Пособие по созданию своих компонент на Delphi. Создание компонента

Дата публикации

Не все формы нужно создавать при запуске приложения. Некоторые лучше создавать в процессе работы программы.

В каком случае форму лучше создавать динамически?

Я бы выделил два основных момента.

  1. Если форма используется редко и велика вероятность того, что её вообще не вызовут. Примером может быть окно "О программе".
  2. Если количество экземпляров нашего окна может быть больше одного.

Как создать форму динамически, я как всегда представлю на примере.

Пример динамического создания формы.

  1. Нажмите пункт главного меню "File".
  2. Затем new.

Программа сама набросала класс будущей формы. Т.к. создавать окно мы будем по нажатию кнопки, предлагаю удалить следующие строки кода.

var Form2: TForm2; // Если Вы дали форме имя, то этот участок кода будет разниться

Объявление мы организуем локально, внутри обработчика кнопки. Сохраним получившийся модуль.

Теперь возвращаемся к главный форме. Подключим к ней только что созданный модуль: File->Use Unit...-> Выбираем нужный (Можно просто приписать в разделе Uses).

Создадим две кнопки. Создавать новое окно мы будем двумя различными способами:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Form2:= TForm2.Create(Application); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 1"; Form2.Show; end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Application.CreateForm(TForm2,Form2); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 2"; Form2.Show; end;

Вот, все очень просто, если же у Вас остались какие-то вопросы - пишите в комментарии. Буду раз ответить.

Подпрограммы - процедуры и функции в языке Delphi служат для выполнения специализированных операций. Delphi имеет множество стандартных подпрограмм, но всё равно приходится создавать собственные для выполнения часто повторяющихся операций с данными, которые могут меняться.

Вообще, существует методика программирования "сверху вниз". Методика программирования "сверху вниз" разбивает задачу на несколько более простых, которые оформляются в виде подпрограмм. Те, в свою очередь, при необходимости также делятся до тех пор, пока стоящие перед программистом проблемы не достигнут приемлемого уровня сложности (то есть простоты!). Таким образом, эта методика программирования облегчает написание программ за счёт создания так называемого скелета, состоящего из описателей подпрограмм, которые в дальнейшем наполняются конкретными алгоритмами. Пустое описание подпрограммы иначе называется "заглушкой".

И процедуры , и функции позволяют добиться одинаковых результатов. Но разница всё же есть.

Процедура Delphi просто выполняет требуемые операции, но никаких результатов своих действий не возвращает. Результат - в тех изменениях, которые произошли в программе в процессе выполнения этой процедуры. В частности, процедура может поменять значения переменных, записать новые значения в ячейки компонентов, сделать запись в файл и т.д.

Функция Delphi также позволяет выполнить всё перечисленное, но дополнительно возвращает результат в присвоенном ей самой значении. То есть вызов функции может присутствовать в выражении справа от оператора присваивания. Таким образом, функция - более универсальный объект!

Описание подпрограммы состоит из ключевого слова procedure или function , за которым следует имя подпрограммы со списком параметров, заключённых в скобки. В случае функции далее ставится двоеточие и указывается тип возвращаемого значения. Обычная точка с запятой далее - обязательна! Сам код подпрограммы заключается в "логические скобки" begin/end . Для функции необходимо в коде присвоить переменной с именем функции или специальной зарезервированной переменной Result (предпочтительно) возвращаемое функцией значение. Примеры:


Описанная таким образом подпрограмма должна быть размещена в основной программе до первого её вызова. Иначе при компиляции получите извещение о том, что "неизвестный идентификатор..." Следить за этим не всегда удобно. Есть выход - разместить только заголовок подпрограммы там, где размещают описания всех данных программы .

Параметры - это список идентификаторов, разделённых запятой, за которым через двоеточие указывается тип. Если списков идентификаторов разных типов несколько, то они разделяются точкой с запятой. Всё, как и в случае обычного описания данных. Это так называемые формальные параметры. При вызове подпрограммы они заменяются на фактические - следующие через запятую данные того же типа, что и формальные.
Параметры в описании подпрограммы могут и отсутствовать , тогда она оперирует данными прямо из основной программы.

Теперь нужно ввести понятие локальных данных. Это данные - переменные, константы, подпрограммы, которые используются и существуют только в момент вызова данной подпрограммы. Они так же должны быть описаны в этой подпрограмме. Место их описания - между заголовком и началом логического блока - ключевым словом begin . Имена локальных данных могут совпадать с именами глобальных . В этом случае используется локальная переменная, причём её изменение не скажется на глобальной с тем же именем.
Совершенно аналогично локальным типам, переменным, константам могут быть введены и локальные процедуры и функции, которые могут быть описаны и использованы только внутри данной подпрограммы.

