Действие каналов социальной мобильности. Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности. Социальная стратификация и мобильность

Факторы социальной мобильности - это, во-первых, взросление личности. Например, ребёнок, априори, со временем изменит свой статус, выйдя из круга обязанностей и прав, которые принадлежали ему как незрелому индивидууму. Таким же образом и пожилой человек, выходя из пределов возрастных ограничений, меняет свой статус трудящегося на пенсионера.

Во-вторых, следует отметить вертикальную мобильность, происходящую в результате Это изменение статуса может происходить как по восходящей, так и по нисходящей траектории движения.

Факторами социальной мобильности этого вида являются следующие: повышение уровня образования индивидуума (например, получение диплома), смена места работы в связи с накоплением опыта (например, получение более высокой профессиональной категории, военного звания), потеря рабочего места или понижение в должности (например, в связи с трудовыми нарушениями или в связи с нарушениями законодательства административными органами предприятия - увольнение в связи с беременностью или инвалидностью), попадание в «места не столь отдалённые», потеря трудоспособности.

Горизонтальной мобильностью называют смену индивидуумом в рамках того же (перемена места жительства, вероисповедания, работы в том же статусе, и другое).

Обсуждая мобильности, следует отметить, что перемещение индивидуума в обществе имеет определённую обусловленность. Хаотичная мобильность имеет место быть лишь при нестабильной социальной структуре, в связи с переломными историческими моментами или при экономическом кризисе. При стабильной же структуре общества изменение статуса индивидуума может произойти только с одобрения социального окружения, по определённым каналам.

В широком смысле каналы социальной мобильности - это социальные структуры, способы и механизмы, использующиеся индивидуумом для того, чтобы получить возможность переместиться из одного общественного статуса в другой.

То есть учебные заведения, в которых гражданин может получить образование, дающее ему право занимать более высокую должность - это каналы социальной мобильности. Сюда же относятся политические партии и органы политвласти, экономические структуры и общественные организации, армия и Церковь, семейно-клановые связи и профессионально-трудовые союзы.

Следует отметить также, что структуры организованной преступности - это тоже каналы социальной мобильности, так как они сами обладают собственной внутренней системой мобильности и к тому же зачастую имеют довольно ощутимое влияние на «официальные» каналы.

Учитывая тот факт, что каналы социальной мобильности работают как целостная общественная система, можно говорить о том, что ее структура состоит из множества институционно-правовых процедур, которые могут позволить или же нет перемещения индивидуума.

Таковыми можно назвать экзаменационные комиссии, органы опеки, администрацию районов, жилищные комиссии, военкомат, суд и другие. При желании человека подняться по вертикальной статусной лестнице, ему необходимо пройти определённое «тестирование», которое покажет, соответствует ли данный индивидуум новому, желаемому им статусу.

Например, для следует предъявить в жилищную комиссию необходимые документы, при получении диплома - пройти обучение и сдать выпускные экзамены, при поступлении на работу - пройти собеседование.


Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности :

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".



Проблема социальной мобильности широко представлена в социологической литературе (П.Сорокин, П. Блау, Б. Барбер, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О.Д. Данкен, С.М. Липсет, Р. Бендикс, Р. Эриксон и др.; из российских – З.Т.Голенкова, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, А.Ф.Филиппов, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.).

Работы П. Сорокина были первыми в этой области, но, по признанию Э. Гидденса, Сорокин применял примитивные методики, которые в настоящее время непопулярны в западной социологии, но, по нашему мнению, вполне приемлемы к анализу процессов социальной мобильности в постсоветском российском обществе именно потому, что оно с большим опозданием вступило на путь капитализации.

П. Сорокин определял социальную мобильность очень расширительно – как «любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Более конкретное определение социальной мобильности дал Б. Барбер: «Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина – глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений».

