Как отключить голосовой гугл. Как отключить голосовой набор? Как использовать голосовой поиск без команды "О"кей, Google"

Трубный глас (Под землею слышен ропот...)

ТРУБНЫЙ ГЛАС

Под землею слышен ропот,
Тихий шелест, шорох, шепот.
Слышен в небе трубный глас:
- Брат, вставай же, будят нас.
- Нет, темно еще повсюду,
Спать хочу и спать я буду,
Не мешай же мне, молчи,
В стену гроба не стучи.
- Не заснешь теперь, уж поздно.
Зов раздался слишком грозно,
И встают вблизи, вдали,
Из разверзшейся земли,
Как из матерней утробы,
Мертвецы, покинув гробы.
- Не могу и не хочу,
Я закрыл глаза, молчу,
Не поверю я обману,
Я не встану, я не встану.
Брат, мне стыдно - весь я пыль,
Пыль и тлен, и смрад, и гниль.
- Брат, мы Бога не обманем,
Все проснемся, все мы встанем,
Все пойдем на Страшный суд.
Вот престол уже несут.
Херувимы, серафимы.
Вот наш царь дориносимый.
О, вставай же - рад не рад,
Всё равно ты встанешь, брат.

Примечания:

СЦ-1902, с датой: «27 мая 1901» -- ПСС-I, т. 15 -- ПСС-II, т. 22. Перепеч.: прилож. к журн. «Пробуждение» (1908. № 18), под рубрикой: «Для чтения и декламации», Волны вечности. Черновой карандашный автограф — в фонде В. Я. Брюсова (РГБ), с датой: «27 мая 1901» и с иным первым четверостишием, здесь же исправленным:

Словно вод подземных рокот
Всюду шелест, шорох, шепот:
«Брат, проснись же, будят нас,
Слышишь, слышишь трубный глас».

Мертвецы встают, встают,
Чтоб идти на Страшный Суд.

Лексика, образы, ритмика и отчасти рифмовка («утробы» — «гробы») отсылают к балладе В. А. Жуковского «Людмила» (1808). В символическом образе «воскресения», вероятно, содержится намёк на возрождение религиозного начала. Мысль эта в близком лексическом оформлении получила развитие в переписке поэта этого времени. Так, в письме к П. П. Перцову от 22 апреля 1900 г. читаем: «Какое мы имеем право не верить в чудо, которое Он обещал? Ведь, в сущности, это только страх и стыд мертвецов воскресающих, которым страшно и стыдно своей наготы; лучше, — мол, в гробу — там темно и тихо. Но ведь мы же все равно уже воскресли, проснулись и больше не засыпаем, мы живые — в гробах. И знаете ли, мне кажется, что не мы одни проснулись. А еще многие, только все боятся и стыдятся пошевелиться...» (Русская литература. 1991. № 3. С. 146). Ср. близкие мысли в письме к B. В. Розанову от 14 октября 1899 г., в котором впервые иносказательно звучит мысль о необходимости объединения богоискательских устремлений: «Мы <...> привыкли к бесконечному одиночеству и безмолвию — мы похожи на детей, которые еще не умеют говорить, и на мертвецов, которые встают из могил и стыдятся своей страшной наготы» (Письма Д. С. Мережковского к В. В Розанову // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5/6. C. 235). Образ «воскрешения мертвых» развернут в трактате «Л. Толстой и Достоевский», где речь идет о предчувствии «начала конца» (т. е. эсхатологии): «Горе проснувшимся в гробах слишком рано, когда все еще спят. Но если бы мы и хотели, то уже не могли бы себя обманывать, снова заснуть: мы можем только притвориться спящими. Уже увидели еще не совсем открывшиеся, полусонные, слабые глаза наши тот свет, которого не вынесли самые зоркие и дерзновенные из человеческих глаз. Куда нам спрятаться от него? Как нам скрыть наготу свою? И пока эта ничтожная горсть, проснувшись, уже видит — остальные, как "во время Ноя перед потопом", только пьют и едят, покупают и продают, женятся и выходят замуж» (Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 121). Ст-ние в авторском чтении не понравилось Брюсову (см.

