Какой язык программирования может заменить PHP? PHP: базовые понятия языка

© Андрей Кухарчик
Компьютерная газета

Введение

Интернет уже давно прочно вошел в нашу жизнь. Это смелое утверждение можно доказывать или опровергать много раз, но так или иначе все меняется, а с этим спорить никто не будет.

Прошли те времена, когда многие пользователи персональных компьютеров в целях экономии дискового пространства удаляли программу "Интернет Эксплорер" из всеми нами обожаемой операционной системы, так как просто не нуждались в ней. Теперь даже те, у кого нет доступа к Паутине, стараются не трогать эту программу, так как форматы сети Интернет давно уже перешли в другие сферы нашей компьютерной жизни. А уж если в компьютере поселился модем, избежать наличия браузера просто невозможно, так как очень хочется хоть одним глазком посмотреть, а что же там, за гранью телефонной линии? И когда знакомство состоялось, отказаться от преимуществ сети уже не так-то просто. Через некоторое время начинаешь осознавать, что надо как-то вложить себя и свои идеи и проявиться на бескрайних просторах Глобальной сети. Сделать свою страничку стало даже престижно, и пусть в ней мало полезного, а счетчик фиксирует только Ваши не частые посещения, сделанное может стать началом серьезного проекта и изменить всю Вашу жизнь.

Путешествуя по просторам глобальной сети Интернет, Вы, конечно же, не раз обращали внимание на гиперссылки, которые порой достигают внешне очень больших размеров и просто приводят в недоумение наличием странных символов. И конечно, все обращали внимание на формы, которые требовалось заполнить и получить что-то взамен. Но немногие задумываются над тем, как все это работает и что все это значит.

Предлагаю Вам окунуться в мир программирования. Этот мир во многом ни на что не похож, но у него есть свои неписаные законы и правила, свои плюсы и минусы. Мир, который открывается перед нами, виден еще только на один шаг, но этот шаг надо осилить, а дальше идти будет уже гораздо легче.

История РНР

Начинать нужно всегда с самого простого, и сейчас я попробую познакомить Вас с программированием на скриптовом языке РНР. РНР (читается как пи-эйч-пи) появился на свет осенью 1994 года, и его создатель - Расмус Лердорф - использовал язык в своих целях, для того, чтобы иметь представление о тех людях, которые посещают его сайт и знакомятся с его резюме.

По словам автора, РНР был написан буквально за день в промежутках между деловыми встречами. Сначала это была просто невзрачная CGI-оболочка, написанная на языке Perl, и служила она исключительно для специфических целей. Для справки - СGI (Common Gateway Interface) - общий шлюзовой интерфейс, является стандартом, который предназначен для создания серверных приложений HTTP.

Такое приложение, которое называют шлюзом или CGI-программой, запускается сервером в реальном режиме времени. Сервер передает запросы пользователя CGI-программе, которая их обрабатывает и возвращает результат своей работы на экран пользователя.

Таким образом, посетитель получает динамическую информацию, которая может изменяться в результате влияния различных факторов. Сам шлюз (скрипт CGI) может быть написан на различных языках программирования - C/C++, Fortran, Perl, TCL, Unix Schell, Visual Basic, Apple Script и других подобных языках. Но в случае с РНР, для написания его в первоначальном варианте был выбран язык Perl, как наиболее простой и доступный.

В результате дальнейшей эксплуатации выяснилось, что оболочка обладает маленькой производительностью, и автор вынужден был переписать все заново, но уже на языке С, что позволило увеличить скорость работы РНР. Пользователи сервера, где располагался сайт с первой версией РНР, попросили себе такой же инструмент, и хоть автор не предполагал, что кто-то другой будет пользоваться этим языком, довольно быстро РНР перерос в самостоятельный проект, и в начале 1995 года вышла первая известная нам версия продукта. Имя этого первого пакета было Personal Home Page Tools (средства для персональной домашней страницы). На тот момент РНР обладал более чем скромными возможностями. Он имел простейший анализатор кода, который понимал несколько специальных команд, а также разные утилиты для использования на домашней странице, необходимые для построения таких полезных вещей, как гостевая книга, счетчик, чат, системы статистики и тому подобное. К середине 1995 года язык был основательно переработан, появилась обработка форм, были добавлены функции работы с базами данных, и в таком виде вышла вторая версия продукта.

