Сценарий родительской конференции «Секреты семейного воспитания. Родительская конференция в ДОУ: «Папа — воспитатель
Сценарий родительской конференции: «Возьмемся за руки друзья или взаимодействие школы и семьи»
Лабутина Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО "Игримская школа искусств", п. ИгримОписание материала: предлагаю сценарий общешкольной родительской конференции, которая проходит в начале учебного года. Материал будет интересен заместителям директора, педагогам школ, воспитателям, методистам детских садов.
Цель: мотивированные родителей на взаимодействие со школой, демонстрация учебно-воспитательных результатов школы.
Демонстрационный материал: презентация "Если ребенок..., то...", видеоролик о школе, видеопрос детей "Заповеди родителя", заставка-эмблема школы.
В фойе оформлена выставка работ учащихся. Работает регистрационная служба.
Перед началом конференции на экране мелькают фото о школьной жизни с музыкой.
На входе в актовый зал размешена надпись:
В зал садится, приглашаем,
К сотрудничеству призываем,
Должны помнить мы всегда:
Школа - дом – одна семья.
Начинаем ровно в шесть,
Всех проблем не перечесть,
Но важней всего одна –
Школа - дом – одна семья.
Ход конференции:
Звучит песня о семье и школе, в исполнении ученического детского коллектива «Новый день» (или любая другая, подходящая под тему конференции)
Ведущий:
Добрый вечер, дорогие гости! Здравствуйте, дорогие друзья! Позвольте именно так называть Вас, не взирая, на возраст и ранги, ведь сегодня здесь собрались друзья большой семьи, под названием «МБОУ СОШ №…».
Собрались те, кто убежден в серьезности мнения, что семья – это наша крепость, которая защищает нас от многих невзгод и дает вдохновение душе!
Наша школа – это тоже своего рода семейный очаг. И как у каждой семьи у нас есть свой хозяин дома.
Право открыть ежегодную родительскую конференцию предоставляется директору школы (Ф.И.О.)….
Рассказать о результатах работы всего педагогического коллектива, успехах наших обучающихся я приглашаю заместителя директора ….
Ведущий:
Цель воспитания
- это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, нравственно богатая личность. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное и социальное воспитание.
Если говорить точнее, то цель школьного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира Данная цель реализуется через урочную, внеурочную деятельность, факультативы, элективы, внеучебные мероприятия, организуемые в нашей школе. Чтобы вы, уважаемые родители, смогли окунутся в школьный мир своих детей, мы приготовили для вас следующий видеоролик.
Видеоролик о школе
(видеоэкскурсия по школе, интервью детей:что такое школа, основные направления учебной и внеурочной деятельности).
Ведущий:
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у нас, копируют поведению окружающих, проще говоря, учатся жить у жизни.
Итак, если: (презентация с картинками
)
1. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
2. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
3. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
7. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя и других).
8. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).
А как видят воспитание ваши дети, наши ученики? Итак, мы попытались с детьми создать заповеди родителя, а что у нас из этого получилось, мы сейчас увидим… (видеоопрос детей)
Ведущий:
Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. С каждым годом возрастает роль родителей не только в процессе обучения школьников, но и процессе управления школой. Родители, входя в Управляющий совет школы, могут обсуждать и договариваться, в каком направлении развиваться школе, включаться в реализацию поставленных целей и задач.
Так у нас функционирует УС, в состав которого входят родители, старшеклассники, педагоги. И сейчас я передаю слово председателю УС, которая расскажет нам о результатах деятельности ее команды (краткий отчет председателя Управляющего Совета и вручение грамот).
Ведущий:
Перевыборы членов УС…
Секретарем нашей конференции сегодня будет
Я предлагаю выбрать счетную комиссию __________________________
Прошу предлагать кандидатуры педагогов…
Предлагаем кандидатуры родителей…
Итак, голосуем за предложенные кандидатуры
Перевыборы завершены. Поздравляю членов нового УС!
Ведущий: Очень важно в нашей жизни задавать вопросы и вовремя получать на них ответы.
