Спрайты для игр - что это такое? Как сделать css спрайты

Для начала краткое вступление. При загрузке странице браузерам допускается только 2 запроса к серверу (у современных браузеров это число увеличилось до 6). Каждый элемент сайта будь то файл с таблицей стилей, файлы javascript, картинки являются независимыми загрузками, которые требуют отдельного запрос на сервер.

На сайте может быть множество миникартинок. Например, смайлики, стрелочки, всевозможные маленькие элементы для дизайна. Каждая такая картинка весит ничтожно мало, но за счет огромного числа запросов создаются проблемы со скоростью загрузки сайта.

Еще давным-давно (2003-2004) было предложено решение этой ситуации с главной целью ускорить загрузку сайта с помощью уменьшения количества запросов к серверу. Это технология получила название "Спрайты".

Что такое спрайты CSS

Спрайт CSS - технология объединения небольших картинок в одну. При помощи сдвигов через CSS достигается вырезание нужной части картинки

Например, вместо 10 картинок грузится одна, но побольше. При грамотном распределение это ускоряет работу сайта. Однако здесь главное не переусердствовать. Не всегда объединение картинок дает преимущество в загрузке сайта.

Пример спрайта CSS

Рассмотрим небольшой пример реализации спрайта CSS. Допустим, мы сделали следующую картинку из трех отдельно взятых стрелочек.

Чтобы обратится к нужной стрелке в CSS надо прописать

Вот как это выглядит на странице:

В рассмотренном примере мы использовали отрицательные отступы. Это делается, для того, чтобы поднять изображение вверх. Например, есть следующий спрайт:


Чтобы вырезать значок RSS мы должны написать следующие отступы

background-position : -90px -40px ;


В примере мы подняли изображение на 40 пикселей вверх и на 90 влево.

Плюсы использования спрайтов

  • Сокращение количества обращений к серверу
  • Если используются динамическое изменение картинки (например, при наведении в элементе меню), то картинка уже будет находится в кэше и поэтому не будет запаздывания на загрузку в нужный момент
  • Если фон объединяемых изображений схож, это еще и уменьшить суммарный "вес" изображений

Из минусов спрайтов: сложность работы в случае ручного труда. Но благо есть бесплатные сервисы, которые готовы упростить работу и сделать все за вас.

Спрайт (компьютерная графика)

Спрайты в двухмерной графике

Изначально под спрайтами понимали небольшие рисунки, которые выводились на экран с применением аппаратного ускорения . На некоторых машинах (MSX 1, NES) программная прорисовка приводила к определённым ограничениям , а аппаратные спрайты этого ограничения не имели. Впоследствии с увеличением мощности центрального процессора , от аппаратных спрайтов отказались, и понятие «спрайт» распространилось на всех двумерных персонажей. В частности, в видеоиграх Super Mario и Heroes of Might and Magic вся графика спрайтовая.

К аппаратно ускоренным спрайтам вернулись в середине 1990-х годов - когда развитие мультимедиа и взрывное повышение разрешения и глубины цвета потребовало специализированный процессор в видеоплате. Именно тогда, как обёртка над аппаратным 2D-ускорителем, вышел DirectDraw . DirectX 8 ввёл общий API для двух- и трёхмерной графики, и в современных спрайтовых играх двухмерные спрайты выводятся точно так же, как и трёхмерные - как текстурированный прямоугольник.

CSS-спрайты

Применяются в вебе. Несколько изображений располагаются в одном графическом файле. Для того, чтобы вырезать из файла нужный кусок, применяется CSS - отсюда название технологии.

CSS-спрайты экономят трафик и ускоряют загрузку - браузеру потребуется запрашивать меньше файлов.

Спрайты в трёхмерной графике

Движки первого поколения

В первых трёхмерных играх, например, Wolfenstein 3D () и Doom (), персонажи представлялись в виде двумерных рисунков, изменяющих размер в зависимости от расстояния.

На 3D-акселераторах

На 3D-акселераторах применяется такая техника: объект рисуется в виде плоскости с наложенной на неё текстурой с прозрачными областями. Эта технология применяется в трёх случаях.

