Руководство пульт дистанционного управления. Как выбрать пульт к телевизору любой марки. Смартфон в качестве ПДУ

Советский Союз простил Германии большую часть ущерба, причиненного в ходе Великой Отечественной войны. В условиях развязанной Берлином санкционной борьбы наследники Советского Союза - Россия и другие страны СНГ - вправе требовать компенсаций за преступления прошлого


Акция «Бессмертный полк», проведенная 9 Мая, наглядно показала, насколько глубоко в нас сидит память о Великой Отечественной войне. Стержнем этой памяти, безусловно, является бесконечная боль военного поколения, понесшего беспрецедентные утраты, цену которым невозможно ни назначить, ни выплатить. Поэтому мы в России вряд ли когда-нибудь поймем Запад, считающий, что все долги отданы и вопрос можно закрыть раз и навсегда. Запад, который, как кажется, искренне удивляется, почему День Победы остается для нас главным, священным праздником. Русский народ не злопамятный, но вправе возмутиться неблагодарностью «партнеров», с легкостью переписывающих целые главы .

Спустя семьдесят лет после поражения в Великой Отечественной войне Германия вновь решилась на противостояние с Россией. Теперь - во главе единой, но безвольной и недальновидной Европы, которая, следуя советам Вашингтона, регулярно разжигает разрушительные конфликты как на своих границах - в Северной Африке и на Ближнем Востоке, так и в самом центре - на Балканах, а теперь и на Украине. Берлин выступает идейным вдохновителем экономических и политических санкций в отношении Москвы, а также закрывает глаза на возрождение радикального национализма в Киеве. Между тем (коль скоро сегодня экономические механизмы управления конфликтами вновь взяты на вооружение) нелишне будет напомнить не только о моральной ответственности Германии за преступления фашизма и не только о банальной благодарности за решающую и бескорыстную роль СССР в разрушении Берлинской стены, а еще и о материальной ответственности перед советскими гражданами за причиненный ущерб. В конце концов, у СССР с той Германией до сих пор нет мирного договора, в котором была бы обозначена сумма репараций, а понесенные убытки значительно превышают дивиденды от вывезенных активов. Это напоминание - вовсе не повод решить сегодняшние проблемы страны за счет героизма предков. Это лишь попытка осознать, что благодушие в мировой политике редко возмещается сторицей.

Репарации, доброта и обман

«Сталинская щедрость» - именно так историки оценивают ситуацию с выплатой репараций Советскому Союзу. Строго говоря, точная сумма компенсаций не фигурирует ни в одном официальном документе. Конкретные положения предполагалось зафиксировать в итоговом мирном договоре с Германией, однако уже через четыре года после окончания войны такой страны просто не существовало. В 1945 году был подписан Акт о капитуляции и лишь спустя десять лет, в 1955-м, президиум Верховного совета СССР выпустил указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени был также заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Впрочем, на Ялтинской конференции 1945 года в устных переговорах Сталин назвал цифру примерных выплат Германии - 20 млрд долларов, которые должны были быть разделены пополам между СССР и союзниками. Сумма смехотворная, учитывая, что, например, поставки союзников по лендлизу оценивались в 11 млрд долларов. Однако советский вождь настоял на щадящем режиме выплат, памятуя историю с репарациями Германии после Первой мировой. Те неподъемные санкции истощили немецкую экономику, обусловили уязвленное национальное самосознание нации и в итоге привели к власти фашистский режим.

В итоге фактические поставки в рамках репараций Германии оцениваются всего в 3–4% всего ущерба, который был нанесен СССР в ходе войны. Такие данные приводит, скажем, Николай Вознесенский, кандидат в члены Политбюро и председатель Госплана, в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Точные суммы советских потерь скрупулезно подсчитывала государственная чрезвычайная комиссия. Так, прямой ущерб от уничтожения имущества граждан и организаций составил 679 млрд рублей, или 128 млрд долларов в ценах 1941 года. Косвенный ущерб от непроизведенной продукции, снижения национального дохода от прекращения или сокращения работы учреждений, предприятий и граждан, стоимости конфискованных предметов производства и снабжения плюс военные расходы и потери от замедления темпов общего хозяйственного развития страны оценивается в 1890 млрд рублей (357 млрд долларов). Общая же сумма составила 2 трлн 569 млрд рублей - 485 млрд долларов. То есть страна по доброте Сталина получила в 50 раз меньше причитающихся по итогам войны средств. К слову, по оценкам современных немецких экспертов, итоговая сумма возмещенных Союзу потерь составила около 15 млрд долларов, немногим больше заявленных в Ялте требований.