Ведущий:
Итогом любой конференции является вынесение решения. Эта конференция не стала исключением, поэтому мы предлагаем проголосовать за следующее решение:
1. Положительно оценить работу педагогического и родительского коллективов школы по укреплению и развитию сотрудничества школы и семьи.
2. Для достижения наибольшей эффективности совместной работы школы и семьи, создания условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов:
- организовать проведение в школе Дня открытых дверей (февраля);
- привлекать родителей в школьные и классные мероприятия.
3. Утвердить кандидатов в Управляющий Совет школы.
Кто согласен с вынесенными решениями, прошу голосовать. Решение одобрено большинством голосов. Спасибо за ваш выбор!
Наша конференция подходит к концу, а закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г. Белинского «На родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей людьми, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Хорошо воспитанные дети - эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. И пусть в этой жизни у каждого ребенка всегда будет рядом до¬брый и надежный друг, родитель, наставник.
На этом наша конференция окончена!
Спасибо за внимание и плодотворную работу!
Успехов вам в воспитании ваших детей!
Педагог-психолог Яснова Александра
Геннадьевна
Социальный педагог Дмитренко Лолита Ивановна
Лицей № 395 Красносельского района
Санкт-Петербурга
В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.
“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.
Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этого направления мы проводим:
- тематические активные родительские собрания (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);
- анкетирование родителей на предмет оценки степени успешности прохождения адаптационного периода ребенка к школе, особенностей поведения дома и реакции на изменение нагрузки (при переходе из начальной школы в среднюю); анкетирование на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;
- проведение традиционной игры “Дорога в 5-й класс”, в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие “учительребенокродитель”;
- проведение спортивной игры “Папа, мама и я – спортивная семья” , целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;
- посвящение в “Ученики” первоклассников , в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя. В период завершения адаптации первоклассников к школе это выполняет функции укрепления статуса ученика, активизирует активную позицию родителя, сплачивает родителей и педагогов в воспитании, обучении и развитии учащихся;
- проведение родительских конференций. Их девизом стали строки:
“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”
Цели конференций:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родительребенокшкола”.
Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.
Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении № 1). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.
Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родительребенокучитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.
Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 56-х классов).
Задачи:
- Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
- Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
- Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.
К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.
Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме. В приложении № 2 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.
В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 56-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):
Какими бы ты хотел видеть своих родителей?
Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.
На конференции выступали родители члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова, рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 56-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.
При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, которую мы планировали провести в 2003 году.
Родительская конференция
“Воспитание волевых качеств у школьников”
(5 апреля 2003 года)
Задачи:
- Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
- Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
- Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.
Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.
При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.
Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.
Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.
После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой - “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.
Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в приложении № 3 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).
После обсуждения темы “Я-сообщений” следовало задание на том же бланке: “Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению” (см. приложение № 3).
После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.
Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.
В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:
- Что такое сила воли?
- Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
- Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
- Кто тебе может помочь в развитии воли?
Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 57 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.
Программа конференции включала следующие выступления:
- Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
- Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
- Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
- Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
- Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).
При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.
Приложение 1
Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах
Приложение 2
Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:
Бланк для обсуждения ситуаций по классам:
5-е классы
Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…
6-е классы
Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…
Приложение 3.
Задание № 1.
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” | Огорчение, обида | Ты очень расстроилась, и было очень обидно |
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!” | ||
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.” |
Задание № 2.
Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”, и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
- Да сколько же раз тебе надо говорить!
- Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
- Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Родительская конференция как форма родительского образования
Вавилина Нина Михайловна
зав. кафедрой педагогики КГАОУ
ДПО «Коми-Пермяцкий ИУУ»,
г. Кудымкар
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Родительская научно-практическая конференция – форма работы, предусматривающая, помимо изложения теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом представителей всех участников: родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений. Конференция позволяет обсудить и решить обозначенный круг вопросов.
В начале XXI века российское общество подверглось сильным изменениям. Это и ускоренный темп жизни, и недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, и низкая социально-психологическая культура общения. Наблюдается разрушение сложившихся норм и традиций семейного уклада. Но именно в семье закладываются ценностные составляющие будущей личности и родители выступают как носители ценностных отношений к миру.
