«Хэппи-энд»: Семья как приговор

На стыке тысячелетий Канны, а следом и остальной мир, вздрогнули от холодной и яростной «Пианистки» Михаэля Ханеке. Философ, пессимист, глубокий гуманист, аккуратный седой мужчина из Австрии (так мог бы выглядеть и Бог, и дьявол) лишил человечество невинности. В «Пианистке», несмотря на сюжет и контекст, Ханеке не оставил места романтическим помутнениям рассудка, он документировал не борьбу за сексуальную и прочую свободу, а процесс избавления от тяжелой психологической травмы.

Его пианистка, блестяще сыгранная Изабель Юппер, успешно жила в дистиллированной гармонии мира искусства — на короткой ноге с великими музыкантами прошлого, но в реальной жизни претерпевала страдания от всех — начиная с родной матери и заканчивая строящим ей глазки учеником. Да, конечно, Шопен с Шубертом успокаивают душу, а экзерсисы с бритвой унимают зуд плоти, но все это вместе не заменяет контакта с другим человеком. А другой принесет с собой страдания.

Травма, которую переживает пианистка, нанесена не одиночеством, не бедностью, не отсутствием самореализации. Эта травма от любви и близости, доведенной до абсолюта. Любви матери и ее поглощающей заботы. Привыкнув подчиняться одному любимому человеку (матери), пианистка в определенный момент отдает всю себя без остатка во власть другого (того самого ухлестывавшего за ней симпатичного ученика). Сначала молодой парень смотрит на безвольную пианистку с восторгом и вожделением, чуть позже осознание ее безграничной покорности толкает его к насилию. Наконец, испугавшись не то полученной власти, не то предполагающейся вместе с ней ответственности, юноша исчезает. Теперь она одна: вырванная из власти матери, избавленная от власти мужчины. Ханеке не впервые проводит параллель между любовью, близостью и насилием. Уже в «Седьмом континенте» он показывает вполне нормальную семью Жоржа и Анны, которая совершает коллективное самоубийство. Шокирует сама постановка вопроса: что же не так с нашими семейными ценностями, если они вгоняют в смертельную скуку?

«Хэппи-энд». Реж. Михаэль Ханеке. 2017

Пожалуй, глубже всего на тему близости и власти он выскажется в фильме «Любовь». Эта картина — при всей своей жестокости — многим показалась чуть ли не сентиментальной. Главные герои — супружеская пара, снова Анна и Жорж (Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян). Всю жизнь они провели вместе. Она преподаватель музыки, со сложившейся карьерой и благополучной жизнью в искусстве, которое снова ни от чего не спасает.

Один удар, а затем другой, она теряет физическую силу, а потом и рассудок. Жорж терпеливо ухаживает за ней, присматривает, берет ответственность на себя. Отказывается от помощи сиделки и дочери (снова Изабель Юппер, но на этот раз в роли апофеоза мещанства — ее куда больше волнует вопрос недвижимости, чем надвигающаяся смерть матери). Но у всякой ответственности — как у всякой любви — есть границы. Анна — еще не совсем уйдя в забытье, но уже потеряв привычный облик — стонет о том, что ей больно. Больно, больно, больно, больно. Жорж накрывает лицо жены подушкой, прекращая ее — или все-таки свои? — страдания.

Исполненная по большей части в отстраненной манере «Любовь» — чего только стоят беспристрастные сцены гигиенического ухода за обездвиженным больным — вдруг раскрывает знакомого нам режиссера с другой стороны. Для чего он показывает нам эту совершенно поэтическую охоту за голубем, случайно залетевшим в квартиру? Неясны до конца и чувства Жоржа, его мотивы. Чего в его поступке больше — сострадания или эгоизма?

«Хэппи-энд». Реж. Михаэль Ханеке. 2017

Еще более неоднозначным выглядит своеобразное продолжение «Любви» — «Хэппи-энд». Оставшийся в живых Жорж из «Любви» (вновь Жан-Луи-Трентиньян) здесь вырван из привычной для него обстановки, он даже не главный герой, просто эксцентричный старик, одержимый идеей смерти. По иронии судьбы он почти полностью повторяет участь собственной жены из предыдущего фильма. Старость несет в себе бессилие и медленное угасание сознания. А после неудачной попытки самоубийства — еще и частичный паралич. В инвалидном кресле Жорж колесит по огромному дому и требует револьвер. Члены его семьи изводят друг друга ничтожными проблемами. Измены, деловые неудачи, свадьба по расчету, праздная депрессия, лицемерная толерантность — на этот раз эти, вполне себе ханекевские сюжеты поданы с обманчивой легкостью. Над подавляющим числом своих героев режиссер откровенно смеется. Настоящая проблема и боль фильма живут не здесь.

