Сделать схему алгоритма онлайн. «VBA Разработка алгоритма. Блок-схема. Структуры алгоритмов

Алгоритм - описанная на некотором языке точная конечная система правил, определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых дает решение поставленной задачи.Понятие алгоритма, являющееся фундаментальным в математике и информатике, возникло задолго до появления средств вычислительной техники. Слово «алгоритм» появилось в средние века, когда европейцы познакомились со способами выполнения арифметических действий в десятичной системе счисления, описанными узбекским математиком Муххамедом бен Аль-Хорезми.Слово алгоритм - есть результат европейского произношения слов Аль-Хорезми.Первоначально под алгоритмом понимали способ выполнения арифметических действий над десятичными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящей к решению поставленной задачи.Любой алгоритм существует не сам по себе, а предназначен для определенного исполнителя (человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.).Значение слова «алгоритм» очень схоже со значениями слов «рецепт», «метод», «процесс». Однако, в отличие от рецепта или процесса, алгоритм характеризуется следующими свойствами:

дискретностью, массовостью, определенностью, результативностью, формальностью.

Дискретность (разрывность) - это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят «Делится на шаги».

Массовость - применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например,алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е.,рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет.

Определенность (детерминированность, точность) - свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований. Также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов.

Результативность - свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Формальность - это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат.

1.2.Способы описания (виды) алгоритмов.

Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа.

Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг,электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е.словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью.

Псевдокод - описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основныеэтапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика. Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует. Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций.

Блок-схема - описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость»алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура или связанная линиями совокупность фигур.

Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем они настолько достаточны, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называютязыком программирования .

Программа - описание структуры алгоритма на языке алгоритмического программирования.

Задание алгоритмов с помощью блок-схем оказалось очень удобным средством изображения алгоритмов и получило широкое распространение.

Блок-схема алгоритма - графическое изображение алгоритма в виде связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) и блоков - графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.

Название символа

Обозначение и пример заполнения

Пояснение

Вычислительное действие или последовательность действий

Проверка условий

Модификация

Начало цикла

Предопределенный процесс

Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме

Ввод-вывод

Ввод-вывод в общем виде

Пуск-остановка

Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму

Документ

Вывод результатов

Символы блок-схемы

Блок «процесс » применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.

Блок «решение » используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «решение» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

Блок «модификация » используется для организации циклических конструкций. (Слово «модификация» означает «видоизменение, преобразование»). Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.

Блок «предопределенный процесс » используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.

Для примера приведем блок-схемы алгоритма нахождения максимального из двух значений:

Блок-схемы - это схемы, на которых показаны этапы процесса. Простые блок-схемы легко создавать, а благодаря простоте и наглядности фигур они также удобны для восприятия.

Примечание. Вы также можете автоматически создать простую блок-схему на основе данных, используя визуализатор данных в Visio Online (план 2). Дополнительные сведения см. в статье Создание схем с помощью визуализатора данных .

Шаблон "Простая блок-схема" в Visio содержит фигуры, которые можно использовать для наглядного представления разнообразных процессов. Он особенно полезен для отображения простых бизнес-процессов, таких как процесс разработки предложения, показанный на рисунке ниже.

В дополнение к шаблону "Простая блок-схема" в Visio доступны различные шаблоны схем более узкого назначения, таких как схемы потоков данных, временные шкалы и модели программного обеспечения.

Создание блок-схемы

    Запустите приложение Visio.

    Дважды щелкните значок Простая блок-схема .

    Чтобы соединить элементы блок-схемы, наведите указатель мыши на первую фигуру, и щелкните стрелку, указывающую на фигуру, с которой требуется создать соединение. Если вторая фигура находится не рядом с первой, необходимо перетащить маленькую стрелку к центру второй фигуры.

    Чтобы изменить направление стрелки соединительной линии, выберите соединение, а затем на вкладке в группе Стили фигур щелкните пункт Линия Стрелки и выберите нужное направление и вид стрелки.

Автоматическое выравнивание и интервалы

    Нажмите сочетание клавиш CTRL+A, чтобы выбрать все объекты на странице.

    На вкладке Главная в группе Упорядочение нажмите кнопку Положение и выберите пункт Автовыравнивание и определение интервалов .

