Что такое виртуальная память или файл подкачки? Похожие записи


Каждый из Вас, безусловно, слышал о так называемом файле подкачке. Собственно, что такое файл подкачки и с чем его едят? В данной статье попытаюсь ответить на этот вопрос.
Очень часто приходится слышать такой вопрос: «У меня стала появляться ошибка, в которой сообщается: «Недостаточно виртуальной памяти. Увеличьте объем файла подкачки». Что это означает? Как это исправить? И что такое файл подкачки?

ЧТО ТАКОЕ ФАЙЛ ПОДКАЧКИ?

Итак, файл подкачки – это что-то вроде дополнительной виртуальной памяти компьютера. Например, когда одновременно запущенно большое число приложений, часть из них в данный момент времени не используется, то есть являются неактивными. Как раз эта часть неактивных программ и находится в файле подкачке, который играет роль некоего хранилища.
По умолчанию объем файла подкачки задается самой системой. Однако пользователь имеет возможность изменять его в ручную. Стоит отметить, что может осуществляться несколькими способами.
Может сложиться такое впечатление, что как таковая, оперативная память вовсе и не нужна, ведь точно также можно использовать файл подкачки, размещенный на винчестере компьютера. Однако далеко не все так легко, как кажется на первый взгляд. Дело тут в том, что скорость чтения оперативной памяти намного превышает скорость чтения информации с жесткого диска компьютера. А потому, при всех существующих условиях, файлы подкачки абсолютно никак нельзя использовать в роли полноценной альтернативы оперативной памяти.
(с атрибутом «скрытый»), расположенный на диске компьютера, который используется для хранения информации, не помещающейся в оперативной памяти. Когда это необходимо, система перемещает данные в оперативную память из файла подкачки (для того, чтобы ими пользовались соответствующие программы) и обратно, освобождая диск для принятия новых данных. Таким образом, система компенсирует дефицит физической памяти компьютера. Однако это совсем не означает, что файл подкачки подключается к работе только при заполнении оперативной памяти. Система постоянно пользуется им. Даже если объема оперативной памяти будет достаточно, система в любом случае «перекидывает» на диск данные приложений, которые неактивны в данный момент, тем самым освобождая больше свободного места для приложений, с которыми ведется работа.
На лицо явные признаки заботы о свободной памяти. Тем не менее, здесь есть свои недостатки. Скорость записи/чтения у винчестера ниже, чем у «оперативок», а если файл подкачки еще и сильно фрагментирован, это приведет к значительному снижению работоспособности. Для улучшения производительности системы , следует настроить файл подкачки.

НАСТРОЙКА ФАЙЛА ПОДКАЧКИ

Предлагаю посмотреть, каким образом можно изменять объем файла подкачки. Нажимаем правой кнопкой мышки по значку на рабочем столе «Компьютер», в выпадающем контекстном меню выбираем «Свойства», далее в открывшемся окне — «Дополнительно» (в левой части экрана). В первом пункте «Быстродействие» жмем по кнопке «Параметры», затем переходим во вкладку «Дополнительно». В пункте «Виртуальная память» выбираем «Изменить». Нашему вниманию предстанет новое окно! Именно здесь и можно задать величину файла подкачки. Если до этого изменения не производились, в окне будет установлена галочка в пункте «Автоматически выбирать объем файла подкачки». Дабы иметь возможность менять значения, снимаем «птичку».
Приведу несколько советов по тому, как следует менять объем файл подкачки.
1. Максимальный и исходный объем файла подкачки должны быть одинаковы, то есть, скажем, 512 на 512 или 1 024 на 1 024.
2. Снимаем радио-точку (кружочек) рядом с пунктом «Размер по выбору системы» — данный параметр Вы должны будете задать сами.
3. Хранение файла подкачки должно осуществляться в том же томе винчестера, на котором «стоит» система.
Узнать о том,

Большинство рядовых пользователей о том, что такое файл подкачки, обозначаемый как pagefile.sys, в общем-то, не знают, хотя о таком понятии, как виртуальная память, возможно, и слышали. Зато продвинутые юзеры, занимающиеся тонкой настройкой Windows-систем, очень четко представляют себе, что это за системный компонент, какие операции с ним можно производить и какой для него выставить оптимальный размер, чтобы система работала слаженно, как часы. Представленный ниже материал рассчитан как раз на всех тех, кто хочет узнать об этом компоненте больше и произвести оптимальные настройки самостоятельно.

Что такое файл подкачки?

Начнем с того, что данный объект является важным системным компонентом, который присутствует во всех без исключения системах Windows. Нужен ли файл подкачки в системе - вопрос второстепенный. Тут самым основным является понимание сути того, за что он отвечает.