Проведение конференций в институте по заочной и очной формам давно стало традицией. Но это конференции для педагогов образовательных учреждений. В 2012-13 учебном году впервые была проведена родительская конференция «Родительское образование как основа духовно-нравственного воспитания ребенка». Инициатором проведения стала Г.Ф. Четина, доцент кафедры педагогики, действующий заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» Кудымкарского муниципального района. Галина Филипповна прошла школу Е.В. Бачевой, ректора НОУДО «Академия родительского образования», по урокам семейной любви и активно внедряет эти знания на практике в своей школе.
16 марта 2013 года в здании ИУУ собрались родители детей школ г.Кудымкара и всех шести районов Коми-Пермяцкого округа.
На пленарном заседании прозвучали слова о значимости семьи и родительского образования, о духовности и нравственности как ценностях общества, необходимости в их возрождении. Семейные коллективы Кудымкарского муниципального района музыкально украсили начало конференции. Далее работа продолжилась в пяти секциях. Обсуждение шло по более узким направлениям в кругах от 8 до 20 человек.
Секция «Организация взаимодействия и делового партнерства школы и семьи» была самая многочисленная, так как вопрос актуальный и вызвал интерес, как родителей, так и представителей школ. Партнерство – это союз семьи и образовательного учреждения, взаимообогащающий симбиоз родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны. Большинство проблем, касающихся ребенка, могут и должны решаться только через родителей, которые, в свою очередь, должны осознать, что они являются полноправными партнерами образовательного учреждения в разработке и воплощении в жизнь конкретных образовательных целей. Особый практический интерес был у родителей Гайнского района, где создан районный Родительский совет. Наиболее значимыми были выступления: «Опыт работы по взаимодействию семьи и школы» (МАОУ «В-Иньвенская СОШ») и «Совместная деятельность родителей 6 класса и школы по воспитанию детей» (МОБУ «Гимназия №3»).
Объединение усилий школы, детского сада и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы как мотивация учения и посещения дошкольного учреждения, формирование ценностного отношения к здоровью. На секции «Здоровый образ жизни – образ жизни каждой семьи» участники увидели систему работы по здоровьесбережению с детьми от дошкольного возраста до старшеклассников, а также с приёмными детьми. Участникам секции были предложены комплексы физкультурных упражнений, используемые родителями с детьми в домашних условиях.
Секция «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений» проходила в форме тренинга. Были использованы упражнения из книги В.Сатир «Как строить себя и свою семью». Рефлексируя после упражнений, родители говорили об осознании детского поведения и о том, как его регулировать. Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. На мастер-классе интерес вызвало упражнение «Благословение».
Когда говорят о воспитании детей, то принято говорить о любви, но это должна быть особенная любовь, предполагающая постоянную внутреннюю работу. На секции «Семейные традиции. Уроки семейной любви» проведён мастер-класс по осознанию любви к себе - женщине. Опытом делились родители и педагоги, которые отметили важность собственного примера, искренность в отношениях со своими и приёмными детьми, о необходимости сохранения семейных традиций.
На секцию «Семейное чтение. Сказка ложь, да в ней намёк…» была приглашена Н.Н. Анфалова, зам. директора по работе с детьми из «Коми-Пермяцкой библиотеки им. А.Н. Зубова». Сказки от нас уходят. Их вытесняют компьютерные игры, Интернет, мультяшные сериалы с одинаковыми японо-диснеевскими персонажами и лицами, мобильные телефоны, умопомрочительные аттракционы в парках, фантастические игрушки и прочее. Работа секции была посвящена значимости домашнего чтения. Нина Николаевна рассказала о работе библиотеки с семьями, познакомила с самыми читающими. Она пригласила на конференцию для работы в секции семьи Дерябиных и Вотинцевых, которые показали семейные инсценировки стихов и сказок. Важный момент в воспитании - вызвать развить у ребенка эмоциональный отклик. В родительской методике воспитания и образования также важен элемент импровизации и юмор. На секции было уделено внимание и коми-пермяцким сказкам, и изучению родного языка, - это тоже фактор формирования этнической идентичности, усвоении культурных норм и ценностей, вербального и невербального поведения.
