Scheme язык программирования пример. Scheme (язык программирования). Установка и настройка

Scheme, также известный под именем Lisp (не путать с Common Lisp) — это современный алгоритмический язык программирования, знаменитый своей ориентацией на функциональную парадигму программирования, однако ей себя не ограничивающий.

Семейство Lisp - второе по длительности применения семейство языков (после Фортрана), основанное Джоном Маккарти в качестве инструмента написания искусственного интеллекта. Одним из активных участников разработки специализированных компьютеров для интерпретации Lisp был Ричард Столлман, впоследствии основатель Фонда Свободного Программного Обеспечения. Как следствие, одним из основных инструментов при разработке на Scheme является Emacs (+Geiser, Scheme-Complete, company-mode). Предполагается, что в какой-то момент Scheme будет внутренним языком Emacs, вместо Emacs Lisp. (Уже сейчас можно посмотреть на EdWin.)

Scheme — это Lisp, ориентированный на лёгкость портирования, функциональный подход и внедрение лучших практик теории языков программирования.

Scheme развивается двумя путями. Индивидуальные расширения формулируются согласно процессу, сходному с RFC, и называются SRFI, (Scheme Request For Implementation). В отведённые сроки выходят объединённые редакции «стандартного отчёта», формулирующие, что из себя представляет scheme «в целом». Последним завершённым изданием является Revised 7 Report on Algorithmic Language Scheme (small language), а последним экспериментальным изданием является R7RS-large Red Edition. Предполагается, что до выхода окончательной редакции R7RS-large выйдет семь или восемь промежуточных редакций, и в данный момент рассматриваются редакция 2 (Tangerine), ставящая своей целью формализовать структуры данных, коллекции и numerics и редакция 3, нацеленная на новые фичи.

Заинтересованным специалистам предлагается изучить дискуссионный материал и проголосовать согласно собственному видению вопроса, представившись перед этим заранее в [email protected]

  • Строковая библиотека
  • Ассоциативные массивы
  • Регулярные выражения
  • Генераторы/Аккумуляторы
  • Целочисленные операции
  • Битовые операции
  • Математические операции с fixpoint
  • Математические операции с floating point
  • Битовые вектора
  • Гомогенные вектора
  • Форматирование
  • Большие числа
  • Дроби
  • Точные числа

Вопросы, которые предлагается рассмотреть в третьем издании:

  • Случайные числа
  • Простые числа
  • Целочисленные множества
  • Дискрептивная статистика
  • Диапазоны
  • Битовые вектора
  • Байтовые строки
  • Перечисления
  • Комбинаторика и перестановки

Anonymous (28.11.2018 23:36:26)

MIT/GNU Scheme - это реализация языка программирования Scheme, предоставляющая интерпретатор, компилятор, отладчик исходного кода, встроенный Emacs-образный редактор и большую библиотеку времени выполнения. MIT/GNU Scheme заточен под программирование больших приложений с быстрым циклом разработки.

Изменения:

  • Сборки для Windows больше не распространяются, поскольку существовавшие 32-разрядные сборки малопригодны для современных систем, а для достижения работоспособности 64-разрядной нужны немалые усилия, в которых никто из текущих сопроводителей не заинтересован.
  • Для macOS теперь выпускаются только 64-разрядные сборки, поскольку в применяемом в последних выпусках инструментарии поддержка 32-разрядной сборки объявлена устаревшей.
  • Переносимая версия для C не включена в этот выпуск, поскольку её не удалось вовремя починить.
  • На следующий выпуск запланировано кучу мелких улучшений; первоочерёдными задачами этого выпуска являются нововведения.

Важные нововведения:

Ещё изменения:

  • начальная поддержка SMP;
  • уведомления сборщика мусора;
  • события нитей;
  • многие другие мелкие нововведения и исправления.

Несовместимые изменения:

Экспериментальные новые возможности:

  • Тип URI имеет новый синтаксис: #<...> . И читатели, и писатели работают с этим синтаксисом.

GNU Guile 2.9.1 (beta)

Guile - это реализация языка программирования Scheme от GNU, поддерживающая многие SRFI, реализующая стандарт R5RS, предоставляющая модульную систему, полный доступ к системным вызовам POSIX, поддержку сети, нитей, динамического связывания, вызовов внешних функций и мощную обработку строк. Guile может интерпретировать код интерактивно, компилировать его в байткод виртуальной машины и даже подключаться библиотекой в качестве встроенного в приложение интерпретатора.

2.9.1 - первый beta-выпуск готовящейся к стабильному выпуску 3.0 ветки. По сравнению с текущей стабильной веткой (2.2.x), в ней добавлена JIT-компиляция, ускоряющая все Guile-программы до 4-х раз. В этом выпуске JIT поддерживается только на x86-64; в будущих выпусках планируется поддержка всех платформ, поддерживаемых GNU lightning.

GNU Guile-CV 0.2.0

Guile-CV - это библиотека компьютерного зрения для языка программирования GNU Guile, являющаяся привязкой к библиотеке Vigra, написанной на C++, и работающая через прослойку Vigra C. Guile - реализация языка Scheme, диалекта Lisp.

