проект мы создаем.

Страницы не всегда являются необходимостью, но кто же не любит красивую визуализацию?

Почему Sketch?

Хотя Sketch еще не стал таким мощным центром разработки дизайна, как Adobe Illustrator или Photoshop, это потрясающий инструмент для работы по методологии Atomic Design.

Организация

Sketch – это своего рода удачное дитя любви Adobe Illustrator и Photoshop. Несомненно, Sketch еще очень молод, но уже достаточно мощен, и помимо этого, невероятно прост в работе.

Вы можете не только реализовать практически все, что нужно, без этого нескончаемого поиска нужного инструмента в залежах многочисленных многоуровневых менюшек, но и организовать свой рабочий процесс еще лаконичнее с помощью иерархии слоев.

Если вы не организуетесь, как следует, скорее всего, вы начнете терять деньги на процессе дизайна, просто вы еще не осознали эти потери. Организация работы крайне важна в эффективном расходовании времени и прочих ресурсов!

Модульность

Sketch отлично подходит для Atomic Design из-за простоты создания модульных систем. Вы не только можете добиться идеальной организации со слоями, как в Adobe Photoshop, вы также можете создавать модульные элементы. В Sketch такие элементы называются символами.

Создание символа позволяет вам менять все стили элемента, и эти изменения будут отражаться на всех сущностях символа в рамках одного файла.

Для начала нарисуйте свой элемент, каким вы хотите его видеть.

Затем выделите его и кликните на кнопку Create Symbol (создать символ) на верхней панели инструментов.

Совет от профессионала: Чтобы превратить элементы с текстом в идеально модульные символы в Sketch, обязательно отметьте галочкой опцию Exclude Text Value from Symbol в наборе инструментов справа.

Чтобы сделать это, вам нужно сначала выделить текст в символе, если вы этого не сделаете, вы не увидите нужную опцию в наборе инструментов.

Теперь вы можете вставить символ где угодно и изменить внутренний текст так, чтобы текст на других копиях символов остался неизменным.

Если вы не планируете делать текстовое наполнение разным для каждого символа, не беспокойтесь и пропустите этот шаг. Но просто знайте, что такая возможность есть, и это очень удобно.

Всегда, когда хотите разместить один из созданных элементов, нужно просто кликнуть на дропдаун Insert , найти опцию Symbols и выбрать символ, который хотите вставить.

Конвертация в код

Экспорт в код

Что может быть лучше модульных символов? Экспорт дизайна прямо в код. Это означает, что вам, дизайнерам, не нужно учиться правильно разделять исходники для кода. Хотя, и это не помешает.

Чтобы получить код ваших элементов, сначала нужно убедиться, что они соответствующим образом между собой сгруппированы и конвертированы в символы. После этого нужно просто кликнуть правой кнопкой мыши на элементе и выбрать Copy CSS Attributes в выпавшем меню.

Убедитесь, что вы позаботились обо всех нужных префиксах, так как они не включены в код из Sketch. Или же воспользуйтесь специальным пакетом для этого.

HTML

Как и при использовании Bootstrap или Foundation, у нас есть стилизованные элементы. Все, что осталось сделать – добавить класс к элементу в нашем коде HTML.

Здесь нужно превратить элементы в HTML-страничку, которую будут видеть только разработчики из команды. Можно создать страничку элементов с нужным примененным классом, чтобы проверить, как это все выглядит в браузере, на различных экранах.

Брэд Фрост и Дэйв Олсон из Pattern Lab создали отличный пример, посмотрите:

Использование шаблонизаторов

Это бонус для тех, кто освоил шаблонизаторы и CSS, вроде swig, jade, haml и множество других языков, доступных сегодня.

Множество организмов, которые мы создали, станут частичными шаблонами (partials), как только конвертируются в код.

Мы сделали это

Теперь можно притвориться, будто вы разбираетесь в науке. И до определенной степени, вы таки разбираетесь в этом. Atomic Design – это наука высококачественного дизайна.