Сегодня РНР - это мощный кроссплатформенный набор средств, который располагается на сервере и предназначен для обработки специального кода, встраиваемого в HTML-страницу. Благодаря этому, появляется возможность легко создавать динамические сайты. Файлы, созданные таким образом, хранятся и обрабатываются на сервере, и когда посетитель запрашивает документ с РНР, скрипт обрабатывается не браузером посетителя, как, например, Java Script, а сервером, и посетителю передаются уже только результаты работы. Точно так же работает CGI-программа, написанная на С или Perl. Но, в отличие от CGI, код РНР можно встраивать в любое место HTML-странички, что является основным преимуществом по отношению к CGI. А кроме того, сам язык РНР очень прост для изучения и не требует каких-либо специфических знаний. Например, лично мне вполне хватило опыта, приобретенного лет десять назад на уроках информатики в школе, где мы изучали язык Бейсик на очень модных и дорогих тогда Ямахах. Несмотря на столь радужную характеристику, есть у РНР и недостатки. Стоит отметить довольно медленную (по сравнению с программами на CGI) работу скриптов РНР, а также сложность написания больших и сложных программ. Так или иначе, РНР остается интерпретируемым языком, что непременно ведет к ухудшению производительности в случае очень больших и сложных программ, но, для выполнения несложных манипуляций на сайте, РНР - лучший выбор. Недаром к середине 2000 года РНР использовался более чем на 2,5 миллионах сайтов!

Особенности РНР

Как и у всякого языка программирования, у РНР есть свой синтаксис. Он очень похож на синтаксис языка С или Perl. Программисты, пишущие на этих языках, смогут освоить РНР буквально за несколько дней. Но даже если Вы никогда не программировали, РНР поддастся Вам легко и обеспечит базу для перехода на языки более сложного уровня. Все команды достаточно логичны, а правила просты. Синтаксис включает в себя операторы, разделенные между собой точкой с запятой. Одна из основных ошибок начинающих программистов - отсутствие точки с запятой между операторами. К счастью, ошибки в РНР по умолчанию выдаются на экран (в отличие от CGI, где все ошибки записываются в лог-файл), и найти их при определенной внимательности и опыте не составит большого труда. Тем более что умный интерпретатор подскажет номер строки, в которой произошла ошибка.

Для программирования на РНР Вам понадобится любой текстовый редактор, но для удобства он должен обеспечивать подсветку синтаксиса и нумерацию строк. Я использую CuteHTML, входящий в комплект поставки неплохого FTP-менеджера CuteFTP последних версий. Редактор очень удобный, без лишних ненужных функций, сам встраивается в контекстное меню, не требует инсталляции и имеет все необходимое для программирования. Еще нам понадобится комплект для работы с РНР. Как правило, используется Apache+PHP, хотя это и не обязательно, подходит любой сервер, например IIS Microsoft. Но первый вариант бесплатен и имеет большую поддержку документацией (в том числе на русском языке) и форумами, где можно выяснить любой вопрос.

Теперь давайте перейдем к делу - напишем наш первый скрипт. Для того чтобы сервер знал, в каком из файлов есть код РНР, его расширение (файла) нужно сделать либо phtml, либо php3, либо php. Строго говоря, может быть назначено любое расширение, но я рекомендую Вам в целях совместимости всегда использовать phtml. Каждая команда в РНР как правило начинается с "" (здесь и далее без кавычек). Как Вы помните, несколько команд разделяются точкой с запятой. В любом месте скрипта РНР можно поставить комментарий, начинается он с "/*", а заканчивается - "*/" Если комментарий маленький и занимает только одну строчку, можно поставить "//" и таким образом легко закомментировать любую строчку до ее конца. Как обычно, пробелы, символы табуляции и перевод строки просто игнорируются и могут применяться для улучшения читабельности кода РНР.