Вышел язык программирования Racket 7.0

GNU Guile-CV 0.1.9

Guile-CV - это библиотека компьютерного зрения для языка программирования GNU Guile, являющаяся привязкой к библиотеке Vigra, написанной на C++, и работающая через прослойку Vigra C. Guile - реализация языка Scheme, диалекта Lisp.

Изменения с версии 0.1.8:

  • Обновлены зависимости. Совместимость теперь поддерживается с Vigra C от коммита a2ff675f4 и выше, из-за изменений в январе этого года: в интерфейсе vigra_nonlocalmean_c переименован аргумент, в функции vigra_medianfilter_c добавлен аргумент out-of-bound strategy .
  • Новые интерфейсы: im-median-filter , im-median-filter-channel , im-nl-means , im-nl-means-channel .
  • Исправления: в модуле (cv support latex) , использующем latex-pdftoppm — недокументированной, но весьма полезной для подготовки текста к добавлению на изображения процедуре - опциональный аргумент с ключевым словом [#:res 72] фактически не использовался, теперь это исправлено.

Вышла новая версия 0.2.3 веб-фреймворка GNU Artanis на языке Scheme

Фреймворк написан на реализации языка Scheme — Guile Scheme и предназанчен для создания динамических веб-сайтов, веб-приложений, веб-сервисов и веб-ресурсов.

Фреймворк также предоставляет инструменты для работы с БД, шаблонами, сессиями, кэшированием, URL-remapping для RESTful и т.д.

Само название Artanis происходит от обратного Sinatra — веб-фреймворка на Ruby.

Artanis похож на такие веб-фреймворки, как Ruby Sinatra, Python Flask и Java Spark.

Имя главного разработчика — Nala Ginrut, опять же от обратного Alan Turing.

Guile-Ncurses 2.0

Состоялся релиз guile-ncurses 2.0 — библиотеки для создания текстовых пользовательских интерфейсов на GNU Guile, реализации функционального языка программирования Scheme. guile-ncurses является оберткой к библиотеке Ncurses.

Вышел GNU Guile 2.0.10

GNU Guile - это проект по развитию свободной реализации функционального языка программирования Scheme, поддерживающий возможность встраивания кода в приложения на других языках программирования.

Релиз содержит 253 коммита от 11 людей, принятые за 11 месяцев.

Помимо исправлений множества ошибок, релиз содержит новые возможности, таких как имплементация векторной библиотеки SRFI-43 и API для тестирования SRFI-64 , частичная поддержка нового стандарта языка Scheme R7RS и расширение GDB для отладки Guile.

Опубликован перевод книги «Lisp in Small Pieces»

Это достаточно известная книга Кристиана Кеннека, рассматривающая семантику Лиспа и основы его реализации на примере диалекта Scheme. В процессе повествования разбирается множество аспектов семантики языка, начиная разнообразными вариантами окружений, проходя через продолжения и исключения, заканчивая рефлексией, сутью макросов, компилятором в Си и объектной системой.

Книга содержит 11 интерпретаторов, 2 компилятора, стопку упражнений в каждой главе, уйму интересного материала об истории Лиспа и причинах принятия тех или иных решений в дизайне языка, некоторое количество аллюзий на современные языки программирования, а также небольшой вагончик литературы впридачу.

Здесь нет откровений, невероятно эффективных оптимизаций, мощных систем типов и прочих атрибутов современной computer science (книге 20 лет всё же), но есть отличное твёрдое введение в реализацию языков программирования, призванное заинтересовать новичков, познакомить их с основными понятиями и приёмами этого дела, построив таким образом фундамент для дальнейшего развития.

Сегодня, 22 января 2013 года, состоялся новый релиз широко известного в узких кругах интерпретатора языка программирования Scheme — Scheme48, разработчиком которого является один из основных членов Руководящего комитета (Steering committee) Scheme Джонатан Риз. Релиз имеет номер 1.9 и является достаточно долгожданным, поскольку интерпретатор не обновлялся сравнительно давно.

Основные добавления таковы:

  • добавлен новый механизм FFI (старый пока тоже доступен, однако, в скором времени будет удален);
  • добавлен набор функций для поддержки сети (с полной поддержкой IPv6 и UDP, пока не документирован);
  • записи теперь поддерживают наследование (доступно через пакет r6rs-records);
  • добавлен letrec*;
  • интерпретатор теперь предупреждает о циклических зависимостях и переопределениях в модулях;
  • добавлен статистический профилировщик;
  • если VM интерпретатора собирается компилятором, поддерживающим GNU C, то используется прямой шитый код, что позволяет ускорить выполнение;
  • другие добавления, касающиеся поддержки возможностей R6RS, системы сборки и лицензирования (по ссылке «Подробности»).

Список важнейших изменений:

  • переработан собственный сборщик мусора BIBOP GC, который теперь используется по умолчанию;
  • переписана реализация syntax-rules;
  • другие изменения, касающиеся системы сборки, лицензирования и поддержки POSIX (по ссылке «Подробности»).

