Условный оператор if c. Условный оператор if в PHP

В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.

В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case . В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.

Синтаксис условного оператора if-else следующий:


Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.

Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.

Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро //Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие if(money > 50000){ document.write("Мы можем купить автомобиль"); }else{ document.write("Недостаточно денег для покупки машины"); }

Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение "Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).

Замечание! Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==) . Также присутствует и логическая операция меньше или равно (

использование фигурных скобок

Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.

Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.

Внутри if можно написать любые логические операции , будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).

Замечание! Присутствие блока else, не является обязательным .

Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.

Var a = 4, b = 4, c = 8, d = 8; if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d"); document.write("Следующая строчка кода");

Оператор if - else if - else

После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.


Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.

Теперь перейдем к программированию.

Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме if(socket == 1)  document.write("

Мы можем подключить только одно устройство

"); else if(socket == 2){ document.write("

Мы можем подключить только две устройства

"); document.write("

Например телевизор и ноутбук

"); }else{ document.write("

Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома

"); }

В зависимости от значения переменной socket, сработает тот или иной блок кода. Как Вы уже наверняка поняли, что если socket равен 1, то сработает первый блок кода. Если socket равен 2, то сработает второй блок кода и если socket имеет любое другое значение (даже отрицательное число) то сработает третий блок кода.

Сокращенная запись if else

Сокращенную запись можно использовать в случае, когда в зависимости от некого условия, переменная может получить то или иное значение.


Например, если значение переменной a больше значения переменной b, то в переменную x запишем такое сообщение, "Переменная a больше переменной b" , иначе запишем что "Переменная a меньше переменной b".

Var a = 50, b = 100, x; x = (a > b) ? "

Переменная a больше переменной b

" : "

Переменная a меньше переменной b

"; //Выводим полученный результат document.write(x);

Вот и все о чем я хотел Вам сказать в этой статье. Условный оператор if-else используется, нежели в каждом скрипте, поэтому очень важно его знать и понимать. В следующей статье я Вам расскажу об еще одном условном операторе switch-case.

Условный оператор позволяет пропустить или выполнить некоторый блок кода в зависимости от результата вычисления указанного выражения - условия. Можно сказать, что условный оператор является точкой принятия решения в программе, иногда его также называют оператор ветвления. Если представить, что программа - это дорога, а интерпретатор PHP - путешественник, идущий по ней, то условные операторы можно представить как перекрестки, где программный код разветвляется на две или более дорог, и на таких перекрестках интерпретатор должен выбирать, по какой дороге двигаться дальше.

Оператор if

Оператор if является наиболее простым из операторов ветвлений.

Синтаксис оператора if:

Оператор if сначала вычисляет условное выражение указанное в круглых скобках, результатом этого выражения является булево значение. Если полученный результат является истинным (true), то инструкция выполняется. Если выражение возвращает ложное значение (false), то инструкция не выполняется. В качестве условия может применяться выражение любой сложности.

Если в теле оператора if используется всего одна инструкция, то заключать ее в фигурные скобки можно, но не обязательно. Однако, если нужно выполнить в теле оператора if не одну инструкцию, а несколько, тогда эти несколько инструкций необходимо заключить в фигурные скобки. Обратите внимание на то, что после закрывающей фигурной скобки не следует ставить точку с запятой.

Следующий код демонстрирует применение оператора if:

Операторы if могут быть вложенными в другие операторы if:

Обратите внимание на последний пример: инструкцию не обязательно надо записывать именно под оператором if , если инструкция не большая по размеру, то ее можно записать и в одну строку.

Оператор if else

И так мы узнали, что оператор if позволяет выполнять инструкции в том случае, если условие истинно. Если же условие оказывается ложно, то никаких действий не выполняется. Однако часто бывает необходимо выполнить одни инструкции, если определенное условие истинно, и другие инструкции, если условие ложно. Именно для таких случаев используется ветвление if else . Оно состоит из оператора if , за которым следует блок инструкций и ключевого слова else , за которым следует другой блок инструкций.

Синтаксис оператора if else:

Оператор else не является обязательным. Блок инструкций расположенный после else выполняется по умолчанию, т.е. когда условное выражение в if возвращает значение false . Оператор else не может быть использован отдельно от оператора if . Блок else должен располагаться только после оператора if , его можно рассматривать, как действие по умолчанию.