«Немецкое правительство рассматривает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель греческому премьер-министру Алексису Ципрасу

Впрочем, бескорыстие советского руководства объяснимо дальновидными намерениями. Вместо наложения денежных штрафов, которые еще долгое время подрывали бы экономику разделенной Германии (и, что более важно, дружественной ГДР), Сталин потребовал компенсации в виде поставок в СССР немецких станков и технического оборудование. Это позволило бы не только восстановить советскую промышленность, но и сделать мощный индустриальный рывок, как в 1930-е. Такого в условиях разгорающейся холодной войны союзники нам позволить не могли.

«ФРГ была изначально технологически более развита, чем ГДР, - рассказывает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский. - Поэтому Советский Союз договорился с союзниками о том, что часть заводов, находящихся в их оккупационных зонах, будет передана Москве в качестве репараций. Решения Потсдамской конференции гласили, что СССР получит из западных зон Германии 15 процентов капитального оборудования, пригодного для использования, в обмен на эквивалентную стоимость различных товаров и материалов и десять процентов упомянутого оборудования безвозмездно. Однако нас просто кинули. Союзники выслали в СССР единицы производств, едва ли десятую часть обозначенных позиций. Это также затрудняет подсчет суммы ущерба, понесенного Союзом. Сюда стоит включить сумму недополученной прибыли от непоставки причитающегося нам оборудования из ФРГ, непроизведенных товаров, торможения общего хозяйственного развития страны, лежащей в руинах».

Стоит также добавить, что в 1950-е годы СССР фактически кормил и восстанавливал советскую часть Германии, строил концессионные предприятия, которые затем передавались ГДР, возвращал культурные ценности (как ни одно другое западное государство-победитель), обустраивал жизнь и быт побежденного народа. То есть частично вернул изъятый репарационный капитал.

«Сегодня мир практически растоптал решения Ялтинской конференции, Потсдамской конференции, заключение Хельсинкского акта 1975 года о нерушимости послевоенных границ. Мы имеем моральное и юридическое право вернуться к теме репараций, - убежден профессор МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов. - Я не питаю никаких иллюзий, что Германия или Япония вернут нам какие-то средства. Но мы должны использовать этот инструмент давления. Я приведу в пример большевиков, которых в 1922 втором году на Генуэзской конференции хотели размазать по стенке, а они приехали со своими встречными требованиями. Запад считал, что Россия фактически национализировала 18,5 миллиарда рублей и должна их возместить, а мы выступили со встречными претензиями на 39 миллиардов золотых рублей за ущерб, нанесенный нашими союзниками по Антанте, в период интервенции и экономической блокады. У большевиков стоит поучиться такой дипломатии».

Тему неоплаченного Германией долга в феврале подняли депутаты Государственной думы. «Сегодня Германия, являясь флагманом Евросоюза, наносит санкциями ущерб российской экономике. Развивая эту тему, мы посчитали важным напомнить, что Германия нанесла колоссальный ущерб Советскому Союзу и за это не рассчиталась, - заявил депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев. - Вопрос репараций не закрыт. Наша задача состоит в том, чтобы получить цифру ущерба, нанесенного СССР в ходе Великой Отечественной войны. Предварительные грубые расчеты показывают сумму три-четыре триллиона евро. Мы хотим дать инструмент нашему внешнеполитическому ведомству для ведения международной политики. Требовать или не требовать - это прерогатива президента. Впоследствии могут возникнуть и правовые механизмы обращения в суды с требованием компенсаций для физических лиц по примеру израильтян».

Еврейский прецедент

«Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма», - заявила немецкий канцлер Ангела Меркель в марте этого года, отвечая на требования Афин о дополнительных выплатах репараций. Немецкие политики также добавили, что Германия выплачивает компенсации пострадавшим людям в качестве адресных выплат, и это является исключительно актом доброй воли. Эта самая «добрая воля» и вызвала юридический казус, оформленный еще в 1950-е.

В международном праве до сих пор существует лишь единственный всеми признанный метод возмещения ущерба стране по итогам военных действий - межгосударственный договор о репарациях (в XIX веке использовали понятие «контрибуции»). То есть побежденное государство выплачивало компенсации победившему государству, а то уже по своим каналам распределяло средства потерпевшим гражданам.

Однако в 1952 году союзники создают прецедент, вынуждая ФРГ выплатить компенсации определенной категории граждан, а именно евреям, пострадавшим от холокоста. По итогу Люксембургских соглашений Германия перевела 3 млрд марок Государству Израиль и 500 млн марок Конференции по материальным претензиям евреев к Германии. Эта организация с тех пор становится главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах о компенсациях.

С 1953-го по 1965 год поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Некоторые эксперты уверены, что именно эти выплаты во многом способствовали стремительному развитию израильской экономики, даже в большей степени, чем помощь из США. Удивительный случай в мировой истории, когда страна выплачивала репарации государству, которое не только не участвовало в войне, но и вовсе не существовало в этот период на карте.