Альтер-эго режиссер разделил на двоих. У дедушки Жоржа, который никак не может свести счеты с жизнью, есть тревожная внучка Ева (так же звали любопытную дочь-непоседу примерных родителей Жоржа и Анны из «Седьмого континента»). Появление Евы связано с двумя актами насилия. Она снимает на телефон смерть хомяка, которого сама же и отравила. Так же издалека она снимает и собственную мать, которую отравит чуть позже. Ева намерена прикончить и себя, но ее спасает счастливая случайность. Никому, кроме Жоржа, непойманного убийцы, не понять бури, бушующей в ребенке, и их бросает друг к другу, несмотря на разницу в возрасте. Жорж честно пытается сказать внучке о том, что она со своими переживаниями не первая и не последняя. Он даже пересказывает ей содержание предыдущей серии: вот у меня была жена, потом она заболела, потом я ее задушил. Но его слова меркнут на фоне персонального опыта. Ева и Жорж так похожи — но ничего общего. Пережитый им ужас и бессилие не спасут ее от собственного ужаса и собственного бессилия.

Ханеке по очереди проверяет на прочность ключевые ценности человечества: семья («Забавные игры»), толерантность («Код неизвестен», «Скрытое»), справедливость («Время волков»), невинность ребенка («Белая лента»). И во всём находит изъяны. Семья — вглядываясь в которую, Ханеке обычно начинает фиксацию болезни мира — источник травм, перверсий, боли и отчаяния. Сама идея того, что семья и любовь — это высшая ценность, дает одному власть над другим, а значит является источником угрозы. Мать тиранит дочь-пианистку, потому что любит. Пианистка терпит, потому что любит. Она калечит руки ученицы, потому что любит ученика. Ученик насилует пианистку, потому что любит ее музыку, но вовремя смывается от нее, потому что еще больше любит себя.

В «Любви» поступок Жоржа обусловлен желанием избавить от страданий самого близкого человека. Но это все равно акт насилия. А если семья не источает запах насилия, как в «Хэппи-энде», она отталкивает своей никчемной оскорбляющей нормальностью. Каждому человеку Ханеке дает один выбор: либо подчиниться чужой воле, либо подчинить своей.

«Хэппи-энд». Реж. Михаэль Ханеке. 2017

Между Евой и Жоржем стоит еще один герой — уже знакомая нам камера мобильного телефона. Ханеке — деконструктор не только жизни, но и кино («Скрытое», «Видео Бенни»), языка, на котором он излагает свою философию. Ханеке одним из первых замечает переход общества из стадии вуайеризма, питающегося болью и страданиями других, в стадию селфи — бесконечной саморефлексии. Бенни, снимая себя на видео, и Ева, не расстающаяся со смартфоном, отчаянно пытаются найти в снятых кадрах самих себя и точку опоры. Но не видят ничего, кроме бессмыслицы. Неужели занятие кино — это только фиксация смерти?

Фильмы Ханеке — пример взгляда со стороны, анализа, который избегает как восторга перед самим процессом жизни, так и эскапизма. Нет в нем и спасительной иронии, цинизма. Ханеке не устраивает заезженная формула «смысл жизни в самой жизни», но его пессимизм — не банальное отрицание. Не давая шансов на счастливый исход, Ханеке утверждает человека на роль героя высокой трагедии. Смысл по-прежнему не найден, его нужно продолжать искать. И если есть оптимизм в фильмах Ханеке, то он как раз в том, что эти смыслы продолжают появляться.

Подлинный хэппи-энд одноименного фильма не в том, что все члены семейства, забыв на минуту о распрях, с перекошенными лицами несутся спасать Жоржа от очередной попытки суицида. А в том, что юная Ева следит за ними через камеру смартфона. Она родилась с осознанием того, что любовь, семья и весь мир — это ложь. Она пока не знает, как с этим справиться. Но пока ее камера снимает кино, пока боль и отчаяние в ней не победили любопытство, живы и мы. Мы существуем.

