Как сделать скин на андроиде. Как делать скриншот на Андроиде: комбинация действий для разных моделей телефона. Отличительные признаки некоторых устройств

Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке Д. Морганьи , изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин .

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

Анатомия и физиология как науки рассказывают о теоретической и практической части и используются для подготовки медработников. На первый взгляд они могут показаться одинаковыми понятиями, но их суть существенно отличается. Остановимся детальней на этих терминах, а на анатомии в особенности.

Что такое анатомия?

Анатомия – это наука о строении, форме и развитии организма. Главным методом изучения данной науки было рассечение трупа. В переводе anatemne означает «рассечение», потому неудивительно, откуда произошло такое название. Наука анатомия человека исследует форму и построение человеческого тела, а также всех органов.

Что же такое физиология?

Физиология – это наука, что изучает процессы и функциональные особенности организма, их взаимодействие. Физиология важна в биологии не меньше, чем анатомия. Эти две науки не могут сосуществовать друз без друга, ведь если одна из них не может что-то объяснить, на помощь приходит вторая.

Взаимовыгодный союз

Физиология и анатомия в системе наук играют важную роль, и их относят к медико-биологическим наукам. Это теоретический фундамент многих клинических дисциплин. Основа медицины – это изучение человеческого тела. Когда-то даже Гиппократ утверждал, что анатомия в союзе с физиологией – царица медицины. Как известно, человеческий организм – это целостная система, у которой все части взаимосвязаны не только между собой, но и с окружающим миром.

Немного истории

Развитие науки анатомии было неспешным. Вначале проводились только описания органов, какие есть в человеческом теле. Это было возможно при вскрытии трупов. Вот так и сформировалась описательная анатомия. Долгое время она такой и была, но в начале двадцатого века все изменилось, и возникла систематическая анатомия, организм стали исследовать по системам органов. Все из-за того, что при хирургическом вмешательстве требовалось точным образом устанавливать местоположение органов, потому стала развиваться так называемая топографическая анатомия. Дальше появилась еще пластическая анатомия, которая стала описывать внешние формы, после сформировался новый виток под названием функциональная анатомия, ведь системы органов и органы по отдельности начали рассматривать вместе с их функциональными возможностями. Вскоре возник новый раздел науки анатомии человека, который назывался динамической анатомией. Дальше еще появилась возрастная анатомия, которая изучала изменения в органах и тканях с учетом их возраста. Ну и в конце появилась сравнительная анатомия, которая изучает сходства и различия человеческого и животного организмов.

Виды анатомии сейчас

Что означает наука анатомия, уже ясно, но вот с момента появления микроскопа появилась масса новых витков в данном научном разделе со своими особенностями. Сейчас анатомия бывает:

  • систематическая;
  • динамическая;
  • описательная;
  • возрастная;
  • патологическая;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • микроскопическая;
  • функциональная;
  • сравнительная.

Какие существуют методы?

Методы науки анатомии выделяют следующие:

  • Вскрытие, рассечение, препарирование на трупе с помощью скальпеля.
  • Изучение при помощи микроскопа.
  • Наблюдение и осмотр тела невооруженным глазом.
  • Изучение благодаря техническим средствам, таким как эндоскопия и рентген-лучи.
  • Изучение методом инъекции красящими веществами, что вводятся в органы.
  • Исследование методом коррозии. Это растворение сосудов и тканей, полостей, которые были заполнены разными нерастворимыми массами.

Что стоит упомянуть о физиологии и ее отношении к анатомии?

Анатомия - это наука о построении человеческого тела, а физиология является экспериментальной наукой. Обычно для проведения исследований применяются методики пересадки органов, раздражение и удаление органов, фистулы. Отцом основателей физиологии считается Сеченов. Именно он ввел такие понятия, как перенос газов по кровотоку, разработал теории утомления и активного отдыха, рассказал о центральном торможении и рефлекторной деятельности мозга.

Какие существуют разделы в физиологии?

На сегодняшний день существуют следующие разделы физиологии:

  • физиология питания;
  • физиология труда;
  • медицинская;
  • возрастная;
  • патофизиология;
  • физиология экспериментальных условий.

Главными методами физиологии являются наблюдение и эксперимент. Эксперимент может быть острым, без оперативного вмешательства или же хроническим. Стоит остановиться на каждом типе.