Теперь в Апокалипсисе повествуется о последних трёх трубных гласах. Что за «три горя» постигнут мир при его кончине? Укажем здесь еще на одно понимание, открываемое Иоанну через трубные гласы ангелов. Это описание геенских мучений после Страшного суда. В таком случае значение предыдущих «трубных гласов» таково:

Первый трубный глас: общее описание грешников в геенне.

Второй трубный глас: по воскресении после Страшного суда море с живущими в нем будет гореть очистительным огнём.

Третий трубный глас: «полынь» указывает на горечь мучений в геенне. Грешники при этом названы водами.

Четвертый трубный глас: состояние в геенне, противоположное состоянию Божественного света в жизни вечной.

Пятый трубный глас. Первое горе. Видение саранчи

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

То, что Иоанн видит звезду, падшую с неба , указывает на то, что все эти казни совершаются по попущению Бога, приходят с неба. Без промыслительной воли Божией ничто не совершается на земле. Кого означает эта звезда ? Звезде этой дан был... ключ от кладязя бездны. Мы видели уже, что ключ от ада имеет в руках Своих Христос (1,18; 3,7). Так под этой звездой можно разуметь Самого Христа. Если же считать, что Христос, явленный в виде Агнца у престола, в ином виде в этих картинах Апокалипсиса не является, то здесь можно разуметь ангела Божия, действующего от лица Христова. И вот перед тайновидцем открывается некое новое и страшное место – кладязь бездны. Кладязь бездны – это особое местопребывание злых духов, демонов, связанных Христом на Кресте. Это место Иоанн описывает еще в гл. 20,2–3, где он видит, как сатана сковывается, низвергается в бездну, заключается и запечатывается в ней. Бездна – запечатанный колодец. Бесы знали, что Христос намерен их туда заточить, верили в это и трепетали (). Поэтому, когда они увидели Христа, странствующего в стране Гергесинской, то «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» (). Они знали, что наступает время их мучений, и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (). Но на Голгофе, на Кресте Христос их связал и «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (). Как о том пишет и апостол Иуда, что Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (). Так содержатся ныне прелукавые демоны связанными в этом страшном месте кладязи бездны, запечатанной Крестом. Наводняя мир бесчисленными грехами и несчастьями, они однако не могут в нем полновластно царствовать, ибо царствует Христос и имя Его прогоняет их полчища. В этой бездне, во мраке и узах демоны ждут часа своего суда. Но перед Судом, еще раз на краткое время они будут выпущены. Еще раз им дана будет свобода и власть. Это будет при антихристе, что дальше и описывается.

Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Она – эта звезда, небесная сила (или Сам Христос с ключом) отворила кладязь бездны , ибо кончился день благодати, «лето Господне благоприятное» (). И как только отворился кладезь бездны, вышел дым из кладязя, как дым из большой печи. Можно представить себе этот кладязь преисполненный дымом, который густыми клубами повалил, как только открыто было отверстие. В результате помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей и их удушье. Они не видят истинного света, для них помрачено солнце Божественной правды. Они и не дышат чистым горним воздухом молитв и Духа Святого, но задыхаются в дыму грязных дел и помышлений. Исшествию самих демонов (ст. 3) предшествует этот всеомрачающий и удушающий дым. Дым – это мрак, предшествующий делам демонским. Еще не вышли демоны из бездны, не воцарился антихрист, но клубы адского дыма атеизма, греховных пороков, нравственного опустошения застилают солнце и отравляют воздух. Сквозь это не видны больше истинные ценности, красота непреходящая. Ложь и неверие, пьянство и наркомания, разврат, безумная музыка и карикатурные моды – все это дым, валящий из бездны и предваряющий демонов. И как в человеке душевное отражается внешне на лице, так и здесь мрак дыма, застлавший и отравивший души, исказил сам облик природы. Над городами ползают мрачные и ядовитые облака дыма от заводов, атмосфера задымлена и отравлена. В людской толпе из каждого почти рта валит табачный дым! Не кладязь ли бездны отверзается? Не демоны ли скоро последуют?!