Теперь пример. Напишем программу суммирования двух чисел. Она будет состоять из Формы, на которой будет кнопка (компонент Button ), по нажатию на которую будет выполняться наша подпрограмма, и двух строк ввода (компоненты Edit ), куда будем вводить операнды. Начнём с процедуры .

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
procedure Sum(A, B: Integer);

implementation

{$R *.dfm}

procedure
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Sum(A, B);
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

procedure Sum(A, B: Integer);
begin
Summa:=A+B;
end;

Наша процедура находится после обработчика нажатия кнопки, где осуществляется её вызов. И программа работает именно потому, что заголовок процедуры вынесен в блок описания данных. Но всё же операция суммирования в данном случае производится как-то невнятно.
Теперь сделаем то же самое с помощью функции .

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
function

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Summa:=Sum(A, B); // На мой взгляд, сейчас более понятно, откуда что берётся
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

function Sum(A, B: Integer): Integer;
begin
Result:=A+B;
end;

Есть особенности в использовании в качестве параметров больших по объёму структур данных, например, массивов, состоящих из нескольких тысяч (и больше) элементов. При передаче в подпрограмму данных большого объёма могут быть большие расходы ресурсов и времени системы. Поэтому используется передача не самих значений элементов (передача "по значению" , как в предыдущих примерах), а ссылки на имя переменной или константы (передача "по имени" ). Достигается это вставкой перед теми параметрами, которые мы хотим передать по имени, ключевого слова var .

function Sum(A, B: Integer; var Arr: array of Integer): Integer;

Если взглянуть на описание нашей подпрограммы и описание обработчика нажатия кнопки (это тоже подпрограмма!), который был создан Delphi, то видим, что перед именем обработчика (Button1Click) стоит TForm1 . Как мы знаем, в Delphi точкой разделяется объект и его атрибуты (свойства и методы). Таким образом, Delphi создаёт Button1Click как метод объекта Form1. Причём, буква T перед объектом говорит о том, что Button1Click не просто метод объекта, а метод класса объекта. Не будем этим пока заморачиваться, а просто будем поступать также . Описав свою процедуру или функцию как метод класса TForm1, мы получаем возможность использовать в ней объекты класса без указания его имени, что гораздо удобнее. То есть, если мы используем в нашей подпрограмме какие-либо компоненты, размещённые на Форме (например, Button1), то мы пишем

Button1.Width:=100; //Ширина кнопки
а не
Form1.Button1.Width:=100;

Также появляется возможность использовать встроенные переменные, такие как параметр Sender . В каждом обработчике этот объект указывает на источник, то есть тот объект, который вызывает данную подпрограмму. Например, в нашей процедуре суммирования Sender = Button1 . Проанализировав эту переменную, можно принять решение о тех или иных действиях.

Описав подпрограмму как метод класса, её описание мы должны поместить туда же, куда их помещает Delphi - в описание класса TForm1. Смотрите сами, где находится описание процедуры Button1Click. Для этого , поставив курсор внутрь подпрограммы Button1Click, нажмите CTRL+Shift и кнопку управления курсором "Вверх " или "Вниз " одновременно. Произойдёт переход к описанию подпрограммы (чтобы вернуться обратно, повторите это действие ещё раз). Ставьте описание своей подпрограммы рядом, с новой строки. Обратите внимание, что TForm1 уже не пишется.

Рекурсия - важное и мощное свойство процедур и функций в Delphi. Рекурсия это возможность подпрограммы в процессе работы обращаться к самой себе. Без использования рекурсии приходилось бы применять циклы, а это усложняет чтение программы. Рекурсивный вызов подпрограммы сразу проясняет смысл происходящего. Естественно, приходится следить за тем, чтобы в подпрограмме обязательно было условие, при выполнении которого дальнейшая рекурсия прекращается, иначе подпрограмма зациклится.

  • Обзор
  • Соглашения по наименованиям
  • Выбор предка
  • Пример создания компонента
  1. Обзор
  2. Поскольку Delphi является открытой средой и позволяет не только использовать объекты из Библиотеки Визуальных Компонент (VCL) в своей программе, но и создавать новые объекты. Причем, ничего другого, кроме Delphi, для этого не требуется. Создание нового объекта в Delphi не является очень сложной задачей, хотя для этого и требуется знание Windows API, объектно-ориентированного программирования и иерархии классов в VCL.

