Сценарий родительской конференции «Секреты семейного воспитания. Родительская конференция в ДОУ: «Папа — воспитатель

Сценарий родительской конференции: «Возьмемся за руки друзья или взаимодействие школы и семьи»

Лабутина Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО "Игримская школа искусств", п. Игрим

Описание материала: предлагаю сценарий общешкольной родительской конференции, которая проходит в начале учебного года. Материал будет интересен заместителям директора, педагогам школ, воспитателям, методистам детских садов.

Цель: мотивированные родителей на взаимодействие со школой, демонстрация учебно-воспитательных результатов школы.

Демонстрационный материал: презентация "Если ребенок..., то...", видеоролик о школе, видеопрос детей "Заповеди родителя", заставка-эмблема школы.

В фойе оформлена выставка работ учащихся. Работает регистрационная служба.
Перед началом конференции на экране мелькают фото о школьной жизни с музыкой.
На входе в актовый зал размешена надпись:
В зал садится, приглашаем,
К сотрудничеству призываем,
Должны помнить мы всегда:
Школа - дом – одна семья.
Начинаем ровно в шесть,
Всех проблем не перечесть,
Но важней всего одна –
Школа - дом – одна семья.

Ход конференции:

Звучит песня о семье и школе, в исполнении ученического детского коллектива «Новый день» (или любая другая, подходящая под тему конференции)

Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! Здравствуйте, дорогие друзья! Позвольте именно так называть Вас, не взирая, на возраст и ранги, ведь сегодня здесь собрались друзья большой семьи, под названием «МБОУ СОШ №…».
Собрались те, кто убежден в серьезности мнения, что семья – это наша крепость, которая защищает нас от многих невзгод и дает вдохновение душе!
Наша школа – это тоже своего рода семейный очаг. И как у каждой семьи у нас есть свой хозяин дома.
Право открыть ежегодную родительскую конференцию предоставляется директору школы (Ф.И.О.)….
Рассказать о результатах работы всего педагогического коллектива, успехах наших обучающихся я приглашаю заместителя директора ….

Ведущий: Цель воспитания - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, нравственно богатая личность. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное и социальное воспитание.
Если говорить точнее, то цель школьного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами – это развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира Данная цель реализуется через урочную, внеурочную деятельность, факультативы, элективы, внеучебные мероприятия, организуемые в нашей школе. Чтобы вы, уважаемые родители, смогли окунутся в школьный мир своих детей, мы приготовили для вас следующий видеоролик.
Видеоролик о школе (видеоэкскурсия по школе, интервью детей:что такое школа, основные направления учебной и внеурочной деятельности).

Ведущий: Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели, они учатся жить у нас, копируют поведению окружающих, проще говоря, учатся жить у жизни.
Итак, если: (презентация с картинками )
1. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
2. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
3. Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
7. Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя и других).
8. Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

А как видят воспитание ваши дети, наши ученики? Итак, мы попытались с детьми создать заповеди родителя, а что у нас из этого получилось, мы сейчас увидим… (видеоопрос детей)

Ведущий: Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. С каждым годом возрастает роль родителей не только в процессе обучения школьников, но и процессе управления школой. Родители, входя в Управляющий совет школы, могут обсуждать и договариваться, в каком направлении развиваться школе, включаться в реализацию поставленных целей и задач.
Так у нас функционирует УС, в состав которого входят родители, старшеклассники, педагоги. И сейчас я передаю слово председателю УС, которая расскажет нам о результатах деятельности ее команды (краткий отчет председателя Управляющего Совета и вручение грамот).

Ведущий: Перевыборы членов УС…
Секретарем нашей конференции сегодня будет
Я предлагаю выбрать счетную комиссию __________________________
Прошу предлагать кандидатуры педагогов…
Предлагаем кандидатуры родителей…
Итак, голосуем за предложенные кандидатуры
Перевыборы завершены. Поздравляю членов нового УС!
Ведущий: Очень важно в нашей жизни задавать вопросы и вовремя получать на них ответы.

