Как сделать схему для печатной платы. Печатные платы. Базовые диэлектрики для печатных плат

17 марта исполняется 60 лет писателю-фантасту Уильяму Гибсону. Уже его первый роман, "Нейромант", получил премию Хьюго, премию памяти Филиппа Дика и премию Небьюла, а автор стал культовым как основатель нового литературного жанра "киберпанк". В этом статусе Гибсон пребывает и по сегодняшний день, успешно выдавая все новые "картинки кибернетического будущего".

Будущий гуру фантастики родился в маленьком американском городке Конвей (штат Южная Каролина). В 1968 году он перебрался в Канаду, чтобы избежать призыва на военную службу и не попасть во Вьетнам. В Канаде, в Ванкувере, он живет и по сей день - его иногда даже называют "ванкуверский затворник". Позднее Гибсон вспоминал: "Дело было, скорее, не в моей симпатии к народу Северного Вьетнама, сражавшегося против американского империализма: мне хотелось жить в окружении девушек-хиппи и курить много гашиша".

Писать Уильям Гибсон начал после рождения первого ребенка. Первой его публикацией в жанре научной фантастики стал рассказ "Осколки голографической розы" (1977 год). А в 1984 году увидел свет первый роман "Нейромант", который сразу стал сенсацией. В нем Гибсон не только ввел в оборот словечко "киберпространство", но и предположил, как это явление будет выглядеть в дальнейшем. Впоследствии он утверждал, что изобретение Интернета сопоставимо для человечества с изобретением городов.

Для создания нового литературного языка Гибсону потребовался лексикон научно-фантастических симпозиумов и программистов. Чтобы послушать последних, он специально ездил в Сиэтл, где тогда набирала силу корпорация Microsoft. Однажды он услышал разговор двух женщин, работавших в армейской части машинистками на терминалах, использовавших перфокарты. Дамы обсуждали вирусы в оборудовании. "Я не стал задавать вопросов, а просто подумал, что это отлично звучит. Тогда мало кто что-то знал о компьютерных вирусах, но я понял, как это сработает в "Нейроманте"".

Мир будущего, созданный Гибсоном, совершенно особенный. Вряд ли кто-то захотел бы в нем жить, но он по-своему гипнотизирует. В его произведениях - всегда острый сюжет и высокая насыщенность описаниями множества гаджетов. Движущей силой глобализации Гибсон считает деятельность транснациональных мегакорпораций. Жизнь общества в его романах полностью подчинена интересам враждующих корпораций. Важная особенность: в романах Уильяма Гибсона всегда значительную часть повествования занимает Япония. Это не удивительно: в 80-х именно Япония была, можно сказать, технологическим центром мира.

Вскоре произошло нечто неожиданное. Началась компьютерная эра, и подрастающее поколение хакеров и продвинутых пользователей посчитало книги Гибсона чуть ли не путеводителями. Внезапно он обнаружил, что стал отцом киберпанка, нового литературного движения, заставшего его самого врасплох.

Тут, наверное, следует сделать небольшое отступление, чтобы углубиться в само понятие "киберпанк". У нас его принято воспринимать достаточно поверхностно, - дескать, это фантастика про компьютеры и все, что с ними связано. На самом деле произведение в жанре "киберпанк" должно содержать несколько обязательных элементов. Во-первых, его героями должны быть обитатели социального "дна". Во-вторых, должны присутствовать высокие (и не только компьютерные) технологии, доступные этим самым отбросам общества.

Если коротко, киберпанк - это научная фантастика эпохи компьютерной революции. Киберпанк появился практически одновременно с появлением ПК, когда - правда, для еще очень и очень немногих - стало ясно, что на свет появилась не просто какая-то новая забавная игрушка, а инструмент, существенно расширяющий возможности человека, новая точка опоры, которая вскоре перевернет мир . Киберпанк оказал огромное влияние на другие виды искусства и в итоге привел к формированию новой молодежной контркультуры, с литературой как таковой практически не связанной.

Справедливости ради стоит сказать, что Гибсон, собственно, киберпанк не изобретал - ни само это слово, ни направление, которое им принято обозначать. Слово - совсем по другому поводу - придумал в 1983 году писатель Брюс Бетке. Основные особенности нового направления в общих чертах сформулировал редактор Гарднер Дозуа. Более же детальную разработку принципов киберпанка осуществил Брюс Стерлинг, писатель и критик, ставший главным его идеологом и пропагандистом. Заслуга же Гибсона в том, что именно его перу принадлежат произведения, признанные впоследствии каноническими текстами этого жанра.

Главные романы Уильяма Гибсона, принесшие ему всемирную славу, собраны в две трилогии:

"Трилогия киберпространства" (Sprawl trilogy, 1984 - 1988): "Нейромант" (Neuromancer, 1984), "Граф Ноль" (Count Zero, 1986, более правильным переводом названия будет "Обнуление счетчика" или "Нулевой отсчет"), "Мона Лиза Овердрайв" (Mona Liza Overdrive, 1988).

"Трилогия моста" (Bridge Trilogy, 1993 - 1999): "Виртуальный свет" (Virtual Light, 1993), "Идору" (Idoru, 1996), "Все вечеринки завтрашнего дня" (All Tomorrow"s Parties, 1999).

Также перу Гибсона принадлежит роман в жанре "стимпанк" "Машина различий" (The Difference Engine, 1990), написанный в соавторстве с Брюсом Стерлингом. И, разумеется, множество рассказов и повестей.

