Какие есть социальные сети. Социальные сети россии. Блоговая платформа от "Яндекса"

Важнейшие даты начала римской истории

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима
I - Царский период (753-509 до н.э.)
II - Республиканский период (509-27 до н.э.)
III - Императорский период (начинается с Юлия Цезаря, назвавшего себя первым римским императором) длится вплоть до конца правления Ромула Августула (476).

Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.


В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р.X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей.
Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей

Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р.X.).
Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение.
Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения.
Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным, и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов.
Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен.
В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного характера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике.
В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами.
Оскорбленные сабиняне решили отомстить.


Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута.
Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме. Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима.
Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски.
Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством.
Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом.
Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде.
Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО Владимирский государственный университет

Кафедра истории и теории культуры


по культурологии

Возникновение Рима: легенды и исторические события


Работу выполнил:

ст. гр. ПМИ-108 Калаева Д.И.

Работу принял:

Чеснокова Надежда Владимировна


Владимир, 2012


Введение

Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме

Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения науки

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим - это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VIв. до н.э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы всё средиземноморье. В VI-IV вв. до н.э. римское общество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты. В IIIв. до н.э. Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинистических государств. В конце IIIв. до н.э. Рим становится господствующей силой в Западном Средиземноморье.

В I-IIвв. Древний Рим - мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.

Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика: именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки; в рамках древнеримской истории была создана одна из великих многонациональных держав в мировой истории.

Древний Рим оставил богатое культурное наследие, ставшее частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, мостов, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков поражают современного человека не только своим великолепием, качеством постройки, но и эстетической техникой. Во всем этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

Существует знаменитая легенда возникновения Рима, исходя из нее принято считать день возникновения Рима - 21 апреля 753 г. до н. э. В данном реферате будет рассмотрена легенда, а также мнения археологов, основанные на фактах.

Значит ли, что в легенде об основании Рима нет ни слова правды и она является сплошной выдумкой? С этим вопросом я постараюсь разобраться в следующих главах.


Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме


Эней, один из защитников Трои, после того как его родной город был разрушен, бежал вместе со своим сыном, долго скитался и, наконец, прибыл к берегам Италии. Они высадились недалеко от устья Тибра, в Лациуме. Сын Энея - Асканий (или Юл) основал в Лациуме новый город, назвал его Альба-Лонга и стал в нём царём. Через несколько поколений после Аскания в Альба-Лонге царствовал его потомок Нумитор. Его сверг с престола младший брат - властолюбивый и коварный Амулий. Амулий оставил своего брата в живых, но, чтобы закрепить престол за собой, приказал умертвить сына Нумитора, а его дочь Рею-Сильвию -посвятить в весталки.

Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем (см. приложение). Разгневанный и испуганный Амулий осудил Рею-Сильвию на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Когда раб, который нёс детей в корзине, подошёл к реке, он увидел, что по ней ходят огромные с белыми гребнями волны. Побоявшись войти в воду, он оставил корзину на берегу и ушёл. Прибывшая вода подняла её, и бурное течение унесло бы детей, если бы корзина не зацепилась за ветви дикой смоковницы. Когда вода спала, близнецы выпали на сушу и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться (см. приложение). Она накормила детей своим молоком. Затем близнецов подобрал царский пастух и воспитал их. Они были названы Ромулом и Ремом.

Греческий историк Плутарх, автор биографии Ромула, так описывает характер и воспитание близнецов. «Когда они были ещё малютками, их счастливая наружность, высокий рост и красота ясно говорили о благородном происхождении. Выросли оба они смелыми, гордо смотрели в лицо опасности и вообще отличались непоколебимым мужеством. Ромул был рассудительнее брата и имел способности государственного человека. На сходках, где шла речь о скоте или охоте, он давал ясно понять, что скорее рождён для того, чтобы повелевать, нежели находиться в подчинении других...

Братья вели себя так, как следует, чтобы заслужить всеобщее расположение: занимались гимнастикой, охотились, убивали разбойников, ловили воров, защищали угнетённых, благодаря чему приобрели широкую известность».

