Как делается верстка. Гайд для веб-дизайнеров по подготовке макетов для быстрой верстки. Создание сетки для основной части страницы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы сформировать так называемый макет сайта не с помощью (вчерашний день верстки), а с помощью элементов Div . Т.е. нам нужно будет на дивах построить верхнюю часть (шапку), нижнюю часть (футер) и три колонки для примера.

Кстати говоря, такую задачу мы с вами уже решали, когда я писал о .

Казалось бы, что повторяться не стоит, но я и не собираюсь этого делать. Сегодня будет описан принципиально другой способ верстки сайта , а также параллельно рассмотрим назначение директив @import и @media (с впереди) в уже изученном нами (на базовом уровне, конечно же) языке стилевой разметки CSS.

Верстка сайта на блоках — а оно вам надо?

Более того, мы с вами на текущий момент уже успели разобрать и язык Html по косточкам, опираясь при этом на первоисточник в лице консорциума . Однако, думаю, что не все прониклись моими увещеваниями и сразу же бросились изучать , а также .

И я вас даже отчасти понимаю. Ведь само по себе знание этих вещей не принесет вам ни славы, ни богатства, а только отнимет кучу времени, которое можно было бы потратить на гораздо более приятное занятие. Равно, как умение пользоваться столовыми приборами не гарантирует вам наличие вкусной еды на вашем столе. Однако, в нужный момент это может пригодиться и сыграть не маловажную роль.

Я сам лет десять-двенадцать назад решил во что бы то ни стало изучить Html, но застопорился в самом начале, по-моему, на и довольно быстро охладел к этой затее, предпочтя издевательствам над отупевшим мозгом захватывающую игру в очередной шутер.

Да, да, когда-то игры были моим хобби, а сейчас этим хобби стал сайт, и у меня появилась возможность реализовать на практике часть из описанных мною когда-то . Причем по аналогии с играми количество заработанных мною денежных знаков воспринимается по-прежнему как какие-то виртуальные очки, показывающие насколько успешно я продвигаюсь вперед.

Видать это уже неискоренимо, хотя моя супруга за последние несколько лет довольно кардинально поменяла свое отношение к моему очередному увлечению (жаль, что именно она будет проверять эту статью на наличие грамматических ошибок, а то бы я описал все происходившие изменения поподробнее), ибо данный блог вопреки всем ее первоначальным ожиданиям и сомнениям дает реальный выхлоп в виде шуршащих купюр (читайте про то, как законно материализовывать цифирьки на экране в цифирьки на расчетном счете индивидуального предпринимателя.

В общем, это лирическое отступление сделано не случайно, ибо я хочу сказать, что Html и CSS являются малыми кирпичиками в построении вашего интернет бизнеса, но владение и понимание принципов верстки сайтов даст определенное количество очков вперед перед теми, кто этими знаниями пренебрег.

Общий успех веб проекта зависит зачастую именно от таких мелочей, разбирательство с которыми легко (а зачастую и очень даже приятно) можно задвинуть в дальний угол. Я вот только одного не могу вспомнить — что мне позволило перешагнуть тот невидимый барьер, сотканный из лени и вялости мышления. Возможно, что просто так легли карты. Поэтому пожелаю вам тоже преодолеть этот барьер, но не могу сказать как именно это сделать.

Ладно, продолжим с теми кто не переключился. Как построить макет сайта с помощью элементов Div и стилевых правил? Давайте посмотрим. Естественно, что имитировать работу этого макета мы будет на локальном компьютере, просто свалив все нужные нам файлы в одну из его папок. Никаких хостингов и . Для понимания принципов это будет излишним.

Итак, приступаем к верстке. Для начала создаем и обзываем папку для хранения файлов нашего будущего веб проекта, а затем создаем внутри нее текстовый файлик с расширением.html и названием index. Также создаем внутри этой папки еще одну, которую обзываем CSS (в ней будут жить наши внешние файлы стилей).

Можно будет добавить еще папку, куда будем кидать картинки используемые при верстке сайта, которые будут являться его частью (фоновые изображения). Предварительно советую оптимизировать или, другими словами, по максимуму.

Ну, а теперь скопируйте приведенную чуть ниже «рыбу» в свой index.html. Для работы с кодом довольно удобно использовать , хотя, при обладании навыком работы, более функциональным решением может оказаться Дримвьювер:

Главная

Вначале как всегда должна идти , назначение которой подробнейшим образом описано в приведенной по ссылке статье. Внутри тега meta мы указываем для его правильной интерпретацией браузером, при открытии в нем нашего проекта. Каждый документ в должен иметь заполненный (заголовок страницы), поэтому мы и его добавили в «рыбу».

Понятно, что сайт является таковым по определению из-за принадлежности всех составляющих его документов к одному доменному имени, однако для посетителей главным аргументом будет служить схожее оформление его веб страниц, и именно это нам нужно будет учесть при верстке.

Следовательно, у нас должен иметься внешний файл со стилями, который будет применяться абсолютно ко всем страницам. Но кроме этого могут существовать еще и дополнительные CSS файлы, позволяющие, например, разным разделам веб проекта выглядеть чуток иначе.

Следовательно, переполнение левой или правой колонки не вызовет пропорциональное увеличение блоков с ID vnutr и vnesh (плавающие элементы на высоту своих родителей или, другими словами, контейнеров не влияют), а значит контент вылезет за их пределы, наедет на футер и вообще выйдет за границы макета. Беда.

Но у нас имеется четвертый блочный элемент с ID podporka, который не содержит никакого контента (а значит и не будет виден на веб странице) и которой предназначен именно для устранения этого казуса. В коде obdhiy.css мы пропишем для этого селектора простое правило . Вследствие этого блок с ID podporka приобретет полезное нам свойство — он будет учитывать любой плавающий перед ним элемент (имеется в виду, расположенный выше в коде).

Т.о. при увеличении контента в правой или левой колонке произойдет пропорциональное смещение вниз элемента с ID podporka, а т.к. этот тег уже не является плавающим, то блоки с ID vnutr и vnesh будут его учитывать и пропорционально увеличивать свой размер по вертикали:

Теперь вроде бы все работает правильно. Однако, наша верстка сайта еще не закончена. Допустим, что мы сделали в index.html таким образом макет главной страницы, а вот для какого-нибудь другого раздела вид макета должен будет отличаться (например, там должно быть не три, а только две колонки). Как выходить из этой ситуации?

