1 сколько всего выделено информационных революций. Четвёртая информационная революция

Информационная революция

Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1.500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Ее ранние примеры такие, как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.

О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирования письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки

Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1.200-1.300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн печатных страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг – 2.500.000 страниц на одного работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века - на момент изобретения пресса Гутенбергом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1.000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают счетвертой информационной революцией – распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений.

Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе,

Р. Дарендорф - посткапиталистическом,

А. Этциони - постмодернистском.

К. Боулдинг - постцивилизационном,

Г. Кан- постэкономическом,

С. Алстром - постпротестантском,

Р. Сейденберг - постисторическом,

Р. Барнет – «постнефтяном» обществе.

Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество », популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом . Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.

К концу 80-х годов ХХ века обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США, или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом, с началом последнего десятилетия ХХ века более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и тому подобное) - это в два раза больше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 г. в статье, озаглавленной <Мировая экономика и изменения в технологии>: <Информация, - писал он, - стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила>. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.



Существующая в развитых странах информационная индустрия, по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г. достиг 660 млрд долларов. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Под влиянием И.Р. в современном обществе формируется так называемая информационная экономика , которая прошла следующие три стадии:

а) становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации,

б) расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства,

в) создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне.

Первая стадия воплотилась в том, что М. Порат в 1977 г. назвал <первичным информационным сектором>. В нем доминирует горстка громадных корпораций - производителей и менеджеров техники, составляющей национальную информационную и коммуникационную инфраструктуру. Их размеры и влияние колоссальны. Самая большая из них - <Америкэн телефон энд телеграф> - имела в конце 70-х годов валовой доход, превосходящий валовой национальный продукт 118 стран мира вместе взятых. Другие гиганты этого сектора - <Интернэшнл бизнес мэшинз>, <Интернэшнл телефон энд телеграф>, Радиокорпорация Америки, <Дженерал электрик> и др.

Вторая стадия , начавшаяся в 80-е годы, представлена частными и общественными отраслями и организациями, выступающими в качество основных пользователей новой информационной технологии. Универсальные системы <электронных денег> проникли в банковское дело. Национальная система здравоохранения США сегодня строится на технологии автоматизированных компьютерных баз данных. Индустрия образования с ее 100-миллиардным ежегодным бюджетом все шире осваивает производство и применение электронных учебных программ; обучение с помощью компьютера, которым пользуются десятки миллионов школьников и студентов. По масштабу капиталовложений автоматизация офисов и учреждений превращается в основное направление развития информационного сектора. Американское правительство сейчас - самый большой хранитель и распространитель информации.

Третья и наиболее важная фаза информационного века - массовая консумеризация высокотехнологичных информационных услуг. Она связана с массовым распространением домашних персональных компьютеров. Ее высшей фазой считается создание и расширение всемирной электронной паутины - Интернета. Норман Макрэ, главный редактор журнала <Экономист>, пишет в связи с этим: <В конце концов перед нами открывается перспектива вступления в век, в котором любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в разных банках данных. Эдисон говорил, что гений-это 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 99 раз. Поскольку в результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эдисона или Эйнштейна. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность заниматься исследовательской работой.

Широкое распространение домашних компьютерных уже произвела микрореволюцию в системе занятости.

Наиболее яркий пример –

надомная работа , связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ;

системный анализ;

дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров;

анализ технической документации и т.д.

При наличии соответствующих телекоммуникационных средств практически любая «беловоротничковая» работа может выполняться дома. Секретарши могут печатать тексты и отвечать на телефонные звонки, находясь не в офисе, а дома. То же самое относится к бухгалтерской и другим умственным видам работы.

Контроль над работающими дома может осуществляться по телефону или через компьютерную связь; аналогичным образом им могут отдаваться распоряжения и инструкции.

Некоторые компании отказываются от центрального офиса. Значительно сократили свои издержки фирмы по производству компьютерных программ, переведя большую часть своего персонала на надомную работу. Работа дома чрезвычайно производительна, поскольку здесь нет вечных телефонных разговоров и всего того, что отвлекает людей от работы, когда она выполняется в учреждениях.

Компьютерная техника может использоваться в системах <телемагазина >. Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может получить у компьютера и со своей стороны может дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.

Спутниковая технология открывает перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи из Лондона в Москву со временем будет очень дешевым и доступным людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле-и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды.

Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В ХУ11 веке Иоганну Кеплеру понадобилось четыре года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за четыре секунды!!!

Однако основное достоинство компьютера состоит не в том, что он может молниеносно производить вычисления. Какую бы ценность ни представляла собой эта способность, сама по себе она может стать как благословением, так и проклятием, поскольку, расширяя наши знания, она в то же время повергает нас в пучину новых информационных потоков.

Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно сортировать и сопоставлять данные, связывать разные слои общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима

В результате этих свойств широкое внедрение компьютеров не только вызвало информационный бум, но и дало нам средства справиться с этим сокрушительным потоком. Тем не менее, нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею.

Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например, накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идет <в корзину>, потому что у людей не хватает времени на ее потребление.

В наши дни довольно часто можно услышать рассуждения относительно информационного общества и так называемой информационной революции. Интерес к этой теме обусловлен значительными изменениями, которые происходят практически ежедневно в жизни каждого человека и мирового сообщества в целом.

Что представляет собой информационная революция?

В процессе развития человеческой цивилизации имело место несколько информационных революций, вследствие которых в обществе происходили качественные преобразования, способствующие повышению уровня жизни и культуры людей. В самом общем смысле информационная революция - это существенное улучшение общественных отношений благодаря кардинальным переменам в области сбора и обработки информации. Общеизвестно, что информация провоцирует перемены и имеет огромное значение для социального развития. Каждый человек по мере своего личностного роста сталкивается с чем-то новым и неизвестным для себя ранее. Это провоцирует возникновение чувства неопределенности и даже страха. Желание избавиться от этого ощущения толкает к действиям, направленным на поиск новых сведений.

Объем информации постоянно увеличивается и в определенный момент перестает соответствовать пропускной способности каналов коммуникации, что влечет за собой информационную революцию. Таким образом, информационная революция - это качественный скачок относительно способов обработки данных. Довольно широкое распространение на сегодняшний день получило также определение, данное А. И. Ракитовым. Согласно мнению ученого, информационная революция - это увеличение объема и изменение инструментария и способов сбора, обработки, хранения и передачи информации, которая доступна населению.

Общая характеристика первой информационной революции

Первая информационная революция началась одновременно со стихийным появлением человеческой членораздельной речи, то есть языка. Возникновение речи - это необходимость, обусловленная коллективной формой организации жизни и совместной трудовой деятельностью, развитие и само существование которых невозможны без адекватного информационного обмена между индивидами. Язык оказал грандиозное влияние на сознание людей и их представление о мире. Знания постепенно накапливались и передавались из поколения к поколению посредством многочисленных легенд, сказаний и мифов. Для первобытнообщинного общества были характерны «живые знания». Их носителями, хранителями и распространителями являлись шаманы, старейшины и жрецы, после смерти которых некоторые знания терялись, а на их повторное формирование порой уходило не одно столетие.

Первая информационная революция исчерпала свои возможности и прекратила соответствовать требованиям времени. Именно поэтому в определенный момент пришло осознание того, что необходимо создать какие-нибудь вспомогательные средства, которые бы сохраняли знания во времени и пространстве. Подобным средством стало в дальнейшем документальное фиксирование данных.

Отличительные черты второй информационной революции

Вторая информационная революция началась примерно 5 тысяч лет назад, когда в Египте и Месопотамии, а затем в Китае и центральной Америке появилась письменность. Изначально люди научились фиксировать свои знания в виде рисунков. «Рисуночное письмо» было названо пиктографией. Пиктограммы (рисунки) наносились на стены пещер или на поверхность скал и изображали моменты охоты, военные сцены, любовные послания и т. д. Благодаря тому, что не требует особой грамотности и владения определенным языком, оно было доступным для понимания каждому человеку и сохранилось до наших дней.

С появлением государств эволюционировала и письменность. Управление страной невозможно представить без упорядоченной письменной документации, которая необходима для закрепления порядка внутри государства, а также для заключения политических, торговых и иных видов договоров с соседями. Для подобных довольно сложных действий рисуночного письма недостаточно. Постепенно пиктограммы начали заменять условными знаками и графическими символами, рисунки исчезли, а письмо постоянно усложнялось. Число грамотных людей росло, в особенности после изобретения алфавитного письма и появления первой книги. Письменное закрепление информации значительно ускорило процесс обмена социальным опытом и развития общества и государственности.

Значение третьей информационной революции

Третья информационная революция относится к эпохе Ренессанса. Большинство ученых связывают ее начало с изобретением печатного станка. Появление этого новшества является заслугой немца Изобретение книгопечатания внесло существенные коррективы в социально-политическую, экономическую и историко-культурную жизнь населения. Повсеместно открывались типографии и книготорговые учреждения, печатались газеты, ноты, журналы, учебники, карты, основывались институты, в которых преподавались не только теология, но и такие светские дисциплины, как математика, право, медицина, философия и т. д. произошедший в XVIII веке, был бы невозможным без предшествующей ему информационной революции.

Четвертая информационная революция

Она началась в XIX веке, в период изобретения и широкого распространения принципиально новых средств информационной коммуникации, таких как телефон, радио, фотография, телевидение, звукозапись. Эти новшества позволили множеству людей, находящихся на расстоянии тысяч километров друг от друга, молниеносно обмениваться речевыми сообщениями. Наступил новый этап развития общества, так как появление технологических инноваций всегда связано с экономическим ростом и повышением уровня жизни и культуры.