Оптимизация

Спрайты могут применяться для оптимизации графического ядра, когда отрисовка трёхмерной детализованной модели слишком накладна и может привести к сильному падению скорости рендеринга. Таковыми являются:

  • Объекты, присутствующие в сцене в большом количестве и которые, будучи трёхмерными, имели бы большое количество граней и очень сильно влияли бы на производительность - например, публика (рис. 1), трава и т. д.
  • Удалённые объекты, которые вблизи рисуются полигональными моделями.

Спецэффекты

Для большей правдоподобности изображения используется большое количество сравнительно маленьких спрайтов (так называемая система частиц).

Живая съёмка

Изредка спрайты применяются для добавления в игру живого фото или видео . Например:

  • Живые актёры, например в realMyst (рис. 4).
  • Рычаги управления в симуляторах самолётов, поездов и т. д., сфотографированные в реальной кабине.

Стоит заметить, что в некоторых спрайтовых играх, таких, как Rise of the Triad , спрайты фотографировались с актёров, а не с моделей, игрушек или рисунков.

Появление шейдеров частично снимает потребность в живой съёмке - многие нюансы фотоизображения уже можно передать полигональными моделями в реальном времени.

Разрушение иллюзии

Наблюдение спрайта под несоответствующим углом приводит к разрушению иллюзии. В зависимости от математического аппарата рендеринга («движка»), разрушение может происходить двумя способами.

Терминология

  • Billboard - спрайт, постоянно повёрнутый лицом к камере (по аналогии с рекламными щитами на автодорогах, которые повёрнуты под наиболее выгодным углом).
  • Impostor - спрайт, который заменяет трёхмерную модель на большом удалении.

Спрайт - это не только вредный напиток, но и весьма полезная css – фишка, которая позволит улучшить состояние вашего сайта, а также даст массу новых идей в плане ее использования.

Речь идет об известном методе объединения всех служебных картинок типа кнопок, иконок, частей фона и даже лого в одно большое изображение, которое как раз и называется спрайтом (css sprite ).

Зачем нужен спрайт на сайте?

Во-первых, это позволяет корректно отображать все ваши декоративные изображения. Имеются в виду не картинки в статьях, а непосредственно дизайн сайта. Особенно это актуально для

Если для такой кнопки использовать два отдельных изображения, то браузер сначала загрузит лишь первое. И когда вы наведете указатель мыши на эту кнопку, то можете заметить задержку в появлении второго изображения, так как она будет подгружаться лишь после вашего действия. Так уж устроены браузеры.

Во-вторых, спрайт позволяет упростить оформление файла стилей в плане адресации картинок фона. По сути, картинка будет всем задана одна и та же, то есть сам спрайт. Вам останется лишь правильно указать для каждой детали сайта правильные координаты и видимую часть этой большой картинки.

Ну и в-третьих, это просто красиво, упорядоченно и современно.

Принцип работы спрайта на сайте

Итак, в чем суть метода. Мы имеем одну большую картинку, на которой все детали дизайна размещены кучно. Вот, к примеру, спрайт всем известного Амазона (фрагмент):

А теперь вспоминаем начальные титры нашего старого советского фильма про Шерлока Холмса и доктора Вастона. Там, если вы помните, на кучу перемешанных букв наводили черный трафарет с прорезями и через них становился виден вполне читаемый текст.

Спрайт работает по тому же принципу. Из всей кучи тесно размещенных изображений выбирается одно, чтобы отобразить одну конкретную деталь:

Как выбирается? Легко и просто!

Любое изображение на спрайте имеет свои размеры по ширине и высоте. И также любое из них расположено в строго определенном месте. Значит, зная размеры картинки и ее координаты, можно легко указать браузеру, где ее искать и что конкретно показывать:

Button {
width: 180px;
height: 20px;
background: url(sprite.png) no-repeat;
background-position: 0 -80px;
}

Данная запись означает, что для кнопки с классом.button заданы размеры по ширине и высоте и указано фоновое изображение, в качестве которого и выступает сам спрайт. Ключевым моментом здесь является последняя строчка правил:

background-position: 0 -80px;

Она как раз и указывает браузеру координаты нужной части изображения. Координаты задаются для левого верхнего угла выбранной части изображения. Первое число означает расстояние по горизонтали, второе - по вертикали.