Каждый из братьев предводительствовал небольшим отрядом, состоявшим из пастухов, бродяг и даже беглых рабов.

В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели во дворец к Нумитору. Тот, поражённый благородным и мужественным видом юноши, заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда нас обвинили и оклеветали перед тобой, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто важное. Опасность, в которой мы находимся, покажет, правда ли это. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери птицы, на съедение которым нас бросили, - волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».

Слушая этот рассказ и сопоставляя возраст юношей с годом гибели своих внуков, Нумитор стал подозревать истину. Скоро его догадки превратились в уверенность. Пастух, воспитавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождения, и Ромул поспешил на помощь к брату. Он двинулся к Альба-Лонге с отрядом. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. Восставшие убили Амулия, братья вернули престол своему деду Нумитору, но не пожелали остаться в Альба-Лонге, а решили основать город на том месте (Палатинском холме), где были выброшены Тибром. «Конечно, - говорит Плутарх, - им было необходимо или распустить множество собравшихся вокруг них рабов и бродяг и тем самым обратить свою власть в ничто, или поселиться с ними отдельно, так как жители Альбы не желали принимать в свою среду бродяг и давать им право гражданства».

Вскоре братья поссорились. Разногласия возникли из-за того, чьим именем назвать новый город, где его начать строить и кому из них стать царём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть коршунов, но через несколько мгновений мимо Ромула в громе и молнии пролетело двенадцать коршунов. Между братьями разгорелся спор: Рем утверждал, что преимущество остаётся за ним, ибо ему первому явились вещие птицы; Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь ему явилось этих птиц вдвое больше.

Братья снова поспорили, а когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!». Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он вложил в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвёл глубокую борозду - границу города. Эта черта обозначала окружность городской стены и потому называлась померий (pomerium), т. е. определённое пространство внутри и вне городской стены. На месте предполагаемых ворот Ромул вынимал сошник и приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. На основании этого обряда вся стена, кроме ворот, считается священной. Город был назван именем своего основателя (Roma от Romulus), и Ромул стал его первым царём. Позднее римские писатели и учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города: это знаменательное событие произошло, по их словам, 21 апреля 753 г. до н. э.

Такова древняя легенда, повествующая об основании города Рима.


Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения археологов


Для того чтобы ответить и на этот вопрос, следует рассказать, как объясняет современная наука происхождение города Рима. Здесь на помощь историкам приходит археология.

На территории города Рима учёные вели множество раскопок, которые дали современной науке возможность составить правильное представление о происхождении Рима.

Древнейший Рим был расположен на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от берега моря. «Основание» города не может быть отнесено к определённому году, по той простой причине, что это «основание» нельзя рассматривать как единичный акт и как дело рук одного человека. Наоборот, город возникал постепенно, на протяжении многих лет.

Остатки наиболее древних поселений на территории будущего Рима относятся, как это показали раскопки, к началу первого тысячелетия до нашей эры. Причём ранее всего был заселён Палатинский холм, который и в легенде выступает как место, избранное Ромулом для будущего города. По-видимому, около 1000 г. до н. э. на Палатинском холме жили поселенцы, имевшие обычай сжигать трупы умерших. Такой способ захоронения применялся и в Альба-Лонге. На этом основании некоторые учёные считают, что в отдалённое время территория будущего Рима была заселена выходцами из Альба-Лонги. В легенде, очевидно, отразились воспоминания о достоверных исторических событиях: например, о связи римских поселенцев с Альба-Лонгой, о возникновении «квадратного Рима» на Палатинском холме, примерная датировка возникновения города и т. п.

Постепенное расширение поселения в районе будущего Рима объясняется его выгодным географическим положением: город возникал на холмах, на некотором удалении от берега моря, следовательно, был защищён от нападения морских разбойников и вместе с тем, его положение на судоходной реке способствовало превращению его в складочный и транзитный пункт морской торговли.