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

Из дыма злых дел, греха и безбожия выходят, выползают демоны, уподобленные саранче. Все худое есть дым, из которого выходят демоны, эти слуги сатаны. Атеизм отрицает демонов, но он сам и есть дым, из которого они появляются. Здесь Иоанн видит освобождение демонов в кончину века, которое предварялось великим отступлением народов от Бога, Христа, Истины. Сейчас демоны связаны Христом «узами адского мрака», тогда же еще раз будут выпущены: дана была ей власть , и адский мрак наложит свои узы на людей. Демоны не сами захватят власть, но она им будет дана по попущению Божию. Саранче, демонам власть даётся та, какую имеют земные скорпионы . А какую власть имеют скорпионы? – жалить и умерщвлять. То есть конец злых дел и неверия – душевная смерть. Сейчас, гордо величаясь своими делами, люди только «пыль пускают в глаза», но пыль этих дел и безбожия пройдет и останутся одни демоны, пагубные, как саранча и скорпионы. (Атеизму суждено было потерять свою власть над умами в России к концу 1980-х годов. Дым развеялся. И полезла «саранча» – расцвёл в 1990-х годах демонизм в виде нетрадиционных целительств, экстрасенсорики, НЛО, сатанизма. – Ред.).

Назначение саранчи и её дела

И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

И сказано было ей – саранче, то есть дальнейшее соответствует не природным свойствам этой саранчи (демонов), а зависит только от повеления Божия. Что им попустил делать, то они и будут делать, больше же они ничего не могут. И сказано было саранче (демонам), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Тварь, стенающая из-за наших грехов (), не подвергается одинаковому с грешниками наказанию. И здесь мы видим над ней охраняющую десницу Божию. Демонам не дается власть губить растительный мир. Чем-то это напоминает одну из новейших выдумок: нейтронную бомбу, которая губит только людей и оставляет невредимой природу.

Демоны, духи бесплотные, и посылаются здесь для того, чтобы только мучить души людей. И к людям им не ко всем позволено прикасаться, а только к тем, которые не имеют печати Божией на челах своих. Это подобно тому, как Господь не попустил ангелу-губителю в Египте входить и поражать первенцев в домах, где на перекладине и косяках дверей была кровь пасхального агнца (). Так не попускает Господь демонам вредить людям, запечатленным Духом Святым и печатью животворящего Креста Господня. (Сравните видение о 144000 запечатленных – 7,3). Всегубительное действие демонов коснется только принявших на чело свое печать антихристову. Как поэтому должны мы все возревновать о печати Христовой и молиться в грехах наших вместе с Давидом: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» (). Великую силу в нашей жизни имеет часто наличие печати высокопоставленного лица. Но превыше небес поставлен престол Божий и от всякого зла огражден «имеющий печать Бога Живаго» (7,2).

И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

И дано ей – дальнейшее ограничение Божие демонам. Они ограничиваются не только тем, что могут истязать лишь не запечатленных Богом грешников, но ограничены и сама степень мучений, и время мучений: не убивать их, а только мучить пять месяцев. Человек не может вынести всю неограниченную ярость служителей ада, а потому и не попускает этого. Пятимесячный срок указывает на то, что из-за тяжести этих мучений Бог сокращает их сроки. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (). Это горе будет длиться всего пять месяцев. Пять месяцев из сорока двух, которые будет длиться великая скорбь (3,5 года = 42 месяцам). Имеет это еще и такое значение. Грех входит в наше сердце через пять внешних чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Так же и пятерично число времени, в которое за эти грехи человеку посылается наказание. А возможно, что это определенное, известное одному Богу время. Кстати, саранча в действительности живет не более пяти летних месяцев: с апреля по август, или с мая по сентябрь. Так что пять месяцев – это время, данное саранче – демонам на наказание и устрашение грешников. Точно это время знает только Бог.

И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. Этим указывается страшная мучительность страданий. Чем же они жалят человека? Грехом, ибо «жало же смерти – грех» (). Это то жало, которое, вонзаясь в человека, приносит ему нестерпимые страдания. Конец обычным страданиям, и через то как бы облегчение, приносит смерть. Но здесь не будет смерти. Даже не прекратит этих мучений, ибо ее не будет. Когда царь Давид согрешил и ему было предложено выбрать одно из трех наказаний, то он сказал пророку Гаду: «Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (). Если столь страшно впасть в немилосердные руки человеческие, то каково впасть в руки демонов?!

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них.