На конференции присутствовало около 100 человек – это родители более 150 родных и 22 приёмных детей. Конференция прошла в атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов отметили хорошую организацию и содержательную наполненность мероприятия. Были одобрены рекомендации, прозвучало предложение о включении в нее большего количества мастер-классов и сделать родительскую конференцию традиционной в институте.
На первой окружной родительской конференции собрались единомышленники, круг которых растёт и ширится. Хочется верить, что благодаря заинтересованности педагогов, психологов и библиотекарей родители научаться любить друг друга и своих детей, уважать себя и других. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующая личность от родителей.
Родительская конференция способствует родительскому образованию, решает задачи формирования у родителей интереса и потребностей в повышении культуры педагогического труда, родительской компетентности в овладении психолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития ребенка, демонстрации примеров успешного воспитания, распространение положительного опыта семейной жизни.
Библиографический список
Антонюк И. «Почта психологу» - альтернативное взаимодействие с родителями. Воспитание в школе. 2011-№2.
Борисова Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы. Начальная школа. 2012-№6.
Гурьянова М.П. Сельская семья в современном обществе: взгляд педагога. Директор сельской школы. 2011-№4
Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка. Образование в современной школе. 2011-№10.
Казеичева И.Н. Родительский клуб как ресурс развития партнерских отношений. Начальная школа. 2013-№3.
Карпова О.В., Караваева В.А. Научно-практическая конференция для родителей обучающихся. Управление начальной школой. 2011-№12.
Провоторова В.П. Патриотическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании. Начальная школа. 2013-№4.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс. 1992.
Чистоева М.М. О моем опыте воспитания сыновей. Воспитание школьников. 2011-№3.
Приложение
Открытие конференции
Работа секции «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений»
Предварительная работа к конференции: оформить выставку рисунков детей «Выходной день с папой» и выставку поделок; предварительные беседы с папами по вопросу выступления.
Педагог социальный. В последнее время педагогов и родителей тревожит тот факт, что воспитанием детей занимаются в основном мамы. Как же получается, что роль отца в большинстве семей сведена до нуля? Почему очень часто малыш не находит в отце не только свой идеал, но и просто доброго и сердечного друга? И не потому ли он ищет этот идеал в других людях, далеко не всегда отвечающих лучшим человеческим качествам?
Доклад педагога социального
Отцовство - самое замечательное, что переживает большинство мужчин, т. к. они ощущают себя в новом качестве, становясь более открытыми.
«Материнская любовь больше оберегает малыша, отцовская больше развивает его; материнская воспитывает душу, отцовская - силу и разум. Сильные их стороны хорошо дополняют друг друга. И в идеале две эти односторонние любви могут сложить очень уравновешенную пару, могут создать психологический комфорт, в котором хорошо расти ребенку…» (Ю. Руриков).
.
Отец начинает заботиться о своем ребенке еще до рождения, прилагая терпение, силы и умения. Отцы могут дать своим детям невероятно много в психологическом, социальном, эмоциональном и физическом аспектах. Существует прямая связь между влиянием отца на ребенка и высоким интеллектуальным коэффициентом ребенка. В отцовской педагогике можно выделить воспитание чувства долга перед родными, трудолюбие, силу, выдержку, мужество.
Психологи считают, что отец может быть отличным воспитателем своих детей, т. к. у него богатый запас информации.
Мужское начало в воспитании - это справедливость, объективность, сдержанность, благодаря чему у ребенка развивается ум, логика, товарищество, умение постоять за себя и других.
Отцовство - могучий стимул для развития личности. В семье, где отец с любовью и симпатией относится к матери, где муж и жена совместно принимают решения о каждодневных делах, эти взаимоотношения, любовь и понимание переносятся на детей, ребенок в такой семье проявляет большую заботу о родителях, чем тот ребенок, который не знает отцовского примера, не ощущает его заботы, любви. Ведь не каждый мужчина понимает свою роль в воспитании ребенка, некоторые отгораживаются от семейной жизни, от детей, продолжая вести свой образ жизни, удовлетворяя лишь свои прихоти и желания.