А отвечает он за регламентирование использования так называемой виртуальной памяти, которая может быть использована системой при чрезмерной нагрузке на память оперативную, когда ее ресурсов явно не хватает для выполнения пользовательских задач в виде запущенных программ и процессов. Обратите внимание, что это относится в основном именно к пользовательским приложениям, поскольку операционная система изначально «отрезает» кусок ОЗУ для собственных нужд, что, соответственно, уменьшает общий доступный объем. Но как это все работает? Давайте посмотрим на эти процессы несколько подробнее, особо не вдаваясь в техническую терминологию, а дав объяснение максимально простым и понятным любому пользователю языком.

Как работает виртуальная память и файл подкачки Windows 10?

Итак, под виртуальной памятью понимается зарезервированное место на жестком диске со строго определенным размером, в которое производится загрузка компонентов запускаемых программ при нехватке RAM (ОЗУ). Для чего все это нужно?

Представьте себе простейшую ситуацию, когда в запушенной операционной системе выполняется огромное количество собственных фоновых процессов, а тут еще и пользователь запускает несколько ресурсоемких программ (например, современную компьютерную игру с параллельным прослушиванием музыки на программном плеере), да еще и забывает закрыть остальные активные приложения, которые открыл ранее. Понятно ведь, что оперативная память не резиновая. А где взять дополнительные объемы, чтобы выполнить все запущенные процессы, да еще и так, чтобы вся система в один «прекрасный» момент не зависла?

Вот тут на помощь и приходит виртуальная память, за работу которой и отвечает файл подкачки (Windows 10 в данном случае берем исключительно в качестве примера, поскольку во всех ОС этого семейства принципы организации и работы виртуальной памяти абсолютно одинаковы). Компоненты программ (чаще всего объемные динамические библиотеки DLL) при переполнении RAM сбрасываются в ту самую зарезервированную область, откуда они и производят управление остальными элементами приложений. Объем резервируемого пространства как раз и зависит от размера файла подкачки (по большому счету, это одно и то же).

В некотором смысле виртуальная память очень похожа на оперативную. Но тут есть один нюанс. Дело в том, что по скорости доступа к загруженным компонентам оперативная память превосходит обращение к жесткому диску в разы, каким бы скоростным и суперсовременным они ни был. Поэтому в такой ситуации может наблюдаться задержка при выполнении каких-то программных элементов, хотя простой человек такую разницу заметит вряд ли.

Доступ к настройкам

Но давайте посмотрим, каким образом можно добраться до основных настроек, а попутно определимся, какие именно действия можно производить с самим компонентом pagefile.sys.

Сам системный компонент в виде обычного файла всегда располагается в корне системного диска или логического раздела. Отсюда нетрудно сделать вывод, что для каждого раздела в системе имеется собственная резервируемая область и независимый файл подкачки.

Чтобы перейти к основным настройкам и параметрам на примере Windows 10, необходимо вызвать раздел системы через меню ПКМ на иконке компьютера в обычном «Проводнике» с выбором пункта свойств и перейти к дополнительным параметрам (ссылка слева).

На вкладке «Дополнительно» в разделе быстродействия нажимается кнопка «Параметры», после этого еще на одной вкладке «Дополнительно» нажимается кнопка изменения опций виртуальной памяти.

Какие действия можно производить с компонентом pagefile.sys?

Итак, в настройки мы вошли. Но как настроить файл подкачки на оптимальное быстродействие системы, ведь опции неактивны?

Это нормальное явление. Дело в том, что изначально система сама устанавливает требуемый размер, в зависимости от конфигурации оборудования, в частности, от объема RAM. Если посмотрите внимательнее, сверху можно увидеть галочку напротив строки автоматического выбора объема. Таким образом, снятие флажка даст доступ к необходимым настройкам.

Как правило, чуть ниже отмечена строка задания размера по выбору системы, а в самом нижнем поле указан минимальный и рекомендуемый размер.

Изменение размера, установленного по умолчанию

Чтобы установить объем файла подкачки самостоятельно, необходимо активировать пункт задания размера, а в полях исходного и максимального размера ввести собственные значения. Но какие?

Вообще, вопрос касательно того, как настроить файл подкачки, имеет несколько вариантов ответов. Одни рекомендуют следовать негласным общепринятым правилам, другие советуют использовать другие настройки. В частности, одним из самых оптимальных решений, если уж вы решили установить собственные опции, станет задание размера, который соответствует половине рекомендуемого значения.