В те дни люди будут искать смерти – это указывает на ужас страданий, которым подвергнутся люди в то время. Столь велики будут мучения, что и сама покажется желанной! И не только будут желать смерти, как средства для избавления от страданий, но будут усердно ее искать, приложат к тому усилия. Но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (). Как скоро настигает боящегося и избегающего ее, так убежит она от ищущих ее. Господь не попустит тем грешникам через смерть избежать заслуженных ими мучений. Они будут в отчаянии рвать волосы и скрежетать зубами, но не найдут смерти. И многие восплачут, как Иов: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (). Это особенно показывает, что и жизнь и смерть наши – все в руках Божиих, и мы ничего не можем сделать, что не определено Им. Кажется, что проще, как лишить себя самого жизни? – но и этого не может сделать человек, доколе того не допустит Бог. Сохрани же, Господи, каждого из нас от жизни, которая хуже смерти!

Мы видели, что бедствия первых четырех трубных гласов могут быть рассматриваемы как вечные мучения в геенне. Так и здесь перед нами раскрывается картина этого страшного состояния. В таком случае звезда, падшая с неба на землю , – это ангел Божий, посланный для наказания. Или же это Христос, который будет судить мир в кончину века и «может и душу и тело погубить в геенне» (). Кладезь бездны можно рассматривать как саму геенну, в которую ввергнуто будет всякое нечестие. И помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя , то есть в геенне для мучимых скрыты будут солнце и воздух, как физически, так и духовно. И тела и души будут охвачены вечным мраком и удушьем. Саранча – это те геенские черви, о которых еще Исайя говорил: «ибо червь их не умрет» (). То, что эта саранча не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву , говорит о том, что сама природа в геенну ввержена не будет. Небо и земля не найдут себе места у белого престола Божия (20,11), они убегут от него, ибо испорчены грехом. Однако в геенну они ввержены не будут, но изменятся. И будут новое небо и новая земля. Поэтому и сказано, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (). И силы геенны не могут причинить вреда творению Божию. Не могут они причинить никакого вреда и имеющим печать Божию , ибо Богом запечатленные не увидят геенны, «не потерпят вреда от второй смерти» (2,11). Эта страшная участь ожидает только тех, которые не имеют печати Божией на челах своих , которые не приняли Духа Святого, не склонились перед Крестом, и ушли из этого мира нераскаянными. Гееннской саранче дано не убивать их, а только мучить. Потому в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но убежит от них. Это все говорит о том, что муки геенны будут бесконечны. Саранче, червям и огню не дано будет убивать их, а только мучить. С воплями и скрежетом зубов они будут в геенне искать смерти, но ее не будет. Они пожелают смерти как прекращения своих мучений, но смерть убежит от них. Тогда «истребится смерть» () и останется один ужас безысходных непрекращающихся мучений, «вечное поругание и посрамление» (). То, что саранче дано мучить пять месяцев, Андрей Кесарийский разумеет так: не имеющие печати жестоко мучимы будут только некоторое время, потом же – легче, но вечно.

Внешний вид и образ действий саранчи

По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие.

Здесь апостол Иоанн описывает внешний вид виденной им саранчи (демонов) и ее образ действия. По своему внешнему виду саранча вовсе не была похожа на обыкновенную. Поэтому и понимать ее надо образно, и каждый штрих ее внешности имеет свое значение. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну. Кони в Писании являются символом воинственности, как и Соломон говорит: «Коня приготовляют на день битвы» (). Люди стремятся к миру, ждут его, борются за него, но преисподние демоны исходят и нарушают его, разжигают войны. «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышан храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней» (). От колена Данова придет антихрист, а храп коней уже слышен. Ржут жеребцы и готовятся пути, по которым помчатся истребительные кони преисподней. Уже дрожит земля, готовится к предсмертным судорогам. «Слышен храп коней», но спят многие христиане, в безумных наслаждениях нежится мир. Восстань, о, спящий, приготовься к брани, ибо день Господень близок! «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень» (). Демоны уже стоят подобно коням, приготовленным на войну . Иоиль: «Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы» (). В описании вида саранчи святой Иоанн везде употребляет частичку «как бы». На земле нет ничего более мерзкого, чем демоны, и в описании их он пытается найти какие-то земные сравнения. Далее Иоанн описывает эту саранчу: и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые. То, что видит Иоанн, нельзя назвать венцом. Венцом увенчан Христос и увенчивает Своих последователей (2,10). Как мы и действительно видим, 24 старца увенчаны золотыми венцами (4,4). Здесь же только подражание. Не венцы, а как бы венцы, и не золотые, а похожие на золотые . Так у сатаны всё только подражательно. Он не может предложить что-то истинное и существенное. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (). И вот мы видим, как всё у служителей греха имеет только вид ценности, красоты, истины, так и награда их имеет только вид «как бы венца». И венцы эти только похожие на золотые . Так прельщает сатана. Весь мир теперь – сплошная иллюзия и обман. Люди гонятся за властью, богатством, знанием, чинами, забывая простую народную мудрость, что не все золото, что блестит. Да и среди верующих сколько лжеименного знания! И среди еретиков есть профессора богословия и пр., но всё «это имеет только вид мудрости в самовольном служении (нет истинного апостольского рукоположения и послушания Церкви)» (). Так, верующие и неверующие строят «воздушные замки», гонятся за миражами, прельщаясь ими, служат им всю жизнь. Но «если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (). И вот после иллюзорной жизни – иллюзорная награда. Да и на что могут надеяться служители того, кто и сам имеет только иллюзорные венцы! Эти недействительные венцы указывают и на то, что победы демонов являются кажущимися, мнимыми, временными. В буквальном смысле некоторые толкователи видят в этих подобиях венцам те ярко-желтые (золотые) четыре щупальца-рожка, которыми снабжена голова обыкновенной саранчи.