Понятно, что для этой цели придется использовать отличный от index.html файл. Для этого содержимое index.html можно скопировать в новый файлик, например, razdel.html, т.к. править уже существующий код будет проще, чем писать его заново.

Ну и файлик с таблицами каскадным стилей нам придется новый использовать, например, razdel.css. Вот именно в них мы и будем вносить изменения, а заодно посмотрим поподробнее, как же именно использовать директиву @import в таких случаях.

Давайте начнем с razdel.html:

Раздел ...

Мы изменили заголовок страницы Title и поменяли название подключаемого файлика стилей на razdel.css. При этом, естественно, необходимо будет в папке CSS этот самый файл стилевой разметки создать. Осмелюсь вам напомнить, что для index.html мы подключали стилевую разметку через osnovnoy.css, в котором была прописана одна единственная директива @import для подгрузки правил из файлика obdhiy.css:

@import url(obdhiy.css);

Мы не будем оригинальными в нашей умной версте и в самом начале нового (еще пустого) стилевого файла пропишем абсолютно такую же директиву. Тем самым мы получим опять-таки трехколоночный макет, однако, дописав чуть позже всего несколько правил, мы запросто превратим его в двухколоночный. Даже не так. Мы создадим еще один файлик в папке CSS с названием dvekolonki.css и следующим содержанием:

#right { display:none; } #center { margin-right:0; } #vnesh { background-image: none; }

Что мы сделали? Мы запретили отображать правую колонку на веб страницы с помощью . Так же мы убрали внешний отступ справа для центральной колонки, ибо в нем уже нет необходимости. Ну и в завершении мы запретили показывать фоновую картинку все в той же правой колонке. В общем, мы эту правую колонку в нашем макете раздела полностью аннигилировали.

Ну вот, теперь для завершения верстки двухколоночного макета осталось только этот самый dvekolonki.css подключить в файлике razdel.css, окончательное содержимое которого будет теперь выглядеть так:

@import url(obdhiy.css); @import url(dvekolonki.css);

Все правила, стоящие в коде ниже (из dvekolonki.css), будут иметь приоритет более высокий, а значит именно их действо мы и будет наблюдать на веб странице. В результате при открытии razdel.html вы уже сможете наблюдать двухколоночный вариант макета:

Собственно, дополнительной нашей задачей было рассмотреть варианты использования директивы @import в современной верстке сайтов , с чем, я считаю, мы справились.

Теперь еще осталось продемонстрировать работу директивы @media, о которой я заикнулся в начале статьи. К верстке она имеет весьма опосредованное отношение, но все же не сказать о ней было бы, наверное, недальновидно.

Верстка макета для печати с помощью директивы @media

Директива @media может пригодиться не вам, а вашим читателям, которые захотят распечатать вебстраницу без всяких там графических изысков и лишней информации. Пользователям при этом нужен будет только контент, который расположен в центральной колонке. Шапка, футер, левая и правые колонки ему не нужны — только текст статьи.

При предварительном просмотре печати в любом из современных браузеров можно, конечно же, отключить печать фона, т.е. цветового оформления, но обозреватель не всегда сможет отделить самостоятельно зерна (контент) от плевел (навигации), поэтому нам придется ему в этом помочь, чтобы не надеяться на авось.

Кроме того, при печати пропадет то основное, что делает Интернет таким популярным — возможность перехода по гиперссылкам на другие страницы. На бумаге все ваши гиперссылки станут абсолютно не информативными , если об этом не позаботиться заранее. Давайте добавим в наш трехколоночный макет гиперссылки и посмотрим как это все будет выглядеть при попытке распечатать веб страницу.

Таким образом пользователь, распечатавший такую вебстраницу, никогда не узнает, а какой блог все же является самым лучшим. Итак, давайте займемся нюансами верстки для печати , и в этом нам поможет уже упомянутая директива @media.

Имеется две возможности указать с помощью media то, для какого именно устройства нужно применять данные стили. Можно указать атрибут media в теге Link, с помощью которого подключаются внешние стилевые файлики. Но в этом случае браузер будет делать лишний запрос к серверу, что не есть хорошо. Однако, такой способ имеет право на жизнь и выглядеть это безобразие будет примерно так:

У атрибута media можно использовать и другие значения:

  1. all — используется по умолчанию и означает, что данный файл стилей нужно будет использовать для абсолютно любых устройств вывода
  2. braille — устройства для чтения пальцами (для слепых или слабовидящих)
  3. handheld — КПК, смартфоны и прочая мелочь
  4. print — принтеры
  5. screen — экраны мониторов пользователей, на которых они будут просматривать ваш сайт
  6. speech — речевые браузеры
  7. projection — проекторы
  8. tty — телетайпы и прочая рухлядь, на которой нельзя использовать размерность в пикселах
  9. tv — старый добрый телевизор

В приведенном чуть выше примере мы, с помощью атрибута Media, подключили к веб документу отдельный файл стилей для отображения на мониторе и отдельный для вывода на печать (print.css). Нам как раз подобное и нужно реализовать в этом уроке верстки, но лучше будет сделать это немного другим способом, с использованием именно директивы @media прописанной в файле стилей.

Если вы обратили внимание, то при таком способе верстки, который выбрали мы (с использованием @import), у нас имеется общий файлик стилей, который подключается всегда через эту самую директиву — obdhiy.css. Вот именно в нем мы и начнем колдовать.

@media имеет свой собственный синтаксис:

@media screen, tv{ набор селекторов и правил, которые будут выполняться только в случае вывода веб страницы на указанные чуть выше через запятую устройства }

В нашем файлике obdhiy.css не будем заключать все уже имеющиеся правила внутрь директивы @media screen, достаточно в самом его конце просто дописать необходимые CSS правила для вывода документа на печать с помощью @media print :

@media print{ *{ color:#000 !important; background:transparent !important; } html { font:10pt serif; } #footer, #header, #left, #right { display:none; } #center { margin:0; } a:after{ content:" (" attr(href) ")"; } }

Если вы помните, то селектор * означает применение всех этих стилевых правил для абсолютно всех элементов Html кода. Правда такой селектор имеет минимальный из возможных приоритетов, поэтому задавая цвет для всех элементов черным, а фон прозрачным, с помощью правил color и background, мы вынуждены не доводить дело до подсчета приоритетов с помощью установки .