    Может возникнуть вопрос; если в Delphi уже есть своя библиотека, то зачем еще создавать какие-то объекты? Ответ прост: нельзя создать библиотеку на все случаи жизни и на все вкусы. Новые компоненты, во-первых, позволяют расширить область применения Delphi: например, с помощью библиотек объектов третьих фирм разрабатывать приложения для работы в Internet. Во-вторых, позволяют дополнить или настроить для себя имеющиеся в VCL объекты (например, переопределить значения свойств, устанавливаемые по умолчанию).

  3. Добавление новых объектов в VCL
  4. Предположим, что у вас появился уже готовый компонент. Как его добавить в VCL? Для этого выберите пункт меню Options|Install Components… Появится диалог, как на рис.1

    Рис. 1 : Диалог установки нового компонента

    Нажмите “Add” и укажите модуль, содержащий процедуру регистрации, нажмите “OK” и после успешной перекомпиляции новый объект появится в палитре.

  5. Заготовка для нового компонента
  6. В среде Delphi есть специальный эксперт, создающий заготовку для нового компонента. Вызвать его можно в пункте меню File|New Component… (см рис.2)


    Рис. 2 : Эксперт для создания нового компонента

    В диалоге нужно указать имя нового класса (например, TMyButton), предка класса (TButton) и страницу палитры, куда поместить новый компонент (Samples). Если нажать “OK”, то эксперт создаст модуль - заготовку для нового компонента:

    unit Unit1;

    interface

    uses

    SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls,

    Forms, Dialogs, StdCtrls;

    type

    TMyButton = class(TButton)

    private

    { Private declarations }

    protected

    { Protected declarations }

    public

    { Public declarations }

    published

    { Published declarations }

    end;

    procedure Register;

    implementation

    procedure Register;

    begin

    RegisterComponents("Samples", );

    end;

    end.

    Модуль содержит декларацию нового класса и процедуру его регистрации в Палитре Компонент. В процедуре RegisterComponents первый параметр - имя страницы (можно указать свое имя - появится новая страница); второй параметр - множество объектов для регистрации.

    Теперь модуль нужно сохранить под новым именем (например, NEW_BTN.PAS) и приступить к дописыванию новых свойств и методов. После того, как эта работа закончена и новый компонент отлажен, можно добавить его в Палитру (см. предыдущую главу). Но перед этим желательно создать файл ресурсов, в котором будет лежать пиктограмма для представления данного объекта в Палитре Компонент. Файл ресурсов можно создать с помощью программы Resource Workshop, называться он должен точно так же, как модуль регистрации компонента и иметь расширение.DCR (т.е., если объект регистрируется в модуле NEW_B TN .PAS, то тогда имя файла ресурсов будет NEW_BTN.DCR). В файле ресурсов должен находиться ресурс типа BITMAP - картинка размером 28x28 точки (можно меньше), название картинки должно совпадать с именем класса (в нашем случае TMYBUTTON).

  7. Соглашения по наименованиям

Если вы рассматривали исходные тексты VCL, то могли видеть, что они следуют нескольким простым соглашениям при определении новых классов. Delphi этого не требует, имена методов, свойств и т.п. могут быть любыми, компилятору это безразлично. Но если следовать этим соглашениям, то разработка новых компонентов и чтение исходных текстов станет существенно проще.

Итак:

  • Все декларации типов начинаются на букву T. Еще раз, Delphi не требует этого, но это делает очевидным, что "TEdit", например, есть определение типа, а не переменная или поле класса.
  • Имена свойствам нужно давать легко читаемые и информативные. Нужно помнить, что пользователь будет их видеть в Инспекторе Объектов. И имя вроде "TextOrientation" много удобнее, нежели "TxtOr". То же самое относится к методам. Методы, доступные пользователю, должны иметь удобные названия.
  • При создании свойств типа Event, имя такого свойства должно начинаться с “On” (например, OnClick, OnCreate и т.д.).
  • Имя метода для чтения свойства должен начинаться со слова “Get”. Например, метод GetStyle должен выполнять чтение для свойства Style.
  • Имя метода для записи свойства должен начинаться со слова “Set”. Например, метод SetStyle должен выполнять запись в свойство Style.
  • Внутреннее поле для хранения данных свойства должно носить имя, начинающееся с буквы “F”. Например, свойство Handle могло бы храниться в поле FHandle.

