Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. Образовательный портал

Кривошеева Ирина Владимировна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.
В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко второй группе относятся 13 детей - это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе 7 детей – это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. Познавательный интерес неустойчивый;
2. Не всегда дети видят проблему;
3. Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;
5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд.
Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок », " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
возрастные особенности детей
доступность расположения

В лаборатории имеется разнообразное оборудование:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* фотосессии;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Оформление наглядности;
групповые родительские собрания;
«Дни открытых дверей»;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»;
Картотека «Опыты»
организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
Анкетирование.

Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?
Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с
вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»

Проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Средства: поисковые действия
Вид проекта: Групповой
Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель нашего проекта:
- Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Вызывать желание к поисковой деятельности.
Методы обеспечения:
Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:
случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей
Подбор детской и научной литературы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.
При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков:
1. Камни.
2. Почва.
3. Песок, глина.
4. Вода.
5. Воздух.
6. Бумага
7. Мир ткани
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней.
В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", «Закрасим воду», "Превращение воды в лёд," «Тонет- не тонет» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода – является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.
Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.
Ожидаемый результат нашего проекта:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование – юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский

Опыт организации поисковой экспедиции

Поисково-исследовательская экспедиция - новая технология в образовании, ставшая актуальной в связи с введением ФГОС.

По мнению педагогов, она направлена на формирование таких компетенций как социальная (умение работать в команде) и продуктивная (умение работать и быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них). Включенность подростков в социально значимую и интересную деятельность является эффективным средством профилактики употребления ПАВ.
Уровни, на которых проходит осуществление проекта экспедиции: общешкольный, административный, педагогический, классный, групповой и индивидуальный.
Работа на общешкольном уровне осуществлялась инициативной группой, созданной на добровольческой основе из числа заинтересованных педагогов.
Административный уровень представлен директором и замдиректора школы.
Педагогический уровень объединил работу преподавателей основной и старшей школы. На педагогическом уровне организована консультационная работа преподавателей по всем вопросам, которые возникают у учащихся в ходе выполнения проекта. Классный руководитель поддерживает и направляет идеи, выдвигаемые учащимися, помогает их практической реализации.
Основную часть работы над проектом учащиеся выполняют непосредственно на уровне класса. По желанию они могут работать индивидуально или группами по 2-4 человека. Дальнейшая работа над классным проектом осуществляется в выбранном формате.
В соответствии с функциональным назначением отдельных компонентов общая структура исследовательской деятельности подразделяется на частные структуры или подструктуры: побудительная – потребность, мотив, объект, цель; инструментальная – условия, средства, состав; контролирующая контроль, оценка, продукт.
I Побудительный этап представлен организационно-деятельностной игрой «Старт поисково-исследовательской экспедиции». Примерная схема проведения организационно-деятельностной игры.
1. Выступление классного руководителя о школьных исследовательских проектах прошлых годов. Обращает внимание на проекты, в которых участвовали ученики данного класса. Это, например, проекты «Информационно-методический центр школы», «Дизайн школы (оформление стен лестничных пролётов)».
2. Выступление организатора Регионального конкурса "Я - исследователь" и окружного "Интеллект Плюс". Рассказ об участии школьников города в конкурсах, проходивших в Москве и Сочи. Демонстрация сборника проектов участников конкурсов. Приглашение принять участие в конкурсах разных уровней.


3. Презентация педагогами-кураторами школы тем исследовательской деятельности. Важным моментом в методе проектов является выбор темы или, как называют этот этап зарубежные ученые, «выявление потребности». К теме проекта предъявляются четкие требования, она должна быть интересной для учащихся, проблемной, актуальной, целесообразной и иметь практическую значимость. В этом году такие предложены темы:
«Связь арифметики и алгебры. История возникновения алгебры и геометрии». Куратор учитель математики.
«Люди немецкой национальности на Урале и в г. Серове». Куратор учитель немецкого языка.
«Люди, которые делают открытия». Кураторы учитель биологии и географии, учитель истории.
4. Ребята выбирают интересующую их тему и делятся на группы. Бывает, что часть детей не может определиться с темой исследования после презентации тем педагогами. Тогда создаются группы учащихся. Например, было так, что одна группа исследовала понятие «судьба», определяла возможный маршрут экспедиции по теме «Человек – творец своей судьбы» под руководством учителей истории, биологии и географии. Во вторую группу вошла ученица, которая заявила свою тему исследования «Как живут люди заграницей?» (руководитель – ученица 7 класса, координатор группы – педагог-психолог школы).
5. Разработка маршрута. Блиц-размысливание терминов «экспедиция», поиск понятия «маршрут» в словарях.
Педагог:
1. Предлагает собственную трактовку темы.
2. Предлагает ученику самостоятельно трактовать тему («Тема интересна тем, что…»).
3. Задает вопросы типа: «Зачем это нужно знать?»
4. Побуждает ученика задавать вопросы.
5. Объясняет свою роль в работе.
6. Выясняет, в какой роли видит его ученик.
Учащиеся осуществляют ориентирование в теме:
- осознание интереса или его отсутствие;
- осознание отношения темы к контексту своей деятельности;
- осознание отношения к учителю;
6. Подготовка к презентации маршрута.
Учащиеся представили графическую схему маршрута, отметили наиболее важные остановки на пути следования. Кто-то выбрал символом движения автобус, кто-то – кораблик.
Некоторых учащихся 7 класса не было на старте экспедиции. Поэтому с ними работа была проведена позже. Часть из них вошли в уже созданные экспедиционные отряды.
Отряд, исследовавший во время старта экспедиции, вопросы судеб людей, занялся проработкой темы о великих полярниках-иследователях, именами которых названы улицы нашего города (папанинцах и челюскинцах). Подросткам свойственно задавать себе вопросы: кто я?, из какого народа вышел?, чем славен мой народ? Для разработчиков этого проекта стало важным воссоздание нравственно-этической основы жизни людей, опираясь на культурно-исторические события в жизни нашего народа. Проследить, что помогло людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации не только выжить, но и остаться людьми и совершать важную научную работу.
Оформился ещё один экспедиционный отряд, занявшийся разработкой темы «Человек и его возможности» (куратор педагог-психолог). Для участниц проекта стало важным содержательно выделить черты собственной «самости», узнать не столько о возможностях человека вообще, сколько о возможностях собственного роста, совершенствования через освоение мировой культуры, диалог с другими культурами. Позиционирование себя как свободной миролюбивой личности, признающей права другой личности независимо от расы, пола, возраста, культуры
Задача следующей встречи педагога-куратора с участниками экспедиционного отряда – постановка проблемы.
До начала исследования педагогами была определена некоторая «неизведанная область», представляющая интерес. Эта «неизведанная область» была презентована подросткам, которые выделили в ней более частные проблемы. Исходя из частных проблем, группа определила конкретные темы, за разработку которых участники возьмутся.