Вывод на экран и переменные в РНР

РНР очень легко позволяет организовать вывод текста на экран. Рассмотрим пример скрипта:

Этот скрипт может быть расположен в любом месте HTML-документа, и сам по себе он не несет ничего полезного, так как только выводит на экран фразу "Привет, мир!". Но таким образом мы знакомимся с одной из наиболее распространенных команд РНР - вывод информации на экран пользователя. Для того чтобы придать нашему скрипту полезные функции, давайте познакомимся с переменными. Переменная характеризуется именем, типом и значением. Имя может быть любым и включать в себя цифры, буквы английского алфавита и разрешенные символы (например, символ подчеркивания или тире). По типу переменные делятся на целые, с плавающей запятой и символьные. Значение в соответствии с типом может быть практически любым. Например, переменная a=5. Это говорит нам о том, что имя у переменной - а, тип - целочисленный, значение - 5. Вот еще примеры имен и значений:

Как видите, все переменные в РНР (но не только в нем) должны начинаться с символа $, что позволяет интерпретатору безошибочно отличать их от команд РНР. В первой строчке нашего скрипта переменной $name присваивается значение 6, и эта переменная автоматически становится целочисленной. Кстати говоря, заранее описывать тип переменной не требуется, как в языках Pascal или Visual Basic, но хотя разделение на типы чисто условное, каждая переменная автоматически стремится использовать правильный тип, соответственно значению. Вторая строчка кода присваивает переменной $h12 значение 4.89, которое является значением с плавающей запятой. Третья и четвертая строчки кода присваивают своим переменным значения, являющиеся символьными строками. Все, что заключено в кавычки (включая цифры), будет интерпретировано как символьная строка. Если переменные не определены ранее, но используются, их значение принимается равным либо нулю, либо пустой строке в зависимости от типа.

Как и в любом языке, над переменными можно совершать любые арифметические действия, и это не требует присутствия специального оператора, достаточно указать переменную для результата, знак равенства и перечислить в естественном порядке переменные или значения с необходимыми арифметическими знаками. Пример:

Результат работы скрипта - вывод на экран цифры 4. Поддерживаются все арифметические операции и функции, многоуровневые скобки, логические операции, операции увеличения или уменьшения на единицу и многое другое. Кроме того, очень просто и естественно организуется сравнение если - то - иначе. Для этого в РНР применяется конструкция if () { } else { }. Есть различные варианты синтаксиса этого оператора, но этот - основной, и самый логичный из всех. (если) if (условие) (то) { выполняется то, что заключено в кавычки } (иначе) else { выполняется то, что заключено в кавычки }. После кавычек ставить точку с запятой, как обычно между операторами, не обязательно. Но внутри кавычек - разделение операторов между собой проводится только через точку с запятой. Допускается вложение нескольких операторов проверки один в один. В этом случае надо быть очень внимательным к количеству закрывающих кавычек, так как при отсутствии даже одной интерпретатор выдаст ошибку кода. Рассмотрим несложный пример:

При сравнении на истину применяется два знака равенства для того, чтобы интерпретатор мог без труда отличить сравнение от присваивания. Результат работы скрипта - 95, т.к $a не равно $b, а команда echo $b.$a; (между переменными стоит точка, а не знак арифметической операции) выводит подряд указанные переменные. Неравенство (ложь) обозначается символами!=, допустимы все остальные арифметические и логические символы и операторы (например, or, and, >, <= и т.д.).