Немного изменив наш предыдущий пример, мы можем увидеть, как работает оператор if else , если условие возвращает значение false:

Оператор if else может быть вложенным. Такие вложенные условные операторы встречаются на практике достаточно часто. Оператор if является вложенным, если он расположен внутри другого блока if или else . Если в коде используется несколько операторов if подряд, то else всегда относится к ближайшему if:

Последний else не относится к if($a) , так как он находится не во внутреннем блоке, поэтому ближайший к нему получается if($i) . Оператор else расположенный внутри блока относится к if($b) , потому что этот if - является ближайшим к нему.

Конструкция elseif/else if

Оператор if/else вычисляет значение условного выражения и выполняет тот или иной фрагмент программного кода. Но что, если требуется выполнить один из многих фрагментов? Если вам нужно проверить несколько условий подряд, то для этого подойдет конструкция elseif или else if (это одна и та же конструкция, просто по разному записана). Формально она не является самостоятельной конструкцией PHP - это лишь распространенный стиль программирования, заключающийся в применении повторяющихся операторов if/else . Она позволяет проверять дополнительные условия, пока не будет найдено истинное или достигнут блок else . Конструкция elseif/else if должна располагаться после оператора if и перед оператором else , если такой имеется.

Здесь проверяется три условия, и, в зависимости от значения переменной $username , выполняются разные действия.

На самом деле в этом фрагменте нет ничего особенного. Это просто последовательность операторов if , где каждый оператор if является частью конструкции else предыдущего if . Для тех кто впервые столкнулся с такой формой записи и ему не очень понятно, как это работает, мы перепишем этот же пример, только в эквивалентной синтаксической форме, полностью показывающей вложенность конструкций:

Рассмотрим организацию ввода- вывода и реализацию основных управляющих структур. Любой конкретный алгоритм может быть записан на языке программиррования, использующем только три управляющий структуры: последовательное выполнение, ветвление и повторение.
Последовательное выполнение стль обычно, что мы редко о нем вспоминаем, как об управляющей структуре. Последовательность операторов выполняется в порядке их естественнго расположения в программе, с возможным отклонением для вызова внешнего франмента (функции), но с обязательным возратом в точку вызова.
Ветвление в простейшем случае описывается в языке Си с помощью условного оператора. имеющего вид:
if (выражение)
оператор_1;
else
оператор_2;

где часть else может и отсутствовать. Сначала вычисляется "выражение" в скобках; если оно истинно то выполняется оператор_1 . Если "выражение" ложно (равно нулю - NULL ), то оператор_1 пропускается, а выполняется оператор_2 . Если на месте условно выполняемых операторов должна располагаться группа из нескольких операторов языка, то они заключаются в фигурные скобки - { }. Часто "выражение" в скобках представляет условие, заданное с помощью операций отношений и логических операций. Операции отношения обозначаются в Си следующим образом:

= = равно; ! = не равно; < меньше; > больше;
< = меньше или равно; > = больше или равно.

Символ ! в языке Си обозначает логическое отрицание. Есть еще две логические операции: || означает или, а && - логическое И . Операции отношения имеют приоретет ниже арифметических операций, так что выражение вида k > n%i вычисляется как k > (n%i). Приоритет && выше, чем у ||, но обе логические операции выполняются после операций отношения и арифметических. В сомнительных случаях лучше расставлять скобки.

Для иллюстрации применения условного оператора рассмотрим программу определения большего из трех чисел. Первый if оператор представляет полную условную конструкцию, во втором случае else отсутствует. Обратите внимание, что точка с запятой, завершая оператор присваивания max=x, не нарушает единство if - оператора. Если else - ветвь пропускается во вложенных условиях, возможна неоднозначность их толкования. Во избежание двусмысленностей решают так: else соответствует ближайшему if, не имеющего своего else .

Пример 1.3.

Рассмотрим пример программы, в которой применяются несколько вложенных друг в друга условных операторов. В этой программе сторока float A, B, X объявляет эти три переменные как величины вещественного типа. Форматная строка функции scanf предписывает ввести два вещественные числа, которые станут значениями переменных A и B соответственно.