Позднее новые поселенцы занимают и соседние с Палатинским холмы. Так как последующие поселенцы иначе хоронили своих мертвецов (не сжигали их, а зарывали трупы в землю), то многие учёные считают, что это было уже другое латинское племя - сабиняне, о которых так часто говорится в рассказах, посвящённых древнейшему периоду римской истории.

Объединение поселений, расположенных на холмах, археологи относят к VIII в. до н. э., т. е. к той эпохе, к которой легенда приурочивает основание города Ромулом. На самом деле город возник, невидимому, несколько позже. Это был так называемый «квадратный Рим», который, кстати сказать, тоже упоминается в легенде.

Вот что рассказывает современная наука на основе новых археологических раскопок о возникновении Рима. Город не был основан каким-либо одним человеком, он возник постепенно, от слияния отдельных поселений. Место, на котором он возник, было чрезвычайно выгодно расположено. Оно обеспечивало естественную защиту от военных нападений и содействовало развитию торговли. Легенда об основании Рима в местах, где идёт речь о богах и других чудесных явлениях, разумеется, не соответствует исторической действительности.

Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима - латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши - спутники Ромула, его дружина.

Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво и не хотели выдавать за них своих дочерей.

Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки сумели помирить своих отцов и мужей.

Обратимся к археологическим данным о древнейшем населении Рима и Лация. Ланий - область на западе Средней Италии. Это холмистая равнина площадью около 2 тыс. кв. км. Она ограничена морем, р. Тибром и горами. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. эту область заселили латиняне, давшие ей свое имя. Селились они преимущественно на холмах, где был более сухой и здоровый климат; в заболоченных низинах люди страдали от малярии. Жили латиняне в укрепленных поселках-городках, первоначально состоявших из примитивных хижин.

Каждый город являлся центром окружающей территории. Традиция насчитывала в Лации 30 таких поселений во главе с Альбой-Лонгой.

По-видимому, это была федерация латинских городов, созданная в целях защиты от внешних врагов. Вулканическая почва Лация была плодородна и годилась для земледелия, хотя низины и были заболочены. Большую роль в хозяйстве латинян играло скотоводство. Они разводили коров, овец, свиней. Лошадей было мало, и применялись они исключительно в военном деле. Предполагают, что заселение Лация шло из Альбы-Лонги и Рим появился позднее её.

В VIII или VII в. до н.э., вероятно, произошло объединение латинской и сабинской общин.

Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). В конце VIII в. до н.э. Рим начал подчинять города Лация. По преданию, римляне захватили и разрушили Альбу-Лонгу.

ромул рем культурное наследие рим


Заключение


Историки-учёные относят легенду об основании Рима к числу так называемых этиологических легенд, т. е. легенд, созданных с целью объяснить причину какого-нибудь явления или события. Легенда о Ромуле и Реме имела своей целью объяснить причину возникновения Рима и происхождение названия города. Поэтому следует признать, что не город Рим(получил своё имя от Ромула, а, наоборот, самая легенда о Ромуле была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города.

Интерес к своей истории возникает у народа тогда, когда он-стоит уже на довольно высокой ступени культурного развития. О сравнительно позднем происхождении рассказанной легенды свидетельствует и тот факт, что в ней подчёркивается родство римского народа с греческим. Легенда считает прародителем римлян троянского царя Энея.

Попытку связать историю Рима с Грецией можно объяснить только влиянием греческой культуры, а нам известно, что это влияние стало проявляться не ранее III в. до н. э.

Современная наука считает, что в основу легенды об основании Рима легла какая-то более древняя легенда, которую римские писатели дополнили подробностями, подтверждающими связь римлян с греческой историей и объясняющими, откуда взялось название города.

Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.

И лишь материалы археологических раскопок дают наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима. В свете археологических исследований становится ясно, что основание города не было делом рук одного "основателя", как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепенно, путем объединения и слияния отдельных общин.

Остается неизвестным происхождение названия города. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, доказывалось также его этрусское происхождение, но доказательств в пользу той или иной гипотезы недостаточно.