Если это не привело к нужному результату, отмените ее, нажав сочетание клавиш CTRL+Z, и воспользуйтесь другими параметрами меню кнопок Выравнивание и Положение .

Что представляют блок-схемы

При открытии шаблона Простая блок-схема открывается набор элементов Фигуры простой блок-схемы . Каждая фигура в этом наборе представляет собой тот или иной этап процесса. Но фигуры не имеют какого-то универсального смысла, их значение определяется создателями и пользователями блок-схем. В большинстве блок-схем используется три или четыре вида фигур, и этот диапазон расширяется только по специфической необходимости.

При этом названия фигур в Visio указывают на их применение. Ниже описаны наиболее распространенные фигуры.

Что представляют блок-схемы

В Visio 2010 есть множество других, специализированных наборов элементов и фигур, которые можно использовать в блок-схеме. Дополнительные сведения о других фигурах см. в статье .

Примечание: Не удается найти нужную фигуру? Дополнительные сведения о том, как найти другие фигуры, см. в статье Упорядочение и поиск фигур с помощью окна "Фигуры" .

Создание блок-схемы

    Откройте вкладку Файл .

    Вкладка Файл не отображается

    Если вкладка Файл не отображается, перейдите к следующему шагу процедуры.

    Выберите команду Создать и пункт Блок-схема , а затем в списке Доступные шаблоны выберите элемент Простая блок-схема .

    Нажмите кнопку Создать .

    Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

    Примечание: Сведения об использовании фигур для представления каждого шага процесса см. в разделе .

    По умолчанию используются прямоугольные

    Прямые соединительные линии

    Для возврата к обычному редактированию на вкладке Главная в группе Сервис нажмите кнопку Указатель .

    Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

    Чтобы изменить направление стрелки соединительной линии, выберите соединение, а затем в группе щелкните стрелку справа от надписи Линия , наведите указатель на пункт Стрелки и выберите нужное направление.

Печать большой блок-схемы

Перед началом печати нужно убедиться в том, что отображаемая в Visio страница документа содержит блок-схему полностью. Все фигуры, которые выходят за пределы страницы в Visio, не будут напечатаны.

Чтобы распечатать большую блок-схему, сделайте следующее:

Что представляют блок-схемы

Когда вы открываете шаблон "Простая блок-схема", также открывается набор элементов "Фигуры простой блок-схемы". Каждая фигура в наборе элементов соответствует конкретному шагу процесса.

Из фигур, входящих в набор элементов "Фигуры простой блок-схемы", широко используются только некоторые. Именно эти фигуры описаны ниже. Дополнительные сведения об остальных фигурах см. по ссылке (Менее популярные фигуры блок-схемы) в конце этого раздела.

Менее популярные фигуры блок-схемы

    Динамическая соединительная линия. Эта соединительная линия проходит в обход фигур, лежащих на ее пути.

    Это соединительная линия с настраиваемой кривизной.

    Это текстовое поле с рамкой, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Эта фигура не представляет этап процесса, но ее удобно использовать для размещения надписей на блок-схеме.

    Примечание. Это поле в квадратных скобках, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Как и "Поле с автоподбором высоты", эта фигура не представляет этап процесса. Используйте ее для добавления примечаний к фигурам блок-схемы.

    Ручной ввод. Это этап, на котором человек предоставляет информацию процессу.

    Ручная операция. Это этап, который должен быть выполнен человеком.

    Внутреннее хранилище. Эта фигура представляет данные, которые хранятся на компьютере.

    Прямые данные. Эта фигура представляет данные, которые хранятся таким образом, что к каждой отдельной записи возможен прямой доступ. Это соответствует способу хранения данных на жестком диске компьютера.

    Последовательные данные. Эта фигура представляет данные, которые сохраняются последовательно (например, данные на магнитной ленте). Считывать такие данные можно только последовательно. Например, чтобы обратиться к записи 7, нужно сначала просмотреть записи 1–6.

    Карта и бумажная лента. Эта фигура представляет перфокарту или бумажную ленту. В ранних компьютерных системах перфокарты и бумажные ленты использовались для записи и чтения данных, а также для хранения и запуска программ.

    Дисплей. Эта фигура представляет данные, отображаемые для пользователя (обычно на экране компьютера).