Тем не менее проблема того, как изменить файл подкачки, имеет и обратную сторону медали. Не секрет, что в современных конфигурациях с достаточно большими объемами оперативной памяти, можно вообще обойтись без использования виртуальной памяти. Например, при объемах RAM порядка 8 Гб и выше использование виртуальной памяти совершенно не оправдано, хотя Windows настоятельно рекомендует установить размер на уровне 1905 Мб при текущем значении 1920 Мб и минимальном 16 Мб.

Вообще, общий принцип таков: чем больше оперативной памяти, тем меньшим должен быть размер файла подкачки. Если привести параметры, считающиеся оптимальными в соотношении ОЗУ (оперативная память)/ВП (виртуальная память) в гигабайтах, значения распределятся следующим образом:

  • 6/0,5;
  • 2/1,5;
  • 0,5/2,5.

Насколько целесообразно отключение виртуальной памяти?

Ошибочно считать, что увеличение размера виртуальной памяти уж так сильно повысит быстродействие системы. Как уже говорилось, обращение к оперативной памяти производится с более высокой скоростью, нежели к жесткому диску. Кроме того, при задании слишком больших объемом можно получить такую ситуацию, когда система начнет полностью игнорировать RAM и использовать ВП. Как следствие, получите не увеличение, а снижение быстродействия.

Но без файла подкачки обойтись можно даже на маломощных конфигурациях, конечно, если в них не предполагается использование тяжеловесных программных продуктов. Например, Windows 10 на компьютере с 2-ядерным процессором среднего ценового диапазона и оперативной памятью 2 Гб прекрасно работает и без использования виртуальной памяти. Для «Офиса» большего и не нужно.

Как отключить файл подкачки? Нужно просто отметить строку «Без файла подкачки», сохранить изменения и произвести рестарт системы. Впрочем, нужен ли файл подкачки, пользователь решает сам.

Вопросы физического удаления

Некоторые особо пытливые умы пытаются удалить данный компонент, используя для этого разного рода ухищрения вроде предоставления себе дополнительных прав или использования программ для разблокировки закрытого доступа. Запомните! Заниматься такими вещами запрещается категорически! Потом, что называется, греха не оберетесь.

Вместо послесловия

Вот, собственно, и все насчет того, что такое файл подкачки. Установку оптимального размера можно производить согласно представленным рекомендациям, и не всегда уместно следовать советам Windows. Это отмечено многими специалистами по настройке системы. Что же касается отключения, действительно, если вы не собираетесь использовать ресурсоемкие программы или современные игры, можно обойтись и без виртуальной памяти. Система от этого только выиграет.

Файл подкачки

Виртуа́льная па́мять - схема адресации памяти компьютера , при которой память представляется программному обеспечению непрерывной и однородной, в то время как в реальности для фактического хранения данных используются отдельные (разрывные) области различных видов памяти, включая кратковременную (оперативную) и долговременную (жёсткие диски, твёрдотельные накопители).

В случае расположения данных на внешних запоминающих устройствах память может быть представлена, например, специальным разделом на жёстком диске (partition) или отдельным файлом на обычном разделе диска.

Страничная организация виртуальной памяти

В большинстве современных операционных систем виртуальная память организуется с помощью страничной адресации. Оперативная память делится на страницы: области памяти фиксированной длины (например, 4096 байт), которые являются минимальной единицей выделяемой памяти (то есть даже запрос на 1 байт от приложения приведёт к выделению ему страницы памяти). Процесс обращается к памяти с помощью адреса виртуальной памяти, который содержит в себе номер страницы и смещение внутри страницы. Операционная система преобразует виртуальный адрес в физический, при необходимости подгружая страницу с жёсткого диска в оперативную память. При запросе на выделение памяти операционная система может «сбросить» на жёсткий диск страницы, к которым давно не было обращений. Критические данные (например, код запущенных и работающих программ, код и память ядра системы) обычно находятся в оперативной памяти (исключения существуют, однако они не касаются той части, которая отвечает за использование файла подкачки).

В семействе операционных систем Microsoft Windows место для хранения страниц на жёстких дисках должно быть выделено заранее. Пользователь может положиться на автоматический механизм или самостоятельно указать размер области виртуальной памяти на каждом из разделов диска. На указанных разделах операционной системой создаётся файл pagefile.sys требуемого размера, который и хранит «сброшенные» из оперативной памяти страницы.