Меня зовут Оксана Незабытовская (имя автора по понятным причинам изменено - прим. ред. ). Мне 42 года, моему мужу 43, и в один прекрасный день мы решили, что хотим иметь детей. Решили еще три года назад, но ни само по себе решение, ни все наши расчеты «правильных дней» и «правильных поз» ни к чему не привели. И мы с глубоким вздохом пришли к осознанию, что придется обращаться к людям в белых халатах. О том, что из этого вышло, можно почитать в моем . А теперь…

Часть третья. Хэппи-энд

Что и как происходит с тобой дальше, после того как клиника, доктор и метод выбраны? Мне показалось, что время сжалось и все как-то произошло молниеносно. Мне не делали гормонального стимулирования, процесс происходил в естественном цикле. Так что часть ощущений при ЭКО мне осталась неизвестна. Веселая соседка по палате поделилась тем, что, когда колола гормоны, муж ее неожиданно спросил: ты почему в дверь боком входишь? А у нее, оказывается, возникло ощущение, что ее раздуло и она утратила понимание своих габаритов. У меня же просто шел обычный цикл, меня посмотрели на УЗИ в предварительно намеченную дату и подтвердили намеченный план действий.

Следующая процедура – «добывание» яйцеклетки. Это делается под наркозом. Я жутко боюсь наркоза, вообще дико боюсь стационара в любой больнице. Но персонал был неожиданно идеальный и явно привычный к этим страхам. Обращались со мной так, как будто я близкая родственница сразу каждому из них. Это, конечно, немного расслабляло. А потом легко и приятно засыпаешь, и просыпаешься уже в палате. Нельзя вставать несколько часов. Вначале ощутимо болит живот, но боль стихает за эти несколько часов совсем. Пока отлеживаешься – клетку проверяют на «профпригодность» и, поскольку все отлично, муж делает свой вклад – сдает сперму. И в тот же день добрые (я уверена, что они не могут быть злыми) эмбриологи совершают чудо – соединяют наши клетки в пробирке. Фантастика. Как в кино!

Любимая клетка

Для меня ловушкой оказалось то, что после наркоза нельзя садиться за руль. Заранее об этом никто не сказал, а по ощущениям через 4 часа тебе уже хорошо, ты вроде бы вполне контролируешь ситуацию. Но по факту – полный расфокус, ехать очень опасно. Лучше оставлять машину на парковке и возвращаться на такси.

Дальше двое суток – полной консервации себя. Ничего нельзя. Зарядку – нельзя, плавать – нельзя, никаких физических нагрузок вообще. Не нервничать. Спать, смеяться, читать добрые книги, смотреть добрые фильмы и верить в лучшее. Мы еще в церковь ходили. А в это время продолжается процесс волшебства в пробирке. Мне дважды звонила доктор и радостно сообщала, как хорошо у нас продвигаются дела: клетки успешно соединились – ура! Клетки успешно делятся – дважды ура!

Вот тут начинаются очень интересные ощущения, которых естественным путем беременеющие женщины, скорее всего, лишены. Ты начинаешь испытывать некие нежные чувства к своим… КЛЕТКАМ. Это еще как бы даже не эмбрион – зигота какая-то, а ты ее уже ЛЮБИШЬ, ты к ней обращаешься, ты с ней… разговариваешь! Мысленно пока еще. Уговариваешь делиться дальше, считаешь, сколько клеток будет на третий день, начинаешь ей давать какие-то обещания… Клетке! По телефону диалог с доктором у нас начинался примерно таким образом: «Ну как там наша любимая клетка поживает?».

Подсадка

На третий день (клеток уже стало 8) – подсадка. Такой вот торжественный и радостный момент. Процедура безболезненная, хотя ты и чувствуешь, что внутри тебя что-то происходит. Самый сложный (и заодно отлично отвлекающий от страхов) момент – процедура происходит при наполненном мочевом пузыре. Т.е. ты жутко хочешь в туалет, но надо лежать в странной позе и терпеть. Хочу отметить, что лежишь в халате – психологически мне лично очень важно, что я не голая и не в какой-то жуткой операционной рубашке, а в мягком уютном халате.