Появился дневник экспедиционного отряда, в котором дети зафиксировали выбранное ими направление исследования.
Для того чтобы помочь подросткам выделить проблемы, педагог:
1. предлагает вопросы типа:
«Что не поддаётся объяснению?»
«Что противоречит привычным представлениям?»
2. предлагает сформулировать основополагающий вопрос. Сообщает, что на такой вопрос нельзя ответить одним предложением.
3. снабжает словарём, речевыми клише:
«Действительно ли… - это…?»
«Является ли…?»
«Как я могу…?»
«Как меняется…?»

«Чем… похоже/ отличается от…?»
4. предлагает сформулировать проблемные вопросы, для этого может дать речевые клише:
«Что такое…?»
«Как происходит…?»
«Действительно ли…?»
«Уместны ли сегодня (методы, способы, законы)…?»
Эти речевые клише или вопросительные слова можно предложить учащимся в игровой форме. Педагог предлагает ребятам связку ключей или веер (в зависимости от полового, возрастного, индивидуально-психологического признака). На каждом ключике или звене веера написано речевое клише или вопросительное слово. Ребята разбирают по ключику (звену). Читают вопросительное слово и пытаются построить на основе его вопросительное высказывание. Все предложения записываются без критики и ограничений (по типу мозгового штурма).
Правила «Мозгового штурма»
1. Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.
2. Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной.
3. Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от привычных (шаблонных, стереотипных) решений. Посмотрите на проблему с новой точки зрения.
4. Выдвигайте как можно больше идей и фиксируйте их.
Затем все записанные вопросы анализируются примерно по следующей схеме:
1. Самая лучшая идея – та, которую Вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Предельно внимательное отношение к каждой проблеме.
2. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Сосредоточьтесь на поиске конструктива в любой, даже кажущейся простой, идее.
3. Отбрасывать идеи нельзя.
На этом этапе ученик:
1. Уясняет область незнания.
2. Выявляет противоречия, несоответствия.
3. Определяет основополагающий вопрос.
4. Формулирует проблемные вопросы.
5. Формулирует проблему. Для этого педагог предлагает речевые клише:
«Проблема заключается в недостатке (факторов, признаков, фактов, способов и т.д.)»
«Проблема заключается в несоответствии…»
«Проблема состоит в избытке…»
«Проблема заключается в невозможности использования существующих (технологий, способов, методов)…?»
Исходя из частных проблем, группа определяет конкретные, за разработку которых участники возьмутся (это снова фиксируется в дневнике). Группа делится на подгруппы, каждая из которых будет разрабатывать свой аспект выделенной проблемы. Важно, чтобы мотив проведения исследования являлся внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него. Непродуктивно «впихивать» абстракции в сознание учеников, если они им не интересны. Всегда можно найти «точки опоры» в личном интересе. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов. Да, конечно, педагог, как более опытный человек может заинтересовать пришедшего к нему ученика проблемами, которыми он сам занимается – но это всегда должен быть добровольный и сознательный приход.
Так учащиеся 7 класса, исследуя историю возникновения алгебры, поставили такой основополагающий вопрос: «Действительно ли нужен был переход от арифметики к алгебре?». На основе его сформулировали проблемные вопросы:
Какие практические задания нельзя решить арифметически?
Что в арифметике подготавливало переход на алгебру?
Как происходил переход от арифметики к алгебре?
Какие новые практические задачи помогла решить алгебра?
Какие науки помогла продвинуть алгебра?
Группа, исследующая жизнь людей заграницей, поставила такой основополагающий вопрос: «Действительно ли жизнь заграницей так привлекательна?». На основе его девушки сформулировали проблемные вопросы:
Является ли жизнь заграницей образцом?
В чём жизнь заграницей является образцом?
Что / кто делает жизнь заграницей благополучной?
Что в реальной жизни заграницей отличается от того, что показано в сериалах?
Почему важен опыт изучения образцов жизни за рубежом?
Во время следующей встречи участники группы совместно с куратором-взрослым занимаются целеобразованием, выделяют объект и предмет исследования, формулируют гипотезу.
Участники поисковой экспедиции, исследующие переход арифметики в алгебру, на основе поставленных проблемных вопросов сформулировали ряд гипотез:
Некоторые задачи практической деятельности людей невозможно решить с помощью арифметики.
Есть законы арифметики, помогающие вывести алгебраические формулы.
Над разработкой алгебры работало много учёных.
Алгебра решила задачи, связанные с кораблестроением.
Алгебра явилась основой для физики и химии (алгебра погубила алхимию и породила физику и химию).
Алгебра являлась царицей наук в XIII-XIV веках (или в эпоху индустриализации).
Экспедиционный отряд «Жизнь заграницей» сформулировал следующие гипотезы:
Если люди заграницей имеют возможность отдыхать за рубежом (на Багамах), то это образец благополучия.
Заграницей люди живут в прекрасных домах со множеством комнат.
Заграницей люди имеют больше прав и свобод.
Опыт изучения образцов жизни за рубежом важен потому, что таким образом мы можем научиться зарабатывать деньги, материально обеспечивать свою жизнь.
Работа закипела! Пошли в ход Интернет, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», справочники. О жизни заграницей девушки узнавали из газет, сериалов, бесед с учителями иностранного языка, компетентными взрослыми, родителями.