Самые новые произведения - романы "Распознавание образов" (Pattern Recognition, 2003) и "Страна призраков" (Spook Country, 2007). Действие антиутопического триллера Spook Country происходит в современных Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. То есть Гибсон в некоторой степени превращается из провидца в наблюдателя.

Герои Гибсона - люди, отверженные "нормальным" обществом: хакеры, проститутки, воры, наемные солдаты, убийцы, наркоторговцы и т.п. Например, Мона Лиза из романа "Мона Лиза овердрайв" - 16-летняя проститутка, оказавшаяся втянутой в разборки хакеров и корпораций-дзайбатцу. А в рассказе (и фильме) "Отель "Новая Роза"" проститутка обводит вокруг пальца двух промышленных шпионов. Ну, хакеры там присутствуют практически в каждом произведении...

Гибсон также предсказал бум нанотехнологий, появление виртуальных личностей, биоимплантантов - технологических заменителей природных органов человека и т.п. А в романе "Идору" Гибсон блестяще предсказал появление социальных сетей. Но вот, к примеру, появление и распространение мобильных телефонов он предсказать не сумел...

Нельзя не сказать и о роли Уильяма Гибсона в кинематографе. По его произведениям (и сценариям) снято два фильма: "Джонни-мнемоник" (1995) и "Отель "Новая Роза"" (1998). Кроме того, Гибсон - автор сценариев ко многим сериям "Секретных материалов". Можно сказать просто: если агенты Малдер и Скалли в какой-то серии не ловят зеленых человечков, а блуждают в киберпространстве - автором сценария этой серии обязательно окажется Уильям Гибсон.

И напоследок - одна весьма характерная цитата Гибсона:

"В известном отношении технологии выглядят со стороны просто плохо. То есть, если посмотреть на Интернет объективно, то можно подумать, что это цунами грязи, нечто такое, к чему вы бы и близко не подпустили детей. Но в то же время он - составная часть культуры. Что нас отличает, так это личная память. Информация, содержащаяся в наскальных росписях, превращается в библиотеку Борхеса, библиотека Борхеса - в ноутбук. Интернет - это совместно используемая память биологического вида".

Виктор ДЕМИДОВ

Уильям Форд Гибсон - Американский писатель-фантаст

Родился 17 марта 1948 года. C 1968 года живет в Канаде. Многие считают его отцом киберпанка, в частности из-за того, что он ввёл в фантастику термин «киберпространство», а также из-за его романа «Нейромант», который был опубликован в 1984 году и разошелся тиражом более чем в 6 миллионов экземпляров.

