Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky. Игровые тесты: Call of Juarez

Без модели Radeon HD 4830 нынешняя линейка видеокарт AMD/ATI была бы не полной. Появившись на рынке существенно позднее других моделей из серии HD 4000, она должна была заполнить ценовую нишу, образовавшуюся между моделями серий HD 4800 и HD 4600. А заодно составить конкуренцию изрядно подешевевшему GeForce 9800 GT, который с появлением линейки GeForce GTX 260/280 переместился в "ценовую середину" $100-200. Судя по количеству предложений на рынке, не все производители поверили в успех этой видеокарты; похоже, что с возложенной на него задачей Radeon HD 4830 пока справляется с трудом. Хотя модель эта представляет определённый интерес для геймеров с ограниченным бюджетом.

Итак, вот что такое Radeon HD 4830. Эта видеокарта появилась на свет благодаря довольно распространённой операции - отключению части вычислительных блоков контроллера RV770, разработанного изначально для видеокарт Radeon HD 4870 и 4850. Заметим, гибкая микроархитектура нынешних 3D-ускорителей позволяет без особых проблем отсекать часть ветвей конвейера, блоков текстурирования, контроллеров памяти, блоков пост-обработки/записи данных (ROP) и других компонентов, что приводит к снижению производительности (это минус) и энергопотребления (это плюс). Поговаривают, что выборочное отключение блоков выгодно с точки зрения себестоимости: микросхемы с немногочисленными локальными дефектами можно пустить в производство, заблокировав те блоки, в которых образовались дефекты. На самом деле это не единственная причина "урезания" микросхем, и в качестве примера можно привести наш случай. Выпуск микросхем RV770 с самого начала был налажен весьма успешно, и создание урезанного варианта потребовалось для обоснования более низкой цены видеокарты Radeon HD 4830. То есть не карта появилась ради использования бракованных чипов, а наоборот - чип появился ради "промежуточной" видеокарты.

На Radeon HD 4830 устанавливается графический контроллер RV770, усечённый таким образом, что его производительность при выполнении шейдеров уменьшается примерно на 20%. Для этого отключаются 2 из 10 блоков шейдерных процессоров, каждый из которых состоит из 16 суперскалярных ALU. Для сохранения внутреннего баланса пропорционально уменьшается число активных модулей текстурирования - с 40 до 32. Тактовая частота чипа также снижается, пусть и ненамного (по сравнению с Radeon HD 4850). При этом, что важно, у видеокарты сохраняется количество ROP и контроллеров памяти, а также разрядность шины памяти (256 бит).

Ряд производителей наладил выпуск Radeon HD 4830 на базе печатных плат, используемых для Radeon HD 4850. В этом случае экономия достигается за счёт сокращения затрат на разработку: по сути, достаточно изменить прошивку VideoBIOS и нарисовать новую картинку на коробке. Но компания Sapphire пошла другим путём. Её модель Radeon HD 4830 разработана фактически заново с учётом меньших тактовых частот и энергопотребления урезанного чипа RV770. Дизайн печатной платы получился более компактным и простым, за счёт чего видеокарта стала дешевле в производстве. Познакомимся с ней поближе.


Дизайн, характеристики

Модель Radeon HD 4830 компании Sapphire по своим частотным характеристикам и объёму памяти полностью соответствует рекомендациям AMD/ATI. Так, частота графического чипа RV770 составляет 575 МГц, частота памяти - 900 (1800) МГц. На печатной плате установлены 8 микросхем GDDR3 (16Mx32) компании Qimonda, рассчитанных на частоту 1000 МГц. В целях снижения энергопотребления и шума в режиме 2D видеокарта понижает частоты до 160/250 МГц (чип/память), благодаря чему температура её компонентов снижается до отметки 30-35 градусов.

Обратим внимание на дизайн видеокарты. Он не имеет ничего общего с дизайном моделей Radeon HD 4850 производства Sapphire. Во-первых, изменена компоновка печатной платы: графический чип и окружающие его микросхемы памяти смещены назад, а схема стабилизации питания, упрощённая, по сравнению с таковой у HD 4850, - вперёд, к портам вывода. Силовые транзисторы выстроены в один ряд и накрыты небольшим алюминиевым радиатором. Сама печатная плата получилась намного более компактной, чем у других моделей серии Radeon HD 4800.