Лица же ее (саранчи) – как лица человеческие. Человекообразным было, пожалуй, лишь лицо у саранчи, голова могла оставаться и саранчеобразной с щупальцами. То, что лица саранчи подобны человеческим, говорит о разумности этих существ. Таковыми и действительно являются демоны. Человекообразность лиц говорит об их обольстительности. Истинного человеческого лица, каковое имел , Сын Божий, они не имеют, но они приходят обольщать.

И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

И волосы у ней – как волосы у женщин. Этим указывается на бесовское сладострастие и возбуждение к блудодеянию и любодеянию. Так что, если человек ощущает в себе подобное, то это есть в нем результат демонических сил.

А зубы у ней были, как у львов. Это указание на их свирепость и убийственную силу. Этим указывается, что они есть слуги того, кто «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Можно здесь увидеть и указание на то, что внешне саранча имеет как бы женственный мягкий характер (волосы, как у женщины), а на самом деле она жестока и кровожадна (зубы, как у льва).

На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну.

На ней были брони, как бы брони железные. И здесь – не железные, а как бы брони железные , только подражание истинному. Означает же это демонское жестокосердие саранчи, ее готовность к брани и неприступность. А шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. Подобно множествам фараоновых колесниц, гнавшимся за израильтянами, бездна выпускает на святых эти демонические колесницы. «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени» (). И такова даже еще не сама саранча, а только шум от крыльев ее . Слышится уже стук колесниц ада, с шумом рассекают воздух ангелы бездны – бодрствуйте христиане, мужайтесь!

У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.

У ней (у саранчи) были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала. Весь 10-й стих есть просто дополнение 5-го стиха. Жало это есть грех (), «а сделанный рождает смерть» (). Находятся эти убийственные жала на хвостах саранчи, подобной скорпионам. Этим подчеркивается омерзительность этих существ. Власть же ее была – вредить людям пять месяцев (9,5).

Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» (), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели () и даст ему силу свою (13,2) и великую власть.

Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей (). Здесь же мы видим ангела бездны , царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней.

Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон . Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» ( Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века.

Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

Из всего явленного Иоанну в Апокалипсисе мы видим ту огромную и таинственную роль, которую играют ангелы во всех событиях земной жизни. И только наша духовная слепота не позволяет нам все это ясно видеть. Если бы мы сейчас могли прозреть, то увидели бы, что мир вокруг нас горит и полыхает огнем, даже воздух той комнаты, где мы находимся, заполнен бесами, которые, как пчелы, роем нападают на человека и ищут, где бы проникнуть в него. Но увидели бы мы и воинство небесное, которое ведет брань с демонами, как и говорит русский писатель Достоевский, с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Так, за каждой нашей мыслью, словом, поступком стоят ангелы. Идет борьба ангелов и за судьбы народов, как это особенно явлено было пророку Даниилу. Он видел, что участь еврейского, персидского, греческого народов определялась борьбой ангелов этих народов (). Священник Павел Флоренский говорил, что если бы мы были духовно зрячи, то нам в храме не нужен был бы иконостас, мы бы тогда видели, что на этом месте на самом деле предстоят ангелы и святые.