Пример 1.4

/*РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ AX=B*/
#include
main()
{

float A,B,X;
printf("ВВЕДИ А, В\n");
scanf("%f %f",&A, &B);
if(A!=0)
printf("РЕШЕНИЕ:%f\n", B/A);
else
if(B==0)
printf("X-ЛЮБОЕ ЧИСЛО\n");
else
printf("РЕШЕНИЙ НЕТ\n");
}

Посмотрите, как выглядит ветвление, когда глубина вложенности условных операторов равна трем (пример 1.5). Если хоть одно условие истинно, то все оставшиеся, разумеется, пропускаются. При глубине вложенности условных операторов свыше трех ветвление теряет наглядность и понятность.
Для реализации многозадачного ветвления обычно прибегают к управляющей стркутуре выбор (переключатель) (см. п.9.4). Когда управляющяя структура ветвления становится особенно запутанной, определенную ясность могут внести фигурные скобки. Они обязательны, когда в условном операторе содержится более одного опрератора или функции, например

Способность управлять программным потоком позволяет делать выборочное выполнение отдельных участков кода, а это весьма ценная особенность программирования. Оператор выбора if позволяет нам выполнять или не выполнять определенные участки кода,в зависимости от того является ли истинным или ложным условие этого оператора. Одно из самых важных назначений оператора выбора if так это то, что он позволяет программе совершить действие на выбор, в зависимости от того, какие данные ввел пользователь. Банальный пример использования if - это проверка введенного пользователем пароля, если пароль правильный, программа разрешает пользователю совершить какое-то действие, если пароль введен неправильный, то программа не позволит пользователю получить доступ к ограниченным ресурсам.

Без условного оператора программа бы срабатывала раз за разом одинаково, независимо от того, какие входные данные поступали от пользователя. Если же использовать операторы выбора, то результат работы программы может быть намного интереснее, так как он будет зависеть напрямую от входных данных пользователя.

Перед тем как начать разбираться в структуре оператора if , стоит обратить внимание на такие значения как ИСТИНА и ЛОЖЬ в контексте программирования и компьютерной терминологии.

Истинное значение (ИСТИНА ) имеет значение отличное от нуля, ЛОЖЬ эквивалентна нулю. При использовании операторов сравнения, оператор будет возвращать единицу, если выражение сравнения - истинно, или - 0, если условное выражение ложно. Например, выражение 3 == 2 вернет значение 0, так как три не равно двум. Выражение 5 == 5 оценивается как истинное и вернет значение 1. Если вам сложно это понять, попробуйте сделать вывод на экран этих выражений, например: printf ("%d", 7 == 0);

В процессе программирования, часто приходится сравнивать одни переменные с другими и на основе этих сравнений управлять программным потоком. Есть цэлый список операторов, который позволяет выполнять сравнения, вот он:

Скорее всего вы знакомы с этими операторами сравнения, но на всякий случай, я показал их в таблице выше. Они не должны быть сложными для вашего понимания, большинство из этих операторов вы изучили в школе на уроках математики. Теперь вы понимаете, что такое ИСТИНА и ЛОЖЬ , пора испытать оператор выбора if в бою. Структура if:

If (условное выражение) // тут располагается один оператор, который выполнится, если условное выражение - истинно

Вот вам простой пример использования оператора if:

If (7 > 6) printf("Семь больше шести");

В этом примере программа оценивает условное выражение — «семь больше шести?» Чтобы увидеть результат работы этого фрагмента кода просто вставьте его в функцию main() и не забудьте включить заголовок stdio.h , запускаем программу и видим результат - true . Конструкция оператора выбора if c фигурными скобочками:

If (TRUE) { /* весь код который помещен внутрь скобок - выполнится */ }

Если не использовать фигурные скобочки, то к телу оператора if будет относиться только один, первый оператор. Если же необходимо управлять несколькими операторами, то необходимо поместить их в фигурные скобочки. Я рекомендую всегда ставить скобки, после объявления if - это хороший тон программирования и вы никогда не запутаетесь в своем коде, так как такое объявление наиболее понятное.

