Как написать песню так, чтобы она стала хитом? Как писать музыку

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!

Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет и аккордового сопровождения для Ваших текстов.

Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае имеет первостепенное значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.

Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией. Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.

1. Прочитайте текст вслух несколько раз.

Попробуйте варьировать темпы - быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.

Простое описание может быть оценено в 1 или 2 бала. Яркие фразы и образы - например - я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.

3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.

Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.

4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.

Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.

5. Перейдите к музыке .

Мелодии состоят из последовательности нот. Мелодия - это часть музыкального произведения, которую мы можем пропеть, основной звук, который выделяется на основном фоне. Независимо от того, какую песню вы пишете, вам будет нужна мелодия. Обладая знаниями основ музыки и усвоив несколько упражнений и приемов, вы обнаружите, что написать мелодию проще, чем можно было подумать.

Шаги

Часть 1

Построение знаний

    Почитайте кое-что из музыкальной теории. Если хотите хорошо писать мелодии, важно знать, по крайней мере, основы того, как пишется музыка, прежде чем вы попробуете создать что-то свое. Конечно, это не обязательно. Однако чем больше вы понимаете в музыке, тем проще будет понять объяснения музыкальных понятий.

    • В этой статье мы будем использовать музыкальные термины, потому что трудно донести эти идеи без них. Некоторые можно объяснить, но другие слишком сложны для краткого объяснения. Если вы не понимаете, что такое доля, такт и время, вам следует все-таки сначала почитать об этом.
  1. Выберите свою форму песни. Форма песни - что-то вроде разделения по половому признаку, но для музыки. Вся музыка обычно соответствует той или иной форме, которая определяет, какие части и элементы уместны, и когда пора их менять. Вы, вероятно, больше всего привыкли к этому понятию в популярной музыке с идеями запева и припева. Здесь, вы не должны следовать этим формам, но это может помочь вам определить дорожную карту для работы при сочинении мелодии.

    • Наиболее распространенную форму песни называют AABA. Это означает, что есть два "запева", "припев", и затем другой "запев". Другими словами, раздел, который как-то звучит, за ним другой, который звучит так же, потом что-то другое, и наконец, возврат к теме первого раздела.
    • Однако есть много различных форм, так что поразмышляйте, какая является лучшей для вас. Вы можете рассмотреть AAAA, ABCD, AABACA и т.д. Или, конечно же, вы можете сделать что-то совершенно иное.
  2. Изучите жанры композиций. У некоторых жанров музыки есть определенный стиль и если вы хотите, чтобы звучало именно так, как это принято, то вы должны будете записать свою мелодию определенным способом. Заранее почитайте о жанре музыки, в котором вы пытаетесь сочинить, узнайте, есть ли какие-либо уникальные особенности этого жанра с точки зрения структуры, ключа или прогрессий.

    • Например, последовательность аккордов для блюза и джаза соответствуют определенным формам. Джаз интенсивно использует определенные аккорды, таким образом, вам надо поискать джазовые аккорды перед написанием песен в этом жанре.
  3. Подумайте о музыканте. Независимо от того, кто исполняет музыкальную пьесу, которую вы пишете, им будет нужен перерыв в какой-то момент. Пальцам будет требоваться отдых, и певцы должны отдышаться. Вы должны понять, как поставить перерыв в песню, и добавить такие перерывы. Попытайтесь расположить их с интервалами равномерно и сделать их достаточно частыми, чтобы песню было возможно исполнить.

    Разберите свои любимые песни. Первое, что вы можете сделать, чтобы обрести навыки записи мелодии, состоит в том, чтобы начать, разбирая некоторые ваши любимые песни. Соберите ряд песен с отличными мелодиями Обычно, когда мы слушаем музыку, мы погружаемся в нее, правильно? Но вам надо сделать дорожную карту из нее... фокусируйтесь!

    • Запишите, как меняются ноты. Как они строятся? Как тон заставляет вас чувствовать себя? Как мелодия работает с лирикой? Что хорошего в мелодии? Что не работает или что могло быть лучше? Вы можете перенести эти уроки на свои собственные мелодии.

    Часть 2

    Создание основы
    1. Попытайтесь не начинать с лирики. Если, конечно, вы лучший лирик, то можете быть склонны начать со стихов. Однако это чревато и не рекомендуется, особенно если ваше музыкальное образование очень ограничено. Когда вы начинаете с лирики, вы должны базировать свою мелодию на естественном ритме слов, и это может быть очень трудно, особенно для новичка. Однако если вы хотите, все же можете начать с лирики.

