Разница кованных и литых дисков. Какие диски лучше выбрать — литые, штампованные или кованые

Чем отличаются легкославные диски от кованых.

Рынок колесных дисков из легких сплавов переполнен: предлагают и литые, и кованые; и российского производства, и турецкого, и немецкого. Словом, выбирать есть из чего. Более того, огромный ассортимент заметно усложняет выбор, да и продавцы иногда попадаются недобросовестные.

Автовладельцы ожидают, что диски из легких сплавов решат две задачи - улучшат ходовые характеристики автомобиля и его внешний вид. Однако после покупки и установки «красивых» колес изменений в поведении машины многие не обнаруживают. Почему? Причина очень проста - иногда автовладельцы выигрывают только в дизайне, так как вес «легкосплавных» дисков оказывается такой же, как и у стальных штампованных. Ходовые характеристики при «родном» вылете (как и при штатных дисках) остаются прежними, поэтому улучшения разгонной динамики, работы подвески и тормозной системы вы вряд ли ощутите. А вот если вылет изменился, некоторые характеристики могут даже ухудшиться (см. «АЦ» № 4"2006).

Увлекаясь тюнингом, автовладельцы часто стремятся поставить шины с более низким профилем и большим диаметром дисков из легкого сплава. Нередко колесо в итоге получается значительно тяжелее родного, что влечет за собой целый ряд негативных последствий:

Повышается нагрузка на детали (пружины, сайлент-блоки, стабилизатор) и узлы (амортизаторы) подвески автомобиля, из-за чего они быстрее изнашиваются.
На высоких скоростях при езде по неровностям изменяется характер работы упругих элементов и амортизаторов - после наезда на возвышенность колесо с опозданием возвращается на место, а при проезде ям зависает, т. е. в обоих случаях ухудшаются сцепные свойства с дорогой.
При разгоне на раскручивание колеса двигателю приходится тратить больше энергии, а это ухудшает экономичность и динамику.
При замедлении тормозным механизмам приходится останавливать большие вращающиеся массы, поэтому тормозные колодки и диски работают более интенсивно, что вызывает их перегрев и ускоренный износ.
Из-за большего момента инерции тяжелого колеса возрастает тормозной путь, а при срабатывании ABS колесо разблокируется с запаздыванием.

Как же отличить кованое колесо от литого? Внешне, по характеру обработки поверхности, найти разницу между современными литыми и коваными дисками очень сложно. Безошибочный вариант только один - сравнить вес дисков. Кованые независимо от размера весят в 1,5 и даже в 2 раза меньше стальных, а литые легче стальных всего на одну треть. Хотя наш обзор рынка показал, что иногда литые диски оказываются тяжелее стальных штампованных. Так что если важен не только дизайн, за покупкой лучше идти с кантором, предварительно взвесив родной диск вашего авто.

Ударопрочность

К дискам колес, эксплуатируемых на отечественных разбитых дорогах, предъявляется еще одно требование - они должны иметь высокую ударопрочность. Особенно это важно в случае установки низкопрофильных шин.

Проигрывают по этому параметру литые диски из алюминиевого сплава. Технология литья не может исключить образование раковин внутри структуры диска, поэтому в случае повышенной нагрузки именно на этот участок диск легко разрушается. Кроме того, повышает хрупкость литого диска и ячеистая структура сплава.

Стальные штампованные диски имеют низкую ударопрочность, поэтому деформируются легче. Тем не менее они не разрушаются и в 90% случаев поддаются рихтовке на специальном оборудовании.

Кованые диски при фронтальном ударе благодаря волокнистой структуре металла, полученной во время штамповки, в основном деформируются, как и стальные. А так как вязкость алюминия выше, чем стали, деформация будет направлена внутрь диска, не затрагивая посадочного места покрышки. Это позволяет сохранить давление в шине или хотя бы исключить его резкое падение, которое ведет к потере управляемости автомобиля.

Что же покупать?