С тех пор Германия продолжает выдавать компенсации различным фондам и организациям Израиля, которые, в свою очередь, перераспределяли средства частным лицам. Часто на этом были построены мошеннические схемы, деньги просто разворовывались. Весьма живо эта сторона вопроса описана в книге американского политолога Нормана Финкельштейна «Индустрия холокоста».


На Потсдамской конференции союзники пообещали СССР передать часть заводов, находящихся в их оккупацион- ных зонах. Но слово не сдержали

В конце 1957 года бывшие узники концлагерей, работавшие на немецких предприятиях, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I. G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета Конференции по материальным претензиям евреев около 52,5 млн марок. В 1980-м к программам выплат подключили евреев из стран Восточной Европы, в 1998-м - из бывшего СССР. В 1990 году, после объединения Германии, состоялись переговоры по поводу реституции еврейской собственности. Продажа принесла 250 млн долларов, получателями стало более 41 тыс. человек. Всего же к 2008 году Германия выплатила Израилю и еврейскому народу в порядке компенсации ущерба жертвам холокоста репарации более чем на 60 млрд евро. То есть в пересчете с учетом колебания валютных курсов - до половины суммы ущерба, возмещенного в свое время СССР.

В 1990-е Германия подключила к выплатам компенсаций еще две категории частных лиц - узников концлагерей и перемещенных лиц, используемых в качестве рабочей силы на предприятиях Третьего рейха. После ряда частных исков в американские суды Берлин создал фонд «Память, ответственность и будущее». Немецкое государство и ряд частных компаний перечислили почти 4,5 млрд евро. За семь лет компенсации получило более 1,66 млн человек из 80 стран мира, в том числе 300 тыс. жителей СНГ. Размер выплат составил от 536 до 7669 евро на человека.

В 2008 году правительство ФРГ согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающих в западных странах евреев, пережившим блокаду Ленинграда. Однако до сих пор к программе не удалось подключить 80 тыс. евреев из России и стран СНГ. Кроме того, блокадники других национальностей почему-то остаются в ином правовом статусе и приравнены к пострадавшим в результате боевых действий. Поэтому Германия посчитала, что после выплаты репараций бывшему СССР не несет перед этой категорией лиц иных компенсационных обязательств.

Однако фактом признания блокадников-евреев жертвами нацистских преступлений и, соответственно, самой блокады - преступлением нацистского режима была создана правовая коллизия, о чем немецкой стороне напомнил российский МИД в 2014 году. Вопрос остается в подвешенном состоянии.

Требования в частном порядке

В общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн человек, 6 млн из которых - евреи, жертвы холокоста. Нисколько не подвергая сомнению факт геноцида и не умаляя трагичности судьбы еврейского народа, мы вправе задаться вопросом: имеют ли право граждане иных национальностей, пострадавшие от военных преступлений нацистского режима, и их прямые родственники требовать компенсации у Берлина в частном судебном порядке?

Решением о компенсациях евреям, пережившим блокаду Ленинграда, и другими официальными заявлениями Берлин фактически признает ответственность не только за преступления фашистов и национал-социалистической партии, но и за военные действия регулярных частей вермахта. Что теоретически открывает широкое окно возможностей для обоснования исковых заявлений - скажем, для родственников жертв массовых расстрелов, жертв изнасилований, пыток. Интересно, что ФРГ аккуратно выплачивала и выплачивает военную пенсию военнослужащим, которые участвовали во Второй мировой, в соответствии с их рангом и регалиями. А значит, несет как минимум моральные обязательства перед пострадавшими от преступных действий своей армии.

Российские юристы и официальные лица пока крайне аккуратно оценивают возможности подачи индивидуальных исков в адрес Германии. Власти благоразумно опасаются открывать ящик Пандоры и создавать прецедент, которым вполне могут воспользоваться граждане Грузии, Украины, Прибалтики, выступив с претензиями к самой российской стороне. Юристы же говорят, что судебные издержки окажутся выше самих компенсационных выплат, а потому инициатива экономически нецелесообразна. Однако если государство столкнется с массовым явлением, то реагировать придется. В том числе и немецкой стороне. Ведь именно частные иски в американских судах приводили к созданию компенсационных фондов для решения вопросов фашистского наследия Второй мировой во внесудебном порядке. Репутационный вопрос для Германии по-прежнему актуален.

Существуют и правовые механизмы, позволяющие частному лицу истребовать возмещения ущерба, причиненного нацистами. В конце 1996 года в США было возбуждено несколько исков против швейцарских банков. Финансовые институты обвиняли в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. Спустя два года было заключено соглашение о компенсации на 1,25 млрд долларов. В списке пострадавших оказалось 24 тыс. имен. Выплаты смогли получить как потерпевшие, так и их наследники.