Биография
Родился в городе Конвей, штат Южная Каролина. Выпускник университета Британской Колумбии по специальности «филология». С 1968 года постоянно проживает за пределами США - по его словам, он уехал из США, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну. В университет поступил, чтобы избежать необходимости работать - учиться для него было проще всего. С 1972 года обосновался в Ванкувере (тихоокеанское побережье Канады), где и начал писать фантастику.
Ранние произведения Гибсона в основном представляют собой футуристические рассказы, повествующие о проникновении кибернетики в жизнь людей и о влиянии киберпространства (реальности, созданной компьютером) на человечество. Первой публикацией в жанре научной фантастики стал рассказ «Осколки голографической розы» (1977).
Творчество
Гибсон считается основателем стиля киберпанк - стиля, который совершил революцию в жанровой литературе 1980-х (но сам он не любит называть свои произведения «киберпанком»). Его трилогия «Киберпространство», в оригинале англ. The Sprawl trilogy («Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза овердрайв») привлекла миллионы читателей. Некоторые произведения Гибсона созданы в соавторстве с Брюсом Стерлингом.
При остром сюжете насыщал произведения описаниями множества гаджетов, но считал, что внешние атрибуты - не главное. Считал, что литературное образование, которое он получил, является «только кошмарным грузом теории». Движущей силой глобализации видел деятельность транснациональных мегакорпораций, дзайбацу. При этом, мир будущего в описании Гибсона - не слишком приятное место. Жизнь общества в нём полностью подчинена интересам враждующих корпораций.
Написав несколько романов, где Япония занимает значительную часть повествования, сам в тот момент в Японии не бывал. Например, Тиба в «Нейроманте» - это фантазия на темы американского Детройта, перенесённая в Японию. «Детройтом ведь никто не гордится - это просто грязная, отвратительная окраина», - говорит он. Таков и мир, описываемый Гибсоном в общем. Много писал о Японии потому, что общался с японцами-туристами, приезжающими в Ванкувер на отдых, и их рассказы о совсем другой культуре его интересовали.
Сам Гибсон считает жанр научной фантастики только инструментом, с помощью которого он может сделать что-то новое в литературе. А от ярлыка «изобретателя киберпанковского движения» он открещивается, поскольку считает, что навешивание ярлыков несёт смерть жанру. «Думаю, что ярлык запутает менее известных авторов, которые попытаются этим заниматься. Будет немало боевиков с мордобоем. Появится множество поделок о парнях с томагавками, севших за компьютер. „Киберпанк“ бьёт мимо цели» - говорит он в интервью в 1986 году. «Когда рассказ („Красная звезда, орбита зимы“) был опубликован, мы еще даже не думали о подобных терминах» - высказывается Гибсон о термине «киберпанк» в том же интервью (под «мы» он подразумевает своего друга и соавтора Стерлинга).
Проза Гибсона имеет ярко выраженный социально-психологический и социально-философский характер, он считается одним из лучших стилистов современной американской литературы.
Лауреат премий «Хьюго», «Небьюла» и награды имени Филипа К. Дика-1985.
По его рассказам снято два фильма: «Джонни-мнемоник» (1995) и «Отель „Новая Роза“» (1998).
Автор понятия «киберпространство» (англ. cyberspace), выдвинул идею и первый описал виртуальную реальность.
Библиография
Романы
* Трилогия «Киберпространство» (англ. Sprawl trilogy, 1984-1988)
1. Нейромант (англ. Neuromancer, 1984)
2. Граф Ноль (англ. Count Zero, 1986, название так же можно перевести как «Отсчёт ноль» - т.е. момент при обратном отсчете времени (до нуля), когда уже происходит ожидаемое событие).
3. Мона Лиза Овердрайв (англ. Mona Lisa Overdrive, 1988)
* Машина различий (англ. The Difference Engine, в соавторстве с Брюсом Стерлингом, 1990, название можно перевести так же как «Диференциальный вычислитель», но если придерживаться строгой инженерной терминологии, то это «Разностная машина»)
* Трилогия «Мост» (англ. Bridge Trilogy, 1993-1999)
1. Виртуальный свет (англ. Virtual Light, 1993)
2. Идору (англ. Idoru, 1996, название Idoru является японским произношением слова идол)
3. Все вечеринки завтрашнего дня (англ. All Tomorrow’s Parties, 1999)
* Распознавание образов (роман) (англ. Pattern Recognition, 2003)
* Страна призраков (англ. Spook Country, 7 августа 2007)
Рассказы
* Сборник «Сожжение Хром» (англ. Burning Chrome, 1982), включающий:
o Осколки голографической розы (англ. Fragments of a Hologram Rose, 1977)
o Джонни-мнемоник (англ. Johnny Mnemonic, 1981), экранизирован в 1995
o Континуум Гернсбека (англ. The Gernsback Continuum, 1981)
o Захолустье (англ. Hinterlands, 1981)
o Отель «Новая роза» (англ. New Rose Hotel, 1981), экранизирован в 1998
o Принадлежность (англ. The Belonging Kind, в соавторстве с Брюсом Стерлингом, 1981)
o Красная звезда, орбита зимы (англ. Red Star, Winter Orbit, в соавторстве с Брюсом Стерлингом, 1983)
o Зимний рынок (англ. The Winter Market, 1985)
o Поединок (англ. Dogfight, в соавторстве с Майклом Суэнвиком, 1985)
* Doing Television (1990)
* Skinner’s Room (1990)
* Cyber-Claus (1991)
* Thirteen Views of a Cardboard City (1997)
* Hippy Hat Brain Parasite
Высказывания
* Подозреваю, что я провел в точности столько же времени в работе над рассказами, сколько средний человек моего возраста проводит у телевизора - может быть, в этом и заключается секрет. (из краткой автобиографии на официальном сайте)
* Саморазвивающиеся технологии, в силу самой своей природы, неподконтрольны человеку, и их применение ведет к непредсказуемым результатам.
* Улица всегда находит свое собственное применение различным вещам.
* Будущее уже здесь. Оно просто еще не так широко распространено. (другой вариант высказывания: "Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено")

Способны ли писатели-фантасты предсказывать будущее? Способны, но большинство их предсказаний сбывается не так и не тогда, как предполагали авторы. Жюль Верн, Уильям Гибсон, Кир Булычев, Сергей Лукьяненко не столько предсказывали будущее, сколько преувеличивали настоящее, чтобы было интересней читать. Играли в свои писательские игры, не претендуя на научную точность. Вот так оно и бывает: играют, шалят, а сдуру могут и угадать.

Нами, но не для нас

«Фантастика, конечно, может нести в себе элемент прогноза, — говорит Сергей Лукьяненко, самый известный из ныне здравствующих российских писателей-фантастов, — но он по большей части случаен. У меня так происходило несколько раз с геополитическими ситуациями типа терактов в Америке или войны в Югославии… Но в этом нет ничего необычного: тенденции, ведущие к этим событиям, появлялись загодя, и вполне можно было почувствовать, что подобное рано или поздно произойдет. Но было у меня и много предсказаний, которые не сбылись. Например, вооруженный конфликт между Россией и Украиной… Слава богу — не сбылось!»

«Будущее делается нами, но не для нас», — считали Аркадий и Борис Стругацкие. Об этом — одно из их самых сложных и трудно трактуемых произведений «Улитка на склоне». Будущее не зависит от наших представлений о нем, утверждают писатели, оно всегда неожиданно, всегда чужое. Не плохое или хорошее, а чужое.

Стругацких в первую очередь интересовал день сегодняшний с его вопросами и сложностями. В конце 80-х годов на телевидении проходил телемост между СССР и США «Вместе на Марс»: выступали ученые, писатели, в их числе Аркадий Натанович Стругацкий. Запись его выступления после прямого эфира была размагничена — по мнению редактора Льва Николаева, «фантасты проявили меньше фантазии, чем ученые». А Аркадий Стругацкий всего лишь сказал что-то вроде того, что рановато думать о полетах на далекие планеты, когда у нас на Земле столько социальных и нравственных проблем…

И все-таки кое-что Стругацкие предсказали довольно точно. Самым пророческим их произведением стала повесть «Хищные вещи века» и полным попаданием в яблочко истории — «дрожка» и «слег». В 1965 году Стругацкие в точности описали поведение людей на рейв-дискотеках, появившихся в конце 90-х, и действие на организм наркотика метамфетамин, получившего хождение в те же годы. Рок-музыкант Захар Май, долгое время проживший в США и хорошо разбирающийся в клубной культуре того периода, даже написал песню с рефреном «Эй, слегачи!», имея в виду любителей электронной музыки, употребляющих метамфетамин. Интересно, слышал ли эту песню Борис Натанович Стругацкий и как к ней относится?