II. Инструментальный этап. Выяснение возможностей решения проблемы может проходить по следующей схеме:
1. Запись всех желаний без критики и ограничений.
2. Определение временной сетки. Если всё, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближайшей перспективе. Если цели и желания относятся к отдалённому времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка ребёнком сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: Как я узнаю, что достиг результата? Как другие узнают, что я достиг результата? Как я докажу скептику, что достиг результата?
8. Определение союзников, т.е. тех, кто поможет достичь поставленной цели.
9. Определение стратегии деятельности (реализовывать через совместные или индивидуальные действия), распределение ролей.
Планирование исследования представляет собой составление пошагового плана достижения цели с записью в дневник экспедиционного отряда. Это может быть и построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...
На этом этапе происходит выбор адекватных предмету исследования методов, т.е. способов достижения цели. Это могут быть: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (праксиометрические, моделирование, психодиагностические, биографические, обсервационные, экспериментальные), интерпретационные (структурный анализ, генетический анализ), обработки данных.


Особо остановимся на методе моделирования. Иногда, исследуя какое-то явление, феномен, не существующий в реальности или то, что существовало давно, ребята могут его воссоздать. Моделирование как раз – это построение модели объекта или системы. Модель – объект или система, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели. Модели могут быть образные (иконические) – рисунок, карта; мысленные (умственные, теоретические) – теория; знаково-символические – уравнения, формулы.
Наш опыт показывает, что при принятии решения о выборе метода ребята порой выбирают привычные им методы. Это стереотипные решения. Выбранный метод в таком случае не зависит от специфики цели исследования и особенностей объекта.
Иногда, не добившись результата, ребята начинают путём проб и ошибок выбирать новый метод в зависимости от конкретной ситуации. Это так называемое стихийный, необоснованный выбор.
Лучший вариант – оптимизированное решение. Обоснованный выбор рациональных методов для данных условий с точки зрения определённых экспедиционным отрядом критериев.
Обсуждение источников получения информации. Материал можно найти в школьной (городской) библиотеке, в Интернете, или мультимедийной энциклопедии. В дневнике появляется запись: книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель – задать направление поиска информации. При обсуждении источников информации необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Определение предполагаемого продукта, формы его представления и адресата. Продуктами деятельности экспедиционного отряда могут быть: «Портфель достижений», «Моя глава в учебник», программа концерта для детей младшего возраста, Web-сайт, «Справочник-путеводитель по…», Сборник стихов, Книжки-малышки, викторина для младших школьников, сборник тестов, театрализованная постановка, «Доска почёта», статья в школьную или городскую газету.


Этап планирования может быть реализован на протяжении 2-3 групповых встреч.
Результатом обсуждения должен стать записанный в дневнике план с точным указанием направлений деятельности, респондентов и источников информации, ответственных за выполнение каждого вида работ, сроки исполнения. Это может быть таблица, диаграмма, график и т.п.
Каждый цикл деятельности экспедиционного отряда воплощается в конкретном результате – продукте, который выражен в читаемых культурных текстах, обладает завершенностью и культурно-исторической значимостью (эта значимость может не осознаваться в конкретный исторический момент и конкретными людьми, но, тем не менее, она существует в общем контексте развития научной профессиональной традиции и служит ее развитию).
III. Полевое исследование. Реализация плана исследования. Деятельность учащихся. «Пробующие действия».