  1. Острый эксперимент (или вивексия). Ввел понятие Гарвей в 1628 году. По примерным подсчетам, от рук экспериментаторов погибло примерно двести миллионов подопытных животных.
  2. Хронический эксперимент. Понятие ввел Басов в 1842 году. Продолжительное время изучались функции организма. Впервые был произведен на собаке.
  3. Без оперативного вмешательства. Этот метод появился в двадцатом столетии, и в это же время удалось зарегистрировать электрические потенциалы работающих органов. Теперь можно было получать информацию от одновременно работающих органов.

Нормальная анатомия и физиология исследуют здорового человека. А что можно сказать о человеке?

Человек и его связь с анатомией


Человек – это биосоциальное создание. Организм – это биологически живая система, наделенная разумом. Каждому человеку присущи разные закономерности жизни – это самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Все перечисленные закономерности реализуются при помощи процессов обмена энергии и веществ, наследственности, раздражимости и гомеостаза. Что такое гомеостаз? Это относительная динамическая стабильность внутренней среды организма.

Каждый человеческий организм является многоуровневой единицей. Выделяют следующие уровни:

  • молекулярный;
  • клеточный;
  • тканевый;
  • органный;
  • системный.

Системы в человеческом теле все взаимосвязаны путем гуморальной и нервной регуляции. Человек склонен к нахождению и удовлетворению новых потребностей. Способы удовлетворения могут быть самые разные: самоудовлетворение или же при помощи посторонней помощи.

Какие существуют механизмы самоудовлетворения? Это:

  • врожденные (изменение метаболизма, работоспособность внутренних органов);
  • приобретенные (психические реакции, сознательное поведение).

Структуры удовлетворения всех человеческих потребностей:

  1. Исполнительные. Это выделительная система, пищеварительная и дыхательная.
  2. Регуляторные. Это нервная и эндокринная системы.

Строение человеческого тела


Известно, что анатомия – это наука о строении человеческого тела, потому на этом вопросе стоит остановиться детальнее. Тело каждого человека состоит из следующих частей:

  • голова;
  • конечности;
  • туловище.

Говоря о биологической науке анатомии, невозможно не упомянуть еще и о системах органов. Это группа органов, которые сходны по происхождению, строению и по выполняемым функциональным возможностям. Органы человека расположены в полостях, которые еще и дополнительно заполнены жидкостями. Системы органов напрямую взаимодействуют с внешней средой. Совокупность анатомических понятий, устанавливающих положение органов в человеческом теле и их направление, именуется анатомической номенклатурой.

Деление тела человека по плоскостям

Вы уже приблизительно знаете, какая наука анатомия, но это еще не все. Говоря об анатомии, невозможно не упомянуть еще и об условном делении тела человека по линиям и плоскостям. Существуют следующие линии и плоскости:

  1. Фронтальная. Эта линия условно проходит параллельно линии лба.
  2. Медиальная. Представленная плоскость проходит через середину тела человека.
  3. Сагиттальная. Эта плоскость находится перпендикулярно линии лба.

Органы также характеризуют по отношению к плоскостям и осям. Выделяют следующие группы:

  • проксимальную (или верхнюю);
  • медиальную (или ближе к средине);
  • дистальную (или же нижнюю);
  • дорсальную (или спинную);
  • вентральную (или же заднюю);
  • латеральную (или чуть дальше от средней линии).

Так как анатомия – это наука о строении человека, то нельзя не сказать о типах телосложения.

Типы телосложения бывают следующие:

  1. Брахиморфные. Это обычно невысокие и широкие люди, у которых большое сердце, широкие легкие и диафрагма поставлена высоко.
  2. Долихоморфные. Отличаются длинными костями, сердце размещено вертикальным образом, легкие длинные, а диафрагма размещена низко.

Огромную пользу наука анатомия привнесла во врачевание.

Детально о целительстве


Врачевание появилось гораздо раньше, чем были сформулированы первые сведения о строении организма человека или животного. В древнее время вскрытие животных осуществлялось для проведения ритуалов жертвоприношения, также это делалось при приготовлении пищи, а вот вскрытие человека осуществлялось только во время бальзамирования. Медицина в античные времена достигла небывалых высот, если брать в расчет то время. Первые точные данные о строении человеческого тела появились благодаря врачу и философу Гиппократу. Дальше немалый вклад внес Аристотель, сказав, что сердце – это главный орган, который приводит кровь в движение. Существенный вклад в медицину того времени внесла еще и Александрийская школа, ведь там врачам позволяли вскрывать трупы для научных исследований. Как видите, уже к началу нашей эры была благодатная почва для развития медицины, а сыграла главную роль какая наука? Анатомия, все верно!

