Инфраструктурный оператор связи. «Умные столбы» телекома. Единая жалобная книга

Помимо очевидной экономии средств операторов на развертывание сетей связи пятого поколения (5G) единый инфраструктурный оператор может стать "инфраструктурным паровозом" для решения нормативно-правовых вопросов и прояснения ситуации с распределением частот. Такие предположения высказывают крупные вендоры. Одним из минусов они называют меньшее количество возможностей для реализации оборудования. Сами же операторы, как европейские, японские, так и российские видят в едином инфраструктурном операторе негатив, который в первую очередь из-за отсутствия конкуренции повлияет на качество услуг связи пятого поколения.

С внедрением сетей стандарта 5G количество базовых станций, которые придется построить операторам, резко возрастет. Это означает и покупку этих базовых станций, и аренду мест на крышах и иных объектах для их установки. Отчасти поэтому в мире и в России стали появляться идеи создания единого инфраструктурного оператора для того, чтобы другие операторы связи могли сэкономить на инфраструктуре.

В прошлом году ПАО "Ростелеком" предложило себя в качестве единого инфраструктурного оператора (см. ComNews от 24 июля 2017 г.). Однако компания пошла дальше и хочет стать единым инфраструктурным оператором, включая получение частот.

На круглом столе ComNews в рамках Х Международного бизнес-форума "Wireless Russia & CIS Forum: LTE, 5G & Beyond - рынок мобильной связи в эпоху запуска сетей пятого поколения и масштабного расширения Интернета вещей (IoT)" представители операторов связи и крупных вендоров рассуждали на тему того, к чему может привести отрасль создание единого инфраструктурного оператора сети связи пятого поколения. Имеет ли право на жизнь идея единого инфраструктурного оператора 5G в принципе и в России в частности.

Директор департамента сети радиодоступа ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ольга Рамина обратила внимание на мировой опыт по созданию единого инфраструктурного оператора. По ее словам, как в мире, так и в Европе наблюдается мало успешных подобных проектов. Например, Украина, пытаясь по такому сценарию запускать сети 3G, в конце концов отказалась от этой идеи.

Кроме того, Ольга Рамина полагает, что развитие стандарта 5G будет эволюционно-поступательным и сети четвертого поколения еще не исчерпали свои возможности. "На сетях 4G мы можем запускать технологии, свойственные 5G. Поэтому очевидно, что для запуска сетей 5G потребуется достаточно глубокая интеграция с существующими 4G-сетями, что для единого инфраструктурного оператора будет проблематично", - поясняет представитель МТС. Кроме того, по ее мнению, существуют риски в области развертывания и надежности такой сети, не говоря о конкурентном развитии услуг 5G.

Директор белорусского оператора Velcom Кристиан Лаке сообщил, что единый оператор в Белоруссии (в стране работает инфраструктурный оператор 4G) обеспечивает покрытие чуть больше 2% территории страны и действует очень медленно и без мотивации. Отсутствие мотивации, по словам Кристиана Лаке, объясняется отсутствием конкуренции на рынке. При этом представитель Velcom придерживается позиции, что запрещать полностью совместные инфраструктурные проекты нельзя.

Вице-президент, управляющий директор 5G-лаборатории компании NTT DOCOMO Такехиро Накамура отметил, что в Японии такая схема (единого инфраструктурного оператора) не распространена. Абоненты ждут от оператора превосходного качества работ сети, как с точки зрения скорости передачи данных, так и с точки зрения покрытия, что укладывается в рамки конкурентной борьбы. Поэтому совместных усилий по созданию единого оператора игроки отрасли не предпринимают.

Однако Такехиро Накамура затруднился давать прогнозы по тому, что будет происходить с 5G/IMT-2020. "Есть ощущение, что потребуется гораздо большее число станций в достаточно высоких частях спектра. В целом такое сотрудничество представляется разумным. При этом таких планов у нас пока нет. Мы собираемся все строить самостоятельно", - сказал он.