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Любителям быстрой езды и дальних путешествий на незнакомых трассах, особенно ночью, желательно вооружить автомобиль коваными дисками. Если вы спокойный водитель и машину в основном эксплуатируете в городе, можно сэкономить, купив литые. Однако в этом случае вероятность обращения к ремонтникам значительно выше.

Кованые диски дороже литых в 1,3-2 раза (в зависимости от производителя), и найти их в продаже сложнее. Кроме того, дизайн литых более разнообразный, что позволяет сделать внешность машины индивидуальнее.

Комментарий спортсмена
Комментарий эксперта

Василий Романец
Директор фирмы «Колонель». Стаж работы с легкосплавными дисками - 7 лет

Производителей кованых дисков в мире не так уж много. В основном их выпускают российские (ВСМПО, СМК (Авиатехнологии), КраМЗ, БКМПО) и несколько зарубежных компаний. Обусловлено это огромными затратами на оснащение производства многотонными прессами, которые в несколько этапов придают отливке нужную форму и свойства. Некоторые зарубежные диски получают по обходной технологии, хотя и декларируют их как кованые. Ее суть - упрочнение диска методом прокатки обода.

Кованые диски получают методом горячей штамповки с последующей термической и механической обработкой деталей. Производство начинается с обработки давлением отлитой заготовки на механизированной линии вертикальных гидравлических прессов. В состав линии входят четыре вертикальных гидравлических пресса усилием 1600, 6000, 20000, 40000 т, где последовательно происходит изменение формы исходной заготовки. Затем полуфабрикат отправляется на термическую обработку, после чего заготовка обрабатывается на высокоточных станках с числовым программным управлением. Более высокая цена кованых дисков объясняется множеством этапов производства, а также большими отходами дорогого сплава. Так, заготовка 15-дюймового диска весит 50 кг, а на выходе после поковки вес готового диска составляет всего 6,5 кг. Кованые диски практически не подвержены коррозии, поэтому иногда их даже не покрывают защитным слоем лака.

Литые диски из алюминиевых сплавов получают методом литья под низким регулируемым давлением или литьем с противодавлением. Главная причина их популярности - относительная дешевизна. Себестоимость дисков, полученных по литейной технологии, приблизительно в 2-3 раза меньше кованых. А выпусткает их не один десяток производителей.

Впрочем, помимо эстетической функции они выполняют и целый ряд практических. Так стоит ли удивляться тому, что автовладельцы особое внимание уделяют выбору этих аксессуаров? Вопросы о том, какие литые диски лучше или как отличить кованый диск от литого, вполне обоснованы и позволяют правильно определиться с выбором! В этой статье мы расскажем о преимуществах и недостатках литых и кованых дисков - и будем рады, если она поможет Вам сделать свой выбор и не пожалеть о нём!

Литые колёсные диски: преимущества и недостатки

Для изготовления литых колёсных дисков используются алюминиевые сплавы, которые позволяют получить изделие, располагающее минимальным весом (что само по себе является неоспоримым преимуществом). Уже само название вида дисков говорит о том, что в процессе их производители используют технологию литья, которая позволяет придать им разнообразнейшую форму, реализовать оригинальные дизайнерские задумки. Таким образом, лучшие литые диски могут порадовать следующими преимуществами:

  • небольшим весом;
  • хорошими динамическими характеристиками автомобиля;
  • великолепной эстетикой.

Что касается недостатков, то они состоят в следующем:

  • невозможность восстановления при сильных повреждениях;
  • наличие таких дефектов, как раковины при литье;
  • недостаточно хорошая стабильность.

Лучшими производителями литых дисков на сегодняшний день вполне заслуженно считаются: немецкая компания «ALUTEC», отечественные предприятия «СКАД» и «K&K», а также «IWheelz» из Сингапура.

