Сделать сканер сетевым. Как настроить сканер на компьютере если принтер работает и подключен. Конфигурация клиентской машины

В СМИ всё чаще говорят о так называемом «лунном заговоре», конспирологической теории, которая утверждает, что полёт и высадка на Луну в рамках космической программы «Аполлон» были сфабрикованы. Является ли это политической спекуляцией, какие цели преследуют эти обсуждения - это немного другой вопрос.

Часто говорят, что ракета «Сатурн-5» была слишком хороша для того, чтобы быть реальной. Если она существовала, зачем нужно было начинать программу шаттлов, которые в конечном итоге оказались дороже предшественника? Если она существовала, зачем сейчас вести с нуля разработку сверхтяжёлой ракеты SLS с похожими характеристиками? Как вообще можно утерять технологию производства?

«Сатурн-5» - ракета, созданная для обеспечения вывода пилотируемых космических кораблей «Аполлон» на траекторию полёта к Луне. Людей нужно было не только запустить, но и предусмотреть возможность безопасного возвращения. То есть нужно было обеспечить мягкое приземление на поверхность Луны двух человек с оборудованием и системами жизнеобеспечения, взлёт с Луны и возврат на Землю с теплозащитой при входе в атмосферу. Часть массы удалось сэкономить за счёт разделения лунного модуля, который садился на Луну, от командного, который оставался на орбите Луны.

Но ракета всё равно потребовалась огромная: «Сатурн-5» мог выводить на низкую околоземную орбиту 140 тонн. Для сравнения: часто используемая тяжёлая ракета «Протон» выводит 22 тонны. Последний из запущенных «Сатурнов-5» вывел на орбиту космическую станцию «Скайлэб» массой 77 тонн - только многомодульный «Мир» смог побить этот рекорд. «Скайлэб» был настолько огромным, что при потере точки опоры астронавт мог повиснуть и застрять в таком положении на несколько минут, пока система вентиляции не сдует к одной из стенок. «Сатурн-5» остаётся самой мощной ракетой в истории, её рекорд пока никто не смог побить.

Человечество смотрит вперёд и хочет новых достижений. Сегодня взгляд НАСА устремлён на Марс. И пусть Конгресс с неохотой даёт деньги, но ведётся разработка ракеты Space Launch System (SLS). Если грубо обрисовать её, то это трёхступенчатая ракета с двумя усиленными твердотопливными ускорителями с шаттлов. На её первой ступени установлены четыре двигателя шаттлов. В своей самой тяжёлой модификации SLS должна побить рекорд «Сатурна-5» - Block III сможет выводить 150 тонн на низкую околоземную орбиту.

Но это лишь самая тяжёлая из предложенных модификаций. Другие более реалистичны, они могут запустить 70 или 130 тонн. Если «Сатурн-5» могла выводить 140, то почему не использовать её? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истории создания ракеты.

Пусть и неофициально, но в НАСА о Луне начали задумываться в 1960 году, ещё до речи Кеннеди. Название «Сатурн-5» намекает, что ракета была пятой моделью в семействе. Были другие варианты, даже тяжелее «Сатурна-5». Серия ракет «Нова» смогла бы выводить на низкую околоземную орбиту 300 тонн и выше, но навсегда осталась на чертёжной доске. В 1962 году программа разработки «Новы» была свёрнута из-за выбора схемы полёта с отдельным лунным модулем, что снижало требования по массе летательного аппарата.

Ракета обладала беспрецедентной сложностью. Стоял вопрос, кто будет её строить. Фон Браун выбрал разделение труда. Это позволяло ему выбирать лучших из лучших во всей промышленности. Он мог задействовать самых опытных людей из каждой из компаний. Скорость разработки действительно получилась высокой. Для подрядчиков решение означало крупные заказы, а не огромный заказ для кого-то одного. В итоге основная доля распределялась между тремя компаниями: «Боинг», North American Aviation и «Дуглас». Они производили три ступени, из которых состоит «Сатурн-5».