    Подготовка. Эта фигура обозначает инициализацию переменных при подготовке к выполнению процедуры.

    Параллельный режим. Эта фигура показывает, где два разных процесса могут работать одновременно.

    Предел цикла. На этой фигуре показано максимально возможное количество повторений цикла до перехода к следующему этапу.

    Передача управления. Эта фигура обозначает этап, на котором при выполнении некоторых условий происходит переход не к следующему, а к другому этапу.

Создание блок-схемы

    В меню Файл Создать , затем на пункт Блок-схема и выберите пункт Простая блок-схема .

    Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

    Соедините фигуры блок-схемы одним из указанных ниже способов.

    Соединение двух фигур друг с другом

    Соединение одной фигуры с несколькими с помощью одной точки соединения

    По умолчанию используются прямоугольные соединительные линии, и соединение точки на фигуре с тремя другими фигурами выглядит как на рисунке ниже.

    Чтобы соединительные линии исходили прямо из центральной точки первой фигуры и вели к точкам на всех других фигурах, необходимо задать Прямые соединительные линии , как показано на приведенном ниже рисунке.

    На панели инструментов Стандартная щелкните инструмент Указатель , чтобы вернуться в обычный режим правки.

    Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

    Чтобы изменить направление соединительной линии, в меню наведите указатель мыши на пункт Операции и выберите пункт Обратить концы .

Печать больших блок-схем

Наиболее простой способ вывести на печать блок-схему, размеры которой превышают размеры бумаги, - распечатать ее на нескольких листах, а затем склеить их.

Перед началом печати нужно убедиться в том, что отображаемая в Visio страница документа содержит блок-схему целиком. Все фигуры, которые выходят за пределы страницы в Visio, не будут напечатаны. Чтобы проверить, помещается ли блок-схема на страницу документа, используйте предварительный просмотр в диалоговом окне Параметры страницы (меню Файл , пункт Параметры страницы , вкладка Настройка печати ).

1. Блок-схема. размер которой слишком велик для страницы документа Visio.

2. Блок-схема, которая помещается на страницу документа Visio.

Изменение размера страницы документа Visio в соответствии с размером блок-схемы

    Когда открыта блок-схема, в меню Файл выберите пункт Параметры страницы .

    Откройте вкладку Размер страницы .

    На вкладке Размер страницы щелкните .

Чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати, в меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр . На рисунке ниже показана блок-схема, которая будет распечатана на четырех листах формата Letter.

Печать больших блок-схем на нескольких листах бумаги

    В меню Файл выберите пункт Параметры страницы .

    На вкладке Настройка печати в поле Бумага в принтере выберите нужный размер бумаги, если он еще не задан. Не нажимайте кнопку ОК .

    Откройте вкладку Размер страницы и щелкните Изменять размеры по содержимому . В окне предварительного просмотра теперь видна разница между новой страницей и бумагой в принтере.

    Нажмите кнопку ОК .

    В меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр , чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати.

    Примечание: Между страницами могут отображаться затененные поля. Они соответствуют тем областям, которые будут распечатаны на обоих листах. Это позволяет склеить листы таким образом, чтобы на блок-схеме не было пустых промежутков.

    После завершения печати можно обрезать поля, расположить страницы надлежащим образом и склеить их.

Блок схемы онлайн представляют собой графическую модель алгоритма, в которой шаги отображаются с помощью блоков, а связи – соединяющими блоки линиями.

Это универсальный и наглядный способ представления логики работы программы или процесса, доступный для понимания даже неспециалистам.

Часто к составлению блок-схем прибегают именно программисты.

Для чего нужна блок-схема программисту?

Язык блок-схем (UML, flowchart) – это уникальный способ общения программиста с заинтересованными непрограммистами, а также элемент документации на продукт программного типа.

В простых случаях для объяснения функционирования фрагмента кода или простенькой программки блок-схему можно создать с помощью любого .

Но когда в программе сотни-тысячи строк, несколько десятков модулей, то лучше воспользоваться специальными программами, которые выполняютпостроение блок схемпо исходному коду.

Программы и онлайн-сервисы для построения блок-схем

При возникновении проблемы, современный способ мышления сразу же предлагает воспользоваться возможностями и поискать онлайн-сервис, который решил бы проблему.