Сегментная организация виртуальной памяти

Механизм организации виртуальной памяти, при котором виртуальное пространство делится на части произвольного размера - сегменты. Этот механизм позволяет, к примеру, разбить данные процесса на логические блоки. Для каждого сегмента, как и для страницы, могут быть назначены права доступа к нему пользователя и его процессов. При загрузке процесса часть сегментов помещается в оперативную память (при этом для каждого из этих сегментов операционная система подыскивает подходящий участок свободной памяти), а часть сегментов размещается в дисковой памяти. Сегменты одной программы могут занимать в оперативной памяти несмежные участки. Во время загрузки система создает таблицу сегментов процесса (аналогичную таблице страниц), в которой для каждого сегмента указывается начальный физический адрес сегмента в оперативной памяти, размер сегмента, правила доступа, признак модификации, признак обращения к данному сегменту за последний интервал времени и некоторая другая информация. Если виртуальные адресные пространства нескольких процессов включают один и тот же сегмент, то в таблицах сегментов этих процессов делаются ссылки на один и тот же участок оперативной памяти, в который данный сегмент загружается в единственном экземпляре. Система с сегментной организацией функционирует аналогично системе со страничной организацией: время от времени происходят прерывания, связанные с отсутствием нужных сегментов в памяти, при необходимости освобождения памяти некоторые сегменты выгружаются, при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Кроме того, при обращении к памяти проверяется, разрешен ли доступ требуемого типа к данному сегменту.

Виртуальный адрес при сегментной организации памяти может быть представлен парой (g, s), где g - номер сегмента, а s - смещение в сегменте. Физический адрес получается путем сложения начального физического адреса сегмента, найденного в таблице сегментов по номеру g, и смещения s.

Недостатком данного метода распределения памяти является фрагментация на уровне сегментов и более медленное по сравнению со страничной организацией преобразование адреса.

Свопинг

Один из механизмов реализации виртуальной памяти, при котором отдельные запущенные процессы (обычно неактивные) перемещаются из ОЗУ на жёсткий диск , освобождая ОЗУ для загрузки других процессов. Основное отличие этого механизма от страничного заключается в том, что процессы перемещаются между ОЗУ и жестким диском целиком, поэтому иногда некоторые процессы могут полностью отсутствовать в ОЗУ. При наступлении условий активизации процесса он возвращается диспетчером памяти в ОЗУ. Существуют различные алгоритмы выбора процессов на загрузку и выгрузку, а также различные способы выделения оперативной и дисковой памяти загружаемому процессу.

Фрагментация файла подкачки

В процессе работы файл (раздел диска, или файл на разделе) подкачки может стать фрагментированым, то есть непрерывные виртуальные области памяти будут состоять из многочисленных отдельных (разрывных) областей в файле подкачки. При считывании и записи данных страниц много времени будет уходить на перепозиционирование головок жёсткого диска на начало очередной области. Это может привести к падению производительности всей системы.

Использование свопинга особенно эффективно, если запущено много интерактивных приложений, которые потребляют большой объем ОЗУ, но при этом практически не занимают процессорное время .

Методики эффективной организации файла подкачки

Дополнительные сведения

Из файла (раздела) подкачки зачастую можно извлечь конфиденциальную информацию, используемую при работе вычислительной системы. Поэтому при работе с секретными данными обычно производится очистка swap - например, с помощью утилиты sswap из комплекта secure remove.

Алгоритмы определения устаревших страниц

При выделении места для новой страницы бывает необходимо удалить какую-либо страницу, в данный момент находящуюся в памяти. Правила замещения страниц служат для принятия решения о том, какую именно страницу следует удалить из памяти. Идеальным кандидатом является «мёртвая» страница, которая больше не потребуется кому-либо (например, относится к завершённому процессу). Если же таких страниц нет в памяти (или их количества недостаточно), используется правило локального или глобального замещения страниц:

  • Правило локального замещения выделяет каждому процессу или группе взаимосвязанных процессов определённое количество страниц. Если процессу нужна новая страница, он должен заменить одну из собственных.
  • Правило глобального замещения страниц позволяет брать страницы любого процесса, используя глобальные критерии выбора. Для реализации данного подхода необходимо выбрать критерий, по которому будет приниматься решение о страницах, хранимых в памяти.

Наиболее часто используемые критерии поиска:

  • Less Recently Used. Удаляются те страницы, доступ к которым производился наиболее давно. Считается, что в последующем к таким страницам будет происходить минимум обращений.
  • Last Recently Used. Удаляются недавно освободившиеся страницы. Подразумеваются страницы только что завершившихся процессов.

Недостатки

В случае расположения данных виртуальной памяти на внешних запоминающих устройствах (например, жестких дисках), как чаще всего и происходит - доступ к памяти замедляется (по сравнению с оперативными запоминающими устройствами).