Еще меня впечатлило число проверок, что я – это я, и что мне подсаживают именно мой эмбрион – я насчитала их аж 5. И это, безусловно, правильно. Последним проверял эмбриолог – подошел, прочитал, что написано на моем браслете и еще раз переспросил, я ли это. Все врачи и младший персонал улыбались, в ответственные моменты гладили по руке-ноге-еще чему-то. В целом, атмосфера была очень заботливо-доброжелательная. Я задумалась над тем, каким должен быть человек, чтобы иметь в себе запас заботы и доброжелательности на каждый день такой работы? Ну и явно же в день таких, как я, пару десятков через их руки проходит. Это как минимум…

Сразу после процедуры мне вручили первое УЗИ «нашей любимой клетки» – явно видно место, где закрепился (или что он там сделал?) эмбриончик из 8 (пока еще) клеток. Так я на каталке с фото в руках и въехала в палату. Нельзя вставать 30 минут. Совсем нельзя. И даже голову поднимать нельзя, чтобы пресс не напрягался. Переползаешь с каталки на кровать как гусеница – прикольно. Смотришь на фотографию узи – наворачиваются слезы, повышенная сентиментальность пробивает.

ЭКО и осознанность

Моя веселая и боевая соседка по палате рассказывала, что они с мужем в течение двух лет обошли все основные клиники. Я вспомнила свой марафон – то же самое за 1,5 месяца, и мы обменялись впечатлениями. Сошлись на том, что «Швейцарский Банк» (клиника на Краснозвездном) неоправданно дорогая. На вопрос, что именно у них радикально по-другому, чтобы объяснить разницу в цене – даже не напрягаются ответить. А еще оказалось, что у них кабальный договор с пациентом (я как-то эту сторону вопроса вообще не изучала, не было времени), запрещающий иметь доступ к информации о ходе лечения и запрещающий подавать когда-либо в суд. Не то, чтобы я мечтала судиться с клиникой, но такой подход настораживает…

Еще пару слов об удивительной осознанности в процессе ЭКО. Это совершенно особое чувство, когда ты не предполагаешь, а точно ЗНАЕШЬ, что внутри тебя будущий человек и ему сейчас 3, 4, 5 и т.д. дней. Когда ты каждый день вместе с мужем изучаешь, что именно с ним сейчас происходит, как он развивается и привязываешься к нему тогда, когда большинство женщин еще даже не подозревают о своей беременности. В 20 дней у него уже стучит сердце! Невероятно!

Через положенные две недели анализ крови показал, что количество гормона ХГ в моей крови такое, что хватит даже на близнецов. В следующий вторник иду делать УЗИ – посмотрим, кто там у нас получается.

Итоги

  • к параметрам анализа клиники нужно добавить еще и договор и заранее изучать его;
  • контакт с доктором, ощущение доверия и психологического комфорта – главные критерии выбора «своей клиники» и «своего доктора»;
  • верить в себя, быть настойчивым и последовательным – и все получится. Как в бизнесе и в любом другом деле, наверное. 🙂

Если вы помните мою предыдущую историю “НЕ бойся меня”, где главной героиней была Галина, в этой история речь тоже пойдет о ней…
Так как она обладала в молодости даром, как говорила ей покойная бабушка, троюродная сестра матери Галины- Нина, которая обладала тоже кое какими способностями, ходила за ней как хвост, говоря ей напрямую, чтоб та согласилась принять ее дар. Нина была плохим человеком, все знали о ее выходках, она могла наслать порчу, сглазить, делала только плохое людям по не понятным причинам, из-за чего с ней мало кто общался. Нине было на тот период около 43 лет, жила она в браке, в котором родила дочь, и видимо смерть она свою чувствовала близкую, раз хотела свои способности Гале передать.
Это всё была предыстория к предшествующим событиям. Намечался праздник – Галя выходила замуж, первым делом приглашены были родственики, включая Нину с дочерью. Далее рассказ пойдет от лица Галины:
“Позвали мы всех гостей за месяц до свадьбы, А Нина уже достала меня… Каждый ее приход к нам в гости сопровождался вопросом:”Хочешь я передам тебе способности? ” Предлагала она, конечно, мне это на едине… Я спрашивала, почему она дочери своей не передаст, а она говорила, что я сильная и обладаю способностями, а дочке этого не дано, тогда я ее посылала на 3 буквы и Нина сразу из дома нашего убегала, как ошпаренная… А я в свою очередь боялась, что за эти посылы, она как бы не наслала на меня чего нибудь, но славо богу до свадьбы дожили. И вот день свадьбы, мы уже в ЗАГСе зарегестрировались, нас стали друзья, родня поздравлять… Тут подходит Нина и спрашивает:” Ну что, примешь мой дар? ” Я вообще в шоке прибываю, что на свадьбе даже она за своё принялась, ну я так ей потихому и говорю – слушай, не пошла ка бы ты куда подальше, не порти праздник в конце концов… Та злая убежала из ЗАГСа… И вот мы уже так сказать отпраздновали свадьбу, приехали с мужем домой. И тут был просто тихий ужас. Во входной двери были напиханы иголки, в самой квартире тоже были иголки да булавки, они были повсюду, в мягкой мебели, стульях, в столе, в оконных рамах… Их было наверно тысячи… Мы просто стояли в шоке. А я знала, что это Нина сделала, но как она в квартиру попала… А самое страшное было то, что когда я свадебное платье начала снимать, то вся порезалась иголками. Они были каким то образом вдеты в платье с изнаночной стороны сверху донизу… А я даже не чувствовала их. Для меня это остается загадкой, мне стало тогда очень страшно за жизнь моих близких и мою, потому что эта женщина могла быть способна на всё. Эти иглы мы собрали и закопали далеко от дома… .
А Нина через 2 месяца умерла, и умирала она долго и мучительно… ”
А у Гали было всё хорошо)))