Литература


1. Берган, М. Древний Рим. - М., 2007

Древний Рим: книга для чтения / под ред. Д.П.Каллистратова, С.Л.Утченко. - М., 1955

Римляне / Э.Маркс и др. - М., 1997

Национальная историческая энциклопедия. История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. // Интернет ресурс interpretive.ru

Древний Рим. Под ред. С.Л.Утченко. // Интернет ресурс antiqhistory.ru

6. Emmanuel Müller-Baden, Deutsches Verlaghaus Bong & Co // Интернет источник wikipedia.org

7. Иловайский, Д.И. Древняя история. // Интернет ресурс www.home-edu.ru


Приложение


Рубенс П. П. «Марс и Рея Сильвия»


Римская волчица. Бронза. V век до н. э. Ромул и Рем пристроены в XVl веке. (Рим. Капитолийский музей)


Алтарь из Остии с изображением легенды о Ромуле и Реме


Карта «Италия в древности»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Жрица богини Весты Рея родила двух мальчиков-близнецов. Их отцом был не человек, а бог Марс. Амулию было приказано утопить младенцев в водах Тибра корзину с детьми в реку. Однако они не погибли. Мальчиков нашла волчица. Она утащила ребят в логово на склоне Капитолийского холма и вскормила своим молоком. Постух усыновил их и дал им имена Ромул и Рем. Братья выросли и узнали тайну своего рождения.

На вершине Палатинского холма братья решили основать новый город. Ромул плугом провел глубокую борозду, обозначавшую границу будущего города. Эта граница считалась священной и неприступной. Рем, дурачась, перепрыгнул через нее. Ромул, не помня себя от гнева, убил брата и крикнул: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города». Ромул стал первым царем основанного им города. Город же по его имени стали именовать Рим (по-латыни – Рома).

Римская цивилизация возникла на Апеннинском полуострове. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись стада скота. Эти земли греки называли «страной телят» - Италией. Позднее это название получил весь полуостров. Среди племен италиков, заселивших среднюю часть полуострова, важнейшую роль в истории римской цивилизации сыграло племя латинов. Они населяли Лаций – область в нижнем течении реки Тибр. В этом месте на семи холмах по левому берегу реки, возник город, которому суждено было стать «господином мира».

Устройство Римского государства

Первоначально римскими правителями были цари. Царь издавал законы, осуществлял правосудие, командовал войском.

Затем своим государственным устройством римляне избрали республику (в переводе с латинского – общее дело). Власть в Римской республике принадлежала Народному собранию, сенату и избираемым должностным лицам. Сенат объявлял набор войска, принимал иностранных послов, предлагал на обсуждение Народного собрания новые законы.

Консулы командовали войском, председательствовали в сенате, решали важнейшие государственные дела. Преторы ведали судами в Римском государстве. Эдилы отвечали за порядок на рынках, улицах и в общественных зданиях. Квесторы ведали городской казной. Цензорами составляли списки сенаторов, следили за соблюдением обычаев и традиций.

Население Рима делилось на две большие группы. Знатные римляне, бывшие потомками первых сенаторов, назывались патрициями. Простых людей, имевших незнатное происхождение, называли плебеями.

Был принят «священный закон» об избрании особых плебейских защитников – народных трибунов. Народный трибун имел право остановить действие любого чиновника, произнеся слово «вето», что означало «запрещаю».

Императоры Рима

Самый известный император Рима – Гай Юлий Цезарь. Судьба одарила его многими талантами: он был искусным и дальновидным политиком, блестящим писателем, великим полководцем, целе-устремленным. Став наместником в одной из провинции Рима, Цезарь начал войну с давними врагами Рима – галлами. Несколько лет потребовалось Цезарю для завоевания Галлии. Легионеры Цезаря ступили на землю Германии, Британии. Цезарь со своими воинами подошел к речке Рубикон, отделявшей галльские провинции от Италии. Со словами «Жребий брошен!» он приказал своим воинам начать переправу. Цезарь с триумфом возвратился в Рим. Доброжелательность Цезаря не могла скрыть его огромного властолюбия. Он стал единоличным правителем Римского государства, пожизненным диктатором.