Для селектора Html мы прописали задание умолчательного шрифта в , ибо принтеру так понятнее. Ну и шрифт задали любой с засечками (serif). C помощью display:none мы запретили отображения обвеса (шапки, футера и колонок), а с помощью margin:0 разрешили контенту из средней колонки занимать все доступное пространство по ширине.

Последний селектор a:after заковырист и, чтобы лучше понять о чем именно он говорит, советую пробежаться по следующим публикациям про () и . Но нужен он нам для довольно простой цели — увидеть на бумаге, куда именно ведут гиперссылки .

Псевдоэлемент after позволяет осуществлять генерацию контента во время построения документа браузером. After позволит нам добавить URL адрес гиперссылки сразу после того места, где эта самая ссылка проставлена. Делается это с помощью специального CSS правила content, которое работает только для двух псевдоэлементов: after и before.

Грамотная разработка сайта - это сложный многоэтапный процесс. Верстка сайтов является неотъемлемой частью процесса изготовления сайтов. Что такое верстка сайта - это процесс формирования веб-страницы по готовому макету. Этот процесс заключает в себе создание кода страницы при помощи понятного браузерам языка размётки гипертекста html, и оформление её с помощью каскадных таблиц стилей (CSS). Не нужно самому пытаться сверстать сайт, целесообразнее заказать услуги верстальщика. Ведь должна учитывать многочисленные особенности, как правил верстки, так и параметров отображения документов в различных браузерах.

Изготовление сайта с учетом основных правил хорошего тона

Верстка и дизайн ширины страницы

Разработка сайта, дабы не сломать продуманный изначально дизайн, должна учитывать тот факт, что пользователи сети Интернет имеют мониторы с различным разрешением. В этом случае существует два варианта дизайн-макета сайта: сайт с фиксированной шириной и резиновый сайт. Ширина фиксированного сайта определяется из расчета того, что по статистическим данным большинство пользователей используют мониторы с разрешением 1024х768 пикселей. Следовательно, для того, чтобы избежать появления горизонтальной полосы прокрутки и искажения дизайна, нужно в среднем брать ширину макета примерно 800-990 пикселей. Недостаток при таком методе верстки - это неэффективное использование свободной площади. Резиновый макет сайта получается за счет того, что единицами измерения при верстке дизайна в большинстве своем выступают проценты, что позволяет растянуть макет на всю ширину окна браузера. Верстка и дизайн резинового макета наиболее предпочтительны.

Верстка сайтов с учетом кроссбраузерности

Сегодня существует целый ряд популярных браузеров, используемых людьми для работы в сети Интернет. К ним относятся: Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, Netscape Navigator, Safari и другие. Каждый из них имеет несколько версий, и каждый может отображать одну и ту же страницу, представленную в формате html, по-разному. Все создатели браузеров стремятся прийти к единому стандарту использования языка гипертекстовой разметки, но пока существуют разногласия, поэтому верстка сайтов должна учитывать кроссбраузерность.

Грамотная верстка сайтов с чистым кодом

Еще одно правило хорошего тона при верстке сайта - это чистый и красивый код. Что это значит? Это значит, что код html разметки страницы красиво отформатирован, содержит комментарии и выделенные логические блоки. Использование каскадных таблиц стилей(CSS), позволит очистить код от лишних тэгов, и сделать вес сайта в целом значительно меньше. Верстка сайтов с использованием всех этих манипуляций нужна для того, чтобы упростить код, и столкнутся с наименьшим количеством проблем при его исправлении, модификации и доработке. Правильный компактный код облегчит индексацию сайта поисковиками, а малый вес сократит время загрузки Вашего сайта.

Табличная и блочная верстка сайтов

Сверстать сайт возможно двумя принципиально разными способами. Первый способ - при помощи таблиц. Табличная верстка использует элементы разметки не соответствующие той семантике, которую они несут, с целью получения внешних эффектов, постольку, поскольку изначально таблицы не были предназначены для построения каркаса страниц, а служили для стандартного ввода данных. Для того, чтобы сверстать сайт с помощью табличной верстки, зачастую возникает необходимость использования множества вложенных таблиц. Такой подход нередко сильно затрудняет обработку браузером страниц, увеличивает размер документа и снижает скорость загрузки файлов, и может привести к появлению ошибок в коде. Более удобно и правильно, с точки зрения убеждений о разделении содержания и оформления, верстать сайт при помощи слоев (блоков). Блочная верстка сайтов дает больше возможностей, позволяет сделать код компактнее, и увеличить скорость загрузки веб-страницы. Через CSS свойства слоев настраивать гораздо удобнее. При помощи верстки слоями можно гораздо более эффективно разработать сайт, который будет корректно отображаться в браузерах.

Верстка сайтов - дело профессионалов

Заказать сайт лучше у профессионала, . Профессионально сверстанный сайт обладает единым стилем и отображает все элементы дизайнерской концепции. Он имеет неплохие навигационные свойства юзабилити и позволяет даже неопытному пользователю легко перемещаться по сайту. Верстка сайтов иногда учитывает необходимость определенных рабочих инструментов: мощного компьютера с большим запасом оперативной памяти. И, наконец, только профессионал с опытом работы разбирается в тонкостях поведения различных браузеров и правильно использует различные элементы стилей для точного отображения дизайна страниц сайта.

Всем привет, друзья. Сегодня мы затронем очень важную тему - быстрая и правильная HTML верстка макетов. Углубимся в проблему, разберем все возможные способы ускорения верстки без потери в качестве на всех этапах. Данный вопрос интересует очень многих веб-разработчиков, интересовал и меня, когда я уже углублялся более серьезно в веб-разработку. Теперь, я с радостью поделюсь накопленными знаниями, хитростями и фишками скоростной верстки, чтобы вы, дорогие мои друзья, смогли заработать больше денег за единицу времени. Ведь именно скорость верстки влияет на то, какую колбасу вы будете кушать на завтрак. Обычно медленные веб-дизайнеры кушают на завтрак колбасу за 80 рублей из эмульсии шкурок, в то время, как более прозорливые и быстрые - хорошую докторскую за 900 рублей/кг. Конечно, есть много веб-дизайнеров, которые скажут - "Я выполняю работу вдумчиво и качественно, соответственно, медленно". Я не буду долго углубляться в психологический анализ, но это отговорки и самооправдание. Можно верстать очень быстро и качественно, это не картину маслом малевать.