David Sylvian – Fire in The Forest

В детстве, когда я смотрел с родителями кино, сюжет голливудских фильмов еще не казался мне предсказуемым. И я спрашивал: «а главный герой умрет?» или «все будет хорошо, и они поженятся?» На что мама или папа мне отвечали: «Это американский фильм, а они всегда заканчиваются хорошо!»

И действительно, в таких фильмах события, как правило, заканчивались «хэппи эндом» или счастливым концом. Но, когда человек взрослеет, он понимает, что в жизни все совсем не так как в кино: в ней есть страдание, которое не оплачивается наслаждением, несправедливость и произвол, которые не находят законного возмездия. Люди приходят к выводу, что в реальном мире, в отличие от голливудских грез, все далеко не всегда кончается хэппи эндом.

Но лично с этим не согласен! Я считаю, что счастливый конец есть всегда и для всех, и это понимание мне очень сильно помогает в жизни. Конечно, очень трудно в это поверить, учитывая то, сколько голода, смерти, болезней существуют в этом мире. Но я говорю не о счастливом конце в духе американского фильма. И не о какой-то высшей справедливости, которая наградит всех людей по их заслугам у их последней черты.

Я хочу рассказать о духовном «хэппи энде». Что же я имею в виду?

Источник страдания

Когда я пребываю в ощущении безвыходной ситуации, непрекращающегося волнения, мне помогает правило Хэппи Энда . Это правило заключается в том, что все проблемы, сомнения, страдания, в чем бы они ни заключались, могут прийти к своему разрешению, даже если сюжет жизни закрутился так, что мы этого конца пока не видим.

Как это понимать? Давайте попробуем разобраться. Что определяет несчастливый конец? Это страдание и несчастье. И я пришел к выводу, что любое страдание, во-первых, бессмысленно (нет никакого смысла страдать), во-вторых, бестолково (страдание не приведет ни к чему), в-третьих, обратимо (от страдания можно избавиться). Сейчас, наверное, большинство людей считают в точности наоборот. Они думают, что страдание необходимо, и от него нельзя избавиться. Более того, им кажется, что они «должны» страдать, так, как будто в этом есть какое-то высшее предписание.

«Я страдаю, потому что меня не любят родственники или у меня никогда не будет хорошей работы. Потому что я беден. Потому что я . Потому что я живу в плохой стране. И у меня нет никакого выхода».

Люди усматривают причину страдания в каких-то жизненных обстоятельствах или в свойствах личности, которые нельзя изменить, и поэтому они не видят счастливого конца.

Я же знаю, что источником всех страданий является человеческий ум, который имеет желания, интерпретирует действительность, наделяя вещи качественной оценкой, строит мысли о будущем, сравнивает прошлое с настоящим или настоящие с предполагаемым будущим. И я знаю, что вне этого ума никакого страдания нет, там есть только действительность, такая, какая она есть, не отягощенная понятиями о «хорошем и плохом», пребывающая в постоянном становлении и гармонии. И эта гармония однозначно достижима для всех! Мы не всегда можем повлиять на внешние обстоятельства, но мы всегда можем повлиять на наш ум и избавиться от страдания. Для любого страдания в этом мире всегда возможно решение. Это и есть мой счастливый конец!