Айзек Азимов

Трубный глас

Архангел Гавриил относился ко всему этому делу очень безразлично. Он лениво погладил кончиком крыла планету Марс, которая не реагировала на его прикосновение.

Вопрос решен, Этериель, - сказал он. - Сейчас уже ничего нельзя сделать. День светопреставления назначен.

Этериель, совсем молоденький серафим, созданный всего за тысячу лет до нашей эры, при этих словах задрожал, и в космосе ясно обозначились светлые расходящиеся круги. Как только он появился на свет, ему поручили ведать делами Земли и ее окрестностей. Эта должность была синекурой, тепленьким местечком, она не открывала никаких перспектив продвижения по службе. Но многовековая привычка заставляла его, вопреки всему, гордиться своим миром.

Значит, вы хотите уничтожить мой мир без предупреждения?

Вовсе нет. На этот счет есть некоторые указания в книге Даниила и в откровении святого Иоанна. Они достаточно ясны.

Ясны? После того как их столько раз переписывали? Не знаю, остались ли там неизмененными хоть два слова подряд.

Есть намеки в Ригведе и в книге Конфуция…

Но они достояние избранных…

Об этом прямо говорится в «Поэме о Гильгамеше».

Большая часть «Поэмы о Гильгамеше» была уничтожена вместе с библиотекой Ашшурбанипала.

Некоторые указания можно найти в очертаниях пирамиды Хеопса и рисунке мозаики Тадж-Махала…

Они такие туманные, что ни один человек не мог как следует истолковать их.

Гавриил услало сказал:

Если вы собираетесь против всего возражать, то нет смысла говорить на эту тему. Во всяком случае, уж вам-то следовало об этом знать. Все нужные документы есть в досье Небесного Совета. Вы могли ознакомиться с ними в любое время.

Я был занят здесь по горло. Вы не представляете, как успешно орудует дьявол на этой планете. Я прилагал все силы, чтобы одолеть его, и все-таки…

Как же, знаю, - Гавриил погладил крылом пролетавшую мимо комету. - Что говорить, он добился там кое-каких побед. Мне однажды пришлось познакомиться с устройством этой планетки. Это как будто одна из систем, основанных на взаимосвязи массы и энергии.

Да, верно.

И они с этим шутят?

Боюсь, что так.

Тогда, пожалуй, сейчас самое время покончить с этой затеей.

Я сумею это уладить, поверьте мне. Они не уничтожат себя своими ядерными бомбами.

Как сказать… Ну а теперь, Этериель, позвольте мне взяться за дело. Назначенное время приближается.

Сначала покажите мне документы, - продолжал упорствовать серафим.

Пожалуйста, если вы настаиваете.

На черном небесном своде безвоздушного пространства яркими буквами вспыхнул текст акта Небесного Совета.

Этериель прочел вслух:

«По приказу Небесного Совета настоящим предписывается архангелу Гавриилу порядковый номер и т. д. и т. п. (ладно, положим, это вы) приблизиться к планете класса А номер Г 743990, которая в дальнейшем будет именоваться Землей, и 1 января 1967 года в 12 часов дня по местному времени…».

Этериель помрачнел и дочитал текст про себя.

Довольны?

Нет, но ничего не поделаешь.

Гавриил улыбнулся. В небе появилась сверкающая золотая труба, по форме похожая на обычную, и простерлась от Земли до Солнца. Гавриил поднес ее к своим губам.

Подождите! - в отчаянии воскликнул Этериель. - Я попробую обратиться в Совет.

А что это даст? Под актом стоит подпись Владыки, а всякое постановление, подписанное им, не подлежит отмене. Извините, до назначенного срока остались считанные секунды.

Гавриил дунул в трубу, и чистый звук чудесного тона наполнил Вселенную до самой далекой звезды. На ничтожное мгновение, такое же неуловимое, как черта, отделяющая прошлое от будущего, все замерло, а потом вся система миров рухнула и материя обратилась в состояние первобытного хаоса. Исчезли звезды и туманности, исчезли космическая пыль. Солнце, планеты, Луна - все, все за исключением самой Земли, которая вращалась, как и раньше, в совершенно пустой Вселенной.