Различаются следующие формы социальной мобильности:

- горизонтальная (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещения из одного социального пласта в другой); она может быть как восходящей (социальный подъем), так и нисходящей (социальный спуск»): восходящая более характерна для выходцев из средних классов, нисходящая и иммобильность - для низших слоев (Д. Глас, Б. Барбер);

- интрагенерационная , или внутрипоколенческая (продвижение в карьере в течение всей трудовой жизни отдельного человека) и интергенерационная , или межпоколенческая мобильность (изменения социального статуса при переходе к следующему поколению);

- структурная (перемещения в связи с фундаментальными изменениями в структуре занятости) и неструктурная мобильность (для любых перемещения, не предполагающие подобных изменений);

- абсолютный (соотношение мобильных и иммобильных индивидов в пределах статусной позиции, например, фермеров и крестьян) и относительный (наличие неравенства жизненных шансов выходцев из различных слоев общества) типы мобильности.

В послеоктябрьский (1917 г.) период произошла кардинальная трансформация социальной структуры, в результате чего социальная мобильность стала чрезвычайно динамичной. Просоветская интеллигенция, придя на смену «буржуазным специалистам», пополнила свои ряды людьми менее образованными и менее компетентными, но лояльными новой власти. В данном случае мобильность вниз ранее позитивно привилегированных социальных групп была компенсирована восходящей мобильностью прежде негативно привилегированных групп. В 1917-1928 гг. путь от рабочих до ответственных работников прошли около 260 тысяч человек при общей численности рабочих в 1,7 млн. человек. Пополнение рабочего класса (среднегодовая численность рабочих возросла с 8,5 млн. человек в 1928 г. до 23,6 млн. человек в 1940 г.) происходило в основном за счет выходцев из села. «Новые рабочие» промышленных предприятий не обладали качествами, предъявляемыми производством индустриального типа. Оказавшись в непривычной для себя городской среде, отчужденные и от традиционной для них, и от новой городской культуры, они заполняли маргинальные социальные ниши.



В советском обществе социальные перемещения официально регулировались («ленинские призывы» в 1920-е гг., расширение «дружественной» рабочим и крестьянам «прослойки» - интеллигенции в 1930-е гг., подбор кадров определенных категорий согласно номенклатурным спискам, квотирование социального состава представительных органов власти всех уровней). К 1939 г. 950 тысяч рабочих и крестьян, вступив в партию, восполнили ряды новой советской интеллигенции (только за их счет численность последней выросла на 11%). В этот же период были созданы военные учебные заведения, рабфаки, различные краткосрочные курсы по подготовке руководящих партийных и советских кадров. В итоге к 1938 г. в стране уже насчитывалось около 13 млн. занятых умственным трудом. Численность студентов в советских вузах к 1940г. увеличилось до 812 тысяч человек. Советское общество было открытым для социального восхождения ранее негативно привилегированных групп. По данным социологических исследований, проведенных в интервале между 1924 и 1928 гг., из 5 тысяч ленинградских партийных «выдвиженцев» почти все были выходцами из рабочих (98%), две трети (68%) были членами большевистской партии, а половина из них до руководящей работы являлись неквалифицированными рабочими в возрасте от 30 до 40 лет, проработавшими на производстве более 10 лет.



По собранным нами материалам историй семейных династий, студентов ряда татарстанских вузов и средних специальных учебных заведений (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Елабужский государственный педагогический институт, Нижнекамский муниципальный институт, Казанское педагогическое училище), в 1930-е гг. подвергались различным видам репрессий (раскулачены, высланы, расстреляны) близкие родственники у 10% студентов педагогического училища, у 11% студентов Нижнекамского муниципального института, у 19% студентов Казанского технического университета. По тем же данным, именно в советский период были реализованы практики восходящей мобильности, которые могли и не состояться, если бы не было послеоктябрьских (1917 г.) преобразований: у 25% студентов педагогического училища, 23% студентов Нижнекамского муниципального института, 24% студентов Елабужского педагогического института, 14,5% студентов технического университета близкие родственники выдвинулись на руководящие должности именно в годы советской власти (были руководителями предприятий, председателями колхозов, директорами совхозов, ответственными работниками или секретарями парткомов, райкомов, обкомов партии, сделали военную карьеру).