Вышла новая версия реализации языка Scheme - GNU Guile 2.0.7. Несмотря на незначительное изменение номера версии, появились несколько интересных нововведений, а именно:

  • Полная поддержка инфиксных выражений (curly-infix-expressions). Теперь вместо (* a (+ b c)) можно писать {a * {b + c}}.
  • Поддержка разных опции чтения (read option) для разных портов.
  • Поддержка вложенных директив future.
  • Специальный синтаксис для добавления путей в переменные окружения GUILE_LOAD_PATH и GUILE_LOAD_COMPILED_PATH в конец списка путей, а не в начало.
  • Исправлен недочет в функции load-in-vicinity, которая не сканировала директории, установленные в переменной %load-compiled-path.
  • Исправлен порядок поиска расширений. Теперь Guile не изменяет для этого переменную окружения LD_LIBRARY_PATH.
  • Функция make-vtable-vtable помечена устаревшей, рекомендуется использовать make-vtable и .
  • Оптимизированы вызовы equal? и eqv? для случаев, когда один из аргументов - константа.
  • Новые предупреждения компилятора -Wduplicate-case-datum и -Wbad-case-datum.
  • Многочисленные незначительные улучшения и исправления ошибок.

GNU Guix - новый менеджер пакетов от команды GNU

Людовик Кортес (Ludovic Courtès), один из участников проекта GNU, объявил о выпуске первой альфа-версии нового менеджера пакетов для любых дистрибутивов GNU/Linux - GNU Guix, создающегося на базе менеджера пакетов Nix .

Кроме стандартных функций установки, удаления и обновления ПО GNU Guix будет поддерживать транзакционные обновления с возможностью отката на прежнюю версию, работать без привилегий root, содержать отдельные профили настроек для каждого пользователя и включать в себя сборщик мусора (для отслеживания и игнорирования неактуальных пакетов). Но самая главная особенность GNU Guix заключается в том, что его разрабатывают на функциональном языке Scheme.

Получить исходные тексты можно через Git-репозиторий .

Представлена версия 5.2 языка программирования Racket (ранее PLT Scheme).

Новое в этой версии:

  • Новая библиотека `db", предоставляющая высокоуровневый интерфейс к популярным РСУБД: MySQL, SQLite, PostgreSQL, а также другим через ODBC.
  • Новая коллекция XREPL, предоставлящая вспомогательные команды для цикла чтения-выполнения-печати (REPL) Racket. Она будет полезна людям, которые используют консольную версию Racket и альтернативные редакторы.
  • Коллекция `plot" переписана на Racket, теперь она поддерживает вывод в PDF, логарифмические оси, гистограммы и многое другое.
  • DrRacket использует традиционные сочетания клавиш: C-t создает новую вкладку, C-w закрывает вкладку, C-r выполняет определения.
  • Typed Racket:
    • Typed Racket предоставляет средства для статической отладки производительности: показывается какой код будет оптимизирован, а какой нет.
    • Более интуитвные типы в выводе REPL и сообщениях об ошибках.
    • Поддерживается определение функций с необязательными аргументами с таким же синтаксисом, как в Racket.
  • Исправлено несколько проблем с графическим интерфейсом, в том числе с Ubuntu 11.10 (GTK+3) и 64-битной Mac OS X.
  • Внуртренние определения теперь имеют семантику `let*" если не содержат обратных ссылок, это исключает потерю проиводительности при использовании внутренних определений вместо `let" и изменяет смысл программ, которые захватывают продолжения во внутренних определениях. Использование внутренних определений теперь считается предпочтительным стилем.

Данный стандарт является относительно небольшой ревизией стандарта R5RS, добавляющей наиболее востребованные возможности языка, но стремящейся сохранить общую структуру неизменной. В духе прежних стандартов, многие ситуации оставлены на откуп авторам реализаций языка Scheme, оставляя место для экспериментов с собственными расширениями.

Какой Язык выбрать для обучения программированию? Изучение программирования ни не стоит начинать где-то с середины.

Сначала нужно натренировать мозг, умение создавать алгоритмы и описывать их зная возможности того или иного языка. В отечественных школах и вузах обычно изучают программирование на примере Basic или Pascal. До сих пор Pascal считается одним из лучших языков для обучения, это строгая речь со статической типизацией, которая позволяет без лишних проблем отработать принципы процедурного и объектно-ориентированного программирования. Но, познакомившись с учебными материалами ведущих западных университетов (Berkeley, Stanford, MIT), схожусь во мнении, что неплохо было бы начать изучение с одного из функциональных языков.

Вообще, довольно странно, но функциональная парадигма упорно игнорируется отечественным образованием. Чтобы сгладить этот пробел, хотел бы рассказать о языке программирования Scheme.

Scheme - это очень простой язык программирования. Его вполне можно выучить за один день, но эта простота обманчива. Scheme одновременно и очень мощный язык. Существует огромное количество реализаций.

Программы сертификации сохраняются в * .scm файлах, или можно использовать интерактивный режим интерпретатора, по аналогии с Python.

Константы и переменные

Приступим к изучению основных структур Scheme. Прежде всего, определимся с константами:

123 - целое число

3.1415926 - дробное число

2 + 3i - комплексное число

2/3 - дробь

# B1111 - двоичное число

#xFF - шестнадцатеричное статья

# O123 - восьмеричное число

# \ A - единичный символ

"Hello, World!" - Символьная строка

"Hello - символ

#f - логич значение

С константами можно осуществлять операции с помощью операторов или функций. В конце концов Scheme является функциональным языком, а потому в нём есть все функции.