Ведущий эксперт мобильного ШПД "Huawei Россия" Дмитрий Конарев обозначил плюсы и минусы инфраструктурного оператора. Он подчеркнул, что для Huawei как для вендора весомее минусы. В первую очередь из-за меньших возможностей для реализации оборудования. Кроме того, из-за отсутствия конкуренции пострадает качество сети пятого поколения. Преимуществом же является возможность задействовать эффективный административный аппарат. Во-первых, это позволит гораздо быстрее решать вопросы при развертывании сетей связи. Во-вторых, лучше строить единую сеть, чем "разные кусочки, которые будут повторять друг друга".

Дмитрий Конарев сослался на оценки ведущих аналитиков, согласно которым до 40% сетей пятого поколения будут использовать инфраструктуру инфраструктурного оператора и расшариваться между другими операторами. По его мнению, от такого развития событий не уйти. Он ожидает двух сценариев работы сетей пятого поколения.

Вице-президент региона Восточная Европа и Средняя Азия компании Ericsson Анатолий Ильяич назвал очевидным плюсом то, что одну инфраструктуру строить дешевле, чем несколько. Но у этой истории есть ряд минусов. Например, как говорилось выше, сети 5G будут построены в координации с сетями 4G. "Для определенных use cases будет важным и критическим интеграция несущих с LTE в более низких диапазонах. Без этого ряд use cases невозможно будет реализовать", - сказал он.

Генеральный директор "Nokia Россия" Михаил Райскин полагает, что теоритически использование административного ресурса "Ростелекомом" поможет пройти через все нормативно-правовые препоны. Это также поможет большему пониманию того, что происходит с частотами. По сути, быть так называемым инфраструктурным паровозом. Кроме того, Михаил Райскин считает вполне логичным то, что разные операторы будут реализовывать свои стратегии, которым нужно давать шанс.

Оптические транспортные сети

Базовая инфраструктура, предназначенная для высокоскоростной передачи данных на расстояние от десятков до сотен километров. Данный вид сетей строится на базе технологий волнового мультиплексирования: DWDM (технология плотного спектрального мультиплексирования) и CWDM (технология грубого спектрального мультиплексирования).

Магистральные мультисервисные сети (IP/MPLS)

«Энвижн Груп» предлагает современные разработки в области построения магистральных мультисервисных сетей на базе технологии IP/MPLS (мультипротокольная коммутация по меткам пакетов). Они предоставляют услуги передачи данных, доступа в Интернет, IP Multimedia, в том числе передачи цифрового видеопотока в режиме Multicast/Unicast (IPTV, видеотелефония).

Сети широкополосного доступа

Сети широкополосного доступа представляют базовую инфраструктуру для сервисов Triple Play («голос - данные - видео») и обеспечивают:

  • возможность предоставления различных услуг в рамках единой инфраструктуры;
  • модульность и высокую плотность агрегации, позволяющую операторам обслуживать абонентов в густонаселенных регионах;
  • высокую масштабируемость и управляемость сети.

xPON

Наиболее распространенным видом xPON является технология GPON (Gigabit Ethernet PON), которая использует специальную инкапсуляцию GEM (GPON Encapsulation Method) и обеспечивает более высокую скорость передачи нисходящего потока (от оператора к абоненту) - 2,448 Gbps. Благодаря этому решению возможно обеспечить абонентов доступом в Интернет на скорости более 50 Гбит/с.

Mobile Backhaul

Сети типа Mobile Backhaul являются эффективным инфраструктурным решением, обеспечивающим мобильным операторам связи широкие возможности предоставления высокодоходных сервисов, например потоковую передачу видео.

Беспроводные сети

Построение сетей нового поколения LTE

На сегодняшний день LTE признан лучшим стандартом для сотовых сетей. По данным аналитиков, к 2020 году LTE займет 80% мирового рынка мобильной связи. Активный рост рынка услуг высокой добавленной стоимости, широкое использование мобильных и планшетных устройств являются ключевыми факторами развития коммерческих сетей LTE. «Энвижн Груп» обладает уникальной экспертизой в области проектирования и построения сетей LTE.