Поэтому часто ищут сервисы, которые строят по коду блок-схемы онлайн по коду, например, Delphi, Паскаль и даже блок-схемы по коду с++.

Ввиду специфики, встречающиеся в сети наскоро собранные сервисы очень часто не соответствуют минимальным требованиям:

  • не поддерживают ряд операторов языка программирования и в результате неправильно строят схему;
  • построенные схемы не выдерживают критики в отношении аккуратности прорисовки;
  • невозможность сохранить построенную схему в требуемом формате и т.д.

Намного эффективней искать программные приложения с требуемой функциональностью. Что касается онлайн-сервисов.

То внимания достойны универсальные оболочки для построения блок-схем и уникальная пока библиотека .

FCeditor

FCeditor– это простая и симпатичная программа, которая позволяет создавать программный код из файлов.pas (Паскаль, Delfi) и.cs (С#).

Для преобразования имеющегося файла с кодом достаточно импортировать его в программу («Файл – Импортировать»…).

По завершении анализа файла в левой части появится дерево классов, в панели вкладок – вкладка файла, во вкладке файла – вкладки схем каждого из методов и схемы всей программы, а также вкладка кода.

Обратите внимание! Аккуратную блок-схему можно экспортировать в один из популярных графических форматов (jpg, bmp, png, gif и tiff).

К преимуществам программы можно отнести русский интерфейс.

Autoflowchart

ПрограммаAutoflowchart,при своем минималистичном оформлении, предоставляет удобный и информативный интерфейс.

Главное окно разделено на три части: древовидное представление кода, текст кода и в правой части - большое поле, в котором отображается блок-схема.

В программе реализована функция подсветки соответствующих элементов (на схеме, в коде и древовидной структуре) и сворачивания вложенных структур.

Доступен экспорт не только файлы графических форматов, но и в популярные офисные приложения – документ , Visio, а также в виде файла SVG или .

К тому же, код можно редактировать непосредственно в программе с моментальным отображением изменений в схеме.

Поддерживает множество языков программирования: Pascal, Delphi, C++.

Code Visual to Flowchart v6.0

Впечатляющей функциональностью отличается программаCode Visual to Flowchart v6.0.

Интерфейс представлен окном с тремя полями.

В левой части находятся вкладки со структурой проекта и структурой классов, в центральной части – код программы, в правой – блок схема выделенного фрагмента.

Пожалуй, необходимые начало и конец, преобразуемого в блок-схему кода, – особенность этой программы.

Схема может быть экспортирована в форматы продуктов пакета , в графический формат bmp или png.

Важно! Все упомянутые программы предоставляются на платной основе и чтобы задействовать полный функционал программ, нужно оплатить право их использования.

Блок-схема может также служить инструментом первичной разработки программы.

Программист сначала продумывает и фиксирует логику работы будущего программного кода с помощью блок-схемы.

После этого с опорой на схему пишется непосредственно программный код.

Для удобного построения блок-схем существуют онлайн-сервисы. Давайте подробнее остановимся на draw.io и google charts.

Draw.io

Draw.ioможно назвать универсальным онлайн-редактором блок-схем. В нем пользователю предоставляется множество разнообразных наборов блоков и удобный инструментарий.

Любой блок может быть отформатирован и видоизменен, можно создавать собственные виды блоков и использовать внешние картинки из файлов.

Готовую схему можно импортировать в виде документа офисного приложения (), графического растрового (png, gif и jpg) или векторного (svg) файла.

Этот сервис с обширными функциональными возможностями не требует оплаты за использование – он бесплатный.

Google chart

Своеобразный и богатый инструмент для создания диаграмм, схем и визуализаций –Google chart API.

Разработка блок-схемы алгоритма решения задачи

Цель работы : изучение графического способа описания алгоритма решения задачи.

Задачи работы :

    ознакомиться с основными способами представления алгоритмов;

    освоить графический способ описания алгоритмов.

1.1. Порядок выполнения работы

    Изучите теоретические сведения по теме данного раздела (п. 1.2)

    Ознакомьтесь с постановкой задачи (п. 1.3). Вариант задания соответствует вашему номеру в списке группы.

    Разработайте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.

    Ответьте на контрольные вопросы.

