Какой выставлять файл подкачки. Что такое файл подкачки и зачем он нужен

Операционная система изначально настроена так, чтобы обеспечивать оптимальную работу на всех моделях ноутбуков или стационарных компьютеров. Комплектующие и ресурсы у ПК могут быть разные, поэтому возникает необходимость пользователям самостоятельно вносить изменения. Иногда улучшить работу системы помогает настройка, о которой вы узнаете ниже.

Что такое виртуальная память

Перед тем как в Windows 7 увеличить файл подкачки, нужно разобраться, что это такое. Для полного осознания принципа работы этого параметра необходимо разобраться в основной терминологии:

  1. Оперативная память (она же ОЗУ, RAM) – выполняет роль запоминающего устройства с произвольной выборкой. Если вы открывали какую-то программу, приложение, то часть данных для этой процедуры сохраняется в оперативке. При повторном открытии процесс происходит быстрее благодаря ей. После выключения компьютера она полностью очищается. Чем больше объем оперативки, тем быстрее отвечают программы.
  2. Paging-file­(он же swap-file) – документ на жёстком диске с названием pagefile.sys, по умолчанию он скрыт. Использует его система Windows для хранения данных, частей программ, которые не поместились в ОЗУ. Если освободилось место, то из свап-части информация будет помещаться в ОЗУ и обратно.
  3. Виртуальная память – совокупное значение предыдущих двух терминов.

Как увеличить файл подкачки Виндовс 7

При появлении в Windows сообщений об ошибке программ по причине нехватки виртуального пространства нужно либо докупить оперативку, либо увеличить размер файла подкачки. Как правило, он контролируется системой автоматически, поэтому изменять его объем придется самостоятельно. Эта процедура повысит производительность вашего компьютера, поможет избежать сбоя операций.

Для оптимальной работы swap-file должен быть при минимальном значении равен размеру оперативки, а в максимальном – превышать в 2 раза. Если у вас стоит 4 Гигабайта ОЗУ, то нижнее значение должно быть равно 4, а верхнее 8 Гб. Считается среди пользователей, что swap-file должен быть статическим, параметры максимального и минимального значения совпадать, но практического подтверждения эта теория не получила.

Перед тем как перейти к настройкам, следует учитывать, что создать его можно на каждом диске (разделе) винчестера, но реального прироста производительности это не даст, поэтому работать нужно с документом на системном диске. Инструкция, как в Windows 7 увеличить файл подкачки:

  1. Щелкните ПК мыши на ярлыке «Мой компьютер», перейдите в раздел «Свойства».
  2. В новом окне, в левом меню находите пункт «Дополнительные параметры системы».
  3. В разделе «Дополнительно» на группе «Быстродействие» кликните кнопку «Параметры».
  4. Далее переключитесь на закладку «Дополнительно».
  5. Из раздела «Виртуальная память» нужно нажать «Изменить».
  6. Перейдите на вкладку «Виртуальная память».
  7. Здесь можно увеличить, отключить или перенести swap-file Windows на другой диск. Просто выделите диск С, установите галочку напротив «Без файла подкачки», нажимайте «Задать». Соглашайтесь с предупреждением. После этого выбираете другой раздел, ставите галочку «Указать размер», задаете максимальный и минимальный объем.
  8. Так же можно просто увеличить значение на диске С без переноса.
  9. Перезагружаете ПК, чтобы новые параметры вступили в силу.
  10. Чтобы объект не подвергался фрагментации, нужно устанавливать одинаковое значение для max и min размера.

Как настроить файл подкачки? Что это такое? Как влияет на производительность всей системы?

В Windowsе есть такой файл, он называется свип файл, который является продолжением оперативной памяти компьютера, так называемая виртуальная память или файл подкачки. Так вот, к этому файлу Windows обращается постоянно, что-то туда пишем и что-то от туда читает, в процессе выполнения программ. Самое интересное, что к этому файлу Windows обращается независимо от объема ОЗУ. Единственное когда памяти мало, то обращается чаще. Когда памяти много, обращается реже, но всё равно обращается. Даже если на компьютере установленно 16 ГБ ОЗУ, Windows продолжает работать с файлом подкачки, что притормаживает работу системы.