Создавая модульные, повторяемые элементы и паттерны мы можем экспоненциально ускорить процесс дизайна и разработки. И ускорение затрагивает не только саму отрисовку элементов, а и процесс внесения изменения по всему проекту.

Предлагаю читателям «Хабрахабра» перевод статьи Брэда Фроста (Brad Frost) «Atomic Web Design» .

Мы не проектируем страницы, мы проектируем системы компонент. - Stephen Hay

По мере того, как ремесло веб-дизайна продолжает развиваться, мы всe больше ощущаем нужду в продуманной, системной разработке, в отличие от создания простых наборов веб страничек.

Многое было сказано насчeт создания систем дизайна, и наибольший акцент делается, в основном, на установление цветов, типографии, сеток, текстур и т.п. Такой тип мышления , несомненно, важен, но я чуть меньше заинтересован в этих аспектах дизайна, потому что, по большому счeту, они всегда субъективны. В последнее время меня больше озадачил вопрос о том, из чего состоят наши интерфейсы, и как мы можем проектировать их более систематично.

В поисках вдохновения я возвращался к химии. Всe вещества (будь то твeрдые тела, жидкости, газы, простые, сложные и т.д) состоят из атомов . Атомы связываются между собой и образуют молекулы , которые, в свою очередь, комбинируются и формируют организмы . В конечном счeте так создается все вещество в нашей вселенной.

Аналогично интерфейсы состоят из меньших компонент. Это означает, что мы можем разбить интерфейсы на фундаментальные блоки и комбинировать их, постепенно наращивая сложность . Это суть атомного веб дизайна.


Переодическая система элементов HTML.

Что такое атомарный дизайн

Атомарный дизайн это методология создания систем дизайна. В атомном дизайне есть пять отчётливых уровней:

  1. Атомы
  2. Молекулы
  3. Огранизмы
  4. Шаблоны
  5. Страницы

Атомы

Атомы в природе - это основные строительные блоки материи. В контексте веб-интерфейсов атомы - это HTML тэги, такие как форма, поле ввода, или кнопка.


Атомы могут включать в себя даже более абстрактные элементы, такие как цветовые палитры, шрифты, или даже такие более скрытые аспекты интерфейса как анимации.

Как и атомы в природе, они довольно абстрактны и зачастую бесполезны сами по себе. Однако польза от их проектирования состоит в задании единого общего стиля интерфейса.

Молекулы

Всё становится интересней и ощутимей, когда мы начинаем комбинировать атомы. Молекулы - это совокупности связанных между собой атомов. Они имеют собственные свойства и играют роль скелета нашей системы дизайна.

Например - метка, поле ввода и кнопка не так уж применимы сами по себе, но могут быть действительно полезными, если их соединить.


Построение молекул из атомов способстует умонастроению «делай что-то одно, но хорошо» . В то время как молекулы могут быть достаточно сложными, чаще всего это простая комбинация атомов, построенная для повторного использования.

Организмы

Молекулы дают нам некоторые строительные блоки для работы. Теперь мы можем соединять их вместе для формирования организмов. Организмы - это объединения молекул, которые образуют довольно сложные, отдельные разделы интерфейса.


Мы всё быстрее переходим к конкретике . Клиент может быть не очень заинтересованным в молекулах системы дизайна, но с появлением огранизмов можно наблюдать начало формирования конечного продукта. Дэн Молл (с которым я работаю над несколькими проектами) использует коллажи элементов, которые показывают ключевые идеи и направления интерфейса без нужды проектирования сайта целиком.

Огранизмы могут состоять из похожих или разных типов молекул. К примеру, заголовок страницы может состоять из разных компонент - логотипа, главного меню, формы поиска и списка медиа-каналов. Но организм, отображающий сетку товаров, может содержать одну молекулу (изображение продукта, название и цена), которая повторяется много раз.

Переход от молекул к организмам способствует созданию самостоятельных компонент, готовых к повторному использованию.