По математике вы знакомы с формой записи функций f (x) или t (a, b). Но то же самое можно записать и в виде (f x) или (t a b). Именно такую форму записи использует Scheme. Не как арифметическое выражение, которые записываются в форме, например 2 + 3, а в префиксальном - (+ 2 3).

К примеру:

guile> (+ (* 3 4) (/ 5 2))

29/2

guile> (+ 1 1 1 1 1)

guile> (/ 2)

guile> (sqrt 2)

1.4142135623731

Для объявления переменных используется конструкция (define имя значения)

guile> (define a 2)

guile> (define b 2)

guile> (+ a b)

Значение уже существующей переменной можно изменить с помощью конструкции (set! Имя значение)

guile> (set! a 5)

guile> a

Функции объявляются с помощью конструкции (define (имя параметра) тило_функции)

guile> (define (square x) (* x x))

guile> (square 3)

Для демонстрации рекурсии приведу пример вычисления факториала:

(Define (fact x)

(If (= x 1)

(* X (fact (- x 1)))))

Как вы уже поняли, проверку условия можно выполнять с помощью конструкции (if условие якщо_так якщо_ни)

Не углубляясь в подробности, обращу внимание на основные функции

(Display "Hello, World!") - Вывести строку

(Newline) - перейти на новую строку

Для работы с наборами данных удобно использовать списки

guile> (define nums (list 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)) - объявляем список

guile> (list-ref nums 0) - читаем элемент с номером 0

guile> (car nums) - читаем первый элемент

guile> (cdr nums) - читаем все остальные элементы

(2 3 4 5 6 7 8 9 10)

Можно обработать все элементы списка заодно

сгенерировать новый список применив функцию для каждого элемента

guile> (map square nums)

(1 4 9 16 25 36 49 64 81 100)

guile> (map (lambda (x) (* x 3)) nums)

(3 6 9 12 15 18 21 24 27 30)

Конструкция lambda позволяет объявлять функции по мере необходимости, не давая им имен. Если вы программируете на Python, то уже знаете эти конструкции.

На самом деле, Scheme не имеет циклы в том виде как они есть в императивных языках. Здесь для тех же целей используется рекурсия. Например, выведем в столбик содержимое списка

(Define (print-list lst)

(If (not (null? Lst))

(Begin (display (car lst))

(Newline)

(Print-list (cdr lst)))))

Конструкция (begin ...) используется в том случае, если нужно вставить несколько операторов там где по синтаксису допускается только один.

Следующая конструкция позволяет смоделировать известный по другим языкам программирования цикл for:

(Let loop ((i 1))

(Display i)

(Newline)

(If (<= i 10) (loop (+ i 1))))

Конструкция let используется в том случае, когда в рамках выражения нужно объявить локальные переменные, или если нужно объявить вложенную функцию. Таким образом можно реализовывать практически все возможные варианты циклов. Конечно, всегда можно создать собственную функцию для сокращения формы записи, ведь функции можно передавать в виде параметров других функций, как и простые данные. Вообще, Scheme позволяет подогнать язык под себя так как нравится. Поразительно гибкий язык.

Например, можно привести реализацию функции вычисления определенного интеграла

(Define (func x)

(Define (integrate a b e f)

(Define sum 0)

(Let loop ((i a))

(If (

(Set! Sum (+ sum (* (f i) e)))

(Loop (+ i e)))))

Sum)

(Display (integrate 0 1 0.01 func))

(Newline)

Официальный сайт Guile

Schemers.org

Видеозаписи лекций по курсу The Structure and Interpretation of Computer Programs в университете Berkeley

Вообще, поскольку Scheme - язык академический, то информации по ней достаточно много. В то же время, знания данного языка позволит не только по-новому взглянуть на различные конструкции в других языках (как Python например).

Кен Дики (перевод Алексея Десятника)

Альтернативный взгляд на мир

Каждый язык программирования представляет собой определенное мировоззрение в понятиях, которые он позволяет (или не позволяет) использовать. Эта серия статей описывает взгляд на мир языка программирования Схема («Схематичное мировоззрение»). Данное мировоззрение содержит множество современных элементов программирования: поддержка различных парадигм программирования, легко сочетаемые, многократно используемые абстракции, возможность создания языка, «заточенного» под определенное применение, четкое различие между переносимыми и непереносимыми частями программы, масштабируемость, начиная от отдельных утилит и заканчивая серьезнейшими программными системами.

Схема начиналась как эксперимент в разработке языка программирования для тестирования некоторых фундаментальных положений в теории разработки программ. Сейчас же она получает расположение со стороны многих известных университетов (таких, как МТИ – Массачусетский Технический Институт) в качестве первого изучаемого языка программирования. Кроме того, Схема используется в промышленности такими компаниями, как DEC , Texas Instruments , Tektronix , Hewlett Packard и Sun .

Что такое Схема?

Схема – это маленький, исключительно «чистый» язык, который (что очень важно!) приятно использовать. Схема разрабатывалась таким образом, чтобы малое число универсальных конструкций можно было легко использовать в разных стилях программирования: функциональном, объектно-ориентированном и императивном. Стандарт языка занимает всего около 50 (!) страниц, включая формальное определение семантики. Схема основывается на формальной модели лямбда-вычислений, так что здесь полно особенностей, удобных для теоретиков; это позволяет достаточно легко построить умные средства разработки программ.