Кованые колёсные диски: преимущества и недостатки

Кованые колёсные диски стоят дороже, чем литые. Это обусловлено более сложной технологией производства. Впрочем, переплата в данном случае вполне обоснована, поскольку лучшие кованые диски гораздо сложнее повредить - они более долговечны и прочны, чем литые! Производители кованых дисков используют алюминиевые сплавы металла с легирующими добавками меди, магния или кремния. Что касается технологии, то она действительно сложна. Помимо этапов изготовления, она включает в себя этапы термического закаливания с равномерным прогреванием в печи при высоких температурах в течение нескольких часов. Но и это далеко не всё, поскольку в процессе осуществляется искусственное состаривание изделий, которое позволяет выровнять их структуру и сделать её невосприимчивой к целому ряду негативных воздействий. Преимущества кованых дисков включают в себя следующее:

  • небольшой вес;
  • отличные прочностные характеристики;
  • длительный срок эксплуатации;
  • надёжность;
  • возможность сокращения тормозного пути ТС;
  • снижение расхода топлива;
  • продление срока эксплуатации шин, подвески и колодок.

Что касается недостатков, то к ним относят высокую стоимость данных изделий. Какой бы выбор Вы ни сделали, мастера центра «Kolorika» приглашают Вас посетить наши цеха и заказать у нас такую востребованную услугу, как покраска литых и кованых дисков!

Многие водители желают установить на свою машину легкосплавные диски. И это вполне оправданно. Во-первых, намного улучшается эстетический вид авто. Во-вторых, теоретически могут измениться комфортность и безопасность езды. Ведь диски из легких сплавов легче своих стальных аналогов, потому уменьшаются неподрессоренные массы. Существует два основных типа легкосплавных дисков: литые и кованные. Чем же они отличаются и какие из них лучше? Попробуем выяснить.

Все плюсы и минусы

  • Материал, из которого изготавливаются указанные диски, идентичен. Чаще всего это сплавы алюминия, вопреки расхожему наименованию «титановые». На самом деле диски из титана не изготавливают по причине особых свойств данного материала. Отличаются же литые и кованые изделия технологией производства. Первые выливают из сплава, а вторые изготавливают путем горячей промышленной штамповки. После этого оба типа дисков проходят закаливание и искусственное старение.
  • Как следствие разных технологий, кованые диски ощутимо легче литых аналогов. К примеру, литый диск имеет меньший вес по сравнению со стальным примерно на одну треть, а вот кованный – в полтора-два раза. Все дело в толщине металла. У литых изделий он достигает 6 мм, а у кованных – 3 мм. В итоге кованые изделия лучше реализуют преимущества легкосплавных дисков . Кроме того, они имеют волокнистую структуру метала, что позволяет им уверенно противостоять ударным нагрузкам. Такие изделия по аналогии со стальными могут согнуться, но при значительно больших нагрузках. Причем деформация диска уходит внутрь, что исключает изменение посадочного места ската и резкую потерю давления. Литые же диски имеют раковины внутри структуры материала. Потому при ударе в конкретный участок, он может разрушиться.
  • Единственным «минусом» кованых дисков является их более высокая стоимость . Причем разница может быть в несколько раз. Потому такие диски могут позволить себе небедные люди для установки на элитные или спортивные машины. Правда, если говорить о кованых изделиях российского производства (ВСМПО и др.), то их стоимость даже меньше, чем аналогичных импортных литых. Секрет кроется в том, что отечественным производителям в наследство от СССР досталось прессовое оборудование, которое они применяют. Правда, разница в весе между отечественными кованными и импортными литыми дисками почти не заметна.

Установить кованые диски на авто, потому что они считаются самыми надежными? Или, может быть, выбрать красивые литые? Сделать правильный выбор не всегда бывает просто, особенно когда речь идет о такой детали, как автомобильные диски. Чтобы принять решение было легче, воспользуйтесь несколькими полезными советами.

Легкосплавные диски: преимущества и недостатки

Горячие споры о том, какие диски лучше — кованые или литые — идут уже очень давно. Для того чтобы понять, кто прав, необходимо подробно рассмотреть сильные и слабые стороны обоих видов дисков.