Солнце за облаками

То, о чем я написал выше – это, своего рода, «предельная» философия, «мудрость в вакууме», которую, на первый взгляд, очень трудно уловить и применить в жизни. Но эту мудрость можно перевести на язык обыденной жизни.

Бывает, что я переживаю трудные времена, расстраиваюсь из-за чего-то, испытываю страх и уныние. Я тревожусь по поводу того, что не делаю работу так быстро, как бы хотел ее делать. Или из-за того, что мой цели не осуществляются. В общем я, как и каждый человек, огорчаюсь из-за жизненных проблем, несбывшихся надежд, обманутых ожиданий. В такие моменты жизнь как будто ускользает от меня, беспокойство, которое меня охватывает, кажется непрекращающимся и безбрежным.

И тогда я вспоминаю о том, что за серыми облаками всегда скрывается Солнце, даже если мы его не видим. И в свете этого Солнца обращаются в тлен все страдания и тревоги. Этот поток света стирает с них весь налет важности и значимости. В этом свете все то, что нас волнует, уже перестает иметь какое-либо значение, утрачивает всякий смысл.

Даже если я не вижу этого света и нахожусь внутри тревоги, я понимаю, что свет есть. И рано или поздно все, что меня тревожит, разрешится. Я обязательно приду к тому, что нет совершенно никакого толка расстраиваться из-за любых жизненных проблем, из-за сложных ситуаций на работе, из-за того, что я не получил того, чего хотел.

Какой смысл волноваться из-за работы? К чему это приведет, разве это мне поможет? Почему я думаю, что если буду ворочаться в кровати без сна, то выполню какую-то задачу? Мои волнения мне не помогут сделать работу быстрее. И факт состоит в том, что работа будет делаться с такой скоростью, с какой скоростью она будет делаться, ни больше ни меньше! Нужно расслабиться, просто влиться в этот поток: не ожидать, не критиковать, не сравнивать, не думать о прошлом и будущем, а просто делать то, что нужно делать!

Какой смысл волноваться из-за упущенных возможностей, что было, то было, прошлого не вернешь! Зачем страдать из-за бед, горя, несчастий? Зачем? В любом страдании нет никакого смысла, оно абсурдно. В пределе духовного и нравственного развития человека оно исчезает!

Даже если я далек от этого понимания в какой-то момент времени, меня поглощают заботы и беспокойство, я понимаю, что в самом высшем абсолюте, в самой большой глубине никакого страдания нет. Это просто рябь на воде. И даже если сейчас я переживаю боль, я знаю, это просто покачивание на этой волнующейся воде. Но я знаю, что есть глубина, на которой никакого волнения нет, а есть только безграничное спокойствие и ничем не нарушаемая тишина.

Многие люди также постоянно покачиваются на этой ряби, но они совершенно не понимают, что помимо нее есть какая-то глубина! И не видят Солнца за облаками! Им кажется, что все это волнение и пасмурная погода и есть жизнь, это и есть самый самый высоких предел! Им кажется, что облака — это потолок, а поверхность воды — пол, выше и ниже которых ничего нет. Но, на самом деле, там еще есть целая вселенная, достаточно ее один раз увидеть. И если это произойдет, то мы поймем, что всегда сможем попасть туда, за пределы нашего ума, который отвечает за все страдания в мире!

Первая и последняя свобода

На наших глазах исчезают потери
Душа выпускает скопившийся страх
Я слышу шаги -открываются двери
И смерть исчезает на наших глазах.

Гражданская Оборона – На Наших Глазах

Ошо называл медитацию первой и последней свободой. Я никогда не читал ни одной книги Ошо, но мне очень нравится формулировка «последняя свобода». Возможно, его последняя свобода – это мой «хэппи энд». Почему же эта свобода последняя? Потому что выше нее никакой более «свободной» свободы нет, а все, что ниже нее – это свобода относительная.

Что я хочу этим сказать? Давайте попытаемся подумать, как проявляется человеческое стремление к свободе. Ведь это слово очень часто используется: «свобода, свобода, все хотят свободы». Все мы хотим быть свободными, что же мы под этим подразумеваем? Многие люди стремятся к самым разным вещам, которые, по их мнению, сделают их свободными: деньги, власть, отношения, общественные связи. Например, если у человека много денег, то он может путешествовать без препятствий, нарушать закон, оставаясь безнаказанным. Мы привыкли думать, что он свободный.

