Какой вид сообщений ты используешь больше других. Сообщения и информация. Виды сообщений и способы их восприятия человеком. Смотреть что такое "Виды сообщений" в других словарях

Родовая община шла к упадку. Росла частная инициатива. Выдвигались отдельные собственники, для которых родовые авторитеты уже не имели никакого значения. И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос). Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне. В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т.е. наставительный, поучительный характер. В самом начале поэмы “Труды и дни” дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов. Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, дерзости или заносчивости. Стиль Гесиода - противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля. Он поражает своей сухостью и краткостью.

«Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Война с титанами составляет композицию поэмы. «Труды и дни» - образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках (золотой, серебряный, медный, век героев и железный, в котором живет он сам). Вера в божественную справедливость и в единоспасающую силу труда - центральная идея поэмы. Вторая, основная тема посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела. «Гомеровские гимны» составляют сборник из 33 произведений. Они созданы в разное время, начин. С 7 в до н.э.и кончая периодом поздней античности. Большинство из них представляют собой проэмии – краткие вступления перед декламацией рассказа о деяниях того или иного бога. «Гимн к Афродите» повествует о встрече Афродиты с троянским героем Анхизом.



Героический эпос, создававшийся малоазийскими ионийцами, отражал мировоззренческие сдвиги, происходившие в передовой части греческого мира в эпоху разложения позднеродового общества. Странствующие исполнители эпических песен, рапсоды, распространяли ионийское искусство по различным областям материковой Греции, Язык ионического эпоса стал первым общегреческим литературным языком, воспринятым и в тех местностях, где население говорило на других греческих диалектах; эпический гексаметр сделался основным орудием литературного выражения мыслей. Жрецы важнейшего святилища греков, храма Аполлона в Дельфах, пользовались эпическим стихом для составления оракулов.

Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий. Гесиод не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В «Работах и днях» он ставит себе ту же задачу - «говорить правду». Средства осмысления мира у Гесиода чисто фольклорные - мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия. В этом отношении особенно показательна поэма «Работы и дни». Она написана в форме «увещания», обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью «царей-дароядцев» и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Несправедливые притязания Перса и его бедственное положение служат у Гесиода предлогом для развертывания целого кодекса нравственных правил и хозяйственных наставлений. Гесиод убеждает Перса не рассчитывать на неправду и советует искать обогащения в труде. Однако разработка темы справедливости и труда выходит далеко за пределы предполагаемого судебного процесса, и обращение к Персу является лишь формой, обычной для жанра «наставлений». Жизнь представляется Гесиоду непрерывной борьбой, проходящей в соперничестве между представителями одинаковой профессии. «Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». «Работы и дни» открываются противопоставлением двух «Эрид» - двух видов соперничества. Есть злая Эрида, порождающая раздоры и войну, и добрая Эрида - соревнование в труде. Гесиод гомеровский идеал воинской удали, как источника славы и добычи. Но и в труде Гесиод видит лишь тяжелую необходимость, ниспосланную людям разгневанным Зевсом.



Мифы: о том, как Пандора, посланная людям Зевсом в наказание за то, что Прометей похитил для них огонь, открыла сосуд с бедствиями и выпустила их на волю, и о пяти «родах» людей, последовательно сменявших друг друга на земле.

Земледельческий труд является, по мнению гесиода, важнейшим средством обогощения. Труд этот должен быть систематическим и упорядоченным:

Гесиод разбирает одну за другой все работы земледельческого года, начиная с осеннего посева, указывает сроки этих работ; указания хозяйственного и технического порядка перемежаются с нравственными сентенциями и описаниями природы в различные времена года. Все наставления рассчитаны на небольшое, но зажиточное хозяйство, прибегающее в страдную пору к использованию также и наемного труда; центр тяжести лежит, однако, на личном труде хозяина.

Размышления и наставления Гесиода группируются, таким образом, вокруг нескольких тем: установленные богами условия человеческого существования, справедливость и насилие, труд земледельца, мореплавание, «дни». Наряду с этим Гесиод, который пользуется гомеровским диалектом и гекзаметром, имеет в своем распоряжении богатый запас выразительных средств, выработанных эпической традицией.

Наряду с героическим эпосом разновидностью эпического творчества является дидактический (поучительный) эпос, использовал художественную форму для передачи морально-этических ных, философских и научных представлений, то есть прежде всего имел воспитательную, поучительно-познавательную цель. Самым выдающимся представителем этого рода поэзии в Древней Греции был Гесиод (конец VIII – начало VII в. До н.э.) – первый древнегреческий писатель, о жизни которого до нас дошли некоторые достоверные сведения. Античная традиция приписывает ему создание многочисленных поэм. До нас дошли его поэмы “Теогония” и “Труды и дни”, которые являются попыткой осмысления мира и жизни с позиций свободного трудолюбивого земледельца. “Теогония” Гесиода – это поэтическая классификация древнегреческой мифологии, литературная попытка привести ее к стройной системы. Гесиод подает генеалогию греческих богов и попутно пересказывает мифы, то есть в перечень имен вкрапливает отдельные эпизоды из жизни олимпийских богов, их предков и потомков. Гесиод стремится полноты того родословной, который подает, и поэтому в его “Теогонии” значительное место занимает голый перечень имен, так называемые каталоги мифологических фигур. “Каталог” богов дополняется списком женщин, богов родили героев (“Каталог женщин”), который тоже приписывается Гесиоду.