Такие отцы создают в семье нервную обстановку, которую очень чутко воспринимает малыш, становясь раздражительным, нервным, порой агрессивным. Так отец, не понимая и не ощущая этого, становится врагом своему ребенку.
Семейные отношения оставляют огромный след в поведении ребенка, отражаются на его характере.
Вся жизнь ребенка - это стремление быть похожим на родителей. Уважительное отношение к нему в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь. .
Доклад заместителя заведующего по основной деятельности
Хороший отец - это воспитатель как сына, так и дочери.
Совсем не обязательно воспитание дочери является делом мамы. Добрые отношения между дочерью и отцом открывают путь к жизненному успеху. Если отец проявил внимание к красоте, опрятности, трудолюбию дочери, заинтересовался ее делами - у девочки будет легкий старт в жизни. В восточных философиях отцовская любовь сравнивается с лучами солнца, которым на земле все обязаны жизнью.
Мальчик, которого воспитывали и мать, и отец, вырастает крепким, морально здоровым и жизнестойким.
?
Только отец может показать, как поступает мужчина, научить уважать и любить женщину, мать, жену.
Очень важное значение имеет папа и в половом воспитании сына и дочери. Уже в первые месяцы жизни ребенка он играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать половую идентификацию. Именно отец может помочь сыну разобраться в непонятном, дать ему необходимые знания в области физиологии и гигиены, научит правилам этикета в отношениях с девочками.
В воспитании дочек папам нужно быть настороже, не применять методы «мужского» воспитания, т. к. часто это приводит к отрицательному результату: папа хочет сделать дочь сильной, уверенной в себе, а вырастает холодная, черствая эгоистка, старается воспитать ее мужественной - она начинает курить и приобщается к спиртному.
В воспитании девочек отцам необходимо чаще подчеркивать их женственность, аккуратность, желание быть такой, как мама.
Однако для правильного воспитания детей нужно расти и самим родителям.
Предложить отцам решить следующие ситуации:
* * *
Папа, войдя в комнату, услышал, как жена отчитывает ребенка. Голос жены срывался на крик, и в нем - столько боли!
- Вот, полюбуйся, - сказала она мужу, - отодрал у мишки лапы. А ведь только купили игрушку.
- Пустяк, не беда. Завтра поедем и новую купим, - ответил отец.
* * *
Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
- Вчера с папой и мамой ходили в гости, а вечером гуляли в парке; меня угощали мороженым.
- А бабушка была с вами? - спрашивает воспитательница.
- Она дом стережет, папа сказал - она хороший сторож. Нечего ей с нами по гостям ходить, - пренебрежительно ответил Вадик.
* * *
Четырехлетняя Лариса играет с куклами. Взяла ножницы и стала отрезать от новой косынки, которую папа принес в подарок маме, кусочки для кукол. Отец, увидев это, наказал Ларису, поставил ее в угол. Пришла мама, позвала отца в другую комнату и сказала, что Ларису нужно простить, объяснив ей, что она поступила неправильно. Отец не согласился с мнением мамы. Кто прав, и почему?
Примеры тем родительских конференций, проведенных в гимназии
1. Развитие школы - развитие ученика
Конференция была посвящена детальному знакомству с основными направлениями деятельности гимназии. Цель конференции - показать родителям возможности образовательной среды школы и то, как происходит взаимовлияние личности ученика и среды.
К родительской конференции были подготовлены подробные печатные материалы на тему «В помощь родителям». В начале конференции была представлена характеристика педагогического коллектива, информация об образовательных и учебных программах, исследовательской и инновационной работе гимназии, которая вызвала не менее пристальное внимание у родителей, чем сведения о непосредственной учебной деятельности.