Во-вторых, применён иной, более простой по конструкции кулер. Из-за того, что вентилятор установлен сверху, а не внутри цилиндра, разработчикам пришлось применить пластиковый кожух, который снабжён декоративными "ушами". Получившаяся система охлаждения смотрится простовато, и, к сожалению, занимает пространство соседнего с видеокартой слота. С другой стороны, она достаточно эффективна для своей стоимости, а уровень шума вентилятора невысок.

Дополнительное питание к видеокарте Radeon HD 4830 подключать придётся, соответствующий разъём имеется в обычном для него месте. Также предусмотрены два разъёма CrossFire, хотя ввиду большой ширины кулера применение этой модели для конфигураций с тремя и четырьмя видеокартами не рекомендуется.

Панель портов вывода у видеокарты Sapphire полностью стандартна. Имеются два совмещённых выхода DVI-I, а также один 7-контактный TV-out.

Комплектация видеокарты очень достойная. В небольшой коробке имеется следующий набор аксессуаров:

  • переходник для композитного ТВ-сигнала;
  • переходник для компонентного ТВ-сигнала;
  • переходник DVI-VGA;
  • переходник DVI-HDMI;
  • переходник питания;
  • компакт-диск с драйверами;
  • инструкция по установке.


Тестирование

Безусловно, нам интересно, насколько повлияло урезание графического чипа на производительность видеокарты Radeon HD 4830. Ведь для успешных продаж необходимо, чтобы производительность соответствовала стоимости. Которая, кстати, немногим ниже, чем у Radeon HD 4850 - примерно на 15-20%. Основным конкурентом рассматриваемой модели следует назвать GeForce 9800 GT. Последняя очень популярна у производителей, благодаря чему на рынке доступны десятки разных вариантов, существенно различающихся по цене и качеству. Что касается Radeon HD 4830, то эту модель выпускают даже не все партнёры AMD/ATI.

Для сравнения мы приводим данные тестирования двух видеокарт ценового класса повыше. Во-первых, это стандартный Radeon HD 4850 производства Gigabyte. Во-вторых, это дорогая версия GeForce 9800 GT того же производителя, снабжённая 1 Гб оперативной памяти и разогнанная примерно на 15%.

Название Radeon HD 4830 Radeon HD 4850 512 MB GeForce 9800 GT 1 GB
Производитель Sapphire Gigabyte Gigabyte
Модель Radeon HD 4830 GV-R485ZL-512H GV-N98TOC-1GH
3D-ускоритель RV770 RV770 G92 112sp
- транзисторов 956 млн. 956 млн. 754 млн.
- техпроцесс 55 нм 55 нм 65 нм
- базовая частота 575 МГц 625 МГц 700 МГц (+17%)
- частота шейд. процессоров 1715 МГц (+14%)
- кол-во шейд. процессоров 128 (8 x 16) / 640 160 (10 x 16) / 800 112 (7 x 16)
- кол-во TMU 32 40 56
- кол-во ROP 16 16 16
Память GDDR3 GDDR3 GDDR3
- объем 512 Мб 512 Мб 1024 Мб
- частота 900 (1800) МГц 990 (1980) Мб 900 (1800) МГц
- шина 256 бит 256 бит 256 бит
Охлаждение активное активное активное
Интерфейс PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI 2 2 2
- VGA (D-Sub) - - -
- TV-out 1 1 1
- TV-in - - -
- HDMI - - -
- DisplayPort - - -
Цена (Минск, февраль"09) $145-160 $190-204 $172-185

Температура. Уровень шума вентилятора рассматриваемой видеокарты всё же несколько выше, чем хотелось бы. Зато охлаждение он обеспечивает отличное. При тестировании под нагрузкой мы отметили подъём температуры всего лишь до 56 градусов, что не может не радовать. В принципе, такая видеокарта хорошо подходит для разгона, смущает только пониженный уровень напряжения питания графического чипа, из-за чего предел повышения его частоты будет ограничен.