Литые и кованые диски относятся к категории легкосплавных, поскольку состоят из сплава легких металлов — алюминия и магния. Для увеличения прочности и надежности в сплав, как правило, добавляется медь и титан, поэтому такие диски называются также «титановыми».

Главные особенности литых дисков для авто:

  • Красивый внешний вид

    Это одно из главных преимуществ таких дисков. Большинство водителей выбирают литые диски именно из-за их стильного дизайна.

  • Небольшой вес

    Поскольку в качестве материала для изготовления литых дисков используют легкие металлы, диски отличаются небольшой массой. Соответственно, уменьшается расход топлива и улучшается управляемость авто.

  • Сбалансированность

    Диски идеально сбалансированы благодаря использованию технологии литья в процессе производства.

  • Долговечность

    При соблюдении правил эксплуатации литые диски исправно прослужат несколько лет.

  • Невысокая ударопрочность

    Если вы часто ездите по бездорожью, лучше выбирать кованые или штампованные диски. В результате резких ударов во время езды на дисках могут появиться трещины. Производители заявляют, что литые диски не подлежат ремонту.

  • Подходят не всем автомобилям

    Из-за низкой ударопрочности литые диски нельзя ставить на крупногабаритные авто — микроавтобусы и грузовики.

  • Высокая цена и дорогое обслуживание

    Покупка новых, а также ремонт литых дисков обойдется значительно дороже, чем выправление штампованных.

Кованые диски «выигрывают» у литых по надежности, прочности и легкому весу, но и у них есть свои «минусы». Главный недостаток — это высокая стоимость, которая примерно в 2-5 раз больше стоимости литых дисков. Такая существенная разница в цене объясняется повышенной упругостью, ударопрочностью и более сложным процессом производства.

Штампованные диски — пережиток старины или альтернатива легкосплавным дискам?

Наш многолетний опыт работы с самыми разными автомобилями показывает, что большинство российских автовладельцев по-прежнему выбирают штампованные диски. Главная причина такого выбора — низкая цена по сравнению с другими видами дисков.

Среди основных характеристик штампованных дисков обычно выделяют:

  • Упругость

    Штампованные диски «гасят» удары, а потому подходят для езды по плохим дорогам.

  • Простой ремонт

    Если на дисках появились повреждения, их легко отремонтировать, используя сварку или рихтовку.

  • Универсальность

    Легковые авто, грузовики, микроавтобусы — штампованные диски подходят для всех типов автомобилей.

  • Доступное обслуживание

    Ремонт таких дисков обойдется недорого, поэтому даже в случае появления трещин или сколов вы с минимальными финансовыми затратами устраните повреждения.

  • Непривлекательный дизайн

    Не самый красивый внешний вид — одна из основных причин, по которым многие автовладельцы отказываются от штампованных ободов в пользу более дорогих, но стильных литых и кованых дисков.

  • Необходимость регулярного ухода

    Со временем металл начинает ржаветь, а потому диски требуют постоянного ухода. В противном случае они быстро выйдут из строя.

  • Большой вес

    Из-за увеличенного веса штампованных дисков (в сравнении с литыми и коваными дисками) снижается управляемость.

Как выбирать диски?

У каждого типа автомобильных дисков есть и преимущества, и недостатки. Выбор того или иного типа зависит от нескольких условий:

  • Условий эксплуатации автомобиля — езде по бездорожью или в городе
  • Класса и модели машины
  • Использование авто холодное или теплое время года

Лучший вариант — приобрести сразу два комплекта дисков для лета и зимы. В холодное время рекомендуется ставить более прочные и ударостойкие кованые диски, а в теплое — легкие литые.

Тем не менее стальные штампованные диски по-прежнему пользуются популярностью из-за своей доступной цены и простого недорого ремонта. Хотя штампованные обода выглядят не столь привлекательно, как литые и кованые, они отлично справляются со своими задачами.