На S-IC установлены 5 двигателей Rocketdyne F-1, которые работают на жидком кислороде и керосине. Первая ступень производилась компанией «Боинг» на заводе Michoud Assembly Facility в Новом Орлеане в штате Луизиана. Прогон в аэродинамической трубе проходил в Сиэттле. Ступень была создана конструкторами из Космического центра Маршалла, ведущего центра НАСА.

За S-II отвечала North American Aviation. В движение ступень приводилась пятью двигателям J-2 от компании Rocketdyne на жидких водороде и кислороде. Сборка производилась в Сил-Бич в штате Калифорния. Douglas Aircraft Company строила третью ступень S-IVB в Хантингтон-Бич в Калифорнии. Как и на второй, здесь стоял двигатель J-2, но один. Он работал на тех же водороде и кислороде. Третья ступень умещалась в самолёт Pregnant Guppy, а две другие приходилось доставлять на мыс Канаверал по воде. Иногда они проводили по 70 дней в море.

Полётом трёх ступеней управлял инструментальный модуль конструкции Космического центра Маршалла и сборки IBM. Конструкторы решили разделить системы навигации корабля и ракеты по ряду причин. В их числе была надёжность. Решение спасло жизни: во время полёта «Аполлона-12» в ракету ударила молния. Компьютер «Аполлона» отключился, а «Сатурна-5» - нет.

Разделение труда оказалось палкой о двух концах. Всего в производстве ракеты было задействовано более 20 тыс. подрядчиков и субподрядчиков. Не все из них существуют и поныне. Сегодня North American Aviation ушла в прошлое как отдельная организация - компания была продана «Боингу» в 1996 году. Также «Боинг» владела Rocketdyne, но позже продала United Technologies Corporation, а последняя передала её Aerojet. Многие компании, которые участвовали в создании ракеты, не дожили до наших дней. Некоторые из оставшихся сменили структуру и несколько поколений сотрудников.

Но ликвидированные организации - это не единственная проблема. Даже если бы все компании всё ещё существовали, они вряд ли смогли бы начать производство. Каждый из подрядчиков держал собственную документацию по производству, которая могла быть утеряна. Даже если она не утеряна, она может храниться на каком-то из складов. На каком, знает человек, который уже там не работает или вообще умер.

За работой подрядчиков следили две группы в Космическом центре Маршалла. Отдел Research and Development Operations следил за целостностью структуры ракеты, а Industrial Operations перечислял денежные средства и принимал работу. Людей, которые знают, как сложить кусочки мозаики, уже нет.

Для «Сатурна-5» не было запланированного использования после «Аполлона». Многое не документировалось должным образом, оставаясь в личных записях инженеров. Сегодня эти кусочки бумаги гниют в чьём-нибудь подвале. Люди знают, где были те или иные документы, помнят важные мелочи, которые нигде не записаны. Ещё нужны операторы, которые будут управлять полётом ракеты. Если сегодня захочется запустить «Сатурн-5», то их нужно будет обучить заново.

Сама постановка вопроса «как были утеряны технологии» неправильна. Мы не живём в каких-то Тёмных веках. Мы не достигли некую эпоху невежества, в которую мы внезапно забыли принципы работы ракетных двигателей. Знания остались, их стало больше. Есть и способность делать ракеты. Почему бы сегодня не построить «Сатурн-5», если он такой мощный?

Почему для разработки новой модели автомобиля или самолёта нужно несколько лет? Все технологии их постройки уже известны. От друг друга они отличаются лишь незначительными улучшениями, пусть иногда и есть полностью новые разработки. Даже модификации уже существующей базовой модели занимают значительные промежутки времени. Так происходит, потому что это - очень сложные устройства с множеством деталей, которые производятся несколькими различными компаниями.

Ракета-носитель для высадки хрупкого человека на другое небесное тело требует ещё большей точности отдельных деталей. Её допуски, допустимые различия размеров, меньше, чем для какого-нибудь автомобиля. Поэтому при создании и постройке такого устройства тысячи часов тратятся на испытания и доработки. Нужна сложная техническая экспертиза. В её результате команда разработчиков приобретает уникальный опыт, которого нет ни у кого другого в мире. Опыт работы над «Сатурном-5» должен быть у любого, кто хочет повторить «Сатурн-5». Но людей нет.