Схема имеет механизм лексических областей видимости, однородные правила вычислений, и однородное понимание типов данных. Схема не имеет понятий указателя, неинициализированных переменных, специальных циклических конструкций или детального управления хранением данных.

На что же похожа Схема? Ну, она сильно смахивает на Лисп. Пусть это вас не пугает: внешний вид Схемы можно изменить (и этим мы займемся в будущем). Что действительно важно, так это те концепции, которые положены в основу Схемы, и возможности их использовать. Итак, давайте сравним Схему и какой-нибудь «классический» язык программирования – скажем, Си. Возможно, вы уже знаете, что Схема использует префиксную запись, в отличие от инфиксной записи Си:

Схема

Си

(+ 2 3 4)

(2 + 3 + 4)

(< low x high)

((low < x) && (x < high))

(+ (* 2 3) (* 4 5))

((2 * 3) + (4 * 5))

(f x y)

f(x, y)

(define (square x) (* x x))

int square(int x)

return (x * x)

В Схеме все типы данных эквивалентны. Все, что можно сделать с одним типом данных, можно сделать со всеми остальными. Это резко отличается от большинства языков программирования, в которых есть специальные операции для некоторых типов данных, а применение некоторых других типов данных специально ограничено. В большинстве языков, например, числа имеют особые права: они могут быть использованы без присваивания им имен (вообразите, что, например, что в Бейсике каждому число надо было бы назначать имя перед его использованием!). Функции, наоборот, ограничены: они обязаны иметь имя.

В Схеме, функции без имени создаются с помощью ключевого слова lambda :

(lambd a (x) (* x x)); результат – функция!

(define sq (lambda (x) (* x x))

(sq 9) ; 27

((lambda (x) (* x x)) 9) ; 27

((if (foo? x) * +) 2 3 4) ; если (foo? x) истинно ,

; то (* 2 3 4) ,

; иначе (+ 2 3 4)

(define (curried-add x) (lambda (y) (+ x y))

(define add3 (curried-add 3)) ; add3 - функция

(add3 7) ; 10

((curried-add 3) 7) ; 10

Основные моменты:

Переменная может содержать значение любого типа;

Имена обозначают значения; имена не обязательны;

Выражение – одна или несколько форм между скобками;

Для того, чтобы вычислить выражение, надо сначала вычислить значения всех форм между скобками, а затем применить значение первой формы ко всем остальным; вложенные выражения также считаются формами;

Комментарий начинается символом «точка с запятой» (;) и продолжается до конца строки;

Когда функция вычисляется, она «вспоминает» состояние «окружающей среды», в которой она создавалась (так что add 3 вспоминает, что X было равно трем в момент ее создания, т.е. в момент вычисления выражения ( lambda ( y ) (+ x y )) 7) ).

( define ( sq x ) (* x x )) – это всего лишь другая форма записи выражения

(define sq (lambda (x) (* x x))

Возможны семь видов выражений:

Константы: "foo#\Z3”строка”

Ссылки на переменные: foo joe a - long - name @#$!+-*/%<>

Создание функции: ( lambda ( z ) (* z z z ))

Применение процедуры: ( cube 37)

Условие: (if (< x 3) sqrt modulo)

Присваивание значения: ( set ! x 5)

Последовательность: ( begin ( write x ) ( write y ) ( newline ))

(разумеется, в этом списке перечислены далеко не все варианты выражений)

Схема имеет обычный набор типов данных:

Литеры (character): #\a #\A \#space #\newline

Строки (string ): ”строка текста”

Массивы (векторы – vector ): #(1 2 ”строка” #\ x 5)

Списки (list): (a little (list of) (lists))

Числа (numbers): 47 1/3 2.3 4.3e14 1+3i

Функции (function )

Логические значения (boolean , соотв. истина и ложь): # t # f

Порты (например, открытые файлы или сетевые соединения)

Символы (symbol , обычно используются для обозначения переменных): this - is - a - symbol foo a 32 > adfasf 23@#$%!<

Основные моменты:

Вектор может состоять из любых объектов данных;

Символ может содержать буквы английского алфавита, цифры и литеры + - . * / < = > ! ? : $ % _& ~ ^

Символы не чувствительны к регистру букв (т.е. символы SYMBOL и SyMboL идентичны)

Символы используются для обозначения переменных (но не только для этого!)

По соглашению (просто для удобства) предикаты (выражения проверки значений) заканчиваются на вопросительный знак, а «опасные» (изменяющие значение переменной) функции оканчиваются на восклицательный знак

Числа особенно интересны в Схеме: каждое целое (integer ) является дробью (rational ), дробь – действительным числом (real ), а действительное число – комплексным (complex ). Числа классифицируются по признаку точности (точное или приблизительное – exact /inexact ):

(exact? 3); #t

(exact? 1/3); #t

(exact? 2.3##); #f

(+ 2/3 1/2 5/6); 2

(integer? 2); #t

(integer? 3/7); #f

(real? 2); #t

Философия Схемы

Одна из приятных особенностей Схемы, которая поначалу многих приводит в замешательство – отсутствие ограничений. Схема очень выразительна: программист может «сказать» на этом языке одну мысль (действие) совершенно разными способами. В Схеме программист имеет свободу – и ответственность – «говорить» в точности так, как хочет. Во многих других языках программирования порой приходится искать какие-то «обходные пути», чтобы получить от них требуемое, а в Схеме это просто не нужно.