Оператор else

Иногда, когда условное выражение - ложное, было бы удобно, чтобы выполнялся некоторый код, отличный от того кода,который выполняется при ИСТИННОМ условии. Как же это делается?
Вот пример использования оператора if else:

If (TRUE) { /* выполняется этот код,если условие истинно */ } else { /* выполняется этот код,если условие ложно */ }

Конструкция else if

Обычно операторы else if используют, когда необходим множественный выбор, то есть например определены несколько условий, которые одновременно могут быть истинными, но нам необходимо только одно истинное условное выражение. Вы можете использовать оператор if else сразу после оператора выбора if , после его тела. В таком случае, если условие первого оператора выбора - ИСТИННО , тогда конструкция else if будет игнорироваться, тогда как в противном случае, если условие первого оператора выбора - ЛОЖНО , начнет выполнятся проверка в конструкции else if . То есть если условие одного оператора if будет истинно, то другие проверяться не будут. Теперь чтобы все это хорошо закрепить в голове и понять, давайте рассмотрим простой пример с использование конструкций операторов выбора.

#include #include int main() { int age; // без переменной никак... printf("Сколько вам лет? "); // спрашиваем пользователя о его возрасте scanf("%d", &age); // ввод пользователем количества лет if (age < 100) { // если введенный возраст меньше 100 printf ("Вы очень молоды!\n"); // просто показываем что программа сработала верно... } else if (age == 100) { // используем else для примера printf("Молодость уже позади\n"); // \n - символ перевода на новую строку. } else { printf("Столько не живут\n"); // если ни одно из выше-перечисленных условий не подошло, то программа покажет этот вариант ответа } return 0; }

Рассмотрим интересные условные выражения с использование логических операторов.

Логические операторы позволяют создавать более сложные условные выражения. Например, если вы хотите проверить, является ли ваша переменная больше 0 но меньше 10, в таком случае вам достаточно воспользоваться логическим оператором - И. Вот так это делается - var > 0 and var < 10 . В языке СИ есть точно такой же же оператор, только обозначается он иначе — && .
При использовании операторов if часто необходимо проверить несколько различных условий, поэтому очень важно понимать логические операторы OR, NOT и AND. Логические операторы работают точно так же как и операторы сравнения: они возвращают 0, если имеют ложное значение или 1, если логическое выражение - истинное.
Подробнее о логических операциях вы можете прочитать в .


Главное в действие данное оператора - это условие. if в переводе с английского значит если . Условие принимается в качестве аргумента (то что в скобках). В качестве условия может выступать логическое выражение или логическая переменная. Если проще, то смысл выражения будет такой:

If (условие){
условие выполнено, делаем так
}
else
{
условие не выполнено, делаем иначе
}
Надеюсь логика условной операции понятна. Теперь давайте рассмотрим пример.

$a = 5;
$b = 25;

// Теперь внимание! Условие: Если $b больше $a
// Знаки > и < , как и в математике, обозначают больше и меньше
if($b > $a)
{
// если условие выполнено, то выполняем это действие
echo "$b больше $a";
}
else
{
// если не выполнено, то это
echo "$a больше или равно $b";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
В итоге скрипт выведет 25 больше 5 . Пример довольно прост. Надеюсь всё понятно. Теперь предлагаю рассмотреть ситуацию сложнее, где нужно соблюсти несколько условий. Каждое новое условие будет содержать после основного условия if() - вспомогательное, которое записывается как else if() . В конце как обычно будет else .

Задача: В школе проводят тестирование. Скрипту нужно высчитать балл, зная условия получения каждой оценки и сам балл школьника. Давайте посмотрим как это записать, и не забудьте прочитать комментарий.

$test = 82; // допустим школьник написал тест на 82 балла

// первое условие напишем для пятёрки
if($test > 90)
{
// если условие соблюдено, то выполняем это действие.
echo "Оценка 5";
}
// Знак && обозначает "и, объединение", что условие соблюдено если и то, и то верно
// то есть балл меньше 91 и больше 80, тогда 4. Иначе условия считываются дальше
else if ($test < 91 && $test > 80)
{
echo "Оценка 4";
}
else if ($test < 81 && $test > 70)
{
echo "Оценка 3";
}
else
{
echo "Надо бы ещё раз написать тест...";
}
?>
Демонстрация Скачать исходники
Наш школьник, который успевает и отдохнуть, и написать нормально тест получает оценку 4 ! А принцип работы надеюсь понятен.