Ведущий: Итогом любой конференции является вынесение решения. Эта конференция не стала исключением, поэтому мы предлагаем проголосовать за следующее решение:
1. Положительно оценить работу педагогического и родительского коллективов школы по укреплению и развитию сотрудничества школы и семьи.
2. Для достижения наибольшей эффективности совместной работы школы и семьи, создания условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов:
- организовать проведение в школе Дня открытых дверей (февраля);
- привлекать родителей в школьные и классные мероприятия.
3. Утвердить кандидатов в Управляющий Совет школы.
Кто согласен с вынесенными решениями, прошу голосовать. Решение одобрено большинством голосов. Спасибо за ваш выбор!

Наша конференция подходит к концу, а закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г. Белинского «На родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей людьми, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Хорошо воспитанные дети - эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. И пусть в этой жизни у каждого ребенка всегда будет рядом до¬брый и надежный друг, родитель, наставник.

На этом наша конференция окончена!
Спасибо за внимание и плодотворную работу!
Успехов вам в воспитании ваших детей!

Педагог-психолог Яснова Александра Геннадьевна
Социальный педагог Дмитренко Лолита Ивановна
Лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга

В ГОУ "Лицей № 395" г. Санкт-Петербурга активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Кроме того, существует очень важная закономерность, обнаруженная практическими психологами. Оказывается, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно “записывается” в психике ребенка. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения — большинство родителей воспитывает детей так, как воспитывали их.

“Со мной никто не возился, и ничего, вырос”, — говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые, дружеские отношения.

Исходя из этого нами были поставлены следующие цели работы с родителями:

  • Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
  • Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
  • Профилактика правонарушений среди детей и подростков.

В рамках этого направления мы проводим:

  • тематические активные родительские собрания
  • (с рекомендациями психолога и социального педагога, сообщениями о психологических особенностях возраста и др.);
  • анкетирование родителей
  • на предмет оценки степени успешности прохождения адаптационного периода ребенка к школе, особенностей поведения дома и реакции на изменение нагрузки (при переходе из начальной школы в среднюю); анкетирование на предмет выяснения мнения родителей о качестве работы школы, уровне образования и удовлетворенности программами; а также для выяснения их пожеланий администрации, пед. коллективу и организации учебного процесса в целом;
  • проведение традиционной игры “Дорога в 5-й класс”,
  • в которую включены специально разработанные игры и конкурсы, направленные на активное взаимодействие “учитель—ребенок—родитель”;
  • проведение спортивной игры “Папа, мама и я – спортивная семья”
  • , целями которой стали не только укрепление связей между семьей и школой, но и активная пропаганда здорового стиля жизни;
  • посвящение в “Ученики” первоклассников
  • , в ходе которого принимаются торжественные обещания ученика, родителя, учителя. В период завершения адаптации первоклассников к школе это выполняет функции укрепления статуса ученика, активизирует активную позицию родителя, сплачивает родителей и педагогов в воспитании, обучении и развитии учащихся;
  • проведение родительских конференций.
  • Их девизом стали строки:

“Не осуждай, а огорчайся!
Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи!
Не покажи, а сделай вместе!”

Цели конференций:

  • Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
  • Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
  • Укрепление связей “родитель—ребенок—школа”.

Опыт проведения такой формы работы с родителями начался в нашем лицее в 1999 году в сотрудничестве с кандидатом психологических наук, докторантом РГПУ им. Герцена Л.Н.Бережновой и гимназией № 89. Тогда она была посвящена теме “Семья как фактор образовательной среды”.

Подготовка к конференции предусматривала собрание родительских активов двух параллелей и обсуждение в микрогруппах предложенных ситуаций с выделением конкретных вопросов, на которые родителям предлагалось ответить (бланки представлены в приложении № 1). Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях, но в роли ведущих обсуждения выступали уже члены родительского актива.

Таким образом, каждый класс на параллели всё обсудив, принял определенное решение, с которым и вышел на конференцию. Ситуации, предложенные родителям, выступали как иллюстрация связи “родитель—ребенок—учитель”. Родители разрешали ее со своей позиции (в чем ошибка родителя и как нужно поступить ему в ней). После родительской конференции был проведен педагогический совет, где учителя в микрогруппах решали эти же ситуации с позиции учителя (в чем его возможная ошибка и как лучше поступить). Данная форма работы очень понравилась и родителям, и педагогам, было высказано много положительных откликов.

Продолжая интересный опыт, 13 апреля 2002 года была проведена следующая конференция “Поощрение и наказание как методы воспитательного воздействия” (на параллели 5—6-х классов).