Для «разогрева» давайте построим структуру данных «пара» (pair ). Пара состоит из двух элементов, получаемых с помощью функций доступа FIRST и SECOND (соответственно ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ). Функция создания пары будет называться PAIR . Должны выполняться следующие соотношения: ( first ( pair 1 2)) равно 1, ( second ( pair 1 2)) равно 2. Для знающих Лисп в этом нет ничего необычного. Однако сколькими разными способами мы можем реализовать это трио: PAIR , FIRST , SECOND ?

; 1. Вектор

; можно и просто (define PAIR vector ) , но так стилистически лучше

(define (PAIR a b) (vector a b))

(define (FIRSTaPair) (vector-ref aPair 0))

(define (SECOND aPair) (vector-ref aPair 1))

; 2. Ф ункция выбора

; Не забывайте про лексическую область видимости:

; каждая функция, создаваемая функцией PAIR, будет помнить

; значения a и b в момент создания

(define (PAIR a b) (lambda (bool) (if bool a b)))

(define (FIRSTaPair) (aPair #t))

(define (SECOND aPair) (aPair #f))

; 3. Передача сообщений

(define (PAIR (a b)

(lambda (msg)

(case msg ; конструкция case для каждого значения msg

; выполняет соответствующее действие

((first ) a ) ; если сообщение – символ first ,

; возвратить a

((second) b))))

; апостроф (‘) перед символом запрещает вычислять его значение

; (без него была бы ошибка «отсутствует переменная»)

(define (FIRSTaPair) (aPair ‘first))

(define (SECOND aPair) (aPair ‘second))

; 4. Псевдонимы: в Схеме уже есть тип данных «пара»!

(define PAIRcons)

(define FIRSTcar)

(define SECOND cdr)

; 5. Лямбда-функции (передача функций как параметров другим

; функциям )

(define (PAIR a b) (lambda (proc) (proc a b)))

(define (FIRSTaPair) (aPair (lambda (x y) x)))

(define (SECOND aPair) (aPair (lambda (x y) y)))

Смысл всего вышеприведенного: даже простейшие вещи можно сделать совершенно по-разному.

Теперь, когда мы разогрелись, давайте взглянем на старый добрый факториал (напоминаю: факториал – произведение всех целых чисел от 1 до данного числа).

Для начала – рекурсивное определение:

(define (fact n)

(if (< n 2)

(* n (fact (- n 1)))

Когда я (Кен Дики) впервые изучал рекурсивные определения наподобие этого, самым сложным было понять, как скрытое состояние функции хранится на стеке. Небольшое преобразование кода делает стек видимым.

; функция identity просто возвращает свой аргумент

(define (identity value) value)

; сохраним форму функции fact

; (теперь она всего лишь вызывает функцию cfact )

(define (fact n) (cfact n identity))

; А функция cfact – вычисляет факториал

(define (cfact n k)

(if (< n 2)

(k 1)

(cfact (- n 1)

(lambda (result) (k (* n result))))))

Функция cfact – версия функции fact , использующая «продолжения». Вместо возвращения результата каждый раз функция получает дополнительный аргумент, «продолжение», который и вызывается с результатом вычислений функции.

Давайте посмотрим, как будет преобразовываться вызов ( fact 3) :

(fact 3) становится (cfact 3 identity)

(cfact 3 identity) становится

(cfact 2

(lambda (result)

(identity (* 3 result)))) ; k’

Это в свою очередь преобразовывается в

(cfact 1

(lambda (result’) ;; k’’

((lambda (result)

(identity (* 3 result))) ; функция k"

(* 2 result ’)) ; аргумент, передаваемый k "

((lambda (result’) ;; k’’

((lambda (result)

(identity (* 3 result)))(* 2 result’))

) 1)

((lambda (result) (identity (* 3 result))) (* 2 1))

(identity (* 3 (* 2 1)))

(* 3 (* 2 1))

-> 6

Это – не пример того, как из простых вещей можно легко сделать ужасно сложные. Зачем же мы так сделали? Смысл в том, что мы можем управлять тем, что обычно спрятано на стеке. Это позволяет делать некоторые интересные вещи. Мы можем игнорировать одно «продолжение» и использовать вместо него другое. Мы можем контролировать, например, длительные вычисления. Если они занимают больше времени, чем ожидалось, мы можем сохранить наше продолжение («где мы сейчас») и попробовать другой подход к решению задачи. Если новый вариант еще хуже, мы можем вернуться к сохраненному «продолжению» и продолжить вычисления. Мы, конечно, сможем сохранить и наши попытки сделать лучше на тот случай, если действительно получилось лучше…

Таким образом, использование «продолжений» позволяет строить очень интересные, гибкие управляющие структуры. Давайте теперь посмотрим на факториал с другой стороны. Каждый рекурсивный вызов просто кладет на стек еще один множитель. Но мы можем и не использовать стек, если введем дополнительную переменную-«аккумулятор». Разумеется, перед началом вычислений аккумулятор должен быть равен 1 (так как x *1 = x ).