Когда мы моделируем в учебном процессе научное исследование, оно слагается из трех слоев.
В первом слое происходит точное констатирование фактов, учащийся выступает в качестве исполнителя разработанной не им жесткой методики. Задачей исследовательской деятельности полагается наиболее точное выполнение методики, целью является результат (число), которое полагается самоценным, но не является таковым с точки зрения учащегося, которому этот смысл положен извне его деятельности, понимания, отчужден от него. На этом этапе и происходит усвоение норм и характера деятельности, в данном случае – исследовательской.
Сбор материала может осуществляться ребятами по одному трёх основных путей. Мы рассказываем ребятам о трёх типах исследователей: «муравье», «пчеле» и «пауке». Исследователь может как муравей, собирать всё об изучаемом объекте; как пчела избирательно относиться к собираемому материалу (отклассифицировать сразу, что существенно, а что менее значимо); как паук расставить сети-ловушки и ждать, когда попадётся нечто интересное.
На этом слое предполагаются «ходки» - посещение различных учреждений города (музей, ДКМ, отдел архитектуры, Управление культуры и т.п.), визиты к компетентным специалистам: директору театра, музея, начальнику управления образования, руководителю кружка, участнику военных действий в Афганистане. Работа в школьной, городской библиотеке. Поездка в библиотеку областного центра. В нашем случае ребята запланировали поездку в библиотеки г. Екатеринбурга. Составление опросников.
«Пробующие действия» (разработка эскиза, пробы себя в различных профессиональных и социальных ролях: журналиста, репортёра, фотографа, редактора, специалиста по информационным технологиям).
Второй слой предполагает анализ и объяснение полученных на основании стабильной методики данных и фактов. Постановка задачи объяснения полученных данных включает у учащегося иной механизм мышления. Цель исследовательской деятельности начинает порождаться по мере ее развития, параллельно порождается смысл как ценность достижения истины по мере систематизации и объяснения получаемых данных. Постановка таких задач развивает способность к анализу, сопоставлению, обобщению, как главным качествам мышления, которыми должен овладеть учащийся.
В этом слое проходит корректировка плана, перераспределение ролей, выделение ранее неучтённых условий, выбор новых союзников и т.п.
Третий слой позволяет подойти к важнейшей для современного образования проблеме построения собственного отношения учащегося к фактам культурной действительности, становления его как субъекта культуры. Полученное на предыдущем этапе собственное (субъективное) объяснение исследованного явления соотносится со сделанным другими. Это заставляет учащихся ознакомиться с иными исследованиями в данной области и критически подойти к собственной работе. Соотнесение собственной деятельности с общим ходом развития исследований области означает включение учащегося в культурный контекст, а его работы в общее развитие культуры пусть в небольшой, но части общего культурного пространства.
Педагог не должен вести ученика «за руку» к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь, или которые мы ставим сами перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает истины, хотя бы потому, что она не достижима (наука и процесс познания прекращают своё существование, когда все точки над i расставлены). Поиск же совместной правды создаёт как раз ту ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у педагога не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся .
IV. Контрольный этап. Описание фактов и полученных эмпирических данных. Соотнесение полученных данных с запланированными на начальном этапе исследования. Сверка полученных данных, объектов в словарях, справочниках. Классификация выделенных признаков, самих объектов.
Характеристики надёжности (репрезентативности) полученных данных.
1. Обоснованность (валидность). Включение достаточного круга компетентных лиц (экспертов) и источников получения информации.
2. Устойчивость информации. При получении в разных ситуациях должна быть идентичной.
3. Полученные данные должны не только объяснять исследуемые факты и процессы, но и помогать предсказывать их. Возможность объединения полученных данных в принципы. Использование этих принципов в предсказаниях.
Оформление продукта исследовательской деятельности. Создание авторских, оригинальных продуктов.
Разработка критериев оценивания ученических проектов. Работа проводится фронтально в течение одной встречи.
Можно зафиксировать получение дополнительного продукта в виде личностных новообразований. Общественным признанием такой включенности является публикация (в широком смысле этого слова) результатов исследований.
V. Презентация продукта на творческом экзамене, родительском собрании.
Форма презентации: доклад на 5-7 минут с иллюстрациями, литературный альманах, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследования, показ видеоклипа. Цель – мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль педагога-куратора – консультирование и помощь.

Якушева Надежда Михайловна,

учитель истории, обществознания и право МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

^Н ^■ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Как правильно организовать поисково-исследовательскую деятельность в школе?

Ключевые слова: исследовательская деятельность; умение увидеть и решить проблему; урочная исследовательская деятельность; внеурочная исследовательская деятельность; этапы: диагностика, выбор актуальной темы, выполнение работы, защита.

Тот, кто совершает открытие, Видит то, что видят все, но Думает то, что никому не приходит в голову

В современном обществе стало очевидным успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Современная жизнь предъявляет социально активному человеку особые требования. В условиях рыночной экономики, конкуренции в различных сферах деятельности нам необходимо учиться взаимодействию, освоить творческий опыт работы, научиться доводить намеченное дело до логического завершения, воплощать в дела свои самые дерзкие мечты.

Надо готовить учащихся к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Научноисследовательская деятельности в школе это не только способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой обстановке.

Что есть, по сути, научное исследование? Это умение увидеть проблему, и найти оптимальное решение на основе собранной информации. Не этого ли так часто требует от нас жизнь? Таким образом, правильно сформированный исследовательский подход и практика научной деятельности могут служить для учащихся положительным опытом, который несомненно пригодится в будущей взрослой жизни независимо от избранной сферы профессиональной деятельности.