Шаблоны

На этой стадии мы перестанем проводить аналогии с химией, чтобы общаться на более осмысленном для наших клиентов языке. Шаблоны чаще всего состоят из групп организмов, связанных вместе и формирующих страницы. Именно на этом этапе становится видна общая картина.


Шаблоны очень конкретные и предоставляют контекст ко всем довольно абстрактным молекулам и организмам. Именно шаблон позволяет видеть конечный дизайн. В моём опыте работы с этой методологией шаблоны начинаются с HTML wireframe"ов, но со временем становятся более точными. В итоге они становятся конечными продуктами. Bearded Studio в Питтсбурге имеют похожий процесс, при котором дизайны начинают разрабатывать чёрно-белыми и без разметки, но постепенно набирают конкретики и деталей до тех пор, пока не становятся конечными работами.

Страницы

Страницы - это конкретные экземпляры шаблонов. В них для точной передачи того, что увидит пользователь, «заглушечный» контент заменён настоящим.


Страницы - это высший уровень конкретики и, т.к. они наиболее осязаемы. В работе над ними тратится большинство времени большинства людей, вовлечённых в процесс, и на них пишется большинство обзоров.

Страничная стадия необходима, потому что именно на ней проверяется эффективность всей системы дизайна. Видя всё в контексте можно сделать шаг назад и изменить наши молекулы, организмы и шаблоны для того, чтобы лучше подстроиться под реальный контекст дизайна.

Также это стадия для тестирования изменений в шаблонах. Например, вам нужно удостовериться в том, что заголовок с 40 символами выглядит согласованно с заголовком из 340 символов. Или проверить, как вместо корзины с одной вещью выглядит она же с 10 вещами и со скидкой по промо-коду. Эти ситуации влияют на то, как мы строим нашу систему.

Почему атомарный дизайн

Во многих смыслах именно так мы и делали сайты, даже если мы не задумывались об этом сознательно.

Атомарный дизайн предоставляет ясную методологию для создания систем дизайна. Клиенты и члены команды могут оценить идеи конкретной системы дизайна благодаря тому, что они видят этапы её разработки.

Атомарный дизайн даёт нам возможность переходить от абстрактного к конкретному. Поэтому мы можем создавать системы, являющиеся масштабируемыми и обладающие единым, постоянным стилем, и в то же время показывающие итоговую общую картину. Процесс вместо деструктурирования превращается в сборку - мы создаём структуру с самого начала, а не тщательно выбираем подходящие шаблоны после.

Pattern Lab

Для применения этой методологии в своей работе я (с помощью Дейва Ослена) разработал инструмент Pattern Lab , предназначенный для создания атомных систем дизайна. Расскажу о Pattern Lab в деталях позднее, но не стесняйтесь посмотреть исходники на Github

Атомарный дизайн позволяет нам переключаться между контекстами также, как это красноречиво описал художник Фрэнк. Атомы, молекулы и организмы, из которых состоят интерфейсы, не висят в вакууме. Интерфейсы и страницы в самом деле состоят из маленьких частей. Маленькие части влияют на всю конструкцию в целом, а целое влияет на более мелкие части. Эти два контекста переплетены, и атомарный дизайн признает этот факт.

Когда мы разрабатываем какой-то компонент, мы похожи на художника, который делает мазки кистью по холсту. Когда мы отсматриваем эти компоненты в виде макетов с реальным контентом, мы похожи на художника, который отошел от холста и оценивает, как каждый штрих влияет на композицию целиком.

Нужно сосредоточиться на одном конкретном компоненте, чтобы сделать его функциональным, удобным и красивым. Но также необходимо обеспечить, чтобы этот компонент был функциональным, удобным и красивым в контексте конечного пользовательского интерфейса .