    Подготовьте отчет о выполнении практической работы, который должен содержать:

    титульный лист;

    цель практической работы;

    постановку задачи;

    блок-схему алгоритма решения поставленной задачи;

    ответы на контрольные вопросы;

    выводы по практической работе.

1.2. Общие сведения

Одним из наиболее трудоемких этапов решения задачи на ЭВМ является разработка алгоритма.

Под алгоритмом понимается точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.

Основными характерными свойствами алгоритма являются:

    детерминированность (определенность) – при заданных исходных данных обеспечивается однозначность искомого результата;

    массовость – пригодность для задач данного типа при исходных данных, принадлежащих заданному подмножеству;

    результативность – реализуемый вычислительный процесс выполняется за конечное число этапов с выдачей осмысленного результата;

    дискретность – возможность разбиения алгоритма на отдельные этапы, выполнение которых не вызывает сомнений.

Выделяют следующие типы вычислительных процессов :

    Линейный вычислительный процесс.

Для получения результата необходимо выполнить некоторые операции в определенной последовательности.

    Разветвленный вычислительный процесс.

Конкретная последовательность операций зависит от значений одного или нескольких параметров. Например, если дискриминант квадратного уравнения не отрицателен, то уравнение имеет два корня, а если отрицателен, то действительных корней нет.

    Циклический вычислительный процесс

Для получения результата некоторую последовательность действий необходимо выполнить несколько раз. Например, для того, чтобы получить таблицу значений функции на заданном интервале изменения аргумента с заданным шагом, необходимо соответствующее количество раз определить следующее значение аргумента и посчитать для него значение функции.

В свою очередь, существуют также несколько типов циклического вычислительного процесса , а именно:

    Счетные циклы (циклы с заданным количеством повторений) – ­­ это циклические процессы, для которых количество повторений известно.

    Итерационные циклы – это циклические процессы, завершающиеся по достижении или нарушении некоторых условий.

    Поисковые циклы – это циклические процессы, из которых возможны два варианта выхода:

Выход по завершению процесса;

Досрочный выход по какому-либо дополнительному условию.

По типу вычислительного процесса, реализуемого алгоритмом, различают:

Алгоритмы линейной структуры;

Алгоритмы разветвленной структуры;

Алгоритмы циклической структуры.

Алгоритмы решения практических задач обычно имеют комбинированную структуру, то есть включают в себя все три типа вычислительных процессов.

К изобразительным средствам описания алгоритмов относятся следующие основные способы их представления:

Словесный (записи на естественном языке);

Структурно-стилизованный (записи на алгоритмическом языке и псевдокод);

Графический (изображение схем и графических символов);

Программный (тексты на языках программирования).

Словесный способ описания алгоритма представляет собой описание последовательных пронумерованных этапов обработки данных и задается в произвольном изложении на естественном языке.

Пример 1.1.

Алгоритм сложения двух чисел (a и b).

    Спросить, чему равно число a.

    Спросить, чему равно число b.

    Сложить a и b, результат присвоить с.

    Сообщить результат с.

Достоинством данного способа является простота описания, а к недостаткам можно отнести то, что такой подход многословен и не имеет строгой формализации, поэтому допускает неоднозначность толкования отдельных предписаний, в силу чего словесный способ представления алгоритма не имеет широкого распространения.

Для строгого задания различных структур данных и алгоритмов их обработки требуется иметь такую систему формальных обозначений и правил, чтобы смысл всякого используемого предписания трактовался точно и однозначно. Соответствующие системы правил называются языками описаний . К ним относятся алгоритмические языки (псевдокоды), блок-схемы и языки программирования.

Структурно-стилизованный способ описания алгоритма основан на записи алгоритмов в формализованном представлении предписаний, задаваемых путем использования ограниченного набора типовых синтаксических конструкций, называемых часто псевдокодами.

Достоинством псевдокодов является близость к языкам программирования, а недостатками, в свою очередь, являются сложность освоения и невозможность непосредственного ввода алгоритма для решения на ЭВМ, т.е. необходимость перевода на язык программирования.

Графический способ описания алгоритма предполагает, что для описания структуры алгоритма используется совокупность графических изображений (блоков), соединяемых линиями передачи управления. Такое изображение называется методом блок-схем .