    2. Играйте! Это покажется отчасти глупым, но многие лучшие мелодии рождались у кого-то, кто просто брал случайные ноты на фортепьяно. Если у вас есть инструмент, на котором вы можете бездельничать, попробуйте это. Просто играйте, делая вариации или просто перепрыгивая, пока не найдете что-то, что звучит хорошо.

      • Если у вас нет инструмента, можете спеть или использовать инструмент в интернете. Вы можете найти много бесплатных фортепьяно на веб-сайтах и приложений доступных для вашего мобильного устройства.
    3. Преобразуйте простую идею. Вы можете взять действительно простую идею для мелодии, просто последовательность трех или четырех нот, и преобразовать этот зачаток идеи в целую мелодию. Например, возьмите небольшую группу нот, которую нашли, играя согласно предыдущему шагу. Подумайте о том, как, по-вашему, должна развиваться мелодия.

      • Люди, которые естественно музыкальны, часто придумывают небольшие фрагменты музыки, как художник берет идею для рисования. Если это похоже на вас, держите неподалеку цифровой диктофон или ноутбук (если вы знаете какой-либо вид музыкальной записи).
    4. Начните с аккордов. Если вы привыкли делать аккорды, вы также можете найти мелодию, играя аккордами. Это характерно для людей, которые играют на фортепьяно или гитаре, так как эти инструменты полагаются в большой степени на аккорды. Проделайте то же самое, о чем мы говорили в Шаге 1, но с аккордами, пока вы не найдете что-то, что звучит приятно для вас.

      • Вы можете найти веб-сайты, которые играют аккорды для вас, если у вас нет инструмента или вы не знаете много аккордов.
      • Попытайтесь поработать с аккордами и найти способы сделать их более сложными. Вы поймете, что поскольку вы можете извлечь только один звук за один раз, у вас получится мелодия даже прежде, чем вы это услышите. Не волнуйтесь о лирике, профессиональные музыканты почти всегда сначала пишут мелодию и напевают ерунду вместо слов.
    5. Одолжите у существующей мелодии. Кража чьей-то песни - плохая идея, но подобно взятию саженца, чтобы вырастить свой собственный сад, вы можете взять самую крошечную щепку от другой песни и преобразовать ее во что-то абсолютно другое. Если вы берете только последовательность приблизительно четырех нот и вносите достаточно изменений, то ваша музыка становится абсолютно оригинальной. Просто помните, что вы превращаете ее во что-то абсолютно другое.

      • Хорошее произведение должно заимствовать у различных жанров музыки. Скажите, что вы хотите записать народную песню, например. Попытайтесь одолжить у рэпа. Хотите записать песню в стиле кантри? Одолжите у классики.
    6. Основывайтесь на мотиве. Мотив - ряд нот, которые формируют музыкальную "идею". Много песен берут мотив и затем повторяют этот набор нот с небольшими изменениями, чтобы создать мелодию. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать мелодию, это - большое подспорье, так как вам можно начать с имеющегося набора нот.

      • Один из лучших примеров этого - Аллегро из Симфонии Бетховена №5. Он просто взял основной мотив и повторил его много раз и создал одну из наиболее величайших музыкальных пьес всех времен.

    Часть 3

    Придание блеска

    Добавьте аккорды, если у вас еще нет их. Если вы не начали с аккордов, то можете добавить несколько теперь. Аккорды заставят вашу песню звучать более полно и сложно, несмотря на то, что вы можете обойтись без них или использовать только очень простые аккорды, если хотите больше меланхолии, обнажая звук.

    • Начните, установив, в каком тоне написана ваша мелодия. Определенные аккорды звучат лучше с одними тонами, чем с другими. Например, если ваша песня начинается с C (до), то аккорд C (до) будет уместным чтобы начать.
    • Когда менять аккорды будет действительно зависеть от вашей песни, но пробуйте определять время для изменения звуков или мелодии. Обычно изменения аккорда происходят на первой доле, в начале такта. Вы можете также использовать изменение аккорда, чтобы ввести другой аккорд. Например, в 4/4 песне, у вас мог бы быть один аккорд на первой доле и затем другой на 4 доле перед введением следующего аккорда в следующем такте.

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде . Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать , это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.




Top