Атомарный дизайн предоставляет нам схему для переключения между частями и целым, однако крайне важно повторить, что атомарный дизайн не является линейным процессом . Было бы глупо проектировать кнопки и другие элементы в изоляции, а затем, скрестив пальцы, надеяться, что все сойдется, и получится единое целое. Именно по этой причине пять этапов атомарного проектирования не должны звучать в вашей голове так: «Шаг 1: атомы; Шаг 2: молекулы; Шаг 3: организмы; Шаг 4: шаблоны; Шаг 5: страницы» .

Вместо этого относитесь к этапам атомарного проектирования как к ментальной модели, которая позволяет одновременно создавать итоговый интерфейс и систему проектирования, лежащую в его основе.

# Четкая граница между структурой и контентом

Обсуждение дизайна и контента немного схоже со спором про курицу и яйцо. Марк Боултон объясняет:

У контента должна быть структура, а структура, как и дизайн, влияет на контент. Неправильно говорить «сперва контент, потом дизайн» и «или контент, или дизайн». Они равноценны, поэтому: «И контент, и дизайн». ~ Марк Боултон

Продуманная система проектирования отвечает своему содержанию, а качественный контент соответствует своему представлению в интерфейсе. Утвержденные нами паттерны интерфейса должны точно отражать характер текста, изображений и другого контента, который в них содержится. Точно так же при создании контента необходимо учитывать то, как он будет представлен. Тесная связь между контентом и дизайном требует принимать в расчет оба компонента при проектировании UI.

Атомарный дизайн дает нам язык для обсуждения структуры паттернов UI и контента, который будет в них содержаться. Несмотря на четкое разграничение между структурой контента (шаблонами, паттернами) и самим контентом (страницами), в атомарном дизайне учитывается их влияние друг на друга. Для примера, давайте рассмотрим эту схему:

Слева мы видим структуру контента. Она состоит из одной той же повторяющейся молекулы профайла пользователя. Справа мы видим, что происходит, когда мы заполняем каждую молекулу профайла релевантным контентом. Прием визуализации структуры контента и ее представление с итоговым содержимым позволяет создавать шаблоны, которые точно соответствуют собственному содержанию. Если бы имя пользователя заняло пять строчек, нам пришлось бы исправлять это не на уровне молекул, а на уровне атомов.

# Что в имени?

На страницах этой книги я уже говорил, что идея модулярности в дизайне и разработке не является чем-то новым. Тогда зачем мы вводим новые термины, такие как атомы, молекулы и организмы, когда можно придерживаться уже установленных: модули, компоненты, элементы, разделы и области?

Столько, сколько я рассказываю об атомарном дизайне, всегда были люди, которые предлагали альтернативные названия для этапов проектирования. Один предлагает: «Почему бы просто не назвать их элементами, модулями и компонентами?», другой: «Почему бы просто не назвать их базой, компонентами и модулями?» Проблема с терминами вроде «компонент» и «модуль» заключается в том, что из одних только названий нельзя понять их иерархию. Атомы, молекулы и организмы подразумевают иерархию, так что любой, у кого есть базовые знания химии, догадается, о чем идет речь.

Давать названия трудно. Те, что я выбрал для этапов атомарного дизайна, отлично сработали для меня и команд, с которыми я работал при разработке UI. Но, возможно, они не сработают для вас и вашей компании. Это нормально. Вот вам подтверждение от команды разработчиков в GE:

При представлении концепций системы проектирования коллегам мы первоначально использовали терминологию атомарного дизайна. Однако, это вызвало недоуменные взгляды. […] Стало очевидно, что для успешной работы в нашей компании мы должны подобрать более подходящую таксономию. ~

В систему таксономии, к которой в итоге пришли ребята, вошли термины: «Принципы», «Основы», «Компоненты», «Шаблоны», «Характеристики» и «Приложения». Имеют ли эти названия для вас больший смысл? Это не важно. Они установили таксономию, которая имела смысл в их компании, но каждый, кто знает принципы атомарного дизайна смог бы эффективно работать с ними.