Задачи:

  • Ознакомление с правами и обязанностями родителей по воспитанию и образованию детей (на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона "Об образовании").
  • Ознакомление с возрастными особенностями подростков и их восприятием поощрений и наказаний.
  • Овладение новыми приемами развития самоуправления у детей и младших подростков.

К конференции был подготовлен выпуск школьной газеты “Вместе”, в котором представлено много полезной и интересной информации по теме. В ходе подготовки к конференции была проведена работа с родительскими активами классов, где родителям были предложены различные жизненные ситуации, с которыми им, возможно, придется или уже приходилось сталкиваться в воспитании детей, чтобы принять наиболее приемлемое решение, иметь возможность выслушать как можно больше точек зрения, посоветоваться друг с другом, обсудить. Были представлены ситуации для родителей 5-х классов, для родителей 6-х классов, один общий проблемный вопрос.

Работа велась в микроколлективах на представленных бланках по определенной схеме. В приложении № 2 представлены бланки для ответов, ситуации и обобщенные выводы, которые сделали родители, работая в микрогруппах. Затем аналогичную работу проводили на поклассных собраниях. Но в роли ведущих обсуждение выступали уже не психолог и социальный педагог, а члены родительского актива.

В ходе подготовки к конференции велась работа и с учащимися 5—6-х классов. На уроках социальной практики в течение нескольких недель обсуждалась тема “Моя семья”, где изучались такие вопросы, как история семьи, создание генеалогического дерева и герба своей семьи, вклад каждого члена семьи в ее духовное и материальное благополучие. Для учащихся 6-х классов предлагалось закончить следующее предложение, высказывая свое мнение (подпись была необязательна):

Какими бы ты хотел видеть своих родителей?

Примечательно и приятно, что в большинстве ответов после перечисления каких-либо положительных моментов, звучит мысль о том, что уже сейчас родители именно такие и своими отношениями с ними они довольны. Все детские работы были оформлены и представлены на конференции на больших плакатах.

На конференции выступали родители — члены активов, выражая общее мнение родителей по обсуждаемым ситуациям. Для выступления с докладом “Поощрения и наказания” была приглашена преподаватель кафедры психологии Университета педагогического мастерства Клещунова Тамара Григорьевна, которая выступала перед родителями. Выступала и школьный психолог А.Г.Яснова, рассказав о возрастных особенностях подростков и их возможных реакциях в поведении. Слово было представлено и социальному педагогу Л.И.Дмитренко, которая пропагандировала учебные оздоравливающие игры, помогающие ребенку, у которого есть проблемы в обучении, общении с окружающим миром. Выступление называлось “Как помочь ребенку”, основывалось оно на материалах спецкурса кафедры соц. педагогики УПМ под руководством А.С.Валявского. В заключение учащиеся 5—6-х классов выступили перед родителями с номерами художественной самодеятельности.

При подведении итогов конференции родители высказывали свое мнение и отметили, что подобная работа с ними важна и необходима, т.к. многие “варятся в своем соку” и не имеют возможности столь подробно обсуждать возникающие проблемы. Так же родителями была предложена тема следующей конференции: “Воспитание волевых качеств у детей и подростков”, — которую мы планировали провести в 2003 году.

Родительская конференция “Воспитание волевых качеств у школьников”
(5 апреля 2003 года)

Задачи:

  • Овладение родителями некоторыми практическими приемами общения с ребенком.
  • Ознакомление с основными этапами формирования волевых качеств у школьников.
  • Предупредить возможные ошибки родителей в процессе воспитания в преддверии наступления подросткового возраста.

Чтобы воспитать волевые качества и сформировать самостоятельность у ребенка, необходимо создать определенные условия в непосредственном общении с ним.

При подготовке к конференции психолог и социальный педагог провели активные родительские собрания на параллели 3-х классов. На этот раз в обсуждении приняли участие не только родительские комитеты, как было в предыдущие годы, а все родители.

Выступление на собрании было составлено по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". М.: “ЧеРо” при участии Творческого центра “Сфера”.