Радиорелейные сети

Большая часть транспортной сети оператора строится на основе радиорелейных сетей. «Энвижн Груп» предлагает полный комплекс работ и услуг по проектированию и строительству радиорелейных сетей на основе решений от Ericsson и NEC а также других лидеров отрасли.

Реализованные проекты

Реализация проекта позволила оператору увеличить пропускную способность своей междугородной транспортной сети в 10 раз и на ее базе развивать местные сети нового поколения (NGN), а также предоставлять абонентам массу новых высокотехнологичных услуг.

Главной задачей являлось создание и модернизация высокоскоростной сети передачи данных для «Ростелеком». В рамках комплексного проекта планировалось построить высокопроизводительную мультисервисную опорную сеть на базе технологии IP/MPLS, позволяющую оператору связи предоставлять своим клиентам полный портфель современных услуг.

Главной задачей, поставленной перед «Энвижн Груп», было создание платформы для оказания Triple Play-сервисов (цифровая телефония, высокоскоростной доступ в Интернет, цифровое телевидение) на базе сети IP/MPLS и организация широкополосного доступа.

Минкомсвязи поддерживает идею единого оператора для создания 5G. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на замминистра Олега Иванова. Необходимость единого оператора чиновник объяснил нехваткой частот в низком диапазоне (до 6 ГГц). Предварительные исследования показывают, что «с частотами у нас проблема», а для того, чтобы почувствовать все преимущества 5G, нужна ширина полосы от 200 МГц, передает «Интерфакс» слова Иванова.

По словам Иванова, министерство накануне приняло концепцию развития 5G в России, которая показала экономические и технологические преимущества инфраструктурного оператора. Однако чиновники уверены, что таким оператором не может быть одна компания. «Это должен быть какой-то консорциум, как мы это видим», – уточнил он. Иванов пообещал собрать российских операторов для обсуждения вопроса, но пригрозил, что если участники отрасли не договорятся, «то могут появиться другие игроки».

В мае PwC оценивала возможные сценарии развития 5G в России: сценарий создания единого оператора 5G может потребовать 330–365 млрд руб. Самостоятельное развитие 5G операторами может вылиться в затраты, не превышающие 610 млрд руб.

В середине ноября «Коммерсантъ» писал о переговорах по созданию консорциума для строительства инфраструктуры для 5G. По данным издания, в него могут войти «Ростелеком », «Ростех» и «Мегафон ». «Мегафон » и «Ростелеком » еще осенью 2017 г. начали сотрудничать в области развития сетей стандарта 5G. «Мегафон » получил от Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) разрешение тестировать сети 5G в диапазонах 3400–3800 МГц и 24,25–29,5 ГГц во всех 11 городах, принимавших чемпионат мира по футболу. «Ростелеком » получил для опытов частоты в диапазоне 3,4–3,8 ГГц в некоторых городах и регионах России. До конца III квартала операторы должны были отправить ГКРЧ результаты своих испытаний.

«T2 РТК холдинг» (бренд Tele2) считает целесообразным создание единого инфраструктурного оператора для строительства сетей 5G, поскольку это позволит сотовым компаниям оптимизировать расходы, рассказывает представитель оператора Ольга Галушина. С учетом того, что цены на мобильную связь в России одни из самых низких в мире и услуга 5G вряд ли сразу станет массовой, имеет смысл экономить издержки и строить единую сеть на несколько операторов, считает она.

Создание инфраструктурного оператора не решит проблему нехватки частотного ресурса, говорит представитель МТС Алексей Меркутов. Решающим в запуске первых коммерческих сетей 5G является распределение частот на прозрачной основе и за адекватные деньги, считает он. А монополизация чревата не только технологическим отставанием и ростом стоимости услуг, но и угрожает отказоустойчивости, полагает Меркутов. Создание единого инфраструктурного оператора 5G вместо нескольких конкурирующих игроков лишает возможности физического дублирования сетей, предупреждает он.