Класснуть

Плюсануть

Запинить

Давайте проанализируем, какие этапы нам приходится выполнять в процессе верстки. Это позволит нам выявить основные проблемы и узкие места верстки, которые можно автоматизировать или ускорить. К слову сказать, ускорение HTML верстки, собственно и заключается в автоматизации (использование инструментов) и в ускорении (ваша скорость печати, предварительный анализ, сообразительность).

1. Анализ макетов и подготовка к верстке

Пойдем по хронологии ваших действий - от работы с PSD макетом (или другим исходником), до, собственно говоря, верстки. Конечно, немаловажную роль играет макет, который нарисовали до вас или вы сами наваяли, так как правильно подготовленный макет позволит вам сэкономить кучу времени. В конце данного урока я приведу памятку для дизайнера по подготовке макета к верстке. А пока представим, что вы простой верстальщик и по определенным причинам вам пришлось верстать макет дизайнера, которому глубоко плевать на ваши проблемы и который слабо представяет, что делют с его макетом далее. Это типичная ситуация в настоящее время.

1.1 Визуально разбейте макет на повторяющиеся части, определите сетку

Первое, что вам необходимо сделать - это открыть макет и проанализировать. Потратьте на это некоторое время, ознакомьтесь с повторяющимися частями макета . Например, если это Landing Page - повторяющиеся части - это секции, у которых, скорее всего, есть очень много одинаковых заголовков. Если это многостраничный сайт, то на всех страницах должна быть шапка и подвал. После визуального ознакомления с макетом (макетами), определите базовые переменные и параметры проекта, используя ваш препроцессор и подготовьте страницу с заготовками кода.

Вообще, очень важную роль в скорости работы играет использование CSS фреймворков. Не зависимо от того, стилизуете ли вы все элементы CSS фреймворка, например, Bootstrap или используете только сетку - вы ускоряетесь до скорости света при позиционировании элементов на странице и решении вопроса с адаптивностью сайта. Чаще всего, в наше нелегкое время, требуется именно адаптивная верстка. Если вы - веб-стдия, хотите выполнять проекты быстрее и порадовать ваших верстальщиков (если у вас такая система распределения обязанностей), научите веб-дизайнеров пользоваться сеткой. Недовольные возгласы о стандартизации веб-дизайна и ограничениях можно проигнорировать, мы не картины на Невском рисуем, а значит нужно использовать эффективные и быстрые инструменты для максимальной стандартизации. Не в ущерб качеству, конечно. Сетка будет не лишней точно и даст крепкую основу для верстки.

Если вы - самобытный верстальщик 80lvl и считаете, что сами сможете сделать сетку проекта лучше Bootstrap - разработайте вашу собственную сетку, протестируйте и подключите к вашему проекту. Проект без сетки - геморрой на долгие года, благоприятная и теплая среда для размножения HTML костылей в будущем.

1.2 Определите параметры проекта

Не зависимо от того, используете ли вы какой-либо CSS фреймворк, обязательно используйте CSS препроцессор. Это очень важно, так как позволит вам сэкономить время на написании CSS. Открывая любой свой выполненный проект я с ужасом наблюдаю, как много времени было потрачено на написание CSS, можно сказать, что 60-70% работы на этапе верстки - это написание CSS. И было бы логично данный этап автоматизировать. Я рекомендую использовать препроцессор Sass, но здесь вы можете выбрать любой препроцессор, который вам нравится. Если вам понравился Sass синтаксис, рекомендую ознакомиться с руководством Sass для самых маленьких , где я рассказываю о преимуществах использования препроцессора и привожу примеры, которые демонстрируют эффективность верстки с использованием Sass. Довольно трудно объяснить новичку преимущества использования препроцессора, но ребята, которые, как говорится, "уже хлебнули", понимают, на сколько это эффективный инструмент. Думаю, после выполения верстки 10-15 макетов к вам придет это понимание, а пока просто поверьте мне на слово - верстать с CSS препроцессором быстрее .

Создайте файл _typography.html , подключите к нему все необходимые стили и библиотеки. Это будет ваш базовый плацдарм с типовыми элементами. Исходя из данных открытого в графическом редакторе макета, определите такие параметры проекта, как:

  1. Базовый шрифт. Определяется для селектора body . Это размер и шрифт текста на текстовых макетах сайта, например, на странице "Статья" или размер и шрифт текста наиболее часто повторяющихся текстовых блоков на макете Landing Page. Если не смогли определить размер, так как, например, все элементы одностраничника разные, напишите font-size: 16px, это среднее значение по больнице. Отобразите базовую верстку в _typography.html;
  2. В файле _vars.sass определите переменную акцентного цвета и остальных явных цветов макета. Здесь и далее я буду приводить в пример и менно Sass, но вы можете без труда спроецировать информацию на ваш препроцессор. Постарайтесь задавать интуитивно понятные названия переменным и комментировать переменные, чтобы в дальнейшем не запутаться;
  3. Пройдитесь по всем страницам проекта и определите заголовки от h1 до h6 (Размеры, капс/некапс, шрифт, цвет). Сделав это заранее, вы сэкономите около 10 минут вашего времени или 1 часа, с учетом времени на прокрастинацию. Также определите инверс для заголовков и цвета текта. Добавьте родительский класс .dark-section ко всем заголовкам и тегам типографики p, blockquote, ol, ul , если в вашем макете есть секции "светлым по черному". Отобразите базовую верстку типографики в _typography.html;
  4. Также было бы полезно сразу определить типографику вашего проекта. Для тега body определите такой параметр, как line-height , обычно это 1.4 - 1.7 без указания единиц измерения. Расстояние между строк базового текста должно быть ориентировочно такое-же, как на макете в графическом редакторе. Здесь очень важную роль играет ваш глазомер, он очень сильно влияет на скорость вашей работы. Вам не придется измерять линейкой всё и вся, если ваш глазомер работает как надо. Данный скилл, к сожалению, развивается только с опытом и я не могу представить себе упражнения лучше, чем верстка, сам рабочий процесс.
  5. Определите кнопки. В вашем макете, наверняка есть кнопки. Определите параметры самой большой кнопки и используйте CSS модификатор для получения кнопок другого размера. Не определяйте заранее отношение элементов к "внешнему миру", такие как float , только внешний вид. Единственное, опытным путем было выявлено, что чаще всего кнопки наиболее универсальны по отношении к внешним элементам, если определены, как display: inline-block по-умолчанию. Отобразите базовую верстку кнопок в _typography.html;
  6. На ваше усмотрение, определите другие специфичные конкретно для вашего проекта параметры и повторяющиеся блоки заранее. Если вам кажется, что можете что-то забыть - комментируйте.