После смерти Цезаря стал единоличным правителем Римского государства Октавиан, он отказался от диктаторских полномочий. Сенат дал ему титул Август. Перед смертью Август передал власть своему полководцу Тиберию.

Следующий император – Гай Калигула объявил себя богом, прибегал к массовым казням, потребовал, чтобы его любимый конь был избран консулом.

Еще большими чудачествами отличился император Нерон, бывший настоящим тираном. Он приказал убить свою мать, жену, многих своих советников. Своего учителя – философа Сенеку – он заставил покончить жизнь самоубийством. Нерон был столь ненавистен римлянам, что, когда Рим опустошил страшный пожар, молва приписала бедствие императору.

Император Марк Ульпий Троян был талантливым полководцем.

Марк Аврелий, последний из Пяти хороших императоров, вынужден был отражать орды варвар.

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр — как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, — пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. — Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно — в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, — это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов — Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало — не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул — двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), — напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. — Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они — злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», — пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества — убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул — он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.

Как и у любого другого древнего города, у Рима тоже есть много историй и легенд, которые связаны с его основанием. Родословная прародителей ведет свое начало от Марса - древнего небожителя. Многие легенды об основании Рима гласят, что именно влиянию этого бога войны местные жители обязаны были своей неизменной воинственностью, стремлением покорять другие народы, создавать империи.

Общая информация

Сегодня, когда уже давно нет ни этого древнего города, ни огромной империи, люди знают о его возникновении гораздо больше, чем сами древние жители в те времена. Такая осведомленность появилась, благодаря историческим данным и археологическим раскопкам. На протяжении нескольких столетий они велись на территории нынешней столицы Италии. Именно благодаря раскопкам человечеству удалось понять, как возник и стал развиваться этот город, какие легенды об основании Рима существуют.

Находки ученых-археологов доказывают, что первое поселение появилось на Палатинском склоне за тысячу лет до нашей эры. Позже были заселены Авентинский, Капитолийский холм и другие. Поселения постепенно стали разрастаться, сближаться друг с другом, пока не слились в один город. Когда точно это произошло, установить не удалось. Учеными было выдвинуто предположение, что все случилось в VII веке до нашего летоисчисления. В данной статье представлены самые распространенные легенды об основании Рима.

История

Нынешняя столица Италии привлекает туристов своей потрясающей красотой. Здесь каждый архитектурный памятник имеет свою историю. Да и вокруг возникновения самого города ходит немало мифов и легенд. Древний Рим не один раз переживал периоды упадка и возрождения. Вечный город, раскинувшийся на семи холмах, гармонично соединил в себе различные эпохи и разнообразие стилей.

Древность и современность, свобода и религия веками создавали нынешний многоликий образ Рима. В столице Италии руины старинных храмов, невероятно красивые и величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламами популярных фирм, вывешенных на билбордах и фасадах домов, с созданными по самым последним технологиям техническими новинками.

Капитолийская волчица

В одном из музеев в столице Италии установлена бронзовая скульптура, фото которой знакомо очень многим. Именно с ней связана самая популярная легенда об основании Рима. Краткое содержание ее сводится к тому, что своим появлением этот древний город обязан волчице. Ученые утверждают, что скульптуре около двух с половиной тысячелетий. В далекие времена бронзовая волчица была установлена в древнем Риме и напоминала жителям о красивой истории, связанной с ней и с двумя беглецами. Жители империи наизусть знали содержание этой легенды. Связывают основание Рима с беглецами и ученые.

Нумитор

После гибели древней Трои некоторым ее защитникам удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Беглецы решили поселиться на территории нынешней Италии, в Лации. Эней основал здесь город Альба-Лонга. Прошло несколько десятилетий. Городом начал править Нумитор - потомок Энея. Его младший брат Амулий, коварный и жестокий, сверг своего кровного родственника и сел на его место. Но он страшно боялся мести потомков Нумитора, у которого росли сын и дочь. Первого он убил, а Рею сделал весталкой. Но вскоре у нее родились мальчики-близнецы. Согласно легенде, их отцом был бог Марс. Амулий, страшно перепугавшись мести внуков Нумитора, приказал убить Рею, а детей утопить в Тибре.