(define (fact n)

; определяем функцию вычисления факториала с аккумулятором

(define (cfact _n acc)

(if (< _n 2)

(cfact (- _n 1) (* _n acc))

; вызываем эту функцию с аккумулятором, равным 1

(cfact n 1)

Внешне эта функция кажется рекурсивной. Однако это не так. В Схеме есть понятие «хвостовой рекурсии», которая делает ненужными обычные циклы. Каждая функция, которая вызывает саму себя в «хвостовой» позиции (т.е. как последнее действие) – это просто цикл.

Итак, мы преобразовали рекурсивную функцию в итеративную, циклическую. Есть формальный (теоретически «правильный») способ такого преобразования; но одна приятная особенность Схемы в том, что эти преобразования просты и наглядны. Правильно работающие программы могут быть написаны быстро, даже если поначалу они могут медленно работать и требовать много памяти. После отладки алгоритма их несложно преобразовать в намного более эффективные – и тоже правильно работающие! Преобразование программ для опытного программиста на Схеме становится второй натурой.

Схема имеет несколько важных преимуществ над другими языками. Ее элегантно простая, однородная структура и тривиальный синтаксис позволяет избегать разных «особых случаев». Ее выразительность позволяет не тратить время на поиск обходных путей: программист может сконцентрироваться на том, что ему нужно сделать, но не на том, как это сделать. Схема поддерживает несколько стилей программирования, включая модное сегодня объектно-ориентированное, – так что программист не должен приспосабливаться под Схему; он может использовать тот стиль или способ решения задач, к которому привык. Формальность Схемы делает доказательство правильности программ намного более простым. Мощные средства абстрагирования позволяют отделить части программы, которые можно повторно использовать, от частей, «заточенных» под конкретную проблему/реализацию языка/операционную систему. Легкость сочетания различных функций и создания на их основе новых конструкций позволяет создавать целые библиотеки хорошо отлаженных, универсальных компонентов.

Иначе говоря, если вы хотите писать сложные, корректные программы, но не хотите тратить на это годы, Схема – то, что нужно для успеха!

Краткий список наиболее известных реализаций Схемы.

Chez Scheme и MacScheme – одни из лучших коммерческих реализаций; однако существует множество бесплатных интерпретаторов и компиляторов Схемы как для учебных целей, так и для серьезной работы.

Одна из лучших систем для Windows и Linux – MzScheme , и построенные на ее основе MrEd (система создания переносимого графического интерфейса пользователя) и DrScheme (пожалуй, самая удобная среда разработки программ из существующих).

У каждого языка программирования своё назначение. Одни прекрасно подходят для веба, другие для десктопных приложений, в третьих нуждается Data Science, а есть языки, которые идеально подходят для знакомства с программированием. Мы уже говорили про Logo, про Scratch, пришло время перейти на более высокую ступень образования и познакомить вас с Scheme.

Краткая справка

В конце 60-х годов 20 века ученые Массачусетского технологического института Гай Стил (Guy Steele) и Джеральд Сассмен (Gerald Sussman) приступили к разработке очередного диалекта языка Lisp. Они хотели лишь его ограничений, в том числе сложности синтаксиса и не до конца проработанных алгоритмов функционального программирования.

В итоге ученые опубликовали целую серию заметок, выходивших вплоть до 1980 года, в которых описывались идеи лямбда-вычислений, хвостовой рекурсии и итеративного подхода. Позднее они получили название Lambda Papers и стали одним из катализаторов запуска функционального программирования в массы.

На основе описанных концепций и появился язык Scheme, который с небольшими доработками дожил до сегодняшнего дня.

Синтаксис

Прежде, чем мы рассмотрим синтаксис, рекомендую почитать Викиучебник по Scheme . Здесь просто и на конкретных примерах показано, как выглядят функции, конструкции и собственно сам код. Мастером Scheme с викиучебником вы не станете, но вряд ли это нужно.

    Круглые скобки. Любое законченное выражение должно быть заключено в них. Это отпугивает тех, кто видит код впервые, но впоследствии на практике не вызывает сложностей.

    Никаких дополнительных служебных символов. Хватит скобок. Точка с запятой, кстати, отделяет от кода комментарии.

    Построение конструкций по типу «действие-предмет». В языке программирования это смотрится необычно, но в переводе на естественный язык вполне понятно.

В остальном, с точки зрения синтаксиса - классический упрощённый язык программирования. Взгляните на простой пример вычисления факториала:

(define (factorial n)
(if (= n 0)
1
(* n (factorial (- n 1)))))

Как видите, кроме порядка записи и большого количества скобок, ничего необычного.

Где применяется

Scheme изучается в американских школах и вузах. С его помощью студенты познают азы как процедурного программирования, так и функционального. Ни с каким другим базовым языком такой фокус проделать не получится.

А вот в жизни после учебы Scheme не имеет конкретной области применения. Как правило это продолжения студенческих проектов, небольшие куски кода и пробные релизы. Причин непопулярности несколько:

  • большой объём кода;
  • сложность отладки и поиска ошибок;
  • отсутствие функциональных преимуществ в сравнении с Common Lisp, Haskell, Clojure и пр.