1.3 Ускоряем экспорт данных из макета

Раньше было такое понятие, как "Нарезка изображений" или "Нарезка макета". Сейчас такое определение не совсем корректно и более подойдет Экспорт данных из макета . Экспорт данных заключается в экспорте изображений и определении параметров для CSS.

Если вы пользователь Photoshop, вы можете использовать плагины для определения CSS свойств, такие, как CSS Hat. Отличная альтернатива подобным плагинам и инструментам - развитый глазомер. Когда у вас будет достаточный опыт, вы естественным образом откажетесь от подобных инструментов. Обратите внимание, что копируя абсолютно все CSS свойства из CSS Hat, вы будете верстать несколько быстрее, но потеряете в качестве и возможностях кастомизации. Дело в том, что CSS Hat не всегда правильно определяет отношение элементов к другим. Там где нужен padding, он определяет margin, там где нужна резиновая ширина или значение в процентах, он определяет фиксированные значения. Поэтому развивайте глазомер и храните базовые параметры в переменных.

Для быстрого экспорта картинок достаточно пользоваться новым Adobe Photoshop или Adobe Experience Design. У первого достаточно кликнуть на слое правой кнопкой мыши и вырать пункт Quick Export As PNG. В Adobe XD процесс экспорта изображений также прост и даже есть возможность экспорта нарисованных иконок в формат SVG. На данном этапе не слишком заморачивайтесь оптимизацией изображений, так как это задача для таск-менеджера. Об этом чуть позже.

Что касается иконок:

  1. Если это сложные иконки или иконки-изображения, которые предположительно должны меняться контент-менеджером через админку сайта - экспортируйте их как png и подключайте в тег img, как обычные картинки;
  2. Если это "фиксированные" иконки, которые ни под каким предлогом не будут изменены на сайте и контент-менеджеру их менять незачем (например, иконки телефонов, почты, карты и т.д.), можете объединить их в спрайт и использовать через CSS, задавая одной картинке разные координаты background-position . Данную операцию можно автоматизировать с помощью Gulp плагина css-sprite . Хотя можете сделать сами, если иконок немного, просто разбив направляющими поле на матрицу из квадратов заданной ширины и высоты. К Gulp вернемся чуть позже и подробнее рассмотрим важность таск менеджера в быстрой верстке. Только предварительно убедитесь, что дизайнер не использовал какой-либо шрифтовой айконпак. Если это так то достаточно будет подключить соответствующий айконпак к проекту;
  3. Если это одноцветные простые иконки, также убедитесь, что дизайнер не использовал шрифтовой айконпак. Если это так то подключите соответствующий айконпак к проекту. Чаще всего используется шрифтовой айконпак Font Awesome. Если иконки самобытные - переведите их в вектор и создайте свой шрифтовой айконпак. У нас есть урок на эту тему: Создание шрифтового Icon Pack с использованием сервиса Fontello .

2. Скорость печати

После того, как вы подготовили все материалы, экспортировали картинки, сделали шрифтовой Icon Pack проекта, подготовили все иконки, настроили проект, можно приступать к верстке. Думаю, очевидно, что если вы хорошо знаете теги и CSS свойства, узким местом в скорости может быть только скорость набора символов на клавиатуре в процессе HTML верстки и написания CSS свойств. Для прокачки данного скилла более, чем достаточно освоить какой-либо метод быстрого набора символов на клавиатуре. Методов много и эта информация легко гуглится. Занимайтесь, практикуйтесь и все получится. Здесь также немаловажную роль играет практика именно верстки.

Мне как-то написал начинающий веб-разработчик, который сетовал на то, что его мечты о легком заработке не оправдались и за верстку макета Landing Page на биржах фриланса ему предлагают 2000 руб. Он отправил мне примерный макет. Я спросил, сколько бы он взял за этот макет денег, на что бедолага ответил мне - 10-12 т.р. Если бы мне предлагали на верстку LP за 2000, когда у меня была небольшая пригоршня опыта, как у этого парня, я искренне был бы рад таким возможностям. Конечно, сейчас верстка в моем исполнении стоит несколько дороже этой цифры, но если бы я брал такие проекты за 2т.р, с текущей скорость работы я без проблем поднимал бы 4-5 т.р в день без потери в качестве, работая по 7 часов в день. Не густо, но уже не плохо. Вообще, признаюсь вам, друзья, меня подбешивают нытики, у которых все плохо, у таких всегда будет куча отговорок и бублик в кармане. Поэтому оставим эту историю и двигаемся дальше к нашей цели верстать быстро и качественно.

3. Используйте Emmet и/или Jade

Я люблю Emmet. Благодаря этой полезной штуке, моя работа в 10 раз быстрее, чем без нее. Без лишних слов, просто посмотрите урок:

Класснуть

Плюсануть

Запинить

Также, вы можете использовать Jade или любой другой HTML препроцессор. Штука тоже удобная и классная, но для моих задач хватает Emmet с головой. Вангую много недовольных поклонников Jade, но несмотря на все преимущества и фишки, include для меня не многим проще вставки шапки Ctrl+V, а репит миксина не легче того-же Ctrl+Shift+D. Теоритически, если подумать, изменив шаблон миксина, можно не заморачиваться с переверсткой однотипных накопированных элементов, но таких ошибок я не допускаю, да и крупные проекты не по моей части, поэтому, надобности в ускорении подобных моментов нет. Пробуйте, друзья, экспериментируйте, может вам понравится такой инструмент:-)

4. Используйте ваши наработки

Используйте Github Gist для сохранения ваших наработок, кусов кода, блоков и даже целых секций. Всего того, что вам может оперативно пригодиться в процессе верстки. У нас есть урок по настройке Github Gist в редакторе Sublime Text для быстрого доступа и поиска нужного гиста: урок на YouTube с таймкодом на подключении Gist и отдельный урок по Gist .