Конечно же, есть исключения из правил. Иногда бывает удобнее их нарушить, например, класс TTable имеет свойства типа Event, которые называются BeforePost, AfterPost и т.п.

  1. Выбор предка

Прежде, чем приступить к написанию кода, нужно определиться, хотя бы приблизительно, что за компонент вы собираетесь делать. Далее, исходя из его предполагаемых свойств, определите класс-предок. В VCL имеется несколько базовых классов, рекомендуемых для наследования:

  • TObject - Можно использовать в качестве предка, если с этим компонентом не нужно работать во время дизайна. Это может быть, например, класс, содержащий значения переменных среды (environment) или класс для работы с INI файлами.
  • TComponent - Отправная точка для многих невидимых компонент. Данный класс обладает встроенной возможностью сохранять/считывать себя в потоке во время дизайна.
  • TGraphicControl - Используйте этот класс для создания видимых компонент, которым не нужен handle. Такие компоненты рисуют прямо на своей поверхности и требуют мало ресурсов Windows.
  • TWinControl - Базовый класс для компонент, которые имеют окно. Данное окно имеет свой handle, его используют при доступе к возможностям Windows через API.
  • TCustomControl - Потомок TWinControl, вводит понятие канвы (Canvas) и метод Paint() для лучшего контроля за прорисовкой компонента. Именно этот класс используется в качестве базового для построения большинства видимых компонент, имеющих оконный handle.
  • TXxxxx - Класс вроде TEdit или TButton. Используются с целью доопределения их свойств и методов или переопределения значения свойств, принимаемых по умолчанию.
  1. Пример создания компонента

Для примера создадим новый класс, мутант TButton, в котором изменим значение по умолчанию свойства ShowHint на True и добавим новое свойство - счетчик нажатий на кнопку. Заготовка модуля для создания нового компонента уже есть (см. пункт Заготовка для нового компонента ). Теперь исходный текст выглядит так:

unit New_btn;

interface

uses

SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics,

Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type

TMyButton = class(TButton)

private

{ Private declarations }

FClickCount: Longint;

protected

{ Protected declarations }

public

{ Public declarations }

constructor Create(AOwner: TComponent); override;

procedure Click; override;

property ClickCount: Longint read FClickCount write

  • FClickCount;
  • published

    { Published declarations }

    end;

    procedure Register;

    implementation

    constructor TMyButton.Create(AOwner: TComponent);

    begin

    inherited Create(AOwner);

    ShowHint:=True;

    FClickCount:=0;

    end;

    procedure TMyButton.Click;

    begin

    Inc(FClickCount);

    inherited Click;

    end;

    procedure Register;

    begin

    RegisterComponents("Samples", );

    end;

    end.

    Для того, чтобы переопределить начальное значение свойства при создании объекта, нужно переписать конструктор Create, в котором и присвоить этому свойству нужное значение (не забыв перед этим вызвать конструктор предка).

    Новое свойство для подсчета нажатий на клавишу называется ClickCount. Его внутреннее поле для сохранения значения - FClickCount имеет тип Longint, емкости поля хватит надолго.

    Почему я сел писать это пособие

    Во-первых, потому что когда я очень хотел написать свой первый компонент, я прочитал две книги, и у меня ничего интересного собственно не вышло. Потом я прочитал еще одну книгу (в ней хотя бы пример рабочий был), вроде разобрался. Но там был разобран такой простой компонент, что все более сложное мне приходилось делать самому, иногда методом тыка, иногда сидел разбирался и так далее. Результат - разобрался, чего и вам желаю и надеюсь помочь этим пособием.

    Все мои готовые компоненты можно найти на сайте http://MihanDelphi.narod.ru

    Для чего нужны компоненты

    Дельфи имеет открытую архитектуру - это значит, что каждый программист волен усовершенствовать эту среду разработки, как он захочет. К стандартным наборам компонентов, которые поставляются вместе с Дельфи можно создать еще массу своих интересных компонентов, которые заметно упростят вам жизнь (это я вам гарантирую). А еще можно зайти на какой-нибудь крутой сайт о Дельфи и там скачать кучу крутых компонентов, и на их основе сделать какую-нибудь крутую прогу. Так же компоненты освобождают вас от написания "тысячи тонн словесной руды". Пример: вы создали компонент - кнопку, при щелчке на которую данные из Memo сохранятся во временный файл. Теперь как только вам понадобится эта функция вы просто ставите этот компонент на форму и наслаждаетесь результатом. И не надо будет каждый раз прописывать это, для ваших новых программ - просто воспользуйтесь компонентом.