Для обсуждения в группах были выбраны актуальные проблемы школьной жизни: роль родителей в школьном самоуправлении, степень ответственности семьи и школы в воспитании детей и другие. В завершающей части встречи были высказаны мнения групп по обсуждавшимся вопросам, приняты решения и подведены итоги.
2. Социальная и психолого-педагогическая защита ребенка
Конференция была посвящена вопросам социальной помощи и психолого-педагогической защиты ребенка. Заранее было проведено анкетирование родителей с целью выявить их мнения по данной проблеме. Информация из анкет помогла точнее подобрать необходимые для успешного проведения конференции материалы. В ходе пленарной части работы с сообщениями и комментариями по теме выступили специалисты-психологи. Представители администрации гимназии раскрыли педагогические аспекты защиты ребенка в школе, рассказали о том, как организация обучения и всей деятельности детей в гимназии влияет на психологическое благополучие школьников.
Затем обсуждение вопросов было продолжено в группах, а основные выводы и предложения обобщены во время подведения итогов встречи.
3. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса
В ходе пленарного заседания участникам были предложены материалы социологических исследований, проводимых среди учащихся, родители были ознакомлены с документами, регулирующими отношения участников образовательного процесса (Декларация прав ребенка, Устав гимназии, нормативные документы Министерства образования РФ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга). В ходе дискуссии были обсуждены вопросы коллективной ответственности за обучение и воспитание детей. Перед родителями выступил инспектор отдела по профилактике правонарушений РУВД. В заключение участники конференции приняли участие в деловой игре.
4. Сотрудничество родителей и педагогов в формировании образовательной среды гимназии
Тема конференции была составной частью трехдневной научно-практической конференции «Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития». Целями родительской конференции являлись: определение перспективных направлений развития сотрудничества родителей и школы в процессе формирования образовательной среды гимназии, формирование актива для реализации направлений сотрудничества.
В конференции приняли участие родители выпускников, выпускники и учащиеся гимназии.
По мере приближения первого в жизни своего ребенка школьного урока у родителей возникают тревоги относительно его готовности к обучению в школе. О том, как помочь будущему первокласснику подготовиться к принятию новой для него роли школьника, идет речь на занятиях родительского клуба «Накануне учебного года», который организован в московской гимназии № 1518.
Родительский клуб «Накануне учебного года»
Л.А. Боршевецкая, педагог-психолог гимназии № 1518 Москвы
Цель работы родительского клуба - развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.
Примерный план работы клуба
1. Деловая игра «Готовность к школе».
2. Урок общения для детей и взрослых «Школа - прошлое родителей и будущее детей».
3. Встреча с учителями школы.
Деловая игра «Готовность к школе»
Цели деловой игры
Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.
Материалы и оборудование
Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.
Ход деловой игры
Задание № 1
Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».
Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.
На выполнение этого задания отводится 3-5 минут , после чего проводится обобщение и анализ ответов.
Задание № 2
Психолог. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Хочет ли ваш ребенок идти в школу? |
|
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? |
|
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор? |
|
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? |
|
Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений? |
|
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? |
|
Умеет ли он изменять существительные по числам? |
|
Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? |
|
Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»? |
|
Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? |
|
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? |
|
Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? |
|
Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? |
|
Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук? |
|
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? |
|
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? |
Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
Для классных руководителей по... от всех форм небрежного отношения , жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка... жестокого обращения с детьми . Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей , воспитателей и...
Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе в
ДокументПо проблемам воспитания и обучения. Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому... вопросы родителей ; продумывается форма приглашения родителей на данное собрание; составляются и размножаются памятки для родителей . ...
Памятка для анализа работы учителя
ПамяткаНаправленности урока Памятка для анализа работы учителя... реализация дидактических принципов и результативности... и детьми ("над", "рядом", " вместе"); - преобладающее отношение к... методической поддержки (для экспертов, учителей, родителей , учеников). ...
Памятка для молодых специалистов (1)
ПамяткаЗдорового быта? Памятка для молодых специалистов " ... . Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи... для анализа и оценки существующих установок и принципов ... для мам и пап, живущих с детьми в городе, так и для родителей , живущих с детьми ...