Пятая информационная революция

Многие ученые рассматривают четвертую и пятую стадии не по отдельности, а в совокупности. Они полагают, что это последовательные этапы информационной революции, которая продолжается и сегодня. Достижения прошлого не только не были уничтожены, но и продолжают свое развитие, видоизменяясь и соединяясь с новыми технологиями. Начиная с 50-х годов XX века в своей практической деятельности люди стали использовать цифровую вычислительную технику. революции приобретает поистине глобальный характер, затрагивающий каждого человека в отдельности и в целом. Широкое внедрение и использование компьютерной техники спровоцировало настоящий информационный бум. Информационная революция - это шаг в светлое, красивое и успешное будущее.

Альтернативные периодизации информационной революции

Существуют и другие варианты периодизации информационной революции. Наиболее известные концепции принадлежат О. Тоффлеру и Д. Беллу. По мнению первого из них, в процессе развития общества можно выделить три волны: аграрную, индустриальную и информационную, которая основана на знании. Д. Белл также выделяет три, а не пять периодов. Согласно мнению ученого, первая информационная революция произошла около 200 лет назад, когда изобрели паровую машину, вторая - около 100 лет назад, когда были зафиксированы умопомрачительные успехи в области энергетики и химии, а третья относится к современности. Он утверждает, что именно сегодня человечество переживает технологическую революцию, в которой особое место занимают информация и высококачественные информационные технологии.

Значение информационной революции

В наши дни продолжает разворачиваться и совершенствоваться процесс информатизации общества. Современная информационная революция оказывает колоссальное воздействие на жизнедеятельность общества, изменяя стереотипы поведения людей, их образ мышления и культуру. Не прекращают развиваться трансграничные глобальные информационно-коммуникационные сети, которые охватывают все континенты Земли и проникают в дом практически каждого человека. Благодаря информационным революциям, познанным человечеством, сегодня стала возможным интеграция всех существующих в мире программно-технических средств в единое в котором действуют как юридические лица, так и физические, а также местные и центральные органы государственной власти.

Роль информации в развитии общества.

Ряд исследователей истории цивилизации считают что история человечества может рассматривается как закономерная последовательность технологических революций. Под технологической революцией понимается радикальное изменение средств и способов организации общественного производства и жизнеобеспечения общества.

Однако прослеживается тесная связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В основе каждой технологической революции лежит информационная революция , которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

Существо информационной революции заключается в изменении инструментальной основы способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной для активной части населения. Можно выделить шесть информационных революций за всю историю развития цивилизации.

Первая информационная революция связана с появление языка и человеческой речи . Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления а также накопления и распространения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний.

В этих условиях процессы накопления и распространения знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Смерть носителя знаний требовала повторного накопления знаний, на что уходили многие столетия.

Вторая информационная революция с вязана с появлением письменности. Это изобретение человека позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Стало возможным распространение науки и культуры в современном понимании этих терминов

Изменилась и информационная среда общества, стали возможны новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Появились образованные люди , ставшие двигателями технического и культурного прогресса.

Появление письменности послужило мощным фактором для накопления и распространения знаний в области организации многих производственных процессов.

Третья информационная революция с вязана с изобретением книгопечатания . Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву:

Возросло число использованных в обществе документов;

Началось более широкое распространение информации, научных знаний.

Появились библиотеки печатных книг. В обществе появились широкие возможности для получения знаний и самообразовании. Например, Колумб не смог бы получить необходимые знания для своего путешествия к берегам Америки, если в его время не существовало бы печатных изданий, рукописей путешественников Плиния, Марко Поло.



Типографии стали одним из распространенных видов промышленных предприятий Появились газеты, журналы, справочники.

Четвертая информационная революция с вязана с изобретением телеграфа (Шиллинг, Бодо, Морзе), телефона, радио (Попов А.С., Маркони) и телевидения. Благодаря этим средствам люди оказались подключенными к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части планеты.

Электронные средства позволяют передавать информацию с высокой скоростью и в больших объемах. События становятся общим достоянием практического всего населения страны. Информационная революция изменила общественное сознание всего человечества, сделав его более глобальным.

Пятая информационная революция н ачалась с момента появления цифровой вычислительной техники . Появление ЭВМ вызвало бурный рост новых информационных технологий, ориентированных на возможности ЭВМ и ПЭВМ.

Человечество вступило в новую эру – эру информации. Создается распределенная система общенациональных и региональных знаний. В ближайшем будущем информация станет не только результатом труда населения планеты, но и объектом этого труда. Все сферы деловой активности людей во все большей степени связаны с использованием информации и научных знаний.