Для лучшего восприятия информации в каждой микрогруппе родителей на столе был представлен Краткий конспект выступления. После каждого условия, которые мы выделили в нашем выступлении, родителям предлагалось выполнить небольшое практическое задание. Так, после обсуждения значения проявлений безусловного принятия ребенка каждому родителю было предложено вспомнить вчерашний или любой другой день и подсчитать, сколько за целый день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями и сколько – с отрицательными. После выполнения сообщалось, что если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с проявлением безусловного принятия в общении у них не все так благополучно.

После обсуждения вопроса о формировании навыков самостоятельности у детей каждому родителю предлагалось сделать следующее: “Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: “Сам”, над правой - “Вместе”. Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы обычно участвуете. Затем посмотрите, что из колонки “Вместе” можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку “Сам”. Помните: каждое такое перемещение - важный шаг к взрослению вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.

Овладение навыками активного слушания происходило в форме группового обсуждения. После знакомства с примером каждая группа заполняла свои бланки с приведенными ситуациями, формулируя ответ родителей по правилам активного слушания. У нас в каждом классе было по 3 группы, в приложении № 3 представлен 1 из 3 бланков (они составлены на основе книги).

После обсуждения темы “Я-сообщений” следовало задание на том же бланке: “Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению” (см. приложение № 3).

После завершения работы родители высказали свои впечатления, и, в большинстве своем такие техники в общении их заинтересовали. Было принято общее решение попробовать их применять.

Спустя месяц проводилась анкета среди родителей с целью выявить мнение родителей об успехах в применении предложенных форм общения. Результаты были проанализированы психологом, их обсуждение состоялось на следующем этапе работы по подготовке к конференции — встрече с родительскими активами классов. После обмена мнениями о личных впечатлениях каждого и знакомства с результатами анкетирования были намечены выступления от каждого родительского актива.

В обсуждении темы воспитания волевых качеств нам показалось интересным узнать мнение самих детей о том, что они понимают под этим выражением. Третьеклассникам были заданы 4 вопроса, на которые они ответили исходя из своего собственного мнения:

  1. Что такое сила воли?
  2. Кто для тебя является образцом волевого человека (пример из жизни или литературы)?
  3. Как ты считаешь, тебя уже можно назвать человеком, у которого есть сила воли?
  4. Кто тебе может помочь в развитии воли?

Ответы ребят были самые разные, но все интересные, а порой и забавные. Часть из них мы опубликовали в выпуске школьной газеты “Вместе”, который был посвящен родительской конференции, а другая часть составила оформление большого плаката, который был представлен всем участникам конференции 5 апреля. Для участия в конференции были приглашены также и желающие родители 5—7 классов, данная форма работы им была знакома по прошлому году.

Программа конференции включала следующие выступления:

  • Краткое повторение основных условий для успешного общения, которые обсуждались на собрании 3-х классов (психолог А.Г.Яснова).
  • Выступление родителей по результатам применения новых методов общения с детьми.
  • Выступление социального педагога лицея Л.И.Дмитренко “Что нам мешает слушать ребенка”, об основных ошибках родителей в активном слушании ребенка.
  • Выступление педагога-психолога лицея А.Г.Ясновой "Как воспитывать волю у подростков" об основных правилах формирования волевых привычек и целеустремленности.
  • Выступление преподавателя кафедры психологии УПМ Клещуновой Тамары Григорьевны “Основные трудности в воспитании воли и как их избежать” (основные этапы воспитания воли у детей и подростков).

При подведении итогов конференции родители высказали свои мнения и подтвердили еще раз значимость подобной работы для них, а также предложили выпуск периодических печатных изданий – брошюр для большей эффективности и возможности ежедневного самосовершенствования как родителя.

Приложение 1

Бланки для коллективного обсуждения в микрогруппах

Приложение 2

Ситуация, предложенная в качестве общего проблемного вопроса:

Бланк для обсуждения ситуаций по классам:

5-е классы

Ситуация: У вас в доме пропала определенная сумма денег. Проанализировав ситуацию и поговорив со всеми взрослыми членами семьи, вы приходите к выводу, что это мог сделать только ребенок. Ваши действия по наиболее эффективному разрешению данной ситуации…

6-е классы

Ситуация: Ваш ребенок не убирает свои вещи, комнату…

Приложение 3.

Задание № 1.

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графы “Чувства ребенка” и “Ваш ответ”. В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае, и ваш возможный ответ.