Иллюстрации к произведениям Сергея Лукьяненко

Лондон тонет в навозе

Фантасты скорее не предсказывают будущее, а рисуют его нарочито невеселый вариант, сгущают краски, чтобы «сглазить», отвести вероятную проблему. По мнению Вячеслава Рыбакова, они, словно шаманы, «заклинают» будущее — рисуют его мрачным, чтобы оно оказалось все же более светлым.

Доказывая тщетность предсказаний, Кир Булычев любил рассказывать, как во времена того же Уэллса английские публицисты били тревогу: по их подсчетам, если общество будет развиваться такими темпами, то к середине ХХ века Лондон будет… по колено засыпан конским навозом. Они не могли представить других средств передвижения, кроме конки! Почему? Объяснение этому есть в другой статье Кира Булычева: «Писатели вообще не придумывают машин, это дело ученых и техников, пусть и сбылось все-таки кое-что из предсказанного фантастами. Но ни один человек не долетел до Луны по способу, придуманному Жюлем Верном или Александром Беляевым. И никому не построить лазерный излучатель по методу Алексея Толстого в “Гиперболоиде инженера Гарина”».

Иллюстрации к произведениям Кира Булычева

Предсказания Верна не верны

Именно Жюлю Верну приписывается изобретение многих машин и приспособлений, которыми мы пользуемся сейчас… Разве это не так? Нет. Ничего он не изобретал. Будучи историком и человеком большой эрудиции, Кир Булычев это заблуждение легко рассеивал. Жюль Верн не был изобретателем, но всерьез интересовался техникой как любитель — он выписывал самые передовые научно-популярные журналы своего времени и тщательно штудировал их. Все, что описал в своих книгах Верн, в его время уже было придумано профессиональными инженерами — что-то на бумаге, а что-то и в реальности. Фантаст лишь увеличил размеры реальных изобретений, гиперболизировал их масштабы, то есть поступил так, как поступают все писатели! «Когда ему хотелось показать весь ужас прусского милитаризма, он увеличивал и без того гигантскую пушку, которая стреляла на маневрах, — писал Кир Булычев. — Подводные лодки в те времена еще были небольшими, маломощными. А Жюль Верн писал роман о свободном супермене — и он подарил ему суперлодку…» Кстати, ближайшее уже будущее показало Верну невозможность «Наутилуса» — для столь долгих подводных путешествий ему понадобилось бы невероятное количество дизельного топлива. А никакого нового источника энергии писатель представить не смог. Поскольку был писателем, а не инженером…

Есть еще один пример писательского предсказания. Незадолго до катастрофы с «Титаником» был написан роман о гигантском океанском лайнере с названием «Титан», который потонул, столкнувшись с айсбергом. Но это пример из той же серии — вроде теракта в США или войны в Югославии. Предсказание напрашивалось само собой! Гигантизм бил все рекорды. Писатель почувствовал тенденцию и гиперболизировал ее. Но не был услышан. В реальности люди поступили так же безумно, как в фантастическом произведении.

Иллюстрации к произведениям Жюля Верна

Когда компьютеры были большими

Вот еще одна история с предсказанием, более близкая к нам по времени. В мини-сериале «Дикие пальмы», снятом в США в 1993 году, есть любопытная сцена. На банкете после презентации голографических симулякров главному герою, которого играет Джеймс Белуши, представляют высокого и худощавого мужчину в круглых очках. «Это Уильям Гибсон, — звучит фраза. — Он придумал выражение “кибернетическое пространство”». Знаменитый писатель-фантаст, один из зачинателей литературного направления киберпанк, сыграл самого себя. Это он придумал мир виртуальной иллюзии и корпоративных войн за самое ценное, что есть в новой реальности, — за информацию. Гибсон придумал даже хакеров — в его произведениях они называются «компьютерные ковбои». Эти маргиналы стараются разбогатеть, взламывая хранилища информации крупных фирм… Это ли не пример сбывшегося пророчества? Пример. Впрочем, не вполне корректный.

«Киберпанковская трилогия» Уильяма Гибсона и прилегающие к ней рассказы писались во второй половине 80-х. Компьютеры тогда были типа майнфрейм (mainframe). Они были большими — по одному, максимум по два-три на институт. Служащие строились к ним в очередь с перфокартами, потом с более продвинутыми носителями… У Гибсона был консультант — сотрудник то ли Пентагона, то ли NASA, — и он рассказал молодому писателю, какими путями, по его мнению, будет развиваться компьютерная техника. Ведущие специалисты того времени были уверены, что компьютеры будут «расти» и впредь: нас ждут огромные машины с большими хранилищами информации, где у каждого будет своя область, защищенная специальными программными средствами, и дистанционный доступ с помощью индивидуальной консоли. Таким и описал ближайшее будущее Уильям Гибсон. Ни передовые ученые, ни тем более писатели не смогли предсказать персональных компьютеров с собственными, персональными же накопителями информации, то есть с жесткими дисками! Они опять же, как их предшественники век назад — как с суперпушкой, как с навозом, — только увеличили масштабы.