Если взять за исходную нулевую точку верхний левый угол всего спрайта, то становится очевидным сам принцип. Мы просто отсчитываем нужно количество пикселей до выбранной части изображения и подставляем их в указанную выше строку правил.

Как создать спрайт для сайта?

В нашем случае выбранная часть находится у левого края спрайта (0 по горизонтали), и на 80 пикселей вниз от верхнего края спрайта.

Указав в качестве второго значения отрицательное число, мы тем самым как бы «подтягиваем» весь спрайт на 80 пикселей вверх. А так как ранее мы строго задали размер видимого изображения 180х20 пикселей, то будет виден не весь спрайт, а только нужная нам кнопка:

Координаты всех изображений на спрайте можно заранее выписать, воспользовавшись линейками в фотошопе.

Если лень возиться, то можно попробовать воспользоваться специальным сервисом - спрайт-генератором . Скармливаете ему ZIP файл со всеми вашими картинками, он сам разместит их на одном общем спрайте и выдаст его вместе с уже оформленным и просчитанным файлом стилей.

До того, как в CSS появился псевдокласс:hover , создание ролловера - элемента, который меняет свой вид при наведении курсора - реализовывалось через язык JavaScript. Сейчас это делается намного проще, но есть один недостаток: если в состоянии:hover (т. е. при наведении курсора на элемент) должно появиться какое-то фоновое изображение, то оно начинает загружаться в момент наведения курсора, а не при общей загрузке страницы.

Из-за этого может возникать небольшая задержка при появлении картинки в первый раз. И хотя при всех последующих наведениях курсора этой задержки уже нет, многие разработчики задумались над тем, как устранить эту проблему. Например, с помощью JavaScript можно обеспечить загрузку всех фоновых изображений заранее. Но есть способ, который не требует знаний языка программирования, и заключается он в использовании спрайтов.

Что такое спрайты CSS

CSS-спрайт - это один графический файл, который содержит много различных изображений. В нем могут быть собраны, к примеру, все графические элементы интерфейса, такие как иконки, кнопки и прочее. Также в спрайты часто объединяют фоновые картинки вместе с их вариациями для состояния:hover . Типичные примеры спрайтов:

Спрайт, в котором собраны все используемые иконки Спрайт со значками соцсетей и их вариациями для:hover

Преимущества CSS-спрайтов

  • CSS-спрайт содержит в себе фоновые изображения для различных состояний элементов, и загружается он целиком при загрузке веб-страницы. Это исключает подтормаживание ролловера при первичном наведении курсора на элемент.
  • Сокращается количество обращений к серверу. Ведь для загрузки каждой маленькой иконки требуется отдельный запрос, а чем меньше обращений, тем лучше. Для загрузки спрайта понадобится всего один запрос на сервер.
  • Еще одно преимущество хранения множества картинок в спрайте заключается в том, что если у них похожая палитра цветов, то одно большое изображение будет весить меньше, чем отдельные маленькие картинки в сумме.
  • Всё это в целом положительно влияет на скорость загрузки сайта.

Как создать спрайт из картинок

В классическом случае спрайты создаются в редакторе изображений. Мелкие картинки последовательно размещаются на большом полотне (нередко с прозрачным фоном), которое затем сохраняется как графический файл.

Ручной способ создания спрайтов - занятие довольно долгое. Поэтому, когда использование спрайтов стало набирать обороты, появились онлайн-сервисы по автоматическому созданию спрайт-листов, например, Spritegen , RetinaSpriteGenerator и другие. Вы загружаете необходимые изображения в отдельных файлах на сайт, и для вас генерируется спрайт, который вы сразу можете скачать на компьютер.

Как пользоваться спрайтами CSS

Теперь пора узнать, как использовать CSS-спрайты на практике. Мы покажем вам небольшой пример с использованием спрайта, содержащего значки социальных сетей (мы показывали его выше). В обычном состоянии ссылки значок соцсети будет цветным (верхний ряд спрайта), а при наведении курсора он будет становиться серым (как в нижнем ряду).