5. Используйте таск-менеджер

Использование таск менеджера, например, Gulp - важнейший элемент быстрой работы над версткой. С помощью таск-менеджера вы сможете автоматизировать такие моменты, как: создание рабочего веб-сервера с автообновлением страницы при сохранении в редакторе кода; удобное использование препроцессоров; автоматизация рутиных задач, таких, как оптимизация изображений, сжатие CSS, JS, если нужно, то и HTML и многие другие задачи.

Вы можете также использовать инструменты типа Prepros, но Prepros - это не Gulp. Для Gulp существует тысячи полезных плагинов - от работы с файловой системой, создания спрайтов, до генерации шрифтовых иконок и многое другое. Очень часто меня спрашивают, в чем разница между Gulp и Prepros, вот вам и ответ. За один раз вы сможете настроить целый комбайн, построить нейросеть задач и пустить по трубам горячую воду, все будет автоматически работать и экономить ваше время при работе над более или менее сложными проектами.

6. Изучайте jQuery

Если бы данное руководство было написано для Front-End разработчиков, все сводилось бы к изучению JavaScript и его фреймворков, таких, как Angular. Но я не силен во Front-End, как и в программировании в целом, моя стихия - веб-дизайн, поэтому пусть настоящий глубокий фронтенд остается на закуску акулам прграммирования. Чаще в процессе верстки приходится решать несколько другие задачи. А именно: анимация каких-либо блоков, настройка сортинга в таблицах, создание табов и аккордеонов, подключение библиотек, определения фоллбека для SVG файлов, определение параметров документа для несложных операций и прочие мелкие скриптовые работы. Для этих целей нет лучше библиотеки, чем любимой всеми верстальщиками jQuery. Она проста, элегантна и обрасла огромным количеством плагинов, которые решают практически все необходимые задачи маленьких и средних проектов.

Практикуйтесь в решении каких-либо задач с использованием jQuery, изучите базу (благо, там немного) и разминайте мозг, создавая интересные динамические элементы и jQuery плагины.

jQuery не просто так был вынесен в отдельный пункт. Чаще всего узким местом верстки по времени являются многочасовые затупы над скриптами проекта и чем лучше вы разбираетесь в jQuery, тем быстрее выполняете проекты без изнурительного поиска решений на Stack Overflow.

Для решения типовых задач (карусели, галереи, попап окна, валидация форм и т.д.) используйте jQuery плагины, не стоит писать свои велосипеды - это долго, нестабильно и неэффективно в большинстве случаев.

Гайд для веб-дизайнеров по подготовке макетов для быстрой верстки

В принципе, многое описано в статье "Как стать крутым веб-дизайнером ", но здесь я приведу основные пункты именно по подготовке макетов к верстке и правильной организации работы, которые, соответственно, ускорят работу в целом:

  1. Не увеличивайте фотографию больше ее оригинального размера - в верстке такое фото будет некачественным;
  2. Не масштабируйте графику непропорционально - такой дефект версткой точно не исправить;-);
  3. Не применяйте режимы наложения слоев, отличные от обычного (Normal) - в верстке НЕВОЗМОЖНО воспроизвести какие-либо режимы наложения, как в графическом редакторе;
  4. Старайтесь не применять фильтры на изображения, которые должны иметь несколько состояний (обычно и при наведении, например). Все наложения, изменения - только посредством наложения нового слоя. Всё должно быть легко воспроизведено в HTML верстке. К ретуши и подготовке фото это не относится;
  5. Не масштабируйте фотографию до конвертации в смарт объект - верстальщик сам определит размер изображения в Responsive верстке, сохраняйте оригинал смарт-объекте;
  6. Обрезайте фотографию только посредством обтравочной маски для фигуры, оригинал фотографии, как и в предыдущем пункте, должен быть сохранен в смарт объект - не забывайте: "Каждый раз, загружая изображение для сайта и скругляя его вручную в фотошопе, где-то в мире плачет один котенок...";
  7. Если вы рисуете иконки в Photoshop, не растрируйте их в уменьшенном размере. Не забывайте, что макету еще предстоит этап верстки и все иконки необходимо будет векторизовать. Оригинальные смарт объекты с иконками должны быть достаточно крупными для качественной трассировки;
  8. В идеале, у вас должны быть все плоские иконки и графика в формате SVG, в отдельной папке. Если вы ленивый дизайнер - предусмотрите возможнсть качественной конвертации или экспорта иконок в SVG;
  9. Всегда создавайте отдельную папку со всеми используемыми шрифтами в формате TTF или OTF. Иконочные шрифты также должны быть размещены в этой папке;
  10. Создавайте макеты 1 в 1 (72 пикс. на дюйм). При 100% отображении макеты должны быть в таком же масштабе, в котором предполагается результат HTML верстки;
  11. Обязательно используйте в работе какую-либо систему сеток. Можно разработать самому, но я рекомендую использовать систему сеток Bootstrap. Ширину контента можно кастомиировать от оригинальной ширины Bootstrap сетки, для этого можно использовать плагины для создания сеток в случае, если вы пользователь Photoshop;

Сразу отвечу на самые ожидаемые и каверзные вопросы по верстке:

1. Adobe Muse и подобные инструменты? - да, можно использовать и это будет быстро. Если только ваш проект не крупнее односложного одностраничника, который не нуждается в развитии, продвижении и системе управления.

2. Как быть с Perfect Pixel? - я искренне уверен, что Responsive Design и Perfect Pixel понятия разные и даже не совместимые. Я, как веб-дизайнер, конечно, обладаю некоторыми чертами перфекциониста, но если идея хороша, она будет блистать и в Responsive верстке, если идея, простите за выражение, говно, то хоть сколько ее не полируй и подгоняй по пикселам, она так и останется неработающим высером. Поэтому включите ваш дар убеждения, запаситесь аргументами и проведите беседу с вашим клиентом относительно бесполезности такого излишнего перфекционизма.

3. Почему бы все картинки не сделать спрайтами, ведь тогда будет всего один запрос к серверу? - есть изображения, которые должны загружаться контент-менеджером. Вряд ли контент-менеджер сможет быстро и безболезненно вычислить координаты новой добавленной в спрайт картинки. Не забывате о тех, кто будет обслуживать и наполнять сайт.