В добавок этот файл имеет динамический размер, который вычисляется при каждом обращении, а это затраты времени. К тому же если файл будет не целым, то он будет читаться еще медленнее. А целым динамический файл не может быть в принципе, так как расширяясь он заполняет пустоты между файлами. Из сказанного напрашивается такой вывод: если сделать размер этого файла постоянным и записать его на диск цельным, то обращения Windows к нему будут происходить быстрее. И главное это ускорение будет распространяться на работу всей системы.

Настройку файла подкачки будем рассматривать на примере Windows 7. Поскольку принцип работы всех виндовсов одинаковый и интерфейсы крайне похожи, то всё описанное в этой статье полностью соответствует и windows 10 / 8 / 8.1 / xp. И так, чтобы выполнить настройки этого файла необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по значку компьютера и зайти в свойства компьютера или через панель управления в свойства системы. Далее открываем "Дополнительные параметры системы".

Потом открываем вкладку "Дополнительно", далее в разделе "Быстродействие" жмем кнопку "Параметры".

В открывшемся окне выбираем вкладку "Дополнительно" и нажимаем кнопку "Изменить".

Открывается окно "Виртуальная память".

Это окно разбито на две части. В первой, большей части, выполняется настройка файла подкачки. Во второй части, меньшей, отображаются рекомендации размеров и суммарный размер существующего файла подкачки на всех дисках.

В самом верху окна "Виртуальная память" есть пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если в этом пункте стоит галочка, окно настроек становится недоступным и все режимы файла подкачки выбирает система. Для выполнения ручной настройки галочку в этом пункте надо убрать.По умолчанию система располагает файл подкачки на системном диске, как правило это диск С, и размер его динамический, то есть меняющийся в зависимости от нужд от 16 МБ минимум до стольки (МБ, ГБ, ТБ) сколько нужно системе. Максимальный размер файла подкачки теоретически ограничен только свободным пространством диска, на котором он расположен. Естественно системе с таким файлом работать быстро в принципе не возможно. На практике максимальный объем редко доходит до рекомендованного.

Представьте паровоз, тянущий состав с вагонами, в которых лежат разные грузы. На каждой станции паровоз останавливается и начинается работа по формированию нового состава. Одни вагоны отцепляются, другие прицепляются. И каждый раз разное количество вагонов. Как вы понимаете процедура достаточно долгая. Толи дело состав с фиксированным количеством вагонов или вагонеток. Подъехал поезд к станции, засыпали в вагонетки груз и поезд пошел дальше. На следующей станции нужные вагонетки перевернули т.е. освободили и поезд снова поехал без задержек. Так и здесь фиксированный объем файла подкачки работает быстрее чем динамический (нет вычислений, связанных с объемами). Остается только определить какой объем нам нужен.

Как вы помните жесткий диск в компьютере это самое медленное устройство. В идеале во время выполнения программ желательно чтобы к нему вообще не было обращений, только так можно достичь максимальной производительности системы. Но дело в том, что Windows задуман как многозадачная система и к тому же способная реализовывать режим многозадачности при небольших объемах памяти. Этому как раз и способствует файл подкачки, в который выгружаются неактивные задачи. Когда памяти мало, например 512 МБ, система обращается к файлу подкачки при каждом переключении с задачи на задачу (с программы на программу). И чем больше программ у нас включено одновременно, тем больший потребуется файл подкачки. Реально понадобится объем около 2,5 ГБ. Конечно же это условное приближение и оно очень сильно зависит от объемов используемых программ.

Теперь представьте что мы увеличили объем оперативной памяти вдвое до 1 ГБ. Что теперь произойдет? Несколько программ например 2-3 (в зависимости от их размеров) смогут работать находясь полностью в памяти. Система начнет обращаться к файлу подкачки, только когда памяти не станет хватать, а произойдет это если добавить количество активных задать. В результате вам станет хватать уже 2 ГБ.