Вице-президент по стратегии «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн ») Александр Поповский считает развертывание 5G через консорциум операторов более перспективным, если будут обеспечены условия для конкуренции и не пострадает надежность функционирования сети. Это обеспечивается обязательным уровнем резервирования, подчеркивает он. Но важнее дефицит частот под сети нового поколения – для передачи растущего трафика на российском рынке в совокупности необходимо не менее 600 Мгц спектра, а диапазона 3.4–3.8 ГГц, где разворачивать сети 5G наиболее экономически оправдано, в России как раз не хватает. И продолжать высвобождение частот в этом спектре – задача государственной важности, уверен Поповский.

«Ростелеком » остается сторонником модели единого инфраструктурного оператора, говорит представитель оператора Валерий Костарев. Это удешевит, а главное – ускорит развертывание сетей пятого поколения и решит проблему дефицита радиочастотного ресурса, считает он. Минкомсвязи представило операторам концепцию развитию 5G, компании взяли время для анализа документа, добавил он.

Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.

Стандарт 5G позволяет передавать данные на скоростях свыше 10 Гбит/с. Его отличает необходимость установки базовых станций на более близком расстоянии по сравнению с нынешними стандартами – это увеличивает затраты. Технология позволит ускорить развитие интернета вещей за счет подключения к сети сотен тысяч датчиков и различных автоматических устройств, например автомобилей.

В конце октября Иванов предлагал изменить процедуру выдачи частот операторами при строительстве сетей поколения 5G. По его задумке юридические лица должны подавать в ГКРЧ заявки на выделение частот для покрытия локальных объектов (в Москве это могут быть, например, «Сити» или «Сколково»), а не на территории всей страны или отдельного региона. Частот для 5G на всю Россию нет, а глобальное покрытие регионов 5G потребует от операторов огромных капитальных затрат, объяснял он свое предложение.

. «Подмосковье сегодня»

В Подмосковье в ближайшее время в сети интернет появится «Единая жалобная книга», и от того, как будут реагировать главы муниципальных образований на заявления жителей, будет зависеть их рейтинг. А на отдельном ресурсе можно будет пожаловаться на низкое качество связи, и эти обращения также не останутся без внимания. Подробности – в интервью Максута Шадаева , министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

Связь технологий и управления

– Максут Игоревич, расскажите, пожалуйста, об основных задачах министерства, которым вы руководите. Наверное, объединений функций государственного управления, информационных технологий и связи не случайно в наш высокотехнологичный век?

– Главная цель внедрения современных информационных технологий – упростить и облегчить доступ к государственным услугам. Использование новых технологий является главным фактором оптимизации всей системы государственного управления и повышения ее эффективности.

Кроме этого, наше министерство занято развитием инфраструктуры всех видов связи в Подмосковье. Операторы связи зачастую готовы вкладывать значительные средства в развитие инфраструктуры, но не могут этого сделать в силу инерционности власти на местах и большого количества административных барьеров. В то время как развитие инфраструктуры порождает конкуренцию и, следовательно, влечет за собой снижение расценок.

К сожалению, часто в Подмосковье у жителей многоквартирных домов выбор ограничен лишь одним оператором. В таких условиях не приходится говорить о гибкости ценовой политики. Но подобные ситуации можно «расшить» за счет создания упрощенных условий доступа операторов на рынок.

– Часто жители все же отдают предпочтение стационарной, а не мобильной связи с интернетом, считая последнюю чересчур дорогой. Как обстоят дела с развитием этого направления?

– Это тоже связано с перекосами в инфраструктуре. В Московской области при подключении многоквартирных домов превалирует пока кабельное соединение. Столица в большей степени уже покрыта сетью с передачей данных по стандарту LTE. Там высокая концентрация населения, большая конкуренция и операторы ставят новые базовые станции именно такого стандарта. Чтобы гарантировать стандарт LTE, базовую станцию оператора надо подключать оптоволоконным соединением, что в Подмосковье сделать значительно сложнее и дороже, чем в столице. Более того, в области остаются «мертвые зоны», где плотность базовых станций недостаточна и мобильная связь вообще недоступна для населения. Часто это связано со сложным процессом получения разрешения на выделение земельных участков для установки базовых станций.