В РНР есть средства быстрого изменения переменной на единицу в сторону увеличения или уменьшения. Для этого нужно указать имя переменной и за ним, без знака равенства, - подряд два плюса или минуса соответственно. Например, $a++; - переменная $a будет увеличена на единицу. Поддерживается одновременное присваивание одного значения нескольким переменным - $a = $b = 4;. Обе переменных будут равны четырем. Вот еще несколько примеров нестандартых арифметических операций в РНР:

Вложения файлов в РНР

Каждый, кто сделал хоть одну страничку в сети, сталкивался с проблемой изменения тех или иных данных на ней. Конечно, это не сложно когда страничек несколько или она одна:-), но если Вы сделали большой сайт, маленькое дополнение (например, в меню) в сотни файлов может превратиться в настоящий кошмар! РНР решает эту проблему в раз, позволяя вкладывать одну страницу в другую. Достигается это с помощью операторов REQUIRE и INCLUDE. После этих операторов в круглых скобках должен стоять путь к вкладываемому файлу. Например, INCLUDE ("text.phtml"). Различие между указанными операторами заключается в том, что REQUIRE подменяется содержимым указанного файла и может быть использован только один раз, а INCLUDE - вставляет и выполняет содержимое указанного файла, что позволяет применить его несколько раз, например в цикле. В любом случае, при исполнении файла интерпретатор РНР (правильно говорить - парсер) пребывает в состоянии HTML, и для его включения код надо заключить в конструкцию . Вложения файлов могут происходить только внутри серверного пространства, доступного РНР. Другими словами, Вы не можете использовать в имени файла http://

Достаточно часто встречаются сайты, ссылки которых включают в себя специальные символы - &, ?, %. Все это может быть и результатом работы РНР. Дело в том, что если в конце ссылки добавить?имя=значение, это значение будет доступно под этим же именем в файле, куда указывает ссылка. Если необходимо добавить несколько имен, они могут быть разделены знаком &. Теперь мы можем сделать сайт, который будет доступен с помощью только одной странички. А всю остальную информацию эта страничка будет выводить на основании полученных по ссылке данных. Вид такой ссылки будет примерно таким: http://имя.ru/index.phtml?link=1. Единица в конце ссылки и есть наш параметр, который будет подставляться в файле index.phtml. Например, вот так:

…начало файла … … конец файла …

Обратите внимание, написанный нами код учитывает ситуацию, когда посетитель по разным причинам указал неправильный параметр. В этом случае выводится заранее заготовленная страничка с сообщением об ошибке. Если же параметр соответствует какому-либо из файлов сайта, он в код файла index.phtml вкладывается и исполняется. Таким образом, начало и конец остаются одинаковыми, а изменяется только середина. И какие-либо изменения уже не кажутся такими страшными, как раньше. Ведь сделать их надо только в одном файле, а отразится это на всем сайте.

Есть и другой путь. Его суть заключается в том, что у РНР есть доступ к так называемым переменным окружения сервера. Одна из этих переменных - запрашиваемый посетителем путь относительно адреса сайта. И этот путь становится нам доступен для использования. В этом случае ссылки у нас будут такого вида: http://имя.ru/index.phtml?patch/name.phtml. Вторая часть ссылки - patch/name.phtml - будет нам доступна, если мы считаем параметр $QUERY_STRING. Например, так: $add = $QUERY_STRING. Теперь изменим наш головной файл index.phtml, чтобы все работало автоматически. А если запрашиваемый параметр не будет указан (правильно говоря - будет равен пустой строке), чтобы что-то открыть, присвоим переменной $add имя файла, который должен быть открыт как главная страничка. Пусть это будет файл main.phtml. Тогда код будет выглядеть следующим образом:

…начало файла … … конец файла …

Как видите, еще проще. Но сразу хочу предостеречь Вас, что этот метод хоть и проще первого, но открывает путь к получению информации о сервере, где расположен сайт с такой организацией структуры. Злоумышленник или просто любопытный человек при наличии определенных обстоятельств и знаний сможет много узнать о Вашем сервере, а это открывает прямой путь к взлому. Так что будьте осторожны и не станьте причиной больших неприятностей. Защититься от подобных проблем можно, но это уже совсем другая история.