Все социальные преобразования и события истории страны так или иначе сказались на жизненных стратегиях людей. Для одних революционные (1917г.) преобразования предоставили большие возможности восходящей социальной мобильности, для других оказались решающими для социального снижения. Соответственно судьбы последующих поколений складывались либо достаточно удачно (получение высшего образования, успешная профессиональная карьера), либо, напротив, имела место нисходящая в сравнении с родителями социальная мобильность (семья была зажиточной – стала бедной; родители ориентировались на получение их детьми образования – у последних не было возможности учиться. Складывались и другие жизненные ситуации с противоположными характеристиками).

Факторами таких практик социальной мобильности стали революция, гражданская война, В историях семейных династий указывались обстоятельства, когда одни воевали на стороне Красной армии, другие были белогвардейцами; одни были батраками, другие - кулаками и репрессированными). Во всех историях семейных династий образование выступает одним из определяющих факторов социальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности в советский период). При этом для деревенских жителей старшего поколения была характерна преимущественно нисходящая социальная мобильность.

В российском обществе постсоветского периода прежние институты социальной мобильности перестали действовать, потоки социальных групп устремились вниз по общественной лестнице; утратили свое значение старые критерии социального продвижения; образование перестало играть значимую роль; возникли новые субъекты либерализирующейся экономики. Восходящую социальную мобильность по такому индикатору, как имущественное положение, совершил верхний слой общества, к которому Т.И. Заславская относит правящую политическую элиту (руководители основных ветвей федеральной власти, распорядители государственных финансовых и материальных ресурсов, губернаторы, мэры больших городов, руководители крупнейших акционерных предприятий с участием государства, высокопоставленные военные), олигархические слои (собственники крупного и сверхкрупного капитала), противоправные группы (субъекты экономической преступности).

Социальная мобильность российских экономических элит определялась их предшествующей позицией в социально-профессиональной структуре этакратического общества. Рабочие стали массовой непривилегированной частью общества, закрепив за собой статус самовоспроизводящейся социальной группы, для которой высшее образование, один из важнейших социальных лифтов, оказалось недоступным. Экономические реформы «спустили» на нижние ступени социальной иерархии и «владельцев знаний», поскольку идеологами либерализации экономики делалась ставка на «владельцев капитала, собственности».

Ни одна социальная группа не претерпела такой спонтанной мобильности в начальный период социально-экономических преобразований, как лица интеллектуальных профессий: часть интеллигенции внедрилась в элиту (сначала выступив в качестве обличителя номенклатуры и ее привилегий, в последующем определенная ее часть успешно освоила образ и стиль жизни этой привилегированной страты, достигнув ее уровня жизни); другая ее часть перешла в сферу предпринимательства (в ее лице экономика получила наиболее активных «рыночников», способных профессионально вести бизнес); многие представители интеллектуальных профессий занялись несвойственной им деятельностью, уходя из профессии; массовая же часть данной социальной группы занята низкооплачиваемой работой на предприятиях и в учреждениях с бюджетным финансированием.

Наиболее готовой к восходящей социальной мобильности в трансформирующемся обществе оказалась новая социальная группы - предприниматели. Сильное влияние гедонистических ценностей на мотивацию их действий (демонстрация потребительской практики) способствовало стигматизации предпринимателей в качестве «новых русских»; социальное восхождение данной группы в 1990-е гг. было недостаточно легитимно.

Вертикальная (как восходящая, так и нисходящая) мобильность проходит по различным каналам социальной циркуляции. Термин «социальная циркуляция» введен в научный оборот П. Сорокиными и, на наш взгляд, незаслуженно выпал из научного оборота. При вертикальной мобильности между слоями должны присутствовать «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты», «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой.

П. Сорокин называл семь главных каналов социальной циркуляции – армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные группы, семья .