Дата публикации: Август 22, 2017

Многие согласятся с тем утверждением, что диски составляют 80 процентов вида всего автомобиля. Правильно подобранные диски действительно способны изменить экстерьер. Но не только ради дизайна их выбирают. Многим важны такие характеристики, как управляемость, динамика разгона и т. д. Разумеется, штампованные колеса вне списка. Но не каждый отдает предпочтение именно «литью». Некоторые делают выбор в пользу ковки. Но правильно ли это? Что лучше - кованые или литые диски? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Особенности материала

Какова разница между литыми и коваными дисками? Нужно сказать, что материал, из которого они изготавливается, одинаковый. За основу берется алюминий, магний и небольшой процент меди. По своей структуре эти диски одинаковые. Но у каждого производителя есть своя формула изготовления, которая держится в секрете.

Также отметим, что способ изготовления кованных и литых дисков несколько отличается. Именно поэтому они имеют разные характеристики.

Особенности литых дисков

Их изготавливают методом литья, выливая в специальные формы. Далее идет обработка изделия. Диск обтачивают на специальных станках и красят. Однако в чем недостатки такой технологии изготовления? Готовые изделия имеют гораздо меньшую прочность. Так, в материале остаются маленькие пузырьки размером в несколько микрон. Чтобы придать такому диску прочность, производители усиливают стенки, делая их толще.

Кованные

Здесь технология изготовления несколько иная. Так, алюминий заливается в специальные формы, похожие на длинный цилиндр. После того как форма остывает, изделие распиливают на несколько частей. Так, из одного большого получается несколько маленьких цилиндров. Далее каждый кусок нагревается в печи. Затем его отправляют под огромный пресс. Там он сдавливается несколько раз под определенным углом. Этот процесс отдаленно напоминает ковку, за счет чего и получили данные диски столь характерное название.

В результате многочисленного сдавливания металл получается мелкозернистым и наличие пор в нем исключено. Поэтому такие изделия более прочные. Однако на этом процесс изготовления не заканчивается. Далее изделие проходит этап осаживания, а после снова отправляется в печь. На прессе меняется штамп цилиндров и придается форма, отдаленно напоминающая диск (но пока в нем нет отверстий и каких-либо прорезей). Только после этого производится выдавливание формы на прессе. Так появляются борозды и борта. Затем изделие нагревается до 500 градусов Цельсия и резко охлаждается в воде. Это позволяет добиться еще большей прочности изделия и снять внутреннее механическое напряжение. На следующем этапе изделие обрабатывается механически. При помощи резцов ему придают нужную форму и вид. Диск максимально облегчается, но сохраняются ребра жесткости. Затем он отправляется на порошковую покраску.

Как видите, технология производства такого диска довольно сложная. Поэтому стоимость изделия на порядок выше.

Дизайн

Некоторые ошибочно полагают, что кованные диски ограничены в рисунке. Но если произвести сравнение кованых и литых дисков, что есть на рынке, можно заметить, что ассортимент обеих вариантов весьма огромен. Можно выбрать подходящий диск любого дизайна. Но в основном кованные изделия окрашивают в белый цвет. Литые чаще имеют серебристый оттенок.

Ударопрочность

К дискам, что используются на наших разбитых дорогах, помимо дизайна предъявляется еще одно требование. Это ударопрочность. Особенно актуален данный фактор при использовании спортивных, низкопрофильных шин. Что лучше - кованые или литые диски для автомомибля? В плане стойкости к ударам, литые значительно проигрывают кованным. Как мы уже отметили ранее, при их изготовлении остаются поры в материале. Кованые диски («Слик», в том числе) имеют максимальную прочность. Деформировать такие изделия очень трудно, так как материал достаточно плотный по своей структуре.

Но здесь всплывает другая сторона медали. Так как при наезде на неровность удар не гасится о диск, вся нагрузка распределяется на:

  • покрышки;
  • элементы подвески;
  • кузов (в случае пробоя подвески).

