Регистрационный номер записи в реестре роскомнадзора. Роскомнадзор об обработке персональных данных

Требования закона к оператору персональных данных

Оператор обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных. В статье 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее ФЗ-152) написано, что оператор не обязан защищать персональные данные, если они являются обезличенными или общедоступными. Оператор персональных данных не имеет права обрабатывать данные без согласия субъекта персональных данных , то есть человека, кому эти данные принадлежат. Однако, в ст. 6 ч.2 ФЗ-152 предусмотрен ряд случаев, когда согласие субъекта не требуется.
В частности, не требуется согласие субъекта, если его персональные данные обрабатываются на основании Федерального закона, определяющего цель и содержание такой обработки (ст. 6, п.2, ч.2). Например, согласно Федеральному закону № ФЗ-3266-1 «Об образовании», у выпускников средних общеобразовательных учреждений не обязательно брать согласие на обработку их персональных данных для допуска к ЕГЭ. Органы и организации, привлекаемые к проведению ЕГЭ, осуществляют «…передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена <…> персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена <…> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных» (ст. 15, п. 5.1). В апрельском номере журнала «Персональные данные» есть большой материал , посвященный именно этой проблеме.
Еще один случай, когда для обработки персональных данных не требуется согласие субъекта: исполнение договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных. Для примера подойдет любой договор компании с физическим лицом на оказание услуг. Массу полезной информации по этой теме можно найти в специализированной прессе. Оператор также должен обеспечивать необходимые организационные и технические меры для пресечения попытки незаконного доступа к персональным данным.

Необходимые документы

Каждый оператор персональных данных обязан иметь пакет документов, подтверждающих защищенность Пдн сотрудников и клиентов.

Перечень необходимых документов может меняться в зависимости от специфики обработки персональных данных, орг.структуры и других особенностей каждого отдельно взятого предприятия.

В соответствии с данным пакетом документов на предприятии должны быть внедрены технические средства защиты персональных данных.

Подготовка документов, необходимых для защиты персональных данных

Существует несколько способов подготовить документы в соответствии с требованиями 152-ФЗ «О персональных данных» :

Средства защиты

Практически в каждой организации имеется информационная система персональных данных (сокращённо ИСПДн), которая может содержать, например, фамилию, имя работника, его паспортные данные, ИНН и т. д. С этой информационной системой работает оператор. В зависимости от того, какие данные содержатся в ИСПДн конкретной организации, эта ИСПДн может относится к одному из четырёх классов, каждый из которых предусматривает различные средства для защиты персональных данных.

См. также

Ссылки

  • www.rsoc.ru Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных
  • www.pd.rsoc.ru Портал персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
  • www.privacy-journal.ru Информационно-аналитический журнал "Персональные данные"

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оператор персональных данных" в других словарях:

    Оператор персональных данных - 2) оператор государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки… … Официальная терминология

    Любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение,… … Википедия

    Субъект персональных данных физическое лицо, которое прямо или косвенно определено или определяемо с помощью персональных данных. Содержание 1 Взаимодействие с субъектом персональных данных … Википедия

    Комплекс мероприятий технического, организационного и организационно технического характера, направленных на защиту сведений, относящихся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных… … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Содержание 1 Определение … Википедия

    Номер: 152 ФЗ Принятие: Государственной думой 26 июля 2006 года Вступление в силу: 26 января 2007 г. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных» федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использ … Википедия

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка) - Терминология Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка): Автоматизированная система система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его… …

    ПРАВА СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, заключаются в запрещении принятия на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении… …

    оператор - 4.22 оператор (operator): Какой либо объект, осуществляющий работу системы. Примечание 1 Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию. Примечание 2 В контексте данного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ОПЕРАТОР - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и/или осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

21 февраля 2014 в 23:45

А может не уведомлять об обработке персональных данных?

  • Информационная безопасность

Частью первой ст 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее в статье - Закон) предусмотрена обязанность оператора, осуществляющего обработку персональных данных, уведомить орган Роскомнадзора до начала обработки. Сразу же (во второй части статьи) Закон предлагает основания, по которым оператор имеет право об обработке не уведомлять. Случаи эти довольно распространены. Но поскольку Закон не запрещает уведомлять даже если есть такие случаи, ряд операторов выбирают пойти по пути уведомления. Возможно, стоит не направлять уведомление, или даже подумать, как попасть под «исключения». На это есть, как минимум, 3 причины.