1) Армия. Служба в армии в советский период обеспечивала определенные льготы при поступлении в вуз, при профессиональном переобучении после армии, для миграций, связанных с организованным набором рабочей силы. Это был мощный институционализированный канал социальной циркуляции для тех, кто не мог иначе повысить свой социальный статус (поступление в военное училище и пополнение офицерского корпуса было престижно; получение военного образования являлось предпосылкой для дальнейшей восходящей социальной мобильности молодых военнослужащих).

В настоящее время армия еще не стала каналом восходящей социальной мобильности, что находит и эмпирическое подтверждение (по расчетам социологов, только 6% молодежи готова служить в армии).

2) Конфессиональные институты. В советский период духовный сан в качестве социального статуса не был привлекателен для молодежи и наиболее образованной части общества ввиду осуществлявшейся идеологической травли религии, поэтому конфессиональные институты не были каналом восходящей мобильности. В российском обществе указанные институты испытывают интеллектуальное омоложение и обновление (например, редактор газеты «Церковный вестник» С. Чапнин - бывший хиппи, выпускник факультета журналистики МГУ, 1968 г. рождения; протоиерей В. Чаплин, выходец из профессорской семьи, 1968 г. рождения; архиепископ Иоанн, бывший преподаватель Новосибирского университета, 1960 г. рождения; диакон, бывший преподаватель МГУ А. Кураев, 1963 г. рождения; о. Иоанн, бывший актер и сценарист И. Охлобыстин, 1966 г. рождения; редактор православного журнала С. Легойда - преподаватель МГИМО, кандидат политических наук, 1973 г. рождения). В настоящее время пятая часть московских священников являются выпускниками МГУ, а около половины духовенства Московской области - достаточно образованными людьми 1970-1980 гг. рождения.

С повышением уровня религиозной культуры общества конфессиональные институты превращаются в престижную сферу профессиональный деятельности.

3) Образование . Институт образования и в советском обществе был «лифтом, идущим вверх». В советский период жестко действовал закон о всеобщем среднем образовании. Широкая сеть СПТУ, ПТУ обеспечивала и получение конкретной рабочей специальности, которая помогала в выборе жизненных перспектив, при устройстве на работу. В настоящее время численность профессионально-технических специалистов сильно сокращена, а возможности восходящей мобильности у массовой части общества ограничены. Социальная среда обучения в российских школах все более дифференцируется, что позволяет констатировать усиление стратифицирующей роли школы. В этом отношении был прав П. Сорокин, утверждавший, что всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их, и что школа, даже самая демократическая («если она правильно выполняет свою задачу») является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и эгалитаризации. П. Сорокин называл школу «социальным элеватором», первичным тестирующим, селекционирующим институтом.

4) Политика . Этот канал социальной циркуляции действовал безотказно в советский период - путь в руководящие должности пролегал через членство в КПСС. Работа в партийно-советских органах более низшего уровня также давала шансы продвижения вверх, обеспечивала нужными общественными связями. Дети руководителей партийно-советских органов имели повышенные шансы восходящей мобильности - политическое участие обеспечивало продвижение по социальной иерархии не только одному поколению данной семьи. Важным фактором социальной мобильности являлось занятие руководящих должностей в исполнительных органах власти. Роль представительных органов власти была девальвирована; депутатство в сельском, районном или областном советах лишь в незначительной мере способствовало восходящей социальной мобильности. В жизни животновода, сельского механизатора или рабочего завода, являвшихся депутатами соответствующих советов ничего не менялось, хотя общественный статус формально за период депутатской деятельности повышался.

Альтернативность выборов в представительные органы власти, начиная с 1990-х гг., открыла шлюзы вышеназванного канала социальной циркуляции, через которые устремилась к власти как к средству достижения успеха и самореализации самая амбициозная часть столичного населения и в некоторой мере – населения других крупнейших городов.

Для населения малых городов и села этот канал циркуляции почти закрыт.