    Шаг 1. Придумывание идеи

    Первым шагом нужно ответить себе на вопрос: "Для чего мне этот компонент и что он будет делать?". Затем необходимо в общих чертах продумать его свойства, события, на которые он будет реагировать и те функции и процедуры, которыми компонент должен обладать. Затем очень важно выбрать "предка" компонента, то есть наследником какого класса он будет являться. Тут есть два пути. Либо в качестве наследника взять уже готовый компонент (то есть модифицировать уже существующий класс), либо создать новый класс.

    Для создания нового класса можно выделить 4 случая:

    1. Создание Windows-элемента управления (TWinControl)

    2. Создание графического элемента управления (TGraphicControl)

    3. Создание нового класса или элемента управления (TCustomControl)

    4. Создание невизуального компонента (не видимого) (TComponent)

    Теперь попробую объяснить что же такое визуальные и невизуальные компоненты. Визуальные компоненты видны во время работы приложения, с ними напрямую может взаимодействовать пользователь, например кнопка Button - является визуальным компонентом.

    Невизуальные компоненты видны только во время разработки приложения (Design-Time), а во время работы приложения (Run-Time) их не видно, но они могут выполнять какую-нибудь работу. Наиболее часто используемый невизуальный компонент - это Timer.

    Итак, что бы приступить от слов к делу, попробуем сделать какой-нибудь супер простой компонент (только в целях ознакомления с техникой создания компонентов), а потом будем его усложнять.

    Шаг 2. Создание пустого модуля компонента

    Рассматривать этот шаг я буду исходя из устройства Дельфи 3, в других версиях этот процесс не сильно отличается. Давайте попробуем создать кнопку, у которой будет доступна информация о количестве кликов по ней.

    Чтобы приступить к непосредственному написанию компонента, вам необходимо сделать следующее:

      Закройте проекты, которые вы разрабатывали (формы и модули)

      В основном меню выберите Component -> New Component...

      Перед вами откроется диалоговое окно с названием "New Component"

      В поле Ancestor Type (тип предка) выберите класс компонента, который вы хотите модифицировать. В нашем случае вам надо выбрать класс TButton

      В поле Class Name введите имя класса, который вы хотите получить. Имя обязательно должно начинаться с буквы "T". Мы напишем туда, например, TCountBtn

      В поле Palette Page укажите имя закладки на которой этот компонент появиться после установки. Введем туда MyComponents (теперь у вас в Делфьи будет своя закладка с компонентами!).

      Поле Unit File Name заполняется автоматически, в зависимости от выбранного имени компонента. Это путь куда будет сохранен ваш модуль.

      В поле Search Path ничего изменять не нужно.

      Теперь нажмите на кнопку Create Unit и получите следующее:

    unit CountBtn;

    Uses

    StdCtrls;

    Type
    TCountBtn = class(TButton)

    private
    { Private declarations }

    protected
    { Protected declarations }

    public
    { Public declarations }

    published
    { Published declarations }

    Procedure Register;

    Implementation

    Procedure Register;
    begin
    RegisterComponents("MyComponents", );
    end;

    Шаг 3. Начинаем разбираться во всех директивах

    Что же здесь написано? да собственно пока ничего интересного. Здесь объявлен новый класс TCountBtn и процедура регистрации вашего компонента в палитре компонентов.

    Директива Private Здесь вы будете писать все скрытые поля которые вам понадобятся для создания компонента. Так же в этой директиве описываются процедуры и функции, необходимые для работы своего компонента, эти процедуры и функции пользователю не доступны. Для нашего компонент мы напишем туда следующее (запись должна состоять из буквы "F" имени поля: тип этого поля):

    FCount:integer;

    Буква "F" должна присутсвовать обязательно. Здесь мы создали скрытое поле Count, в котором и будет храниться число кликов по кнопке.

    Директива Protected . Обычно я здесь пишу различные обработчики событий мыши и клавиатуры. Мы напишем здесь следующую строку:

    procedure Click; override;

    Это указывает на то, что мы будем обрабатывать щелчок мыши по компоненту. Слово "override" указывает на то, что мы перекроем стандартное событие OnClick для компонента предка.