Сегодня старшеклассники - это завтрашний студент, поэтому подобные навыки получаемые в школе могут сослужить хорошую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗЕ. Может оказаться так, что кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

Исследовательская работа с учащимися предъявляет особые требования и к учителю. Педагог, решивший всерьёз заниматься с учениками исследовательской деятельностью, несомненно, должен иметь положительное отношение к учащимся, проявлять уважения к личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом, признавать право каждого ученика быть непохожим на других, способность предоставить школьнику свободу выбора и уважать его мнение, учитывать индивидуально- психологические особенности детей. Кроме того, учитель сам должен быть заинтересован в научной практике, иметь кругозор, далеко выходящий за рамки его профессиональных обязанностей.

Исследовательская деятельность в школе включает в себя:

1. урочную исследовательская деятельность, которая состоит в проведении проблемных уроков, семинаров, практических уроков, работы с источниками.

2. внеурочную исследовательскую деятельность, это реферативная работа, подготовка сообщений и докладов, участие в научных конференциях школьников, например в программе «Шаг в будущее» и других.

Работа состоит из нескольких этапов:

1этап Диагностика. Выявление детей предрасположенных к исследовательской работе, например в ходе

урочной исследовательской деятельности. На этом этапе взаимодействие учителя и ученика наиболее тесно, роль учителя доминирует.

2 этап Выбор актуальной темы - самый сложный этап. Успех этого этапа зависит от широты кругозора как учителя, так и ученика, информированности учителя о существующих научных направлениях и достижениях науки в избранной области знания. На этом этапе учитель выступает в роли консультанта, учитель и ученик действуют на паритетных началах с некоторым преобладанием учителя, как более опытного и знающего партнера.

3 этап. Выполнение работы. На этом этапе учитель является консультантом, учащимся предоставляется максимальная самостоятельность. Тем не менее, успех этого этапа зависит в первую очередь от правильности действий педагога, сумевшего вовремя порекомендовать учащимся нужную, литературу, обсудить с ними ход и возникающие трудности исследования и ненавязчиво направить его в нужное русло.

4 этап. Защита. Это звездный час юного исследователя, здесь учитель должен быть способен отойти на второй план и остаться в роли неравнодушного заинтересованного наблюдателя, морально поддерживать, но не подавлять и не прерывать ученика.

Как учебный, так и внеучебный исследовательский проект может быть: монопредметным (на материале конкретного предмета или отрасли науки); межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов: история и литература, иностранный язык и история, иностранный язык и литература, экономика и информатика и др. или различные отрасли знания); надпредметным (выходящим за рамки конкретного учебного предмета или научной дисциплины, например «Дом, в котором я хочу жить»).

Учебный исследовательский проект кроме того может быть: итоговым (оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала); текущим (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения).

Учащиеся выбирают (с помощью учителя или самостоятельно) тему проекта, форму выполнения (групповая, индивидуальная), форму презентации реферат, конференция, спектакль, создание журнала и т.д.)

Учитель дает методические рекомендации или инструкции, указывает, где найти необходимую литературу, помогает определить конкретные задания на начальном этапе. Задания должны быть четкими и посильными. Необходимо ознакомить учащихся с требованиями к качеству проекта.

Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта, так как трудно удержаться от подсказок. Надо отвечать только на возникающие у школьников вопросы. Можно провести семинар-консультацию, рассмотреть проблемы, возникающие у значительного числа учащихся.

В основе проектирования лежит самостоятельное усвоение новой информации и роль педагога здесь состоит в том, чтобы помочь учащимся:

Намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;

Искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

Осуществлять и аргументировать выбор;

Предусмотреть последствия выбора;

Действовать самостоятельно, без подсказки;

Сравнивать полученное с требуемым;

Корректировать деятельность с полученным результатом;

Объективно оценивать процесс и результат проектирования;

Работа над проектом и последовательность его выполнения представлена в табл.1.

В работе должны быть следующие составляющие;

Поставлена проблема или сформулирован вопрос;

Поставлены цели и задачи

Раскрыты пути их решения;

Представлен фактический материал

Сформулированы выводы, содержащие результат исследования.

Таблица 1

Последовательность выполнения проекта

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя

I. Целеполатание Определение темы, выявление одной или нескольких проблем Выбор рабочих групп Уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблемы. Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает

II. Планирование Анализ проблемы выдвижение гипотез Выдвигают гипотезы обоснование каждой из этих гипотез, формируют задачи Помогает в анализе и синтезе, наблюдает

III. Выбор методов Обсуждение методов проверки принятых гипотез возможных источников информации. Обсуждают методы проверки принятых гипотез, выбирают оптимальный вариант, определяют источники информации. Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе)

IV. Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение_проекта Работают с информацией, синтезируют и анализируют идеи, проводят исследование, оформляют проект Наблюдает, направляет процесс анализа

V. Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов деятельности Участвует в коллективном анализе и оценке результатов

Сказанное в полной мере относится к обоим видам исследовательской деятельности, однако внеурочное исследование имеет и ряд особенностей. Научная работа, представляемая на конференцию школьников, должна, кроме прочего, быть актуальной, исследовательской (в отличие от урочной, которая может быть и реферативной), иметь практическую или научно - теоретическую значимость и содержать научную новизну. Здесь педагоги встречаются с рядом трудностей, некоторые пути решения которых хотелось бы рассмотреть подробнее.