Пример счетчика посещений на РНР

Если Вы все внимательно прочитали, Вы без труда получите стартовый капитал знаний, и он даст Вам возможность самостоятельно в дальнейшем изучать язык РНР. И в конце я предлагаю Вам познакомиться с кодом скрипта, который позволит организовать на любой из страниц Вашего сайта счетчик посещений. Этот счетчик не будет полнофункциональным, так как имеет достаточно много недостатков, но как пример применения РНР вполне годится. В любом месте Вашей странички (но только там, где это нужно) вставьте следующий код:

Посетителей странички -

В том же каталоге, что и Ваша страничка, создайте файл counter.dat, закачайте его на сервер и с помощью своего FTP-менеджера измените атрибуты этого файла таким образом, чтобы он был доступен для записи. Обычно нужно установить галочки на всех атрибутах файла. Если Вы этого не сделаете, скрипт будет постоянно выдавать ошибку при попытке записи в файл. Кстати, для того чтобы этого не происходило, стоит поставить перед командой записи и открытия файла символ @, он отменит вывод сообщения о возникшей ошибке на экран посетителя. Когда атрибуты изменены, обновите Вашу страницу на сервере и обратитесь к ней по ее адресу в браузере. Вы увидите, что там, где Вы вставили код РНР, появляется строка: "Посетителей странички - " и далее число, соответствующее количеству посещений. И никакого следа кода! Он был обработан на сервере в Интернете, а браузеру просто передан результат этого исполнения.

Алгоритм этого скрипта очень прост. В первой строке мы присваиваем выбранной переменной имя файла, где будет храниться число посещений. Во второй - открываем соединение с этим файлом для чтения. Дальше проверяем успешность соединения, и если файл существует и он доступен для чтения, считываем из него строку из 10 байт, чего более чем достаточно для счетчика, и закрываем соединение с файлом. Увеличиваем показание счетчика на единицу и выводим его новое значение на экран. На следующем этапе нам нужно записать новое значение счетчика, и для этого мы снова открываем соединение (дескриптор) с файлом, но уже на запись с очисткой содержимого файла. Если оно успешно - записываем туда новое значение счетчика и закрываем дескриптор файла. Вот и все.

На этом наше первое знакомство с языком РНР будем считать законченным. Конечно, осталось еще очень много полезного и интересного, но, к сожалению, все сразу охватить невозможно. Впрочем, для того и придумали умные люди Сеть, чтобы сделать доступным недоступное. В Интернете есть очень много полезных ресурсов на тему РНР, и при минимальных навыках работы в поисковиках Вы без труда отыщите их. А я посоветую Вам подписаться на рассылку РНР для всех!, в которой регулярно раз в неделю появляются новые статьи, примеры скриптов, есть раздел вопросов-ответов, а также много другой полезной информации. Найти форму для подписки и подписаться можно по адресу в сети .

Там же выложены все предыдущие выпуски рассылки. А по адресу Вы сможете посмотреть, как все это работает в действии. Все, что Вы встретите на этом сайте, - сделано на РНР. Чат, форум, частные объявления, система статистики - это только малая часть тех возможностей, что дает нам программирование на языке РНР.

8 months ago | 35.9K

Всем привет, меня зовут Сергей Никонов, для тех кто меня не знает, расскажу немного о себе. Мой опыт в разработке веб-сайтов и веб-приложений более 10 лет и в этом видео я постараюсь ответить на один из самых часто-задаваемых вопросов - Какой язык программирования изучать первым?

Смотрите видео Первый язык программирования. Какой выбрать в 2018 году?

Сам по себе язык программирования - это просто инструмент, за счет которого достигается та или иная цель и все объектно-ориентированные языки программирования, имеют общие свойства, такие как переменные, массивы, функции, методы, классы, интерфейсы и другие свойства.

И когда вы научитесь пользоваться этими свойствами хотя бы на среднем уровне в одном языке программирования, вы очень легко сможете освоиться в любом другом языке программирования.

Но еще хочу подчеркнуть, что не пытайтесь изучить сразу все языки программирования, как некоторые студенты, немного попробовали, к примеру писать на Java, через пару дней перекинулись на Python, потом на . В итоге, с таким подходом, не освоили ни одного языка, так как информации, которую нужно изучить очень много у студентов в голове каша и при этом у них теряется мотивация вообще изучать программирование.