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
1.(Образец): “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.” Огорчение, обида Ты очень расстроилась, и было очень обидно
2. (Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”
3. (Старший сын маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь.”

Задание № 2.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает “Я-сообщению”.

Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: “Сейчас”,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
  2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же!
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Родительская конференция как форма родительского образования

Вавилина Нина Михайловна

зав. кафедрой педагогики КГАОУ

ДПО «Коми-Пермяцкий ИУУ»,

г. Кудымкар

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Родительская научно-практическая конференция – форма работы, предусматривающая, помимо изложения теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом представителей всех участников: родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений. Конференция позволяет обсудить и решить обозначенный круг вопросов.

В начале XXI века российское общество подверглось сильным изменениям. Это и ускоренный темп жизни, и недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, и низкая социально-психологическая культура общения. Наблюдается разрушение сложившихся норм и традиций семейного уклада. Но именно в семье закладываются ценностные составляющие будущей личности и родители выступают как носители ценностных отношений к миру.

Проведение конференций в институте по заочной и очной формам давно стало традицией. Но это конференции для педагогов образовательных учреждений. В 2012-13 учебном году впервые была проведена родительская конференция «Родительское образование как основа духовно-нравственного воспитания ребенка». Инициатором проведения стала Г.Ф. Четина, доцент кафедры педагогики, действующий заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» Кудымкарского муниципального района. Галина Филипповна прошла школу Е.В. Бачевой, ректора НОУДО «Академия родительского образования», по урокам семейной любви и активно внедряет эти знания на практике в своей школе.

16 марта 2013 года в здании ИУУ собрались родители детей школ г.Кудымкара и всех шести районов Коми-Пермяцкого округа.

На пленарном заседании прозвучали слова о значимости семьи и родительского образования, о духовности и нравственности как ценностях общества, необходимости в их возрождении. Семейные коллективы Кудымкарского муниципального района музыкально украсили начало конференции. Далее работа продолжилась в пяти секциях. Обсуждение шло по более узким направлениям в кругах от 8 до 20 человек.

Секция «Организация взаимодействия и делового партнерства школы и семьи» была самая многочисленная, так как вопрос актуальный и вызвал интерес, как родителей, так и представителей школ. Партнерство – это союз семьи и образовательного учреждения, взаимообогащающий симбиоз родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны. Большинство проблем, касающихся ребенка, могут и должны решаться только через родителей, которые, в свою очередь, должны осознать, что они являются полноправными партнерами образовательного учреждения в разработке и воплощении в жизнь конкретных образовательных целей. Особый практический интерес был у родителей Гайнского района, где создан районный Родительский совет. Наиболее значимыми были выступления: «Опыт работы по взаимодействию семьи и школы» (МАОУ «В-Иньвенская СОШ») и «Совместная деятельность родителей 6 класса и школы по воспитанию детей» (МОБУ «Гимназия №3»).

Объединение усилий школы, детского сада и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы как мотивация учения и посещения дошкольного учреждения, формирование ценностного отношения к здоровью. На секции «Здоровый образ жизни – образ жизни каждой семьи» участники увидели систему работы по здоровьесбережению с детьми от дошкольного возраста до старшеклассников, а также с приёмными детьми. Участникам секции были предложены комплексы физкультурных упражнений, используемые родителями с детьми в домашних условиях.

Секция «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений» проходила в форме тренинга. Были использованы упражнения из книги В.Сатир «Как строить себя и свою семью». Рефлексируя после упражнений, родители говорили об осознании детского поведения и о том, как его регулировать. Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. На мастер-классе интерес вызвало упражнение «Благословение».

Когда говорят о воспитании детей, то принято говорить о любви, но это должна быть особенная любовь, предполагающая постоянную внутреннюю работу. На секции «Семейные традиции. Уроки семейной любви» проведён мастер-класс по осознанию любви к себе - женщине. Опытом делились родители и педагоги, которые отметили важность собственного примера, искренность в отношениях со своими и приёмными детьми, о необходимости сохранения семейных традиций.