В 2000-е германские суды оказались завалены исками о компенсациях от немцев и их потомков, которые в 1945 году были выселены с исконных территорий, отошедших Польше по итогам войны. От Германии требовали реституции - восстановления прав собственности, прежде всего недвижимости. Для представления интересов таких немцев было даже создано Прусское общество за возврат собственности. Чаще всего суды ФРГ выносили решения в пользу истцов. Однако о суммах выплат мало что известно.

Наконец, можно привести в пример тех же греков, которые продолжают шантажировать Берлин решением Верховного суда от 2000 года. Постановление гласит, что немцы должны выплатить 28 млн евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, которые были расстреляны фашистами 10 июня 1944 года. Судебное решение позволяло провести конфискацию собственности Германии на территории Греции в качестве компенсации, но хода этому решению Афины пока не дают.

Ущерб от войны, развязанной нацистской Германией, оценивался в сотни миллиардов долларов. Как ни старалась Германия добросовестно выплачивать компенсации, удовлетворить все финансовые претензии ей не удалось.

Сложности подсчета

В 2000 году Министерство финансов Германии опубликовало заявление, касающееся репарационных положений по итогам Второй мировой войны. В частности, там говорилось, что в отсутствие документированных долгосрочных выплат страны-победители в одностороннем порядке потребовали для себя компенсации за ущерб, нанесенный нацистским режимом.

Согласно документам Потсдамской конференции, состоявшейся в июле-августе 1945 года, репарации, в первую очередь, должны были выражаться в имущественной форме (заводы, техника, оборудование и прочие товары).

Однако «общая стоимость имущества, взятого странами-победителями, а также прочих германских выплат не может быть определена до настоящего времени и, по состоянию вещей, вероятно, никогда не сможет быть зарегистрирована достаточно точно», сообщалось в заявлении Министерства финансов Германии.

Щадящий режим

В 1945 году на Ялтинской конференции Сталин озвучил сумму репарационных выплат Германии – 20 млрд. долларов - которая должна быть разделена поровну между СССР и союзниками (50% процентов – Советскому Союзу, остальные 50% – Франции, США и Великобритании).

Почему Сталин поделил репарации таким образом? По расчетам французского экономиста А. Клода, общая стоимость ущерба, нанесенного нацистским режимом, составила 260 млрд. долларов (в ценах 1938 года). В частности, из этой суммы на саму Германию приходится $48 млрд., на Польшу - $20 млрд., Англию - $6,8 млрд., Францию - $1,5 млрд. Ущерб СССР составил $128 млрд., а это и есть примерно 50%.

Более чем скромную сумму репарационных выплат, названную советским лидером, историки объясняют так: «Сталин помнил, что неподъемные контрибуции, навязанные Германии после Первой мировой войны, истощили немецкую экономику, вызвав тем самым в стране реваншистские настроения и рост национал-социализма».

Порядок выплат, установленный на Потсдамской конференции, был следующий: претензии США, Великобритании и других стран удовлетворялись за счет западных зон оккупации, СССР - за счет восточной зоны. Флот Германии при этом был разделен между Великобританией, СССР и США.

Союзники

По советским данным, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд. долларов, 277 тонн золота (почти на 300 млн. долларов), морских и речных судов на 200 млн. долларов. Под контроль союзников перешли зарубежные активы Германии на сумму порядка 4 млрд. долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оцениваются примерно в 5 млрд. долларов.

Польша

Предполагалось, что репарационные претензии Польши должен был удовлетворить Советский Союз из своей доли (15%). Но в 1953 году Польша под давлением СССР отказалась от части репараций в обмен на сдвиг своей границы на запад. Хотя в 1975 году Варшава все же получила 1,3 млрд. марок компенсации за преступления нацистов.

В 2004 году польский Сейм заявил, что Польша до сих пор не получила достаточного возмещения за тот ущерб, который был вызван гитлеровской агрессией. Впрочем, у немцев к полякам тоже есть претензии. В 1945 году миллионы немецких граждан были выселены с территорий, которые отошли Польше. Перемещенные лица и их потомки стали подавать в суды с требованием вернуть им собственность, и решения выносились в пользу истцов.

СССР

Американское «Бюро стратегических служб» еще в 1944 году произвело расчеты по возможным германским репарациям в пользу СССР. Сумма, названная американцами, составила 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов). Это немного меньше 128 млрд. долларов – цифры, о которой в итоге договорились советская и немецкая стороны.

Отечественные экономисты заявляют, что поставки Советскому Союзу в рамках репараций составили не более 4% от всего ущерба, нанесенного Германией в ходе войны. По оценке немецких экспертов, итоговая стоимость вывезенного из восточной зоны оккупации имущества составила около 66 млрд. марок (15 млрд. долларов). Что же это было за имущество?