Управление работой ракеты отражено в технической документации, которая является результатом моделирования и испытаний. Допустим, документация откуда-то появится. Ракета «Сатурн-5» состоит из более 3 миллионов деталей. Сам корабль «Аполлон» и лунный модуль добавляют ещё несколько миллионов. Сборка и управление подобными аппаратами - сложные процессы, масштаб запутанности которых едва поддаётся человеческому сознанию. Любые изменения в конструкции тоже потребуют изменений и переписывания этой бумаги с инструкциями.

А изменения потребуются. По окончании программы «Аполлон» заводы, которые выпускали детали для ракет, либо были закрыты, либо начали выпускать что-то ещё. Сборочные линии были разобраны, шаблоны и формы были уничтожены за ненадобностью. Инженеры, рабочие-механики, учёные и операторы управления полётом занялись другой работой. Со временем устарели материалы, некоторые из них уже не производят.

Устаревшие материалы можно заменить. (Или можно воссоздать половину промышленности США образца начала шестидесятых.) Замена материалов поменяет массу, напряжения, давления и взаимодействия между деталями. Изменятся неисправности и возможности летательного аппарата. Можно провести техническую экспертизу. Несколько лет уйдёт на повторное проведение испытаний и моделирование. Можно сформировать новые методики действий и операции по управлению, написать новую документацию. Можно обучить людей. Но всё это означает фактическое создание ракеты с нуля.

Рассматривалась возможность использовать двигатели F-1 первой ступени в будущей ракете SLS на боковых ускорителях. Разумеется, их не хотели копировать полностью. Современные средства разработки и системы автоматизированного проектирования обладают большей мощностью и простотой процесса для конструктора. За пятьдесят лет было создано много нового, поэтому сегодня можно сделать более эффективные узлы. Можно начать улучшать отдельные части. Именно на это и был направлен проект F-1B: один из двигателей F-1 разобрали и прогнали 3D-сканером.

Текущий проект SLS использует двигатели и твердотопливые ускорители шаттлов - от F-1B отказались. Конгресс США предъявляет свои требования к подрядчикам программы SLS, и они куда жёстче, чем в эпоху лунной гонки. За это проект в шутку прозвали Senate Launch System.

«Сатурн-5» оказался слишком дорогой ракетой. Стоимость запуска в 1969 году составляла 3,19 млрд долларов с учётом инфляции. На смену пришла программа Space Shuttle, целью которой ставилось удешевление стоимости пуска до 118 долларов за фунт (≈1520 $ за килограмм в сегодняшних деньгах). Из-за неожиданной сложности всех операций, смены конструкции и раздутия бюджета шаттлы никогда не достигли этой цели, став в разы дороже. Доставить человека на Марс должна SLS, стоимость которой тоже не радует.

По материалам блога Эми Шира Тейтель и ответа Роберта Фроста.

Подпишитесь на нас

421 с (4130 Н·с/кг) Время работы 360 с Горючее жидкий водород Окислитель жидкий кислород Третья ступень - S-IVB Стартовая масса 123 тонны Маршевый двигатель J-2 Тяга 1019,2 кНвакууме) Удельный импульс 421 с (4130 Н·с/кг) Время работы 165 + 335 с (2 включения) Горючее жидкий водород Окислитель жидкий кислород

Ракеты-носители, разрабатывавшиеся по проектам C-2, C-3 и C-4, предполагалось использовать для сборки на орбите Земли лунного корабля, после чего он должен был выйти на траекторию к Луне , прилуниться и взлететь с Луны . Масса такого корабля на околоземной орбите должна была составлять, по разным проектам, от примерно 140 до более чем 300 тонн.