Полностью сохранилась поэма Гесиода “Труды и дни” – к нам пришли все 828 строк. Эту поэму написано в форме установок и уговоров, обращенных к непутевого брата Перса, подлеца и бездельника, но эта форма перерастает рамки советов брату и, по сути, превращается в своеобразный кодекс морально-этического поведения, соединенный с учебником сельскохозяйственных работ. Обращение к брату есть только типичным композиционным средством дидактической литературы (аналогичные “уговоры” с повествовательными моментами известны еще с литератур древнего Востока), что позволяет автору создать широкую панораму сельской жизни и выразить собственные размышления и суждения о мире и человека как такового. Гесиод демонстрирует при этом свой довольно строгий мировоззрение. Жизнь он представляет как непрерывную борьбу, как соперничество в первую очередь между представителями одной профессии: “Гончар смотрит с гневом на гончара, плотник – на плотника, нищий завидует нищему, певец – певцу”. Даже открываются “Труды и дни” противопоставлением двух Эрида – различных видов соперничества: есть злая Эрида, которая порождает войну, распри, ненависть и добра Эрида – соревнования в труде. Как видим, Гесиод отвергает гомеровский идеал военной храбрости и победы как источника славы и добычи. Но и в работе он видит тяжелую необходимость насланной людям разгневанными богами, которые спрятали от смертных источники пищи. Именно в “работу и днях” Гесиод ли не впервые в мировой литературе начинает дискуссию о том, на пользу человеку культурные и научные достижения, всегда совпадают развитие прогресса и расцвет добродетели, что в конце концов несут человечеству плоды познания. Гесиод предлагает собственную версию мифа о Прометее, который, с его точки зрения, очень опрометчиво следил интересы людей: похищен Прометеем огонь гесиодовому трактовке приносит человечеству неисчислимые бедствия. В таком же русле объясняется и всемирная история. В притче об изменении веков мы видим постепенное моральное обнищание человечества. Общую историю человечества Гесиод пессимистично разделяет на 5 эпох: золотой век, серебряный век, медный век, век героев, железный век. Уже название этих эпох свидетельствует, что Гесиод обожает мифическое прошлое, а себя и своих современников относит именно к “железного века”, предсказывая, что в недалеком будущем.

Поэмы Гесиода вышли из удельных фольклорных источников, став, в свою очередь, арсеналом афористики: “Ни одна работа не оказывает позора, лишь безделье постыдное”, “Порядок – полезный, а хуже всего – несчастье”, “добропорядочные трудно стать, легко быть” и тому подобное. Античная критика неоднократно сравнивала эпические произведения Гомера и Гесиода, отмечая неповторимый язык первого и воспитательную миссию другого. Историк Геродот утверждал, что Гомер и Гесиод “составили для эллинов родословную богов, наделили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинство и занятия и написали их образы”. В глазах древних греков восхваление Гесиодом мирного труда дополняло военную героику Гомера. Но иногда эпические достижения Гомера и Гесиода противопоставлялись, что нашло отражение в легенде о “соревнования” между двумя поэтами. Присутствующие на соревновании эллины предпочли велеречиво Гомеру, а председатель соревнования царь Панед увенчал Гесиода, подчеркнув, что победа должна принадлежать тому, кто призывает к земледелию и мира, а не тому, кто воспевает войны и биоты. Но произведения Гесиода не могли соперничать с поэмами Гомера ни художественной силой, ни продолжительностью своего влияния на литературу, и легендарный царь Панед впоследствии вошел в греческое пословица как воплощение слабоумия.

VII-VI вв. до н.э. для Греции были временем социально-политической борьбы, в результате которой формируются античные рабовладельческие общество и государство, возникают греческие города-государства (полисы). Происходит замена целостного коллективного мифологического мировоззрения индивидуальным морально-философским мировоззрением. Социальные сдвиги этих суток находят идеологическую основу в нравственной проповеди, религиозных исканиях, вызванных кризисом олимпийской религии и мифологии.

По литературе, то при небольшом дифференцированности ее идеологических форм и разновидностей словесного творчества стихотворная форма продолжает быть важным средством литературного оформления мысли. Стихотворной форме возникают размышления нравственного и государственного содержания, политическая агитация, призывы к борьбе и тому подобное. Даже философы поначалу нередко пользуются стихами для изложения своих концепций. В то же время – и это закономерно, поскольку возникает интерес к индивидуальной личности, – поэзия становится средством воспроизведения чувств и настроений человека, полностью осознает себя в обществе.

В данный период наблюдаем три важнейших литературные процессы:

1) упадок и отмирание старинного эпоса;

2) расцвет лирики;

3) зарождение литературной прозы.

ПОДІЛИТИСЯ:




Top