Возможна и короткая запись работы условной операции, когда Вам нужно действие только в случае соблюдения условия.

$age = 19; // переменная с возрастом

If ($age > 17){
echo "Всё! Мне можно делать всё что угодно! Мне уже $age!";
}
Вполне себе милый пример короткой записи условной операции. else писать не обязательно.

Операторы сравнения в PHP

Принцип работы условной операции понятен. Но, как Вы понимаете, способов сравнить намного больше. Давайте посмотрим ниже на таблицу с операторами сравнения.

Пример Название Результат
$a == $b Равно True, если $a равно $b
$a === $b Идентично True, если $a равно $b и обе переменных принадлежат одному типу
$a != $b Не равно True, если $a не равно $b
$a === $b Не идентично True, если $a не равно $b и оба их типа не совпадают
$a > $b Больше чем True, если $a больше, чем $b
$a < $b Меньше чем True, если $a меньше, чем $b
$a >= $b Больше или равно True, если $a больше или равно $b
$a <= $b Меньше или равно True, если $a меньше или равно $b
Теперь рассмотрим операторы на примерах :

// вопреки привычке = значит присваивание значение переменной, а == как равно
if ($a == 5){
echo "$a равно 5"; // выведет "5 равно 5"
} else {
echo "$a не равно 5";
}

If ($a != 6){
echo "$a не равно 6"; // выведет "5 не равно 6". Нужно в случае отрицания
} else {
echo "$a каким-то образом равно 6";
}

// с больше и меньше думаю всё понятно. Поэтому пример сложнее
if ($a <= 6){
echo "$a меньше или равно 6"; // выведет "5 меньше или равно 6"
} else {
echo "$a больше 6";
}

Логические операторы PHP

Бывают случаи, когда нужно сравнить не одну переменную, а сразу две и более в одном условии. Для этого существуют логические операторы .

Пример Название Результат
$a and $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a or $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
$a xor $b Исключающее "или" TRUE если $a, или $b TRUE, но не оба.
! $a Отрицание TRUE если $a не TRUE.
$a && $b Логическое "и" TRUE если и $a, и $b TRUE.
$a || $b Логическое "или" TRUE если или $a, или $b TRUE.
Уже обратили внимание, что для операций и и или есть дополнительные операторы? Так сделано для того, чтобы расставить приоритеты в сложных операциях сравнения. В таблице логические операторы приведены в порядке приоритета: от меньшего к большему, то есть, например, || имеет больший приоритет, чем or.

Переходим к примерам

$a = 5;
$b = 6;
$c = 7;

// условие: Если 5 не равно 6 (ВЕРНО) И 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($a < 6 && $b != $c){
echo "Действительно так!"; // выведет "Действительно так!" т.к. ОБА условия ВЕРНЫ
} else {
echo "Одно из условий не верно";
}

// условие: Если 6 не равно 6 (НЕВЕРНО) ИЛИ 6 не равно 7 (ВЕРНО)
if ($b != 6 || $b != $c){
echo "Всё так!"; // выведет "Всё так!", т.к. хотя бы ОДНО из условий ВЕРНО
} else {
echo "Оба условия не верны";
}

Тернарный оператор

К вопросу тернарного кода я предлагаю Вам вернуться позже. Вовсе не упомянуть его я не мог, так как это важная конструкция, которая существенно сокращает размер кода. Предлагаю сразу рассмотреть код.

Суть кода: (условие) ? значение a если true: значение a если false

Таким образом, мы сокращаем запись оператора if. Однако, данная операция действительна только с присваиванием значений переменной. Теперь давайте рассмотрим готовый пример.

// Пример использования тернарного оператора
$settings = (empty($_POST["settings"])) ? "По умолчанию" : $_POST["settings"];

// Приведенный выше код аналогичен следующему блоку с использованием if/else
if (empty($_POST["settings"])) {
$settings = "По умолчанию"; // Если ничего не передано, то оставляем "По умолчанию"
} else {
$settings = $_POST["settings"]; // Если передано, то $settings присваивается переданное значение.
}
?>
Прочитайте комментарии к коду и всё должно быть понятно.

Спасибо за внимание!





Top