C-5

Первая ступень, S-IC

Третья ступень, S-IVB

Сборка

Транспортировка

Для перевозки ракет «Сатурн-5» к стартовой площадке использовались специальные гусеничные транспортёры (англ. crawler-transporter). В то время (1965-1969 гг.; до появления в 1969 г. шагающего экскаватора 4250-W) они являлись крупнейшими и наиболее тяжелыми образцами наземной самоходной техники в мире. Эти транспортеры также оставались самыми большими и тяжелыми гусеничными машинами в мире до 1978 г. (когда появился экскаватор Bagger 288).

Схема лунной экспедиции

Скайлэб

Запуски Сатурна 5

В 1967-73 гг произведено 13 пусков ракеты-носителя «Сатурн-5». Все признаны успешными .

Серийный номер Дата старта Описание
SA-501 Аполлон-4 9 ноября 1967 Первый испытательный полёт
SA-502 Аполлон-6 4 апреля 1968 Второй испытательный полёт
SA-503 Аполлон-8 21 декабря 1968 Первый пилотируемый облёт Луны .
SA-504 Аполлон-9 3 марта 1969 Околоземная орбита. Испытания лунного модуля .
SA-505 Аполлон-10 18 мая 1969 Лунная орбита. Испытания лунного модуля .
SA-506 Аполлон-11 16 июля 1969 Первый пилотируемый полёт с посадкой на Луне в Море Спокойствия .
SA-507 Аполлон-12 14 ноября 1969 Прилунение около автоматической межпланетной станции «Сервейер-3 » в Океане Бурь .
SA-508 Аполлон-13 11 апреля 1970 Авария в полёте. Облет Луны . Команда спасена.
SA-509 Аполлон-14 31 января 1971 Прилунение около кратера Фра Мауро .
SA-510 Аполлон-15 26 июля 1971 Прилунение в Болоте Гниения на юго-восточной окраине Моря Дождей . Первый «Лунный Ровер » (американский транспортный луноход).
SA-511 Аполлон-16 16 апреля 1972 Прилунение у кратера Декарт .
SA-512 Аполлон-17 7 декабря 1972 Первый и единственный ночной старт. Прилунение в Море Ясности долины Тавр-Литтров . Последний лунный полёт по программе «Аполлон ».
SA-513 Скайлэб 14 мая 1973 Изготовлена для «Аполлонов-18/19/20». Затем модернизирована в двухступенчатый вариант. На орбиту выведена станция «Скайлэб »
SA-514 - - Изготовлена для «Аполлонов-18/19/20», но никогда не использовалась.
SA-515 - - Изготовлена для «Аполлонов-18/19/20». Затем предназначалась в качестве резервной для «Скайлэб », но никогда не использовалась.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сатурн-5"

Примечания

Литература

  • Akens, David S (1971). . NASA - Marshall Space Flight Center as MHR-5. Also available in Retrieved on 2008-02-19 .
  • Benson, Charles D. and William Barnaby Faherty (1978). NASA. Also available in . Retrieved on 2008-02-19 . Published by University Press of Florida in two volumes: Gateway to the Moon: Building the Kennedy Space Center Launch Complex , 2001, ISBN 0-8130-2091-3 and Moon Launch!: A History of the Saturn-Apollo Launch Operations , 2001 ISBN 0-8130-2094-8
  • Bilstein, Roger E. (1996). NASA SP-4206. ISBN 0-16-048909-1 . Also available in . Retrieved on 2008-02-19 .
  • Lawrie, Alan (2005). Saturn , Collectors Guide Publishing, ISBN 1-894959-19-1
  • Orloff, Richard W (2001). NASA. Also available in . Retrieved on 2008-02-19 . Published by Government Reprints Press, 2001, ISBN 1-931641-00-5
  • (PDF). NASA - George C. Marshall Space Flight Center under Contract NAS&-20266. Retrieved on 2008-02-19 .
  • (PDF). NASA - George C. Marshall Space Flight Center (1968). Retrieved on 2008-02-19 .
  • (PDF). NASA - George C. Marshall Space Flight Center (1970). Retrieved on 2008-02-19 .
  • (PDF). NASA - George C. Marshall Space Flight Center (1968). Retrieved on 2008-02-19 .
  • Marshall Space Flight Center History Office. Retrieved on 2008-02-19 .
  • Пол Эйзенштейн. «Популярная механика». Июнь 2003.
  • Левантовский В. И. Механика космического полета в элементарном изложении. - М .: Наука, 1970. - 492 с.
  • Александров В.А., Владимиров В.В., Дмитриев Р.Д. и др. Ракеты-носители. - М .: Воениздат, 1981. - 315 с.