    В директиве Public описываются те процедуры и функции компонента, которые будут доступны пользователю. (Например, в процессе написания кода вы пишите имя компонента, ставите точку и перед вами список доступных функций, объявленных в диретиве Public). Для нашего компонента, чтобы показать принцип использования этой директивы создадим функцию - ShowCount, которая покажет сообщение, уведомляя пользователя сколько раз он уже нажал на кнопку. Для этого в директиве Public напишем такой код:

    procedure ShowCount;

    Осталась последняя директива Published. В ней также используется объявления доступных пользователю, свойств и методов компонента. Для того, чтобы наш компонент появился на форме необходимо описать метод создания компонента (конструктор), можно прописать и деструктор, но это не обязательно. Следует обратить внимание на то, что если вы хотите, чтобы какие-то свойства вашего компонента появились в Инспекторе Объектов (Object Inspector) вам необходимо описать эти свойства в директиве Published. Это делается так: property Имя_свойства (но помните здесь букву "F" уже не нужно писать), затем ставиться двоеточие ":" тип свойства, read процедура для чтения значения, write функция для записи значения;. Но похоже это все сильно запутано. Посмотрите, что нужно написать для нашего компонента и все поймете:

    constructor Create(aowner:Tcomponent);override; //Конструктор
    //Свойство Count

    Итак все объявления сделаны и мы можем приступить к написанию непосредственно всех объявленных процедур.

    Шаг 4. Пишем процедуры и функции.

    Начнем с написания конструктора. Это делается примерно так:

    constructor TCountBtn.Create(aowner:Tcomponent);
    begin
    inherited create(Aowner);
    end;

    Здесь в принципе понимать ничего не надо. Во всех своих компонентах я писал именно это (только класс компонента менял и все). Также сюда можно записывать любые действия, которые вы хотите сделать в самом начале работы компонента, то есть в момент установки компонента на форму. Например можно установить начальное значение нашего свойства Count. Но мы этого делать не будем.

    Теперь мы напишем процедуру обработки щелчка мышкой по кнопке:

    procedure Tcountbtn.Click;
    begin
    inherited click;
    FCount:=FCount+1;
    end;

    "Inherited click" означает, что мы повторяем стандартные методы обработки щелчка мышью (зачем напрягаться и делать лишнюю работу:)).

    У нас осталась последняя процедура ShowCount. Она может выглядеть примерно так:

    procedure TCountBtn.ShowCount;
    begin

    end;

    Здесь выводится сообщение в котором показывается количество кликов по кнопке (к тому же выводится имя этой кнопки, ну это я добавил только с эстетической целью).

    И если вы все поняли и сделали правильно, то у вас должно получится следующее:

    unit CountBtn;

    Uses
    Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
    StdCtrls, ExtCtrls;

    Type
    TCountBtn = class(TButton)
    private
    { Private declarations }
    FCount:integer;
    protected
    { Protected declarations }
    procedure Click;override;
    public
    { Public declarations }
    procedure ShowCount;
    published
    { Published declarations }
    property Count:integer read FCount write FCount;

    end;

    Procedure Register;

    Implementation

    Procedure Register;
    begin

    end;


    begin
    inherited create(Aowner);
    end;

    Procedure Tcountbtn.Click;
    begin
    inherited click;
    FCount:=FCount+1;
    end;


    begin
    Showmessage("По кнопке "+ caption+" вы сделали: "+inttostr(FCount)+" клик(а/ов)");
    end;
    end.

    Скорее сохраняйтесь, дабы не потерять случайным образом байты набранного кода:)).

    Шаг 5. Устанавливаем компонент

    Если вы сумели написать и понять, все то что здесь предложено, то установка компонента не должна вызвать у вас никаких проблем. Все здесь делается очень просто. В главном меню выберите пункт Component -> Install Component. перед вами открылось диалоговое окно Install Component. В нем вы увидите две закладки: Into exsisting Package и Into new Package. Вам предоставляется выбор установить ваш компонент в уже существующий пакет или в новый пакет соответственно. Мы выберем в уже существующий пакет.

    В поле Unit File Name напишите имя вашего сохранненого модуля (естественно необходимо еще и указать путь к нему), а лучше воспользуйтесь кнопкой Browse и выберите ваш файл в открывшемся окне.

    В Search Path ничего изменять не нужно, Делфьи сама за вас все туда добавит.

    В поле Package File Name выберите имя пакета, в который будет установлен ваш компонент. Мы согласимся с предложенным по умолчанию пакетом.