5) Экономика. «Обогащающиеся» организации – коммерция, землевладение, добыча нефти, газа, производство автомобилей, бандитизм и т.п., как писал П. Сорокин, всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной лестнице («накопление богатства – один из самых простых и действенных способов социального продвижения»). Богатство независимо от социального происхождения и источников его приобретения и в настоящее время является «простым и действенным способом социального продвижения». Однако у массовой части общества масштабы наследуемого богатства и стартового капитала незначительны. Имущественная дистанция между столичным и провинциальным населением в этом направлении имеет тенденцию к удлинению. Вероятность открыть свой бизнес, обеспечить своих детей стартовым капиталом для социального восхождения выше в столичных и других крупных городах, чем в малых городах и селе.

Для основной части жителей села, поселков городского типа практически закрыты не только традиционные каналы социального восхождения, но и предпринимательская деятельность. Фермерство в селе развивается с большими трудностями; доходы населения малых городов и села от продажи на рынках выращенной домохозяйством сельскохозяйственной продукции носят ситуативный, сезонный характер.

6) Профессиональные группы. Профессиональная принадлежность в любом обществе является одним из важнейших факторов социальной мобильности. Чем выше социальный статус индивида в социально-профессиональной структуре, тем выше его статус во всех остальных измерениях неравенства. В советском обществе профессиональные достижения для социального восхождения играли меньшую роль, более значимой была принадлежность к партийно-номенклатурным позициям; профессиональная мобильность была ограничена; существовали определенные квоты для выходцев из семей рабочих и крестьян, «допускающие» в достаточно престижную профессию, сейчас эти квоты сняты. «Допуск» в престижную профессию блокируется другими (финансовыми) механизмами. Усилились хаотические перемещения людей из одной профессиональной сферы в другую (из-за неудовлетворенности материальным вознаграждением труда, сокращений рабочих мест). Однако если в западных обществах эти перемещения преимущественно связаны с личным выбором индивида (смена прежней профессии на другую соответственно способностям и призванию), то в период становления новых экономических отношений у значительной части людей профессиональная мобильность была связана с материальным фактором.

Значимость социально-профессионального статуса в настоящее время усиливается (чем выше социально-профессиональный статус, тем выше вероятность попадания в среднедоходные социальные группы).

Что касается пространственной специфики, то наибольшими жизненными шансами стать представителями высокодоходных и престижных социальных позиций обладают жители столичных и других крупных, а также промышленно развитых средних городов. Вероятность остальных (жителей малых городов, поселков городского типа и села) пополнить средний слой социальной иерархии мала. Эмпирически подтверждается опредляющее влияние социально-территориальной структуры на жизненные шансы людей и социальную мобильность.

7) Семья. Она обеспечивает жизненный старт ребенка – его путь в образование и через него – на занятие соответствующих ступеней в социальной иерархии. «Семейный фон» в школьном образовании, как пишет Дж. Коулман, не является единым целым, он аналитически делится на три компонента – финансовый капитал, человеческий капитал, социальный капитал. Финансовый капитал приблизительно измеряется семейным богатством или доходом. Человеческий капитал, измеряемый приблизительно годами обучения, или образованием родителей, «представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка, способствующий обучению, но он « может быть малоэффективным, если общение с детьми не является важной частью жизни детей, если человеческий капитал родителей используется исключительно на работе или в любом другом месте за пределами дома». Социальный капитал внутри семьи (отношения между детьми и родителями, а если имеются другие члены семьи, то и отношения между ними) отличается от каждого из них: « Если человеческий капитал, которым обладают родители, не дополняется социальным капиталом, воплощенным в отношениях в семье, то это не имеет большого значения для образовательного роста ребенка». При этом социальный капитал семьи функционирует не только в рамках семьи, но и за ее пределами, являясь «социальным товаром».

Э. Гидденс придерживается мнения, что даже в самых динамичных обществах «равенства возможностей» высшие позиции удается занимать немногим. Большинство достигших социальной вершины принадлежат к тем, кто имел стартовые преимущества: почти никто из богатых не начинал с нуля, значительная часть их использовала получение наследства или имела первоначальный капитал, который потом она увеличивала. В Великобритании, как отмечает Э. Гидденс, самый надежный способ разбогатеть – это родиться богатым .