Диск не может смягчить удар, а потому часто после наезда на крупную яму на скорости разрывает покрышку (либо появляется характерная грыжа).

О ремонте «литья»

При ударе деформация будет направлена внутрь диска, не затрагивая посадочное место шины. То есть страдает в первую очередь обод.

Но нужно понимать, что после такого удара будут трудности с ремонтом. Если обычные штампованные колеса можно «вытянуть», то здесь без сварки не обойтись. В 80 процентах на таком диске будут трещины. Чтобы вернуть такое колесо в прежнее состояние, требуется специальный сварочный аппарат и другое оборудование. Стоимость восстановления колеса весьма существенна.

Чем актуальна «ковка»? Все за и против

Среди плюсов таких дисков отзывы отмечают:

  • Качество изготовления. Такие диски обладают высокой прочностью.
  • Хорошие скоростные характеристики. Колесо будет весить меньше при тех же размерах, нежели литое. Разница примерно в 20-30 процентов. А как известно, чем легче диск, тем быстрее автомобиль может набрать скорость.
  • Расход топлива. Двигателю нужно меньше усилий, чтобы разогнать автомобиль. Соответственно, падает расход топлива. Но этот показатель не столь существенный - всего 3 процента.
  • Красивый дизайн. Такие колеса придают машине более эстетичный и привлекательный вид. Благодаря широкому ассортименту каждый может выбрать диски нужного размера и дизайна.
  • Прочность. Это одна из главных характеристик, за счет которой и покупают кованные диски. Иногда заменить деталь подвески легче, чем найти новый или восстановить поврежденный литой диск. К тому же ходовая часть имеет определенный запас прочности. И чтобы «приговорить» амортизаторы, нужно найти поистине глубокую яму.

Что лучше - кованые или литые диски? Есть у «ковки» и недостатки. Основной минус - это стоимость. Цена кованных дисков «Слик» на 14 дюймов (для обычной «Лады») составляет около 22 тысяч рублей за комплект. Литые будут стоит вдвое дешевле. Также многие боятся ударов и пробоя подвески. Но это все относительно - при желании можно «убить» любой автомобиль, какие бы колеса там ни стояли.

Производители литых дисков и кованных

В нашей стране популярны несколько марок:

  • ZW. Это литые диски малазийского производства. В ассортименте - более 300 моделей. Изделия имеют низкую стоимость и привлекательный дизайн. Изготавливаются по японской технологии.
  • «Тех Лайн». Это российский производитель литых дисков. Модельный ряд включает более 220 вариантов. Компания является одним из лидеров в странах СНГ.
  • "ВСМПО". Это тоже российский производитель, но изготавливает он кованные диски. Как отмечают отзывы, именно "ВСМПО" является лидером среди «ковки», так как диски отличаются хорошей прочностью и относительно небольшой стоимостью. Часто "ВСМПО" можно встретить на переднеприводных «Ладах». Выглядят такие диски весьма привлекательно.

  • «Слик». Данная марка не менее распространена в России. В ассортименте - кованные диски самых различных размеров и цвета. Как отмечают отзывы, эти изделия довольно прочные.
  • «Скад». Российский производитель. Имеет не менее широкий ассортимент дисков. Часто используются на отечественных ВАЗах и бюджетных иномарках (типа «Нексии»).

Подводим итоги

Итак, мы рассмотрели плюсы и минусы литых дисков и кованных. Как видите, разница между ними есть, причем существенная. Применяя один и тот же материал, но по разной технологии изготовления, получается совершенно иной вид дисков. Что лучше - кованые или литые диски? Взвесив все за и против, многие приходят к выводу, что лучше приобрести «ковку». Она легче, благодаря чему падает расход и увеличивается динамика, а также прочнее, что особо актуально на наших дорогах. Если для вас важны такие характеристики, как надежность и динамика разгона, стоит переплатить и приобрести кованные диски. Производителей «ковки» сейчас много, поэтому каждый может найти подходящий вариант по цене и дизайну.




Top