Поэтому, пока вы хотя бы на среднем уровне не изучите один язык программирования, не переключайтесь на другой.

Какой же язык программирования выбрать в качестве первого?

Я рекомендую выбрать PHP, так как этот язык очень простой, имеет огромное комьюнити, а также большое количество вакансий по всему миру, если вы хотите изучить программирование, для того, чтобы сменить текущую профессию.

Кто-то может возразить, сказать что PHP медленный, на нем пишут плохой код и т.д. но одним из ярких примеров является сайт Facebook. Он написан на PHP и по посещаемости сайт Facebook находится на 2м месте в мире, среди миллионов веб-сайтов. Кстати, социальная сеть вконтакте, также написана на PHP.

А что касается плохого кода, на PHP, такое возможно, так как сам язык дает много свободы действий и если PHP неправильно изучить, ваш код будет запутанным, а сайт будет медленно работать. О том как правильно изучать PHP самостоятельно и в какой последовательности, я расскажу в одном из следующих видео.

Достаточно часто мне задают вопрос:

Прежде всего необходимо понять, что HTML - это язык разметки, а не программирования и относится к верстке html-страниц. С помощью , вы объясняете браузеру, как должна выглядеть ваша страница, какого размера и цвета должны быть блоки на сайте.

Как начать программировать на PHP?

Программировать на PHP очень просто и все что вам нужно - это

Хорошо известно, что PHP - это мёртвый язык программирования и его 22-летняя экосистема фактически стала бесполезна, когда появился Node и новые асинхронные фреймворки на его основе. Превосходство Node очевидно, потому что все знают, что однопоточные асинхронные программы более лучше по умолчанию. И быстрее.


«Но Саймон! Почему?!", вы, вероятно, прокричите увидев этот текст на экране. И вот почему:

Перспективы трудоустройства

PHP-разработчики не пользуются спросом. По прошествии 22 лет, все компании, использующие PHP, сразу же отказались от него, как только был выпущен Node v0.0.1, потому что этот стек разработки мгновенно стал лучшим. Кроме того, всем известно, что для успешного запуска (забудем про Slack) вам нужно создавать веб-интерфейсы на Node, а данные сохранять в MongoDB.


Иначе просто невозможно добиться успеха.


Приведем немного научных™ фактов, чтобы доказать эти утверждения:

$заголовок = ‘PHP-разработчики не могут найти работу чтобы содержать свои семьи’;

Экосистема языка

Экосистема, вероятно, является самым важным фактором в принятии решения не использовать язык программирования. К счастью для нас, PHP существует достаточно давно, и его экосистема полна крупных, хорошо поддерживаемых и полнофункциональных фреймворков, которые все ненавидят - это и Laravel, своего рода эквивалент Rails, или энтерпрайз решения на подобии Symfony и Zend.


В отличие от PHP, разработчикам Node не нужно беспокоиться о том, чтобы найти фреймворк, который придётся ненавидеть, потому что каждый просто пишет свой собственный. Создавая свои собственные фреймворки, разработчик может действительно выделиться на фоне конкурентов, изобретая колесо таким образом, который имеет смысл только для него самого (разработчика). Эта практика также удваивает гарантию сохранения работы, что очень важно, как показано в результатах научных™ исследований, приведенных выше. Также, это утраивает Фактор Крутости Разработчика™ (Developer Cool Factor™).


Ошеломляющее свидетельство превосходной экосистемы Node можно увидеть на графике ниже:



$заголовок = ‘Чем больше фреймворков - тем лучше’;

Временные затраты

Реальный уровень производительности разработчика можно измерить только оценив как он тратит собственное время. Видно, что разработчики PHP больше времени тратят на написание кода и построение функциональных приложений, чем на культивацию Фактора Крутости Разработчика™ и получение звёзд на GitHub. Это, очевидно, отразится на них негативно при работе в стартапе, ведь они используют свое время непродуктивно. Все мы знаем что звёзды GitHub - это количественный способ оценки навыков разработчика.