В области будет инфраструктурный оператор

– Что же реально можно сделать, чтобы оператор оптимизировал ценовую политику?

– Цена падает тогда, когда рынок насыщен предложениями и идет жесткая конкурентная борьба компаний-операторов за абонента. О какой же конкуренции может идти речь, если, скажем, в доме действует лишь один оператор, и жители, естественно, платят больше?

Самая главная инициатива в этой области – введение обязательного требования об обязательном подключении строящихся многоквартирных домов не менее чем к двум независимым провайдерам услуг доступа в интернет. Застройщик просто не сможет сдать дом без выполнения этого требования.

Сейчас в правительстве области обсуждается проект по созданию в Подмосковье большого инфраструктурного оператора. Это будет компания, которая консолидирует управление инфраструктурой доступа операторов связи к конечным абонентам. Она облегчит доступ к пользователям за счет того, что возьмет на себя функции взаимодействия с муниципалитетами, получение разрешений на установку базовых станций и антенно-мачтовых сооружений, а также на прокладку линий в жилые дома. Задача этого инфраструктурного посредника дать операторам связи единый понятный и прозрачный тариф на оказание услуг. Вот тут-то и возникнет элемент конкуренции за абонента.

Очень важно, что инфраструктурный оператор будет находиться в собственности правительства Московской области. Он не будет самостоятельно оказывать услуги связи. У него, скорее, социальная миссия – предоставлять абоненту возможность выбирать, у какого оператора связи покупать услугу.

– Максут Игоревич, каковы реальные сроки создания такого инфраструктурного посредника и подготовки всей нормативной базы для его деятельности?

– Мы рассчитываем, что эта компания начнет работать уже в конце 2014 года. Мы уже собрали предварительные заявки от операторов, где они намереваются ставить новые базовые станции, в каких населенных пунктах, есть интерес к подключению домов, и начали работу с соответствующими муниципалитетами. Летом планируется запустить специальный сайт, где любой житель Подмосковья сможет оставить отзыв о том, где плохо работает связь. На тетерритории, на которые будет больше всего жалоб, операторам связи будет предложено обратить повышенное внимание. Правительство области, помогая операторам с подключением новых объектов в желаемых районах, будет просить их взять на себя социальные обременения, например, предоставлять значительные скидки на подключение бюджетных учреждений (школ, больниц, муниципальных предприятий).

Кардинальная смена мышления

– Одно из важных направлений деятельности вашего министерства – обеспечение функционирования «электронного правительства». По вашему мнению, на какой стадии сейчас находится этот процесс?

– В этом направлении мы пока делаем первые шаги. Дело в том, что в Подмосковье высок процент населения старшего возраста, не обладающего нужной степенью компьютерной грамотности. Поэтому мы идем двумя путями. Для тех, кто с компьютером «на ты», мы переносим все общение в интернет, сведя к минимуму очное общение с чиновниками. А для старшего поколения создается разветвленная сеть многофункциональных центров, персонал которых обеспечит максимально комфортное общение с оператором при минимальном времени ожидания в очереди.

Сейчас открытие многофункциональных центров для нас – один из ключевых приоритетов. Сеть МФЦ в Московской области наравне с введением в муниципалитетах электронного документооборота – важнейшие составляющие того, что именуют «электронным правительством». Такие центры – совместный проект правительства области и муниципалитетов, и приблизительно 70% работы здесь зависит от желания и ответственности власти на местах. Ведь это изменение системы работы, которая складывалась десятилетиями, всех процессов оказания услуг, что невозможно без перестройки мышления.

– С введением «электронного документооборота» система изменится кардинальным образом?