Самой первой проблемой, с которой и учителя и школьники сталкиваются при подготовке исследовательской работы это выбор темы исследования. В первую очередь она должна обладать актуальностью, то есть необходимостью изучения. В работах по истории часто можно встретить объяснение актуальности прошедшей или приближающейся знаменательной датой, личным интересом, неинформи-рованностью молодежи и т.п. По личному наблюдению, такие формулировки производят неблагоприятное впечатление на экспертов, так как принижают в их глазах актуальность темы исследования. Узнать, какие научные направления и проблемы актуальны в современной российской науке, поможет знакомство (даже поверхностное) с научными журналами или интернет-публикациями по избранной научной дисциплине. Для историков, например это «Вопросы истории», «Отечественная история», электронные журналы «Сибирская заимка», «Одиссей», сайты «Хронос», «Археология.ру» и др. Эффективным способом решения этой проблемы является обращение за консультацией в научно-исследовательские институты или на кафедры ВУЗов по профилю предполагаемого исследования.

Кроме того, тема исследования в первую очередь должна быть интересна самому юному исследователю и доступна его пониманию, так как именно понимание обеспечивает качество самой работы и успешное выступление учащегося. Для школьников младших классов это, как правило, темы о явлениях природы, знакомых им животных, известных исторических событиях. Младшему школьнику можно также поручить решение узкой задачи в рамках исследовательского проекта старшеклассников. Например, для учеников 11 класса В. Лебедевой и И. Анисимова была избрана тема «Надгробные памятники инородцев Хангалас-ского улуса конца XIX - начала XX в.», а для ученика

4 класса П. Шинкаренко на том же материале - более узкая тема «Изображение якоря на надгробных памятниках инородцев Хангаласского улуса к. XIX - XX в.» доступная его пониманию. Постановка проблемы для малышей должна быть сформулирована в виде простого вопроса: «почему?», «для чего?» и т.п. так, чтобы ребенок мог попытаться ответить на него самостоятельно. Например, для ученика первого класса проблема по такому своеобразному направлению как хронология была сформулирована так: «Мы знаем, что г. Якутск основан в 1632 г., а почему здесь (в документе - Н.Я.) написана другая?» Поиски ответа на этот вопрос привели ребенка к знакомству с действующими в России двумя календарными системами.

Таким образом, успешный выбор темы исследования определяется знаниями и интересами педагога, интересами школьника, доступностью темы для понимания учащегося, и, кроме того, нужно обратить внимание на доступность литературы и материалов по теме исследования.

Следующим шагом к успеху работы должно стать изучение доступной литературы по теме исследования. Это необходимо в первую очередь для определения новизны исследования - необходимого критерия его оценки. Новизной исторического исследования может стать не только принципиально новая тема, что в школьном исследовании сделать трудно, хотя возможно, но и новый подход к старой проблеме, ее необычный ракурс, новый способ решения, обнаруженный документ, предмет или фотография, какой-либо оригинальный вывод. К сожалению, встречаются случаи, когда незнание литературы, в первую очередь учителем, приводит либо к «изобретению велосипеда», либо к выбору «неблагодарной» темы, в изучение которой ребенку чрезвычайно трудно, а подчас и невозможно внести что-то новое. У историков это, как правило, работы о биографиях известных людей, ранней или европейской истории и т.п. Во-вторых, работа с литературой поможет определить методы работы, необходимые для решения поставленной проблемы, получить какой-либо фактический материал, расширить кругозор по предмету исследования и сформулировать достойные выводы.

Изучение литературы самый длительный и трудоемкий этап, роль научного руководителя здесь заключается в том, чтобы составить список необходимой литературы имеющейся в школьной или другой доступной для ребенка или его родителей библиотеке, а также со всей доступной ему информацией по теме исследования (Интернет, пресса). Проследить, чтобы учащийся ознакомился с ней и понял содержание и смысл прочитанного. Такая же работа с младшими школьниками требует больше усилий и времени, так как педагогу приходится часть литературы изучать самостоятельно и доводить до ребенка в доступной форме. К сожалению учителя, из-за недостатка времени часто пренебрегают работой с литературой, что приводит к снижению качества самого исследования, отсутствию новизны, отсутствию у учащегося теоретических знаний, понимания значения объекта его исследования.

Основная часть исследовательской работы это продукт не только самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся, но и творческого содружества учителя и ученика. На этом этапе научный руководитель должен помочь сформулировать конкретные цель и задачи исследования и в дальнейшем контролировать процесс их выполнения. Нельзя забывать - задачи исследования должны соответствовать возрасту, интерес к работе и посильность во многом определяет успех.

Если тема исследования сложна или предполагает большое количество исследований, то целесообразно проводить его коллективно. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом группе могут одновременно быть силь-

ный ученик, средний, слабый. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в добывание знания.

Овладевая культурой выполнения исследовательских заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. Формируется конструктивное критическое мышление, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения, поэтому даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. У учащихся вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это верно, а это неверно». Школьники сами выбирают способы и виды деятельности, углубляются и закрепляются полученные при обучении теоретические и практические знания. Главную задачу учителя здесь мы видим в передаче методики и методологии, способов работы, теоретических, а не конкретных знаний.