Тесты DirectX 9
1680x1050, AA/AF off Radeon HD 4850 512MB GeForce 9800 GT 1GB Radeon HD 4830
Call of Duty 4 103.5 92.9 80.8
Crysis Demo 35.8 30.7 27.5
Crysis: Warhead 22.5 20.1 18.6
FarCry 2 36.5 34.1
Stalker: Clear Sky 19.2 15 14.6
1680x1050, AA 4x, AF 16x Radeon HD 4850 512MB GeForce 9800 GT 1GB Radeon HD 4830
Call of Duty 4 69.7 59.7 56
Crysis Demo 34.9 18.8 15.2
Crysis: Warhead 17 11.4 14.9
FarCry 2 21.2 21.3
Stalker: Clear Sky 15.2 4.9 13.6
Тесты DirectX 10
1680x1050, AA/AF off Radeon HD 4850 512MB GeForce 9800 GT 1GB Radeon HD 4830
Crysis Demo 18.8 16 15.8
Crysis: Warhead 17.5 17.1 14.8
FarCry 2 47.5 45.9 40.7
Stalker: Clear Sky 18.1 15.9 13.9
1680x1050, AA 4x, AF 16x Radeon HD 4850 512MB GeForce 9800 GT 1GB Radeon HD 4830
Crysis Demo 10.8 16.6 8.8
Crysis: Warhead 9.3 11.4 8.6
FarCry 2 25.9 33.6 23.9
Stalker: Clear Sky 9.8 7.8 6.9


Выводы

У Sapphire получилась добротная упрощённая версия видеокарты на базе одного из лучших на сегодня графических контроллеров. Дизайн стал проще, энергопотребление ниже, температура в режиме 2D опускается до отметки 35 градусов. Учитывая хорошие показатели в 3D, способные устроить запросы геймера с небольшим бюджетом, видеокарта Radeon HD 4830 хорошо вписывается в среднюю домашнюю конфигурацию.

Но, к сожалению, нынешний уровень цен нельзя признать адекватным: доплатив долларов 30, пользователь может купить Radeon HD 4850, значительно более производительный - либо, наоборот, сэкономить те же 30, подыскав недорогой вариант GeForce 9800 GT.

  • низкий уровень энергопотребления и нагрева;
  • адекватный уровень производительности, превышающий таковой у видеокарт класса mainstream;
  • хорошая комплектация.
  • большой "двухслотовый" кулер;
  • трудности с позиционированием на рынке.

Благодарим СЗАО "АСБИС" за предоставленную видеокарту Sapphire

После выпуска новой серии видеоадаптеров Radeon HD 4800, компания AMD укрепила свои позиции в сегменте высокопроизводительных акселераторов среднего уровня. Выход тандема на базе двух RV770 и вовсе отобрал у NVIDIA лавры производителя самых быстрых видеокарт. Но чем закрыть брешь в 100-150-долларовой нише, где уже начали господствовать подешевевшие GeForce 9600 GT и 8800/9800 GT, ведь карты Radeon HD 4850 стоят порядка 175 долларов? Тем более что видеоадаптеры из новой серии начального уровня - Radeon HD 4670/4650, явно им не конкуренты, хотя по стоимости уже вплотную приближаются к данному ценовому диапазону. Ответ оказался прост и банален - уменьшить количество функциональных блоков и рабочие частоты RV770, при этом объем и шину памяти оставить на прежнем уровне. Таким образом, на рынок вышел RV770LE и видеокарта Radeon HD 4830 на его базе, призванная составить конкуренцию вышеперечисленным решениям NVIDIA.

Уменьшению количества исполняемых блоков в новом GPU подверглись лишь SIMD-ядра и текстурные блоки. Мы уже рассказывали об архитектуре RV770, но вкратце все же напомним. Итак, каждое SIMD-ядро включают по шестнадцать универсальных суперскалярных потоковых процессоров, состоящих, в свою очередь, из пяти скалярных процессоров. Всего в графическом процессоре таких ядер десять, к которым привязано по четыре текстурных блока, что дает в итоге 800 потоковых процессоров и 40 блоков текстурирования. Графический процессор RV770LE по сравнению со старшей версией лишен двух SIMD-ядер, а значит, имеет в своем арсенале всего 640 стрим-процессоров и 32 TMU. Количество блоков растеризации (ROP) осталось прежним и равняется шестнадцати штукам. По информации, которая появилась в Сети, некоторым СМИ для тестирования достались карты, у которых были активированы лишь 560 или даже 480 шейдерных блоков, что дает повод думать о том, что AMD долго решала, сколько именно оставить функциональных блоков для Radeon HD 4830. Но, как видим, все-таки 640 потоковых процессоров смогут, по мнению объединенной компании, составить достойную конкуренцию недорогим, но производительным адаптерам серии GeForce.