Отсюда и «кибернетическое пространство» — виртуальный мир, созданный внутри гигантского «винчестера». Отсюда и «компьютерные ковбои» — люди, выходящие в это поделенное между пользователями пространство и взламывающие защиту чужих секторов. Не смогли Гибсон с его консультантом придумать и радикально новые носители — герой фильма «Джонни-мнемоник», снятого по одноименному рассказу Гибсона, переносит в своем мозгу объем информации меньший, чем сейчас занимает эта кинокартина в формате блютуз!

Появление PCу каждого на столе и флешки в кармане, кажется, должно было сломать такую красивую и полную преступной романтики и жесткого тоталитарного контроля над информацией картину будущего… Так бы и случилось, если бы не появился интернет. Всемирная сеть соединила тысячи персоналок в единое «кибернетическое пространство» и тем самым обеспечила пространство для деятельности «компьютерных ковбоев», получивших название «хакеры». Произошло удивительное событие: опираясь на абсолютно ошибочные базовые предположения, писатель довольно точно предсказал картину…

Более того: судя по всему, нас ожидает будущее, которое еще больше похоже на киберпанковский мир Гибсона. Его принесут «облачные технологии». Планшетник, айпад — это та же консоль. А информация — семейные фотографии, любимые песни, наконец, деловая переписка — хранится на сервере у «дяди»; она может быть украдена, может стать достоянием заинтересованных организаций…

Иллюстрации к произведениям Уильяма Гибсона

Не то, не так и не тогда

Жюль Верн не дожил целых полвека до того, как появился реальный «Наутилус». А это для тех скоростей, какими развивалась техника в ХХ веке, довольно много. Писатель умер в 1905 году, а в 1954-м в США построили первую атомную подводную лодку. Она ни капельки не была похожа на субмарину капитана Немо, но носила название именно в честь нее — «USS Nautilus».

Примеры и Верна, и Гибсона показывают, что писатели, конечно, предсказывают — но, как в том анекдоте, не то, не так и не тогда! Кир Булычев был прав: изобретать — удел инженеров. И писатели не способны предсказать технические изобретения в точности, но они способны увидеть общие, магистральные пути развития общества. На подобные писательские «прозрения», а не на «Титан» и «Наутилус», стоит обращать внимание. Важны не девайсы на столе и в кармане, а тенденции.

В романе Олега Дивова «Выбраковка», вышедшем в 1999 году, герой курит сигареты с надписью «Табак убивает». Опять же — угадано неточно. Но и мир, в котором мы живем, не столь жесток, каким был придуман Дивовым больше десятилетия назад. Значит,тогда его услышали.

В мой мир

Уильям Гибсон (полное имя - Уильям Форд Гибсон / William Ford Gibson) родился 17 марта 1948 года в городе Конвэй, штат Южная Каролина. Жизнь шла своим чередом и не обещала ничего необычного, несмотря на весьма бурную молодость - Гибсон с трудом учился в колледже, нередко бродяжничал и хипповал, но в августе 1964-го в далеком Тонкинском заливе произошел известный инцидент с американскими эсминцами «Мэддокс» и «Тэрнер Джой», ставший формальным поводом для начала Штатами Вьетнамской войны. Через несколько лет стало ясно, что быстрой победы не получится. Эти исторические события непосредственным образом повлияли на судьбу будущего писателя: у двадцатилетнего Гибсона были все шансы попасть под соответствующий призыв. Перспектива участия в борьбе с «мировым злом» с помощью М16 и напалма совершенно не прельщала молодого человека. Выход был найден - в 1968-м он уезжает в Канаду. Пожив некоторое время в Торонто, Уильям окончательно осел в Ванкувере, где и обитает по сей день.

По образованию Гибсон - специалист в области англоязычной литературы. Идея стать писателем пришла к нему в студенческие годы. Как признавался сам фантаст, «Я листал Magazine of Fantasy and Science Fiction и думал, что мне по силам написать один из этих рассказов. Я садился и пытался написать что-либо подобное, но у меня никогда ничего не получалось. Наконец, от разочарования и горечи я начал писать по-своему, просто чтобы от этого отвязаться».

Писательская карьера Уильяма Гибсона началась в 1977 году с публикации в журнале Unearth рассказа «Fragments of a Hologram Rose». Это небольшая история про новый вид развлечения - симстим, разновидность виртуальной реальности. Причем действие происходит в декорациях разрухи и военного положения после новой гражданской войны в США. На протяжении следующих лет было написано еще несколько рассказов, в том числе цикл «The Gernsback Continuum» (1981), который через некоторое время вышел отдельным сборником.

Уже по первым пробам пера стало ясно, что Гибсон совершенно не собирается писать мэйнстрим, а скорее склонен к экспериментам с новыми тогда темами. Самыми известными работами Гибсона начала 1980-х стали «Johnny Mnemonic» (1981) и «Burning Chrome» (1982). Они стали, по сути, предисловием к нескольким последующим романам.

В этих рассказах есть почти все элементы киберпанка: динамичный сюжет, всемогущие корпорации, высокие технологии и хакеры, или, как он их называл, «console cowboys». И, наконец, самое главное - Инфоматрица, глобальная компьютерная сеть, непременный атрибут и условие существования общества недалекого будущего, в котором живут герои его произведений. Новаторство Гибсона проявилось в полном пересмотре формулы будущего, которой придерживалась научная фантастика того времени. Вместо классической схемы «космос - роботы - атомная энергия» он использовал «компьютерные сети - биотехнологии - виртуальная реальность».