Неспособность PHP-разработчиков внести свой вклад в сообщество показана ниже:





$заголовок = ‘Выслушивать жалобы - менее продуктивно, чем жаловаться. Факт.’;

Вещи, которые вы не сможете сделать являясь PHP-разработчиком

  • Программировать асинхронно (по-настоящему!);
  • Получить простую и понятную последовательность параметров функций стандартной библиотеки;
  • Создать свой собственный шаблон приложения React TODO MVC;
  • Реализовать полноценный бэкенд на стороне сервера с фронтендом на стороне клиента;
  • Создавать собственные утечки памяти;
  • Сделать пробел значимым;
  • Добиться потери данных между запросами;
  • Решить проблему голода во всём мире;
  • Программировать на JavaScript;
  • Признаться людям, что вы - PHP-разработчик.

PHP как инструмент для бизнеса

Мы все знаем, что PHP, безусловно, уступает и не может использоваться при разработке бизнес-приложений, поэтому вот список предприятий-неудачников, использующих PHP, в сравнении со списком успешных компаний, реализующих свои продукты на основе Node:



$заголовок = ‘Node замечательный и эффективный инструмент зла’;

Заключение

Каждый разработчик знает, что самый быстрый и эффективный путь к получению чего-либо - это много жаловаться и каждый раз начинать всё с нуля. Рынок всегда будет ждать запуска вашего стартапа, ведь в первую очередь нужно закончить создание собственного фреймворка.
Кроме того, почему мы должны беспокоиться о перекладывании работы и полагаться на сообщество с открытым исходным кодом, когда мы можем просто всё сделать сами?

PHP(Personal Home Pages Tools) был создан программистом из Дании, Расмусом Ледорфом, как набор скриптов, написанных на Perl, для учета посетителей его личной странички (онлайн-резюме) в 1995 году. Вскоре после этого Расмусу понадобилось расширить возможности этого набора, поэтому он написал на С новый интерпретатор, который назвал PHP/FI. Язык унаследовал от Perl стиль обозначения переменных, но синтаксис был намного проще.Через два года автор языка выпустил вторую версию.

PHP/FI 2.0 не пользовался большой популярностью, пока в 1997 году программисты из израильского города Хайфа, Зеев Сураски и Энди Гутманс, не предложили Расмусу Ледорфу вместе работать над улучшением PHP. В итоге, весь код был полностью изменен и через некоторое время выпустили PHP 3.0 (от аббревиатуры FI решили отказаться). В результате этих изменений язык стал очень популярным и стал использоваться на огромном количестве веб-сайтов. Для большей солидности аббревиатуру поменяли на “PHP: Hypertext Preprocessor”, чтобы язык не ассоциировался только с домашними страничками.

Вскоре после выпуска третьей версии Сураски и Гутманс начали работу над PHP 4.0. Новый движок для языка назывался Zend Engine, а их фирма, которую они впоследствии основали, стала называться Zend Technologies. Пятая версия была представлена в 2004 году, в ней была улучшена производительность и изменены функции ООП (взяли за основу модель из Java).

PHP 6.0 так и не вышла (из-за проблем с Юникодом), после чего долгое время развивалась только пятая версия. Однако, в 2014 году начали разработку PHP 7.0, которая вышла в конце 2015.

Философия PHP

PHP очень сильно похож на С, однако в нем есть некоторые заимствования из Perl(например, обозначение переменных начинается со знака доллара). Как и в JavaScript, PHP код разрешено включать прямо в html-страницы или же создавать отдельные файлы, но в PHP они будут выполняться на стороне сервера (JS скрипты можно запускать локально в браузере, а для PHP нужен web-сервер).

Начиная с версии 3.0, в PHP была добавлена возможность написания своими силами дополнительных модулей, что немало помогло популяризации и распространению языка. Также стоит отметить, что ядро языка автоматически управляет памятью, возвращая её системе после выполнения скрипта, поэтому программисту не нужно заботится об этом.