Операционные системы

Реализация хранения виртуальных данных в различных операционных системах различается в силу архитектурных особенностей ядра операционных систем и их файловых систем.

Unix-подобные

Microsoft Windows и Windows NT

Область жёсткого диска, предназначенная для свопинга, располагается в отдельном файле, который называется файл подкачки , своп-файл (от англ. swap file ). Он называется pagefile.sys и по умолчанию создаётся системой в корневом каталоге диска C: . В дальнейшем пользователь может управлять размером и размещением файла подкачки, например, используя Панель управления , пункт Система .

В Windows 9x файл подкачки называется win386.swp и располагается в каталоге Windows. Однако правкой файла System.INI его можно перенести в корневой каталог для последующего совместного использования с Windows NT.

См. также

  • Устройство управления памятью (Memory Management Unit)

Примечания

Литература

Вахалия Ю. UNIX изнутри. - СПб.: Питер, 2003. С.844. ISBN 5-94723-013-5

Иртегов Д. Введение в операционные системы. СПб.: Питер, 2002.

Практически во всех материалах по , которые мне доводилось встречать на просторах Интернета, упоминается такой объект операционной системы Windows, как файл подкачки (виртуальная память). Предполагается, что оптимизация файла подкачки должна повлиять на скорость работы операционной системы и компьютера в целом. Но так ли это на самом деле и существует ли оптимальный файл подкачки? Давайте разбираться...

Зачем нужен файл подкачки

В двух словах поясню что это за файл и для чего он нужен.

В любом компьютере есть оперативная память, в которой наиболее быстро обрабатываются данные. Но практически всегда оперативной памяти не хватает для решения текущих задач и для устранения этого дефицита был создан специальный файл, который, как понятно, называется файлом подкачки.
Файл подкачки находится на жестком диске и это системный файл.

Файл подкачки обычно скрыт от пользователя, как и большинство других системных файлов.

Во время работы компьютера Windows помещает в этот файл данные, которые не умещаются в оперативной памяти. В дальнейшем эти данные могут снова помещаться в оперативную память и опять выгружаться в файл подкачки.

Нужно ли переносить файл подкачки

По умолчанию файл подкачки создается на системном диске, то есть обычно на диске С, на котором установлена Windows. Я уже неоднократно сталкивался с рекомендацией перенести файл подкачки на другой (несистемный) раздел, что вроде как должно повысить производительность.

Но так ли это? Давайте разберемся.

Сама компания Майкрософт в одной из статей рекомендует сделать перенос файла подкачки на другой раздел: «Вы можете увеличивать производительность системы, а также освободить пространство на загрузочном разделе, переместив данный файл на альтернативный раздел ».

При этом не уточняется на какой именно раздел. Поэтому многие, опираясь на данную информацию, просто рекомендуют переносить файл подкачки, например, на диск D. При этом считается, что перенос файла подкачки на несистемный раздел уменьшит его , которая является неизменным спутником всех файлов в , а это, в свою очередь, должно сказаться на увеличении быстродействия операционной системы.

Что касается фрагментации, то я согласен — при переносе файла подкачки с системного раздела его фрагментация должна уменьшиться, но в данной ситуации от такого мероприятия толку будет мало, а точнее будет даже больше вреда.

Дело в том, что отсутствие файла подкачки на системном диске не позволит системе создавать дампы памяти.

Дамп памяти — это некоторый слепок оперативной памяти, который может быть крайне полезным при выяснении причин сбоев. То есть анализ дампа памяти довольно часто позволяет выявить причину, которая вызвала перезагрузку или зависание компьютера.

Возможно для большинства пользователей это не особо востребованная функция, но при возникновении внештатных ситуаций анализ дампа памяти — это практически единственная возможность докопаться до причины проблемы в домашних условиях.

Как я уже упомянул, фрагментация файла подкачки на несистемном диске действительно будет менее выраженной. Однако это практически никак не повлияет на скорость работы с файлом и никакого прироста производительности вы не почувствуете.

Но это все же не означает, что перенос файла подкачки бессмысленен.

Когда перенос файла подкачки оправдан

Если у вас к компьютеру подключено два жестких диска, то имеет смысл перенести файл подкачки на один из разделов именно второго жесткого диска.

При этом оптимальным решением будет создание двух файлов подкачки — один на системном диске, а второй на одном из разделов второго жесткого диска.

Первый файл подкачки позволит создавать дампы памяти для анализа внештатных ситуаций. Второй файл подкачки позволит ускорить работу Windows с ним, так как он физически будет размещен на другом устройстве.