Блок-схема алгоритма – это графическое представление хода решения задачи. Блок-схема состоит из блоков, соединенных линиями, а блоки изображаются в виде геометрических фигур, называемых символами. Внутри символов записываются указания о выполняемых блоком функциях – формулы, текст, логические выражения. Вид символов и правила выполнения блок-схем стандартизированы – ГОСТ 19.701-90 содержит перечень символов, их наименования, отображаемые функции, формы и размеры, а также правила выполнения схем. При разработке алгоритма каждое действие обозначают соответствующим блоком, показывая их последовательность линиями со стрелками на конце. Названия, обозначения и назначение элементов блок-схем приводится на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Основные блоки

Следует упомянуть некоторые основные правила выполнения блок-схем, которыми надлежит руководствоваться при графическом описании алгоритмов. Начало алгоритмов отмечается символом "Терминатор", из которого выходит одна линия. В нем записывается слово "Пуск" ("Начало"). Конец алгоритма отмечается этим же символом, в котором записывается слово "Останов" ("Конец"). В этом случае данный символ не имеет ни одной выходной линии, а на него может замыкаться одна или более линий. Символ “Процесс” может иметь одну или несколько входных линий и только одну выходную. Внутри символа может быть записано несколько предписаний – в этом случае они выполняются в порядке записи. Представление отдельных операций достаточно свободно. Для обозначения вычислений можно использовать математические выражения, для пересылки данных – стрелки, для других действий – пояснения на естественном языке, например, А: = Х + 4; i: = i + 1, ––> B.

Линии потока должны быть параллельны сторонам листа. Основные направления линий потока – сверху вниз и слева направо – стрелкой не обозначаются. В других случаях на конце линии потока ставится стрелка, а в месте слияния линий ставится точка. Если блок-схема не умещается на одном листе, используют соединители. При переходе на другой лист или получении управления с другого листа в комментарии указывается номер листа, например "с листа 3" "на лист 1".

Для записи алгоритма любой сложности достаточно трех базовых структур :

    следование - обозначает последовательное выполнение действий (рис. 1.2, а);

    ветвление - соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 1.2, б);

    цикл-пока - определяет повторение действий, пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 1.2, в).

Рисунок 1.2 – Базовые алгоритмические структуры

Кроме этого, при описании алгоритмов используются дополнительные алгоритмические структуры , производные от базовых, каждая из которых может быть реализована через базовые структуры:

    выбор - выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (рис. 1.3, а, б);

    цикл-до - повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 1.3, в, г);

    цикл с заданным числом повторений (счетный цикл ) повторение некоторых действий указанное число раз (рис. 1.3, д, е).

Рисунок 1.3 – Реализация дополнительных алгоритмических структур

через базовые структуры

Рассмотрим примеры графического описания алгоритмов различных типов: линейного, разветвляющегося, циклического и комбинированного (рис. 1.4 – 1.7).

Пример 1.2. Линейный алгоритм.

Алгоритм вычисления значения выражения K=3b+6а (рис. 1.4) .

Рисунок 1.4 – Пример блок-схемы линейного алгоритма

Пример 1.3. Разветвляющийся алгоритм.

Алгоритм, определяющий, пройдет ли график функции y=3x+4 через точку с координатами x1,y1 (рис. 1.5).

Рисунок 1.5 – Пример блок-схемы разветвляющегося алгоритма

Пример 1.4. Циклический алгоритм.

Алгоритм, определяющий факториал натурального числа n (рис. 1.6):

n ! = 1*2*3*….*(n -1)* n

5!=1*2*3*4*5=120

Рисунок 1.6 – Пример блок-схемы циклического алгоритма

Пример 1.5. Комбинированный алгоритм.

Необходимо определить наибольший общий делитель двух натуральных чисел А и В.

Для решения поставленной задачи используем алгоритм Евклида, который заключается в последовательной замене большего из чисел на разность большего и меньшего, пока числа не станут равны. Рассмотрим данный алгоритм на двух примерах.

Пример (а): А=225, В=125. Применяя алгоритм Евклида, получаем для А и В наибольший общий делитель, равный 25.

Пример (б): А=13, В=4. В этом случае наибольший общий делитель А и В равен 1.

B

50-25=25

Блок-схема алгоритма Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел показана на рис. 1.7.