На секцию «Семейное чтение. Сказка ложь, да в ней намёк…» была приглашена Н.Н. Анфалова, зам. директора по работе с детьми из «Коми-Пермяцкой библиотеки им. А.Н. Зубова». Сказки от нас уходят. Их вытесняют компьютерные игры, Интернет, мультяшные сериалы с одинаковыми японо-диснеевскими персонажами и лицами, мобильные телефоны, умопомрочительные аттракционы в парках, фантастические игрушки и прочее. Работа секции была посвящена значимости домашнего чтения. Нина Николаевна рассказала о работе библиотеки с семьями, познакомила с самыми читающими. Она пригласила на конференцию для работы в секции семьи Дерябиных и Вотинцевых, которые показали семейные инсценировки стихов и сказок. Важный момент в воспитании - вызвать развить у ребенка эмоциональный отклик. В родительской методике воспитания и образования также важен элемент импровизации и юмор. На секции было уделено внимание и коми-пермяцким сказкам, и изучению родного языка, - это тоже фактор формирования этнической идентичности, усвоении культурных норм и ценностей, вербального и невербального поведения.

На конференции присутствовало около 100 человек – это родители более 150 родных и 22 приёмных детей. Конференция прошла в атмосфере заинтересованности сторон. Все участники при подведении итогов отметили хорошую организацию и содержательную наполненность мероприятия. Были одобрены рекомендации, прозвучало предложение о включении в нее большего количества мастер-классов и сделать родительскую конференцию традиционной в институте.

На первой окружной родительской конференции собрались единомышленники, круг которых растёт и ширится. Хочется верить, что благодаря заинтересованности педагогов, психологов и библиотекарей родители научаться любить друг друга и своих детей, уважать себя и других. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующая личность от родителей.

Родительская конференция способствует родительскому образованию, решает задачи формирования у родителей интереса и потребностей в повышении культуры педагогического труда, родительской компетентности в овладении психолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития ребенка, демонстрации примеров успешного воспитания, распространение положительного опыта семейной жизни.

Библиографический список

    Антонюк И. «Почта психологу» - альтернативное взаимодействие с родителями. Воспитание в школе. 2011-№2.

    Борисова Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы. Начальная школа. 2012-№6.

    Гурьянова М.П. Сельская семья в современном обществе: взгляд педагога. Директор сельской школы. 2011-№4

    Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка. Образование в современной школе. 2011-№10.

    Казеичева И.Н. Родительский клуб как ресурс развития партнерских отношений. Начальная школа. 2013-№3.

    Карпова О.В., Караваева В.А. Научно-практическая конференция для родителей обучающихся. Управление начальной школой. 2011-№12.

    Провоторова В.П. Патриотическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании. Начальная школа. 2013-№4.

    Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс. 1992.

    Чистоева М.М. О моем опыте воспитания сыновей. Воспитание школьников. 2011-№3.

Приложение

Открытие конференции

Работа секции «Взаимоотношения в семье. Терапия отношений»

Предварительная работа к конференции: оформить выставку рисунков детей «Выходной день с папой» и выставку поделок; предварительные беседы с папами по вопросу выступления.

Педагог социальный. В последнее время педагогов и родителей тревожит тот факт, что воспитанием детей занимаются в основном мамы. Как же получается, что роль отца в большинстве семей сведена до нуля? Почему очень часто малыш не находит в отце не только свой идеал, но и просто доброго и сердечного друга? И не потому ли он ищет этот идеал в других людях, далеко не всегда отвечающих лучшим человеческим качествам?

Доклад педагога социального

Отцовство - самое замечательное, что переживает большинство мужчин, т. к. они ощущают себя в новом качестве, становясь более открытыми.

«Материнская любовь больше оберегает малыша, отцовская больше развивает его; материнская воспитывает душу, отцовская - силу и разум. Сильные их стороны хорошо дополняют друг друга. И в идеале две эти односторонние любви могут сложить очень уравновешенную пару, могут создать психологический комфорт, в котором хорошо расти ребенку…» (Ю. Руриков).

.

Отец начинает заботиться о своем ребенке еще до рождения, прилагая терпение, силы и умения. Отцы могут дать своим детям невероятно много в психологическом, социальном, эмоциональном и физическом аспектах. Существует прямая связь между влиянием отца на ребенка и высоким интеллектуальным коэффициентом ребенка. В отцовской педагогике можно выделить воспитание чувства долга перед родными, трудолюбие, силу, выдержку, мужество.

Психологи считают, что отец может быть отличным воспитателем своих детей, т. к. у него богатый запас информации.