В заключительной части исследовательской работы необходимо сформулировать выводы. Они должны вытекать непосредственно из основного материала работы и быть результатом анализа приведенных фактов или результатов эксперимента. Выводы должны носить обобщающий характер, содержать решение поставленной в начале исследования проблемы и соответствовать цели и задачам исследования. Например, если «целью работы является показать жизнь русского крестьянства Якутии 2-й половины XIX - 1-й половины XX веков на примере крестьян деревень Витимской волости», то основной вывод будет звучать так: «Подводя итог всей исследовательской работы, я пришел к основному выводу, что русские крестьяне в условиях отдаленной окраины России сохранили свою изначальную веру - христианство, традиционный быт и культуру, в то же время, перенимая опыт у местного населения, играли ведущую роль в общественно-экономическом развитии деревень и станков Иркутско-Якутского почтового тракта». Ни в коем случае не нужно включать в выводы сведения о практической деятельности - издании брошюр, проведении мероприятий, это, как правило, вызывает нарекания экспертов

Последним этапом работы является подготовка презентации исследования. Это может быть бумажный стенд и компьютерная презентация, необходимость подготовки сразу двух видов вызвана тем, что условия проведения конференций не всегда дают возможность демонстрировать компьютерные презентации. Конечно презентации более предпочтительный вид демонстрации результатов исследования, так как позволяют представить работу ярче и интереснее. В электронном приложении представлены презентации участников исторической секции - лауреатов и дипломантов республиканского этапа программы «Шаг в будущее». Основным требованием к оформлению пре-

зентаций любого вида является небольшое количество текста и преобладание иллюстративного материала - изображений, фотографий, диаграмм и пр.

Работа педагога на этапе подготовки презентации состоит в помощи учащимся в подборе необходимых элементов стенда или презентации. Кроме того, научный руководитель должен научить школьника технике выступления и работы со стендом (презентацией). Хорошее впечатление на экспертов или жюри производят выступающие самостоятельно, без бумажки, легко ориентирующиеся в материалах стенда (презентации), но не читающие с него докладчики. Этого можно добиться не заучиванием текста (что, как правило, не эффективно), а путем формирования у учеников в ходе работы над проектом глубокого понимания предмета, способности своими словами изложить основные положения исследования. Такое понимание помогает школьнику и успешно отвечать на задаваемые ему вопросы.

Таким образом, основные этапы подготовки исследовательского проекта можно представить в виде табл. 2.

Представить результаты как урочной так и внеурочной исследовательской деятельности школьников позволяют следующие формы занятий: конференции, презентации, заседание кафедры, выставка достижений, средства массовой информации, школьный пресс-центр, выступления для определенной аудитории (классный коллектив, параллельный класс, родительская общественность).

Таким образом, цель научно-исследовательской работы в школе состоит в развитии творческих способностей и повышения общего уровня учащихся их подготовки на основе индивидуального подхода и усиление самостоятельной творческой деятельности, применении активных форм и методов обучения. Демонстрация научных достижений школьников позволяет повысить мотивацию не только самих юных исследователей, но и других учеников, пробуждая в них не только стремление к знаниям, но и здоровые амбиции. Успех во всех формах исследовательской деятельности достигается совместными усилиями учителей, родителей, учащихся и администрации школы.

Более 10 лет я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися. На своем собственном опыте, я убедилась, что привлекая детей к этой работе, учитель не только приводит к успеху в области исследования, но «научивает» как отыскать путь решения стоящей проблемы. А это является одной из важнейших компетенций современного школьника.

Анализируя дальнейшую успешную учебную и профессиональную деятельность своих питомцев, которые активно занимались исследования в различных областях, я испытываю чувство удовлетворения. Одной из первых учениц, с которой я начинала занятия была Трунина Саша. Окончив с красным дипломом юридический факультет ЯГУ, она стала аспиранткой Московской академии права. Теперь она член судейской коллегии РФ.

Основательной была работа Ахменова Айрата, ученика 5 класса «Судьба моей семьи в судьбе стра-

Таблица 2

Структура исследовательской деятельности

1. Выбор темы исследования Какими могут быть темы? Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Экспериментальные Теоретические Изобретательские

2. Цель и задачи исследования Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования Формулируется словами «предположим», «допустим», «возможно», «что, если»

4. Организация исследования Самостоятельно ответить на вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования

Просмотреть книги по теме Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

Спросить у других людей Запиши интересную информацию, которую узнал от других людей.

Использование Интернета Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

Наблюдение Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить основные понятия и дать им определения: 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобою парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Сделать выводы и умозаключения. 6. Указать возможные пути изучения. 7. Подготовить текст доклада 8.Сделать схемы, чертежи, макеты, подобрать иллюстрации

ны». Этот доклад был отмечен дипломом 1 степени улусного тура НПК «Шаг в будущее». И, конечно же, к высоким достижениям могу отнести успешное участие в 2008, 2009 годах на Всероссийских научнопрактических конференциях в г. Москва и Санкт-Петербург Лебедевой Вари и Анисимова Вани.

Безусловно, первые шаги в исследования необходимо делать с начальных классов, приобщать к сотрудничеству родителей. В нашей школе эта работа ведется планомерно, учителя начальных классов активно включаются в этот вид деятельности.

Еще одним шагом в решении данной задачи стал Школьный симпозиум информационных проектов «Из истории развития науки, техники и технологии». В этом году он будет проводиться уже четвертый раз. Это является подготовительным этапом в проведении

уже более значимых проектов, имеющих исследовательскую составляющую.

В настоящее время проводятся много различных научно-практических конференций. Все они создают условия для развития интеллектуальных способностей, привитие навыков научной деятельности учащимся. В этом плане у учителя возникает дополнительная задача: приобщить школьников к данному виду деятельности. Самым сложным для учителя является определение темы исследования. На первый взгляд, кажется, что уже все вопросы исследованы до нас, что ничего нового нельзя найти. Но в любой теме есть те грани, которые еще не исследованы, точки зрения, с которых она еще не рассматривалась. Поэтому, я думаю, что не надо бояться и смело браться за исследования в любой области.