Такое видение фантастики нашло понимание и поддержку у единомышленников. Самым, наверное, важным стало личное знакомство Уильяма Гибсона с Брюсом Стерлингом в августе 1981 года на небольшой научно-фантастической конференции в Остине. Гибсон представил там свой рассказ «Burning Chrome», который вызвал у Стерлинга неподдельный энтузиазм. Впоследствии эта встреча вылилась в длительное и плодотворное сотрудничество. Стерлинг высоко ценил работы своего коллеги, поэтому нет ничего удивительного в том, что собранная Стерлингом антология киберпанка - сборник «Mirrorshades: The Cyberpunk Anthology» - содержала сразу два рассказа Гибсона. Это просто отражение реальной роли этого писателя в развитии жанра.

Самый первый роман Уильяма Гибсона - «Neuromancer» (1984) - одновременно стал самым известным и, возможно, самым успешным его произведением. Рассказ о хакере, стремящемся вернуться в киберпространство и втянутом в борьбу двух искусственных интеллектов, с хорошим драйвом и многозначной концовкой стал революцией в жанре научной фантастики. Киберпространство вообще стало одной из главной находок Гибсона в этом романе. «Neuromancer» получил множество премий, среди которых такие престижные, как Hugo, Phillip Dick Award, Nebula, Seiun и Ditmar.

О «Нейроманте» можно говорить долго и упорно, но отмечу только несколько интересных моментов, связанных с самым киберпанковским романом в истории. Уильям Гибсон неоднократно повторял, что никогда не думал, что его книга станет настолько популярной. Ведь он нарушил все каноны написания успешной фантастики, какие только можно было придумать. «Я думал, что, возможно, когда-нибудь мою книгу поймут где-нибудь во Франции. Возможно, там даже возникнет культ, подобный культу Джерри Льюиса. Но никто другой этого читать не будет», - это слова самого автора, сказанные через два года после выхода романа в свет.

Несмотря на то, что Гибсон тогда имел весьма поверхностное представление о технических аспектах компьютерных технологий, его видение перспектив их развития оказалось достаточно продуманным для того, чтобы заинтересовать множество людей, в том числе связанных с их разработкой. По сути, Гибсон взял комплекс представлений того времени о компьютерах, разложил его на элементы и построил из них свою систему. Он создал своеобразное «ожидание технологии», которое вполне могло оказать определенное влияние на пути развития потребительских компьютерных технологий. Кроме этого, ощутимую помощь Гибсону оказал Брюс Стерлинг, иногда консультировавший его по многим вопросам. Конечно, в «Нейроманте» потом находили много технических ошибок, но ведь это все-таки фантастическая литература, а не научный трактат, поэтому подход в духе «Неправда! Не так это работает!» здесь не всегда уместен, тем более, что можно привести множество намного худших примеров прямо-таки патологического незнания и нежелания разбираться в особенностях компьютерной техники в работах других авторов, и не только фантастов.

«Neuromancer» стал первым романом трилогии, которую обычно называют «Sprawl Chronicles». Следующие два - «Count Zero» (1986) и «Mona Lisa Overdrive» (1988), - развивая тематику «Нейроманта», имеют и свои особенности. В них действуют многочисленные искусственные интеллекты, свободные обитатели Матрицы, часто использующие людей в своих целях и ожидающие от них определенного поклонения. Смесь высокотехнологичной фантастики и вудуистских культов придала новые оттенки жанру киберпанка. Гибсон пытается спорить с идеей противопоставления человеческого духа, разума и его физического тела. Идея полного переноса всей активности человека в киберпространство, похоже, не соответствует взглядам Гибсона и преподносится скорее в качестве примера извращенного восприятия технологий.

Названные романы стали последними произведениями в жанре классического киберпанка, написанными Гибсоном. В следующих книгах он постепенно уходит от стиля и тематики, принесших ему всемирную известность. Наверное, это было правильным решением: разработанные Уильямом Гибсоном ходы и антураж уже вовсю эксплуатировались другими писателями, пожелавшими получить свою порцию успеха в этом неожиданно ставшем популярным жанре. Когда-то свежие и революционные находки постепенно становились штампами. Изобретатель же всего этого совершенно правильно решил не превращаться в прижизненный памятник самому себе, что было бы дурным тоном, а попробовал выйти за рамки одного, пусть и очень популярного тогда жанра.

Это было осуществлено уже в следующем романе - «The Difference Engine» (1991), написанном Гибсоном в соавторстве все с тем же Брюсом Стерлингом. Сохранив прежнюю тематическую взаимосвязь с компьютерными технологиями, они резко поменяли декорации. Вместо ближайшего будущего нам предлагают отправиться во времена Викторианской Англии и стать свидетелями индустриальной революции, которая отличается от известной нам тем, что Чарльзу Бэббиджу все-таки удалось довести до рабочего применения свои кибернетические машины, и эпоха компьютеров, пусть работающих на паровой тяге, началась веком раньше. Вокруг этого допущения и строятся события романа. Жанр книги, столь своеобразно объединившей паровую и цифровую эпохи, впоследствии был назван «Steampunk».