Давайте теперь объем памяти увеличим еще в двое - до 2 ГБ. Вы заметили, что происходит? Объем, используемой памяти, перекочевывает из файла подкачки в оперативную память. То есть теперь нам должно хватить файла подкачки в пределах 1,5 ГБ. А если память увеличить еще в двое до 4 ГБ, на всё про всё должно хватить и 1 ГБ. Исходя из такой последовательности можно предположить, что при наличии 8 и более ГБ от файла подкачки можно отказаться совсем. И эта теория в какой-то мере верна. Но всё зависит, как я говорил, от загруженности системы, т.е. от количества активных программ и от их тяжести то есть объема. У меня например, при 2-х ГБ памяти, система создает файл подкачки 2,7 ГБ, а рекомендует 3 ГБ.

Так что я предлагаю начинать пробовать с объемов равных рекомендованному системой. Далее в зависимости от ваших потребностей, если этого объема будет много или мало, то вы всегда сможете разумно его уменьшить или увеличить опираясь на предыдущий абзац и довести объем файла подкачки до идеального размера. И так вы получили достаточно информации, что бы принять правильное решение в отношении объема.

Но вот вопрос, как сделать файл подкачки целым? Возникает мысль, а можно ли дефрагментировать файл подкачки? На прямую файл подкачки система не дефрагментирует. Но есть способ сделать его таковым. И так, первым делом нам необходимо отключить, образованный после установки виндовса, файл подкачки. Делаем это так.

Выбираем пункт "без файла подкачки" и нажимаем кнопку "Задать". Система заругается и выдаст окно с предупреждением:

Как настроить файл подкачки - Предупреждение

Поскольку мы делаем это намеренно, то жмем "Да". И у нас появляется новое окно с предложением перезагрузить систему чтобы изменения вступили в силу.

Как настроить файл подкачки - Предложение перезагрузить

Жмем "ОК" и перезагружаем систему. Теперь Windows загружается без файла подкачки. Чтобы новый файл подкачки оказался целым, необходимо дефранментировать пространство на диске. Поскольку мы стремимся к максимальной производительности системы, то располагать файл будем на диске С (это в случае с одним физическим диском). Следовательно Диск С и будем дефрагментировать. Для этого открываем вкладку мой компьютер. Наводим мышку на диск С, жмем правую кнопку мыши и выбираем свойства. Открываем вкладку "Сервис" и нажимаем на кнопку "Выполнить дефрагментацию".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска

Запустится программа дефрагментатора. Выбираем диск С и нажимаем "Дефрагментация Диска".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска С

Если вдруг по каким-то причинам у вас не установлен дефрагментатор от Windows или он вас не устраивает, то ничего страшного. Закачайте например бесплатную Auslogics Disk Defrag и выполняйте дефрагментацию диска С, как показано на рисунке ниже.

Как настроить файл подкачки - Auslogics

Как настроить файл подкачки - Установка размера файла

Выбираем дефрагментированный диск С или другой, специально подготовленный пустой жесткий дик. Выбираем раздел "Указать размер" в окошки вводим "Исходный" и Максимальный" размеры в мегабайтах. Я в данном случае указал рекомендованный системой размер в 3070 МБ. Числа должны быть одинаковые это важно для создания фиксированного размера файла подкачки. Далее нажимаем кнопку задать. Указанные цифры отобразятся в строке диска С, как на рисунке. Далее нажимаем кнопку "ОК". Перезагружаем компьютер. Теперь Windows во время загрузки создаст новый нефрагментированный файл подкачки в новом месте.

Внимание: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент!!!

Если у вас есть два и более Жестких Диска (не разделов, а именно физических дисков), то лучше файл подкачки разместить на другом диске, не на том где расположен системный диск С, желательно на самом быстром. Это даст существенное ускорение производительности всей системы. Для этого необходимо подготовить первый раздел на другом диске. Желательно чтобы диск был пустой и тогда файл подкачки расположится в самом начале первого раздела и сразу же займет целое пространство. Это даст еще небольшой прирост ускорения работы всей системы.

После такой настройки файла подкачки система начнет работать быстрее, а в случае с двумя дисками, значительно быстрее.

Удачного вам УСКОРЕНИЯ. Надеюсь что вы поняли "Как настроить файл подкачки?" и для вас теперь это не большая проблема.

Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Файл подкачки - это файл который используется операционной системой Windows в качестве дополнительной .

К примеру у Вас в системе 1 ГБ оперативной памяти и вы запустили приложение (игру) которая минимум кушает 1.5 Гб дополнительные 0.5 ГБ будут браться именно из файла подкачки. Сам файл подкачки система берет с жесткого диска или с флешки, которые гораздо медленней оперативной памяти.

О файле подачки, наверняка слышал каждый, но мало кто представляет что это и какова эффективность использования.

Мне доводилось слышать немало мифов, связанных с файлом подкачки и я думаю вам, дорогие читатели будет полезно знать что есть правда а что нет.

Начнем с начала, где настроить и увеличить файл подкачки?

Заходим в Пуск - Панель управления - Система - Дополнительно - В первом пункте «Быстродействие» выбираем параметры .


Здесь мы переходим в пункт Дополнительно - в самом низу будет раздел «виртуальная память» в котором нажимаем «изменить»

Фух... наконец добрались. Чтобы задать файл подкачки, нажимаем на раздел диска, отмечаем пункт «Особый размер» , устанавливаем максимальный и минимальный размер файла подкачки, затем давим задать и кнопочку ОК.

Приступим к настройке

Снимаем файл подкачки с системного диска (тот на котором стоит Windows ). Это является одной из главных рекомендаций по установке файла подкачки. Почему так?

Дело в том что системный диск сильней нагружен чем остальные комплектующие, также на системный раздел обычно ставят 20-30 ГБ. Файл подкачки в 1-2 ГБ будет занимать ощутимое дисковое пространство на системном разделе.

Файл подкачки желательно устанавливать на отдельном диске. Если у вас всего один жесткий диск с несколькими разделами, то сменив с системного раздела на дополнительный, вы ему сильно не поможете, но все же раздел выбирайте не системный.

Файл подкачки ставится только на один раздел, одного жесткого диска. Установив файл подкачки на нескольких разделах вы рискуете сильно нагрузить ваш жесткий диск, в последствии может потребоваться . Поэтому я не рекомендую так поступать.

Размер файла подкачки зависит от объема оперативной памяти, чем меньше оной, тем больше файл подкачки. Старых системах рекомендуется ставить в 2-3 раза больший файл подкачки чем реально стоит в системе.

То есть к примеру на компьютере 256 Мб ОЗУ, то желательно увеличить файл подкачки минимум на 512 МБ, еще лучше 1 ГБ.

Минимальный и максимальный размер лучше ставить одинаковый, так как система будет лишена возможности брать его по кусочкам и просчитывать размеры этих кусочков. Это также уменьшает фрагментацию. Но не избавляет от нее!

Также, как вы наверно заметили, существует возможность отключить файл подкачки. Отключение файла подкачки, может значительно увеличить производительности. Чтобы полностью отключить файл подкачки, необходимо иметь достаточно большой запас оперативной памяти:

Для Windows XP – 3-4 ГБ ОЗУ

Для Windows Vista – 6 ГБ ОЗУ

Для Windows 7 – 6 ГБ ОЗУ

В некоторых случаях хватает и меньше оперативки, в особенности это касается Windows XP. На ней нередко достаточно 2 ГБ ОЗУ. Поэтому можете поэкспериментировать с отключением файла подкачки. В случае нехватки ОЗУ, вы получите сообщение о нехватке виртуальной памяти, также некоторые приложения закроются.

Если вы получили такое сообщение, то файл подкачки желательно выставить. В случае с 2 ГБ ОЗУ на Windows XP, будет достаточно 512 МБ. Если у вас Windows Vista/7 то ставьте 1 ГБ но не более, чтобы обращение к файлу подкачки происходило только в критических ситуациях.

Файл подкачки лучше устанавливать на более пустых разделах вашего жесткого диска. Чем больше свободного места на , тем лучше, тем меньше будет его фрагментация. К тому же установка файла подкачки на почти заполненном разделе может вызывать ошибки типа — .
Происходит это от того, что система каждому приложению выделяет определенный объем памяти под временное хранения своих данных и в случае когда данные заняты файлом подкачки, вы видите ошибку. Позже я напишу как избавится от этой и других ошибок Windows. чтобы не пропустить.