– Конечно! И мышление чиновника тоже. Ведь будут принципиально другие сроки рассмотрения документов. Когда местная власть осознает преимущества общения в электронном виде, то и общение по вертикали она начинает отстраивает аналогичным образом. А общение с жителями планируется налаживать и в системе on-line, и используя традиционные формы.

Единая жалобная книга

– Вероятно, количество обращений увеличивается? Как же с ними справляться?

— Уже происходит опытная эксплуатация колл-центра правительства Московской области, куда любой гражданин может позвонить и рассказать о своей проблеме. Пока колл-центр работает по жалобам в Госжилинспекцию, так как самое большое количество жалоб связано с деятельностью управляющих компаний и состоянием ЖКХ.

Летом этого года намечен запуск сайта, предварительное название которого «Единая жалобная книга». На нем любой житель Подмосковья сможет пожаловаться абсолютно на что угодно, начиная от проблем благоустройства своего двора, проблем в подъезде и заканчивая работой муниципальных учреждений и чиновников. Все обращения будут сводиться в единую базу. Губернатор принял решение: по всем жалобам, поступившим через колл-центр и «Единую жалобную книгу», будут установлены четкие сроки устранения проблем — не больше 3 дней.

Сейчас приходящая жалоба в итоге возвращается на тот же уровень, на который жалуются. Эффективность работы по проблеме при этом довольно низкая. Чтобы избежать такой ситуации, предусмотрено два пути. Первый: на новом портале любую жалобу ее автор сможет сделать публичной. Другие пользователи смогут ее поддержать, проголосовав за нее. Чем больше голосов набирает жалоба, тем выше будет уровень, на котором ее возьмут на контроль. Естественно, будет предусмотрен серьезный механизм авторизации и защиты от «накруток». Второй путь: гражданин, получив ответ на свою жалобу, сможет оценить этот ответ, отвергая заведомые «отписки». Если он недоволен ответом, то жалоба автоматически поступает на более высокий уровень контроля. Если же проблему обещают устранить через какой-то срок, то такое обязательство система автоматически также ставит на контроль. Система сама напомнит автору жалобы, когда он должен будет оценить конечный результат.

– По итогам работы будущего портала предусматривается какой-либо рейтинг муниципалитетов?

– Естественно. И он будет тесно увязан с рейтингом глав муниципальных образований, который разрабатывается в правительстве Московской области. Он будет состоять из трех компонентов: статистических показателей социально-экономического развития района, данных социологического опроса и как раз рейтинга рассмотрения жалоб и устранения проблем, удовлетворенности жителей качеством обратной связи от органов власти. Публичные рейтинги в различных сферах деятельности местных властей и муниципальных учреждений – очень эффективное средство мотивации чиновника и отладки системы управления. Рейтинг не дает чиновнику забыть, что он, по сути, слуга народа. Ведь низкое место в рейтинге – серьезный повод задуматься для чиновника, отвечающего за соответствующее направление деятельности. А обратная связь с жителями Подмосковья – это фундамент, на котором стоит вся наша работа. На каждом из сайтов, которые правительство области планирует запустить, будет раздел, где можно будет пожаловаться на работу самих сайтов и наличие информации на них. И мы получим прямой отклик от населения.

– Здесь опять встает вопрос владения населения интернетом. Почему бы не включить жалобы на работу колл-центра и «Единой жалобной книги» в перечень услуг, оказываемых МФЦ?

– Кстати, идея хорошая! Может быть, мы так и поступим. Посредством специальных инфоматов или через операторов МФЦ житель сможет оценить работу наших порталов. У операторов нет конфликта интересов, более того, если их обязать принимать жалобы, то они смогут помочь целенаправленно переадресовать эти обращения. Возможно также, что, кроме портала жалоб, мы станем работать с районными общественными палатами после их переформатирования. Ряд проблем, на которые жалуются эти люди, можно решить через эти органы.

Статистика:

В настоящее время в Подмосковье открыто 37 МФЦ муниципальных образований. К концу 2015 года планируется открыть еще 56, из них 32 МФЦ — в 2014 году. Сейчас на базе МФЦ организовано предоставление 96 видов государственных и муниципальных услуг, из них: 15 видов федеральных услуг; 39 — региональных услуг; 42 вида муниципальных услуг.