Шестая информационная революция, свидетелями которой мы являемся, создала условия для формирования на планете новой цивилизации – информационного общества, в котором процесс создания, преобразования и потребления информации происходит на основе информационных технологий.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов:

Глобализации экономики, проявляющейся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбытов продукции;

Глобализации науки за счет создания распределенных международных коллективов ученых, работающий над общим научным рабочим проектом;

Интенсификации процессов международного обмена научной информации;

Глобализации образования, проявляющейся в развитии систем дистанционно образования, создании открытых территориально распределенных университетов, центров повышения профессиональной квалификации;

Глобализации культуры.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

    Контрольная работа

По дисциплине : «Информационное право»

Тема : Основные информационные революции.
    Выполнила:
    студентка группы 9966к
    Войнич Валерия Александровна
    Проверил:
    ОЦЕНКА: ____________
    ПОДПИСЬ: ____________
План

Введение ……………………………………………………… …………………..….3

1. Информационные революции..................... .............................. .............................. 4
1.1. Характеристика информационных революций…………………………4
1.2. Основные предпосылки информационной революции………………...5
2. Роль информационных революций в развитии общества………………………7
2.1. Основные черты классической индустриальной революции…………..7
2.2. Информационное общество………………… ……………………………8

Заключение ………………………………………………… ………………………...9

Список использованной литературы ………………………………………………11

Введение

В последней трети XX в. в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения началось формирование информационного общества, приходящего на смену индустриальному. Оно основывается на развитии науки, эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанных с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат ресурсов на выпуск продукции и услуг. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обуславливающий формирование нового общества.

Основными тенденциями в развитии общества сегодня являются: увеличение роли человеческого фактора в экономике; формирование новых, более высоких технологий; структурное изменение экономической и социальной структуры общества; возрастание роли организации и управления в общественной жизни. Эти перемены характерны в первую очередь для высокоразвитых стран, за которыми движутся другие страны с той или иной степенью отставания.

Проблема становления информационного общества (постиндустриального, сетевого) и оценка различных его компонент является одной из наиболее дискутируемых тем в современной гуманитарной науке. Сложность и неоднозначность проблематики делает возможным обращение к этой теме самого широкого круга исследователей: историков, философов, социологов, экономистов, психологов. Интерес к постиндустриальной теории неслучаен, учитывая, что на рубеже веков естественно возрастает интерес к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности.

Содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Вторая информационная революция была связана с изобретением письменности, а сущность третьей информационной революции состоит в изобретении книгопечатания. Третья информационная революция отличалась от своих предшественниц тем, что сделала любую информацию, и особенно научные знания, продукцией массового потребления. Четвертая информационная революция состояла в применении электрической аппаратуры и основанных на электричестве аппаратов и приборов для скоростного и предельно массового распространения всех видов информации и знаний. Пятая, последняя, революция включает в себя следующие характеристики: создание сверхскоростных вычислительных устройств - компьютеров (в т.ч. персональных); создание, постоянное наполнение и расширение гигантских автоматизированных баз данных и знаний; создание и быстрый рост трансконтинентальных коммуникационных сетей.

Сегодня кривая технологического прогресса круто пошла вверх, и это говорит о том, что мы переживаем третью по счету всемирную технологическую революцию. Пройдя стадию изобретательства и новаторства, мы вступили в самую важную эпоху- период массового распространения и внедрения новых технологий. Их темпы в разных странах будут зависеть от экономического положения и политической стабильности, но этот процесс уже не обратить вспять, а по своим последствиям он может превзойти даже две предыдущие технологические революции, которые преобразили в свое время Запад, а ныне, с расширением масштабов цивилизации, меняют жизнь и в других частях света.

Информационные революции

Характеристика информационных революций.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций -- преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

*переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

*миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

*создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль -- информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии -- информационная технология.

Основные предпосылки информационной революции

Более двухсот лет назад была изобретена паровая машина, что ознаменовало собой первую технологическую революцию. Благодаря силе пара были внедрены немыслимые прежде технологические новшества.

Вторая технологическая революция, свершившаяся около 100 лет назад, характеризуется достижениями в двух областях: электричества и химии. Электричество являет собой новый, более совершенный вид энергии, которую, в отличие от пара, можно передавать на огромные расстояния. Это открыло перспективу новых форм децентрализации производства, что было невозможно в условиях, когда машины в целях минимизации потерь паровой энергии группировались на фабрике. Электричество также дало новый источник света, изменивший ночной и дневной ритм человеческой жизни. Оно позволило передавать кодированные сообщения по проводам и трансформировать голос в электрические сигналы, что обусловило появление радио и телефона. Химия впервые дала возможность создавать синтетические материалы, которых не существует в природе.

Сегодня разворачивается третья технологическая революция - информационная. Вне всякого сомнения, сегодня мы имеем дело с новым переворотом в системе производства. Если промышленный переворот состоял в использовании машин для выполнения физической работы, а умственная деятельность полагалась незыблемой прерогативой человеческого интеллекта, то современная научно-техническая революция создает компьютеры, которые с немыслимой для человека производительностью выполняют многие элементы именно умственной работы. Имеет место точка зрения, что мы вступаем в век "промышленного производства информации". Подобно тому, как в результате промышленного переворота родилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям 1 .