Сложно ответит на вопрос «Почему?» за всех принявших решение отправить уведомление в орган Роскомнадзора если можно было этого не делать. Конечно, нельзя исключить маркетинговые походы (имидж, открытость). Все же, в ряде случаев уведомляют по незнанию или исходя из позизии «Лучше перебдеть». Хотелось бы обратить внимание на известное право операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не уведомлять органы Роскомнадзора об обработке и вот для этого несколько причин.

  1. Лицу, подавшему уведомление об обработке персональных данных, необходимо нести бремя по постоянной актуализации поданных сведений. Эта обязанность предусмотрена ч.7. ст. 22 Закона. Если оператор, осуществляющий обработку персональных данных, не подаст уведомление об изменении сведений (изменение адреса оператора, изменение категорий ПДн, которые обрабатываются, смена ответсвенного за обработку ПДн и его контактов и т.д.), то может быть привлечен к административной ответственности. Казалось бы, что сложного: поменялось что-то в организации, взял и отправил письмишко. Как показывает практика, в большинстве случаев об этом забывается. Например, те кто встал в Реестр (в Реестр включаются все, подавшие уведомление об обработке) операторов, осуществляющих обработку персональных данных до 1 июля 2011 года обязаны были до 1 января 2013 года дополнительно дослать сведения, предусмотренные пунктами 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 Закона (правовое основание обработки персональных данных, ФИО ответственного и т.д.). Как видно из реестра операторов персональных данных Роскомнадзора, больше половины операторов этого не сделали по настоящее время. Мысль о том, что у всех этих организаций никаких внутренних изменений, связанных с обработкой персональных данных, не происходило, тоже сомнительна. Предлагаю и Вам подумать, будете ли Вы своевременно отслеживать в долгосрочной перспективе актуальность записей в Реестре, если есть возможность этого не делать вообще?
  2. Органы Роскомнадзора осуществляют планирование проверок операторов, осуществляющих обработку персональных данных, с использованием ведомственной единой информационной системы – ЕИС . Все операторы, подавшие уведомления уже находятся в ней, в связи с чем, вероятность попадания в план проверок многократно возрастает. Организации, проверяемые Роскомнадзором по другим направлениям (услуги связи, РЭС, СМИ, вещание) автоматически проверяются на предмет соблюдения законодательства в сфере персональных данных, если уведомили Роскомнадзор об обработке.
  3. Если оператор персональных данных принял решение уведомить орган Роскомнадзора об обработке, хотя имел право этого не делать, то исключиться из Реестра по причине того, что мог вообще не уведомлять, не получиться. Такая возможность не предусмотрена ни Законом, ни соответствующим Административным Регламентом. Вернее, предусмотрена только по общим основаниям.
Если Вы собирались направлять уведомление, но вышеуказанное чем-то зацепило Вас, общие рекомендации просты.
  1. Внимательно прочитать (осознать) ч.2 ст. 22 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
  2. Посмотреть какие персональные данные и в связи с чем обрабатываются у Вас.
  3. В некоторых случаях, возможно потребуется скорректировать Вашу работу с носителями персональных данных. Дам пример, что бы было понятно, что я имею ввиду.
Одна из возможностей не уведомлять об обработке персональных данных предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона звучит так
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных

Так вот, Вы заключили договор , с физическим лицом на какую-то услугу. Взяли у человека номер мобильного телефона, что бы сообщить о готовности услуги. В большинстве случаев номер мобильного телефона не нужен для целей исполнения договора. Если берется у клиента номер мобильного телефона, нужно дополнительно его согласие на обработку персональных данных. Однако, в этом случае, Вы не попадаете под исключение в Законе, которое позволяет не уведомлять об обработке персональных данных.
Если в договоре с этим физлицом прописать необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора, то уже претендуете на право попасть под исключение.
Обыграть необходимость наличия номера мобильного телефона для целей исполнения договора можно примерно так «Организация обязуется уведомить клиента по телефону № х… х о готовности...».

Буквально через пару дней, 1 июля 2017 года, вступят в силу поправки, внесенные в Кодекс об административных нарушениях и ужесточающие ответственность за несоблюдение (далее по тексту – Закон №152-ФЗ). Достаточно на эту тему было информации, писал об этом и "Клерк".

Но все еще остаются вопросы.

Такое ощущение, что вокруг этой темы просто нагоняется ажиотаж. А что, собственно, произошло-то? В целом, закон не изменился. В него внесли изменения только в части штрафов.

Сейчас по ст. 13.11 КоАП есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.

Почему за персональные данные власти взялись именно сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля - это самые частые нарушения, выявляемые Роскомнадзором в течение последних пяти лет.