Минкомсвязь намерена к 2024 году охватить сетью 5G все города России с населением от 300 тыс. жителей. При этом достичь данного показателя планируется за счет частных инвестиций российских и зарубежных инвесторов, рассказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров , выступая накануне в рамках Петербургского международного экономического форума на круглом столе, посвященном развитию сети пятого поколения.

«У нас есть прямо прописанный показатель, который регламентирует запуск в 2024 году сети 5G в том или ином виде во всех городах с населением от 300 тыс. жителей. Не нужно эту бюрократическую задачу воспринимать как безусловную цель, которую необходимо выполнить, невзирая на стоимость и другие барьеры. Мы, конечно же, опираемся на инвестиции самих операторов связи. Раньше сети связи строили в основном за счет частных инвестиций. Такая тенденция и будет продолжаться», – сказал министр.

Объясняя целесообразность цели, он заявил, что скоро проникновение сети четвертого поколения достигнет «миллионов устройств на квадратный километр» и ни одна из существующих сетей, кроме 5G, не справится с запросами будущего.

«В условиях, когда на квадратный километр у нас будут миллионы подключенных устройств – а к этому мы придем очень быстро, когда на эти устройства будут возлагаться многие и многие важные задачи, в том числе для жизни, здоровья и безопасности наших граждан, ни 4, ни 3, ни какое-либо другое G не справится с нагрузкой. Например, с беспилотным транспортом. И подобных сфер применения можно придумать очень много. Количество подключенных устройств будет геометрически возрастать», – пояснил министр.

Он подчеркнул, что роль государства в развитии сети нового поколения должна заключаться лишь в общем регулировании отрасли, подготовке кадров «и иногда в стимулированию исследований и разработок».

С 5G спешить не стоит

В свою очередь, гендиректор мобильного оператора Tele2 Сергей Эмдин заявил, что на пороге запуска сети нового поколения отрасль находится в сложных условиях и спешить с ее внедрением не стоит.

«И курс доллара не очень выгоден для нас, и рост отрасли практически прекратился. В принципе, мы сейчас не нуждаемся в том, чтобы сломя голову внедрять 5G. Это довольно сложная задача, особенно если будут накладываться дополнительные обязательства. Да, 5G – интересная история, но для того, чтобы она случилась массово и в ближайшие годы, нам как отрасли и государству нужно будет скоординировать усилия, обеспечить рентабельность», – отметил глава оператора «большой четверки».

Он также подчеркнул, что одна из важнейших технических проблем для внедрения – расчистка частот устаревших типов связи. «Если мы понимаем, что в спектре надо опуститься вниз, чтобы как минимум сократить издержки на развертывание сетей, то приемлемые частоты в 700–800 МГц на сегодня во многом заняты другими пользователями, которые не поддерживают перспективные технологии», – заявил он. Николай Никифоров обещал посодействовать в решении этого вопроса.

Гендиректор «Ростелелкома» Михаил Осеевский , в свою очередь, отметил, что пока для сети 5G нет установленных международных стандартов, и пользователи не готовы платить за новое поколение сети. «Расходы домохозяйств не растут. Наши люди не готовы массово тратить деньги на многие из тех сервисов, которые мы сегодня обсуждаем. Я пока не вижу пользователей, которые в состоянии заплатить за сеть нового поколения, но это не значит, что мы все вместе не должны этим заниматься. Да, пока нет даже стандартов, утвержденных международным союзом электросвязи. Есть лишь отдельные элементы, технологии», – сказал глава «Ростелекома».

Дороже только «пакет Яровой»

Другой претензией со стороны мобильных операторов стала стоимость реализации проекта. Так, гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенков заявил, что оператор не намерен обеспечивать ковровое покрытие сети 5G, поскольку у оператора связи есть более важные и затратные проблемы – «пакет Яровой».