Клавдий Гален сумел сформулировать первую теорию о кровообращении. Он сказал, что печень – это центральный орган кроветворения, а вот сердечная мышца – это уже циркулятор в организме. В западных и восточных странах тогда властвовали религиозные запреты, потому развитие медицины всячески тормозилось. Авиценна сумел собрать в то время все известные сведения по медицине и издал книгу, которая называлась «Введение в анатомию и физиологию». Дальше появились специальные школы во Франции и Италии по медицине.

Отцом нынешней анатомии признают бельгийского ученого по имени Андреас Везалия (1514-1564). Именно этот человек, рискуя своим здоровьем, добывал трупы на кладбищах для исследования, и на основе этих препарирований создал труд «Семь книг о строении тела человека». Дедушкой современной науки считают же всем известного Гиппократа. Сервет и Гарвей сумели, к слову, опровергнуть теорию Галена о кровообращении. Именно Сервет сумел описать малый круг кровообращения, а Гарвей – большой. Для подтверждения теории важную роль сыграло открытие капилляров Мальпиги, это произошло в 1661 году.

Анатомия – это наука, которая не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Азелио еще триста лет назад правильно описал лимфатические сосуды, что располагаются в бражке собаки. Важную роль в развитии физиологии и анатомии сыграло открытие в первой половине восемнадцатого столетия. Рене Декарт сумел открыть рефлекс. Позднее появилась теория Дарвина о том, что все организмы в процессе эволюции развиваются, а все из-за борьбы за существование, наследственности и естественного отбора.

В 1839 году была построена клеточная теория организмов Шванном. Он сумел доказать, что новые клетки в организме формируются путем деления материнских, а животные клетки разительно отличаются от клеток растений. Анатомия – это наука, изучающая строение человека, и она постоянно совершенствовалась.

После выдвижения ряда теорий в семнадцатом веке в Москве открывается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основал ее Загорский. Его ученик Буяльский, профессор кафедры анатомии, предложил обновленный метод бальзамирования трупов. Основатель топографической анатомии – это Пирогов Н. И. Он сформировал методику поэтапных распилов замороженных трупов, чтобы можно было подробно изучить топографию органов.

Анатомия – это наука о строении человека, и ее развитию поспособствовали в свое время Мечников, Тимирязев, Воробьев, Зернов, Северцов, Бехтерев, Стефанис. Воробьев создан уникальную методику исследования нервной системы благодаря бинокулярной лупе, но с предварительной обработкой материала специальным раствором слабых кислот. Збарский и Зернов вместе детально описали метод бальзамирования, что был применен на Ленине. Тонков и его ученики проводили опыты по исследованию сосудистой системы. Изучал кровеносную систему и периферические нервы Шевкуненко. Достигли успеха в лимфатической системе Жданов, Иосифов, Стефанис.

Многие итоги были подведены благодаря открытию новейших методик электрической регистрации работоспособности органов. Крупнейшим достижением считалось изучение нервной регуляции, это произошло в девятнадцатом веке Сеченовым, он рассказал о процессе торможения. Павлов в начале двадцатого столетия создал учение о паре сигнальных систем, а Посников в это время раскрыл причины смертности на уровне органов. В это время появились работы Клода Бернара о внутренней среде организма, Сеченова о переносе газа кровотоком, утомлении и активном отдыхе. В 1889 году Лунин открыл витамины, а Анохин – функциональные системы.

Не стоит забывать и о заслугах Павлова. Он сыграл огромную роль в изучении физиологии кровотока, пищеварения. Им и его последователями был создан уникальный метод физиологической хирургии. Сейчас успехов достигнуто также немало – это исследования физиологических процессов в отдельных клетках и так далее.

Как видите, анатомия – это наука, которая дала толчок развитию медицины.

Какие науки связаны с анатомией?

Существует тесная связь анатомии с другими науками. Это:

  • цитология;
  • эмбриология (наука, изучающая процессы формирования половых клеток, оплодотворение и зародышевое развитие);
  • гистология (наука о тканях).

Что можно сказать об анатомии человека?


Уже разобрались, какую науку изучает анатомия. Но вот какие дисциплины включает это понятие? Это:

  1. Нормальная анатомия. Этот раздел изучает строение здорового человека, а также его органы.
  2. Патологическая анатомия. Наука, исследующая морфологию болеющего человека.
  3. Топографическая анатомия. Наука рассказывает о месторасположении органа в теле.
  4. Динамическая анатомия. Это наука, исследующая двигательные аппараты с разных функциональных позиций. Это играет важную роль в правильном физическом развитии человека.