1

Сфера образования сегодня относится к числу государственных приоритетов. Сохранение и развитие отечественной науки, культуры, укрепления государства напрямую зависят от образованности общества.

Современные требования к отечественному образованию обусловлены происходящими в нашей стране и в мире масштабными и динамическими социальными изменениями, затрагивающими почти все стороны общественной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентируют на придание отечественной системе образования новых качественных характеристик.

Развитие системы, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств.

В системе российского образования в настоящее время активизировались процессы внедрения в школьную практику идей развития личности, гуманизации, гуманитаризации, демократизации, профессиональной направленности обучения, развития творческого потенциала учащихся, формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и другие.

Мы остановимся на одной из ведущих инноваций - формирование поисково-исследовательской деятельности обучающихся, которую можно рассматривать как стратегическое направление развития личности учащихся.

Успех поисково-исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается использованием в учебном процессе активных методов обучения, видами и формами заданий, умелым руководством учителя этой деятельностью.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений, навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения - это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психологи убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.

К основным дидактическим функциям поисково-исследовательской деятельности можно отнести следующие:

Функцию открытия новых (субъективно новым, неизвестных учащемуся) знаний (то есть установление существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т. п.);

Функцию углубления изучаемых знаний (то есть получение определений, эквивалентных исходному; обобщение изучаемых теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т. п.);

Функцию систематизации изученных знаний (то есть установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);

Функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самореализации);

Функцию обучения учащихся способам деятельности, приемам и способам научных методов познания.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов:

Мотивация учебной деятельности;

Постановка проблемы исследования; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения исследовательского задания;

Анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу:

Планирование деятельности по выполнению эксперимента (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала;

Самостоятельное проведение эксперимента;

Систематизация и анализ полученного фактического материала;

Выдвижение гипотезы;

Подтверждение или опровержение гипотезы;

Оформление хода выполнения задания и полученных результатов;

Обсуждение результатов.

Очевидно, что различные виды поисково-исследовательской деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Проведенный нами анализ процесса усвоения математических знаний показывает, что поисково-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

а) выяснении существенных свойств понятий или отношений между ними;

б) установлении связей данного понятия с другими;

в) ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;

г) обобщении теоремы;

д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;

е) выделении частных случаев некоторого факта в математике;

ж) обобщении различных вопросов;

з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;

и) решении задач различными способами;

к) составлении новых задач, вытекающих из решенных задач;

л) построении контрпримеров и т.д.

Для формирования исследовательских умений целесообразно использовать задачи следующих типов: задачи, развивающие умение ставить цели работы; задачи, развивающие умение анализировать условия заданной ситуации; задачи, развивающие умение выдвигать и обосновывать гипотезы; задачи, развивающие умение планировать решение проблемы; задачи, развивающие умение критически анализировать результат.

Приведем более детальную классификацию учебно-творческих задач, которые следует использовать для организации поисково-исследовательской деятельности: задачи с явно выраженным противоречием; задачи с деформированной информацией; задачи на прогнозирование; задачи на оптимизацию; задачи на обнаружение ошибок, на проверку результата, на оценку результата и процесса; задачи на разработку алгоритмических предписаний; задачи на конструирование; логические задачи и др.

Условиями, способствующими активизации поисково-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в классе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; целесообразная организация структуры учебного материала; вооружение учащихся рациональными приемами учебно-познавательной деятельности; формирование положительной мотивации и внутренних стимулов к учению; привитие интереса к изучаемому объекту; систематическое осуществление личностно-ориентированного и деятельного подходов к обучению; сочетание различных методов, способствующих развитию творческого мышления учащихся; ориентация на продуктивное получение результатов; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований //Математика в школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

3. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264 с.

Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ИХ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=511 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Консультация

« Значение поисково - исследовательской

деятельности в развитии ребенка »

«Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия

творческого потенциала каждого ребенка» .

С. Гин

«Детская поисково - исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка , направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. К ним относятся по мнению Савенкова А. И.:

Интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса» , направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

Эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

Волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности , развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность .

В исследованиях Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

Творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию , комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности , проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности . Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности . Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка . Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности . Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность , является условием интеллектуально-творческого развития личности , ее саморазвития .

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности :

1) образовательная деятельность , осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

Основная организованная деятельность (ООД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью , что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект .

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта , но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей , отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии

речи детей , умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение . С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для успешного взаимодействия необходимо :

установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей ;

создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка .

В индивидуальных беседах, консультациях , на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое , самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте :

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов :

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

3. По количеству детей :

- индивидуальные (1-4 ребенка ) ;

- групповые (5-10 детей) ;

- коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения :

- случайные. Специальной подготовки не требуют.

-запланированные. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

- поставленные в ответ на вопрос ребенка . Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс :

- эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

- систематические.

6. По продолжительности :

- кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

- длительные (свыше 15 минут) .

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом :

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле :

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций :

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей :

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории :

- демонстрационные;

- фронтальные.

Структура эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться) . А вопросы «Зачем?» , «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается :

Во - первых, в характере решаемых задач : они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково -познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.




Top