ATI Radeon HD 4830

ATI Radeon HD 4850

Но от теории перейдем к практике. Для выяснения возможностей новинки мы взяли референсные карты Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850, характеристики которых приведены ниже.

Видеоадаптер

Количество транзисторов, млн. шт.

Техпроцесс, нм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков рендеринга

Частота ядра (номинал), МГц

Частота шейдерного домена (номинал), МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, МБ

Частота памяти (номинал), МГц

Поддерживаемая версия DirectX

Интерфейс

Осматриваем видеокарты

Обе карты попали на тестирование лишь в антистатических пакетиках, но решения для розницы, естественно, будет иметь различный комплект поставки, которые обычно варьирует в зависимости от производителя.

Так как изменения все были произведены лишь внутренне, то видеокарта Radeon HD 4830 ничем внешне не отличается от старшей сестры, выполненной по референсному дизайну.

ATI Radeon HD 4830: лицевая сторона

Radeon HD 4850: лицевая сторона

Даже на обратной стороне карты расположение элементов идентично Radeon HD 4850.

ATI Radeon HD 4830: обратная сторона

ATI Radeon HD 4850: обратная сторона

Периферийные разъемы также остались на месте, а это два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука, из интегрированного в ядро HDA-кодека, через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Учитывая энергопотребление карты - чуть менее 110 Вт, на плате присутствует один 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания.

Система охлаждения нисколько не изменилась и имеет все те же признаки экономии. Однослотовый кулер с турбиной охлаждает все сильногреющиеся компоненты карты, при этом отработанный воздух остается в системном блоке. Зато конечная стоимость готового решения достаточно низкая по сравнению, если бы кулер был двухслотовым с выбросом нагретого воздуха за пределы системы.

Выяснить температурный режим Radeon HD 4830 нам не удалось, так как семпл, попавший на тестирование был лишен каких-либо датчиков. Но по субъективным ощущениям разницы с Radeon HD 4850 практически не ощущалось.

Дизайн PCB рассматриваемой новинки полностью соответствует таковому старшей модели, за единственным исключением - в районе отдельной фазы питания на карте появился еще один силовой элемент.

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850

Графический процессор RV770LE функционирует на частоте 575 МГц в 3D-режиме, а при малой нагрузке, благодаря технологии энергосбережения PowerPlay, этот показатель снижается до 160 МГц. Напомним, что частоты GPU у Radeon HD 4850 равны 625 и 500 МГц для 3D - и 2D-режимов соответственно.

GPU на Radeon HD 4830

Если сравнивать оба кристалла - RV770 и RV770LE, то отличий между ними нет. Значит, облегченный графический процессор действительно получается методом отключения лишних блоков у старшей версии, что, возможно, даст повод в дальнейшем найти способ активировать все 800 потоковых процессоров и 40 TMU.

GPU на Radeon HD 4850

В качестве памяти используются чипы Qimonda HYB18H512321BF-10 со временем доступа 1,0 нс, что соответствует эффективным 2000 МГц. Общий объем составляет 512 МБ, шина - 256 бит.

Память на Radeon HD 4830

В отличие от старшей модели, память Radeon HD 4830 при сильной нагрузке функционирует на частоте 1800 МГц и на 500 МГц в режиме 2D (1986 и 1500 МГц соответственно у Radeon HD 4850).

Память на Radeon HD 4850

Выяснить разгонный потенциал новинки не удалось, так как ни одна из утилит не смогла определить видеоакселератор - даже в закладке Overdrive контрольной панели драйверов ATI отсутствовали возможности тонкой настройки. Возможно, это связано именно с тестовым семплом или с еще сырыми драйверами. Во всяком случае, в продаже карты будут лишены подобных недостатков.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор Intel Core 2 Extreme QX 9770 (3,2 ГГц@4 ГГц)
- Материнская плата ASUS Striker II Formula (NVIDIA nForce 780i SLI)
- Оперативная память Corsair XMS2 PC-6400 (4x1024 МБ, DDR2-800, 4-4-4-12-2T, dual channel)
- Жёсткий диск Western Digital WD1600JD-00HBB0 (160 ГБ)
- Блок питания Gigabytу ODIN (500 Вт)
- Операционная система WindowsVista x86SP1

В синтетическом пакете 3DMark’06 видеокарта Radeon HD 4830 медленнее старшей модели процентов на 11, что весьма неплохо при заявленной стоимости.