Рисунок 1.7 – Пример блок-схемы комбинированного алгоритма

Блок-схема алгоритма детально отображает все особенности разработанного алгоритма, но иногда такой высокий уровень детализации не позволяет выделить суть алгоритма. В этих случаях для описания алгоритма используют псевдокод . Псевдокод базируется на тех же основных структурах, что и структурные схемы алгоритма (табл. 1.1).

Пример 1.6. Описание алгоритма Евклида на псевдокоде .

Алгоритм Евклида:

Ввести А,В

цикл-пока А ≠ В

если А > В

то А:= А - В

иначе В:= В - А

все - если

все-цикл

Вывести А

Конец алгоритма.

Таблица 1.1 – Пример псевдокода для записи базовых алгоритмических структур

Структура

Псевдокод

Структура

Псевдокод

Следование

Выбор

Все-выбор

Ветвление

Если

заданным

количеством повторений

Для =

иначе

Все - если

Все-цикл

Цикл-пока

Цикл-пока

Выполнять

Все-цикл

1.3. Задачи для составления блок-схем алгоритмов

    Дано целое число m>1.

Получить наименьшее целое k, при котором 4 k >m.

Вычислить произведение

    Дано целое число n.

Получить наименьшее число вида 2 r , превосходящее n (r - натуральное).

    Даны целые числа n, k (n  k  0).

Вычислить.

    Дано натуральное число n и действительное число a.

Вычислить произведение .

    Дано натуральное число n.

Вычислить сумму .

    Даны действительное число х и натуральное число n.

Вычислить, не используя операцию возведения в степень.

    Дано натуральное число n.

Вычислить сумму:

    Даны действительные числа x и a, натуральное n.

Вычислить:

Вычислить:

    Даны натуральные числа n, m. Получить сумму m последних цифр числа n.

    Пусть n- натуральное число. Вычислить сумму.

    Дано натуральное число n.

Вычислить сумму:

Контрольные вопросы

    Дайте определение алгоритма.

    Перечислите основные свойства алгоритмов и раскройте их сущность.

    Как подразделяются алгоритмы по типу реализуемого вычислительного процесса?

    Какие способы описания алгоритмов вам известны?

    Что понимается под графическим способом описания алгоритмов? В чем состоит преимущество данного способа перед словесным описанием алгоритма?

    Курсовая работа >> Информатика

    Весов ребер оставного дерева. 2.4 Блок -схема Рисунок 7 – Блок -схема алгоритма решения задачи 2.5 Обоснование выбора языка программирования Турбо... , интегрированную среду, намного ускоряющую процесс разработки программ. Этот программный продукт прошел...

  1. Алгоритмы и основы программирования

    Практическая работа >> Информатика, программирование

    Составление программ решения различных задач на электронных вычислительных машинах; наука, занимающаяся разработкой методов... . Блок -схема данного линейного алгоритма показана на рисунке 4. Пример 1. Вычислить при x=2,3 В общем случае, алгоритм решения ...

  2. Построение блок схем алгоритмов . Алгоритмические языки высокого уровня

    Реферат >> Информатика

    Подход к решению поставленных задач . Задачи реализованы на трех различных языках программирования. Блок -схемы алгоритмов , листинги программ... время. Алгоритм решения задачи получается более эффективным, если ис­пользовать метод пошаговой разработки , суть...

  3. Системное и программное обеспечение

    Реферат >> Информатика

    ... : Разработка блок схемы алгоритма решения задачи по контролю знаний слушателей ФПК. ОписаниеФФффуввыа блоков схемы алгоритма решения задачи . Блок 1 ... – ввести имя (обозначение) задачи , ввести...

31.01.2019 Learnpascal

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Найти: S, P

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Program Rectangle; Var a, b, S, P: integer; Begin write("Введите стороны прямоугольника!"); readln(a, b); S:=a*b; P:=2*(a+b); writeln("Площадь прямоугольника: ", S); write("Периметр прямоугольника: ", P); End.

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal:

Program Rasstoyanie; Var V1, V2, S, T, S1: integer; {Ввод } begin write("Введите скорость первого автомобиля: "); readln(V1); write("Введите скорость второго автомобиля: "); readln(V2); write("Введите время: "); readln(T); write("Введите расстояние между автомобилями: "); readln(S); S1:=(V1+V2)*T+S; writeln("Через ", t,"ч. расстояние ", S1," км."); End.

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:


Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.




Top