Один из главных вопросов: действительно ли всем сайтам нужно регистрироваться как оператор персональных данных в Роскомнадзоре?

Оказывается, нет. Есть возможность избежать такой необходимости. А как? Данные, которые поступают от пользователей, должны обрабатываться на основании пользовательского соглашения. Подпункт 2 пункта 2 статьи 22 закона №152-ФЗ предусматривает следующее.

Цитируем:

«…2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

…2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;»

Если на сайте организации или физического лица есть форма для сбора данных посетителей - например, форма обратной связи, строка для подписки на рассылку, регистрации или личный кабинет, это считается обработкой персональных данных.

По общему правилу операторы персональных данных перед обработкой этих данных обязаны направить уведомление в Роскомнадзор. При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не нужно.

Если компания планирует собирать сведения о физических лицах, она должна уведомить об этом Роскомнадзор сразу же после регистрации. Причем уведомить ведомство о намерении обрабатывать персональные данные граждан нужно до начала обработки сведений (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). С 1 июля 2017 года введены повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона № 152-ФЗ.

Отправить сообщение в Роскомнадзор можно по интернету на официальном сайте ведомства . В уведомлении указывают правовые основания для обработки персональных данных, цели сбора данных, дату начала обработки и меры по обеспечению сохранности полученных сведений. Сбором данных считается получение от физлиц любой информации, которая позволяет их идентифицировать.

При этом закон содержит ряд исключений, при которых уведомлять Роскомнадзор не требуется. Список таких ограничений установлен в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Не требуется подавать уведомление в следующих случаях:

  • При сборе и обработке персональных данных без использования средств автоматизации. Если обработка осуществляется без компьютера и электронных баз данных, уведомлять Роскомнадзор не требуется. При этом оператор данных должен соблюдать требования Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Если компания использует компьютеры, это не значит, что обработка данных осуществляется с использованием средств автоматизации. Неавтоматизированной обработкой персданных считается использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных, которые осуществляются при непосредственном участии человека.
  • При сборе личных сведений сотрудников в рамках трудовых отношений. Это касается только тех данных, которые необходимо предоставить работодателю при оформлении трудового и коллективного договора. О сборе и обработке сведений, которые не касаются трудовых отношений нужно уведомлять Роскомнадзор. Также уведомлять нужно, если работодатель собирается обрабатывать данные уволенных сотрудников (п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При оформлении компанией договора с физическим лицом. В этом случае уведомлять Роскомнадзор не нужно, если исполнитель/продавец/поставщик не собирается передавать персональные данные третьим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены.
  • При сборе сведений общественным объединением или религиозной организацией. Обработка сведений членов таких организаций осуществляется без уведомления, если персональные данные не распространяются или не раскрываются третьим лицам без письменного согласия субъектов персональных данных (п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе и обработке сведений, которые само физическое лицо сделало общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе персональных данных, которые включают только имя, отчество и фамилию физического лица (п. 5 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При получении сведений для однократного пропуска физического лица на территорию оператора данных (п. 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При обработке данных, включенных в информационные системы персональных данных, имеющих статус государственных автоматизированных информационных систем (п. 7 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • При сборе сведений транспортными компаниями для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса.

Во всех других случаях уведомлять об обработке данных нужно обязательно. Чтобы уточнить, обязана ли ваша организация подавать уведомление, можно обратиться в Роскомнадзор.

О том, как обезопасить свой бизнес от штрафов по Закону №152-ФЗ, читайте в статье

С 1 июля 2017 года ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. С какими персональными данными приходится иметь дело управляющим организациям, что делать, если собственники не дают согласие на обработку персональных данных?

Об этом мы поговорили с Дмитрием Юрьевичем Артюхиным, руководителем Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия.

Об обработке персональных данных

Дмитрий Юрьевич, расскажите, что такое персональные данные и есть ли они в сфере ЖКХ?

Персональные данные - это любая информация, на основании которой можно однозначно идентифицировать конкретного человека.

Обработка персональных данных - любое действие, автоматизированное или не автоматизированное, которое совершается с персональными данными. Это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение и уточнение данных.

К персональным данным мы относим фамилию, имя, отчество, дату и место рождения человека, данные документа, удостоверяющего личность. И много другой информации, на основании которой прямо или косвенно можно определить конкретного человека.

При этом нужно иметь ввиду, что если без получения дополнительной информации невозможно установить конкретного человека, то такая информация не является персональными данными.