HTML-разметка выглядит следующим образом:

Для ссылки на каждую соцсеть мы создали свой класс. Поскольку это тестовый пример, то мы не тратим время на заполнение атрибутов href - вместо ссылок на настоящие сайты мы поставили заглушки. Внутрь тега мы ничего не помещаем, потому что за внешний вид ссылок будут отвечать их фоновые изображения со значками соцсетей.

Переходим к CSS. Первым делом запишем общие стили для всех ссылок:

A { background-image: url(https://goo.gl/1t18Rz); background-repeat: no-repeat; height: 98px; width: 100px; display: inline-block; margin-right: 10px; }

Следующие две строки - высота и ширина каждого элемента . Каким образом определялись эти значения? Здесь мы отталкивались от размеров значков в спрайте. Высота каждой иконки равна 98 пикселям, а ширина - 100 пикселей. Далее мы будем позиционировать фоновую картинку для каждой ссылки, подстраивая фон таким образом, чтобы значок ровно вписался в «окошко» ссылки размером 98×100 пикселей.

A.facebook { background-position: left top; }

Идем дальше: позиционируем фон для ссылки на Twitter. Иконка Твиттера расположена справа от Facebook и примыкает к ней, не создавая пустых промежутков. Нам необходимо переместить спрайт влево на столько пикселей, чтобы скрыть иконку Facebook и полностью заполнить область ссылки иконкой Twitter. Поскольку ширина каждой иконки равна 100 пикселям, то мы и сдвигаем фон влево на 100 пикселей. Вертикальное позиционирование мы пока нигде не меняем, а оставляем значение top:

A.twitter { background-position: -100px top; }

Аналогичное действие мы проделаем для остальных ссылок, прибавляя к каждому последующему горизонтальному позиционированию еще 100 пикселей, тем самым сдвигая спрайт всё больше и больше влево. Получится такая картина:

A.youtube { background-position: -200px top; } a.instagram { background-position: -300px top; } a.linkedin { background-position: -400px top; } a.tumblr { background-position: -500px top; } a.google { background-position: -600px top; }

Результат работы данного кода показан на скриншоте ниже:


Теперь разберемся с поведением фоновых картинок при наведении курсора на ссылку. Нам нужно смещать спрайт по вертикали вверх таким образом, чтобы в область просмотра попадала иконка из нижнего ряда спрайта. Здесь всё довольно просто и решается одним правилом CSS, а именно присвоением значения bottom свойству background-position-y:

A:hover { background-position-y: bottom; }

В нашем случае этот стиль можно записать один для всех ссылок, и он будет работать правильно. Однако в других ситуациях, когда элементы в спрайте расположены в другом порядке, вам может понадобиться писать больше кода.

Результат работающих спрайтов смотрите на демонстрации ниже (для более красивой подачи примера мы сделали сдвиг фона более плавным при наведении курсора):


Если вам стало интересно, то вот и строка, которая отвечает за плавность изменения иконок (не волнуйтесь, чуть позднее мы будем изучать CSS-анимацию, и в частности свойство transition):

A { transition: all 0.2s ease-out; }

Итак, теперь вы знаете, что такое спрайты CSS и чем они могут быть полезны. Помимо предотвращения задержек при загрузке фоновых картинок, использование спрайтов помогает снизить нагрузку на сервер. Кроме того, это удобный способ хранить все графические элементы интерфейса в одном месте.

Вот мы и разобрали основные методы стилизации ссылок. Рекомендуем вам дополнительно попрактиковаться, чтобы закрепить полученные знания. А следующая глава нашей книги посвящена CSS-анимации, реализация которой стала возможна благодаря свойствам, появившимся в CSS3. И в первом уроке мы разберем свойство трансформации -

Существует множество методов по оптимизации веб-страниц. Какие-то из них работают, какие-то уже нет. Тем не менее есть некоторые методы, обязательные для исполнения на любом сайте и блоге. Об одном из них я и хотел с вами поговорить.

Один из основных методов оптимизации страниц сайта. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как объединить в CSS спрайты изображения на сайте, увеличив тем самым скорость их загрузки.

Немного истории

В далеком-далеком прошлом, когда в квартирах пиликали модемы, а скорость соединения не превышала 5 Кбит/сек., люди корпели над нелегкой задачей, как заставить сайты загружаться быстрее и при этом не платить баснословные суммы за входящий трафик. Думали они, значит, думали, и придумали компоновать изображения, используемые на странице в спрайты.