А вот в 3DMarkVantageразница между картами достигает уже 28 %, что можно объяснить либо сыростью драйверов, либо хорошей масштабируемостью RV770, когда увеличение потоковых процессоров пропорционально росту производительности.

В реальном приложении - игре World in Conflict, Radeon HD 4830 уже не так значительно отстает от старшей модели, при этом разница достигает 5-20 %, в зависимости от разрешения и качества графики. Если не активировать алгоритмы повышения качества изображения, то вряд ли можно заметь столь серьезное отставание нового решения. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации и высоком разрешении игра может превратиться в слайд-шоу.

Вышедшая недавно демка Unigine Tropics Demo, демонстрирующая достаточно красивую графику, оказалась очень чувствительной к количеству исполняющих блоков - падение производительности на Radeon HD 4830 доходит до 35 процентов. Правда, карты работали на разных частотах, и точно определить зависимость от количества блоков можно лишь при одинаковых показателях. Но мы надеемся вернуться к данной теме после появления розничных карт, а не инженерных семплов.

В Crysis без проблем можно играть при разрешении 1280x1024 - в среднем 34 FPS на Radeon HD 4830. С ростом разрешения и качества графики соответственно падает производительность, достигая 20-процентного разрыва между оппонентами.

Вывод

Компания AMD после перехода на унифицированную архитектуру никогда не практиковала выпуск более трех моделей на базе своего топового GPU. Невнятное начало с R600, на базе которого были выпущены Radeon HD 2900 XT/Pro/GT, с последующей работой над ошибками в лице RV670 и акселераторов Radeon HD 3870 X2, HD 3870/3850 на его основе - везде было только три видеоадаптера. Данную тенденцию продолжил RV770, но конъюнктура рынка требовала недорогое, но производительное решение стоимостью порядка 100-150 долларов. Тем более что эту нишу давно освободили карты серии GeForce 8600 GTS для продуктов на базе G92, с которыми конкурировать адаптеры на базе RV670 не могли по определению. В итоге AMD попросту уменьшила количество исполняемых блоков и рабочие частоты RV770, что позволило прицепить ценник с меньшей стоимостью по сравнению с Radeon HD 4850. Разница в производительности при этом достигла 20-30 %, что соизмеримо с различием в цене. Теперь решения семейства Radeon покрывают практически все сегменты рынка, а мы, пользователи, естественно только в выигрыше от такого изобилия продуктов.

По материалам www. ferra. ru

После выхода видеокарт Radeon серии HD4800 на рынке дискретно-игровой 3D графики сложилась крайне интересная ситуация. Вышедшие видеокарты Radeon HD4850 и HD4870 показывали хорошую производительность и имели достаточно демократичные рекомендованные розничные цены в 199$ и 299$, соответственно. Выпуск этих решений оказал серьезное давление на Nvidia, почивавшую на лаврах после выпуска очень удачных решений на G80 и их модернизации в виде G92. Компании пришлось резко сменить ценовую политику и перейти к скорейшему снижению цен на свои популярные модели видеокарт GeForce 8800GT и GeForce 9800GTX. Ситуация сложилась таким образом, что при рекомендованной стоимости в 329-349$ видеокарты GeForce 9800GTX могли конкурировать только с Radeon HD4850, за который просили 199$, показывавшем производительность, не сравнимую с просимыми Nvidia 199$ за GeForce 8800GT и выводимой в это время "перемаркировке" 9800GT. В связи с этим была произведена достаточно серьезная уценка - GeForce 9800GTX "похудел" до 199$, а 8800/9800GT "сдулcя" и вовсе до 150$.

При таком раскладе видеокарты GeForce 9800GTX, а вскоре и пришедшие им на смену 9800GTX+, обладающие повышенными частотами GPU и переведенные вскоре на менее затратный 55 нм техпроцесс, стали достойными конкурентами видеокарт Radeon HD4850. Немного другим образом сложилась судьба GeForce 8800/9800GT. Переведенные в более дешевую ценовую нишу они продолжили свою конкуренцию с решениями AMD предыдущего поколения - Radeon HD3850-3870, которые подешевели до 120-140$. Но все-таки их нахождение, пусть и близко от ценовой планки в 150$, не говорило о прямой конкуренции "по производительности" с решениями Nvidia GeForce 8800/9800GT.