Например, в СМИ размещены списки должников. В них указаны фамилии и инициалы. На основании этой информации идентифицировать человека нельзя. Совсем другое дело, если эти списки управляющая организация разместит в подъезде дома, в котором живёт человек.

Конечно, деятельность по управлению МКД связана с обработкой персональных данных. Каждая форма управления: управляющая организация, ТСЖ или даже непосредственное управление предусматривает сбор и обработку персональных данных.

Управляющие организации заключают с собственниками помещений договоры управления МКД, в которых обязательно указываются персональные данные. Кроме того, УО как юридические лица имеют правоотношения со своими работниками, которые регулируются трудовым законодательством. Поэтому управляющие организации являются операторами по обработке персональных данных.

Об операторе по обработке персональных данных

Кто является оператором персональных данных?

В соответствии с законом оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое самостоятельно или с другими лицами обрабатывает персональные данные. Такое лицо определяет цели обработки ПД и их состав.

Любое юридическое лицо, в том числе УО, ТСЖ и кооперативы, автоматически становится оператором персональных данных.

Кого должна уведомить УО о том, что она является оператором персональных данных?

Не нужно уведомлять Роскомнадзор, если персональные данные оператор получает по договору с субъектом персональных данных, при условии, что ПД не распространяются и не передаются третьим лицам.

Это же правило действует, если ПД относятся к членам общественного объединения или религиозной организации, являются общедоступными и состоят из фамилии, имени и отчества. Полный перечень можно прочитать в части 2 статьи 22 N 152-ФЗ .

Решение об отправке уведомления в уполномоченный орган принимает оператор персональных данных. При этом отправляет или не отправляет оператор уведомление, он всё равно остаётся оператором персональных данных.

Мы регулярно напоминаем юридическим лицам о необходимости отправлять нам уведомления (ст. 22 N 152-ФЗ). Если юридическое лицо не включено в реестр операторов персональных данных, это не освобождает его от контрольно-надзорных мероприятий.

Скорее наоборот, те юрлица, которые с нашей точки зрения, могут быть операторами персональных данных, обрабатывают ПД и не попадают в перечень, исключающий необходимость направления уведомления, но уведомление не направили, вероятнее всего попадут в план проверок.

Требования к уведомлению в Роскомнадзор перечислены в части 3 статьи 22 N 152-ФЗ .

О согласии на обработку персональных данных

Когда нужно заручиться согласием на обработку персональных данных?

Оператор персональных данных должен понимать, что обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных или при наличии других законных оснований. При этом, необходимо отметить, что каждый отдельный случай индивидуален.

Кто несёт ответственность за персональные данные, если УО, которая обрабатывает персональные данные собственников, передаёт их по договору третьему лицу?

Если управляющая организация планирует поручить обработку персональных данных третьим лицам, у неё обязательно должно быть на то согласие субъекта персональных данных. Если такого согласия не будет, оператора привлекут к ответственности. Согласие получать не нужно, если это установлено федеральными законами.

Лицо, которое обрабатывает персональные данные по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Ответственность в этой ситуации несёт управляющая организация.

Что делать управляющей организации, если собственник не даёт согласие на обработку персональных данных?

Заставить собственника никак нельзя, нужно пытаться убедить, рассказывать, какие последствия могут возникнуть у субъекта в случае отказа в предоставлении согласия. Но в любом случае обработка ПД без согласия в отсутствии иных законных оснований на обработку ПД не допускается.

Бремя доказывания наличия согласия на обработку ПД лежит на операторе персональных данных.

Об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Какие штрафы существуют и кто их выписывает?

До первого июля 2017 года за нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных была установлена административная ответственность по статье 13.11 КоАП РФ . Для юридических лиц это предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Механизм был следующий: Роскомнадзор проводил контрольно-надзорные мероприятия в области ПД. Если в ходе мероприятий выявлял нарушения, то сообщал о них в прокуратуру для принятия мер. Прокуратура рассматривала сообщение и в случае признания нарушения выносила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направляла его в суд.

С первого июля ситуация изменилась. Новая редакция статьи 13.11 КоАП РФ более детализирована, в ней теперь семь составов, все они связаны с обработкой персональных данных. Увеличиваются штрафы, у Роскомнадзора появились полномочия составлять протоколы, то есть возбуждать дела об административных правонарушениях, минуя прокуратуру.

Максимальный штраф, предусмотренный статьёй 13.11 КоАП РФ в новой редакции, - 75 000 рублей. Его можно будет получить за обработку персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных в письменной форме, если оно предусмотрено законом.




Top