Можно встретить рекомендации, призывающие создавать отдельный раздел для файла подкачки, чтобы свести к минимуму его фрагментацию во время работы системы. Как я сказал ранее, дефрагментация не играет ключевую роль в скорости работы системы с файлом подкачки. Поэтому можно не создавать отдельный раздел для него, а просто разместить файл на одном из существующих разделов второго жесткого диска.

Теперь поговорим о том, как это сделать.

Как перенести файл подкачки

В Панели управления перейдем в раздел «Система»:

Найдем подраздел «Быстродействие»:

И на вкладке «Дополнительно» обратимся к подразделу «Виртуальная память»:

Снимаем галочку с пункта, автоматически регулирующего размер файла подкачки, и в перечне доступных дисков выбираем тот, на который хотим его перенести.

И тут возникает вполне закономерный вопрос — как определить необходимый объем этого файла?

Оптимальный размер файла подкачки

К сожалению, невозможно однозначно сказать, какой оптимальный размер файла подкачки нужно установить. Все зависит от множества факторов, в первую очередь от объема оперативной памяти установленной на компьютере. Ну и конечно от того, для каких целей компьютер используется, то есть какие программы на нем запускаются и какие задачи с помощью компьютера решаются.

Могу лишь сказать, что чем больше оперативной памяти установлено на компьютере, тем меньше будет задействоваться системой файл подкачки.

Но это утверждение не всегда правомочно, так как есть очень ресурсоемкие программы, которым и 64Гб оперативной памяти будет недостаточно.

По этой причине оптимальный файл подкачки для каждого компьютера будет разным. Но можно руководствоваться советом Майкрософт при настройке файла подкачки.

Согласно информации с сайта Майкрософт , в Windows заложен следующий принцип: «Windows устанавливает исходный размер файла подкачки равным объему оперативной памяти вашего компьютера, а максимальный размер файла подкачки соответствует утроенному объему ОЗУ» .

В операционных системах Windows для работы используется так называемый файл подкачки pagefile.sys (скрытый и системный, обычно находится на диске C), представляющий своего рода «расширение» оперативной памяти компьютера (иначе - виртуальная память) и обеспечивающий работу программ даже в том случае, когда физической памяти RAM недостаточно.

Windows также пытается переместить неиспользуемые данные из оперативной памяти в файл подкачки, причем, по информации Microsoft, каждая новая версия делает это лучше. Например, данные из RAM свернутой и неиспользуемой в течение некоторого времени программы, могут быть перемещены в файл подкачки, поэтому ее последующее открытие может быть более медленным, чем обычно и вызывать обращения к жесткому диску компьютера.

При отключенном файле подкачке и небольшом размере оперативной памяти (или при использовании требовательных к ресурсам компьютера процессов), вы можете получить сообщение с предупреждением: «На компьютере недостаточно памяти. Чтобы освободить память для нормальной работы программ, сохраните файлы, а затем закройте или перезапустите все открытые программы» или «Чтобы предотвратить потерю данных, закройте программы.

По умолчанию, Windows 10, 8.1 и Windows 7 автоматически определяют его параметры, однако в ряде случаев изменение файла подкачки вручную может помочь оптимизировать работу системы, иногда может быть целесообразно вообще отключить его, а в некоторых других ситуациях самое лучшее - ничего не изменять и оставить автоматическое определение размера файла подкачки. В этом руководстве - о том, как увеличить, уменьшить или отключить файл подкачки и удалить файл pagefile.sys с диска, а также о том как правильно настроить файл подкачки, в зависимости от того, как вы используете компьютер и его характеристик. Также в статье присутствует видео инструкция.

Файл подкачки Windows 10

Помимо файла подкачки pagefile.sys, который был и в предыдущих версиях ОС, в Windows 10 (еще в 8, на самом деле) появился новый скрытый системный файл swapfile.sys так же находящийся в корне системного раздела диска и, по сути, тоже представляющий собой своеобразный файл подкачки, используемый не для обычных («Классическое приложение» в терминологии Windows 10), а для «Универсальных приложений», ранее называемые Метро-приложениями и еще несколькими именами.

Новый файл подкачки swapfile.sys потребовался в связи с тем, что для универсальных приложений изменились способы работы с памятью и, в отличие от обычных программ, которые используют файл подкачки как обычную оперативную память, файл swapfile.sys используется как файл, хранящий «полное» состояние отдельных приложений, своего рода файл гибернации конкретных приложений, из которого они могут в короткое время могут продолжать работу при обращении.