Действие второй, несколько менее известной в наших краях трилогии Гибсона, которая носит имя «Bridge Chronicles», происходит в 2015-2020 годах, часто в Японии и вообще на Востоке. Как и произведения предыдущего цикла, романы «Virtual Light» (1993), «Idory» (1996) и «All Tomorrow"s Parties» (1999), оставаясь вполне самостоятельными работами, имели много точек соприкосновения. Писатель продолжил исследование того мира, которым вполне может стать окружающая нас действительность. Характерный стиль Гибсона в изложении перспектив развития новых технологий и проникновения их в самые различные сферы оставался достаточно мрачным.

Так, например, «Idory» посвящен теме взаимодействия компьютерных технологий и масскультуры, в частности, созданию виртуальных поп-артистов и других персонажей, наделенных искусственным интеллектом. Как известно, подобные эксперименты уже имеют место в действительности, нередко добиваясь популярности. Название книги - японское слово, которое происходит от английского idol (идол). Многое в романе стало плодом личных впечатлений Гибсона от посещений Японии и Гонконга.

Успех творчества писателя рано или поздно должен был привлечь внимание кинематографистов. Так и произошло, правда, отношения с кино у Гибсона получились своеобразные и неоднозначные.

Первым опытом стала неудачная попытка написания сценария к фильму «Чужой-3» Дэвида Финчера. Гибсона специально пригласили на эту должность и связывали с ним большие надежды. Но чем дальше продвигалась работа над фильмом, тем меньше оставалось от его варианта. В конце концов, от услуг Гибсона отказались, и картину сняли по сценарию других авторов.

Первой экранизацией его собственного произведения стал «Джонни-мнемоник» (1995), поставленный Робертом Лонго. Главную роль отдали Кеану Ривзу, а сам Гибсон, естественно, написал сценарий. Режиссер утверждал, что они хотели сделать черно-белый фильм в духе альтернативного кино, но вскоре поняли, что под такую затею денег никто не даст. В конце концов, первоначальную идею пришлось несколько подправить, а результатом стал красочный и немного театральный фильм. Несмотря на то, что в определенных кругах фильм считается культовым, в коммерческом плане картина с треском провалилась. Некоторым утешением для авторов стало то, что версию для японского проката удалось сделать несколько ближе к первоначальному замыслу. Так или иначе, «Джонни-мнемоник» имеет свои хорошие стороны и остается самым известным фильмом по произведениям Гибсона.

Через три года был реализован новый проект по переносу на киноэкран еще одного раннего рассказа о трудных буднях профессионалов промышленного шпионажа - «New Rose Hotel». На этот раз над сценарием попеременно работала целая группа авторов, в том числе коллега Гибсона по киберпанковскому цеху Джон Ширли, в результате чего оригинальный сюжет был порядочно изменен. Картина не принесла особых лавров своим создателям.

Что касается самого знаменитого произведения Гибсона, то компания, которая приобрела в свое время все права на экранизацию «Нейроманта», обанкротилась. В результате этого перспективы выхода хоть какого-нибудь фильма на эту тему по сегодняшний день остаются более чем туманными.

Попробовал себя писатель и в других жанрах, став автором поэмы «Agrippa - A Book of The Dead» (1992) и ряда других стихотворных произведений, а также сняв документальный фильм «No Maps For These Territories» (2000). Кроме этого, его статьи нередко можно встретить на страницах Wired, Observer и некоторых других журналов.

Ознакомившись с произведениями Уильяма Гибсона и его биографией, неизбежно задаешься вопросами: как объяснить феномен его произведений? Как человеку, не имеющему никакого прямого отношения к высоким технологиям и никогда не работавшему с компьютерами профессионально, удалось создать произведения, по праву признанные лучшими в жанре? Ведь, по сути, он сымитировал целую науку, придумал массу терминов, умудрившись при этом не потерять в чисто художественных качествах своих работ. Конечно, полностью ответить на эти вопросы не смог бы, наверное, даже сам Гибсон. Поэтому можно только высказывать предположения.

Как правило, массовое сознание неспособно напрямую воспринимать какие бы то ни было новые научные открытия или перспективные технологии. Ведь строгий и формализованный стиль их изложения удобен специалистам в соответствующих областях и приспособлен именно к особенностям такой аудитории. Все остальные люди реагируют на популярный пересказ этих идей, причем, если его делает специалист или разработчик, то это скорее исключение, чем правило, это будет чуть ли не последняя вещь, которой озаботится автор перспективной разработки. При этом разрыв между открытием и популярной интерпретацией может составить многие годы. О прогнозах в таком случае речь вообще не идет. Но продукты, созданные высокими технологиями, быстро внедряются в повседневную жизнь и требуют осмысления и выработки хоть какого-нибудь отношения, как можно более быстрого заполнения этого вакуума восприятия. Так, скорее всего, и произошло с Гибсоном: он оказался способным прочувствовать и «перевести» язык новых технологий не просто на язык работ научно-популярного плана, но на язык научной фантастики, органично связав традиции литературного жанра и действительность развивающихся технологий. Он уловил тенденции и суть происходящих перемен и описал их в ярких образах, построив картину будущего в антураже самого духа времени. Это требовало таланта особого рода, и Уильям Гибсон обладал им в полной мере.

Алексей Кутовенко, [email protected]

Он прославился тем, что его дебютный роман был самым успешным в своей категории и сразу разошелся тиражом более шести миллионов экземпляров по всему миру. Его прозвали отцом стиля научной фантастики (киберпанк), и именно его перу принадлежит термин «киберпространство», хотя он всячески открещивается от этого звания и не стремится отстаивать первенство данной идеи. Это все он - Уильям Гибсон.