Вообще правильная настройка файла подкачки, это как грамотная у специалистов. Важно учитывать все: раздел, объем, фрагментацию, количество свободного места на разделе и т.д.

Также не забывайте время от времени проводить дефрагментацию файла подкачки. Выполнить её можно с помощью программы, которую я описывал .

Лично я к файлу подкачки отношусь скептически, так как система сама на свое усмотрение задействует необходимый ей объем вашего жесткого диска, в случае если посчитает оперативную память загруженной или оной будет нехватать.

При этом жесткий диск начинает жутко тормозить, из-за жесткого диска начинает тормозить вся система и в итоге вы, возможно, замечали как в ресурсоемких приложениях система подвисает. Происходит это от того что жесткий диск сильно нагружается и начинает работать в режиме повышенной нагрузки.

Также от повышенной нагрузки на жесткий диск, срок службы оного значительно сокращается, к тому же сказывается фрагментация.

Так что лучший вариант это купить дополнительно оперативной памяти, чем пользоваться жестким диском в качестве оной. Решать вам, а на сегодня все и удачного вам дня 🙂

Здравствуйте друзья! Хочу сегодня рассказать, что такое файл подкачки, зачем он нужен, и как правильно его настроить.

Настраивать файл подкачки я буду на компьютере с установленной операционной системой Windows 7 . Но все советы касаются так же и Windows XP, там просто путь к настройкам немного другой.

Что такое файл подкачки?

Файл подкачки – это файл (место на жестком диске) которое операционная система использует в случае нехватки оперативной памяти.

Например, Вы запускаете программу или игру, которой нужно 2 Гб оперативной памяти, а у Вас только 1,5 Гб вот те 512 Мб будут браться из файла подкачки. Файл подкачки располагается на жестком диске или флешке.

Конечно же, лучше установить больше оперативной памяти, чтобы файл подкачки практически не использовался системой. Почему? Да потому, что это значительно тормозит работу компьютера. Ведь скорость доступа к оперативной памяти намного больше, чем к жесткому диску или флешке.

Да и когда файл подкачке берется с жесткого диска, то это создает дополнительную нагрузку на него и на систему в целом, а к тому же это сокращает срок его службы. Во как:).

Но не смотря на все это файл подкачки есть и значит нужно его просто правильно настроить, ниже я дам несколько советов, по настройке файла подкачки.

Для того, что бы изменить настройки файла подкачки, или увеличить файл подкачки, нажимаем правой кнопкой на значок “Компьютер” (на рабочем столе) и нажимаем свойства.

В появившемся окне слева нажимаем на “Дополнительные параметры системы” в разделе “Быстродействие” нажимаем “Параметры” .

В появившемся окне переходим на вкладку “Дополнительно” и в разделе “Виртуальная память” нажимаем “Изменить” .

Откроется еще одно, вот такое окно.

Собственно в этом окне можно и нужно настроить файл подкачки.

Первым делом, нужно убрать файл подкачки с системного раздела (обычно с диска C ), как видите, у меня файл подкачки находится на диске D . Раздел диска с установленной операционной системой и так загружен, а тут еще и файл подкачки:). В идеала, файл подкачки нужно ставить вообще на другой жесткий диск, так что, если у Вас такой установлен, то это очень хорошо. Установите виртуальную память на него.

Не устанавливайте файл подкачки на несколько разделов, это только создаст большую нагрузку на жесткий диск.

Что касается размера, то здесь все просто. Чем меньше оперативной памяти, тем больше файла подкачки. Рекомендуется ставить в 2-3 раза больше, чем установлено оперативной памяти. У меня например при 1,5 Гб ОЗУ, стоит 2 Гб файла подкачки.

Сделайте минимальный и максимальный размер виртуальной памяти одинаковым.

Можно и совсем отключить файл подкачки, и кстати это может существенно увеличить работу компьютера. Но только при условии, что у Вас установлен достаточный объем оперативной памяти, примерно такой.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.




Top