Предвидя вопрос о том, как удалить swapfile.sys: его наличие зависит от того, включен ли обычный файл подкачки (виртуальная память), т.е. удаляется он тем же способом, что и pagefile.sys, они взаимосвязаны.

Как увеличить, уменьшить или удалить файл подкачки в Windows 10

А теперь о настройке файла подкачки в Windows 10 и каким образом его можно увеличить (хотя тут, пожалуй, лучше просто задать рекомендуемые параметры системы), уменьшить, если вы считаете, что у вас достаточно оперативной памяти на компьютере или ноутбуке, или полностью отключить, освободив тем самым место на жестком диске.

Настройка файла подкачки

Для того, чтобы зайти в настройки файла подкачки Windows 10, вы можете просто начать набирать слово «производительность» в поле поиска, после чего выбрать пункт «Настройка представления и производительности системы».

В открывшемся окне выберите вкладку «Дополнительно», а в разделе «Виртуальная память» нажмите кнопку «Изменить» для настройки виртуальной памяти.

По умолчанию в параметрах будет установлено «Автоматически выбирать объем файла подкачки» и на сегодня (2016), пожалуй, это и есть моя рекомендация для большинства пользователей.

Текст в конце инструкции, где я рассказываю, как правильно настроить файл подкачки в Windows и какие размеры задать при разном размере оперативной памяти, написан два года назад (а сейчас обновлен) хоть, вероятнее всего, не принесет вреда, все-таки не является тем, что я рекомендовал бы делать начинающим пользователям. Тем не менее, такое действие как перенос файла подкачки на другой диск или установка фиксированного размера для него могут иметь смысл в некоторых случаях. Информацию об этих нюансах вы также можете найти ниже.

Для того, чтобы увеличить или уменьшить, т.е. задать вручную размер файла подкачки, снимите отметку с автоматического определения размера, отметьте пункт «Указать размер» и задайте нужные размеры и нажмите кнопку «Задать». После этого примените настройки. Изменения вступают в силу после перезагрузки Windows 10.

Для того, чтобы отключить файл подкачки и удалить файл pagefile.sys с диска C, выберите пункт «Без файла подкачки», а затем нажмите кнопку «Задать» справа и утвердительно ответьте на появившееся в результате сообщение и нажмите Ок.

Как уменьшить или увеличить файл подкачки в Windows 7 и 8

Прежде чем рассказывать о том, какой размер файла подкачки оптимальный для различных сценариев, покажу, как вы можете менять этот размер или отключить использование виртуальной памяти Windows.

Для настройки параметров файла подкачки, зайдите в «Свойства компьютера» (правый клик по значку «Мой компьютер» - свойства»), после чего в списке слева выберите «Защита системы». Более быстрый способ сделать то же самое - нажать клавиши Win + R на клавиатуре и ввести команду sysdm.cpl (подойдет для Windows 7 и 8).

В диалоговом окне откройте вкладку «Дополнительно», а затем кликните по кнопке «Параметры» в разделе «Быстродействие» и тоже выберите вкладку «Дополнительно». Нажмите кнопку «Изменить» в разделе «Виртуальная память».

Как раз здесь вы можете настроить необходимые параметры виртуальной памяти:

  • Отключить виртуальную память
  • Уменьшить или увеличить файл подкачки Windows

Дополнительно, на официальном сайте Microsoft есть инструкция по настройке файла подкачки в Windows 7 - windows.microsoft.com/ru-ru/windows/change-virtual-memory-size

Как увеличить, уменьшить или отключить файл подкачки в Windows - видео

Ниже - видео инструкция о том, как настроить файл подкачки в Windows 7, 8 и Windows 10, задать его размер или удалить этот файл, а также перенести его на другой диск. А после видео вы можете найти рекомендации о правильной настройке файла подкачки.

Правильная настройка файла подкачки

Например, один из разработчиков Microsoft Sysinternals рекомендует устанавливать минимальный размер файла подкачки равный разнице между максимальным объемом используемой памяти при пиковой нагрузке и физическим объемом RAM. А в качестве максимального размера - это же число, умноженное в два раза.

Еще одна частая рекомендация, не лишенная оснований - использовать одинаковый минимальный (исходный) и максимальный размер файла подкачки во избежание фрагментации этого файла и, как следствие, снижения производительности. Это не актуально для SSD, но может быть вполне осмысленным для HDD.

Ну и вариант настройки, который приходится встречать чаще других - отключить файл подкачки Windows, если на компьютере имеется достаточный объем оперативной памяти. Большинству своих читателей я бы не стал рекомендовать этого делать, потому как в случае возникновения проблем при запуске или работе программ и игр, можно и не вспомнить, что эти проблемы могут быть вызваны отключением файла подкачки. Однако, если у вас на компьютере строго ограниченный набор ПО, который вы всегда используете, и эти программы прекрасно работают без файла подкачки, данная оптимизация тоже имеет право на жизнь.