Российские исследователи Михаил Семиряга и Борис Кнышевский, ссылаясь на данные Главного трофейного управления, пишут, что из Германии в СССР было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов (в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов. Репарационные поставки также включали в себя 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн. тонн зерна, 1 млн. тонн картофеля и овощей, полмиллиона тонн жиров и столько же сахара, 20 млн. литров спирта, 16 тонн табака.

Кроме этого у жителей советской зоны оккупации официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими партийными работниками и старшими офицерами.

В 1955 году президиум Верховного совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени уже был заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Единственной страной из гитлеровской коалиции, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн. долларов, оказалась Финляндия.

Нидерланды

Осенью 1945 года Голландия потребовала 25 млрд. гульденов в качестве возмещения ущерба, нанесенного ей Германией в период оккупации. Однако в 1949 году голландская сторона отказалась от своих требований взамен на 69 кв. км территории. В 1963 году ФРГ выкупила эти земли, заплатив Нидерландам 280 млн. марок.

Израиль

По Люксембургским соглашениям (1952 год) ФРГ перевела Израилю 3 млрд. марок. Позднее еще 500 млн. марок ушли на счета Конференции по материальным претензиям евреев к Германии – именно эта организация впоследствии стала главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах германских компенсаций. Это уникальный случай в истории, когда репарации получала страна, которая не только не участвовала в войне, но и на период конфликта отсутствовала на карте мира.

В период с 1953-го по 1965 годы поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Экономисты уверены, что именно эти выплаты, а не помощь США в большей степени способствовали экономическому росту еврейского государства. К 2008 году Германия выплатила Израилю репарации более чем на 60 млрд. евро.

Греция

В 1960 году Греция и ФРГ подписали договор, согласно которому балканская страна в качестве компенсации получала 115 млн. марок. Однако греки посчитали эту сумму недостаточной и до сих пор продолжают шантажировать немецкое правительство.

В 2000 году Верховный суд Греции вынес постановление, согласно которому Германия должна выплатить 28 млн. евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, расстрелянным фашистами 10 июня 1944 года. Кроме этого, по мнению греческой стороны, Германия должна компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд. долларов (по текущему курсу - около 54 млрд. евро).

В ответ на эти претензии немецкий канцлер Ангела Меркель заявила: «Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма».

Италия

В 1961 году между ФРГ и Италией было заключено соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительство Италии получило 40 млн. марок (примерно 20 млн. евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды.

Германское правительство в ответ обратилось в Международный суд ООН, обвинив судебные власти Италии в том, что они «игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства». В феврале 2012 года суд постановил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и обжалованию не полежит.

Жертвы нацизма

Помимо репараций государствам Германия выплачивала компенсации и отельным лицам, вошедшим в категорию «жертвы нацизма». Так, В 1950-1960 годы ФРГ выплатила жертвам нацистов во Франции - $100 млн., в Бельгии - $20 млн., в Норвегии - $15 млн., в Люксембурге - $4,5 млн., в Дании - $4 млн., в Великобритании - $2,8 млн.

В конце 90-х после ряда частных исков в американские суды Берлин был вынужден создать фонд «Память, ответственность и будущее» (действовал в 2000-2007 годах). Через этот фонд предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности на счета фонда правительство ФРГ и германские предприятия перечислили 5,2 млрд. евро.

Всего фондом «Память, ответственность и будущее» были выплачены компенсации на сумму 4,4 млрд. евро 1,66 млн. человек, в том числе 427 млн. евро - жертвам, проживающим в России. Однако самым крупным получателем стала Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которой фонд перевел 1,149 млрд. евро.

Также нужно отметить, что в 2008 году правительство Германии согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающим в западных странах евреям, пережившим блокаду Ленинграда.

По подсчетам специалистов, в общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн. человек, 6 млн. из которых - евреи.

В тему германских репараций были вовлечены и швейцарские банки. Финансовые организации Швейцарии обвинялись в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. В 1998 году было заключено соглашение, по которому швейцарские банки выплачивали примерно 24 тысячам потерпевших или их наследникам 1,25 млрд. долларов.

Автор этой книги, напечатанной очень маленьким тиражом и ставшей чуть ли не сразу после публикации в Москве библиографической редкостью, - военный историк, профессор, действительный член Академии военных наук Михаил Иванович Семиряга. Во время войны он служил в 27-й гвардейской стрелковой дивизии, потом в СВАГе - Советской военной администрации в Германии. Когда началась перестройка, Семиряга получил возможность работать в закрытых прежде архивах и очень достойно использовал эту возможность. Он первым в России опубликовал пресловутый секретный протокол к пакту Молотова-Риббентропа, многие другие документы, в частности, документы о расстреле в Катыни в 1940 году польских офицеров.