К основным предпосылкам информационной революции относятся:

1. развитие машинного производства в середине XX века, что привело к созданию и успешному функционированию в сфере материального производства первых автоматов;

2. полная автоматизация промышленного производства, которая стала возможной к концу 1970-х годов благодаря внедрению и широкому освоению микропроцессов и промышленных роботов. Наиболее яркими примерами полностью автоматизированных предприятий стали заводы японской фирмы Fanuc, а также сборочные предприятия автомобильных компаний Швеции и США;

3. активное применение управленческих информационных систем в промышленно развитых странах к середине 1980-х гг., когда произошло распространение процессов автоматизации и компьютеризации с уровня непосредственного создания благ на уровень управления ими. Это привело к радикальной переоценке ценностей: главным, определяющим развитие, стал нематериальный ресурс - информация;

4. в первой половине 1990-х годов в мире начали функционировать объединенные информационные системы, связавшие воедино те процессы и ресурсы, которые ранее использовались разрозненно;

5. развитие современных информационных технологий и телекоммуникаций сделало реальностью подлинную глобализацию во второй половине 1990-х гг.

Роль информационных революций в развитии общества

Основные черты классической индустриальной революции

Основные черты классической индустриальной революции заключались в следующем.
· Использование новых основных материалов, главным образом железа и стали.
· Использование новых источников энергии, новых двигателей и видов горючего, таких как паровая машина и уголь, затем электричество, нефть и двигатели внутреннего сгорания.
· Использование механических изобретений таких, как прялка Дженни, машинных орудий, которые увеличивали производительность при малых затратах энергии человека.
· Централизованная организация работы в фабричной системе, которая привела к дальнейшей специализации функций, что вместе с совершенствованием машин привело к созданию взаимозаменяемости частей и массовому производству.

· Ускорение транспортировки и коммуникаций через создание пароходов и паровозов, автомобилей и, в конечном счете, аэропланов, а также телеграфа, телефона и радио.

В аграрных доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являются основой жизни цивилизации нового типа. Темп изменений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами.

Важнейшим источником перемен в индустриальных странах стали достижения научно-технической мысли. Союз между машинной индустрией и наукой, ориентированный на практические цели, создавал огромные возможности для наращивания производственных и для удовлетворения материальных нужд в немыслимых ранее масштабах.

Информационное общество

С информационной точки зрения, наш мир становится все более взаимосвязанным. Он как бы уменьшается в объеме. Расстояния уже не кажутся такими большими, как раньше, и в меньшей степени разделяют людей благодаря появившейся у них возможности постоянно общаться. Да и понятие времени в информационном обществе несколько изменяется, точнее, меняется его психологическое восприятие - время как бы становится более динамичным.

Происходит и существенное уплотнение "социального" времени общества, т.к. в одном и том же временном интервале происходит все большее количество социально значимых событий по сравнению с тем, что имело место ранее. Анализируя этот социально-психологический феномен с точки зрения ментальной сферы информационного общества, можно было бы привести сравнение с аналогичным феноменом в обществе индустриальном. Речь идет о развитии транспортных коммуникаций, появление и широкое распространение которых не только изменило облик экономики, весь образ жизни людей, но и их мировосприятие, прежде всего представление о пространстве и времени. Развитие общественно доступных транспортных коммуникаций изменило жизнь общества кардинальным образом - не зря американцы говорят, что современный облик США создали автомобиль и железные дороги (знаменитый лозунг времен Генри Форда - "What drives America, America drive"). Нечто подобное происходит сегодня и в развитии современной информационной сферы общества, которая становится все более и более взаимосвязанной.

В настоящее время происходит переход от линейного (по цепочке "наука-производство- потребление") к системному описанию инновационного процесса. Для характеристики уровня технологического развития той или иной страны вводится понятие национальной инновационной системы (НИС). Под НИС понимается "такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая - это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, передавать и хранить знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии".
и т.д.................

Мир на пороге четвертой информационной революции
П.В. Сороколетов

Аннотация

В статье предлагается авторская концепция технологии передачи знаний, соответствующей реалиям 21-го века - «закрывающей» технологии по отношению к традиционной индустрии передачи профессиональных знаний и навыков.


Человеческая деятельность так или иначе сосредоточена в 4-х сферах:

  • Материальное производство

  • Организация и управление бизнес-процессами

  • Управление социумом

  • Управление знаниями

Производство материальных предметов, когда-то давно (в античности, например) бывшее искусством – в 19-м веке стало суммой технологий. Управление производством и бизнес-процессами – превратилось в технологию менеджмента во второй половине 20-го века. Управление обществом – стало технологией на наших глазах в конце 20-го века (избирательные технологии и т.п.). Из 4-х сфер только последняя сегодня остается в большой степени искусством: преподавания и усвоения знаний, содержащихся в текстовой и графической информации – среде-носителе знаний.