    Теперь нажимаем кнопочку Ok. И тут появиться предупреждение Package dclusr30.dpk will be rebuilt. Continue? Дельфи спрашивает: "Пакет такой-то будет изменен. Продолжить?". Конечно же надо ответить "Да". И если вы все сделали правильно, то появиться сообщение, что ваш компонент установлен. Что ж можно кричать Ура! Это ваш первый компонент.

    Создание свойств своего типа

    Теперь мы попробуем создать свойство нестандартного типа. Рассмотрим это на примере метки - TLabel. У этого компонента есть такое свойство: Alignment. Оно может принимать следующие значения: taLeftJustify, taCenter, taRightJustify. Приступаем к созданию свойства. Ничего интересного мне придумать не удалось, но тем не менее я вам покажу это на примере того свойства, которое я придумал. Оно очень простое и поможет вам разобраться. Свойство будет называться ShowType (тип TShowTp), в нашем компоненте оно будет отвечать за отображение свойства Count. Если пользователь установит свойство ShowType в Normal, то кнопка будет работать, как и работала. А если пользователь присвоит этому свойтсву значение CountToCaption, то количество кликов, будет отображаться на самой кнопке.

    Для начале нам необходимо объявить новый тип. Описание типа нужно добавить после слова Type. Вот так это выглядело вначале:

    type
    TCountBtn = class(TButton)

    Вот так это должно выглядеть:

    TShowTp = (Normal, CountToCaption);

    TCountBtn = class(TButton)

    Здесь мы объявили новый тип TShowTp, который может принимать только два значения. Все значения, которые вы хотите добавить перечисляются через запятую.

    Теперь нам понадобиться создать поле этого типа. Это мы уже умеем и делать и поэтому не должно вызвать никаких сложностей. В директиву Private напишите:

    FShowType:TShowTp;

    Мы создали поле ShowType, типа TShowTp.

    Конечно же необходимо добавить это свойство в инспектор объектов:

    property ShowType: TshowTp read FshowType write FShowType;

    Ну и наконец, чтобы наш компонент реагировал на изменение этого свойства пользователем надо слегка изменить обработчик события OnClick. После небольшой модификации он может иметь примерно такой вид:

    procedure Tcountbtn.Click;
    begin
    inherited click;
    FCount:=Fcount+1;
    if ShowType = Normal then
    Caption:=Caption;


    end;

    Объясню что произошло. Вначале мы увеличиваем счетчик на единицу. Затем проверяем какое значение имеет свойство ShowType. Если Normal, то ничего не делаем, а если CountToCaption, то в надпись на кнопке выводим количество кликов. Не так уж и сложно как это могло показаться с первого раза.

    Имплантируем таймер в компонент

    Очень часто бывает, что вам необходимо вставить в компонент, какой-нибудь другой компонент, например, таймер. Как обычно будем рассматривать этот процесс на конкретном примере. Сделаем так, что через каждые 10 секунд значение счетчика кликов будет удваиваться. Для этого мы встроим таймер в нашу кнопку. Нам понадобиться сделать несколько несложных шагов.

    После раздела uses, где описаны добавленные в программу модули, объявите переменную типа TTimer. Назовем ее Timer. Приведу небольшой участок кода:

    unit CountBtn;

    Uses
    Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
    StdCtrls, ExtCtrls;

    procedure OnTimer(Sender: TObject);

    Поскольку наш таймер это не переменная, а компонент, его тоже надо создать, для этого в конструктор нашей кнопки напишем:

    constructor TCountBtn.Create(aowner:Tcomponent);
    begin
    inherited create(Aowner);
    Timer:=TTimer.Create(self);
    Timer.Enabled:=true;
    Timer.OnTimer:=OnTimer;
    Timer.Interval:=10000;
    end;

    Здесь создается экземпляр нашего таймера и его свойству Iterval (измеряется в миллисекундах) присваивается значение 10000 (то есть 10 секунд если по простому).