«Вы спрашиваете, какие деньги нужны для развития 5G? Знаете, я пока занят расчетами, связанными с «законом Яровой». Потому что закон будет через год, а пятое поколение можно и отложить. Да, по нему много вопросов, но мы понимаем, что это нужно делать, без сомнений. Это безопасность людей», – заявил Солдатенков.

Он предложил, что если средств на реализацию норм «пакета Яровой» у мобильных операторов не хватает (по разным экспертным оценкам затраты на реализацию пакета законов составят около 4,5 трлн рублей, тогда как выручка мобильных операторов за 2016 год составила 1,6 трлн рублей), то необходимо «зашивать» в тариф некий «налог на безопасность» – от 1 до 3%. «Если мы пойдем по этому пути, то тогда у нас останутся средства для развития сетей пятого поколения. Технически мы все будем готовы. И все неясности вроде проблем с частотами пройдем», – пояснил свою позицию глава «МегаФона».

Однако Николай Никифоров, наоборот, считает, что «пакет Яровой» не должен стать тормозом в развитии нового поколения сети в России. «Никакой прямой связи нет. Наша задача состоит в том, чтобы сбалансировать цели закона, ради которых он принимался, с влиянием на отрасль. Работа идет, хотя это и непростой диалог. Он ведется с правоохранительными органами с целью выработки сбалансированной модели с точки зрения сроков, масштабов внедрения, состава данных и т.д. У нас 35 тыс. операторов связи, из них это зачастую маленькие компании в малых населенных пунктах, которые точно также попадают под действие всего законодательства и всего регулирования. Мы должны думать в том числе и о них», – пояснил министр связи.

Инфраструктурный оператор – нужно или нет?

При общей дороговизне проекта по проникновению 5G в малые города «Ростелеком» оценивает затраты примерно на 1 трлн рублей – спрос на нее в ближайшее время будет слабым. «Я вижу только один город в стране, который может в будущем приблизиться по структуре спроса к необходимости использования 5G. Это, конечно, Москва. Здесь нам важны среднедушевые доходы, готовность людей тратиться на улучшение качества жизни, готовность муниципалитета активно инвестировать и создавать новые технологии, в том числе для транспорта, ЖКХ, безопасности. Но это очень дорого», – сказал глава «Ростелекома».

Он предложил создать на базе мобильных операторов единый инфраструктурный оператор связи. «Нам важно прийти в некий момент к пониманию того, что такую инфраструктуру надо создавать вместе. И тема создания этого оператора мне кажется очень правильной. Думаю, подобное станет возможным уже через несколько лет», – предположил он.

С ним согласился и глава Tele2 Сергей Эмдин. По его мнению, создание такого оператора, единой инфраструктуры, финансово немного разгрузит компании. «Но 5G в любом случае будет дороже в реализации. Издержки бизнеса нужно будет компенсировать», – считает он.

На что гендиректор МТС Андрей Дубовсков заявил, что система «государства в государстве» не была и не будет эффективной. «Надо удешевлять, да. Но не надо для этого строить государство в государстве. Можно же договариваться! И потом: 5G потребует размещения базовых станций каждые 100 метров. Какого инфраструктурного оператора мы должны создать, чтобы повесить базы станции на стене дома? Инфраструктурный оператор – это кто? «Ростелеком», который является монополистом в регионах?» – возразил глава МТС.

Он напомнил, что операторы могут использовать сети друг друга для обеспечения связью своих абонентов, не создавая никакой надстройки. «Давайте абстрагироваться по поводу платформ. Половина сетей построена нами вместе с «Билайном», другая – с «Веоном». И мы также используем их сети, давно кооперируемся. Неважно, сколько платформ и как это называется», – подытожил Андрей Дубовсков.

5G (от англ. fifth generation - пятое поколение) - разрабатываемое пятое поколение сети мобильной связи. В опытных сетях скорость передачи данных доходит до 25 ГБит/с. Для сравнения: в сети четвертого поколения скорость передачи данных может доходить лишь до 1Гбит/сек.




Top