Сайты NASA

Другие сайты

  • ApolloTV.net Video

Симуляторы

Сатурн-5 представляет собой американскую ракету-носитель — детище выдающегося конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна. Проектирование «Сатурна» началось в далеком 1962 году, а создана данная ракета была уже в 1967 году, оставаясь, и по сей день самой большой и наиболее мощной из всех созданных человечеством ракет-носителей, выводивших полезную нагрузку на орбиту.

Высота ракеты вместе с кораблем Аполлон составляла 110,7 метра, для сравнения это высота 40 этажного дома, а масса согласно различным источникам достигала от 2700 до 3800 тонн. Ее главным достоинством являлась невероятно большая грузоподъемность, позволяющая доставить на околоземную орбиту порядка 141 тонны полезного груза, а на орбиту Луны около 47 тонн.

Основным назначением ракеты-носителя «Сатурн-5» была реализация программы американских лунных миссий и осуществление первой в истории человечества высадки человека на Луну, которая была успешно произведена 20 июля 1969 года, а также для доставки орбитальной станции «Скайлэб» на околоземную орбиту.

Сатурн 5 ракета носитель обладала последовательным расположением ступеней и была выполнена по трехступенчатой схеме. На первую ступень были установлены пять жидкостных (кислородно-керосиновых) ракетных двигателей F-1, которые и на данный момент остаются наиболее мощными из когда-либо летавших однокамерных ракетных двигателей. Вторая ступень была оснащена пятью двигателями, работающими на топливной паре из жидкого водорода и жидкого кислорода. А третья ступень - одним водородно-кислородным жидкостным ракетным двигателем, аналогичным использованному на предыдущей ступени.

Через тернии к звездам …


Запуск ракеты-носителя Сатурн-5

В начале мая 1966 года были проведены первые испытания по запуску «Сатурна» в открытый космос, которые не увенчались успехом – в момент запуска вторая ступень ракеты вышла из строя и была полностью разрушена. После этого было принято решение данную ракету отправить на необходимую доработку и ориентировочно в начале 1967 года провести повторные испытания по ее запуску.

Но в итоге ракета пробыла на ремонтных работах значительно дольше, чем было изначально запланировано, и только 9 ноября 1967 года смогла осуществить повторную попытку беспилотного полета, которая на этот раз оказалась весьма успешной.

Следующий полет, состоявшийся 4 апреля 1968 года, должен был подтвердить отлаженную работоспособность ракеты и быть заключительным в череде запланированных испытаний, но потерпел провал из-за отказа двигателей второй ступени, а третью ступень в момент пуска, вообще, разорвало на части. В общем, проблем было множество, и для их решения были запланированы долгие ремонтные работы.

Вперед, к Луне!

Спустя всего 8 месяцев, после грандиозного провала 4 апреля 1968 года, «Сатурн-5» стартовала уже с людьми на борту, направляясь прямо к Луне. В результате чего уже 20 июля 1969 года американские астронавты впервые за всю историю человечества высадились на поверхность Луны.

Американские «Консервы» больше не будут бороздить космос

После высадки на Луну было осуществлено еще порядка 10 успешных стартов данной ракеты-носителя, включая последний полет в мае 1973 года, с орбитальной станцией «Скайлэб» на борту. К моменту принятия решения о завершении дальнейшей эксплуатации ракет-носителей «Сатурн-5» на Земле оставалось 3 аппарата данного типа, которые в декабре 1976 года были законсервированы и отправлены в музей в качестве экспонатов.