    Собственно осталось написать саму процедуру OnTimer. Я сделал это так:

    procedure TCountBtn.OnTimer(Sender: TObject);
    begin
    FCount:=FCount*2;
    end;

    Вот примерно то, что у вас должно получиться в конце:

    unit CountBtn;

    Uses
    Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
    StdCtrls, ExtCtrls;

    Var Timer: TTimer;
    type
    TShowTp = (Normal, CountToCaption);
    TCountBtn = class(TButton)

    Private
    { Private declarations }

    FCount:integer;
    FShowType:TShowTp;
    protected
    { Protected declarations }
    procedure OnTimer(Sender: TObject);
    procedure Click;override;
    public
    { Public declarations }
    procedure ShowCount;
    published
    { Published declarations }
    property Count:integer read FCount write FCount;
    constructor Create(aowner:Tcomponent);override;
    property ShowType: TshowTp read FshowType write FShowType;
    end;

    Procedure Register;

    Implementation

    Procedure Register;
    begin
    RegisterComponents("Mihan Components", );
    end;

    Constructor TCountBtn.Create(aowner:Tcomponent);
    begin
    inherited create(Aowner);
    Timer:=TTimer.Create(self);
    Timer.Enabled:=false;
    Timer.OnTimer:=OnTimer;
    Timer.Interval:=1000;
    end;

    Procedure Tcountbtn.Click;
    begin
    inherited click;
    FCount:=Fcount+1;
    Timer.Enabled:=true;
    if ShowType = Normal then
    Caption:=Caption;
    if ShowType = CountToCaption then
    Caption:="Count= "+inttostr(count);
    end;

    Procedure TCountBtn.ShowCount;
    begin
    Showmessage("По кнопке "+ caption+" вы сделали: "+inttostr(FCount)+" клик(а/ов)");
    end;

    Procedure TCountBtn.OnTimer(Sender: TObject);
    begin
    FCount:=FCount*2;
    end;

    Если у вас что-то не сработало, то в начале проверьте все ли у вас написано правильно. Затем проверьте может у вас не хватает какого-нибудь модуля в разделе Uses.

    Переустановка компонента

    Очень часто бывает необходимо переустановить ваш компонент. Если вы попробуете сделать это путем выбора Component->Install Component, то Дельфи вас честно предупредит о том, что пакет уже содержит модуль с таким именем. Перед вами открывается окно с содержимым пакета. В нем вы должны найти имя вашего компонента и удалить его (либо нажать кнопочку Remove). Теперь в пакете уже нет вашего компонента. Затем проделайте стандартную процедуру по установке компонента.

    Удачи в программировании...

    (С) Авторские права принадлежат Михаилу Христосенко! При размещении на других сайтах указание имени автора и адреса сайта (http://delphid.dax.ru) обязательно!

    Форма "О программе" используется в качестве информативных целей. Чаще всего в ней пишется наименование программы, назначение, авторы и лицензионное соглашение. Чаще всего размещается в главном меню в пункте Помощь->О программе....

    Для создание формы "О программе" в Delphi (Делфи, Дельфи) нужно создать обычную форму, как на рисунке ниже:

    Для создания любой формы в Delphi 7 используем следующую команду из меню File->New->Form, а при разработке проекта в более новой среде, к примеру Delphi XE2, нужно использовать немного другую команду: File->New->VCL Form - Delphi.

    После создания формы нужно выставить нужные размеры и рекомендуется выполнить следующие настройки:

    • Выставить свойство Position. По умолчанию здесь указано значение poDesigned, которое диктует открываемой форме появляться там, где она находилась в момент создания программы. Поэтому нужно выставить, так чтобы форма появлялась по центру относительно формы, из которой она была вызвана. Для этого в свойство Position надо выставить значение poOwnerFormCenter.
    • Также можно отключить свойство AutoScroll, чтобы не появлялись полосы прокрутки.
    • Так как в форме будет краткая статическая информация, то иметь возможность изменять размеры формы во время выполнения нет никакой необходимости. Поэтому в свойстве BorderStyle выставить значение bsSingle.
    • Еще нужно настроить вложенные свойства в BorderIcons. Нужно в свойствах biMinimize и biMaximize выставить значения в false, что не позволит минимизировать и развернуть форму соответственно.

    Помимо всех описанных настроек, также можно украсить форму фоном. Для этого нужно из палитры компонентов поместить Image, который находится во вкладке Additional, если вы пишите в Delphi 7. В свойстве сразу нужно выставить значение alClient, которое растянет контейнер для изображения на всю форму.

    Также при использовании TLabel можно выставить Transparent в true. Данная опция сделает так, чтобы фон метки был прозрачен, что будет выглядеть намного красивее, если используется вспомогательный фон.

    Заключение

    На этом думаю статью закончить. Данный материал будет полезен для начинающих Delphi программистов или просто, кому интересно писать программы. При возникновении трудностей пишите в комментариях, и я как-только смогу подскажу по форме "О программе" в Делфи. Также я в архиве выложил тестовый проект с данной формой и ее вызовом из другой формы.



    
    Top