Жизненные шансы детей в российском обществе зависят и от финансового, и от человеческого, и от социального капитала семьи и сужаются соответственно степени владения семьи указанными капиталами. Родители, обладающие высоким социальным статусом, в российских условиях обеспечивают широкие возможности своим детям достичь высших ступеней социальной лестницы – и своим состоянием, и самой семейной обстановкой, и эмоционально насыщенной установкой на социальное благополучие и успех, и инвестированием учебы своих детей в престижных учебных заведениях, и своими связями, способствующими успеху их детей в деловой карьере, и сознательным регулированием выбора друзей, брачных партнеров своими детьми, и созданием всех условий, увеличивающих свободное время матери для эмоционального общения со своими детьми (предоставляя ей роль домохозяйки или нанимая домработницу, репетиторов).

Семьи, где родители занимают нижние ступени социальной лестницы, уже способствуют тому, что и у их детей перспективы восходящей социальной мобильности будут ограничены. Такие семьи не имеют доступа к обучению своих детей в престижной школе, при низком уровне потребления не располагают соответствующими жилищными условиями для домашних учебных занятий, оплачивать услуги художественной, хореографической, музыкальной студий, спортивных секцийх, репетиторов по углубленному изучению иностранного языка или других учебных предметов. Дети из таких семей в основной своей массе могут рассчитывать лишь на иммобильность.

Как главную перемену социальной роли семьи в российском обществе постсоветского периода следует рассматривать тот факт, что семья стала действенным каналом распределения индивидов по стратам и внутри страт, их послешкольной селекции по социальным нишам.

Новые процессы в социальной мобильности населения в российском обществе имеют выраженную поселенческую специфику:

Прослеживается неравенство жизненных шансов провинциального населения в перспективах и стратегиях социальной мобильности; в депривированном положении по возможностям восходящей социальной мобильности находится сельское население:

Провинция в течение длительного времени будет нуждаться в «адресной» социальной политике - в расширении государственного инвестирования образовательной сферы в малых провинциальных городах и селе, в усиленной государственной поддержке образовательных потребностей провинциального населения:

Укрупнение малокомплектных сельских школ может привести к свертыванию образовательных практик в селе, если малоимущие семьи не будут иметь материального поощрения обучения своих детей с отрывом от семьи в базовой средней школе;

Есть необходимость вернуться к советской практике приема на бюджетной основе и по дифференцированному конкурсу в вузы из сельских школ и школ, находящихся в малых городах и селе, с последующим возвращением туда на работу выпускников вуза, а также приема в вузы вне конкурса и за счет госбюджета отслуживших в армии, призывавшихся из малых городов и села;

В существенной перестройке нуждается семейная политика. По имеющимся данным, каждая пятая российская семья в настоящее время не способна социализировать своих детей. Это значит, бремя социализации нового поколения будут нести общество, школа. Демографическая политика, ориентированная, из-за сокращения естественного прироста населения, на повышение рождаемости, если не будет подкрепляться дорогостоящими проектами материальной поддержки малоимущих семей, будет недостаточно эффективна для обновления интеллектуальных ресурсов провинции;

Важным фактором сокращения социальной этой дистанции между столичным и провинциальным населением является образование: «утечка мозгов», девальвация профессионализма, образования в период экономических реформ обеднила провинцию; почти прекратился туда приток талантливой молодежи; та часть молодежи, у которой имеются материальные или творческие шансы, предпочитает жить и работать либо в городах-административных центрах субъектов РФ, либо устремляется в столичные города; обучение в провинциальных филиалах вузов часто предполагает лишь получение диплома, а не требуемых для успешной профессиональной деятельности знаний;

Нужны национальные проекты, способствующие ослаблению территориального фактора социальной мобильности и в целом – социокультурной дистанции между «центром» и «периферией» страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему людей издревле волнует вопрос о равенстве? Возможно ли полное социальное равенство? В чем разница между неравенством, стратификацией и классовым делением? Выделите основные типы социального неравенства и теории, по-разному их трактующие.