На самом деле эта свобода только относительная. Свобода любого человека нарушается старостью, смертью родственников, приближением собственной смерти, болезнями, тревогами и несчастьями. С каждым самым счастливым человеком может приключиться горе, которое сломит его навсегда, обратит вчерашнюю веселость и жизнелюбие в беспросветный мрак. Поэтому такой человек по-прежнему не свободен, его душевный комфорт по-прежнему зависит от многих вещей. Он по-прежнему уязвим для страдания.

Но медитация выводит человека за пределы своего ума, туда, где не существует никакого страдания. Где человек не зависит практически ни от чего: будь то события в жизни, желания или эмоции. Это практически абсолютная свобода. Человек даже перестает зависеть от своего Я. Хотя по-прежнему зависит от медитации. Но это уже его единственная «привязанность» вместо тысячи «привязанностей».

Конечно, то, о чем я говорю – это предел, до которого существует еще множество «степеней свободы», в которых пребывают люди, не желающие посвящать свою жизнь только поискам просветления или нирваны и отводят только часть этой жизни на медитацию. К таким людям отношу себя и я. Медитация освободила меня от многих вещей, которые до этого ограничивали мое существование: это мои неконтролируемые страсти, порывистые желания, разрушающие зависимости…

Но полной и абсолютной свободы я пока не хочу и не стремлюсь туда. Но зато я знаю, что она есть. И что бы ни случилось в моей жизни, какая бы беда или горе, какое бы страшное разочарование ни постигло меня, я знаю, что мне всегда будет доступна моя последняя свобода, мой «хэппи энд». Меня наполняет чувством надежности и счастливого конца мысль о том, что, если будет мое желание, то я всегда смогу уйти туда, где никакое страдание не имеет смысла. Несмотря на то, что пока я здесь.

И, что меня больше всего греет, это моя вера в то, что там меня ждет истина, там вещи предстанут такими, какие они есть, лишенными интерпретаций и человеческих суждений. Я верю в то, что это не просто субъективное состояние, личное переживание, а слияние с истинной природой вещей. А для этой истины любое человеческое страдание – это иллюзия, игры беспокойного ума, рябь на воде.

И как бы глубоко меня порой не засасывало в вязку трясину этой иллюзии, я всегда буду знать, что где-то там над тучами светит яркое Солнце, в огне которого обязательно сгорят страдание и страхи, тревоги и беспокойства…

человек поделились

Текст песни не пиши THE END-я придумаю HAPPY END - я придумаю HAPPY END - не пиши THE END-я придумаю HAPPY END

Нарисую, мелом напишу:
"I love you".
Два сценария одной судьбы,
Разный взгляд и цвет одной игры.
Напишу о том, что ты ушла,
Но вернулась вскоре навсегда.
Ты же рисовала на открытках
Двери для меня, что впредь закрыты.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End.
Поверну все так,

Все ведь как в кино,
Разреши лишь доснять его.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End.
Ты же знаешь, все исправить можно,
Зачеркнуть, переписать обложку,
Переснять все страны, монологи,
Из сюжета вычеркнуть так много.
Декорации сменить на осень,
Об акациях никто не спросит.
Разреши мне сделать это тайно,
Чтоб все получилось как случайно.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End.
Поверну все так,
Чтоб два сердца вновь бились в такт.
Все ведь как в кино,
Разреши лишь доснять его.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End.
Поверну все так,
Чтоб два сердца вновь бились в такт.
Все ведь как в кино,
Разреши лишь доснять его.
Не пиши "The End",
Я придумаю Happy End

человек поделились

Другие песни исполнителя

Слова и текст песни не пиши THE END-я придумаю HAPPY END я придумаю HAPPY END - не пиши THE END-я придумаю HAPPY END предоставлены сайтом сайт. Текст не пиши THE END-я придумаю HAPPY END я придумаю HAPPY END - не пиши THE END-я придумаю HAPPY END найден в открытых источниках или добавлен нашими пользователями.

Использование и размещение перевода возможно исключиетльно при указании ссылки на сайт

Слушать онлайн не пиши THE END-я придумаю HAPPY END я придумаю HAPPY END - не пиши THE END-я придумаю HAPPY END на Megalyrics - легко и просто. Просто нажмите кнопку play вверху страницы. Чтобы добавить в плейлист, нажмите на плюс около кнопки плей. В правой части страницы расположен клип, а также код для вставки в блог.




Top