4. Где кончается грань верстки и начинается Front-End , это разве не одно и то же? - все просто, если стоит задача разработать сложный интерактивный интерфейс какого-либо сервиса или веб-приложения, где нужна тесная работа с базой данных - это Front-End. Такие уникальные проекты выходят за рамки области компетенции и бюджета одного фрилансера, чаще всего подобные задачи ставятся команде разработчиков и подходы к таким проектам совершенно другие.

HTML-верстальщик – это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления.

HTML-верстальщик - это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

HTML - аббревиатура от Hyper Text Markup Language (англ.) - это язык разметки гипертекста, принятый в World Wide Web для создания и публикации web-страниц. Соответственно, HTML-верстальщик - это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления. Созданный код должен одинаково отображаться во всех браузерах («кросс-браузерность») с учетом разных разрешений монитора и количества цветов.

Особенности профессии

Функциональные обязанности HTML-верстальщика заключаются в реализации концепции и идеи сайта, разработанных веб-дизайнером, в виде HTML-кода. Процесс создания HTML-шаблона состоит из нескольких этапов:

  • анализ графического дизайна сайта
  • подборка модели шаблона
  • нарезка графических спрайтов
  • сборка HTML-шаблона

В настоящее время существует большое количество компьютерных программ, которые автоматизируют труд верстальщика, различные текстовые редакторы с подсветкой кода, визуальные редакторы (Notepad++, Adobe Dreamweaver), front-end фреймворки (наборы фрагментов кода и библиотек классов для ускоренной разработки макета сайта путем прототипирования — ZurbFoundation-4 и т.п.). Они позволяют писать большие фрагменты кода в наглядном режиме, то есть результат каждого этапа работы можно наблюдать в отдельном окне. Но профессиональный HTML-верстальщик этими программами не пользуется. Он должен уметь использовать кодировку HTML вручную, без помощи визуальных редакторов, чтобы обеспечить максимальную корректность кода в минимальном весе.

HTML-верстальщик должен знать каскадные стилевые таблицы CSS, владеть JavaScript и базовыми навыками web-программирования на языках PHP, Perl или Java, а также основными графическими редакторами Photoshop, Fireworks, Gimp. Опытный верстальщик может создать небольшой сайт, используя текстовый редактор Microsoft Word c минимальным количеством средств и инструментов.

Успешная работа HTML-верстальщика строится на трех китах: качественный код, принцип юзабилити, адаптивный дизайн. Качественный код должен быть хорошо структурирован и иметь правильное семантическое оформление в соответствии с правилами SEO-оптимизации. Принцип юзабилити подразумевает простоту в разработке интерфейса. Навигация по сайту не должна заставлять посетителей напряженно думать. Простота интерфейса - залог успеха проекта. Адаптивный дизайн сделает сайт дружелюбным к мобильным устройствам.

При работе над крупными проектами работа HTML-верстальщика сводится к созданию только лишь макета сайта. Различные модули и элементы в него устанавливают программисты узкой специализации. Но на небольших проектах HTML-верстальщику приходится выполнять работу с кодом от начала до конца.

Плюсы и минусы профессии

  • возможность самостоятельного освоения профессии
  • высокая востребованность на рынке труда
  • необходимость постоянного совершенствования и обновления знаний
  • возможность работать удаленно
  • нечеткие границы между работой веб-дизайнера, веб-программиста и баннер-мейкера дают возможность работать в смежных областях.
  • присутствует доля рутинности и однообразия
  • необходимость долговременного сидения за компьютером

Место работы

Интернет-компании, фирмы по разработке сайтов, дизайн-студии, организации со своими интернет-проектами, фрилансерская работа

Важные качества

  • внимательность, сосредоточенность
  • способность концентрироваться
  • терпение в выявлении собственных ошибок
  • усидчивость
  • аккуратность
  • желание работать на конечный результат.

Обучение на HTML-верстальщика

Как правило, HTML-верстальщики осваивают профессию самостоятельно. Но есть и специализированные курсы. Для устройства на работу специального образования не требуется. Основное требование работодателей: опыт работы, подкрепленный портфолио. Необходимо знать: HTML (вручную), CSS 1, CSS 2, JavaScript, Dreamweaver, Front Pages, Photoshop, PHP, MySQL, XML\XSL.

(очно, Москва). Международное учебное заведение, специализирующееся на компьютерном образовании. Работает с 1999 года. 42 филиала в 16 странах мира. Крупнейший авторизованный учебный центр Microsoft, Cisco, Autodesk. Студенты получают международные сертификаты и международный диплом. Главная цель - трудоустройство каждого выпускника.

Оплата труда

Зарплата на 02.04.2019

Россия 15000—70000 ₽

Москва 35000—100000 ₽

Оплата труда зависит от региона проживания HTML-верстальщика, специфики учреждения, в котором он работает и масштаба предприятия. Заработная плата может составлять от 40 до 70 тысяч рублей в месяц на начальном этапе. В Москве и крупных городах опытный HTML-верстальщик зарабатывает около 100 тысяч рублей в месяц.

Ступеньки карьеры и перспективы

Начинающий HTML-верстальщик с приобретением опыта и стремлении к повышению своего профессионального уровня в будущем может претендовать на должности веб-дизайнера, веб-программиста, баннер-мейкера.

Этапы верстки сайта, виды сайтов и методы вёрстки

Web-сайт представляет собой набор логически связанных html-документов. Логика, по которой эти документы связаны, называется структурой сайта или картой сайта.

Перед началом верстки графический файл дизайна детально анализируется, после чего разрезается на части, на основе которых верстается HTML-документ, который представляет собой структурированный набор HTML-тегов. Это происходит в несколько этапов:

  • формируется каскадная таблица стилей с описанием цветовой гаммы сайта и расположением элементов на странице
  • формируются меню, кнопки формы и все элементы управления сайтом
  • разрабатывается пользовательский интерфейс.

В результате этих действий получается HTML-шаблон сайта. Если мы имеем дело со статическим сайтом, на этом этапе происходит наполнение шаблона контентом, затем сайт закачивается на хостинг.