Трубный глас прозвучал.

Р. Е. Манн (которого все знакомые называли просто Р. Е.) незаметно вошел в контору фабрики Билликен Битси и мрачно уставился на склонившегося над грудой бумаг, изможденного высокого человека, которому аккуратные седые усики придавали какую-то старомодную элегантность.

Р. Е. взглянул на свои наручные часы, которые по-прежнему показывали 7.01. В этот момент они остановились. Это было, разумеется, восточное поясное время - 12.01 по гринвичскому.

Сидевший за столом поднял голову и несколько мгновений тупо смотрел на Р. Е.

Что вам угодно? - удивленно спросил он.

Горас Билликен, если не ошибаюсь? Владелец этой фабрики?

А я Р. Е. Манн. Не мог пройти мимо, увидев человека за работой. Вы разве не знаете, что за день сегодня?

Сегодня?

Да. День воскресения из мертвых.

Ах, вы об этом. Знаю. Я слышал, как прозвучала труба. Вот уж действительно мертвого разбудит… Ничего себе, правда?

С минуту он радостно посмеивался, потом продолжал:

Труба подняла меня в семь утра. Я толкнул жену Она спала, конечно. Я всегда говорил, что она проспит второе пришествие. «Это трубный глас, дорогая», - говорю ей. А Ортенс - это моя жена - сказала только «хорошо» и опять заснула. Я принял ванну, побрился, оделся и пришел сюда заняться делами.

Но зачем?

А почему бы нет?

Никто из ваших рабочих не пришел.

Да, бедняжки. Им бы только не работать. Я так и ждал. А впрочем, не каждый день наступает конец света. Откровенно говоря, я даже доволен. Смогу без всяких помех привести в порядок свою корреспонденцию. Телефон ни разу не звонил. Он встал и подошел к окну.

Все стало гораздо лучше. Нет слепящего солнца, снег сошел. Приятный свет и приятная температура. Очень хорошо задумано… Но, извините, у меня столько дел… Если не возражаете…

Минуточку, Горас, - прервал его чей-то громкий хриплый голос.

Некий джентльмен, удивительно похожий на Билликена, только покряжистее, перешагнул порог конторы, выставив вперед массивный нос и остановился перед столом в позе оскорбленного достоинства. Он выглядел очень внушительно, даже несмотря на то, что был совершенно голый.

Будь любезен сказать - почему ты закрыл фабрику?

Билликен побледнел.

Боже мой, это отец. Откуда ты?

Из могилы, - зарычал Билликен-старший. - Откуда же еще? Сейчас из-под земли выходят десятками. И все голые. Женщины тоже!

Билликен откашлялся.

Я достану тебе кое-какую одежду, отец. Схожу принесу из дома.

Не стоит возиться с этим. Займемся делами. Да, делами!

Оторопевший oт неожиданности Р. Е. пришел в себя и решил тоже вступить в разговор.

Из могил выходят все сразу, сэр? - спросил он.

Задавая этот вопрос, он с любопытством разглядывал Билликена-старшего. Тот казался крепышом. У него были изборожденные морщинами, но пышущие здоровьем щеки. Ему столько же лет, решил Р. Е., сколько было в момент смерти, но у него идеальный для этого возраста организм.

Билликен-старший ответил:

Нет, сэр, не сразу. Сначала выходят из тех могил, что посвежее. Поттсби умер на пять лет раньше меня, а вышел из могилы на пять минут позже. Увидев его, я решил уйти от него подальше. Хватит с меня… Да, вот что! - воскликнул он, ударив кулаком по столу. - Я не нашел ни такси, ни автобусов. Телефон не работает. Пришлось идти пешком. Я прошел двадцать миль.

Билликен-старший бросил довольный взгляд на свое обнаженное тело.

А что же такого? - продолжал он - Сейчас тепло. Почти все ходят голые… Но послушай, сынок. Я пришел сюда не для пустой болтовни. Почему фабрика закрыта?

Она не закрыта. Сегодня необычный день.

Необычный день, скажи пожалуйста! Сходи-ка в профсоюз и передай им, что день второго пришествия не предусмотрен в коллективном договоре. С каждого рабочего мы сделаем вычет за каждую пропущенную минуту!

Билликен пристально посмотрел на отца.