Личный опыт и знакомство с недоступными ранее архивными источниками, рассказывающими о деятельности советской военной администрации в послевоенной Германии, позволили Михаилу Семиряге написать насыщенную интереснейшей и редкой информацией книгу, которая называется "Как мы управляли Германией". Автор подробно рассматривает самые разные аспекты деятельности советской администрации, управлявшей оккупированной Восточной Германией: политические, экономические, идеологические, культурные, работу органов НКВД и трофейных бригад, национализацию промышленных предприятий и интеграцию бывших нацистов... Один из самых любопытных аспектов - репарации. Что это вообще было такое? В чем выражались репарации? Что именно и сколько получил Советский Союз?

10 миллиардов долларов - много или мало?

Послевоенные репарации, пишет в своей книге Михаил Семиряга, должны были служить двум целям: уничтожению военно-промышленного потенциала Германии и частичному возмещению ущерба, нанесенного нацистами странам антигитлеровской коалиции. Размеры репараций обговаривались на Ялтинской конференции в марте 1945 года. И хотя ни Англия, ни позже США не согласились со всеми требованиями, которые предъявлял Советский Союз, тем не менее, было решено, что половину всех будущих репараций получат от Германии СССР и Польша. Эта половина оценивалась в 10 миллиардов долларов. Из какого расчета тут исходили, неясно. Только прямой ущерб СССР, по данным советских экспертов, составил за годы войны 679 миллиардов рублей. Правда, рубль был неконвертируемой валютой и реальный курс доллара установить очень трудно, но все равно это намного больше, чем 10 миллиардов долларов.

С другой стороны, как показывают остававшиеся секретными до недавнего времени данные, на практике размеры репараций, которые получил в итоге с Германии Советский Союз, существенно превысили обговоренную с западными союзниками сумму. Трофейные команды отправили из Германии в СССР более двух с половиной тысяч демонтированных промышленных предприятий, свыше двух миллионов голов рогатого скота, почти сто тысяч вагонов со стройматериалами, мебелью, вещами, различным хозяйственным оборудованием, около трех миллионов пар обуви, полмиллиона радиоприемников, 60 тысяч одних только роялей и пианино и многое-многое другое.

Пока еще шли боевые действия, сбором трофеев занимались специальные армейские подразделения. Но демонтировать крупные предприятия они были не в состоянии. Поэтому после капитуляции был создан особый институт "демонтажников", задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Позднее, как рассказывает автор книги, не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Так, например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Даже Ленинская библиотека послала в Германию своих работников: собирать и переправлять в СССР книги и рукописи.

Экономическая нецелесообразность

На первых порах, подчеркивает Михаил Семиряга, "демонтажники" не слишком задумывались над экономической целесообразностью их работы. Он приводит пример завода Carl Zeiss в Йене. Сначала было решено демонтировать завод полностью. Работники СВАГ были против. Но генерал Добровольский, командовавший тогда заводом, заверил Москву, что полностью демонтированный и отправленный в СССР завод уже через год будет работать там с миллионной прибылью. И что же получилось? Установленное в СССР оборудование привело к дефициту в 50 миллионов рублей, в то время, как "полуживые", по выражению Семиряги, цеха Carl Zeiss в Йене, в которых оставалась только часть оборудования, да и то устаревшего, производили продукции на сумму в 100 миллионов рублей.

Заметим, что значительная часть этой продукции также шла в Советский Союз, потому что в репарации были включены и поставки из текущего производства. По оценке некоторых немецких исследований, демонтаж даже целых заводов играл лишь второстепенную роль по сравнению с поставками текущей продукции и доходами от советских акционерных и торговых обществ. Немецкие исследователи подсчитали, например, что в 1947 году четвертая часть всей производимой в советской зоне оккупации продукции шла в СССР в качестве репараций.

Кстати говоря, Советский Союз получал репарации не только из Восточной Германии. Из западных зон было намечено передать СССР и Польше почти триста заводов. И хотя в атмосфере начавшейся "холодной войны" западные оккупационные власти всячески тормозили этот процесс, но из 39 особо ценных заводов, находившихся в западной зоне и предназначенных для репараций Советскому Союзу, тридцать были полностью демонтированы к весне 1948 года.

Особого внимания заслуживают такие источники репарационных платежей, как созданные на территории Восточной Германии Советские государственные акционерные общества и Советские торговые общества. Это, в сущности, совместные предприятия, в значительной мере работавшие на СССР. Во главе многих из них стояли советские генеральные директоры. Такая форма позволяла одновременно изымать репарации и решать проблему занятости в Восточной Германии. Ведь когда демонтировали и вывозили целые предприятия, очень многие немцы оставались без работы. Чтобы представить масштабы деятельности Советских акционерных обществ (САО) в Восточной Германии, можно привести такие цифры. В 1950 году доля САО в промышленном производстве ГДР составляла более 22 процентов, а в некоторых отраслях – в энергетике, электронике и особенно в химической промышленности – она была даже намного выше.