Если сайт динамический, то необходимо произвести интеграцию HTML-шаблона с системой управления содержимым сайта. На этом этапе требуются знания архитектуры шаблона CMS и серверного языка программирования.

По макету вёрстки все сайты подразделяются на 3 группы:

  • жёстко фиксированные (Rigid fixed)
  • адаптивные резиновые (Adaptable fluid)
  • расширяемые эластичные (Expandable elastic)

Фиксированный тип макета — дизайн, в котором ширина столбца или рисунка заданы в пикселях и оговорены точно.

Резиновый тип макета — дизайн, в котором ширина столбца или рисунка задана в процентах от текущего разрешения экрана.

У каждого вида дизайна есть свои преимущества и недостатки. В каждом конкретном случае выбор дизайна зависит от решаемой задачи. Возможен и смешанный дизайн: некоторые столбцы табличного дизайна можно задать в процентах, другие в - пикселях.

Методы вёрстки:

Табличная вёрстка раньше была основным методом вёрстки; в настоящее время применяется для создания рамок, выравнивания элементов, задания модульных сеток, создания цветного фона.

Вёрстка с помощью слоёв. Слои — это структурные элементы, которые размещаются на web-странице путем наложения их друг на друга с точностью до пикселя. Параметры слоя могут динамически изменяться скриптами, что дает возможность создавать на странице разные эффекты: выпадающее меню, игры, разворачивающиеся баннеры, плавающие окна и т.п.

Блочная вёрстка осуществляется при помощи блоков тег (

) и описывающих их таблиц стилей (CSS), реализуя концепцию семантичной вёрстки

По принципам использования средств разметки HTML различают логическую разметку и презентационную (физическую). К примеру, курсивный текст можно получить как с помощью тега , так и с помощью тега . В первом случае на текст производится логическое ударение, которое обычно отображается курсивом, а во втором - курсив задаётся явным образом. То есть, первый случай ориентирован на логическое предназначение, второй - на внешний вид (презентацию), а во втором — на логическое предназначение. Логическая разметка обладает существенным преимуществом — независимостью от используемого типа и дизайна web-страниц. В данном случае можно использовать один и тот же вариант верстки для экрана, печати и мобильных устройств, при этом регулируя внешний вид с помощью отдельных файлов стилей.

HTML изначально задумывался как язык, которому не нужны средства оформления, такие как цвет, размер, рамки или что-то подобное. Разработанный в Европейском институте физики частиц (CERN), HTML был игрушкой ученых, их, прежде всего, интересовала логика информации, а не её визуальное представление. Тогда ещё не существовало понятия веб-дизайна и вёрстки как таковой, все сайты по своему оформлению были практически однотипными, в стиле, называемом сейчас «академический дизайн». Пример до сих пор можно посмотреть на lib.ru.

Однако пользователи преимущественно думали иначе и, глядя на красивую картинку, отдавали предпочтение именно ей. Разработчики браузера Netscape прекрасно понимали это и вводили в HTML новые теги, улучшающие внешний вид документа. Эти теги не были стандартизированы и работали только в Netscape, что в эпоху повального засилья этого браузера, не имело значения. Доля Netscape составляла более 90% от всех существующих браузеров.

Влияние Netscape оказалось губительным для академического дизайна, фактически похоронив его и оказалось благотворным для становления веб-дизайна. Разработчики сайтов поняли, что дизайн это не просто разноцветный текст и вставленные наобум картинки. Это возможность красочно и эффектно подать материал, придать определённое настроение сайту, заинтересовать посетителя и задержать его на ресурсе. Дизайн стал непосредственным этапом разработки сайта, за которым последовала и вёрстка. Нарисованные в Фотошопе макеты следовало превратить из одной картинки в набор изображений, стилевых и HTML-файлов, способных быстро загружаться по сети, сохраняя при этом особенности дизайна.

Век Netscape продолжался до тех пор, пока часть рынка браузеров не захватила Microsoft со своим браузером Internet Explorer, что в итоге принесло только головную боль разработчикам сайтов. Разные подходы Netscape и Internet Explorer к отображению сайта, противоречивая поддержка стилей и тегов, большое количество мелких ошибок привело к тому, что сайт приходилось тестировать и отлаживать долгое время.

Устаревшие версии браузеров не в полной мере поддерживали CSS (Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей), поэтому код представлял собой окрошку из HTML и CSS. Это привело к тому, что для макетов стали применяться таблицы с невидимой границей, на долгое время ставшими стандартом де-факто.

Следующим этапом развития разработки сайтов стало рождение спецификации, которая была названа Cascading Style Sheets Level 2, сокращенно CSS2. Следом появилось обновление Cascading Style Sheets Level 2 Revision 1 (CSS 2.1), которое используется по сей день. Выпуск новых версий браузеров, поддерживающих, пусть и не в полной мере, эту спецификацию, серьёзно облегчил работу над сайтами. В итоге, начал происходить постепенный переход от табличной вёрстки к блочной или, как она ещё называется, вёрстке слоями, в которой расположение элементов на странице и их вид задаётся через стили.

В настоящее время уже можно заявить, что табличная вёрстка в большинстве своём является архаизмом. Тем не менее, существует ещё множество сайтов вроде yandex.ru, artlebedev.ru и других, свёрстанных именно при содействии таблиц. Такой консерватизм связан со следующими обстоятельствами.

  • Вёрстка слоями сложнее, чем таблицами, поскольку требует от разработчика глубоких знаний спецификации CSS.
  • Браузеры содержат разные ошибки при интерпретации стилевых свойств, поэтому следует знать особенности поведения основных браузеров, их ошибки и уметь обходить их.
  • Практически каждую задачу можно решить несколькими способами, от разработчика требуется выбрать оптимальный, т.е. наименее затратный по времени и усилиям. Для оценки оптимальности необходим практический опыт, чтобы иметь в запасе разные методы, применяемые в конкретных ситуациях.

Таким образом, вёрстка в простом понимании это процесс превращения работы дизайнера в веб-страницу, отображаемую в браузере. Но один и тот же результат можно получить разными методами и уже от верстальщика зависит, какой из них предпочесть. От такого выбора зависит результат работы сайта, быстрота его отображения, доступность для разных устройств и браузеров.

Помните, что вёрстка это практическая дисциплина и только самостоятельно решая разные задачи и работая над проектами, вы сможете освоить это искусство.




Top