Я не пойду, - упрямо сказал он. - Не забывай, ты здесь больше не распоряжаешься. Я хозяин.

Ах, ты? По какому праву?

По твоему завещанию.

Хорошо. Так я его аннулирую.

Ты не можешь, отец. Ты умер. Пусть ты кажешься живым, но у меня есть свидетели. Есть заключение врача. Есть расписки похоронного бюро. Я могу привлечь для показаний могильщиков.

Билликен-старший молча смотрел на сына. Потом, не торопясь, сел на стул и скрестил ноги.

Если уж на то пошло, мы все теперь мертвые, - сказал он. - Наступил конец света. Разве не так?

Но ты юридически признан умершим, а я нет.

О, мы это изменим, сынок. Теперь нас будет больше, чем вас, а голоса чего-то стоят!

Билликен-младший вспыхнул и резко хлопнул ладонью по столу.

Взволнованный рассказ Иоанна Богослова продолжается. Ангелы на облаках получают трубы, и не музыкальные инструменты, а трубы для сражений, такие обычно использовались, чтобы наводить ужас на противника.

И снова - картина уничтожения…

Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

«И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить!»

Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

Такие трубы издают громкий однотонный звук, подобный реву. Их сигнал звучал над войсками, готовыми броситься на штурм обороняющегося города. И мы знаем этот страшный звук, хотя никогда и не слышали. От него замирает душа, как от волчьего воя. Наверное, такое же впечатление производили предупреждающие сирены при бомбежках Второй мировой. И вот - ангелы затрубили в трубы, на землю обрушился огненный град, и хлынула кровь. Горят деревья и трава. Море обращается в кровь. Рушится с неба в колодец звезда Полынь, и горькой становится вода на земле. Колодец, куда упала звезда, Дюрер строит из больших, грубо отесанных камней и соединяет камни металлическими скрепами. Реальный такой, обычный колодец.

Со всех сторон надвигается черная тьма. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Еще одна звезда падает на землю, отворяя ещё один колодец - вулкан. Оттуда поднимается дым. Он омрачает солнце и небо, и справа - посмотрите - дым превращается в хищную саранчу, падающую на землю.

Огромные руки высовываются из облака, и швыряют в море огненную гору. Она взрывается огнем и паром, и вода вокруг нее закипает. Об огненной горе в «Апокалипсисе» говорится, но о руках, бросающих ее в море, там нет ни слова. Нет ничего подобного и ни у одного из прежних иллюстраторов… ангельские руки - маленькие в небе, приблизившись к земле, стали зловеще-огромными...

Вверху, за алтарем, восьмой ангел. Он бросает на землю карающий жертвенный огонь. Удивительно его лицо. В нем - ни гнева, ни угрозы. И мимика - какая-то неопределённо-детская, он чуть ли не улыбается, и почти любопытен. Не знаю, может быть, это такое воплощение беззаботной жестокости.

Мрачнеют луна и солнце, и буря топит корабли. Ах, «о всех кораблях, ушедших в море»… Плывут по воде обломки мачт, лодку захлестывает волна, и в ужасе поднимает руки гребец. Другой пытается спастись вплавь, но плыть - некуда, впереди - пылающий берег.

На корабле, составляющем лишь одну из малых подробностей гравюры, точно изображен прямой парус, вздутый шквальным ветром. А соседний корабль - галера. Он спустил парус, и гребцы взялись за весла. Гребцы и весла созданы крошечными, едва заметными черточками. Мельчайшие штрихи показывают стремительное движение галеры к берегу…

Дюрер соединил сразу несколько событий, и ему удалось передать не мгновенное, а протяженное во времени состояние ужаса.

Наискосок пересекает небо хищный орел, из его клюва вырывается клич: «Горе, горе, горе!» Художник написал это слово буквами! Короткий текст, включенный в изображение, обращает на себя внимание…

Дюрер верил в пророчества «Апокалипсиса». Ему важно было передать не правильное и красивое, как его наставляли ренессансные итальянские учители, а впечатляющее и достоверное. И ему это удалось, благодаря именно его «анти-ренессансности». В дюреровской эстетике чувства и эмоции побеждают арифметику всяких там расчленёнок, пропорций и геометрических штудий. И видение становится не только зримым и понятным… но и пугающе жизнеподобным…

По материалам




Top