В общем, зарабатывать деньги языком Scheme весьма проблематично.

Однако для желающих применить знания на практике были разработаны интерпретаторы: Racket и Bigloo . Они расширяют стандартные возможности Scheme, в том числе синтаксис, а также открывают новый функционал: визуализация, работа с матрицами и массивами, прямое взаимодействие с другими языками.

Перспективы

Несмотря на то, что Scheme нашёл себя только в образовании, он входит в топ-50 рейтинга TIOBE . Но есть негативная тенденция - язык ежегодно теряет 0,05% популярности. Вызвано это появлением конкурентов, пригодных для функционального программирования, имеющих больше возможностей для применения в жизни, и при этом простых.

Таким образом, велика вероятность, что через 5-10 лет язык пропадёт с радаров, а его место займёт какой-нибудь Scratch. Но пока этого не произошло, давайте уделим несколько минут своей жизни знакомству с Scheme. Своей 47-летней историей он это заслужил.

Введение

При разработке Scheme упор был сделан на элегантность и простоту языка. Философия языка подчёркнуто минималистская. Его цель - не сваливать в кучу разные полезные конструкции и средства, а напротив - удалить слабости и ограничения, вызывающие необходимость добавления в язык новых возможностей. В результате, Scheme содержит минимум примитивных конструкций и позволяет выразить все, что угодно путём надстройки над ними. В качестве примера можно указать, что язык использует 2 механизма организации циклов:

  1. «остаточная» или «хвостовая» рекурсия (англ. tail recursion )
  2. итеративный подход (в котором используются временные переменные для сохранения промежуточного результата).

Scheme был первым диалектом Лиспа , применяющим исключительно статические (а не динамические) области видимости переменных, гарантирующим оптимизацию хвостовой рекурсии и поддерживающим данные булевского типа (#t и #f вместо традиционно неуклюжих T и NIL). Он также был одним из первых языков, непосредственно поддерживающих продолжения (англ. continuations ). Начиная со спецификации R^5RS, язык приобрел исключительно мощное и удобное средство для записи макросов на основе шаблонов синтаксического преобразования с «соблюдением гигиены» (англ. hygienic_macro ). В Scheme также реализована «сборка мусора » (англ. garbage collection ), то есть автоматическое освобождение памяти от неиспользуемых более объектов.

В качестве базовых структур данных язык использует списки и одномерные массивы («векторы»). В соответствии с декларируемым минимализмом, (пока) нет стандартного синтаксиса для поддержки структур с именованными полями, а также средств ООП - все это может быть реализовано программистом по его предпочтению, хотя большинство реализаций языка предлагают готовые механизмы.

Как курьёз, можно отметить, что первоначальное название языка Schemer было изменено на настоящее из-за тогдашнего ограничения на длину имён файлов в ITS.

Примеры

Простые математические операции

(+ 2 (* 2 2 ) ) (+ 1 2 3 4 )

Вызов каждой операции (или функции) представляется списком, в котором символ операции (который, в сущности, является именем функции) всегда занимает начальную позицию.

Предикаты типа

(number? 5 ) (number? "foo" ) (string ? "foo" )

По соглашению, имена всех предикатов заканчиваются символом? .

Проверки на равенство

(eq? "foo" "bar" ) (eq? 5 (+ 2 3 ) ) (eq? (eq? 2 3 ) (eq? 3 4 ) )

Определение макросов для традиционных операций push/pop

(define-syntax push! (syntax-rules () ((push! x l ) (set! l (cons x l ) ) ) ) ) (define-syntax pop! (syntax-rules () ((pop! l ) (let ((x (car l ) ) ) (set! l (cdr l ) ) x) ) ) )

Определение функций

;; факториал в (неэффективном) рекурсивном стиле (define (fact x) (if (< x 3 ) x (* (fact (- x 1 ) ) x) ) ) ;; функция Фибоначчи - требует двойной рекурсии (define (fib n) (cond ((= n 0 ) 0 ) ((= n 1 ) 1 ) (else (+ (fib (- n 1 ) ) (fib (- n 2 ) ) ) ) ) ) ;; сумма элементов списка в характерном для Scheme стиле ;; (вспомогательная функция loop выражает цикл с помощью ;; хвостовой рекурсии и переменной-аккумулятора) (define (sum-list x) (let loop ((x x) (n 0 ) ) (if (null? x) n (loop (cdr x) (+ (car x) n) ) ) ) ) (fact 14 ) (fib 10 ) (sum "(6 6 6 100 ) ) (sum (map fib "(1 2 3 4 ) ) )

Определение функции должно соответствовать следующему прототипу:

(define имя_функции (lambda (список_аргументов) (реализация_функции) ) ) ,

хотя на практике чаще используют сокращённую форму:

(define (имя_функции аргументы) (реализация_функции) ) .

Ввод / Вывод

(write (+ (read ) (read ) ) )

Ссылки

Русскоязычные ссылки

Англоязычные ссылки

Учебники на английском

  • Видео-лекции «Structure and Interpretation of Computer Programs» , Harold Abelson и Gerald Jay Sussman
  • The Scheme Programming Language , R. Kent Dybvig

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Scheme (язык программирования)" в других словарях:

    Язык программирования формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия,… … Википедия




Top