И понеслось…

Объединяем изображения в спрайт

И так, как мы ранее выяснили, спрайт – это несколько изображений, скомпонованных в одно целое на прозрачном фоне, доступ к которым осуществляется при помощи CSS свойства background-position . Но пожалуйста, не перепутайте его с коллажем. Спрайт ≠ коллаж.

Для того чтобы получить спрайт, нужно все кнопки, иконки, буллиты и прочую хрень , максимально компактно уместить в одном PNG файле. Не забудьте, фон должен быть прозрачным. А теперь давайте разберем на примере.

Допустим, мы располагаем PSD файлом вот с такой распрекрасной кнопкой в 3х состояниях.

Что делает среднестатистический блоггер-верстальщик-самоучка? Он вырезает кнопку в каждом состоянии и сохраняет ее в отдельных файлах. То есть, одна кнопка занимает у этого славного человека 3 картинки. А если вы напряжетесь, то вспомните, что каждая картинка на сайте, это дополнительный HTTP запрос, который нагружает сервер и ваш блог работает все медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее и медленнее…

Чтобы этого не происходило, гораздо логичнее сохранить кнопку в одном файле . Для этого мы, открываем все тот же PSD файл, удаляем из него бесполезные стрелки, надписи, фон и компонуем все состояния кнопки как можно ближе друг к другу без нахлеста.

Вот что у нас в итоге получилось. Ни в коем случае кнопки не должны между собой пересекаться.

Отлично, графический файл мы с вами подготовили, теперь давайте я покажу вам как его сверстать.

Верстка спрайтов

Верстка CSS спрайтов ничем не отличается от верстки обычных картинок, за исключением одного НО. Вам нужно знать не только точный размер того изображения, которое вы хотите отобразить, но и его координаты. К примеру, весь спрайт у нас занимает 330 px в ширину и 150 px в высоту.

Но нам нужно отобразить только кнопку, которая занимает 227 px в ширину и 41 px в высоту, точно указав ее координаты. Если вы не располагаете хорошим html редактором - могу .

Создаем файл index.html и прописываем в него необходимые строки кода, доктайп и все такое.

После того, как все стандартные действия проделаны, давайте попробуем отобразить нашу кнопку.

После тега body создаем контейнер div с классом button – это и будет наша кнопка.

1

На этом наш html заканчивается и теперь необходимо прописать для кнопки CSS стили.

Код ниже показывает, что сначала мы объявляем класс button . Затем при помощи свойств height и width задаем размеры нашей кнопки. Свойство background позволяет выбрать файл, который мы будем использовать в качестве спрайта, а background-position задать координаты, требующейся нам картинки в этом спрайте. Все просто.

1 2 3 4 .button { height : 41px ; width : 227px ; background : url (img/sprite.png ) ; background-position : 0px -12px ; }

Давайте подробнее разберемся со свойством background-position .

Как можно заметить из кода выше, оно имеет два значения. Первое значение позволяет задать координаты изображения по оси X, а второе, следовательно, по оси Y.По оси X наша кнопка никуда не скачет, так-как все состояния находятся друг под другом. Следовательно, для того, чтобы при наведении появилась второе состояние кнопки, нам нужно изменить значение, отвечающее за ось Y.

1 2 .button :hover { background-position : 0px -56px ; } .button :active { background-position : 0px -98px ; }

Как известно, а если нет то уже да, каждая кнопка имеет несколько состояний.

  1. Normal – нормальное или обычное состояние
  2. Hover – состояние кнопки при наведении курсора
  3. Active – состояние кнопки во врем нажатия

Этими свойствами мы и воспользовались.

Если лень вручную делать спрайты и вообще заморачиваться с фотошопом, вам поможет замечательный бесплатный сервис: spritepad.wearekiss.com . Просто закидываете в рабочую область необходимые картинки и он составит для вас спрайт.

В заключении

CSS спрайты - очень важный этап на пути ускорения работы сайта. Отнеситесь к нему с должным уважением и старайтесь использовать повсеместно.




Top