Мужское начало в воспитании - это справедливость, объективность, сдержанность, благодаря чему у ребенка развивается ум, логика, товарищество, умение постоять за себя и других.

Отцовство - могучий стимул для развития личности. В семье, где отец с любовью и симпатией относится к матери, где муж и жена совместно принимают решения о каждодневных делах, эти взаимоотношения, любовь и понимание переносятся на детей, ребенок в такой семье проявляет большую заботу о родителях, чем тот ребенок, который не знает отцовского примера, не ощущает его заботы, любви. Ведь не каждый мужчина понимает свою роль в воспитании ребенка, некоторые отгораживаются от семейной жизни, от детей, продолжая вести свой образ жизни, удовлетворяя лишь свои прихоти и желания.

Такие отцы создают в семье нервную обстановку, которую очень чутко воспринимает малыш, становясь раздражительным, нервным, порой агрессивным. Так отец, не понимая и не ощущая этого, становится врагом своему ребенку.

Семейные отношения оставляют огромный след в поведении ребенка, отражаются на его характере.

Вся жизнь ребенка - это стремление быть похожим на родителей. Уважительное отношение к нему в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь. .

Доклад заместителя заведующего по основной деятельности

Хороший отец - это воспитатель как сына, так и дочери.

Совсем не обязательно воспитание дочери является делом мамы. Добрые отношения между дочерью и отцом открывают путь к жизненному успеху. Если отец проявил внимание к красоте, опрятности, трудолюбию дочери, заинтересовался ее делами - у девочки будет легкий старт в жизни. В восточных философиях отцовская любовь сравнивается с лучами солнца, которым на земле все обязаны жизнью.

Мальчик, которого воспитывали и мать, и отец, вырастает крепким, морально здоровым и жизнестойким.

?

Только отец может показать, как поступает мужчина, научить уважать и любить женщину, мать, жену.

Очень важное значение имеет папа и в половом воспитании сына и дочери. Уже в первые месяцы жизни ребенка он играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать половую идентификацию. Именно отец может помочь сыну разобраться в непонятном, дать ему необходимые знания в области физиологии и гигиены, научит правилам этикета в отношениях с девочками.

В воспитании дочек папам нужно быть настороже, не применять методы «мужского» воспитания, т. к. часто это приводит к отрицательному результату: папа хочет сделать дочь сильной, уверенной в себе, а вырастает холодная, черствая эгоистка, старается воспитать ее мужественной - она начинает курить и приобщается к спиртному.

В воспитании девочек отцам необходимо чаще подчеркивать их женственность, аккуратность, желание быть такой, как мама.

Однако для правильного воспитания детей нужно расти и самим родителям.

Предложить отцам решить следующие ситуации:

* * *

Папа, войдя в комнату, услышал, как жена отчитывает ребенка. Голос жены срывался на крик, и в нем - столько боли!
- Вот, полюбуйся, - сказала она мужу, - отодрал у мишки лапы. А ведь только купили игрушку.
- Пустяк, не беда. Завтра поедем и новую купим, - ответил отец.

* * *

Вадик после праздника рассказывает воспитателю:
- Вчера с папой и мамой ходили в гости, а вечером гуляли в парке; меня угощали мороженым.
- А бабушка была с вами? - спрашивает воспитательница.
- Она дом стережет, папа сказал - она хороший сторож. Нечего ей с нами по гостям ходить, - пренебрежительно ответил Вадик.

* * *

Четырехлетняя Лариса играет с куклами. Взяла ножницы и стала отрезать от новой косынки, которую папа принес в подарок маме, кусочки для кукол. Отец, увидев это, наказал Ларису, поставил ее в угол. Пришла мама, позвала отца в другую комнату и сказала, что Ларису нужно простить, объяснив ей, что она поступила неправильно. Отец не согласился с мнением мамы. Кто прав, и почему?

Примеры тем родительских конференций, проведенных в гимназии

1. Развитие школы - развитие ученика

Конференция была посвящена детальному знакомству с основными направлениями деятельности гимназии. Цель конференции - показать родителям возможности образовательной среды школы и то, как происходит взаимовлияние личности ученика и среды.