Жизненные очерки

Родился 17 марта 1948 года в городке Конуэе, что в штате Южная Каролина, в обычной американской семье. Не сказать, что мальчику хотелось пойти по стопам родителей и всю жизнь работать на государство, которое едва замечало их жалкие попытки выбиться в люди. Учился он хорошо и с легкостью поступил в университет Британской Колумбии на филологический факультет. Это произошло не по зову сердца, юноша просто не хотел работать или служить в армии, а учеба решала разом все его проблемы. К тому же он имел врожденные неплохие задатки, и предметы давались ему легко и не требовали серьезных затрат времени и сил на их освоение. Позже, в 1968-м, переехал в Канаду и обосновался в городе Торонто. Свой отъезд сам Уильям Гибсон объясняет тем, что не хотел участвовать во Вьетнамской войне. Спустя четыре года будущий писатель окончательно определяется с местом жительства. Он выбрал Ванкувер - живописный город на побережье Тихого океана. Именно здесь к нему пришло вдохновение и под плеск волн и шум ветра на верхушках сосен двадцатичетырехлетний мужчина начинает писать фантастику.

Раннее творчество

Первыми произведениями, которые автор вынес на суд публики, были короткие фантастические рассказы, полные непонятных терминов, описывающие симбиоз кибернетики и человеческой жизни, повествующие о том, как виртуальная реальность изменила жизнь людей. Самый ранний рассказ назывался «Осколки голографической розы», он датирован 1977 годом.

Новое направление

Критики в один голос заявляют, что Уильям Гибсон является родоначальником литературного стиля киберпанк, хотя сам автор от этого категорически открещивается. Любопытен факт, что сам Уильям владел компьютерной грамотой на весьма примитивном уровне. Характерными для этого направления рассказами считаются изданный в 1981 году «Джонни-Мнемоник» и «Сожжение Хром» 1982 года.

"Нейромант"

Два года спустя в свет выходит один из самых знаменитых его романов - «Нейромант». Уильям Гибсон смог совместить в нем все то, что считал канонным для придуманного им стиля. Книга стала первой в цикле, озаглавленном «Киберпространство». В него также вошли романы «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв». Частично они были написаны в соавторстве с

Основа нового стиля

Уильям Гибсон, книги которого пестрели описаниями всевозможных гаджетов и технических новинок, отдавал предпочтение сюжету и взаимоотношениям героев, считая, что атрибутика - это не самое главное. Имея высшее литературное образование, писатель относился к нему скептически.

Модель будущего, в котором развиваются события, в представлении Гибсона место не очень приятное. Сферы влияния поделены между владельцами мегакорпораций, которые ведут между собой непрерывную вражду. Центральное место среди всех стран в этом новом мире занимает Япония, хотя сам автор в ней на тот момент не бывал. Он экстраполировал американские реалии в восточные декорации, так и получился городок Тиба, например. Многие знания о Стране восходящего солнца Уильям Гибсон почерпнул из общения с туристами.

Срывание ярлыков

Из-под его пера вышло много фантастической литературы. Это такие романы, как «Виртуальный свет», «Идору», «Страна призраков», «Машина различий». Уильям Гибсон писал как один, так и в соавторстве, но всегда придерживался выработанного стиля. Хотя от ярлыка «изобретателя киберпанка» он всячески отказывается, потому что считает это губительным для творчества. Когда человека ассоциируют только с одним конкретным жанром, это очень мешает раскрыться полностью как писателю. Да и читатель привыкает видеть своего кумира исключительно в таком амплуа и отказывается воспринимать что-то другое.

Например, пьесы Уильяма Гибсона, о которых мало кто слышал. Их упоминаний нет даже на официальном сайте писателя, потому что никому и в голову не придет, что писатель-фантаст станет тратить свое время на драматические произведения, если можно написать еще один увлекательный рассказ из жизни людей будущего.

Экранизации и премии

Уильям Гибсон стал лауреатом премий «Хьюго» и «Небьюла», а также получил награду имени Филипа К. Дика в 1995 году. В то же время, пусть и с небольшим промежутком, выходят два фильма, снятые по рассказам героя нашего повествования: «Джонни-Мнемоник» с Киану Ривзом в главной роли и «Отель "Новая Роза"».

Но главным романом все равно остается «Нейромант». Уильям Гибсон был удивлен таким интересом именно к этому периоду своего творчества, потому что те немногие рассказы, которые уже были напечатаны, бурного ажиотажа не вызвали. Конечно, читатели были несколько удивлены необычной обстановкой, но тогда, в конце восьмидесятых - начале девяностых, когда вера в безграничные возможности человека в Интернете уже захватила неокрепшие молодые умы, это пришлось как раз кстати. Подростки мечтали стать хакерами, им казалось, что разбираться в хитросплетениях всемирной паутины, взламывать секретные коды и писать программы - это весело и необычно. Тогда, собственно, и было самое подходящее время для такого рода литературы.

Сейчас интерес к ней немного поостыл. Дети более подкованы относительно возможностей современной техники, их сложно чем-то удивить по-настоящему. Поэтому фэнтези с обилием красочных персонажей, огромного выбора рас на любой вкус и цвет, а также магических способностей снова набирает популярность. Подрастающее поколение хочет уйти из этой реальности всеми доступными способами. И литература ничем не хуже, а может, даже и лучше.

Наверное, для того, чтобы приобщить массовую аудиторию к киберпанку снова, нужен серьезный технический прорыв, который привлечет внимание широкой общественности и будет перекликаться с содержанием книг Гибсона.




Top