Что можно сказать о систематической анатомии?

Систематическая анатомия включает в себя следующие разделы:

  • остеологию – учение о костях, что формируют скелет;
  • миологию – учение о мышечном строении;
  • ангиологию – наука о сосудах;
  • кардиология – все о сердце;
  • неврология – все связанное с нервной системой;
  • артро-синдесмология – наука о соединения костей и суставов;
  • эстезиология – все об органах чувств;
  • спланхнология – наука о внутренностях;
  • эндокринология – об органах внутренней секреции.

Подробности об анатомии человека

Как известно, анатомия человека – это наука о развитии и происхождении, формах и построении организма. Она изучает пропорции тела, внешние формы, пропорции частей тела, отдельные органы и целые системы. Главная задача анатомии – исследование основных этапов человеческого развития во время эволюции, изучение особенностей тела, органов в разном возрасте.

Современная наука анатомия рассматривает строение человеческого тела с позиций диалектического материализма, исследовать анатомию следует с учетом всех важных функций органов и их систем. Без анализа функций нереально понять особенности формы и построение тела человека, также нельзя представить отдельно какие-то функции органа без понимания его построения. Человеческий организм, как известно, построен из огромного количества органов, клеток, но это далеко не суммирование отдельных его экземпляров, а единый и уникально слаженный организм. Запрещается рассматривать органы без какой-либо взаимосвязи.

Что можно сказать о макроскопической анатомии?


Этот раздел науки изучает строение тела, органов и их частей на уровнях, что доступны невооруженному глазу или же с помощью применения приборов для незначительного увеличения. Микроскопическая анатомия изучает строение органов в теле, и делается это часто при помощи микроскопа. Как только появился микроскоп, из анатомии выделились еще две отдельные науки: цитология (наука о клетках) и гистология (наука о тканях).

Что использует анатомия сегодня?

Этот раздел науки широко применяет на практике для исследования разные технические средства. К примеру, рентгеновское излучение. Также весьма популярны методики эндоскопии или же антропометрические методы. Конечно же, все методики, используемые сегодня, постоянно улучшаются, дополняются, а все из-за неустанного информационного и технического прогресса. Сегодня главными способами и методами исследования анатомии человеческого тела является макроскопический, электронно-микроскопический, гистохимический, спектрофлуориметрический и так далее. Также на практике применяются обычные методы исследования, такие как эндоскопический, термографический, магнитно-резонансный, ультразвуковой и так далее.

Сейчас самым распространенным и часто используемым для изучения представленного раздела науки является макроскопический метод, который включает в себя:

  1. Соматоскопию. Это визуальный осмотр тела, установление всех его размеров, определение формы участков тела, его биометрические признаки зрелости.
  2. Препарирование. Применяются на практике сечения и необходимые методики изъятия органов.
  3. Антропометрию. Включает в себя измерение по установленным нормам отдельных частей тела, исследование их пропорций.
  4. Последовательное вскрытие замороженного трупа.
  5. Мацерацию. Это методика предполагает разъединение клеток в определенных тканях, то есть отделение мягких тканей от костей.

Анатомия повлияла на все разделы биологии в целом и сыграла значительную роль в развитии медицины. Именно поэтому значение науки анатомии переоценить сложно.

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

Анатомия и физиология человека – это две части биологии – науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека в картинках позволяет наглядно ознакомиться с внутренним миром человека. Анатомия мышц позволяет досконально изучить все мышцы человека. По-другому ее называют морфологическая наука (от греч. morphe – форма). На современном этапе различают анатомию:Описательную – описание органов при вскрытии трупов;Систематическую – изучает строение тела человека по системам;Топографическую – изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;Пластическую – внешние формы и пропорции тела человека;Функциональную – структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией;Возрастную – строение тела человека в зависимости от возраста;Сравнительную – сравнивает строение различных животных и человека;Патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.Современная анатомия является функциональной, тат как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Физиология человека делится на: Нормальную – изучает деятельность здорового организма;Патологическую – изучает закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.Нормальная физиология человека делиться на:Общую – изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;Специальную (частную) – особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;Прикладную – изучающую закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).Основными методами физиологических исследований являются наблюдение и опыт (эксперимент). Эксперименты бывают острые (искусственная изоляция органов) и хронические (производство операций).




Top