Аппараты лунных программ — Сатурн-5

Одна из лунных легенд конспирологии гласит, что американцы, испугавшись инопланетной угрозы, вынуждены были в срочной порядке свернуть программу Аполлон. Один из доводов этой версии гласит, будто спешка была такой, что не у дел остались три готовых экземпляра ракеты Сатурн 5, весьма дорогих в эксплуатации. Но даже в отрыве от конспирологических доктрин все же интересно, что стало с оригинальными экземплярами легендарной ракеты Сатурн 5, можно ли их увидеть в музеях, или их постигла судьба прямого конкурента - советской ракеты Н 1?

Аутсайдеры

После неудачной экспедиции Аполлона 13 в апреле 1970 года, американские власти поняли, что миссии такого рода совсем не застрахованы от возможных трагических последствий (как для астронавтов, так и для престижа страны). Правительство приказало НАСА «затянуть пояса», выдав средства только до миссии Аполлона 17. В противоположность мнению конспирологов, решение было принято вовсе не в срочном порядке, из-за обнаружения на Луне экспедиционного корпуса инопланетян. Миссии Аполлона 18 и 19 были аннулированы 2 сентября 1970 года, после чего на Луне побывали экспедиции Аполлона 14, 15, 16 и 17.

Однако американские конвейеры уже к 70 году успели наштамповать несколько комплектов ракет Сатурн 5, которые были доступны после последней планировавшейся миссии Аполлона 17. В решении конгресса затянуть пояса НАСА это учитывалось, и космическое агентство уже начало модификации двух носителей для программы Скайлэб (орбитальная станция).

Последним носителем примененным для лунной экспедиции, стал SA 512 (Аполлон 17). Ракета SA 513 (отмененная экспедиция Аполлона 18) лишилась приписанной ей третей ступени, вместо которой она выводила на орбиту станцию «Скайлэб», переделанную из параллельно созданной третей ступени. Ракета SA 514, от аннулированной экспедиции Аполлона 19, осталась не у дел и была резервом на случай проблем с SA 512. Ракета-носитель SA 515 пошла по пути СА 513, и стала резервным носителем для дублера «Скайлэба», но сделанного уже из родной третей ступени SA 515.

«Все смешалось, люди, кони…»

Оставшиеся после запуска «Скайлэба» ступени ракет растаскали по музеям так, что практически все три сохранившихся экземпляра Сатурна 5 представляют собой химеры из ступеней друг друга.
В космическом центре Джонсона представлен Сатурн 5 с первой ступенью от SA 514, второй ступенью от SA 515 и третей ступенью ракеты SA 513, которую заменили на «Скайлэб». Единственный экземпляр, все ступени которого создавались для реальной лунной экспедиции.

Сатурн 5 в космическом центре имени Джонсона, Хьюстон

Вторая и третья ступень SA 514, вместе с тестовой первой ступенью (не создавалась для полета), представляют собой второй экземпляр Сатурна 5, выставленный в космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида.

В американском музее воздухоплавания и космонавтики выставлен Сатурн 5 составленный из трех тестовых ступеней, ракета не предназначалась для полета. Там же выставлен дублер станции «Скайлэб» — «Скайлэб — Б», переделанный из третей ступени SA 515.

Полу бутафорский тестовый Сатурн 5 в Хантсвилле, неправда ли находка для сторонников лунного заговора?

Первая ступень ракеты SA 515 осталась в Мичуде (около Нового Орлеана), где ее и собрали (там же собирали внешние топливные баки системы Спейс Шаттл).

В целом, в музеях сохранилось достаточно комплектов ступеней Сатурна 5 для сборки двух лунных версий этой ракеты (Все три ступени SA 514 и SA 515 с третей ступенью от SA 513). Так что «эксперты космической техники», коих много среди конспирологов, вполне могут оценить на месте могли ли ракеты Сатурн 5 выполнять свою официальную задачу, или нет.

Подпишитесь на нас




Top