Гром грянул 23 октября 2008 года. AMD анонсировала видеокарты Radeon HD4830. Удар был направлен в то место, где как раз и держали оборону решения GeForce 8800/9800GT, а точнее в их ценовую группу. Radeon HD4830 основаны на хорошо знакомом и еще не достигшем пика популярности GPU AMD RV770, который был немного ослаблен. Его лишили 1/5 из 800 шейдерных процессоров, присутствующих в решениях Radeon HD4850/4870, оставив только 640 штук, оснастили GDDR3 памятью с 256-bit шиной доступа, как на HD4850, и занизили частоты работы относительно того же HD4850 с 625/2000 до 575/1800 MHz. Дизайн получившегося полуфабриката производителям рекомендовали придумать самим, что означало, в первую очередь, еще большие возможности удешевления производства Radeon HD4830 и, если потребуется, то и снижение уровня рекомендованных цен.

А с тем, смогут ли доблестные, хорошо знакомые большинству из нас бойцы Nvidia 8800GT в зеленых шортах, проверенные Crysis-ом и многими другими 3D-шутерами последних лет, сдержать яростную атаку молодых и яростных новичков в красных футболках AMD HD4830, или спустятся еще ниже по ценовой лестнице, я предлагаю ознакомиться в нашем сегодняшнем обзоре на примере видеокарты Radeon HD4830 512 производства Club3D.

Club3D Radeon HD4830 512MB

1. Перед и оборотная сторона:

2. Коробка: перед, зад, стикер:

3. Комплектация:

Видеокарта Club3D Radeon HD4830 512MB основывается на оригинальном дизайне печатной платы. Цвет текстолита красный. Длина РСВ cоставляет 210 мм, что немного короче длины видеокарты Radeon HD4850 референсного дизайна. Club3D Radeon HD4830 512MB

Gigabyte Radeon HD4850 512 MB

Club3D Radeon HD4830 512MB основана на графическом процессоре AMD RV770. Количество транзисторов в каждом GPU равно 956 млн. штук. Графические процессоры производятся по 55 нм технологии. Площадь RV770 равна 256 мм 2 (55 нм RV670 - 190 мм 2). Чип подвергся урезке, поэтому в своей основе он имеет активных: скалярных унифицированных шейдерных процессоров (ALU) - 640 штук, блоков текстурирования (TMU) - 32 штуки, блоков растеризации (ROP) - 16 штук.

Все блоки ядра работают на базовой частоте GPU, равной 575 (как и должно быть по спецификации) МГц. Утилита GPU-Z не смогла точно распознать карту Radeon HD4830 производства Club3D, но частоты указала правильно.

Память, установленная на графическом адаптере, GDDR3 производства Qimonda со временем выборки 1.0 ns. Номинальная эффективная частота работы 2000 (2х1000) МГц, но работает она на 1800 (2х900) МГц. Объем - 512 Мб. Шина доступа к памяти - 256-bit, что на частоте 1800 МГц дает общую пропускную способность в 57,6 Гб.

У видеокарт Radeon HD4800 присутствует разделение частот на 2D и 3D режимы. Для 3D режима частоты видеокарты Gigabyte Radeon HD4830 512 Мб равны 575/1800, а для 2D - 500/1500.

На задней панели количество портов у видеокарты Club3D Radeon HD4830 512MB, относительно общепринятых двух DVI-выходов и одного ТV-выхода, изменено. Присутствуют: DVI-выход, D-Sub и HDMI.

Видеокарта Radeon HD4830 имеет один разьем дополнительного питания 6-pin PCI-E, чего с лихвой хватает для ее беспроблемного обеспечения питанием.

Cистема охлаждения

Система охлаждения видеокарты проста и на удивление эффективна. Состоит она из кулера для GPU, радиатора на элементы питания и микроскопических, исключительно для внешнего вида, радиаторов на микросхемы памяти.

Основная и главная часть СО карты - это кулер для GPU. По своему строению он более всего похож на BOX кулер от Intel и представляет из себя кусок алюминия, выкрашенный в черный цвет с ребрами, в центре которого есть углубление для кулера. Вентилятор обдувает ребра и краем воздушного потока захватывает как радиаторы на чипах памяи, так и радиатор, расположенный на элементах системы питания видеокарты. Если кратко, то просто-надежно-дешево.