Статья отвечает на следующие вопросы:

  • Что такое на самом деле 4-я информационная революция и почему это вовсе не Интернет, ноутбуки с Wi-Fi, объектно-ориентированное программирование и пр., ассоциирующееся с «компьютерной революцией» в обыденном сознании?

  • Каковы ее предпосылки?

  • В чем ее суть и практический смысл?

  • В чем риск не осознать и не использовать ее вовремя?


История цивилизации – это история информационных революций.


Информационная революция – качественный скачок в технологии сбора , хранения и передачи информации от субъекта к субъекту (коммуникации).
Первой информационной революцией было Слово . Осознанные мысленные образы и представления человека вылились в звуковые символы, люди осваивали речевое общение. Именно в этот момент произошло первое деяние, которое мы сегодня с полным правом назвали бы «передачей знаний».
Второй информационной революцией стал Символ . Формы устной речи были сопоставлены с визуальными символами, появилось письмо. Этот принципиальный скачок в развитии привел к появлению первых информационных технологий (ИТ) в современном понимании. Информация оторвалась от своего носителя, стала овеществлена . От пиктограмм до книгопечатания развивалась информационная технология письма, пока не наступила эра компьютеров, и с ней – 3-я информ-революция.
Третьей информационной революцией стал Цифровой Код , существующий в памяти электронного устройства – компьютера. Эволюция интеллекта во Вселенной завершила свой первый (или очередной, кто знает?) виток : мысль, родившаяся из движения электронных импульсов в нейронах головного мозга, став звуковыми колебаниями, затем видимыми глазом отражениями световых волн от листа бумаги, вернулась в свое изначально электронное состояние – теперь в виде искусственного компьютерного кода.
Автоматическая обработка текстовых и графических файлов с последующей почти мгновенной передачей на расстояние является содержанием современной ИТ. Страны, первыми реализовавшие компьютерную революцию, получили эволюционное преимущество. В частности, превосходство стран Запада над СССР в ИТ стало одной из причин краха последнего. Аналогично предприниматели, первыми освоившие электронные средства ведения бизнеса, получили преимущество.
Но сегодня потенциал 3-й информационной революции исчерпал себя. Вы возразите: ведь бурно развивается Интернет и цифровые телекоммуникации, все более «умными» и изощренными становятся операционные системы компьютеров и прикладные программы – от средств автоматизации офиса до программ аналитики и прогнозирования?
Ответ прост: суть революции - именно в содержательном, качественном скачке. А содержание и Интернет, и компьютерных программ – прежнее. Автоматизированная обработка и быстрая передача данных, т.е., сырой информации , которая является лишь средой-носителем знания , но не самим знанием в овеществленной форме.
Факты:

  • перевод в электронный формат текстов и рисунков, ранее передававшихся в печатном виде, практически завершен. Поколение Next не пользуется книгами. С удешевлением наладонных PC этот процесс скоро исчерпает себя;

  • компьютер по-прежнему на 90% остается инструментом для работы с текстом и графикой – «приставкой» к естественному интеллекту;

  • принцип параллельных вычислений не вышел за стены лабораторий с их супер-ЭВМ - архитектура и Вашего компьютера, и сервера Вашей компании – по-прежнему неймановская, как и первых «Мультиваков»;

  • новые технологии программирования – это модификации известных теоретических наработок 60-х – 70-х годов 20-го века.

Что действительно меняется, так это быстродействие процессоров , объем памяти, скорость коммуникаций, емкость устройств оптической записи. Все это позволяет производить больше операций в секунду и, соответственнно, писать бо льшие компьютерные программы без снижения видимой скорости их работы.


Вывод: воспринимаемые как «революция» изменения в ИТ на самом деле обусловлены бурным прогрессом физики кристаллов . Это – эволюционирование потенциала уже состоявшейся 3-й информационной революции.
Тогда что же такое 4-я информационная революция?
Четвертая информационная революция – это переход от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и обмену чистым знанием .
Мир ждет взрыв создания универсальных и специализированных Баз Знаний (БЗ). С точки зрения нового эволюционного витка это эквивалентно переходу от Слова к Символу.
Надо отметить, что термин «база знаний» не нов и в него вкладывают очень разный смысл. Так назывались еще в 80-е годы особым образом структурированные данные в т.н. экспертных системах – программах, имитирующих рассуждения человека-эксперта в какой-либо (очень узкой) предметной области.
Сегодня многие организации создают то, что они называют «корпоративные базы знаний» или «хранилища знаний». Однако, по известному мне опыту работы и в западных IT-компаниях, и в «китах» отечественного ТЭК, такая «БЗ» - чаще всего просто гипертекстовая база данных, реализованная в WEB-среде (интранет) с хорошей системой поиска, - собрание текстов, законов и поправок к ним, корпоративных документов и т.п. информации. Что не является собранием знаний в рассматриваемом здесь смысле.
Что же такое знание в истинном смысле? Чем оно отличается от информации ?
Допустим, я хочу вложить деньги в ценные бумаги (ЦБ). Раньше этого не делал. Передо мной выбор: акции или облигации? Чтобы выбрать, мне необходимо знание – в чем принципиальное, глубинное различие между этими инструментами. Открываю учебник и читаю два текстовых описания:

Это информация к размышлению. Анализирую ее и выделяю два ключевых фрагмента:

«… свидетельствующая о внесении пая в капитал…» и «… обязательство … при выпуске займа …».
Я извлек знание: приобретая ЦБ, в первом случае я становлюсь совладельцем акционерной компании, а во втором – в чистом виде даю в долг под фиксированный процент. Это фактор, влияющий на характер ликвидности и ценовую динамику бумаги.
При этом в моей памяти сформировалось подобие структуры, которую в теории искусственного интеллекта именуют «семантической сетью» (рис.1).
Такого рода глубинные структуры, которыми оперирует мышление, в сочетании с процедурами моделирования суждений, и можно (упрощенно, конечно) назвать знанием .
Знание – это сложно-структурированная сеть понятий и отношений между ними, выраженных словами естественного языка, привязанная к иерархии категорий мышления и оснащенная процедурами моделирования рассуждений на основе этих категорий.
Соотношение между информацией и знанием понятно из этого примера: информация – это среда-носитель знания. Как золотоносный песок – носитель золота.
Вывод:
Суть четвертой информационной революции – переход от хранения и обмена носителем (информацией) к представлению всех накопленных (цивилизацией, бизнесом, конкретной корпорацией) знаний в очищенном виде.
Содержание четвертой информационной революции – создание технологии автоматизированной обработки знаний:


  • перевод накопленной текстографической информации в структуры знаний;

  • их объединение в публичные и корпоративные БЗ, публикация в Интернет и корпоративных интранет;

  • использование БЗ для быстрой, почти мгновенной (с точки обучения на текстах) и гарантированной (с точки зрения усвоения индивидом) передачи знаний.

Предпосылки 4-й информ-революции и почему она начинается лишь сейчас?
1) Теоретическая
К настоящему времени кибернетика и ее важнейший раздел – теория искусственного интеллекта (ТИИ) – построили мощный фундамент. Приобретен (в основном в ВПК) большой опыт проектирования программных систем, основанных на знаниях.
2) Научно-техническая
Появилось четкое понимание , почему не удались первые, во многом наивные попытки 70-80-х создать программы распознавания текстов на естественном языке (ЕЯ) 1 .
Сегодня оно трансформируется в набор формализованных процедур, позволяющих, не творя "искусственного интеллекта» из фантастических романов, оперировать ЕЯ-текстами и распознавать графические образы с удовлетворительным промышленным качеством. Остался шаг до момента, когда эти лабораторные технологии выплеснутся в сферу гражданского бизнеса, породив принципиально новые продукты и новый рынок .
3) Технологическая
Как упоминалось, физика кристаллов и порожденные ею технологии позволили за 15 лет на два порядка повысить быстродействие процессоров и объем оперативной памяти компьютеров, одновременно уменьшив их до размера современного ноутбука.
Что это дало? Современный компьютер (даже персональный!) теперь в состоянии манипулировать громоздкими математическими моделями, разработанными ТИИ.
Эти предпосылки - зеленый свет для 4-й информ-революции в ее истинном смысле. Тенденция заметна уже 2-3 года. Особенно наглядно это проявляется в виде все более мощных интеллектуальных поисковых систем Интернет, которые индексируют миллионы web-страниц и формируют базы семантически связанных ключевых слов - понятий.
Почему этот процесс неизбежен c точки зрения эволюции цивилизации?
Перечислим ряд факторов, которые можно назвать «факторами давления».
«Фактор информационной лавины»
Сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью восприятия среднего человека – с другой.
Возможность восприятия – способность индивида извлечь из потока информации знание , т.е. построить в своем сознании модель фрагмента реального мира, пригодную для осмысленных суждений и планирования действий на основе этих суждений (как это было показано в примере с акцией и облигацией).
В результате парадокс: человек середины 20-го века, пропускающий через себя на порядок меньший поток информации, скрупулезно изучая книги, был интеллектуально более развит, чем сегодняшний «хакер», сутками напролёт «сканирующий» Интернет.
«Фактор мозаичного образования»
Объем знаний, необходимых для работы профессионала, вырос как никогда. Возможно, в первую очередь это, а вовсе не «злой умысел власть предержащих Запада» (как любят писать некоторые газеты) определяет переход от классической к т.н. мозаичной модели среднего и проф. образования.
Но современные компании нуждаются не просто в знающих и квалифицированных спецах – они нуждаются в компетенциях . Для формирования необходимых компетенций все больше времени и средств уходит на тренинги персонала, обучающие курсы и др.
Имеем «ножницы»: вынужденно фрагментарное обучение расходится с потребностью в освоении спецом все большего объема разнородных знаний и навыков.
«Фактор темпа изменений»
Мир изменился. Капитализм превращается в метакапитализм, производства – в сверхгибкие «цепочки добавленной стоимости», мгновенно осваивающими новые продукты и реагирующими на изменение запросов потребителя. Cкорость, с которой персонал вынужден усваивать новые знания и оценивать факторы, возросла многократно.
Чтобы соответствовать темпу изменений, профессионал вынужден постоянно и очень быстро учиться .
Общий вывод:
Объективно назрела потребность (необходимое условие) в 4-й информационной революции как основе для дальнейшего эволюционирования цивилизации.
Если деловой мир не перейдет от обмена «сырой» информацией к электронной индустрии знаний – его ждет стагнация.
Как мы показали ранее, к настоящему моменту уже сформировались и предпосылки 4-й информационной революции (достаточное условие).
Заключение. Что делать?
Создание, рост и превращение фундаментальных структур баз знаний в самостоятельный продукт составит, на наш взгляд, первый этап грядущей 4-й информационной революции.
Ценность таких продуктов в том , что любая гуманитарная технология и воплощающая ее система “Hi Human» не сможет стать промышленным продуктом без подобного ядра.
Базы знаний описанного типа послужат основой для будущих интеллектуальных корпоративных систем , которые смогут:


  • овеществлять уникальные корпоративные знания, отделяя их от персонала-носителя и страхуя компанию от рисков человеческого фактора;

  • обеспечивать топ-менеджменту возможность мониторинга ситуации и мгновенного реагирования на ее критическое изменение;

  • обеспечивать управление компетенциями менеджмента и персонала.

Любая IT-компания (корпорация, страна …), которая овладеет технологиями индустрии знаний и захватит рынок – совершит качественный прорыв на новый виток эволюции и опередит конкурентов, как бы она ни отставала сейчас.


Любая корпорация (отрасль, страна…), которая овладеет применением продуктов индустрии знаний в своей практике позже других – потеряет темп развития.
Если говорить о корпоративной стратегии , отвечающей вызовам 4-й информационной революции, то становится насущно необходимым:

  • осознание перечисленных факторов и тенденций менеджментом;

  • выделение ресурса на освоение (приобретение) технологии (для IT-компаний) или передовых продуктов индустрии знаний (для прочих компаний);

  • включение технологии и продуктов индустрии знаний в цепочку бизнес-процессов путем формирования корпоративной базы знаний;

  • интеграция персонала и созданной базы знаний в единую систему “Hi Human”.

В заключение хотелось бы отметить, что для России этот момент может стать точкой прорыва в лидеры высоких информационных технологий. Сосредоточив ресурс на создании приоритетной технологии индустрии знаний, страна могла бы сделать то, что не удалось СССР при Хрущеве – «обойти Америку на вираже».



Сороколетов Павел Валерьевич, IT -эксперт / paul @ hlg . ru

Закончил с отличием ф-т кибернетики МИФИ в 1986. С 1986 по 1996 работал в структурах Минсредмаш, РКА, Росэнергоатома. В 1995-1996 - главный менеджер отраслевой страховой компании «Атоммед». С 1997 по 1999 гг. возглавлял Российское представительство Auric Vision, с 2000 г. – главный архитектор программного обеспечения компании. В 2001 г. – руководитель корпоративных проектов в компании Sybase. С 2002 года – консультант ОАО РАО «ЕЭС России», Советник зам. Председателя Правления по реформе электроэнергетики.

1 Естественный язык (русский, английский, китайский и т.д.) в отличие от компьютерных языков – т.н. «контекстно-зависимый». Это означает, что для понимания даже простейшей фразы мозг человека привлекает огромное количество смежных понятий, лежащих в контексте фразы. От слов, из которых фраза составлена , выражающих повседневные смыслы, до категорий, отражающих глубинные структуры мышления. Сегодня стало понятно, что память человека представляет собой гигантскую семантическую сеть , где слова, понятия и категории, лежащие в узлах сети, связаны между собой многочисленными отношениями. Именно эта универсальная семантическая сеть и является важнейшей основой того, что сегодня следует называть термином «база знаний». Это т.н. «декларативная» компонента знания. Другая компонента - «процедурная», - выраженные каким-либо способом инструкции по выполнению набора операций, определяющих переход от одного понятия к другому, от одной ситуации к другой, позволяющих выполнять осмысленные действия на основе знания об окружающих нас предметах и явлениях.




Top