Перенос файла подкачки на другой диск

Один из вариантов настройки файла подкачки, который в ряде случаев может оказаться полезным для производительности системы - перенос его на отдельный жесткий диск или SSD. При этом имеется в виду именно отдельный физический диск, а не раздел на диске (в случае логического раздела перенос файла подкачки, наоборот, может привести к падению производительности).

Как перенести файл подкачки на другой диск в Windows 10, 8 и Windows 7:

  1. В настройках файла подкачки (виртуальной памяти) Windows отключите файл подкачки для диска, на котором он находится (выбрать пункт «Без файла подкачки» и нажать «Задать».
  2. Для второго диска, на который мы переносим файл подкачки, задайте размер или установите его по выбору системы и так же нажмите «Задать».
  3. Нажмите Ок и перезагрузите компьютер.

Однако, если вы хотите перенести файл подкачки с SSD на HDD с целью продлить срок жизни твердотельного накопителя - возможно, этого делать и не стоит, если только у вас не старый SSD с малой емкостью. В результате вы потеряете в производительности, а увеличение срока службы может оказаться очень несущественным. Подробнее - (актуально и для 8-ки).

В различных статьях, касающихся оптимизации Windows, можно встретить рекомендации отключить файл подкачки, если размер оперативной памяти составляет 8 Гб или даже 6 Гб, а также не использовать автоматический выбора объема файла подкачки. Логика в этом есть - при отключенном файле подкачки, компьютер не будет использовать жесткий диск в качестве дополнительной памяти, что должно увеличить скорость работы (оперативная память в разы быстрее), а при ручном указании точного размера файла подкачки (при этом рекомендуется указывать исходный и максимальный размер одинаковыми), мы высвобождаем место на диске и снимаем с ОС задачи по настройке размеров данного файла.

Примечание: если вы используете SSD диск, то лучше всего озаботиться установкой максимального количества RAM и полностью отключить файл подкачки, это позволит продлить жизнь твердотельного диска.

По моему мнению, это не совсем верно и в первую очередь, следует ориентироваться не столько на размер доступной физической памяти, сколько на то, как именно используется компьютер, в противном случае, вы рискуете видеть сообщения о том, что Windows недостаточно памяти.

Действительно, если у вас 8 Гб оперативной памяти, и работа за компьютером заключается в просмотре сайтов и нескольких игр, вполне вероятно, что отключение файла подкачки будет хорошим решением (но есть риск столкнуться с сообщением о том, что недостаточно памяти).

Однако, если вы монтируете видео, занимаетесь редактированием фото в профессиональных пакетах, работаете с векторной или трехмерной графикой, проектируете дома и ракетные двигатели, используете виртуальные машины, 8 Гб RAM будет мало и файл подкачки непременно потребуется в процессе работы. Более того, отключив его, вы рискуете потерять несохраненные документы и файлы при возникновении нехватки памяти.

Если вы не уверены, в том, сколько оперативной памяти вам нужно и какой размер файла подкачки будет правильным в вашей ситуации, попробуйте сделать следующее:

  • Запустите на компьютере все те программы, которые, в теории, вы можете запустить одновременно - офис и скайп, откройте десяток вкладок YouTube в браузере, запустите игру (используйте ваш сценарий работы).
  • Откройте диспетчер задач Windows, пока все это запущено и на вкладке быстродействие посмотрите, какой размер оперативной памяти задействован.
  • Увеличьте это число на 50-100% (точного числа не дам, но рекомендовал бы 100) и сравните с размером физической оперативной памяти компьютера.
  • То есть, к примеру, на ПК 8 Гб памяти, используется 6 Гб, увеличиваем в два раза (100%), получается 12 Гб. Вычитаем 8, ставим размер файла подкачки 4 Гб и можно быть относительно спокойным за то, что проблем с виртуальной памятью не возникнет даже при критических вариантах работы.

Повторюсь, это мой личный взгляд на файл подкачки, в Интернете вы можете найти рекомендации, значительно отличающиеся от того, что предлагаю я. Каким из них следовать - решать вам. При использовании моего варианта, вы, скорее всего, не столкнетесь с ситуацией, когда программа не запустится из-за недостатка памяти, но при этом вариант полного отключения файла подкачки (что я не рекомендую для большинства случаев) может в положительную сторону сказаться на производительности системы.




Top