Вентилятор достаточно скромных размеров, работает тихо и не шумит.

В 2D карта снижает свои частоты, а вместе с ней и кулер до 27%. В 3D кулер раскручивается до 54%, когда температура GPU достигает отметки в 56 градусов, оставаясь при этом более тихим, чем турбина на HD4850 референсного дизайна.

В 2D, как было написано выше, видеокарта Club3D Radeon HD4830 512MB снижает свои частоты с 575/1800 до 500/750, и в этом режиме мы можем наблюдать очень низкое значение температуры - 36 градусов.

В 3D температура GPU видеокарты Radeon HD4830 512MB, работающей на номинальных частотах, составляет всего 58 градусов при 54% оборотах кулера и поднимается до 61, если зафиксировать на 37%.

В целом система охлаждения, установленная на Club3D Radeon HD4830 512MB, справляется с возложенными на нее обязанностями. Запас для разгона карты данный кулер вполне способен предоставить. Однако, это не помешало мне проверить на видеокарте систему охлаждения, произведенную Arctic Cooling - кулер Accelero S1 Rev.2. Дополнением к нему стал 120х120х25 мм вентилятор произодства AC со скоростью вращения 1500rpm.

С кулером Accelero S1 Rev.2 + 120mm FAN температура в 2D опустилась до 29 градусов, а в 3D на номинальных частотах работы видеокарты температура кулера приближалась к 39 градусной отметке.

Шум, издаваемый кулером, после замены оригинальной системы охлаждения на кулер от АС, немного возрос, но и он, как мне показалось, оказался гораздо комфортабльнее, чем шум, издаваемый референсным кулером Radeon HD4850.

Сегодня список актуальных видеокарт компании AMD пополнился еще одним наименованием - Radeon HD 4830. Новинка позиционируется как конкурент видеокарты NVIDIA GeForce 9800GT. Приведем основные технические характеристики новинки в таблице ниже.

Не будет большой ошибкой сказать, что видеокарта Radeon HD 4830 - это Radeon HD 4850, у которой понижены тактовые частоты и отключена часть исполнительных блоков. Но при этом инженеры оставили нетронутой шину памяти, ее ширина по-прежнему равна 256 бит. Как эти изменения сказываются на производительности, мы изучим при помощи инженерного образца видеокарты Radeon HD 4830, предоставленного нам для тестов. Инженерный образец видеокарты Radeon HD 4830 внешне выглядит точно так же, как эталонная видеокарта Radeon HD 4850 . Даже опознавательная наклейка, и та не выдает в нем видеокарту Radeon HD 4830, ограничиваясь лишь указанием типа графического процессора. А он, как было сказано выше, такой же, как и у HD 4850 - AMD RV770. Может быть, сняв систему охлаждения, мы наконец-то увидим хоть какие-то различия между нашим экземпляром видеокарты Radeon HD 4830 и эталонной видеокартой Radeon HD 4850? Но и под системой охлаждения мы не находим отличий от эталонной видеокарты Radeon HD 4850. Стоит, впрочем, обратить внимание на три чипа около дросселя, находящегося возле пересечения рядов чипов видеопамяти. У первых экземпляров видеокарт Radeon HD 4850 там было только два чипа. Но недавно изученная нами видеокарта HIS Radeon HD 4850 IceQ 4 основана на такой же печатной плате с тремя чипами возле дросселя, как и у тестового экзмепляра Radeon HD 4830, только выкрашена в иной цвет. Можно предположить, что это новая версия дизайна платы, которая будет использоваться и для Radeon HD 4830, и для Radeon HD 4850. Как и эталонные видеокарты Radeon HD 4850, наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 оснащен объемом видеопамяти 512 Мб типа GDDR-3, подключенной к графическому процессору по 256-битной шине.