Где применяется PHP

PHP один из наипопулярнейших языков в Web, на нем написано огромное количество сайтов, блогов, фотогаллерей, интернет-магазинов, сайтов знакомств, форумов, социальных сетей (ВКонтакте и Facebook, хотя сейчас они используют свои версии языка, KPHP и HPHP). Движок для Википедии (MediaWiki) написан на PHP.

На PHP редко приходится делать что-то с нуля потому, что уже существует большое количество готовых решений и систем. Для создания новостных сайтов или аналогичных есть три CMS (систем управления содержимымы) о которых, наверное, слышали все - это Joomla, Wordpress и Drupal. Для интернет магазинов есть системы управления OpenCart, Magento. Все они бесплатны, за исключением дополнительных модулей, которые не входят в них.

Для создания GUI-приложений PHP применяется редко, однако всё же есть такие расширения и библиотеки, как PHP-GTK и PHP-Qt, а также некоторые IDE и пакеты (WinBinder), при помощи которых можно создать оконное приложение.

Сложность обучения PHP

PHP считается одним из самых простых языков для изучения, особенно для тех, у кого не было опыта в программировании. В интернете можно найти достаточно много готовых решений или инструментов. PHP поддерживает практически все базы данных, а также протоколы и API.

Стоит отметить, что в языке могут встретиться непонятные для неподготовленного человека синтаксические конструкции. Например, может встретиться такое сообщение об ошибке, как “syntax error, unexpected T_PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM”. Начинающий программист может начать ломать голову, что за PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM, но объясняется всё довольно просто. Разработчики языка (Сураски и Гутманс) при добавлении синтаксических элементов использовали транскрипцию с их родного языка, иврита. В данном случае это, скорее всего, означает, что было поставлено лишнее двойное двоеточие (в PHP есть такой оператор). Такие синтаксические конструкции могут периодически встречаться при программировании на PHP, поэтому можно просто погуглить документацию по языку или спросить на каком-нибудь ресурсе для PHP-программистов.

Плюсы/минусы PHP

Плюсы языка, кроме легкости в изучении и популярности, следующие:

  • В интерпретатор встроены все основные функции, поэтому не нужно подключать никаких модулей. Также в стандартной версии языка уже есть большая часть необходимых разработчиков модулей;
  • Поддерживает большинство баз данных;
  • Вывод ошибок прямо на веб-страницу (хотя, при неправильной настройке это может стать и минусом, так как их увидят и посетители сайта);
  • Есть много библиотек и расширений, практически ничего не нужно создавать с нуля;
  • Доступность для большинства платформ - Windows, Linux, Unix, MacOS;
  • Поддерживается на любом хостинге (вряд ли удастся найти такой, который не поддерживает);
  • Поддерживается большим сообществом разработчиков;
  • Легко найти вакансию или зарабатывать фрилансом.

Теперь рассмотрим минусы:

  • Проблемы с безопасностью;
  • Плохо подходит для создания GUI-приложений;
  • Отсутствие многопоточности;
  • Нет обратной совместимости между разными версиями языка (это проблема есть и во многих других языках программирования);
  • Проблема с поддержкой юникода;
  • Относительно невысокая зарплата программиста среднего уровня, так как дефицита PHP-программистов никогда не было.

Сопутствующие технологии

Zend Framework - PHP-фреймворк для создания веб-приложений, от компании, принадлежащей соавторам языка.

PEAR - внешние библиотеки, объединенные в один репозиторий.

phpMyAdmin - интерфейс для работы с MySQL. При помощи него можно через браузер запускать команды SQL, работать с таблицами и БД, администрировать сервер MySQL.

PECL - репозиторий для модулей на С для PHP.

YIi, Laravel - фреймворки на PHP, которые используют паттерн MVC при создании проекта.

Drupal, Joomla, WordPress - CMS (системы для управления контентом), написанные на PHP.

Magento, OpenCart - платформы, которые были написаны на PHP и предназначены для создания интернет-магазинов.

JPHP - компилятор PHP, которые предназначен для Java (как JRuby или JPython).




Top