2. Что такое социальная стратификация, социальная страта и социальный статус? Какие разновидности статуса Вы знаете? Что такое статусная несовместимость и статусная кристаллизация? Как соотносятся понятия социальной группы и страты, а также понятия социального неравенства и стратификации?

3. Раскройте понятие "социальная мобильность" и основные типы такой мобильности. Охарактеризуйте стратификацию в закрытом и открытом обществе.

4. Разберите понятия "социальная структура", "класс", "социальный слой". Какие препятствия для социальной мобильности существуют в открытом обществе? Что такое стартовые возможности и диспозиции личности? Рассмотрите их соотношение на примере фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Интердевочка», «Лимита» или иного художественного произведения.

5. Проанализируйте различия между теориями классовой стратификации Маркса и Вебера, а также общность и отличия их подхода к бюрократии. Чем отличаются друг от друга ленинская и сталинско-брежневская концепции, а также западные (субъективные и объективные) трактовки стратификации? Объясните, в чем заключается практическая ценность теорий стратификации, влияет ли классовая принадлежность человека на его мировоззрение, убеждения и стиль жизни.

6. Сравните социальную структуру различных современных обществ. Раскройте тенденции развития структуры общества в РФ. Каковы каналы социальной мобильности являются основными в России. Чем различаются восходящая и нисходящая мобильность в советском обществе, с одной стороны, и в современном российском, с другой. Обоснуйте свою позицию по вопросу о том, какой социальный слой играет господствующую роль в российском обществе: буржуазия, чиновники или интеллигенция, – и почему решающие позиции в бизнес-слое занимают выходцы из номенклатуры и криминалитет. Кого можно отнести к российской и региональной элите?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальное неравенство, эйджеизм, сексизм и депривация. Социальная стратификация, страта, предписанный и достижимый статус, статусная несовместимость и кристаллизация, закрытое и открытое общество, социальное закрытие. Каста, сословие, рабство, варна, класс. Стартовые возможности и личные диспозиции. Типология социальных структур, бюрократия, власть, высший, средний и низший классы. Виды социальной мобильности.

Термин социальная мобильность указывает на совокупность пе­ремещений внутри социальной структуры общества.

Социальная мобильность – это любой переход индивида или группы от одной социальной позиции к другой.

Впервые к анализу социальной мобильности обратился Питирим Сорокин.

Выделяют множество форм социальной мобильности:

v Вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность − изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. К примеру, продвижение по служебной лестнице. Горизонтальная мобильность − изменение со­циального положения, которое не приводит к повышению или пони­жению социального статуса. Например, смена семейного статуса, места жительства.

v Межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобиль­ность определяется сравнением социального статуса родите­лей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (напри­мер, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

v Индивидуальная и групповая. С выделением данных форм мо­бильности связана следующая закономерность: в обществе, где глав­ное значение придается приписанному статусу, проявляется тенден­ция к групповой мобильности, в открытом обществе, характеризуе­мом преобладанием достигнутых статусов, – к индивидуальной мо­бильности.

Для количественного исследования социальной мобильности используют такие показатели как:

Скорость – вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, политических, профессиональных, – прохо­димых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный промежуток времени.

Объем – число индивидов, которые изменили свое со­циальное положение в вертикальном или горизонтальном направле­ниях за определенный промежуток времени.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются на­верх, называются каналами вертикальной мобильности . Самыми из­вестными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в воен­ное время. Крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в зва­нии, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Институты образования и воспитания, какую бы конкрет­ную форму они ни приобретали, во все века служили мощным кана­лом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом верти­кальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титу­лованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба про­двигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



Интенсификация процессов социальной мобильности в совре­менных обществах порождает явление маргинальности.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.



Top