Рем и Ромул

Рабы положили младенцев в корзину и отнесли к реке. Испугавшись разлитого Тибра, они оставили их у берега и ушли. Однако вода не унесла корзину, которая зацепилась за дерево. Когда половодье завершилось, близнецы стали громко плакать. Их крики услышала волчица. Она не только не нанесла им вред, но даже стала кормить собственным молоком.

Близнецов увидел пастух, который взял их на воспитание. Одного он назвал Ремом, другого - Ромулом. Братья выросли в ловких и сильных воинов. Однажды о них услышал Нумитор, который при встрече сразу же узнал своих внуков. Вскоре братья, уже имеющие свои отряды воинов, пошли на Альба-Лонгу. К ним присоединялись многие из тех, кто ненавидел жестокого Амулия. Братья свергли последнего и вернули на трон деда.

Ссора

Вскоре Рем и Ромул, не желая оставаться в Альба-Лонге, решили основать свой город, выбрав для него место - Палатинский холм. Но между ними вспыхнула сильная ссора из-за того, чьим именем он будет назван, кто будет править в нем. Они договорились очень оригинально узнать волю богов: гадая по полету птиц. Братья, сев по отдельности, стали ждать благоприятного предзнаменования. Первым Рем заметил шесть пролетающих коршунов, но буквально через мгновение под блеском молнии мимо Ромула пролетело целых двенадцать птиц.

Братья сильно поспорили. Рем говорил, что к нему первому явилось вещее предзнаменование, поэтому преимущество за ним, а Ромул доказывал ему, что царем он должен быть, поскольку увидел вдвое больше коршунов.

Ссора разгорелась с новой силой. Ромул решил окружить стену своего будущего города глубоким рвом. Рем же, насмехаясь, перескакивал через насыпь. Разгневавшись, Ромул убил близнеца.

Легенда о похищении сабинянок: краткое содержание

Основанный Ромулом город стал принимать всех желающих жить в нем. В результате это привело в него много неудачных людей - авантюристов, беглых рабов, крестьян, которые разорились, изгнанников и других. Новый город стал остро испытывать дефицит в женской половине населения. Чтобы как-то разрешить эту проблему, Ромул - правитель Рима - организовал праздник в честь хорошего урожая. В самый его разгар латиняне стали похищать прекрасных сабинянок - жительниц соседнего племени. Этот поступок едва не закончился войной. Однако самим похищенным женщинам удалось добиться примирения латинян и сабинян. В результате они заключили мир. В течение последующих шести лет Древним Римом правило два царя: от латинян - Ромул, а от племени сабинян - Тит Таций. После смерти последнего основатель города остался единовластным обладателем трона.

Миф или реальность?

Так звучит старинная легенда об основании города Рима. Ее рассказывают туристам, приезжающим в столицу Италии, но она не имеет ничего общего с действительностью.

Доказано, что город свое название получил вовсе не от Ромула - мифической личности, да и сама легенда об основании Древнего Рима была выдумана для того, чтобы хоть как-то объяснить его возникновение и название. Правда, в ней отражены и достоверные исторические события, к примеру, связанные с приблизительным временем возникновения итальянской столицы, о первых поселенцах, и об Альба-Лонге, которая существовала на самом деле.

Ученые-историки относят легенды об основании Рима к так называемым этиологическим. По их мнению, они были созданы с целью объяснить причину возникновения нынешней столицы Италии и ее названия. Поэтому сегодня научно принято считать, что не Рим получил свое имя от Ромула, а легенда о внуках Нумитора была выдумана для того, чтобы объяснить появление города. Общепринятая дата его основания — двадцатое апреля или одиннадцатый день перед календами мая. В древнеримском календаре так называли первое число месяца. Именно тогда римляне празднуют День города.




Top