Немецкий Днепрогэс?

Насколько существенны были репарации для советской промышленности? Михаил Семиряга подчеркивает, что, например, стремительный рост парка оборудования в СССР происходил прежде всего за счет репараций из Германии. А восстановленные в рекордные сроки Днепрогэс и другие электростанции? Ни в коем случае не принижая значения трудового героизма людей, работавших на этих объектах, автор книги напоминает, что из Германии в СССР было вывезено почти сто демонтированных электростанций общей мощностью 4 миллиона киловатт. Вывозились и целые фабрики, производившие продукцию, которая в Советском Союзе вообще не выпускалась: перлон, искусственный шелк, синтетический каучук.

Ракета "Фау-2"

Но Советский Союз нуждался не только в немецкой продукции и в немецком промышленном оборудовании, не только, так сказать, в "материальном" возмещении ущерба. Ослабленная и частично разоренная в годы войны и оккупации советская экономика испытывала нужду также в материально-технических кадрах, в специалистах, - подчеркивает Михаил Семиряга. В советской зоне Германии было создано около двухсот технических бюро, полсотни экспериментальных цехов и лабораторий. В них работали тысячи немецких ученых, инженеров, техников. Особое внимание уделялось специалистам в военной области.

Правда, западным союзникам здесь явно повезло больше: к ним вчерашние нацистские конструкторы и ученые перебегали охотнее. Достаточно вспомнить хотя бы создателя "Фау-2" Вернера фон Брауна, который в США работал в космической области. Именно он стал главным конструктором ракеты-носителя, доставившей американских космонавтов на Луну. Но и в Советском Союзе работали немцы, причастные к созданию "Фау", "мессершмиттов", боевых отравляющих веществ...

К 1948 году около 200 тысяч немецких специалистов были вместе с семьями вывезены в СССР. Первой была группа ученых-ядерщиков, за ней последовали ракетчики и химики. Те, кто занимался созданием советского ядерного оружия, работали, в основном, в Подмосковье, на Урале и в Сухуми, химики - в Ленинграде, самолетостроители и ракетчики - на острове Городомля (озеро Селигер) и в подмосковных Подлипках, специалисты по оптике - в Ленинграде, Москве и Киеве.

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Красненкова/. Репарация (от лат. reparatio - восстановление) - возмещение за причиненные войной убытки, которое государство-агрессор выплачивает в пользу страны-победителя.

Переговоры о выплате репараций

Вопрос о репарациях Германии за ущерб, причиненный в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на Ялтинской и Потсдамской конференциях. В них принимали участие руководители государств-победителей - СССР, Великобритании и США - Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).

На ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Советский Союз выступил с предложением определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов, из которых 50% должны были быть выплачены в пользу СССР, однако оно не было поддержано. Было решено создать специальную союзническую комиссию для разработки плана взыскания репараций.

Согласно документам конференции в Потсдаме (Германия; 17 июля-2 августа 1945 года), репарации должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом) в отличие от репараций после Первой мировой войны, которые были определены и взимались только в денежной форме. Общая сумма германского имущества, которое страны-победительницы могли вывезти из своих зон оккупации, не была оговорена. Указывалось, что СССР дополнительно получит из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, примерно 25% демонтированного оборудования. Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон.

Договоренности о режиме поставок в счет репараций из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, были достигнуты на конференции в Париже в ноябре-декабре 1945 года и закреплены в договоре от 14 января 1946 года. Его участниками стали 19 стран, включая Великобританию, США, Францию, а также Албанию, Грецию, Чехословакию и Югославию. Парижский договор устанавливал процентную долю от репараций для отдельных государств и предусматривал создание Межсоюзнического репарационного агентства (ИАРА; Inter-Allied Reparations Agency; штаб-квартира в Брюсселе), которое занималось учетом и распределением репараций.

Конкретная общая сумма репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, на международном уровне закреплена не была. В 2000 году министерство финансов ФРГ подготовило отчет, в котором подчеркивалось, что "страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке, и нормативных записей об этом не существует".

Как происходила выплата репараций СССР

Согласно отчету, СССР изъял из своей оккупационной зоны и впоследствии из ГДР имущества на сумму, превышающую 66 млрд марок ГДР (15,8 млрд долларов). По данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-х годах российскими исследователями, в СССР, в частности, было вывезено 72 тыс. вагонов строительных материалов, около 3 тыс. заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна. Поставки из западных оккупационных зон в счет репараций для СССР прекратились в 1949 году после создания ФРГ.

По данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил репараций на общую сумму в 3,081 млрд долларов (по курсу 1938 года), из которых на долю Польши пришлось 228 млн (порядка 7,5%).

В 1953 году между СССР и ГДР было подписано соглашение, согласованное с руководством Польши, в соответствии с которым с 1 января 1954 года из ГДР прекращались все поступления в качестве репараций.

Репарации другим странам

Поставки из западных секторов оккупированной Германии фактически закончились в 1950 году. ИАРА прекратила деятельность в 1959 году, определив стоимость вывезенного имущества в 530 млн долларов (по курсу 1938 года). По оценкам советской печати, США, Великобритания и Франция из своих зон оккупации демонтировали и вывезли оборудования на сумму около 1,2 млрд долларов, золота - 277 тонн (эквивалентно почти 300 млн долларов), морских и речных судов - на 200 млн долларов. Под контроль этих стран перешли зарубежные авуары Германии на сумму порядка 4 млрд долларов. Изъятые США и Великобританией германские патенты и техническая документация оценивается примерно в 5 млрд долл.

В сентябре 1952 года между ФРГ и Израилем было подписано так называемое Люксембургское соглашение (вступило в силу в марте 1953 года). В соответствии с этим документом в течение 14 лет правительство ФРГ выплатило израильскому правительству репарации в размере 3 млрд марок (по сегодняшнему курсу, примерно 7 млрд евро) в качестве компенсаций евреям, пострадавшим в годы Холокоста (1933-1945). Многие историки отмечают, что это единственный случай, когда репарации получило государство, не существовавшее во время войны, по итогам которой они выплачивались.

В 1960 году ФРГ и Греция подписали договор, согласно которому Греция получила 115 млн марок (59 млн евро) в качестве компенсации за ущерб, нанесенный в годы нацистской оккупации. В последние годы Греция неоднократно поднимала вопрос о новых репарациях от Германии за преступления в годы Второй мировой войны. По мнению греческой стороны, Германия должна также компенсировать вынужденный оккупационный заем, выданный Грецией в 1938 году в размере 3,5 млрд долларов (по текущему курсу около 54 млрд евро). Официальная позиция ФРГ по этой проблеме в последний раз была озвучена канцлером Ангелой Меркель в марте 2015 года: "Вопрос репараций с точки зрения права закрыт".

В 1961 году было заключено германо-итальянское соглашение о компенсациях итальянским жертвам нацизма, по которому правительству Италии было выплачено 40 млн марок (примерно 20 млн евро). В 2008 году Кассационный суд Италии постановил, что жертвы нацистских преступлений могут подавать иски против Германии в итальянские суды. В ответ Германия обратилась в Международный суд ООН, обвинив итальянские судебные власти в том, что они "игнорируют юрисдикционный иммунитет Германии как суверенного государства". В феврале 2012 года суд объявил, что Германия обладает юридической неприкосновенностью от преследований в национальных судах за нацистские злодеяния. Вердикт является окончательным и не подлежит обжалованию ни в какой другой инстанции.

Компенсации жертвам нацизма

Помимо репараций, Германия также выплачивает компенсации различным категориям жертв нацизма.

В 2000-2007 годах в ФРГ действовал Фонд "Память, ответственность и будущее", из которого предоставлялись компенсации бывшим подневольным рабочим, угнанным в Германию в ходе Второй мировой войны. В общей сложности фонд располагал 5,2 млрд евро (средства перечислили правительство ФРГ и германские предприятия). Всего компенсации на сумму 4,4 млрд евро получили 1,66 млн человек, проживающих в России, Польше, Чехии и других странах. Самым крупным получателем стала еврейская организация Конференция по еврейским материальным претензиям к Германии, которая получила 1,149 млрд евро. России Фонд выделил 427 млн евро.

Германия неоднократно принимала решения о единовременных выплатах различным категориям пострадавших во время Холокоста (помимо выплат по Люксембургскому соглашению). В декабре 2011 года ФРГ согласилась выплачивать дополнительные пенсии 16 тыс. жертв Холокоста. Общая сумма в ближайшие 10 лет составит 650 млн евро. В ноябре 2012 года началась программа по выплате компенсаций 80 тыс. человек, проживающим в странах бывшего СССР и пережившим Холокост. Общий объем выплат - порядка 245 млн евро. В мае 2013 года на конференции по удовлетворению материальных претензий евреев к Германии, которая состоялось в Иерусалиме, ФРГ обязалась в 2014-2017 годах перечислить 772 млн евро различным учреждениям, оказывающими поддержку жертвам Холокоста. Деньги будут потрачены на социальное обслуживание 56 тыс. человек, треть из которых проживает в Израиле.




Top