К родительской конференции были подготовлены подробные печатные материалы на тему «В помощь родителям». В начале конференции была представлена характеристика педагогического коллектива, информация об образовательных и учебных программах, исследовательской и инновационной работе гимназии, которая вызвала не менее пристальное внимание у родителей, чем сведения о непосредственной учебной деятельности.

Для обсуждения в группах были выбраны актуальные проблемы школьной жизни: роль родителей в школьном самоуправлении, степень ответственности семьи и школы в воспитании детей и другие. В завершающей части встречи были высказаны мнения групп по обсуждавшимся вопросам, приняты решения и подведены итоги.

2. Социальная и психолого-педагогическая защита ребенка

Конференция была посвящена вопросам социальной помощи и психолого-педагогической защиты ребенка. Заранее было проведено анкетирование родителей с целью выявить их мнения по данной проблеме. Информация из анкет помогла точнее подобрать необходимые для успешного проведения конференции материалы. В ходе пленарной части работы с сообщениями и комментариями по теме выступили специалисты-психологи. Представители администрации гимназии раскрыли педагогические аспекты защиты ребенка в школе, рассказали о том, как организация обучения и всей деятельности детей в гимназии влияет на психологическое благополучие школьников.

Затем обсуждение вопросов было продолжено в группах, а основные выводы и предложения обобщены во время подведения итогов встречи.

3. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса

В ходе пленарного заседания участникам были предложены материалы социологических исследований, проводимых среди учащихся, родители были ознакомлены с документами, регулирующими отношения участников образовательного процесса (Декларация прав ребенка, Устав гимназии, нормативные документы Министерства образования РФ и Комитета по образованию Санкт-Петербурга). В ходе дискуссии были обсуждены вопросы коллективной ответственности за обучение и воспитание детей. Перед родителями выступил инспектор отдела по профилактике правонарушений РУВД. В заключение участники конференции приняли участие в деловой игре.

4. Сотрудничество родителей и педагогов в формировании образовательной среды гимназии

Тема конференции была составной частью трехдневной научно-практической конференции «Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития». Целями родительской конференции являлись: определение перспективных направлений развития сотрудничества родителей и школы в процессе формирования образовательной среды гимназии, формирование актива для реализации направлений сотрудничества.

В конференции приняли участие родители выпускников, выпускники и учащиеся гимназии.

По мере приближения первого в жизни своего ребенка школьного урока у родителей возникают тревоги относительно его готовности к обучению в школе. О том, как помочь будущему первокласснику подготовиться к принятию новой для него роли школьника, идет речь на занятиях родительского клуба «Накануне учебного года», который организован в московской гимназии № 1518.

Родительский клуб «Накануне учебного года»

Л.А. Боршевецкая, педагог-психолог гимназии № 1518 Москвы

Цель работы родительского клуба - развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Примерный план работы клуба

1. Деловая игра «Готовность к школе».

2. Урок общения для детей и взрослых «Школа - прошлое родителей и будущее детей».

3. Встреча с учителями школы.

Деловая игра «Готовность к школе»

Цели деловой игры

Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование

Плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.

Ход деловой игры

Задание № 1

Психолог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Итак, мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».

Родители называют качества, психолог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе.

На выполнение этого задания отводится 3-5 минут , после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Задание № 2

Психолог. Заполните, пожалуйста, анкету «Готов ли ваш ребенок к школе?». Поставьте галочки в клетках против тех высказываний, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку»?

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Психолог. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

Для классных руководителей по... от всех форм небрежного отношения , жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка... жестокого обращения с детьми . Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей , воспитателей и...

  • Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе в

    Документ

    По проблемам воспитания и обучения. Принципы отношений родителей с детьми Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому... вопросы родителей ; продумывается форма приглашения родителей на данное собрание; составляются и размножаются памятки для родителей . ...

  • Памятка для анализа работы учителя

    Памятка

    Направленности урока Памятка для анализа работы учителя... реализация дидактических принципов и результативности... и детьми ("над", "рядом", " вместе"); - преобладающее отношение к... методической поддержки (для экспертов, учителей, родителей , учеников). ...

  • Памятка для молодых специалистов (1)

    Памятка

    Здорового быта? Памятка для молодых специалистов " ... . Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи... для анализа и оценки существующих установок и принципов ... для мам и пап, живущих с детьми в городе, так и для родителей , живущих с детьми ...



  • 
    Top