Термин «атомарный дизайн» воплощает идеи модулярного дизайна и разработки, что делает его полезным и емким словечком для убеждения заинтересованных сторон и общения с коллегами. Но атомарный дизайн не является жесткой догмой . В конечном итоге, любая таксономия, которую вы выберете, должна помочь вам и сотрудникам вашей компании более эффективно общаться для создания отличной системы проектирования UI.

Атомарный дизайн для UI

Концепция атомарного дизайна родилась в интернете. В конце концов, скромный автор этой книги - веб-дизайнер, именно поэтому в ней основное внимание уделяется веб-интерфейсам. Но важно понимать, что атомарный дизайн применим вообще к любым интерфейсам .

Вы можете использовать методологию атомарного проектирования при разработке интерфейса любого программного обеспечения: Microsoft Word, Keynote, Photoshop, интерфейса банкомата вашего банка, - чего угодно. Чтобы это доказать, давайте применим атомарный дизайн к нативному приложению Instagram.

Дизайн приложения Instagram, разобранный на атомы.

Давайте расщепим интерфейс Instagram на атомы:

  • Атомы. Этот экран пользовательского интерфейса Instagram состоит из нескольких иконок, нескольких текстовых блоков и двух типов изображений: главного изображения и аватара пользователя.
  • Молекулы. Несколько иконок образуют простые утилитарные компоненты: нижнюю панель навигации и панель действий с фотографиями, где пользователи могут лайкнуть или оставить комментарии. В дополнение, простые комбинации из текста и/или изображений образуют относительно простые компоненты.
  • Организмы. Здесь мы видим, как формируется организм фотографии. Он состоит из информации о пользователе, времени публикации, самой фотографии, действий с этой фотографией и информации о ней, в том числе количество лайков и подпись. Этот организм - основа Instagram, поскольку многократно повторяется в нескончаемом потоке сделанных пользователем фотографий.
  • Шаблоны. Мы видим, как компоненты работают вместе в контексте макета. Кроме того, здесь перед нами обнажается структура контента Instagram, в которой особенно выделяется динамический контент: никнейм пользователя, аватар, фотография, лайки и подпись.
  • Страницы. И, наконец, мы видим конечный продукт, наполненный контентом. Это помогает убедиться, чтобы основная система дизайна сложилась и формирует красивый и функциональный интерфейс.

Я нарочно выбрал в качестве примера не сайт, потому что есть тенденция ошибочно относиться к атомарному дизайну, как к подходу при работе с веб-технологиям: CSS, JavaScript и т.п. Позвольте внести ясность: атомарный дизайн не имеет ничего общего с такими узкими веб-темами, как CSS или JavaScript . В первой главе мы говорили о тенденции к модульности во всех аспектах проектирования и разработки. Это фантастическая тенденция, в том числе для CSS и JavaScript, но атомарный дизайн связан с созданием систем проектирования UI, независимо от того, какая технология используется.

Атомарный дизайн в теории и на практике

В этой главе мы говорили о методологии атомарного проектирования и увидели, как атомы, молекулы, организмы, шаблоны и страницы объединяются, чтобы создавать качественные, продуманные системы проектирования интерфейсов.

Атомарный дизайн позволяет нам расщеплять интерфейсы на атомы и одновременно наблюдать, как эти элементы объединяются для формирования итоговых интерфейсов.

Мы узнали о тесной связи между контентом и дизайном и о том, как атомарный дизайн позволяет нам создавать структуру, адаптированную к содержанию.

И, наконец, мы узнали, как язык атомарного дизайна дает нам возможность для обсуждения модулярности с коллегами и обеспечивает столь важное понимание иерархии в наших системах проектирования.

Атомарный дизайн - полезная методология проектирования и разработки, но это лишь ментальная модель для создания UI. Возможно, вам уже не терпится узнать, как делать атомарный дизайн на практике. Не волнуйтесь, дорогие читатели - оставшаяся часть книги посвящена инструментам и процессам для претворения атомарного дизайна в жизнь.




Top