Не отличаются от используемых в эталонных видеокартах Radeon HD 4850 и чипы памяти, установленные на Radeon HD 4830. Они произведены компанией Qimonda и имеют время выборки 1,0 нс, что соответствует эффективной тактовой частоте 2000 МГц. Мы сравнили графические процессоры AMD RV770 нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 и протестированной нами ранее видеокарты Radeon HD 4850. Каких-либо явных отличий обнаружить не удалось. Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о том, что видеокарты Radeon HD 4830 получают из Radeon HD 4850 путем отключения части функциональных блоков в графическом процессоре. Это значит, что запустить в производство видеокарты Radeon HD 4830 получиться очень быстро - практически все для этого у производителей, выпускающих видеокарты Radeon HD 4850, уже есть, остается только перепрограммировать графические чипы. Система охлаждения, использованная в нашем экземпляре видеокарты Radeon HD 4830, также аналогична системам охлаждения, применяемым в эталонных видеокартах Radeon HD 4850. Ее вставка для отвода тепла от GPU и пластины, продуваемые вентилятором, изготовлены из меди. Остальная часть радиатора изготовлена из сплава алюминия и покрашена в золотисто-медный цвет.

Тестирование системы охлаждения и разгон

Как выяснилось, видеокарта Radeon HD 4830 в режиме 2D потребляет меньше энергии, чем видеокарта Radeon HD 4850. Это было достигнуто не только за счет отключения части функциональных блоков в графическом процессоре, но и при помощи драйверов.

Видеокарта Radeon HD 4830 в 2D-режиме работает на тактовых частотах 160 и 500 МГц для графического процессора и видеопамяти соответственно.

А у видеокарты Radeon HD 4850 в 2D-режиме графический процессор и память работают на тактовых частотах 500 и 1500 МГц соответственно. Отсюда и разница в нагреве графических процессоров в 19 градусов, что можно наблюдать на приведенных нами снимках. Вы наверняка заметили, что при помощи закладки Overdrive панели драйверов для видеокарты Radeon HD 4830 можно вручную задать скорость вращения вентилятора системы охлаждения, а для видеокарты Radeon HD 4850 этого сделать нельзя. Вполне возможно, что программисты просто по недосмотру не задействовали такую возможность для Radeon HD 4850. Но может быть и так, что это вполне осознанная политика по отношению к Radeon HD 4830, призванная помочь будущим владельцам этих видеокарт в разгоне. Что касается разгона, то предоставленный нам для испытаний экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 покорил частоты 720 и 2100 МГц (против штатных 575 и 1800 МГц) для графического процессора и видеопамяти, как и многие протестированные нами видеокарты Radeon HD 4850, изготовленные по эталонному дизайну. Мы решили протестировать наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 на тех номинальных частотах, которые установлены компанией AMD для видеокарт Radeon HD 4850, а именно 625 МГц для графического процессора и 1981 МГц для видеопамяти. Мы решили это сделать для того, чтобы оценить ущерб для производительности графического процессора AMD RV770, наносимый отключением части его функциональных блоков, сравнив полученные результаты видеокарты Radeon HD 4830 с результатами видеокарты Radeon HD 4850, основанной на полноценном GPU RV770. Но для начала мы протестируем наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 на нагрев в трех частотных режимах: номинальном, номинальном для видеокарт Radeon HD 4850 и с разгоном. Сделаем мы это при помощи тестовой программы FUR Renderer Benchmark 1.4.0 в режиме тестирования на стабильность с разрешением 1920x1200 и восьмикратным сглаживанием. Программа не останавливалась до тех пор, пока температура графического процессора не переставала расти. Нами был получен следующий результат:

С 61 градуса в режиме 2D, при тактовых частотах 575/1800 МГц графический процессор нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 прогрелся до 87 градусов. После повышения тактовых частот до рекомендованных для видеокарт Radeon HD 4850 (625/1981 МГц) графический процессор нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 прогрелся до 89 градусов, что всего на два градуса выше, чем раньше. После увеличения тактовых частот до максимально возможных, на которых наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 сохраняет свою работоспособность (720/2100 МГц), графический процессор прогрелся до 91 градуса. Это уже на четыре градуса выше, чем при номинальных частотах, но все еще совсем не критично. Отметим, что наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 под нагрузкой нагревался примерно так же, как протестированные нами ранее эталонные видеокарты Radeon HD 4850. Необходимо отметить, что при разгоне видеокарт Radeon при помощи сторонних программ отключается функция ATI PowerPlay. Это значит, что видеокарта всегда будет работать на повышенных частотах, а, следовательно, сильнее нагреваться в режиме 2D. Чтобы этого не происходило, необходимо разгонять видеокарту при помощи закладки "ATI Overdrive" в панели управления драйвера.




Top